Максим горький жизнь и смерть. Последние годы жизни и смерть максима горького

В начале века Горький становится властителем дум своего поколения, вокруг его творчества возникает ожесточенная литературно-общественная борьба. Известность молодого писателя за рубежом начинает соперничать с известностью гиганта русской литературы - Льва Толстого. Учение о непротивлении злу насилием сталкивается с призывом к революционному действию, к всестороннему сопротивлению старому общественному строю. Голос Горького был особенно звучен, так как был голосом вздыбившейся России.
Внимание современников привлекли не только бунтарское творчество, но и сама личность Горького. То был новый тип литератора - писателя и революционера.
Революция 1905 г. всецело владела Горьким. Он вступает в социал-демократическую партию и принимает активнейшее участие в революционной борьбе. В конце года он становится одним из организаторов первой легальной большевистской газеты «Новая жизнь» и впервые встречается с В. И. Лениным.
Международный авторитет писателя-революционера был очень высок, это убедительно показал гневный протест прогрессивной общественности Запада против заключения автора «На дне» в Петропавловскую крепость в январе 1905 г.
Сопоставление истекающей кровью России с самоуспокоенной Европой и богатой, охваченной яростной страстью к наживе Америкой приводило Горького к мысли, что Россия становится центром революционного движения и что именно в ней, в этой отсталой стране, назревают события, которые потрясут мир. «Теперь мы, русские, потащим мир вперед» (ЛН, 272), - пишет Горький в августе 1906 г. А в одном из декабрьских писем читаем: «Я живу в восторге, в страшно повышенном настроении, - каждый день все более убеждает меня в близости революции всемирной».25
В этом приподнятом, насыщенном революционной мыслью настроении Горький увлеченно пишет пьесу «Враги» и роман «Мать», обозначившие новую веху в развитии не только русской, но и мировой литературы.
Шел ожесточенный спор о путях развития русской литературы, о том, кто победит в ней - представители модернистского искусства, изолировавшиеся от острых социальных проблем, или же Горький и его «школа», представляющие искусство, связанное с борьбою народа, с революцией. Но то, что отвергалось противниками Горького под видом защиты эстетики от инородных, в данном случае - социальных «вторжений», на самом деле послужило основой возникновения новой эстетики, новых критериев красоты. «Мать» и «Враги» были социально-эстетическими манифестами Горького, опиравшимися на его давние художественные искания. На первый план выдвигался человек труда, жизнь рассматривалась как деяние и борьба, устремленные в будущее.

Выступив зачинателем нового типа социального романа, Горький отказался от старых сюжетных построений. Русские литераторы XIX в. воспроизводили движение отечественной истории путем раскрытия частных судеб людей, Горький раскрывает эту историю путем изображения судеб классов, классового противоборства. Впервые в литературе основными героями романа стали рабочие-революционеры, борьба которых показана в тесном единстве с борьбой революционной интеллигенции, несущей идеи социализма в рабочие массы и пробуждавшуюся деревню.
Писатель создал народную книгу, т. е. книгу, посвященную людям труда и обращенную к ним. Народность в представлении Горького - это прежде всего проникновение в дух и социальные чаяния народа. Автор романа всегда ощущал свою непосредственную связь с ним, справедливо утверждая, что «больше, чем кто-либо другой» имеет «право назвать себя демократом и по крови, и по духу».
Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако, после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.
1917-1919 годы - M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.
1921 год - отъезд M. Горького за границу. В советской литературе сложился миф о том, что причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. В действительности А. М. Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью[источник не указан 190 дней]. В 1921-1923 гг. жил в Гельсингфорсе, Берлине, Праге.
С 1924 года жил в Италии, в Сорренто. Опубликовал воспоминания о Ленине.
1925 год - роман «Дело Артамоновых».
1928 год - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».
1931 год - Горький посещает Соловецкий Лагерь Особого Назначения и пишет хвалебный отзыв о его режиме. Этому факту посвящён фрагмент труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
1932 год - Горький возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов: книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).
1934 год - Горький «проводит» I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.
1934 год - соредактор книги «Канал имени Сталина»
В 1925-1936 годах пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который так и не был окончен.

11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького - Максим Пешков. M. Горький умер 18 июня 1936 года в Горках, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.
Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой.
Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.
Написано:
1925 - «Дело Артамоновых»
1925-1936- «Жизнь Клима Самгина» - РОМАНЫ
1923 - «Мои университеты» ПОВЕСТЬ
1924 - «Рассказы 1922-1924 годов»
1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов) – РАССКАЗЫ
1930-1931 - «Сомов и другие»
1931 - «Егор Булычов и другие»
1932 - «Достигаев и другие» - ПЬЕСЫ
1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)
1922 - «О русском крестьянстве»
Инициировал создание серии книг «История фабрик и заводов» (ИФЗ), выступил с инициативой возрождения дореволюционной серии «Жизнь замечательных людей».

АКЦЕНТ ДЕЛАЕМ НА ПУБЛИЦИСТИКЕ: берём 8 ответ из истории журналистики.
Публицистические статьи Горького относятся главным образом к 30-м годам, когда гитлеровская Германия при помощи империалистов других буржуазных стран усиленно готовила вторую мировую войну. И писатель, указывая на растущую угрозу новой кровавой бойни, с огромной силой клеймил и фашистских поджигателей войны, и капиталистический строй, который способен порождать такие позорные явления, как фашизм. Неутомимо и настойчиво Горький-публицист боролся за мир против надвигающейся мировой войны. «С кем вы, «мастера культуры»?» - обращался он к передовой интеллигенции Запада, призывая ее стать в грядущих битвах на сторону социализма, Страны Советов. Заботой о будущем социалистического Отечества проникнута и статья «Если враг не сдается - его уничтожают» (1930). В ней Горький выдвигает две задачи. Он говорит о необходимости усиления идейного воспитания трудящихся. Смысл всей грандиозной революционной работы Советской страны выражен в простых и ясных словах - «создать новый мир», но для того чтобы решить эту грандиозную задачу, нужно энергично и последовательно бороться с пережитками капитализма в сознании, в быту. Это одна сторона дела. Другая заключается в том, чтобы до конца осознать, что буржуазия всех стран питает непримиримую ненависть к Стране Советов. Поэтому необходима политическая зоркость и бдительность.

К публицистическимстатьямгорьк Горького тесно примыкает цикл «По Союзу Советов» и другие очерки советских лет. Следует заметить, что Горький весьма высоко ценил очерк как литературный жанр.

Он придавал очеркам столь серьезное значение, что организовал специальный журнал для их публикации - «Наши достижения». В этом журнале были напечатаны и очерки самого Горького «По Союзу Советов». Они явились результатом путешествий писателя в 1928 и 1929 годах по СССР, по прежним, когда-то в дореволюционное время, исхоженным местам - Средней России, Поволжья, Украине, Кавказу и т. д. Естественно, что очерки Горького основаны на противопоставлении старого и нового, прошлого и настоящего. Писатель сам объясняет, почему он, рассказывая о Баку, о Днепрострое, о социалистическом строительстве, постоянно обращается к прошлому: «Я - свидетель тяжбы старого с новым. Я даю показания на суде истории перед лицом трудовой молодежи, которая мало знает о проклятом прошлом я поэтому нередко слишком плохо ценит настоящее, да и недостаточно знакома с ним». К старому Горький возвращается для того, чтобы глубже и правильнее показать то новое, что является главной темой его очерков. Писатель нарисовал в них яркие картины творческой жизни советского народа. «„.Всюду на всех точках земли Союза Советов делаются смелые, великого значения опыты, строится новая жизнь» - таков лейтмотив всего цикла «По Союзу Советов». Главным героем очерков является новый, советский рабочий, осуществляющий индустриализацию страны.

С очерками «По Союзу Советов» тесно связаны «Рассказы о героях», печатавшиеся тоже в журнале «Наши достижения». Только тема этого цикла иная: в нем рассказывается о коллективизации сельского хозяйства, а главный герой - советский крестьянин, строитель социализма в деревне. Путешествие по СССР дало Горькому возможность увидеть самые существенные стороны советской действительности и сделать очень плодотворные выводы и обобщения. Один из них - наиболее важный - Горький формулирует следующим образом: «Героем наших дней является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военкор, избач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающие в деревне, крестьянин - опытник и активист, рабочий-изобретатель, вообще человек массы!»
Поистине велико публицист.наследие Горького советс. периода. Только в «Правде» в 1928–32 гг. помещено более 100 его выступлений, многие из кот.перепечат. в центр. и мест. газетах. Гл. тема его очерк.,статей – советский человек, его героич. созидательный труд. Г.искренневосхищ.успехами совет. людей. В статьях «Мой привет» («Правда», 27г), «О новом и старом» («Известия», 27г), «Пальцы могучей руки рабочего класса» («И-я»,29г.), «О пионерах» («И-я 29) пис. выражает чувство гордости за простых совет.рабочих, героев труда, создателей индустрии. Г. яв. организатором и ред. мн. ж-в, в том числе ж-ла «Наши достижения», гл. задача кот.сводилась к тому, чтобы показать наше строительство «наглядно, убедительно». Журн. выходил с 29 по 37 г. В теч-е 1го года на его стр. публиковались очерки Горького «По Союзу Советов», в кот.запечатлен трудовой героизм советских людей. Оценивая публицист.наследие Г., необходимо заметить, что всей правды о совет. действит-ти он все-таки не сказал, да и сказать не мог. Когда в 29 г. его спросили, как же объяснить появление очерка о Соловках, где никакой критики не содержится, Г. ответил: «Там карандаш редактора не коснулся только моей подписи – все остальное совершенно противоположно тому, что я написал и неузнаваемо». Спор души и разума отразился в статьях 1905-16, посвящ. первой рос. Рев., эссе «Разрушение личности» (08г), цикл «Несвоевременные мысли» (17-18) и даже в одном из самых несправедливых его произв. - книге «О рус.крестьянстве» (22г), в кот. подавляющей части населения России фактически было отказано в праве на самостоят. бытие. В цикле статей «Несвоеврем. мысли» Г. выдвигает ряд проблем, кот. пытается осмыслить и разрешить.«Несвоевременные мысли» – это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете «Новая жизнь» – органе группы социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года – с апреля 1917-го по июль 1918-го, когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати.

Публицистика Горького противоречила «Апрельским тезисам» В.И. Ленина, поэтому книга попала в закрытый фонд литературы и не переиздавалась вплоть до 1988 г. Советское литературоведение, отталкиваясь от определения Ленина «Горький не политик», толковало публицистику как отступление от правды большевизма.
Одной из самых значительных яв. истор. судьба рус.народа. Г. порицает народ за то, что пассивно участвует в гос. развитии страны, «за его склонность к анархизму, нелюбовь к труду, за всяческую его дикость и невежество». Еще один вопрос, привлекающий пристальное внимание Г - пролетариат как творец революции и культуры. Спасение пролетариата, по убежд. Г, в его единении с "классом трудовой интеллигенции". Задача пролетарской интеллигенции - объединение всех интеллектуальных сил страны на почве культурной работы. Третьим проблем.звеном "Н. мыслей" стали статьи о взаимосвязях революции и культуры. "Н. мысли" вызывают смешанные чувства, вероятно, как и сама рус.рев-ция и последующие за ней дни. В этом же и признание своевременности и талант.выразительности Горького. Он обладал вел. искренностью, проницательностью и граждан. смелостью. Подтверждением этих свойств публициста является появление таких его очерков, как "О трате энергии", где он предупреждает о вредности "проработок" на собраниях; "Ответ", в кот.говорится, что у нас чрезмерно злоупотребляют понятием "классовый враг"... и что чаще всего это делают люди бездарные... авантюристы; "Русская жестокость", где он подвергает анализу "красную" и "белую" злобу и ставит между ними знак равенства.

ТРАГЕДИЯ ГОРЬКОГО.

Как то раз зимним вечером у меня произошла беседа с моим соседом по лестничной площадки Марком Брисовичем Колосовым. Марк Борисович долгое время работал редактором и руководителем отдела в издательствe “Молодая гвардия” и был в курсе всех событий литературного мира. Я попросил Марка Борисовича на этот раз рассказать о Горьком.

У меня не было личных встреч с основателем направления в нашей литературе, которое назвали: “Социалистический реализм”, но у меня были служебные встречи с Горьким. Однажды он собрал нас, редакторов издательств и начал беседу с рассказа о том, что получил из деревни повесть, автором, которой была пожилая женщина. Она писала о себе. Дочь известного князя, она в молодости решила посвятить свою жизнь служению народу: сеять доброе, вечное и ожидала народной благодарности за свой учительский труд. Вышла замуж по любви, а родственники мужа посоветовали выбить из меня гордыню и барские привычки. В нашей деревне все мужики молодых жен лупили для покорности. А потом мой муж вообще пропал без вести, уехав на заработки. Грех признаться, но выбил он из меня всю любовь, остался только страх:вдруг вернется!

Теперь она одна доживает свой век. И ничего-то не было в её жизни хорошего, никто не сказал ей спасибо за её каторжный труд. И нет теперь у неё сил вести хозяйство, поправить крышу.

Горький посмотрел на присутствующих, тяжело вздохнул и сообщил: “Я не стал публиковать её повесть, но послал ей деньги. Поймите, пусть повесть, роман берёт Вас за душу, пусть вызывает слёзы сочуствия, пусть это даже талантливое произведение - оно не ко времени, если от него хочется плакать. Россия пролила много слёз, теперь она должна цвести улыбками. Я был на строительстве Беломоро- Балтийского канала в августе 33 года. Я видел каторжный труд заключённых. Но во имя чего этот труд? Во имя могущества Родины! И я понял, что чекисты - руководители этой стройки живут этим порывом. Природа не может обойтись без чёрных красок. Но сейчас они нам не нужны. И тот станет у нас великим писателем или поэтом, кто споёт сладкую, баюкающую песню для народа. Надо верить в мечту, творить мечту!”

Эта встреча с Горьким была накануне первого съезда писателей. Сам съезд был с 17 августа по 1 сентября 1934 года. Итересно то, что делегатов с правом голоса было 376 человек. Из них 140 оказались евреями, т. е. их оказалось существенно больше чем украинцев. Но украинцев, как вторую по численности нацию, поставили на второе место. Всего в Союзе писателей тех времен было 1500 членов.

Мудрый уж только рядился в перья буревестника? Он же поэтизировал чернь, льстил ей, а, посетив Беломорканал, понял какое чудовище эта чернь, которая пришла к власти. И Вы следовали его инструкциям?

Проще всего теперь осуждать наше поколение. Вашему поколению ничего не грозит. Я вам напомню: 17 съезд ВКП /б/ прошел с 26 января по 10 февраля 1934 года. Съезд большинством проголосовал за Сергея Кирова, как нового Первого секретаря партии. Делегаты считали, что верховная власть должна быть ограничена десятью годами правления. Сталин откровенно тогда заметил: ”Неважно как голосуют товарищи. Важно, как подсчитывают голоса”. На всякий случай для пoлной надежности 1 декабря 1934 года Сергей Киров был убит, большинство делегатов 17 съезда расстреляны, начались процессы над старой большевистской гвардией.

Ягода под предлогом неожиданнй любви к Надежде (Тимоше) Пешковой- вдове сына Горького часто посещал семью Горького.Ухаживание за Тимошей Ягоде нужно было для того, чтобы подозрительный Сталин не думал, что против него плетется заговор. Ведь Горький понимал: кто и зачем напоил его сына водкой, раздел и оставил на морозе умирать. Горький не ревновал Тимошу, которой сам благоволил. Почему? Он знал, что Тимоша докладывает о их встречах с Ягодой в органы. Горький и Ягода были родственники по закону. Горький усыновил брата Сверлова Зиновия Пешкова, а жена Ягоды -Ида была племяницей Зиновия. Ягода настойчиво просил Горького заступиться за старых большевиков, остановить убийство старых партийцев, проголосовавших за Кирова. Горький долго не хотел вмешиваться, но Ягода его уговорил. Горький обратился к Сталину с просьбой о помиловании Бухарина, Рыкова, Пятакова. Дело было в том, что эти арестованные на семнадцатом съезде партии проголосовали за Кирова. Голосование было тайным. Кто как голосовал установили по дактологическим отпечаткам на бюллетенях. Не помогли Бухарину его покаянные письма Сталину, заступничество Горького, а для Горького и Ягоды это заступничество тоже привело к их гибели. А ведь Ягода очень помог Сталину в борьбе с Троцким в двадцатых годах. Всего Ягода был руководителем НКВД менее двух лет. Он самоустранился от следствия по делам Кирова и Зиновьева, перепоручив их Ежову по просьбе Сталина. Ягода занимался руководством строительства Беломорканала и начал строительство канала Москва- Волга. Страна катилась к массовому террору. Сталин понимал то, что теряет доверие народа и пытался запугать людей, поскольку понимал то, что народ не верит пропаганде.

Эх огурчики да помидорчики!

Сталин Кирова убил

В коридорчике.

Союз с Гитлером после репрессий 1937 года был прежде всего идеологическим. Гитлер предложил Сталину во время его беседы с Молотовым присоединиться к тройственному союзу. Сталин понял, что национализм для вождя более надежная опора. Но предложение Гитлера не отклонил, промолчал. Был ли этот шаг просто вежливостью. Скорее всего он был выжиданием удобного момента.

Пауки в банке. Вот таков на деле оказался союз единомышленников, такова внутри партийная демократия. А какие взаимоотношения были между Горьким и Сталиным?

Как-то раз я получил от Горького приглашение на обед. Я побрился, завязал галстук, смотрю мой сосед по коммунальной квартире Эдуард Багрицкий делает тоже самое и торопит меня уйти из туалета. Мы жили тогда в доме писательского кооператива по Камергерскому переулку 2 . Я вышел и пошел к Горькому, во дворец Рябушинского, смотрю, мой Эдуард крадётся за мной.

Я возмутился: -“Ты следишь за мной?” “Я не слежу за тобой, просто ты идёшь моей дорогой.” “А куда ты идёшь?” Эдуард замялся, закашлялся, но потом сознался, что его тоже пригласил Горький. Я захохотал. Эдуард считал меня своим начальством и понимал, что начальство не любит, когда его не ставят в известность. У Эдуарда была астма, которая свела его в могилу в феврале 1934 года.

Мы пришли, сели, возникла непринуждённая атмосфера, и вдруг…. одна дверь столовой, где мы сидели, отворилась. Вошли Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович. Мы замерли, как кролики, в клетку которых вполз удав. Не помню, кто первый очнулся и захлопал в ладоши. Аплодисменты привели нас в чувство. Нас пригласили сесть за стол, и началась беседа. Сталин нас просил романтизировать наше время, не бояться гипербол, оставлять теневые моменты жизни только в быту. Кажется, Лида Сейфуллина спросила Сталина: “Какой вид писательского искусства сейчас, в годы строительства социализма, наиболее предпочитателен?”

Если я скажу, что поэзия, то запретят прозу или наоборот. Я, как тот царь Мидас, до чего дотронется, то золотое. Так что советов Вам не даю, но замечу, что во время французкой революции популярна была драма. Люди были неграмотны, и сцена позволяла лучше объяснить народу политику правительства.

Я подумал про себя: холуйство - черта рабов: cпектакль покровительства творческой интеллегенции с наверняка заранее рекомендованными вопросами Вождю, заданные подобострастно!

Потом Сталин начал ходить по комнате и говорить о задачах, стоящих перед писателями. У меня не исчезло чувство, будто пантера вкрадчиво, на мягких лапах, проходит мимо меня, и в любой момент малейших шорох может возбудить ярость. Глаза сверкали недобрым янтарным блеском, угрожая зрачками. На немного смуглом лице блуждала мрачная ироническая улыбка.

А как держал себя Горький?

Внешне он был спокоен, но я думаю, что чувствовали мы себя одинаково. Он с удовольствием уступил бы место лидера писателей Новикову-Прибою. Новиков-Прибой считал себя тоже народным писателем. Но он знал только жизнь моряков и поэтому не нужен был Сталину. Сталин хотел, чтобы Горький сделал бы его своим положительным литературным героем, но Горький не смог преодолеть свое отвращение к этому человеку.

Во всяком случае Новиков- Прибой часто жаловался мне на Горького, их ссорил секретарь Горького - Пётр Крючков. Он же и простудил Горького. Не даром после смерти Горького его расстреляли.

Новиков-Прибой завидовал Горькому, в том что у него бутерброды намазаны с двух сторон чёрной икрой?

Есть еще одна тайна, которую унесла в могилу любовница Горького мадам Будберг. Она приезжала на похороны Горького и привезла якобы его архив, который очень интересовал Сталина. Горький оставил свой архив на хранение мадам Будберг с просьбой никогда не oтдавать его Сталину даже если он будет просить ее это сделать письменно. Мадам Будберг понимала, что архив Горького- ценнoсть которую можно продать через аукцион Сотби. Она была напугана посланниками Сталина, требовавшими этот архив. Она врядли привезла в Москву весь архив. Где этот архив теперь неизвестно? Почему он так интересовал Сталина?

Художник Белов П.А.- "Песочные часы"

Художник Белов П.А.- "Беломорканал" 1985

Исследователи жизни и творчества Максима Горького сегодня делятся на два лагеря: одни считают, что писатель умер от воспаления легких, другие полагают, что уйти из жизни ему «помогли». Кто мог поучаствовать в смерти всемирно известного писателя, как его не уберегли 17 врачей, дежуривших у постели больного, почему Горькому кололи чрезвычайно болезненный препарат камфары, и зачем к умирающему дважды приезжал Сталин?

На эти интригующие вопросы в своей лекции ответит писатель Павел Басинский, автор биографических бестселлеров о Горьком и Толстом. Подробнее об авторе читайте

Павел Басинский: Обстоятельства жизни Горького в СССР и его последних дней, проведенных в Горках 10, окутаны мраком таинственности. Известно, что Горький Февральскую революцию принял горячо, приветствовал ее, но Октябрьскую не принимает и достаточно жестоко спорит с Лениным на страницах газеты «Новая жизнь», которую вскоре закрывают. В 1921 году Горький уезжает из страны, фактически, это его вторая эмиграция.

А первая эмиграция с конца 1905 года по 1914 год была вынужденной. За участие в первой русской революции Горький попадает в Петропавловскую крепость. Под давлением и российского и мирового культурного сообщества, за него вступаются многие известные писатели, в том числе за рубежом. Его высылают, то есть, выпускают из страны, но он не должен возвращаться.

Горький уезжает в Европу. Этот отъезд связан и с переменами в его личной судьбе: он уходит от Екатерины Пешковой, своей единственной, кстати, законной жены. Его гражданской женой становится актриса МХТ Мария Андреева. Сначала они едут в Европу, и Горький впервые оказывается за границей. Европа его очаровывает во многом, с другой стороны, он едет как эмиссар. Одна из его зада, когда он приезжает во Францию - убедить французское правительство не давать займа царскому правительству. Поскольку революционеры понимают, что этот займ пойдет на поднятие экономики страны, а это им совершенно не нужно. Но займ все равно дали. Горький уезжает из Франции страшно раздраженный, пишет злой очерк «Моя прекрасная Франция».

Горький приплывает в Америку, это уже 1906 год, а нужно заметить, все русские писатели хотели увидеть Америку. Горький едет в США опять же с определенной целью, как эмиссар от революционеров. Одна из его задач в данном случае убедить американских миллионеров дать деньги на русскую революцию. Кстати, Горького в Америке знали, читали, он там был довольно популярен. Но он не оценил, что Америка - совсем другая цивилизация. Он это понял, когда они с Марией Андреевой пытались поселиться в гостинице, в одном номере. А однажды, приехали и увидели, что их вещи стоят на улице, поскольку в то время в США не венчанные мужчина и женщина не могли жить в одном номере гостиницы. Америка была пуританской религиозной страной. Это Горького возмутило до глубины души. Они переехали на виллу Саммер-Брук, на границе с Канадой к своим поклонникам и там Горький писал повесть «Мать».

Самый большой «облом» для Горького был в том, что в Америке не поддержали его идею сбора средств в пользу революции. Это для него было страшно обидно, миссия не удалась.

После Америки он приплывает в Неаполь и там ему устраивают грандиозную встречу. Выясняется, что в Италии писателя невероятно любят, чуть ли не на руках носят. Его поселяют в лучшие гостиницы. Юг Италии ему очень нравится и подходит для его здоровья. Многие думали, что Горький болел туберкулезом, потому что он кашлял. Но дело в том, что он в 18 лет стрелял в себя, прострелил себе легкое. В любом случае, Италия очень подошла для его здоровья.

Горький поселяется на острове Капри, начинается один из его самых интересных периодов жизни, который занимает 7 лет. А в общей сложности в Италии он проведет 17 лет, сначала на Капри, потом в Сорренто. На Капри Горький пишет лучшие свои произведения, туда приезжают и там подолгу живут люди, которые нигде вне Капри встретиться друг с другом и общаться бы не могли. Туда одновременно приезжают и живут Бунин и Леонид Андреев, Шаляпин и Дзержинский и другие. Ленин туда приезжал дважды и есть версия, что он использовал Горького для финансовых нужд, потому что через Горького еще с первой русской революции шли все финансовые потоки. Это отдельная история. Плюс, Горький свои деньги давал на революцию.

В 1914 году Горький возвращается в Россию и до 1921 года он поселяется в Петрограде, в квартире на Кронверкском проспекте, где встречает революции и гражданскую войну. Начинается тяжелый период жизни, потому что многие его иллюзии развеялись. Революция в его представлении была неким культурным актом, он ждет масштабного культурного строительства новой цивилизации. А вместо этого начинается гражданская война, и это очень не нравится Горькому.

Прежде всего, ему приходится спасать петроградскую интеллигенцию от арестов и голода. Он организует издательство «Всемирная литература переводятся первые книги, он привлекает к этому поэтом, писателей, переводчиков. Одновременно под это он выбивает им пайки, дрова, одежду, жилплощадь. Последней каплей для него стала смерть Блока и расстрел Гумилева, которого Горький пытался спасти, но не успел. В конце 1921 года писатель уезжает за границу. Это вторая эмиграция. Но уже в 1923 году появляются первые предложения Горькому вернуться обратно в Россию.

В Европе Горькому теперь не нравилось, у него не складывались отношения с русской эмиграцией. С одной стороны, они шли к нему, а с другой стороны, для парижской эмиграции Горький - не свой. Они - беженцы, а он нет, у него есть паспорт нового государства. Горькому дают разрешение приехать в Италию, но на Капри не пускают. Однако, разрешают поселиться в Сорренто - в материковой части страны. Но это уже фашистская Италия, правда, еще не понятно, что такое фашизм, но дело движется к тому, что Европа станет фашистской и это чувствуется.

В Сорренто - свой мир, и второй невероятно плодотворный период в жизни Горького. Но попытки вернуть писателя в Россию продолжаются, он важен как мировая фигура. К нему в Сорренто приезжают один за другим молодые советские писатели, и они рассказывают о своей жизни. Горький начинает приезжать каждый год в СССР. Огромную роль в том, что писатель вернулся, сыграло то, что он не получил Нобелевскую премию, ее получил Бунин. Горький нуждался в средствах и в 1933 году окончательно вернулся в СССР.

Как пишет Ходасевич, он, конечно, продался, но не за деньги, а за мечту - воплотить свои иллюзии. В переписке Горького и Сталина это видно, они обсуждают вопросы создания клуба писателей, литературного института, писательского городка. Горькому дают полный карт-бланш и финансирование всех его проектов.

В 1934 году умирает сын Горького Максим, как считается, при загадочных обстоятельствах. Потом на процессе 1938 года, где были осуждены, а впоследствии казнены так называемые «убийцы Горького», их так же обвиняли в убийстве Максима, что это был их первый акт убийства самого Горького.

В дом писателя был вхож Генрих Ягода, с ним были на «ты». В реальности произошло вот что. В мае 1936 года Горький возвращается из Крыма в Москву и заболевает гриппом, который переходит в воспаление легких. Врачи рассказывали, что после вскрытия у него легкие сыпались, как стекло. Горький выкуривал по три пачки сигарет в день, антибиотиков в то время не было. Возле постели больного дежурили порядка 17 врачей. Отравить человека при таком количестве врачей - сложно. Из них впоследствии погибли четверо, остальные дожили до преклонных лет.

Горьковеды сегодня делятся на две группы, есть те, кто считает, что Горькому помогли уйти из жизни, но не Сталин. Есть версия, о которой я вам расскажу, что в смерти Горького был заинтересован Ягода, он возглавлял оппозицию против Сталина. Туда входили Бухарин и некоторые другие деятели. В последние дни, когда Горький умирает, есть один момент, который очень сложно объяснить. В записной книжке секретаря писателя Крючкова написано, что Горький умер 8 июня. Но официальная дата смерти Горького - 18 июня.

"КультБригада" — известная в столице площадка для дискуссий, лекций, мастер-классов. Своими знаниями на ней делятся знаковые российские писатели, режиссёры, музыканты, журналисты, публицисты и общественные деятели. Подробнее о проекте .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Максим Горький - литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, устоявшимся является также неверное употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом - Алексей Максимович Горький, (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя - 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) - русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.

Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Берлин, Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как основатель социалистического реализма.

Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра (по другой версии - управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) - Максима Савватьевича Пешкова (1840-1871), который был сыном солдата, разжалованного из офицеров. М. С. Пешков в последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать - Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842-1879) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Дед Горького Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами», после чего записался в мещане. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушёл из дома навсегда. Рано осиротев, Горький провёл детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др.

В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
В 1888 году - арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки ради».
В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая.
Весной 1891 года отправился странствовать и вскоре дошёл до Кавказа.

Литературная и общественная деятельность

В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.
1895 год - «Челкаш», «Старуха Изергиль».
1896 год - Горький пишет отклик на первый кинематографический сеанс в Нижнем Новгороде:

И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас - берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока.

1897 год - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».
1898 год - Издательством Дороватского и А. П. Чарушникова выпущен первый том сочинений Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экз. А. И. Богданович советовал выпустить первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького по 1200 экз. Издатели «рискнули» и выпустили больше. Первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экз.
1899 год - роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».
1900-1901 год - роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым.

1900-1913 годы - участвует в работе издательства «Знание».
Март 1901 года - «Песня о Буревестнике» создана М. Горьким в Нижнем Новгороде. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга; написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.

В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
21 февраля - избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

В 1902 г. Горький был избран почётным членом Императорской академии наук… Но прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано правительством, так как новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии

1904-1905 годы - пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В защиту Горького выступили известные деятели искусства Г. Гауптман, А. Франс, О. Роден, Т. Гарди, Дж. Мередит, итальянские писатели Г. Деледда, М. Раписарди, Э. де Амичис, композитор Дж. Пуччини, философ Б. Кроче и другие представители творческого и научного мира из Германии, Франции, Англии. В Риме прошли студенческие демонстрации. Под давлением общественности 14 февраля 1905 года освобождён под залог. Участник революции 1905-1907. В ноябре 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

1906 год, февраль - Горький с Марией Андреевой отправляются через Европу в Америку. За границей писатель создаёт сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». Из-за туберкулёза поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет (с 1906 по 1913). Поселился в престижной гостинице Quisisana. С марта 1909 года по февраль 1911 года проживал на вилле «Спинола» (ныне «Беринг»), останавливался на виллах (имеют памятные доски о его пребывании) «Блезиус» (с 1906 по 1909) и «Серфина» (ныне «Пьерина»). На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с богостроителями Луначарским и Богдановым.

1907 год - делегат с правом совещательного голоса V съезда РСДРП.
1908 год - пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».
1909 год - повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913 год - Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».
В конце декабря 1913 года, после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге.

1914 год - основал журнал «Летопись» и издательство «Парус».
1912-1916 годы - M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». В 1916 году в издательстве «Парус» была опубликована автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 году.
1917-1919 годы - M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует методы большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает ряд её представителей от репрессий большевиков и голода.

Эмиграция

1921 год - отъезд M. Горького за границу. Официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью. В 1921-1923 гг. жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине, Праге.
С 1924 года жил в Италии, в Сорренто. Опубликовал воспоминания о Ленине.
1925 год - роман «Дело Артамоновых».

1928 год - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».
1929 год - Горький посещает Соловецкий лагерь особого назначения и пишет хвалебный отзыв о его режиме. Этому факту посвящён фрагмент труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Возвращение в СССР

(С ноября 1935 года до июня 1936 года)

1932 год - Горький возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу.
Горьким создаётся множество газет и журналов: книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

1934 год - Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.
1934 год - соредактор книги «Канал имени Сталина».
В 1925-1936 годах пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который остался не окончен.
11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького - Максим Пешков. M. Горький умер 18 июня 1936 года в Горках, пережив сына чуть более чем на два года.
После смерти был кремирован, прах был помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

«Здесь медицина неповинна…» Именно так поначалу утверждали врачи Левин и Плетнёв, проводившие лечение писателя в последние месяцы его жизни, а позднее привлекавшиеся в качестве обвиняемых на процессе «правотроцкистского блока». Вскоре, однако, они «признали» умышленно неправильное лечение…
и даже «показали», что их сообщницами были медицинские сёстры, делавшие больному до 40 уколов камфары в сутки. Но как было на самом деле, единого мнения нет.
Историк Л. Флейшлан прямо пишет: «Факт убийства Горького можно считать непреложно установленным». В. Ходасевич, напротив, верит в естественную причину смерти пролетарского писателя.

В ночь, когда умирал Максим Горький, на казённой даче в Горках-10 разразилась страшная гроза.

Вскрытие тела проводилось прямо здесь же, в спальне, на столе. Врачи торопились. "Когда он умер, - вспоминал секретарь Горького Пётр Крючков, - отношение к нему со стороны докторов переменилось. Он стал для них просто трупом…

Обращались с ним ужасно. Санитар стал его переодевать и переворачивал с боку на бок, как бревно. Началось вскрытие... Потом стали мыть внутренности. Зашили разрез кое-как простой бечёвкой. Мозг положили в ведро..."

Это ведро, предназначенное для Института мозга, Крючков лично отнёс в машину.

В воспоминаниях Крючкова есть странная запись: "Умер Алексей Максимович 8-го".

Вспоминает вдова писателя Екатерина Пешкова: "8 июня 6 часов вечера. Состояние Алексея Максимовича настолько ухудшилось, что врачи, потерявшие надежду, предупредили нас, что близкий конец неизбежен... Aлексей Mаксимович - в кресле с закрытыми глазами, с поникшей головой, опираясь то на одну, то на другую руку, прижатую к виску и опираясь локтем на ручку кресла.

Пульс еле заметный, неровный, дыханье слабело, лицо и уши и конечности рук посинели. Через некоторое время, как вошли мы, началась икота, беспокойные движенья руками, которыми он точно что-то отодвигал или снимал что-то..."

И вдруг мизансцена меняется... Появляются новые лица. Они ждали в гостиной. К воскресшему Горькому бодрой походкой входят Сталин, Молотов и Ворошилов. Им уже сообщили, что Горький умирает. Они приехали проститься. За сценой - руководитель НКВД Генрих Ягода. Он прибыл раньше Сталина. Вождю это не понравилось.

"А этот зачем здесь болтается? Чтобы его здесь не было".

Сталин ведёт себя в доме по-хозяйски. Шуганул Генриха, припугнул Крючкова. "Зачем столько народу? Кто за это отвечает? Вы знаете, что мы можем с вами сделать?"

"Хозяин" приехал... Ведущая партия - его! Все родные и близкие становятся только кордебалетом.

Когда Сталин, Молотов и Ворошилов вошли в спальню, Горький настолько пришёл в себя, что они заговорил о литературе. Горький начал хвалить женщин-писательниц, упомянул Караваеву - и сколько их, сколько ещё появится, и всех надо поддержать... Сталин шутливо осадил Горького: "О деле поговорим, когда поправитесь.
Надумали болеть, поправляйтесь скорее. А быть может, в доме найдётся вино, мы бы выпили за ваше здоровье по стаканчику".

Принесли вино... Все выпили... Уходя, в дверях, Сталин, Молотов и Ворошилов помахали руками. Когда они вышли, Горький будто бы сказал: "Какие хорошие ребята! Сколько в них силы..."

Но насколько можно верить этим воспоминаниям Пешковой? В 1964 году на вопрос американского журналиста Исаака Левина о смерти Горького она отвечала: "Не спрашивайте меня об этом! Я трое суток заснуть не смогу..."

Второй раз Сталин с товарищами приехали к смертельно больному Горькому 10 июня в два часа ночи. Но зачем? Горький спал. Как ни боялись врачи, Сталина не пустили. Третий визит Сталина состоялся 12 июня. Горький не спал. Врачи дали на разговор десять минут. О чём они говорили? О крестьянском восстании Болотникова... Перешли к положению французского крестьянства.

Получается, что 8 июня главной заботой генсека и вернувшегося с того света Горького были писательницы, а 12-го - стали французские крестьяне. Всё это как-то очень странно.

Приезды вождя словно волшебно оживляли Горького. Он как будто не смел умереть без разрешения Сталина. Это невероятно, но Будберг прямо скажет об этом:
"Умирал он, в сущности, 8-го, и если бы не посещение Сталина, вряд ли вернулся к жизни".

Сталин не был членом горьковской семьи. Значит, попытка ночного вторжения была вызвана необходимостью. И 8-го, и 10-го, и 12-го Сталину был необходим или откровенный разговор с Горьким, или стальная уверенность, что такой откровенный разговор не состоится с кем-то другим. Например, с ехавшим из Франции Луи Арагоном. Что сказал бы Горький, какое мог сделать заявление?

После смерти Горького Крючкова обвинили в том, что он с докторами Левиным и Плетнёвым по заданию Ягоды "вредительскими методами лечения" "умертвил" сына Горького Максима Пешкова. Но зачем?

Если следовать показаниям других подсудимых, политический расчёт был у "заказчиков" - Бухарина, Рыкова и Зиновьева. Таким способом они якобы хотели ускорить смерть самого Горького, выполняя задание их "главаря" Троцкого. Тем не менее даже на этом процессе речь не шла о прямом убийстве Горького. Эта версия была бы уж слишком невероятной, ведь больного окружало 17 (!) врачей.

Одним из первых заговорил об отравлении Горького революционер-эмигрант Б.И. Николаевский. Якобы Горькому была преподнесена бонбоньерка с отравленными конфетами. Но версия с конфетами не выдерживает критики.

Горький не любил сладости, зато обожал ими угощать гостей, санитаров и, наконец, своих горячо любимых внучек. Таким образом, отравить конфетами можно было кого угодно вокруг Горького, кроме него самого. Только идиот мог задумать подобное убийство. Ни Сталин, ни Ягода не были идиотами.

Доказательств убийства Горького и его сына Максима не существует. Между тем тираны тоже имеют право на презумпцию невиновности. Сталин совершил достаточно преступлений, чтобы вешать на него ещё одно - недоказанное.

Реальность такова: 18 июня 1936 года скончался великий русский писатель Максим Горький. Тело его, вопреки завещанию похоронить его рядом с сыном на кладбище Новодевичьего монастыря, было по постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) кремировано, урна с прахом помещена в Кремлёвскую стену.

Softmixer.com›2011/06/blog-post_18.html

Задача данной статьи - выяснить истинную причину ухода из жизни русского писателя АЛЕКСЕЯ МАКСИМОВИЧА ПЕШКОВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

16 22 47 58 73 76 77 89 95 106 124 130 140 153 154 165 183 193 206 221 224 234 258
П Е Ш К О В А Л Е К С Е Й М А К С И М О В И Ч
258 242 236 211 200 185 182 181 169 163 152 134 128 118 105 104 93 75 65 52 37 34 24

1 13 19 30 48 54 64 77 78 89 107 117 130 145 148 158 182 198 204 229 240 255 258
А Л Е К С Е Й М А К С И М О В И Ч П Е Ш К О В
258 257 245 239 228 210 204 194 181 180 169 151 141 128 113 110 100 76 60 54 29 18 3

ПЕШКОВ АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ = 258 = ЕСТЕСТВЕННАЯ СМЕРТЬ.

258 = 77-НЕХВАТКА \ кислорода \ + 181-НЕХВАТКА КИСЛОРОДА.

258 = КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ МИО\ карда \.

258 = 165-ИНФАРКТ МИОКАРД\ а \ + 93-ИНФАРКТ.

258 = 58-ОТ ИН\ фаркта... \ + 200-ОТ ИНФАРКТА МИОКАРД\ а \.

258 = ГИПОКСИЯ МИОКАРДА СЕРДЦ\ а \.

258 = 228-ВЕДУЩИЙ К ГИБЕЛИ ИНФАРКТ + 30-...КТ (конец идущего навстречу слова ИНФАРКТ).

Проверим это утверждение:

10 24 45 46 63 74 93
И Н Ф А Р К Т
93 83 69 48 47 30 19

Мы видим цифры 19, 30, 48, 93

Проведём дешифровку отдельных столбцов:

89 = КОНЧИНА
_____
181 = 77-НЕХВАТКА + 104-КИСЛОРОДА

198 = ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ
_____________________________
76 = НЕХВАТК\ а кислорода \

145 = СКОНЧАЛСЯ
___________________________________________________
128 = ОТ ГИПОКСИИ = МИОКАРД БЕЗ КИС\ лорода \ = ОТ ИНФАРКТА

140 = МИОКАРД БЕЗ КИСЛ\ орода \
__________________________________
128 = МИОКАРД БЕЗ КИС\ лорода \

193 = МИОКАРД БЕЗ КИСЛОРОДА
__________________________________
75 = СЕРДЦЕ

73 = МИОКАРДА
___________________________________
200 = ОТ ИНФАРКТА МИОКАРД\ а \

154 = ГОЛОДАНИЕ МИОКАРД\ а \
________________________________
105 = ГОЛОДАНИЕ МИ\ окарда \

165 = НЕДОСТАТОЧНО
_______________________
104 = КИСЛОРОДА

Справка:

Гипоксия миокарда – это состояние, при котором сердечная мышца, а миокард – это и есть мышца сердца, не получает нужного количества кислорода.
ddhealth.ru›bolezni-i-lechenie/1190…miokarda

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 18.06.1936. Это = 18 + 06 + 19 + 36 = 79 = ОТ ГИПО\ ксии \ = ОТ ИНФ\ аркта \.

258 = 79 + 179-НАСТУПИЛ КОНЕЦ.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 226-ВОСЕМНАДЦАТОЕ ИЮНЯ + 55-\ 19 + 36 \-\ код ГОДА СМЕРТИ \-ГИБНЕТ = 281.

281 = 75-СЕРДЦЕ + 206-КИСЛОРОДНЫЙ ГОЛОД = ЗАКОНЧИЛОСЬ СЕРДЦЕБИЕНИЕ.

281 - 258-\ код ПОЛНОГО ИМЕНИ \ = 23 = МИ\ окард \.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 84-ВОСЕМЬ = 261 = ВНЕЗАПНЫЙ ИНФАРКТ МИОКАР\ да \.

Смотрим столбец:

89 = КОНЧИНА
______________________________
180 = ШЕСТЬДЕСЯТ В\ осемь \

180 - 89 = 91 = УМИРАНИЕ.

Рецензии

Вы уверены, что он великий русский??? Очень сомнительно...
Максим Горький (настоящие имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков; 1868–1936) благодаря своим дореволюционным сочинениям пользовался репутацией друга бедняков, борца за социальную справедливость. Между тем симпатия к людям социального «дна» сливалась в этих произведениях с рассуждениями о том, что вся русская жизнь есть сплошная «свинцовая мерзость» («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина» и др.). Горький утверждал, что русская душа по самой природе своей «труслива» и «болезненно зла» (самым удачным ее портретом он считал отвратительного старого сладострастника Федора Карамазова из романа Достоевского). Он писал о «садической жестокости, присущей русскому народу» (послесловие к книге С. Гусева-Оренбургского о еврейских погромах на Украине, 1923). Пожалуй, ни один публицист не писал с такой неприязнью ни об одной нации - разве что гитлеровские идеологи о евреях. Такие обвинения, какие высказаны Горьким в работе «О русском крестьянстве», предъявляют только тем, кого решено уничтожить.
И Горький принял в этом уничтожении прямое участие. В 1905 г. он вступил в РСДРП. В 1917 г., разойдясь с большевиками по вопросу о своевременности их переворота, формально остался вне партии. Он был богат, мог позволить себе с 1906 по 1914 г. жить в вилле на о. Капри и жертвовать крупные суммы в партийную кассу. Он финансировал ленинские газеты «Искра» и «Вперед». Во время декабрьского мятежа 1905 г. его московская квартира, охраняемая кавказской дружиной, стала мастерской, где изготовлялись бомбы; куда свозили оружие для боевиков. В 1906 г. Горький отправился в турне по Америке, собрал около 10 тысяч долларов в кассу большевиков. После того, как газеты напечатали его воззвание «Не давайте денег русскому правительству», США отказались дать России кредит в полмиллиарда долларов. Горький отблагодарил Америку, описав ее как мрачную «страну желтого дьявола».
После 1917 г. Горький продолжил сотрудничество с большевиками. На словах нередко критикуя их политику (с их полного позволения), он на деле принимал участие в их акциях. Например, в 1919 г. по поручению большевиков он сформировал экспертную Комиссию, заключения которой послужили основанием для вывоза множества произведений искусства за границу. Это разорило крупнейшие художественные хранилища России.
Хотя Горький понимал, что «комиссары относятся к России, как к материалу для опыта» и что «большевизм есть национальное несчастие», он продолжал находиться в дружеских отношениях с новой властью и с ее вождем которого в очерке «Владимир Ильич Ленин» (1920; не путать с более поздним «В. И. Ленин») приравнял к святым (И. А. Бунин назвал эту статью «бесстыдным акафистом»).
С 1921 по 1931 гг. Горький жил за рубежом, в основном - в Италии. Еще из-за границы пролетарский писатель освящал своим авторитетом смертные приговоры, выносимые по абсурдным обвинениям. Вернувшись в СССР, он энергично включился в тотальную охоту за мнимыми «врагами» и «шпионами». В 1929–1931 гг. Горький регулярно публиковал в «Правде» статьи, которые впоследствии составили сборник «Будем на страже!». Они призывают читателей искать вокруг себя вредителей, тайно изменивших делу коммунизма. Самая известная из этих статей - «Если враг не сдается, его уничтожают» (1930); ее заглавие стало своеобразным девизом всей советской политики. При этом Горький, как и восхищавшие его карательные органы, для прикрепления ярлыка «враг» не нуждался ни в каких доказательствах. Самые злейшие враги, по его мнению, - это те, против кого нет доказательств. «Горький не просто поет в хоре обвинителей - он пишет музыку для этого хора», - констатирует швейцарский исследователь Ж. Нива.
Поразителен язык этих статей «писателя-гуманиста»: люди здесь постоянно именуются мухами, солитерами, паразитами, получеловеческими существами, дегенератами. «В массе рабочих Союза Советов действуют предатели, изменники, шпионы… Вполне естественно, что рабоче-крестьянская власть бьет своих врагов, как вошь». При этом Горький восхвалял «исторически и научно обоснованный, подлинно общечеловеческий, пролетарский гуманизм Маркса - Ленина - Сталина» (статья «Пролетарский гуманизм»); восхищался тем, «как прост и доступен мудрый товарищ Сталин» («Письмо делегатам Всесоюзного съезда колхозников-ударников»). Сохраняя свою давнюю ненависть к крестьянству, Горький напоминал, что «мужицкая сила - сила социально нездоровая и что культурно-политическая, последовательная работа Ленина-Сталина направлена именно к тому, чтобы вытравить из сознания мужика эту его „силу“, ибо сила эта есть… инстинкт мелкого собственника, выражаемый, как мы знаем, в формах зоологического озверения» («Открытое письмо А. С. Серафимовичу», 1934). Напомним, что это публиковалось в годы, когда наиболее трудолюбивые и хозяйственные крестьяне («кулаки») расстреливались или выселялись в зону вечной мерзлоты.
В поддержку сфабрикованному ОГПУ «делу Промпартии» Горький написал пьесу «Сомов и другие» (1930). В соответствии с этим абсурдным процессом, в ней выведены инженеры-вредители, которые назло народу тормозят производство. В финале приходит «справедливое возмездие» в лице агентов ОГПУ, которые арестовывают не только инженеров, но и бывшего учителя пения (его преступление в том, что он «отравлял» советскую молодежь разговорами о душе и старинной музыке). В статьях «К рабочим и крестьянам» и «Гуманистам» Горький поддерживает столь же нелепое обвинение против профессора Рязанова и его «сообщников», которые были расстреляны за «организацию пищевого голода».
Горький не обязательно одобрял все репрессии. Аресты старых большевиков, борцов с «проклятым царизмом», его беспокоили. В 1932 г. он даже высказал начальнику чекистов Г. Ягоде свое недоумение по поводу ареста Л. Каменева. Но судьбы миллионов осужденных на смерть простых людей у него такого недоумения не вызывали. В 1929 г. Горький посетил Соловецкий лагерь. Один из малолетних заключенных, видя в нем заступника угнетенных, рискнул рассказать ему о чудовищных условиях жизни в этом лагере. Горький прослезился, но оставил после разговора с мальчиком (почти сразу же расстрелянным) в «Книге отзывов» Соловецкого лагеря восторженные похвалы тюремщикам.
В 1934 г. под редакцией Горького был издан сборник «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». В книге поддерживаются все бредовые обвинения тех лет: что инженеры, например, травят работниц мышьяком в заводских столовых, тайно ломают станки. Концлагерь изображен как светоч прогресса; утверждается, что в нем никто не умирает (в реальности на строительстве Беломорского канала погибло не менее 100 000 заключенных). Выступая перед строителями канала 25 августа 1933 г., Горький восхищался тем, «как ОГПУ перевоспитывает людей», и со слезами умиления говорил о чрезмерной скромности чекистов. По оценке А. И. Солженицына, данной им в «Архипелаге ГУЛАГ», в книге «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» Горький впервые в русской литературе воспел рабский труд.
Независимо от того, считать ли талант Горького первоклассным или раздутым прессой; независимо от того, верить ли в его искренность или в то, что в душе он не одобрял политику Сталина; независимо от того, доверять ли версии о том, что 68-летний писатель, долго лечившийся от чахотки, умер не от болезни, а от данного по приказу из Кремля яда - факт остается фактом: Горький способствовал организованному убийству миллионов невинных людей.

После революции 1917 года «…Горький яростно заступается за гонимых поэтов и писателей (в его Доме искусств комнату имели и Грин , и Гумилёв ). Он не даст умереть с голоду ни Грину, ни Блоку , он будет добывать лекарства и пайки, давать работу в своём издательстве «Всемирная литература». Его брошенная жена с ведома мужа станет активной деятельницей Политического Красного Креста. Он будет спасать кого сможет (из интеллигентов) из лап ВЧК. Он спас бы и Гумилёва , если бы тот согласился отречься, солгать. Пусть это всё зачтётся ему Там, где взвешивают все наши грехи и добрые дела.

В 1934 году Горький - свадебный председатель I Всесоюзного съезда совписов. И всё - большевики и Сталин выжали его досуха . В мае 1934-го НКВД уберёт Максима (наверное, сказал что-то лишнее или хотел бежать). А 18 июня 1936 года Максим Горький умер в Горках. Его тоже отравили, он не должен был дожить до Больших Процессов 1937-1938 годов.

Он призывал бурю, и эта буря лишила его сына, чести, доброго имени и таланта (с 1928 г. он ничего не написал). А потом добила его. Что ж! Гагары, пингвины, чайки, ужи и другие здравомыслящие жители земли, моря и ближних небес предупреждали его о последствиях».

Новодворская В.И. , Поэты и цари, М., «Аст», 2010 г., с. 277-279.