Мир дворянской усадьбы. Красный угол в избе

Стецюра Татьяна Дмитриевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель

Курс «История русского быта (IX–XX вв.)» направлен на изучение российской истории повседневности. Эта проблема приобрела в последнее время особую актуальность, так как быт в наибольшей степени отражает этнические черты народа, и невозможно познать историю родной страны без изучения бытовой культуры предков. Не случайно известный культуролог Ю.М. Лотман отметил, что «история проходит через дом человека, через его частную жизнь».

Курс ориентирован на изучение отечественного культурного наследия. Он формирует представление о самобытности российской повседневной культуры. Исторический путь России рассматривается через призму духовных исканий русского народа. В то же время в нём подчеркивается тесная связь отечественной бытовой культуры с мировой.

Цель и задачи курса
Целью курса является создание объективного и целостного представления об истории русского быта в IX–XX вв., неразрывно связанной с политической, экономической, социальной и культурной историей нашего Отечества, с ее важнейшими событиями. Задачи курса состоят в том, чтобы: проанализировать общее и особенное в истории русского быта, показать ее специфику по сравнению с другими странами; уметь оценивать достижения русской бытовой культуры на основе исторического контекста; способствовать осмысленному, творческому «прочтению» студентами истории Отечества; сформировать уважение и интерес к прошлому нашей страны, выработать патриотическое мировоззрение студентов.

Структура курса
В основу структуры спецкурса положен хронологический и тематически-проблемный принципы. Содержание курса разбито на пять тем (на изучение каждой из них отводится 6 часов):
1) Жизнь и быт в домонгольской Руси (IX–XIII вв.).
2) Быт и нравы русского народа в XIV–XVII вв.
3) Бытовая культура России в XVIII в.: новые и традиционные черты.
4) Бытовая культура России в XIX в.
5) Бытовая культура России и СССР в XX в.

Формы контроля:
1. Устный текущий опрос

2. Реферат

3. Дифференцированный зачет.

Тема 1. Жизнь и быт в домонгольской Руси (IX–XIII вв.). Важнейшие занятия восточных славян. Поселения. Жилище. Одежда. Пища и кухонная утварь. Семейная жизнь. Праздники и развлечения.
Важнейшие занятия восточных славян. Занятия древних славян (подсечно-огневое и залежное земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество). Земледелие в XII–XIII вв. и в последующие столетия: пашенное земледелие (пашенное – двухполье и трехполье). Огородные и садовые культуры. Орудия труда. Скотоводство: домашние животные на крестьянском дворе. Домашние ремесла и промыслы.
Поселения. Общинные поселения, сельские поселки, городища, села, слободы. Господский двор. Возникновение городов. Усадьбы горожан. Улицы, мостовые и их состоя-ние. Водоснабжение.
Жилище. Основные типы жилищ. Славянское жилище VIII–X вв. Полуземлянка. Срубное жилище. Материал и техника постройки срубного жилья. Символическое значение частей жилища. Отопление и освещение. Курная изба. Части избы: красный угол, мужской угол (коник), бабий кут, полати. Княжеское жилище: гридницы, дворовые службы – хоромный комплекс. Баня. Внутреннее убранство княжеских хором.
Одежда. Отличительные особенности костюма домонгольской Руси (преобладание накладных (надеваемых через голову) одежд, основа костюма – рубаха). Народная одежда. Мужская одежда и обувь. Женская одежда и украшения. Верхняя одежда. Головные уборы. Материал для изготовления одежды.
Княжеская одежда.
Пища и кухонная утварь. Хлебные изделия. Каши и кисели. Мясная пища. Молочные продукты. Пищевые запреты. Посты. Рыба. Овощные блюда и приправы. Соль. Фрукты, мед, сладости. Напитки. Приготовление пищи. Кухонная утварь.
Пережитки языческих трапез. Пиры и поведение на них гостей. Монастырская трапеза.
Семейная жизнь. Большая патриархальная семья. Распределение обязанностей в семье. Отношение к старикам и детям. Вступление в брак. Брачный возраст. Сватовство. Подготовка к свадьбе. Языческий и христианский брак. Свадебные обряды. Многоженство и моногамия. Имущественные отношения в семье. Рождение ребенка: языческие и христианские обряды, связанные с этим событием. Воспитание детей и юношества. Смерть и погребение.
Праздники и развлечения. Общественные и семейные праздники древнего земледельческого культа – «игрища», связанные с зимним и летним солнцестоянием и весенним равноденствием. Гадания. Христианские праздники. Песни, хороводы, пляски, инструментальная музыка. Скоморохи и музыканты. Певцы-сказители.
Народные игры и развлечения: ряженые, кулачные бои, лапта и игры, тренирующие ловкость и выносливость, азартные игры. Детские игрушки. Княжеские забавы.

Литература
1. Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986.
2. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М., 1992.
3. Ковалев Н.И., Куткина М.Н., Карцева Н.Я. Русская кухня. – М., 2000.
4. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – Смоленск, 1995.
5. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.
6. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003.
7. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М., 1988.
8. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 2001.
9. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. – М., 1984.
10. Поликарпов В.С. История нравов в России. – Ростов-на-Дону, 1995.
11. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины X–XIX вв. – М., 1997.
12. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.
13. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их домашний и общественный быт. – М., 1978.
14. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М., 2000.
15. Русские: Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
16. Русский костюм / Под ред. В. Рындина. Тт. 1–5. – М., 1960–1972.
17. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М., 1987.
18. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI–XVII вв. – М., 1997.
19. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2000.
20. Тарабукин Н.М. Очерки истории костюма. – М., 1994.
21. Терещенко А.В. Быт русского народа. Чч. I–VII. – М., 1997–1999.
22. Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. – М., 2002.
23. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. – СПб., 2003.
24. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.

Тема 2. Быт и нравы русского народа в XIV–XVII вв. Русский средневековый город и жизнь его обитателей. Костюм эпохи Московской Руси. День рядового горожанина и боярина. Жизнь царей. Жизнь монахов и патриархов.
Русский средневековый город и жизнь его обитателей. Русские города XIV–XVII вв.: территория и население, внешний облик, жилища простолюдинов и усадьбы зажиточных горожан. Мебель и домашняя утварь.
Санитарное состояние. Пожары. Посад и пригород. Слободы. Занятия горожан: ремесла, торговля, промыслы. Садоводство и огородничество.
Костюм эпохи Московской Руси. Изменения в костюме: появление распашных и отрезных по талии одежд, сборчатых рукавов и манжет. Элементы русского костюма, появившиеся под иноземным влиянием: кафтан, тафья, откидные рукава, кушаки.
Мужской и женский костюм крестьян и горожан: рубаха и порты, штаны, кафтаны, ферязи; сарафан, понева, летник, охабень. Домашняя и выходная одежда. Верхняя одежда. Различия в костюме девушек и замужних женщин. Детская одежда. Мужские и женские прически. Ношение длинных и коротких волос. Девичьи и женские прически. Мужские и женские головные уборы и обувь. Пояса и украшения.
Костюмы знати. Боярский и придворный костюм.
День рядового горожанина и боярина. Наставления по ведению хозяйства – «Домострой». Распорядок дня. Молитва и посещение храма. Обязанности главы семьи и хозяйки дома. Женские рукоделия. Хозяйка мастерской – светлицы. Трапеза. Правила поведения за столом. Скоромное и постное меню. Домашние заготовки и хранение продуктов. Развлечения и игры. Домашние обряды: родины и крестины, брак, новоселье, смерть, погребение. Суеверия и гадания.
Жизнь царей. Венчание на царство. Государев двор. Обычный день государя. Большой царский наряд. Торжественные выходы и выезды: царский выход в праздник Богоявления (Крещения) на Иордань, «шествие на осляти» в Вербное воскресенье, «походы» в Троице-Сергиев монастырь и другие путешествия на богомолье. Царская свадьба. Теремные затворницы. Воспитание и забавы царских детей. Развлечения царей. Царская охота. «Урядник сокольничья пути». Встреча и прием иностранных послов. «Посольский обычай».
Жизнь монахов и патриархов. Мир средневекового монастыря: послушник, рясофор, инок. Монашеское облачение. Общежительные и особножительные монастыри. Управление монастырем и монастырское хозяйство. Монастырская трапеза. Быт патриархов: облачение, патриарший стол, внутреннее убранство Патриарших палат.

Литература
1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – СПб., 1997.
2. Аникст М.А., Турчин В.С. В окрестностях Москвы: Из истории русской усадебной культуры XVII–XVIII веков. – М., 1979.
3. Беловинский Л.В. Изба и хоромы. Из истории российской повседневности. – М., 2002.
4. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. – М., 2003.
5. Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. – М., 1999.
6. Волховский М.Г. Домашний быт русских царей в XVI–XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и др. – М., 1992.
7. Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. – М., 1995.
8. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
9. Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986.
10. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1: Государев двор, или дворец. – М., 1990.
11. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. 1. Ч. 2. – М., 2000.
12. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Т. 2. – М., 2000.
13. Забелин И.Е. Домашняя жизнь русских царей. – М., 2005.
14. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1990.
15. Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: Исторические очерки. – М., 1991.
16. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей. – М., 2006.
17. История русской архитектуры / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб., 1994.
18. Ключевский В.О. История русского быта: Чтения в школе и дома. – М., 1995.
19. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М., 1992.
20. Ковалев Н.И., Куткина М.Н., Карцева Н.Я. Русская кухня. – М., 2000.
21. Короткова М.В. Город и горожане. Из истории быта старой Москвы. – М., 1999.
22. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.
23. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003.
24. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII столетиях. – М., 1992.
25. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996.
26. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. – СПб., 2004.
27. Москва. Быт. XIV–XIX века / Сост. А.Р. Андреев. – М., 2005.
28. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. – М., 1984.
29. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. – М., 2000.
30. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. – М., 1991.
31. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. – М., 2003.
32. Поликарпов В.С. История нравов в России. – Ростов-на-Дону, 1995.

35. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.
36. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их домашний и общественный быт. – М., 1978.
37. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. – М., 2002.
38. Русский костюм / Под ред. В. Рындина. Тт. 1–5. – М., 1960–1972.
39. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI–XVII вв. – М., 1997.
40. Суслина Е.И. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. – М., 2003.
41. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 2002.
42. Тарабукин Н.М. Очерки истории костюма. – М., 1994.
43. Терещенко А.В. Быт русского народа. Чч. I–VII. – М., 1997–1999.
44. Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. – М., 2002.
45. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. – СПб., 2003.
46. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.
47. Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…». – М., 1988.
48. Якеменко Б.Г. Быт и традиции Москвы XII–XIX вв. Чч. 1–2. – М., 2003.

Тема 3. Бытовая культура России в XVIII в.: новые и традиционные черты. Новые черты русской бытовой культуры в XVIII в.

Жизнь императоров. Коронация императоров. Императорский двор и придворный церемониал в XVIII в. Парадные обеды и «обеды во внутренних покоях». Развлечения при дворе.
Дворянская, элитарная бытовая культура и народный быт. «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Воспитание дворянина. Появление закрытых учебных заведений для создания «новой породы» людей. Изменение отношений внутри семьи.
Светский этикет. Ассамблеи и балы. Прием гостей и визиты. Новые виды увеселений: посещение спектаклей и концертов, фейерверки и маскарады. «Театральность» элитарной культуры XVIII в.
Костюмы «галантного века». Европеизация костюма русской знати.

Жизнь и быт горожан в XVIII в. Внешний облик русских городов: их перепланировка и благоустройство. Дома рядовых горожан: внешний вид и внутреннее убранство. Общественные сооружения. Быт русского купечества.
Мир дворянской усадьбы. Усадебный комплекс как синтез архитектуры, садово-паркового искусства, живописи, скульптуры, поэзии, музыки, театра. Царские усадьбы: (Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск) и усадьбы дворян (Кусково, Останкино, Рай-Семеновское и др.). Господский дом, хозяйственные постройки, церковь, регулярный или пейзажный парк.
Усадебный быт. Жизнь и быт русского крестьянства в XVIII в.

Литература
1. Аникст М.А. Турчин В.С. В окрестностях Москвы: Из истории русской усадебной культуры XVII–XVIII веков. – М., 1979.
2. Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета. – Л., 1990.
3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII–XIX вв. – М., 2000.
4. Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России. – М., 2005.
5. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб., 2003.
6. Гордин Я.А. Екатерининский век. – СПб., 2004.
7. Ершова Л.В. Дворянская усадьба. Из истории русской культуры. – М., 1998.
8. Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: Исторические очерки. – М., 1991.
9. Захарова О.Ю. Власть церемониалов. – М., 2003.
10. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII – начала ХХ в. – М., 2003.
11. Каминская Н.М. История костюма. – М., 1986.
12. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. – СПб., 2001.
13. Кириченко О.В. Дворянское благочестие. – М., 2002.
14. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII–XIX вв. – М., 2002.
15. Колесникова А. Бал в России XVIII – начале XX века. – СПб., 2005.
16. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.
17. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003.
18. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. – М., 1987.
19. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – СПб., 1991.
20. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
21. Масси С. Земля жар-птицы. Краса былой России. – СПб., 2000.
22. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Тт. 1–4. – М., 1993–2000.
23. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М., 2002.
24. Москва. Быт. XIV–XIX века / Сост. А.Р. Андреев. – М., 2005.
25. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
26. Нерсесов Я.Н. История моды. – М., 1998.
27. Нерсесов Я.Н. Путешествие в мир моды. – М., 2002.
28. Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б.А. Рыбакова. Чч. 1–4. – М., 1987–1990.
29. Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Пет-ровны. – М., 2003.
30. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. – М., 2003.
31. Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства. – М., 2005.
32. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. – М., 2002.
33. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамбля интерьера в России в ХVII – первой половине ХIХ века. – М., 1996.
34. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины X–XIX вв. – М., 1997.
35. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – М., 1990.
36. Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. – М., 1990.
37. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга XVIII в. – СПб., 1998.
38. Соловьев К.А. Во вкусе умной старины… Усадебный быт русского дворянства. – СПб., 1998.

Тема 4. Бытовая культура России в XIX в. Дворянская культура в России XIX в.: от Зимнего дворца до помещичьей усадьбы. Русские города XIX в. и их жители: столица и провинция. Жизнь и быт русского крестьянства в XIX в.
Дворянская культура в России XIX в.: от Зимнего дворца до помещичьей усадьбы. Жизнь русского императорского двора в XIX в. Усадебная культура XIX в. Распорядок дня. Прием гостей, балы, званые вечера. Этикет и культура общения. Воспитание дворянина. Пансионы и кадетские корпуса. Дворянский «кодекс чести». Дуэли. Манеры «благородной девицы»: домашнее воспитание, пансионы и институты. Обязанности хозяйки дома.
Жилище. Внешний вид и интерьер. Мебель. Моды XIX в. Мужская, женская и детская одежда и обувь. Прически, украшения, аксессуары.
Жилище. Внешний вид и внутреннее убранство. Мебель, бытовая утварь. Санитария и гигиена. Средства передвижения и путешествия.
Барское застолье: изменения в меню и в правилах поведения за столом. Досуг дворян.
Русские города XIX в. и их жители: столица и провинция. Облик русских городов XIX в.: территория и население, планировка и застройка, санитария и гигиена. Жизнь в Петербурге и в Москве, жизнь в русской провинции.
Жизнь и быт фабричных рабочих. Жизнь и быт мещан и мастеровых. Жизнь и быт русского купечества.
Городские праздники: Масленица, Пасха, Татьянин день. Театр Петрушки. Балаганы. Катание с ледяных гор, катание на коньках.
Жизнь и быт русского крестьянства в XIX в. Изменения в русском крестьянском быту в XIX в. Сельскохозяйственный год. Домашние и отхожие промыслы. В крестьянской избе. Народный костюм в XIX в. Христианские обряды и пережитки язычества. Семейная жизнь, воспитание детей. Влияние городской жизни и постепенное разрушение общинного быта.

Литература
1. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб., 2003.
2. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Записки. – М., 1991.
3. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты: Панорама столичной жизни. – СПб., 2002.
4. Ершова Л.В. Дворянская усадьба. Из истории русской культуры. – М., 1998.
5. Захарова О.Ю. Власть церемониалов. – М., 2003.
6. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII – начала ХХ в. – М., 2003.
7. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006.
8. Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. – М., 2001.
9. История русской архитектуры / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб., 1994.
10. Каминская Н.М. История костюма. – М., 1986.
11. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. – СПб., 2001.
12. Колесникова А. Бал в России XVIII – начале XX века. – СПб., 2005.
13. Кузнецов С.В. Культура русской деревни // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда. – М., 1998.
14. Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. – М., 2005.
15. Лаврентьева Е.В. Культура застолья ХIХ века. – М., 1999.
16. Лаврентьева Е.В. Светский этикет пушкинской поры. – М., 1999.
17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
18. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. – СПб., 1996.
19. Марченко Н. Быт и нравы пушкинского времени. – СПб., 2005.
20. Масси С. Земля жар-птицы. Краса былой России. – СПб., 2000.
21. Мир вещей. Современная энциклопедия. – М., 2003.
22. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М., 2002.
23. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
24. Нерсесов Я.Н. История моды. – М., 1998.
25. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. – М., 2002.
26. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамбля интерьера в России в ХVII – первой половине ХIХ века. – М., 1996.
27. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины X–XIX вв. – М., 1997.
28. Тарабукин Н.М. Очерки истории костюма. – М., 1994.
29. Соловьев К.А. Во вкусе умной старины… Усадебный быт русского дворянства. – СПб., 1998.
30. Сургучев И.Д. Детство св. царя Николая II. – М., 2002.
31. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 2002.
32. Терещенко А.В. Быт русского народа. Чч. I–VII. – М., 1997–1999.
33. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. – СПб., 2003.
34. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.
35. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX в. – СПб., 2002.

Тема 5. Бытовая культура России и СССР в XX в. Русский город начала XX в. и быт горожан. Жизнь советских людей: городской быт в 1920–1980 гг. Трагедия русской деревни: ломка традиционного крестьянского быта в 1920–1930-е гг. Новые явления в крестьянском быту. Советские праздники. Костюм и мода.
Русский город начала XX в. и быт горожан. Внешний облик и благоустройство городов. Жилища горожан различных сословий и их интерьер. Многоквартирные жилые дома. Интерьер городской квартиры. Домашняя утварь и техника. Начало «эры электричества». Общественный транспорт.
Распорядок дня рабочих и служащих. Питание. Появление учреждений общественного питания. Трактиры и рестораны. Досуг и развлечения.
Быт различных сословий. Московское купечество: промышленники и меценаты. Фабрично-заводские рабочие. Служащие. Духовенство.
Жизнь советских людей: городской быт в 1920–1980 гг. Изменения во внешнем облике городов: планировка, благоустройство, общественный транспорт. Мир коммунальной квартиры. Дома-коммуны. Быт партийной номенклатуры. Быт горожан в 1920–1930-е, 1940–1950-е, 1960–1980-е гг. Досуг, спорт и развлечения.
Трагедия русской деревни: ломка традиционного крестьянского быта в 1920–1930-е гг. Новые явления в крестьянском быту. Жизнь и быт советской деревни в 1920–1980-е гг. Коллективизация. Русская деревня в годы Великой Отечественной войны. Послевоенная деревня.
Советские праздники. Рабочие и праздничные дни. Революционные праздники. Парады физкультурников и антирелигиозные мероприятия в 1920–1930 гг. Демонстрации трудящихся. Военные парады. Семейные торжества: от «красных свадеб» к возрождению традиций прошлого.
Костюм и моды. Мода начала ХХ в. Мода 1920–1930-х гг. Мода 1940–1950-х гг. «Стиляги». Мода 1960-х г. Мода 1970–1990-х гг.

Литература
1. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в 1920–1930-е годы. – М., 2003.
2. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в 1930–1940-е годы. – М., 2003.
3. Балдано И.Ц. Мода XX века: Энциклопедия. – М., 2002.
4. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность. (Традиции конца XIX – начала XX века). – М.–Тамбов, 2004.
5. Белов А.В. Москва, московские пригороды, пригородные поселения во второй половине XIX – начале XX века. – М., 2005.
6. Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера. – М., 2000.
7. Горбачева Л.М. Костюм ХХ века. – М., 1996.
8. Засосов Д.А. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX–XX веков. – М., 2003.
9. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890–1910 гг.: Записки очевидцев. – Л., 1991.
10. Колесникова А. Бал в России XVIII – начале XX века. – СПб., 2005.
11. Масси С. Земля жар-птицы. Краса былой России. – СПб., 2000.
12. Мир вещей. Современная энциклопедия. – М., 2003.
13. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М., 2002.
14. Мосолов А.А. При дворе последнего императора. – СПб., 1992.
15. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
16. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
17. Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920–1930-е годы. – СПб., 2000.
18. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная: очерки городской жизни начала XX века. – М., 2005.

Литература ко всему курсу

Основная
1. Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета. – Л., 1990.
2. Белов А.В. Москва, московские пригороды, пригородные поселения во второй половине XIX – начале XX века. – М., 2005.
3. Беловинский. Л.В. История русской материальной культуры. – М., 2003.
4. Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. – М., 1999.
5. Гордин Я.А. Екатерининский век. – СПб., 2004.
6. Ключевский В.О. История русского быта: Чтения в школе и дома. – М., 1995.
7. Короткова М.В. Город и горожане. Из истории быта старой Москвы. – М., 1999.
8. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003.
9. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996.
10. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. – СПб., 2004.
11. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. – М., 2000.
12. Терещенко А.В. Быт русского народа. Чч. I–VII. – М., 1997–1999.
13. Федосюк Ю.А. Энциклопедия русского быта XIX в. – М., 1999.

Дополнительная
14. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – СПб., 1997.
15. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в 1920–1930-е годы. – М., 2003.
16. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в 1930–1940-е годы. – М., 2003.
17. Аникст М.А. Турчин В.С. В окрестностях Москвы: Из истории русской усадебной культуры XVII–XVIII веков. – М., 1979.
18. Балдано И.Ц. Мода XX века: Энциклопедия. – М., 2002.
19. Баранов Д.А., Баранова О.Г., Соснина Н.Н., Шарыгина И.И. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб., 1999.
20. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII–XIX вв. – М., 2000.
21. Бегунова А.И. Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I. – М., 2000.
22. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность. (Традиции конца XIX – начала XX века). – М.–Тамбов, 2004.
23. Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера. – М., 2000.
24. Беловинский Л.В. Изба и хоромы. Из истории российской повседневности. – М., 2002.
25. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Русский народный православный календарь: Справочное издание. – Калининград, 1995.
26. Борисов Н.С. Жизнь средневековой Руси накануне конца света: Россия в 1492 году от Рождества Христова, или в 7000 году от сотворения мира. – М., 2004.
27. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб., 2003.
28. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Записки. – М., 1991.
29. Волховский М.Г. Домашний быт русских царей в XVI–XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и др. – М., 1992.
30. Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. – М., 1995.
31. Горбачева Л.М. Костюм ХХ века. – М., 1996.
32. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты: Панорама столичной жизни. – СПб., 2002.
33. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
34. Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986.
35. Ершова Л.В. Дворянская усадьба. Из истории русской культуры. – М., 1998.
36. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1: Государев двор, или дворец. – М., 1990.
37. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. 1. Ч. 2. – М., 2000.
38. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Т. 2. – М., 2000.
39. Забелин И.Е. Домашняя жизнь русских царей. – М., 2005.
40. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1990.
41. Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: Исторические очерки. – М., 1991.
42. Засосов Д.А. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX–XX веков. – М., 2003.
43. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890–1910 гг.: Записки очевидцев. – Л., 1991.
44. Захарова О.Ю. Власть церемониалов. – М., 2003.
45. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII – начала ХХ в. – М., 2003.
46. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей. – М., 2006.
47. Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. – М., 2001.
48. История русской архитектуры / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб., 1994.
49. Каминская Н.М. История костюма. – М., 1986.
50. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. – СПб., 2001.
51. Кириченко О.В. Дворянское благочестие. – М., 2002.
52. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. Энциклопедия. – М., 1995.
53. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII–XIX вв. – М., 2002.
54. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М., 1992.
55. Ковалев Н.И., Куткина М.Н., Карцева Н.Я. Русская кухня. – М., 2000.
56. Колесникова А. Бал в России XVIII – начале XX века. – СПб., 2005.
57. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – Смоленск, 1995.
58. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.
59. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII столетиях. – М., 1992.
60. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. – М., 1987.
61. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала ХIХ в. – М., 1983.
62. Кузнецов С.В. Культура русской деревни // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда. – М., 1998.
63. Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. – М., 2005.
64. Лаврентьева Е.В. Культура застолья ХIХ века. – М., 1999.
65. Лаврентьева Е.В. Светский этикет пушкинской поры. – М., 1999.
66. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – СПб., 1991.
67. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
68. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. – СПб., 1996.
69. Марченко Н. Быт и нравы пушкинского времени. – СПб., 2005.
70. Масси С. Земля жар-птицы. Краса былой России. – СПб., 2000.
71. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Тт.1–4. – М., 1993–2000.
72. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 2001.
73. Мир вещей. Современная энциклопедия. – М., 2003.
74. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М., 2002.
75. Москва. Быт. XIV–XIX века / Сост. А.Р. Андреев. – М., 2005.
76. Мосолов А.А. При дворе последнего императора. – СПб., 1992.
77. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. – М., 1984.
78. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
79. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
80. Нерсесов Я.Н. История моды. – М., 1998.
81. Нерсесов Я.Н. Путешествие в мир моды. – М., 2002.
82. Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жиз-ни в России, 1920–1930-е годы. – СПб., 2000.
83. Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б.А. Рыбакова. Чч. 1–4. – М., 1987–1990.
84. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. – М., 1991.
85. Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Пет-ровны. – М., 2003.
86. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. – М., 2003.
87. Поликарпов В.С. История нравов в России. – Ростов-на-Дону, 1995.
88. Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства. – М., 2005.
89. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. – М., 2002.
90. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамбля интерьера в России в ХVII – первой половине ХIХ века. – М., 1996.
91. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины X–XIX вв. – М., 1997.
92. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – М., 1990.
93. Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. – М., 1990.
94. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.
95. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их домашний и общественный быт. – М., 1978.
96. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. – М., 2002.
97. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М., 2000.
98. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная: очерки городской жизни начала XX века. – М., 2005.
99. Русские: Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
100. Русский костюм / Под ред. В. Рындина. Тт. 1–5. – М., 1960–1972.
101. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М., 1987.
102. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI–XVII вв. – М., 1997.
103. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга XVIII в. – СПб., 1998.
104. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2000.
105. Соловьев К.А. Во вкусе умной старины… Усадебный быт русского дворянства. – СПб., 1998.
106. Суслина Е.И. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. – М., 2003.
107. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 2002.
108. Тарабукин Н.М. Очерки истории костюма. – М., 1994.
109. Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. – М., 2002.
110. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. – СПб., 2003.
111. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.
112. Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…». – М., 1988.
113. Якеменко Б.Г. Быт и традиции Москвы XII–XIX вв. Чч. 1–2. – М., 2003.
114. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX в. – СПб., 2002.

Темы рефератов

1. Жизнь крестьян и горожан Древней Руси.
2. Язычество древней Руси.
3. Праздники христианской Руси.
4. Быт и нравы пушкинского времени.
5. Дворянская усадьба.
6. Москва – столица Московского государства.
7. Петербург – столица Российской империи.
8. Будни и праздники русского народа.
9. Изба. Дом. Дворец.
10. Русская бытовая культура XIX века.

11. Бытовая культура России и СССР в XX в.

Вопросы к дифференцированному зачету

1. Жизнь и быт древних славян.
2. Жизнь и быт крестьян в домонгольской Руси.
3. Жизнь и быт знати в Древней Руси.
4. Жизнь и быт горожан в XIV–XVII вв.
5. Жизнь и быт знати в XIV–XVII вв.
6. Жизнь и быт в русских монастырях.
7. Жизнь и быт императорского двора в XVIII в.
8. Повседневная жизнь горожан в XVIII в.
9. Мир русской дворянской усадьбы в XVIII в.
10. Дворянская культура XIX в.
11. Жизнь и быт горожан в XIX в.
12. Русская деревня в XIX в.
13. Городской быт начала ХХ в.
14. Советский городской быт в 1920–1980-е гг.
15. Советские праздники.
16. Мода и костюм ХХ в.

Собственные дома в столицах имели дворяне со значительным годовым доходом до 10 тыс. рублей. Особняки, как правило, строились каменные и передавались из поколения в поколение без переделок. Они были одно или двухэтажные.

Горожане часто строили дома из дерева и покрывали их штукатуркой, чтобы внешне они напоминали каменные. Были и такие дома: низ каменный, верх деревянный. Очень часто с улицы дом имел один этаж, а со стороны двора - два. За такой дом хозяин платил меньше налог.

Городской дом начинался с передней, где стояли вешалки для одежды. Рядом с ней могла находиться лакейская, а по другую сторону - кладовая с железной дверью. Для прислуги была еще и девичья. Дворник с семьей жил отдельно, недалеко от ворот. В богатом дворянском особняке было 10-15 человек прислуги мужского и женского пола - два лакея, горничные, няньки, кормилица, экономка, прачка, повар или кухарка, посудомойка, кучер, садовник.

Даже в одноэтажном особняке для нужд господ отводилось семь-восемь комнат: две гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, зала для танцев, столовая. Стены комнат были обшиты обоями - с орнаментом или гладкими, в зависимости от моды. Потолки украшали лепниной, позолотой, интерьер - бронзой, бархатом, гобеленами, картинами, зеркалами, часами. В зале непременно стоял рояль. Пол был паркетный, иногда покрыт коврами.

Гостиная такого дворянского дома, выходящая окнами на улицу, была уставлена креслами, софами и диванами из мебельного гарнитура, столами. На столиках раскладывали альбомы со стихами, ставили фарфоровые игрушки, в шкафах помещали фаянсовую посуду - признак зажиточности. На стенах вешали канделябры. Изразцовая печь с узорами дополняла интерьер.

Кроме зала и парадных гостиных, все остальные комнаты были приспособлены для житья. В малой гостиной помещали скромный гарнитур, клавикорды, трельяж - трехстворчатое зеркало из составных стенок с резьбой по дереву. Было очень модно ставить ширмы. В кабинете располагался письменный стол с креслом, конторка для работы стоя, конторка для трубок, шкафы с книгами. В столовой стояли стол - сороконожка и горка с посудой. К спальне обычно примыкали две комнаты - гардеробная с вешалками и сундуками для нарядов господ и уборная. Там находился умывальник и ящик для грязного белья. А в кресле красного дерева господа отправляли свои нужды. Все эти комнаты выходили окнами во двор.

Все в дворянском доме было продумано. Уважением к старшему поколению проникнуто даже расположение лестницы - из девичьей прямо в бабушкину комнату.

Русская изба

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. Это легко изнашиваемая постройка и до нас дошли избы не старше середины XIX века. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками. Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют и интимность русскому крестьянскому жилищу. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение - изба с русской печью.

Устройство русской печи особенно интересно. Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое она воплощает в себе идею домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Выпущенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором в выразительных формах, соответствующих их назначению как опоры большого груза. Печной коник, отгораживающий шесток у печного столба, вытесывали топором в виде смелых изгибов шеи коня.

Каменная громада печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях. Стремление придать деревянным деталям красивые формы, а также в самой кладке выразить эстетические наклонности приводит к созданию художественной целостности всего сооружения. Иногда у печи устраивался угол для стряпни, отделенный деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета.

Мебель русских крестьян отличалась особой массивностью и прочностью. Лаконичные и массивные формы так органично вписывались в архитектуру жилища, что было довольно сложно распознать, где кончается стена или пол и начинается мебель. Само слово «мебель» означает части интерьера, которые можно двигать с места на место. Однако к таким предметам в крестьянской избе можно было отнести только скамьи, короба, сундуки и табуреты. Все остальные предметы были намертво присоединены к стенам и составляли с избой единое целое.

Сундуки были главным местом хранения вещей в крестьянской избе. Праздничная одежда, ткани, вышивки и другая ценная семейная собственность, включая девичье приданое, хранились в сундуках, которые являлись неотъемлемой частью интерьера крестьянского жилища. Наиболее древние сундуки представляли собой простые деревянные коробки с ручками и плоской крышкой на петлях. Обычно сундуки снабжались внутренними замками и обивались железом для прочности.

Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Подстолье решалось по-разному: в виде дощатых боковин с выемкой внизу, соединенных проножкой; в виде ножек, соединенных двумя проножками или кругом; без царги или с царгой; с одним или двумя выдвижными ящиками. Иногда резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивающихся в своей нижней части резными перехватцами. Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи - поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение.

Исследователи относят появление стульев в крестьянской избе к середине XIX века. До этого времени только древние скамьи были главным элементом интерьера избы. Они расставлялись вдоль стен жилища и не были приспособлены к перемещению. На этих скамьях люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. Переносные скамьи имели четыре ножки и две широкие доски в качестве сидения. Они могли быть как со спинкой, так и без неё. Давным-давно русские крестьяне в качестве сидения использовали небольшие табуретки, вырезанные из сосновых корней: ножками служили концы корней. Так называемые сиденья работника (для работы дома) с тремя ножками тоже широко использовались в русских деревнях.

Прообразом шкафов и гардеробов послужили так называемые «спальные полки», намертво прикрепленные к стенам. На них люди спали. Обычно такая полка закрывалась занавеской, которая всё же не спасала от пыли. Именно по этой причине занавеска позже была заменена на деревянные двери с петлями. Это привело к появлению новых предметов мебели в крестьянской избе: шкафов и гардеробов. Поначалу они были намертво присоединены к стенам жилища, а затем отделились от них. На этом этапе у шкафов и гардеробов появилась задняя стенка, которая конечно была не нужна, если шкаф плотно приставлен к стене.

Светцы представляли собой литую подставку для лучины, которая являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Также использовались тополь, дуб, клён и сосна. Первые русские светцы из-за недостатка материалов изготавливались из старых подков. Они не представляли собой ничего особенного и имели форму вилки с тремя или четырьмя зубцами. Противоположная часть была заострена и загнута под углом, который позволял вставлять её в деревянную стену. Горящая лучина помещалась между зубцов, а огарки падали в специальную ванночку, наполненную водой. В дальнейшем кузнецы стали изготавливать светцы с двумя и более «вилками». А ещё позже у светцов появилась деревянная подставка, что позволяла поставить его на любое место в избе.

Ручные прялки являлись одним из наиболее интересных феноменов русского национального искусства. Они были древнейшими приспособлениями для изготовления пряжи. По своему дизайну русские ручные прялки делились на два типа: «корневые» и «разъёмные» (состоящие из нескольких частей). Оба типа включали в себя две основные части: вертикальную лопасть, на которой укреплялась кудель, и горизонтальное донце, на котором сидела пряха. Корневые прялки вырезались из цельного куска дерева: нижняя часть - из корня, а лопасть - из прямого ствола дерева. Это наиболее древний вид прялок.

Деревянная утварь занимает особенное место среди произведений русского национального искусства. Традиции производства таких вещей нарабатывались веками, впитывая опыт многих поколений мастеров. Выдолбленные и вырезанные предметы утвари были наиболее древней формой деревянной посуды, которая характеризовалась простотой и массивностью. Крестьянин изготавливал каждый предмет самостоятельно с начала и до конца; вот почему каждый предмет имеет свою уникальную форму. Да и не могло быть никакой однообразности в традициях русской деревни, которые уходят корнями вглубь веков. Каждый предмет нёс в себе отпечаток личности его создателя. Деревянные ложки, например, изготавливались на Руси с древнейших времён. Технология их производства довольно проста: из небольшой баклуши мастер выдалбливал внутреннюю часть, а внешнюю вырезал ножом. Ручка получалась круглой и толстой. Сам размер подобной ложки впечатляет. Ложки, изготовленные монахами, вырезались и украшались с особенной тщательностью.

Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранилась традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.

3 В крестьянской избе

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них–то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Рубка углов избы: 1 – «в обло»; 2 – «в лапу»

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Изба на подклете XII–XIII вв. Реконструкция

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками и назывались волоковыми. Иногда их затягивали бычьим пузырем или промасленной холстиной. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это называлось топить «по–черному».

В одной из боковых стен крестьянской избы делали косящатое окно – с косяками и вертикальными брусьями. Через это окно наблюдали за двором, через него свет падал на лавку, сидя на которой хозяин занимался ремеслом.

Волоковое окно

Косящатое окно

Изба на жилом подклете. Реконструкция. На втором этаже видна печь на опечке

Ухват и чугун

В северных районах Руси, ее центральных областях полы настилали из половиц – половинок бревен, вдоль избы от двери к передним окнам. На Юге полы были земляными, смазанными жидкой глиной.

Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба). В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Печь в крестьянском доме ставили на опечек – фундамент из бревен. Внутри выкладывали под – днище, где горели дрова и готовили пищу. Верхняя часть печи называлась сводом, отверстие – устьем. Печь занимала почти четвертую часть крестьянской избы. От расположения печи зависела внутренняя планировка избы: даже поговорка возникла – «Плясать от печки». Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена. Расположение устья печи относительно двери зависело от климата. В местностях с теплым климатом печь ставили устьем к входу, в районах с суровым климатом – устьем к стене.

Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем – его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.

Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу.

У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц.

Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Деревянные ложки. XIII и XV вв.

Черпаки. XV в.

Подумайте, почему так часто в крестьянской избе встречается узор с конской головой.

Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати, где спали дети, хранили имущество, сушили лук, горох. Об этом даже скороговорку сложили:

Под матицей, под потолком

Висит полколпака гороху

Без червячка, без червоточинки.

Со стороны входа к печке примыкала пристройка из досок – припечек, или голбец. На нем можно было сидеть, с него – залезть на печку или по лестнице спуститься в погреб. В припечке хранили и домашнюю утварь.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землей, куда летели искры.

Внутренний вид избы с полатями. Реконструкция

Внутренний вид избы XVII в. Реконструкция

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Вообще, крестьяне были очень верующими, да и само слово «крестьянин» произошло от родственных «христианин», «христианский». Большое значение крестьянская семья придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой. Это был обязательный ритуал. Не помолясь, не начинали никакого дела. Регулярно посещали крестьяне церковь, особенно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. Крестьянская семья также строго соблюдала посты. Любили крестьяне иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками.

Русское село в XVII в. Гравюра

Рукомойник. XVI в.

Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божественным творением.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки (низкие плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.

Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы (с носиком) и братины (без него). Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.

Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок и ложек сегодня находятся в музеях России.

Ковш. XVII в.

Деревянная посуда XII–XIII вв.: 1 – тарелка (видны следы резания мяса); 2 – миска; 3 – ставец; 4 – блюдо; 5 – ендова

Бондарные изделия X–XIII вв.: 1 – кадка; 2 – шайка; 3 – бочка; 4 – ушат; 5 – лохань; 6 – ведро

Тесло и скобель

В крестьянском хозяйстве широко использовались и бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них продевали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие емкости округлой формы с узким дном, а у кадок дно было широкое.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор – тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель – плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами.

Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Вопросы и задания

1. Как строили крестьянскую избу? Из каких частей она состояла? Попробуйте нарисовать ее план.

2. Опишите, как выглядела крестьянская изба изнутри.

3. Как в крестьянской избе располагались окна, печи и лавки? Почему именно так?

4. Какую роль играла в крестьянском доме русская печь и как она была устроена?

5. Нарисуйте предметы крестьянской утвари:

а) печную утварь; б) кухонную утварь; в) мебель; г) инструменты для работы.

6. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

к–ч–рга

к–р–мысло

кр–стьянин

п–ловица

рук–мойник

п–ставец

7. Составьте подробный рассказ «В крестьянской избе».

8. Разгадайте загадки и нарисуйте отгадки к ним.

1. Основа – соснова, Уток – соломенный.

2. Марья–царевна Сама в избе, Рукава во дворе.

3. Два подьячих Водят Марью вертячу.

4. Белое ест, Черное роняет.

5. Мать толста, Дочь красна, Сын – сокол, Под небеса ушел.

6. Годится молиться, Годится горшки покрывать.

7. Черный конь Скачет в огонь.

8. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.

9. – Черныш–загарыш!

Куда поехал?

– Молчи, кручено–верчено,

Там же будешь.

10. Три братца

Пошли купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

11. Рыба в море,

Хвост на заборе.

12. Стоит попадья,

Тремя поясами подпоясана.

13. С ушами, да не слышит.

14. Все голубки

Вокруг одной пролубки.

Отгадки: ведра и коромысло, икона, горящая лучина, ковшик, кадка, крыша, кочерга, ложки и миска, матица, петли и дверь, печь, ухват, ушат, чугун и горшок.

Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.



См.также: