Мировые фотографы. Биографии и лучшие фотографии самых известных фотографов мира

Давно собиралась разместить в Ленте истории жизни и успеха самых знаменитых в прошлом фотографов. Собственно, именно этой темой хотела начать ведение своих Топиков.
В последнее время часто задумываюсь о том, что все что мы делаем (имеется в виду как наша профессиональная деятельность, так и наши увлечения) - это какой-то ПШИК, который вряд ли когда-то что-то изменит в жизни нынешних и будущих поколений. Т.е. вопрос состоит в том, ЧТО же все таки такое САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (в том числе и в фотоделе?!)

Эллиотт Эрвитт (Elliott Erwitt) - легенда мировой фотографии, прославился как самый талантливый автор черно-белых снимков. Его работы: живые, эмоциональные, с чувством юмора и глубоким смыслом, покорили публику многих стран. Уникальность техники фотографа заключается в способности увидеть иронию в окружающем мире. Он не любил постановочных кадров, не использовал ретушь и работал только с пленочными аппаратами. Все, что когда-либо снято Эрвитом - это неподдельная действительность, глазами оптимиста.

«Я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Мало что другое меня интересует в фотографии» Эллиотт Эрвитт

Арнольд Ньюман (Arnold Newman ) посвятил фотографии без малого семьдесят лет жизни, не прекращая работать практически до самой смерти: «Мы с Августой (Ньюман говорит о своей жене - А.В.) заняты и активны как никогда», - заявил фотограф в 2002 году, - «Сегодня я снова работаю над новыми идеями, книгами, путешествиями - это никогда не кончиться и слава богу». В этом он ошибся - 6 июня 2006 года его не стало - внезапная остановка сердца. Как будто предчувствуя этот диагноз он однажды сказал: «Мы делаем фотографии не камерами. Мы делаем их нашими сердцами».

« Я думаю, у сегодняшнего поколения есть одна проблема. Оно так увлечено предметностью, что забывает о собственно фотографии. Забывает создавать изображения, как это делают Картье-Брессон или Сальгадо - два величайших из когда-либо живших фотографов, работающих в формате 35 мм. Для создания фотографии они могут использовать любую тему, какой бы она ни была. Они действительно создают фотографию, от которой получаешь удовольствие, огромное удовольствие. А сейчас, каждый раз - одно и то же: двое в постели, кто-нибудь с иглой в руке или что-то вроде этого, „Lifestyles“ или ночные клубы. Смотришь на такие и через неделю начинаешь забывать, через две недели - не можешь вспомнить ни одной. Но ведь фотография тогда может считаться интересной, когда она западает нам в сознание » Арнольд Ньюман

Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz)

Если верить энциклопедии «Британника», Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz ) «почти в одиночку втолкнул свою страну в мир искусства XX века». Именно Стиглиц стал первым фотографом, чьи произведения удостоились музейного статуса. С самого начала своей карьеры фотографа Стиглиц столкнулся с пренебрежительным отношением к фотографии со стороны художественной элиты: «Художники, которым я показывал свои ранние фотографии, говорили, что завидуют мне; что мои фотографии лучше, чем их картины, но, к сожалению, фотография - это не искусство. Я не мог понять, как можно одновременно восхищаться работой и отвергать ее как нерукотворную, как можно ставить свои работы выше только на том основании, что они сделаны руками», - возмущался Стиглиц. Он не мог смириться с таким положением дел: «Тогда я начал бороться... за признание фотографии новым средством самовыражения, чтобы она была уравнена в правах с любыми другими формами художественного творчества».

« Хочу обратить ваше внимание на наиболее популярное заблуждение насчет фотографии - термин „профессиональная“ используется для удачных, по общему мнению, фотографий, термин „любительская“ - для неудачных. Но почти все великие фотографии делаются - и всегда делались - теми, кто следовал фотографии во имя любви - и уж никак ни во имя наживы. Термин „любитель“ как раз предполагает человека работающего во имя любви, так что ошибочность общепринятой классификации очевидна.» Альфред Стиглиц

Пожалуй, трудно отыскать в истории мировой фотографии личность более противоречивую, трагическую, столь непохожую ни на кого другого, чем Диана Арбус (Diane Arbus) . Ее боготворят и проклинают, кто-то ей подражает, кто-то старается всеми силами этого избежать. Одни могут часами рассматривать ее фотографии, другие стараются побыстрее захлопнуть альбом. Очевидно одно - творчество Дианы Арбусмало кого оставляет равнодушным. В ее жизни, ее фотографиях, ее смерти не было ничего несущественного или банального.

Необычайный талант Юсуфа Карша (Yousuf Karsh) как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был - и остается - одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов, особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир - модели или фотографа - оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий, а в 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.

« Если, глядя на мои портреты, вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь, чья работа оставила след в вашем мозгу - если вы взгляните на фотографию и скажете: „Да, это он“ и при этом узнаете о человеке что-то новое - значит это действительно удачный портрет » Юсуф Карш

Ман Рэй (Man Ray) c начала своей карьеры фотографа постоянно экспериментировал с новыми техническими приемами. В 1922 году он заново открыл метод создания фотографических изображений без фотоаппарата. Еще одним открытием фотографа, также известным задолго до него, но практически не использовавшимся, была соляризация - интересный эффект, который получается при повторной экспозиции негатива. Он превратил соляризацию в художественный прием, в результате которого обычные предметы, лица, части тела трансформировались в фантастические и таинственные образы.

«Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения - главный их вопрос „как“, в то время как других, более любознательных, интересует „почему“. Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше чем другая информация» Ман Рэй

Стив МакКарри (Steve McCurry)

Стив МакКарри (Steve McCurry ) обладает удивительной способностью всегда (по крайней мере, гораздо чаще, чем это следует из теории вероятности) оказываться в нужное время в нужном месте. Он удивительно удачлив - правда здесь следует помнить, что удачей для фотожурналиста обычно служат несчастья других людей или даже целых народов. Более чем престижное образование мало помогло Стиву в профессии фотожурналиста - он прокладывал себе путь к вершинам мастерства методом проб и ошибок, стараясь по мере возможности учиться у своих предшественников.

«Самое главное - быть предельно внимательным к человеку, серьезным и последовательным в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми. Мне кажется, что лицо человека иногда может рассказать очень многое. Каждая из моих фотографий - это не просто эпизод из жизни, это ее квинтэссенция, вся ее история.» Стив МакКарри

«Cмесь алгебры с гармонией» сделала Гьена Мили (Gjon Mili) одним из самых известных фотографов в Америке. Он показал миру всю красоту остановленного движения или серии остановленных в одном кадре мгновений. Неизвестно когда и где он увлекся фотографией, но в конце 1930-х годов его снимки стали появляться в иллюстрированном журнале «Life» - в те годы и журнал и фотограф только начинали свой путь к славе. Кроме фотографии Мили увлекался кинематографом: в 1945 году его фильм «Jammin’ the Blues» о знаменитых музыкантах 1930-1940 годов был номинирован на премию Оскар.

«Время и в самом деле можно остановить» Гьен Мили

Андре Кертеш известен как основоположник сюрреализма в фотографии. Его нетрадиционные ракурсы, для того времени, и не желание пересматривать позицию в стилистике своих работ очень помешали ему в начале карьеры добиться широкого признания. Но он был признан при жизни и до сих пор считается одним из выдающихся фотографов, стоящих у истоков фотожурналистики, если не фотографии в целом. «Мы все очень многим обязаны ему » - Картье-Брессон об Андре Кертеше .

« Я не подстраиваюсь и не просчитываю, я наблюдаю какую-то сцену и знаю, что в ней и есть совершенство, даже если мне следует отойти, чтобы получить нужный свет. В моей работе доминирует мгновение. Я снимаю так, как ощущаю. Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть.» Андре Кертеш

Ричард Аведон (Richard Avedon)

Трудно найти знаменитость, которая не позировала Ричарду Аведону . Среди его моделей Битлз, Мэрилин Монро, Настасья Кински, Одри Хепберн и многие другие звезды. Очень часто Аведону удается запечатлеть знаменитость в необычном для нее виде или настроении, тем самым открывая ее с другой стороны и заставляя по другому взглянуть на жизнь человека. Стиль Аведона легко узнать по черно-белому цвету, ослепляюще белому фону, крупным портретам. В портретах ему удается превращать людей в «символы самих себя».

Питер Линдберг (Peter Lindbergh) - один из самых уважаемых и копируемых фотографов. Его можно назвать «поэтом гламура». Начиная с 1978, когда журнал «Stern Magazine» опубликовал его первые фотографии моды, ни одно международное издание о моде не обходится без его фотографий. Первая книга Линдберга, "Ten Women«,черно-белое портфолио десяти лучших моделей того времени, была издана в 1996 году и продана тиражом более 100000 экземпляров. Вторая, «Peter Lindbergh: Images of Women», собрание работ фотографа с середины 80-ых до середины 90-ых, вышла в 1997 году.

Чехия издревле была страной мистики и магии, домом алхимиков, художников, они плели чары, были создателями фантастических миров воображения. Всемирно известный чешский фотограф Ян Саудек (Jan Saudek) не исключение. На протяжении четырех десятилетий Саудек (Saudek) создал параллельную Вселенную - Волшебный театр мечты.

p.s. только сейчас обратила внимание, что подавляющая часть самых известных фотографов - это евреи :)

Что делает фотографа знаменитым? Десятилетия, проведенные в профессии, приобретенный или бесценный опыт? Нет, фотографа делают знаменитым только его снимки. Список известных фотографов мира состоит из людей, обладающих яркой индивидуальностью, вниманием к деталям, высочайшим профессионализмом. Ведь не достаточно просто оказаться в нужном месте в нужное время, еще нужно уметь правильно отобразить происходящее. Быть хорошим фотографом не просто, не говоря уже о профессиональном уровне. Мы хотим вас познакомить с величайшими классиками фотографии и примерами их работ.

Ансель Адамс

"То, что фотограф способен увидеть, а об увиденном - сказать, имеет несравненно большее значение, чем качество технического оборудования... " (Ансель Адамс)

Ансель Адамс (Ansel Easton Adams , 20 февраля 1902 - 22 апреля 1984) - американский фотограф, наиболее известный своими чёрно-белыми снимками американского Запада. Ансель Адамс с одной стороны был одарен тонким художественным чутьем, с другой - безупречно владел техникой фотографии. Его фотографии полны почти эпической мощи. Они совмещают в себе черты символизма и магического реализма, внушая впечатление «первых дней Творения». В течении своей жизни он создал более 40,000 фотографий, участвовал более чем в 500 выставках по всему миру.

Юсуф Карш

«Если, глядя на мои портреты, вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь , чья работа оставила след в вашем мозгу – если вы взгляните на фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое – значит это действительно удачный портрет» (Юсуф Карш)

Юсуф Карш (Yousuf Karsh, 23 декабря 1908 - 13 июля 2002) - канадский фотограф армянского происхождения, один из мастеров портретной фотографии. В течение своей жизни сделал портреты 12 президентов США, 4 Папы Римских, всех премьер-министров Великобритании, советских лидеров — Хрущева, Брежнева, Горбачева, а так же Альберта Эйнштейна, Эрнеста Хемингуэя, Пабло Пикассо, Бернарда Шоу и Элеоноры Рузвельт.

Роберт Капа

«Фотография – это документ, глядя на который имеющий глаза и сердце начинает ощущать, что в мире не все благополучно» (Роберт Капа)

Роберт Капа (Robert Capa, настоящее имя Эндре Эрнё Фридман, 22 октября 1913, Будапешт - 25 мая 1954, Тонкин, Индокитай) - фоторепортёр еврейского происхождения, рождённый в Венгрии. Роберт Капа совсем не собирался становиться фотографом, к этому его подтолкнули жизненные обстоятельства. И только смелость, авантюризм и яркий изобразительный талант сделали его одним из самых известных военных репортеров двадцатого века.

Анри Картье-Брессон

«...с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени ... » (Анри-Картье Брессон)

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson, 2 августа 1908 – 3 августа 2004) – один из главных фотографов XX века. Отец фотожурналистики. Один из основателей фотоагентства Magnum Photos. Родился во Франции. Увлекался живописью. Большое внимание уделял роли времени и «решающего момента» в фотографии.

Доротея Ланж

Доротея Ланж (Dorothea Margarette Nutzhorn, 26 мая 1895 - 11 октября 1965) - американский фотограф и фотожурналист/ Ее фотографии, яркие, бьющие в самое сердце своей откровенностью, неприкрытостью боли и безнадежности – безмолвное свидетельство того, что пришлось пережить сотням тысяч простых американцев, лишенных крова, элементарных средств к существованию и всякой надежды.

Эта фотография на протяжении многих лет была в буквальном смысле олицетворением Великой Депрессии. Доротея Ланж сделала снимок во время посещения лагеря сборщиков овощей в Калифорнии в феврале 1936 года, желая показать всему миру стойкость и несгибаемость гордой нации в тяжелые времена.

Брассай

«Шанс есть всегда - и каждый из нас надеется на него. Только плохой фотограф реализует один шанс из ста, тогда как хороший использует все»

«У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата - когда он поймет в чем его истинное призвание - намного важнее первой»

«Цель искусства - возвысить людей до такого уровня, до которого они бы не смогли дойти другим путем»

«Существует много фотографий полных жизни, но непонятных и быстро забывающихся. Им не хватает силы - а это самое важное» (Брассай)

Брассай (Дьюла Халас, 9 сентября 1899 - 8 июля 1984) - венгерский и французский фотограф, художник и скульптор. На фотографиях Брассая мы видим таинственный Париж в свете уличных фонарей, площади и дома, туманные набережные, мосты и почти сказочные кованые решетки. Один из его излюбленных приемов нашел отражение в серии фотографий, сделанных при свете фар редких в то время автомобилей.

Брайан Даффи

«Каждую фотографию, созданную после 1972 года, я видел раньше. Ничего нового. Через некоторое время я понял, что фотография мертва...» Брайан Даффи

Брайан Даффи (15 июня 1933 – 31 мая2010) — ангийский фотограф. Перед его камерой, в свое время, стояли Джон Леннон, Пол Маккартни, Сэмми Дэвис Мл., Майкл Кейн, Сидни Пуатье, Дэвид Боуи, Джоанна Ламли и Уильям Берроуз.

Джерри Уэлсман

«Я верю, что возможности человека передавать вещи за гранью видимого огромны. Этот феномен можно наблюдать во всех жанрах изящных искусств, так как мы находимся в постоянном поиске новых способов объяснения мира, который иногда раскрывается перед нами в мгновения понимания, выходящего за границы нашего привычного опыта.» (Джерри Уэлсман)

Джерри Уэлсман (1934) — американский теоретик искусства фотографии, преподаватель, один из интереснейших фотографов второй половины двадцатого столетия, мастер загадочных коллажей и визуальных интерпретаций. Сюрреалистические коллажи талантливого фотографа покоряли мир, когда «Фотошопа» еще и в проекте не было. Впрочем, и сейчас автор необычных работ остается верен собственной технике и считает, что в затемненной фотолаборатории творятся чудеса.

Энни Liebovitz

«Когда я говорю, что хочу сфотографировать кого-то , это значит, что я хочу узнать его. Всех, кого я знаю, я фотографирую» (Анна-Лу «Энни» Лейбовиц)

Анна-Лу «Энни» Лейбовиц (Anna-Lou «Annie» Leibovitz ; род. 2 октября 1949, Уотербери, Коннектикут) - известный американский фотограф. Специализируется на портретах знаменитостей. На сегодня является самой востребованной среди женщин-фотографов. Ее работы украшают обложки журналов Vogue, Vanity Fair, New Yorker и Rolling Stone , ей позировали обнаженными Джон Леннон и Бетти Мидлер, Вупи Голдберг и Деми Мур, Стинг и Дивайн. Энни Лейбовиц удалось разбить стереотипы красоты в моде, ввести на фотоарену пожилые лица, морщины, будничный целлюлит и несовершенство форм.

Джерри Гионис

«Выделите хоть пять минут в день на то, чтобы попытаться совершить невозможное -и вы скоро почувствуете разницу» (Джерри Гионис).

Джерри Гионис – топовый свадебный фотограф из Австралии – настоящий мастер своего жанра! Не даром он считается одним из самых успешных мастеров этого направления в мире.

Колберт Грегори

Грегори Колберт (1960, Канада) — пауза в нашем стремительном мире. Остановка на бегу. Абсолютная тишина и сосредоточенность. Прелесть в молчании и неподвижности. Ощущение восторга от чувства сопричастности с огромным живым существом - планетой Земля- именно такие эмоции вызывают его работы. В течение 13 лет он совершил 33 (тридцать три) экспедиции в самые удаленные и экзотические уголки нашей необъятной и то же время такой крошечной планеты: Индия, Бирма, Шри-Ланка, Египет, Доминика, Эфиопия, Кения, Тонга, Намибия, Антарктика. Перед собой он поставил одну задачу - отразить в своих работах удивительные взаимоотношения между человеком и природой, животным миром.

На самом деле список величайших фотографов достаточно большой, и это всего лишь некоторые из них.

В данном разделе представлены в большом количестве портфолио знаменитых, креативных и лучших фотографов современности.

12-03-2018, 22:59

Вашему вниманию предлагается подборка удивительных работ, после просмотра которых обязательно появится мысль о процессе съемки и реалистичности. Фотограф по имени Михаил Загорнацки впервые взял в руки собственный фотоаппарат в 2011 году. Процессом обучении фотографии занимался самостоятельно. Главными направлениями являются концептуальные и файн-арт фотографии. В последних проектах абсолютно отсутствуют элементы фотошопа.
Мастер любит создавать свои творения в реальном времени, без штучных добавок. Перед новым проектом требуется много времени для подготовки нужного реквизита и составления творческого плана. Объектив камеры показывает исключительно истинную красоту.

7-03-2018, 20:14

Если Вы когда-то будете в графстве Глостершир, обязательно посетите живописную деревушку под названием Байбери. Знаменитый художник и поет по имени Уильям Моррис, назвал это место самой удивительной английской деревней. Многие туристы согласны с данным мнением по сей день. Пейзажи деревни можно увидеть на внутренней обложке британского паспорта.
Общее количество населения деревни составляет около шестисот человек. На протяжении многих веков поддерживалась аутентичная атмосфера, даже не смотря на частые приезды туристов. Байбери – типичная английская деревня. Сейчас численность жителей составляет около 600 человек. Через территорию селения протекает река Колн.

5-01-2018, 18:25

Сегодня мы хотим представить работы талантливой женщины-фотографа по имени Энн Гайер. Недавно, она представила свою оригинальную серию фотографий. Главным источником вдохновения выступили домашние животные и очаровательный осенний листопад.
Искусством фотографии Энн начала интересоваться ещё в детстве. Девочка наблюдала за своим отцом-фотографом, который создавал интересные работы. Но окончательное увлечение началось где-то семь лет тому назад. Первоисточником для вдохновения стала первая собака Синди. Больше удивительных фотографий Вы сможете посмотреть благодаря нашей сегодняшней статье.

15-12-2017, 22:16

Сегодня мы познакомим Вас с работами молодого, но очень талантливого фотографа по имени Крейг Барроуз. Он фотографирует различные цветы и растения, применяя современную технику UVIVF. Все тонкости процесса создания новых работ точно неизвестны. Мастер выделяет флуоресцентное свечение в своих работах с помощью УФ-света. В процессе съемки в объективе происходит блокировка ультрафиолетового излучения.
На данный момент Барроуз имеет в своем арсенале только отдельные цветы и растения, но ближайших планах аналогичные работы с целыми садами. Для крупных работ будут применяться 100-ваттные прожекторы. Детальные фотографии ищите в сегодняшних материалах!

15-12-2017, 22:16

Сегодняшняя подборка фотографий расскажет все секреты путешествия Пэтти Уэймайр на остров под названием Бартер. Находится эта местность у берегов далекой Аляски. Главной целю было сфотографировать чудесных белых медведей в снежной местности. Но после прибытия на место, Пэтти не застала ожидаемого снега, даже ещё не начал формироваться морской лед. Задуманные идеи фотографий пришлось отложить, а местные хозяева морских льдин безмятежно лежали на песчаном берегу. Такая грустная картина должна послужить для каждого из нас наглядным примером воздействия человечества на окружающую атмосферу. Больше фотографий ищите в материалах нашей сегодняшней статьи.

23-06-2017, 12:45

Наш сегодняшний материал расскажет о творчестве фотографа-самоучки по имени Даниел Жежиха. В своих работах он использует технику минимализма и классической черно-белой фотографии. Именно в таких оттенка передаются все тонкости фотографии.Родом Даниел из небольшого города Крупке, который находится недалеко от Теплице. Всё детство он очень любил путешествия и окружающую природу. Первое увлечение фотографией началось именно в различных путешествиях, в которых мальчик делал снимки на мыльницу.
Первая мысль о профессиональном занятии фотосъемкой пришла в 2006 году, после чего был куплен фотоаппарат Pentax. С тех самых пор Жежиха погружен в мир съемок полностью!

22-06-2017, 12:18

Профессиональный фотограф по имени Елена Чернышова работает в жанре документалистики. Родом из Москвы, но на данный момент живет и работает во Франции. Изначально Елена закончила факультет архитектуры, но поработав по специальности пару лет решила заняться чем-нибудь другим. Идея стать фотографом появилась после путешествия на велосипеде от Тулы до Владивостока, такое огромное расстояние она преодолела за 1004 дня.
Много работ Чешнышовой можно увидеть в известных мировых издательствах. Свою новую серию под названием «Зима», она посвятила шикарной красоте русской зимы. В каждой из работ очень тонко передается вся атмосфера этой дивной поры года.

21-06-2017, 10:14

Чистое звёздное небо становится редким явлением для жителей современных мегаполюсов, а ночное звездное небо всегда являлось великой тайной для человека, и всегда человек хотел узнать, что там над небом, во вселенной, усыпанной мириадами звезд. Финский фотограф Оскар Кесерчи увлекается фотографией звёздного неба. Большую часть года в Финляндии стоят холода. По ночам температура опускается до 30 градусов мороза.
Синие оттенки фотографий как раз удачно передают ощущение морозных финских ночей, считает Оскар. Именно звездной ночью можно испытать особые ощущения, которые погрузят в мир фантазии. Серия фотографий мастера представлена в нашем обзоре!

Смотрите также - ,

Море непостижимое, таинственное и чистое. Оно никого не оставляет равнодушным...Захватывающие фотографии Джоша Адамски (Josh Adamski)

Море непостижимое, таинственное и чистое. Оно никого не оставляет равнодушным...Захватывающие фотографии Джоша Адамски (Josh Adamski)

Джош Адамски (Josh Adamski) – известный британский фотограф, мэтр современной фотографии. Свою известность он приобрел благодаря искусству концептуальной фотографии. Талантливый фотохудожник Джош Адамски создает настоящие шедевры фотографии, не только улучшая свои работы цифровой обработкой, но и вкладывая в них душу, отображая идею и смысл. Джош Адамски придерживается мнения, что не существует определенных правил создания хорошей фотографии, а существуют хорошие фотографы, которые делают хорошие фотографии. И своим основным девизом считает высказывание Анселя Адамса: “You don’t take a photograph, you make it”, что в переводе означает: “Ты не должен фотографировать, ты должен делать фотографию”.

Говорят, что море бесконечно. С географической точки зрения это, конечно, не так. Однако, если хотя бы на мгновение в него всмотреться, все сомнения сразу исчезают. Бескрайний горизонт такой необъятный, такой далекий.

Люблю прогулки у моря. Они никогда мне не надоедают, ведь всегда разные. Само море не бывает одинаковым. Оно изменчиво по своей природе. Сегодня оно спокойное и тихое и, как будто нет ничего более ласкового, чем его легкие волны. Вода отражает теплые солнечные лучи и слепит, не привыкшие к яркому свету, глаза. Теплый песок приятно греет мои ноги, а кожа покрывается золотистым загаром. А завтра всколыхнет море сильный ветер и величественные волны уже бьются о берег с силой огромного зверя. Голубое небо станет серым и грозовым. И уже нет того спокойного счастья тихого моря. Однако и в этом есть своя прелесть. Это красота необузданности и силы. Даже цвет морской воды часто меняется - то она почти голубая, то темно-синяя, то зеленоватая. Все ее оттенки даже не перечислить.

Сколько красоты таят в себе морские глубины. Маленькие рыбки стайками плавают среди зеленых и желтоватых водорослей. А песчаное дно покрыто ракушками, будто драгоценными камнями. Я люблю собирать ракушки. Мне нравится представлять, что я нахожу потерянные сокровища с затонувших кораблей. А сколько таких драгоценностей еще таят в себе морские глубины?

Нет ничего лучше, чем провести день на море. Можно веселиться и купаться с семьей и друзьями. А иногда хочется просто прогуляться в одиночестве, почувствовать покой под шум волн.

Море непостижимое, таинственное и чистое. Оно никого не оставляет равнодушным.

Сегодня мы с вами займемся разбором фотографий, которые были сделаны признанными мэтрами фотоискусства. 10 великих фотографов. 10 известных фотографий.

Филипп Халсман и его «Dali Atomicus», 1948

У гениального художника должен быть гениальный портрет. Возможно, Халсман руководствовался именно этим. Быть может, был вдохновлен к тому времени незавершенной работой Дали Leda Atomica, которую можно разглядеть на фото, быть может хотел перенести сюрреализм в фотографию… В любом случае, ему понабились студия, дополнительные источники искусственного света, несколько ассистентов, которые выплескивали воду из ведер, успокаивали между дублями кошек и удерживали в воздухе стулья, 6 часов работы, 28 дублей и, конечно, сам Сальвадор Дали.

«Dali Atomicus», Филипп Халсман, 1948

Совет: Не бойтесь делать большое количество дублей – какой-нибудь из них обязательно окажется удачным.

Ирвинг Пенн и его «Девушка в постели», 1949

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд незамысловатость данного снимка, он завораживает. Не так ли? Да, пожалуй, все творчество этого гениального фотографа можно описать его же словами: «Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа». И эту зачарованность объектом съемки он умел передавать как никто другой. Естественный свет из окна, модель, созерцательная позиция автора – и, в данном случае, шедевр готов.

«Девушка в постели», Ирвинг Пенн, 1949

Совет: : Чтобы красиво сфотографировать кого-либо или что-либо, надо влюбиться в объект съемки.

Ричард Аведон и его «Джуди», 1948

Практически все фото Ричарда Аведона показывают яркие, но мимолетные мгновения, которым мы обычно не уделяем много внимания. Но иногда именно такие моменты могут открыть душу человека.

«Джуди», Ричард Аведон, 1963

Совет: Если вы хотите стать хорошим фотографом, пробуйте себя в разных жанрах – это поможет вам найти свою нишу в фотографии.

Ансель Адамс и его «Титоны и Змеиная река», 1942

Рассказывая о великих фотографах и их работах, мы не можем обойти стороной создателя системы зонной экспозиции и известного автора книг о фотографии, Анселя Адамса. Давайте взглянем на одну из его работ: «Титоны и Змеиная река».

Помимо интересной композиции, вы можете видеть как умело Адамс использует свою систему выбора идеальной экспозиции снимка. Если вы приглядитесь, то сможете увидеть каждую из 10 зон от абсолютно черного до белого.

«Титоны и Змеиная река», Ансель Истон Адамс, 1942

Совет: даже работая с цифровой камерой не игнорируйте традиционные рекомендации. Не всегда можно положиться на автоматическую экспозицию.

Генри Картье-Брессон

Естественно этот пост просто не мог быть полным без Генри Картье-Брессона. Легендарный фото-репортер, создатель агенства «Magnum Photos», говорил: «Я не люблю организовывать события и управлять ими. Это ужасно. Мы не можем сымитировать реальную жизнь. Я обожаю правду и снимаю только правду.» Мы можем думать о фотографии Брессона бесконечно, но еще полезнее прочесть его книги «Решающий момент» и «Воображаемая реальность» («The Decisive moment» и «Imaginary reality» в издании на английском языке).

Совет: Дождавшись удачного момента, не упустите его!

Альфред Эйзенштадт и его «День победы на Таймс Сквер»

Альфред Эйзенштадт стал известен благодаря фото моряка, целующего свою девушку. Одно фото, снятое в поворотный момент сделало его настоящей звездой. И не имеет никакого значения, что фото нерезкое. У фотографа получилось чудесно передать атмосферу.

«V-J Day in Times Square», Alfred Eisenstaedt, 1945

Совет: Всегда носите камеру с собой.

Эрнст Хаас

Эрнст Хаас - это пионер цифровой фотографии. Его известные цитаты:

  • Фотография - это выражение ваших идей и чувств. Если высокому нет места в вашей душе, вы никогда не заметите их во внешнем мире.
  • Красота говорит сама за себя. Когда процесс достигает своего пика, я делаю снимок.
  • Я не делаю снимки новых интересных объектов. Я стараюсь найти что-то новое в знакомых вещах.
  • Когда появилась фотография, родился новый язык. Теперь мы можем говорить о действительности языком действительности.
  • Тип вашей камеры ничего не значит. Любая камера может запечатлеть то, что вы видите. Но вы должны видеть .
  • Есть только вы и ваша камера. Все правила и ограничения - в вашей голове.
  • Скажите мне, что вы видите, и я скажу кто - вы.

Эрнст Хаас. Остров Кюсю, Япония, 1981

Совет: красота повсюду. Найдите и почувствуйте её.

Юсуф Карш и его портрет Уинстона Черчиля

Юсуф Карш - известный канадский фотограф, известный портретами видных политических деятелей. Необычна история этого фото. После речи в нижней палате парламента, британский премьер-министр вошел в комнату для переговоров и увидел фото оборудование. Он разрешил сделать всего одно фото и зажег сигару. Неизвестно точно почему фотограф подошел к Черчилю и вынул сигару из его рта, но именно это сделал Карш. Он вернулся к своему фотоаппарату и сделал снимок.

Фото демонстрирует все навыки Юсуфа Карша. Он сумел создать впечатление глубины и пространства с помощью света, идеальной позы и жеста. Результат - это драматический, обворожительный портрет, ярко показывающий внутреннюю силу британского премьера.

Портрет Уинстона Черчиля, Юсуф Карш, 1941

Совет: не бойтесь провоцировать ваших моделей показать себя. Вы можете увидеть скрытое ото всех.

Гийон Мили

Гийон стал популярным фотографом благодаря уникальной смеси «алгебры и гармонии» в своих фотографиях и эффекта остановившегося мгновения. Возможно, световые рисунки получили популярность именно благодаря Мили. Гийон практиковался в разных сферах, постоянно экспериментируя. Однако, одна вещь оставалась неизменной. Его способность запечатлеть грацию и драму текущего момента.

«Пабло Пикассо осваивает световую живопись». Гийон Мили, 1949

Совет: не забывайте, что фотография - это не только привлекательный рисунок. Эксперименируйте с фокусом, экспозицией и выдержкой.

Уильям Смит

Мы решили упомянуть этого пресс-фотографа в конце статьи по определенной причине. Его слова должны стать лозунгом любого, кто хочет стать хорошим фотографом: «У фотографии нет конца. Как только я достигаю высшей точки мастерства, еще более высокий пик показывается вдали. И я снова в пути.»

Уильям Смит «Доктор Цериани с раненым ребенком», 1948

Совет: никогда не останавливайтесь в достижении целей. Снимайте не камерой, а душой.

Всегда анализируйте работы известных мировых фотографов как можно подробнее. Впитывайте их опыт и замечайте какие выражения они используют. Однажды вы заметите как это знание впитывается в ваши собственные фотографии и становится качеством вашей работы.