Минкульт зарплаты. Обнародованы месячные зарплаты деятелей культуры – вы удивитесь! На что им денег не хватает

В переводе с канцелярского на русский — стало известно, сколько за год заработали худруки театров и оркестров, директора музеев и институтов культуры, художественных академий и реставрационных мастерских. Абсолютным лидером за период с 1 января по 31 декабря 2016 года стал Валерий Гергиев .

Задекларированный доход худрука Мариинского театра Валерия Гергиева, составил 154 млн руб. Второе место занял художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин : почти 113 млн руб. Напомним, что именно со спектаклем театра Льва Додина был связан «ценовой» скандал: стоимость билетов на постановку «Гамлет» с Лизой Боярской и Данилой Козловским в главных ролях, показанную в Москве, достигала 20 тыс. руб.

Бронзовым призёром в плане доходов стал худрук Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков (76 млн руб.).

В числе самых высокооплачиваемых деятелей культуры ткже значатся: худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (69 млн руб.), директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный (47 млн руб.), худрук Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Юрий Темирканов (44 млн руб.), худрук Театра Наций Евгений Миронов (37 млн руб.), худрук Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет (35,5 млн руб.), худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский (34 млн руб.), ректор ВГИКа Владимир Малышев (33 млн руб.).

А судьи кто?

Естественно, эта информация не осталась без внимания пользователей соцсетей. В интернете посыпались язвительные комментарии. «Вопрос „ С кем вы, деятели культуры? “ нашёл ответ в 21 веке. С олигархами)))», — это одна из самых безобидных реплик в адрес лидеров списка. Насколько справделивы эти упрёки? И знают ли интернет-шутники, каким трудом зарабатываются эти миллионы?

Известный ведущий канала «Культура» Юлиан Макаров рассуждает так:

— Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос с такой стороны: выезжает на гастроли прославленный оркестр, например, Мариинского театра. Или оркестр под управлением Спивакова, или оркестр Темирканова, список можно продолжать долго. На какой бы континент ни отправились эти коллективы, их концерты пройдут на самых известных и престижных площадках. У них не бывает и не может быть проигрышей сродни спортивным (когда рассчитывали на десятки золотых медалей, а получили лишь допинговые скандалы). Не может быть пустых залов, плохих отзывов в прессе. Ничего, что позорит нашу страну, у этих коллективов быть просто не может. Там только выигрыши, только укрепление авторитета России в глазах остального мира как крупнейшей культурной державы! В нашем спорте фигурируют гораздо более существенные цифры. Достаточно вспомнить довольно бессмысленного футболиста Халка , которого купили за 60 млн евро. При этом тот же футбол наш ничего, кроме разочарований (прежде всего на международной спортивной арене), глубокого сожаления и огромных дыр в бюджете, не приносит. То есть один футболист у нас зарабатывает порой больше, чем все выдающиеся деятели культуры вместе. Почему же в адрес спортсменов таких шуток не слышно? Все попавшие в десятку лидеров люди — музыканты, актёры, режиссёры — работают на благо страны, давая сотни концертов в течение года, проводя фестивали, вкладываясь в поиски новых талантов. Отдельно отмечу ещё и то, что ни министерство, ни деятели культуры не боятся быть открытыми, прозрачными. Это можно только приветствовать.

А вам слабо?

— Безусловно, осуждающие и завистливые голоса, обсуждающие этот список, а точнее, суммы, в нём представленные, вполне могут зазвучать, — продолжает Макаров. — Но давайте предложим любому человеку попробовать поработать даже за большие деньги в том графике, в котором, например, работает лидер списка, Валерий Абисалович Гергиев. Я очень хорошо знаком с этим человеком, по-настоящему горжусь дружбой с ним и отлично знаю, что его трудоспособность, его нагрузки просто немыслимы для рядового, даже очень хорошо физически подготовленного человека. Он действительно работает 22 часа в сутки! И не просто сидит в кабинете, а проводит по два-три симфонических концерта или оперы в день: не суть, идёт ли речь о репетициях или выступлениях. Как-то, будучи в Мариинском театре, я стал свидетелем того, как Гергиев выдержал марафон в 18 часов за дирижёрским пультом во время празднования юбилея Прокофьева. Давайте найдём такого человека, который сможет в подобном графике жить! Поэтому те деньги, которые, в частности, Гергиев зарабатывает, я считаю, не просто адекватны: они занижены. Валерия Абисаловича во всём мире знают! А есть немало европейских дирижёров, имена которых известны единицам, но которые получают по 3 млн в год, а то и больше. И никого это не смущает. И Гергиев, и Темирканов, и Спиваков, и Юровский, и все остальные из представленного списка делают всё, чтобы имя России звучало в контексте высших достижений культуры и искусства. Это профессионалы своего дела, и всерьёз обсуждать их доход мне кажется занятием глупым и не совсем интересным.

На сайте Министерства культуры оглашены не только совокупные доходы работников подведомственных учреждений, но и их среднемесячные зарплаты. И цифры в большинстве своём далеки от тех, что значатся в зарплатных ведомостях некоторых госкорпораций.

Среднемесячные зарплаты руководителей учреждений, подведомственных Министерству культуры, за 2016 г.:

Учреждение Должность ФИО Зарплата, руб.
Гос. академ. Мариинский театр Худ. рук. и директор Гергиев В. А. 12 857 163,0
Санкт-Петербургская академ. Филармония им Шостаковича Худ.рук. Темирканов Ю. Х. 976 285,0
Гос. Музей-заповедник «Московский Кремль» Ген. директор Гагарина Е. Ю. 964 210,0
Московский Художественный театр им. Чехова Худ. рук. Табаков О. П. 935 994,2
Государственный Эрмитаж Ген. директор Пиотровский М. Б. 839 076,0
Гос. академ. Малый театр России Худ. рук. Соломин Ю. М. 746 698,0
Гос. академ. Театр им. Вахтангова Худ. рук. Туминас Р. В. 661 421,0
Гос. академ. Большой театр Ген. директор Урин В. Г. 559 271,0
Большой Московский гос. Цирк на Проспекте Вернадского Директор Запашный Э. В. 499 717,0
Гос. Театр Наций Худ. рук. Миронов Е. В. 458 919,6
Гос. Третьяковская галерея Ген. Директор Трегулова З. И. 436 013,0
Московский художественный Академ. театр им. Горького Худ. рук. Доронина Т. В. 389 686,0
Гос. Академ. Большой Симфонический Оркестр России им. Чайковского Худ. рук. Федосеев В. И. 376 193,0
Киноконцерн «Мосфильм» Ген. директор Шахназаров К. Г. 355 803,0
Национальный филармонический Оркестр России Худ. рук. Спиваков В. Т. 347 510,0
Гос. Симфонический Оркестр «Новая Россия» Худ. рук. Башмет Ю. А. 330 336,0
Театр «Сатирикон» им. А. Райкина Худ. рук. Райкин К. А. 247 513,0
Гос. Музей изящных Искусств им. Пушкина Директор Лошак М. Д. 198 061,0
Гос. Музей-заповедник «Куликово поле» Директор Гриценко В. П. 171 421,0
Гос. Музей-заповедник «Михайловское» Директор Василевич Г. Н. 152 751,0
Тульский гос. музей оружия Директор Калугина Н. И. 137 098,0
Академ. Малый драм. театр — Театр Европы Худ.рук.-директор Додин Л. А. 116 221,0
Рос. Академия художеств Президент Церетели З. К. 65 327,5

— Работа сотрудников учреждений культуры, в частности, музеев, и в Европе, и в Америке — работа высокооплачиваемая, — комментирует директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко . — В том, что кому-то кажется, что те же музейщики или руководители крупных библиотек зарабатывают слишком много, проявляются стереотипы, доставшиеся нам с советских времён. В Союзе все получали немного, а работники культурного сектора, в том числе должностные, были и вовсе самыми низкооплачиваемыми. «Ах, библиотекарь, ах, музейный сотрудник, они же за идею работают. Так пусть за неё же и продолжают работать!» Примерно такое мнение бытовало. А я не понимаю, почему человек не просто с умелыми руками, но ещё и с головой, должен получать за свой труд копейки. Человек, сохраняющий для будущего историю, культуру своей страны. Поэтому могу только приветствовать тот факт, что зарплаты работников культуры, несмотря на разницу с зарплатами в других сферах, меняются в лучшую сторону.

На что им денег не хватает?

— Людям свойственно прибедняться по самым разным причинам, независимо от профессии, — ситает кинокритик Виктор Матизен . — Но в данном случае лично я не слышал, чтобы кто-то из наших актёров и прочих деятелей культуры жаловался на нехватку личных денег. Личные доходы, гонорары, зарплата того же Евгения Миронова, например, — это явно не повод для жалоб. Когда худруки театров жалуются на нехватку средств, то плачутся они в первую очередь по поводу того, что театры очень скудно снабжаются. И даже высокая стоимость билетов (хотя сам я подобными подсчётами не занимался) не позволяет окупить содержание художественной труппы, зданий театров, постановку спектаклей и так далее. Известность приносит деньги, причём хорошие, это естественно и понятно. И жаловаться тут нечего. А вот жалобы на то, что государство отпускает очень мало денег на культуру, думаю, справедливы.

21:22 — REGNUM Мариинский театр, Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова и Малый театр оказались среди учреждений культуры с наиболее высокооплачиваемыми руководителями. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Министерством культуры РФ о среднемесячных зарплатах руководителей, заместителей и бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий, подведомственных Министерству культуры, за 2016 год.

Среди руководителей учреждений культуры самым высокооплачиваемым, с большим отрывом от своих коллег, стал художественный руководитель, директор Мариинского театра Валерий Гергиев . В среднем в месяц в 2016 году он получал 12 млн 857 тыс. 163 рубля.

На втором месте по заработной плате оказался генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская национальная библиотека» Антон Лихоманов с зарплатой в 1 млн 220 тыс. 171 рубль. Далее следует художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича Юрий Темирканов , чья среднемесячная зарплата, согласно данным министерства, составила более 976,2 тыс. рублей. За ним — генеральный директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина с окладом 964,2 тыс. рублей.

Обращает на себя внимание и средний ежемесячный оклад директора Московского Художественного академического театра им. А. П. Чехова Олега Табакова . Он зарабатывал в 2016 году почти по 936 тыс. рублей в месяц. В числе лидеров гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский с 839 тыс. рублей.

Среди руководителей других известных учреждений можно выделить художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина , который задекларировал 746,7 тыс. рублей в месяц. В свою очередь, руководитель Большого Московского государственного цирка Эдгар Запашный зарабатывал в 2016 году в среднем 499,7 тыс. рублей в месяц.

Среднемесячные зарплаты известных музыкантов Юрия Башмета , руководителя государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Владимира Спивакова , худрука Национального филармонического оркестра России, составили 330 тыс. и 347,5 тыс. рублей соответственно.

Весьма внушительные зарплаты получают и бухгалтеры театров-лидеров: так, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина задекларировала 632,8 тыс. рублей ежемесячно, а заместитель директора театра по финансам, главный бухгалтер Московского театра им. А. П. Чехова Ирина Сокол — 642,2 тыс. рублей.

На третьем месте с заметным отставанием следует Анна Фуер из Государственного театра наций с 337 тыс. рублей, следом за ней — Лариса Лобанова из Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета со средней зарплатой 327,2 тыс. рублей в месяц.

Наконец, пятерку самых высокооплачиваемых бухгалтеров замыкает Любовь Ступчикова из Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац — она зарабатывала 238,4 тыс. рублей в месяц. По подсчетам ИА «Уральский меридиан», средний размер оплаты труда бухгалтеров учреждений культуры, попавших в список Министерства культуры, составляет около 226 тыс. рублей в месяц.

Между тем среди самых низкооплачиваемых театральных худруков оказался руководитель «Сатирикона» Константин Райкин , который получал ежемесячно в среднем по 247,5 тыс. рублей. При этом бухгалтер «Сатирикона» Ирина Мирошникова зарабатывала 92,7 тыс. рублей в месяц.

Отметим, что есть и случай, когда главный бухгалтер получал в 2016 году больше, чем директор учреждения, — такая ситуация сложилась в Екатеринбургском театре оперы и балета. Там директор Андрей Шишкин зарабатывал в среднем по 272,5 тыс. рублей, в то время как бухгалтер Лариса Лобанова получала в 1,2 раза больше — более 327,2 тыс. рублей в месяц

Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год. Ruposters изучил цифры и выяснил, кто из директоров известных музеев и худруков театров получает больше всех.

Самым высокооплачиваемым оказался художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев с ежемесячным заработком около 13 миллионов рублей. Грех жаловаться и гендиректору "Эрмитажа" Михаилу Пиотровскому с окладом почти в миллион, а также пяти его заместителям, ежемесячная зарплата которых колеблется от 500 до 700 тысяч. Самые скромные цифры по заработной плате показали в "Госконцерте". Его руководитель Сергей Бунин получает чуть больше 31 тысячи рублей в месяц, его единственный заместитель - 20 тысяч.

Валерий Гергиев. Художественный руководитель и директор Государственного академического Мариинского театра – 12 857 163.

Антон Лихоманов. Генеральный директор Российской национальной библиотеки (до 19 января 2016) – 1 220 171.

Юрий Темирканов. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича – 976 285.

Елена Гагарина. Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" – 964 210.

Олег Табаков. Художественный руководитель и директор МХТ имени Чехова – 935 994.

Михаил Пиотровский. Генеральный директор Государственного Эрмитажа – 839 076.

Юрий Соломин. Художественный руководитель Малого театра – 746 698.

Николай Цискаридзе. Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – 592 863.

Владимир Урин. Генеральный директор Большого театра – 559 271.

Евгений Миронов. Художественный руководитель Государственного театра наций – 458 919.

Зельфира Трегулова. Генеральный директор Третьяковской галереи – 436 013.

Игорь Золотовицкий. Ректор Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко – 362 681.

Карен Шахназаров. Генеральный директор Киноконцерна "Мосфильм" – 355 803.

Владимир Спиваков. Художественный руководитель Национального филармонического оркестра России – 347 510.

Юрий Башмет. Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" – 330 336.

Григорий Заславский. Ректор Российского института театрального искусства - ГИТИС – 320 043.

Константин Райкин. Художественный руководитель театра "Сатирикон" – 247 513.

Зураб Церетели. Президент Российской академии художеств – 65 327.

Для сравнения, средняя зарплата директора музея в России - 20 тысяч рублей. В Московской области "расценки" самые большие. Тут оклад доходит до суммы в 80 тысяч.

Всего на культуру и кинематограф в 2016 году выделили 93 млрд рублей. В бюджете на 2017 год заложена цифра в 94 миллиарда рублей.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже назвали самым большим предательством в истории Эквадора. За что мстят Ассанжу и что его ждет?

Программист и журналист из Австралии Джулиан Ассанж приобрел широкую известность после того, как в 2010 году основанный им сайт WikiLeaks опубликовал секретные документы Госдепартамента США, а также материалы, касающиеся военных действий в Ираке и Афганистане.

Но узнать того, кого полицейские, поддерживая под руки, выводили из здания, было довольно сложно. Ассанж отпустил бороду и совсем не был похож на энергичного мужчину, каким до сих пор представал на фотографиях.

По словам эквадорского президента Ленина Морено, в убежище Ассанжу было отказано из-за неоднократного нарушения им международных конвенций.

Ожидается, что в полицейском участке в центре Лондона он пробудет до тех пор, пока не предстанет в Вестминстерском магистратском суде.

Почему президента Эквадора обвиняют в предательстве

Бывший президент Эквадора Рафаэль Корреа назвал решение нынешнего правительства самым большим предательством в истории страны. "То, что он (Морено. - Прим. ред.) сделал, - это преступление, которое человечество никогда не забудет", - заявил Корреа.

Лондон, напротив, поблагодарил Морено. В британском МИД считают, что справедливость восторжествовала. У представителя российского дипломатического ведомства Марии Захаровой другое мнение. "Рука "демократии" сжимает горло свободе", - отметила она. В Кремле выразили надежду, что права арестованного будут соблюдены.

Эквадор укрывал Ассанжа, потому что бывший президент придерживался левоцентристских взглядов, критиковал политику США и приветствовал публикацию WikiLeaks секретных документов о войнах в Ираке и в Афганистане. Еще до того как интернет-активисту понадобилось убежище, он успел лично познакомиться с Корреа: брал у него интервью для канала Russia Today.

Однако в 2017 году власть в Эквадоре сменилась, страна взяла курс на сближение с США. Новый президент назвал Ассанжа "камнем в ботинке" и сразу дал понять, что его пребывание на территории посольства не затянется.

По мнению Корреа, момент истины наступил в конце июня прошлого года, когда в Эквадор с визитом прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Тогда все и решили. "Можете не сомневаться: Ленин - просто лицемер. Он уже договорился с американцами о судьбе Ассанжа. А теперь пробует сделать так, чтобы мы проглотили пилюлю, говоря, что Эквадор якобы продолжает диалог", - заявил Корреа в интервью каналу Russia Today.

Как Ассанж наживал новых врагов

За день до ареста главный редактор WikiLeaks Кристин Храфнссон рассказал, что за Ассанжем велась тотальная слежка. "WikiLeaks раскрыл масштабную шпионскую операцию в отношении Джулиана Ассанжа в посольстве Эквадора", - отметил он. По его данным, вокруг Ассанжа понаставили камер и диктофонов, а полученные сведения передавались администрации Дональда Трампа.

Храфнссон уточнил, что Ассанжа собирались выдворить из посольства неделей раньше. Этого не произошло только потому, что WikiLeaks обнародовал данную информацию. О планах властей Эквадора порталу сообщил высокопоставленный источник, однако глава эквадорского МИД Хосе Валенсия опроверг слухи.

Выдворению Ассанжа предшествовал коррупционный скандал вокруг Морено. В феврале WikiLeaks опубликовал пакет бумаг INA Papers, где прослеживались операции офшорной компании INA Investment, основанной братом эквадорского лидера. В Кито заявили, что это заговор Ассанжа с венесуэльским президентом Николасом Мадуро и бывшим главой Эквадора Рафаэлем Корреа с целью свергнуть Морено.

В начале апреля Морено пожаловался на поведение Ассанжа в лондонской миссии Эквадора. "Мы должны защитить жизнь господина Ассанжа, но он уже перешел все границы в смысле нарушения соглашения, к которому мы с ним пришли, - заявил президент. - Это не значит, что он не может свободно говорить, но он не может лгать и заниматься хакерством". При этом еще в феврале прошлого года стало известно, что Ассанжа в посольстве лишили возможности взаимодействовать с внешним миром, в частности ему отключили доступ в интернет.

Почему Швеция прекратила преследование Ассанжа

В конце прошлого года западные СМИ со ссылкой на источники сообщили, что Ассанжу предъявят обвинения в США. Официально это так и не подтвердили, однако именно из-за позиции Вашингтона Ассанжу пришлось укрыться в эквадорском посольстве шесть лет назад.

Швеция же в мае 2017-го прекратила расследование двух дел об изнасиловании, в которых обвиняли основателя портала. Ассанж потребовал от правительства страны компенсацию судебных издержек в размере 900 тысяч евро.

Ранее, в 2015 году, шведская прокуратура также сняла с него три обвинения за истечением срока давности.

Куда привело расследование дела об изнасиловании

Ассанж прибыл в Швецию летом 2010 года, надеясь получить защиту от американских властей. Но попал под следствие по делу об изнасиловании. В ноябре 2010-го в Стокгольме выдали ордер на его арест, Ассанжа объявили в международный розыск. Его задержали в Лондоне, однако вскоре выпустили под залог в 240 тысяч фунтов.

В феврале 2011-го британский суд постановил экстрадировать Ассанжа в Швецию, после чего последовал ряд успешных для основателя WikiLeaks апелляций .

Британские власти поместили его домашний арест перед тем, как принять решение об экстрадиции в Швецию. Нарушив данное властям обещание, Ассанж попросил убежища в посольстве Эквадора, которое и было ему предоставлено. С тех пор Великобритания имеет собственные претензии к основателю WikiLeaks.

Что теперь ждет Ассанжа

Как сообщили в полиции, мужчину повторно арестовали по запросу США об экстрадиции за публикацию засекреченных документов. В то же время заместитель главы британского МИД Алан Дункан заявил, что Ассанжа не вышлют в Соединенные Штаты, в случае если ему там будет грозить смертная казнь.

В Великобритании Ассанж, скорее всего, предстанет перед судом во второй половине дня 11 апреля. Об этом говорится на странице WikiLeaks в Twitter. Вероятно, британские власти будут добиваться максимального срока заключения в 12 месяцев, сообщила мать мужчины со ссылкой на его адвоката.

В то же время прокуратура Швеции рассматривает возможность возобновления расследования по обвинению в изнасиловании. Адвокат Элизабет Масси Фритц, представлявшая интересы пострадавшей, будет этого добиваться.

Независимый профсоюз актеров театра и кино направил обращение в Роструд и Министерство культуры РФ с просьбой проверить и обосновать зарплаты руководства ведущих российских театров. По мнению представителей организации, некоторые директора и худруки получают необоснованно завышенные зарплаты, которые отличаются от средних окладов артистов в 8–15 раз.

Так, например, худрук петербургского Александринского театра Валерий Фокин получает 8,4 млн рублей в год, худрук Российского молодежного театра Алексей Бородин - 6,4 млн, худрук ярославского Театра драмы имени Федора Волкова Евгений Марчелли - 4,4 млн, директор Театра кукол имени Образцова Ирина Корчевникова - 2,5 млн, директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин - 5,7 млн.

Кроме того, высокие оклады имеют заместители руководителей и главные бухгалтеры театров. К примеру, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина зарабатывает больше, чем гендиректор Большого театра Владимир Урин (8 млн рублей в год). Каждый из заместителей директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича получал в 2014 году в среднем 4 млн рублей в год. Заместитель директора по работе со зрителем МХТ имени Чехова Наталья Виноградова получает 6,7 млн рублей в год.

Почему в театрах, которые финансируются государством, руководители получают порядка 600 тыс. рублей в месяц, в то время как простые работники цехов и артисты вынуждены считать копейки до зарплаты? Мы обратились в ведомства за разъяснениями, потому что эта ситуация должна быть отрегулирована, - рассказал председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.

При этом, по информации базы данных trud.com, зарплаты артистов российских театров в среднем составляют около 30 тыс. рублей в месяц. Самые крупные оклады у московских актеров - в среднем 50 тыс. рублей; в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми и Сочи - около 30 тыс. рублей. В Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде и других менее крупных городах зарплаты артистов редко превышают 20 тыс. рублей. При этом зарплаты руководителей театров этих регионов сравнимы с заработком столичных директоров и худруков.

В Министерстве культуры пояснили, что заработная плата руководителя подведомственных учреждений культуры формируется индивидуально, в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты).

Размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения, - сказали в пресс-службе Минкультуры.

Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова считает, что любой востребованный актер «зарабатывает несравненно больше, нежели главный бухгалтер театра».

Я ни в коей мере не хочу сравнивать актеров и главных бухгалтеров, потому что каждый работает по своему профилю. Но главный бухгалтер в нашем театре - это человек, который отвечает за все финансы, в данный момент несет ответственность за стройку и реконструкцию, отвечает за деньги, которые выделяет Минкультуры на госзадание, за зарплату каждого сотрудника, за правильность расчета. Любой актер в лучшем случае бывает задействован пять раз в месяц. Если это актеры из массовки, то они работают больше, но у них и норма другая. Артистам, которые востребованы, некогда чужие деньги считать, - сказала Михайлова.

Председатель московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина сказала, что современная система театрального дела провоцирует безответственность.

Очень часто в защиту своих высоких зарплат директора и главбухи говорят о том, что они материально ответственны. Вспомните хотя бы один случай, чтобы кого-то из руководства театров наказали по итогам финансовых проверок. Недавно уволили Алексея Малобродского, директора «Гоголь-центра». В театре многомиллионные долги, о чем публично заявил глава департамента культуры. В чем заключается материальная ответственность бывшего директора? Почему к нему нет никаких вопросов? - интересуется Лидия Фомина.

В мае Министерство культуры опубликовало декларацию о доходах руководителей подведомственных учреждений. Сведения впервые предоставлялись по форме, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». В документе впервые указывались не только доходы руководителей учреждений, но также их замов и главных бухгалтеров.

Рекордсменом по заработкам традиционно стал художественный руководитель - директор Мариинского театра Валерий Гергиев. За прошедший год он заработал из разных источников 339,7 млн рублей. Помимо руководства Мариинским театром, Гергиев возглавляет Лондонский симфонический оркестр (контракт истекает в конце 2015 года). По данным СПАРК, маэстро также является совладельцем центра творческих встреч «Эльба», организующего музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Кроме того, в собственности дирижера находится 15% акций ООО «Евродон» - компании, специализирующейся на производстве мяса птицы. По примерным оценкам, оборот компании за 2013 год составил около 5 млрд рублей.

Как и в 2013 году, в пятерку лидеров вошли художественный руководитель - директор МХТ имени Чехова Олег Табаков (48,2 млн рублей) и худрук Театра наций Евгений Миронов (43,4 млн рублей). Примечательно, что конкуренцию богатейшим театральным деятелям не может составить первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов: за 2014 год он заработал 36,5 млн рублей.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин не вошел даже в двадцатку самых богатых управленцев в области культуры. Общий доход Урина составил 7,2 млн рублей.