Необычный день рождения. История русской балерины

В этой жизни всё всегда встаёт на свои места. И если люди делают гадости и подлости, пользуясь служебным положением, то это не значит, что никто ничего не видит и не понимает. Вот руководство Живого Журнала без всякого повода заблокировало возможность комментариев atlanta_s на странице https://afisha-lj.livejournal.com/782507.html?media . При этом Аня не нарушала никаких правил ЖЖ. Объяснений сему факту руководство ЖЖ пока не предоставило.
Но вот в чём дело, дорогие мои, пока руководство Живого Журнала ведёт войну с atlanta_s и Москультурой moscultura , культурная Москва всё видит и многие недоумённо смотрят на руководство ЖЖ. А перед нашей дорогой балериной Большого театра делают реверансы известные люди. Например Олег Николаевич Леушин – руководитель Театра на Юго-Западе.


Понимаете, какая штука, законы кармы и бумеранга ещё никто не отменял. Вы можете сколько угодно ходить в церковь и ставить свечки, и после этого вновь совершать подлости, но Он всё видит. И количество поставленных свечек никак не отразится на том, что Он вам скажет там. И даже не там, а уже при жизни законы кармы ох как работают. Подумайте над этим в новогоднюю ночь, дорогие наши друзья-недруги. У многих из вас ещё есть шанс остаться людьми и почистить свою карму. Новогодняя ночь – она волшебная.

Совсем не поняла, что я там "обрушила" у г-жи Русских (pycckux.livejournal.com), далее просто г-жа. Удивительное рядом. Вступив в полемику с г-жой и сказав ей правду, была послана ея быдлейшим образом по-матерному, стерта из ейных комментариев и заблокирована соответственно. Но на этом г-жа не успокоилась, опросы по мне устраивает и теперь я еще почему-то в её глазах "аноним", у меня какой-то интересный провайдер... Видно г-жа хочет ещё пополемизировать? Пожалуйста. Только теперь у меня в журнале.

Анна Русских - сразу видно, писатель из новых, глашатай современности, так сказать. Смело положив свою историю неудачной личной жизни на бумагу, щедро сдобрив ее дополнительными душещипательными атрибутами и хлоп - на выходе оформились несколько литературных опусов, кои вышеназванная г-жа пустила в тираж и собралась пожать лавры нувобеллетриста.
Не поленясь и познакомившись с данными произведениями, а также интернет - историей г-жи, я поняла:
1. Хоть прячься, хоть не прячься, а в сети можно найти все, начиная от фотографий и п/ящиков вплоть до домашнего номера телефона интересующего тебя человека.
2. У меня сто-о-о-олько историй.... Может и мне положить их на бумагу, заменив "я" на "она", "мой" на "ее", etc.?

(Мечтательное отступление - тоже пущу в тираж, потом буду настойчиво их рекламировать окрест. Вступлю в какое-нибудь литсообщество. Работу брошу, буду писательницей... Буду на даче сидеть, дачные зарисовки вам тут докладывать, рассказывать как плохо жить в браке, рожать детей, кому девственность продавать подороже, беседовать о себе, этносах и Боге, разбавляя это своей интерпретацией православия...Буду немилосердно удалять из забредших ко мне инакомыслящих, неугодных, стирать их комментарии, блокировать, материть их... И при этом считать и выдавать себя за православную русскую априори. Мечты, Мечты... О, Ваша Сладость...)

3. Надо еще раз извиниться перед г-жой. Она меня не так поняла. Правду вообще мало кто любит. А люди, которые выдают себя за других, тем более.

Так вот, простите-ссс великодушно! Оставьте ваши пасквили - я и понятия не имею, какой у меня провайдер на работе и дома, более того, я даже не знаю сколько у меня айпи-адресов, динамические они или статистические или виртуальные, как их менять... У меня другие интересы - дом, семья, муж, дети... Мой рабочий день начинается в 5 и заканчивается в 1,2 ... Я в свой журнал-то практически не пишу, так плаваю по Интернету, когда время есть...

Желаю вам успехов в труде, личной жизни и заработной плате, а также научиться правдиво к себе относиться. Тогда не придется свой блог чистить от клонов, ботов, и др. ... Да, еще не придется писать себе самой комментарии!

Их создатели - целые эпохи в мире балета, но еще ценнее, что свой опыт, свой голос, свой взгляд на жизнь они смогли изложить для всех нас на бумаге. И теперь, дети XXI века, мы можем зачитываться тем, как жили великие артисты прошлого, как возникали знаменитые хореографические постановки, какими были взаимоотношения людей, их создававших.

Тамара Платоновна Карсавина. «Театральная улица». Воспоминания.

Мемуары Карсавиной далеки от скандальной сенсационности. С простотой и любовью талантливого человека, живущего своей профессией, вспоминает она о годах детства и учебы в Петербурге, Мариинском театре, о революционном периоде и дягилевской антрепризе. И, конечно, вспоминает своих великих партнеров: Нижинского, Гердта, Фокина. Многие отмечают, что лучшая часть воспоминаний - детство Карсавиной, где всплывает много бытовых деталей, сегодня уже слабо известных далеким потомкам.

Из воспоминаний Тамары Платоновны можно узнать и о жизни дореволюционного театра:

"В этом году Масленица принесла чрезвычайно важное для нас событие – отец покидал сцену, и ему предстояло устроить свой прощальный бенефис. Он выбрал последнее воскресенье перед Великим постом. Театры обычно были переполнены во время Масленицы – в те годы пост соблюдался очень строго, все увеселения прекращались до Пасхи, так что каждый стремился напоследок повеселиться вволю. Отец рассказал нам прелестную историю, произошедшую на Пасху несколько лет назад: императорская семья посетила дневное представление, и император Александр III выразил желание поесть блинов с артистами. Поднялась страшная суматоха, и словно «по щучьему велению» на подмостках установили столы и приготовили все необходимое. По окончании представления их величества взошли на сцену, Мария Федоровна села во главе стола, все подходили к ней со своими тарелками, и она накладывала им блины из большого блюда, стоявшего перед ней. По такому случаю она даже надела маленький фартучек. Император то сидел, то прохаживался среди гостей и находил для каждого доброе слово".

Суламифь Михайловна Мессерер. "Суламифь. Фрагменты воспоминаний»

Балетные занятия Суламифи Мессерер начинаются в голодных 20-х годах в Советской России. Хронологически, это как раз тот период, когда Карсавина покинула страну. В большой и одаренной талантами еврейской семье, девочка имела поддержку в лице старших братьев и сестер, и ее путь в балете продлился без малого девять десятков лет.

Суламифь танцевала сама, и работала как балетный педагог, а так же воспитывала племянницу - дочь репрессированной сестры, Майю Плисецкую. В 1980 году она осталась в Японии, а после работала в английском Ковент-Гардене. Ее мемуары, записанные в последний год жизни живым языком, поражают и практической мудростью, и точностью, подчас весьма колких, суждений. Иногда в них заметна полемика и с собственной племянницей - Майей. Так, они совершенно по разному воспринимали своего педагога Екатерину Гердт. А уж сколько бытовых деталей подмечала она, и с каким, хотя и горьким, юмором, о них повествует:

"Ударный труд на пуантах часто оплачивался натурой. Помню годы, когда я с благодарностью принимала в качестве гонорара, к примеру, пакет сахара, бутылку масла. Однажды, выступая с Асафом, мы получили кило гвоздей и галоши в придачу. Чем именитее балерина, тем больше пар галош ей причиталось. Хочешь – экипируй на осень всю семью. Хочешь – обменяй на рынке опять-таки на съестное."

Майя Михайловна Плисецкая. "Я, Майя Плисецкая", "Тринадцать лет спустя".

Мемуары Май Плисецкой - мемуары человека неординарного, мыслящего, подчас, наперекор всем, стремящегося на все иметь собственную точку зрения и, в то же время, привыкшую не доверять никому. Чувствуется, что выковать такой характер могла только непростая артистическая судьба, когда приходилось бороться и за свой репертуар, и свое особое видение. Майя Михайловна жестко и беспощадно обличает советскую систему, при которой ей приходилось жить и работать в Большом театре не на своих условиях. То, как подчас безжалостна она к людям из своего прошлого, заставляет по-другому взглянуть на творчество балерины. Можно по разному относиться к ее тексту и воспоминаниям, но оторваться от чтения практически невозможно:

"Щедрин - профессионал самой высокой пробы. И балет мог сделать отменно, и оперу, и что угодно. И писал он балеты прямо мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста: новый репертуар обязательно выведет в следующую ступень искусства, новый репертуар один сможет уберечь от театральных злокозней, от самоповтора, от втаптывания, погружения в инертность, в бездействие…

Конечно, каждая новая сверхзадача увлекала его, зажигала препятствием. Но была здесь и немнимая забота обо мне, боление, сопереживание, тревога. А может, проще говоря, любовь?.. Я пишу эти строки, и меня затопляет нежность. Будет неполной моя книга, промолчи я обо всем этом."

Габриэла Трофимовна Комлева. "Танец - счастье и боль… Записки петербургской балерины"

В своих воспоминаниях Габриэла Трофимовна рассказывает о блокадном детстве и эвакуации в Сибирь, о годах обучения в прославленном Ленинградском хореографическом училище, своих педагогах и одноклассниках, включая Рудольфа Нуреева. Начало ее творческого пути в Кировском театре совпало с интереснейшим периодом его истории.

В годы «хрущевской оттепели» балет переживал мощный творческий подъем: ломались представления о жизни и об искусстве, создавались новые спектакли, формировались и новые ценности, приоткрывался «железный занавес». Зарубежные гастроли дали возможность артистам познакомиться с миром, а Западу открыли блистательное искусство нового поколения русских исполнителей.

"Однажды мама вернулась очень взволнованной и стала вопреки обыкновению рассказывать, какой трудный был у нее обратный путь. Спрятав полученный хлеб, она возвращалась привычной дорогой. Далеко впереди брела согбенная фигура закутанного, как принято, человека. Шедший падал и, полежав, вставал. Это было привычно люди падали от голода и вставали не все, так порой и замерзали. Паузы между падением и подъемом увеличивались, а разделявшее идущих пространство сокращалось. Человек снова упал, выронив из рук хлеб. По величине куска можно было судить, что выкуплен он на несколько карточек, предназначался еще и тем, кто ждал дома. Человек не поднимался. Мама дошла до него, первым делом схватила валявшийся на снегу хлеб, потом помогла встать упавшему. Его руки настойчиво искали этот выроненный хлеб, и мама вернула чужое сокровище. Так дальше они и шли: путник падал, мама подбирала хлеб, потом помогала встать, вкладывая хлеб в окоченевшие руки. Мама довела ослабевшего совсем человека до его парадной, помогла войти в нее".

Татьяна Михайловна Вечеслова. "Я - балерина".

Биография Вечесловой кажется типичной для балерин той эпохи: родилась в Петербурге, где и прожила всю жизнь. Мать - Евгения Петровна Снеткова - была артисткой балета Мариинского театра и педагогом-хореографом. Дед Татьяны был оркестрантом Мариинского театра. Возможно, именно эти факты и определили отношение к балету.

Она была знакома с выдающимися личностями своей эпохи - Вагановой, Хачатуряном, писателями Толстым и Фадеевым, дирижером Мравинским. Была подругой великой балерины Галины Улановой. Вся книга пронизана теплотой по отношению к этому человеку. Да и вообще, в своих мемуарах Вечеслова ни об одном человеке не говорит плохо, не делает резких замечаний. Зато с любовью и оптимизмом пишет о профессии, об эпохе, в которую приходилось жить и работать.

"Есть осенний цветок, в котором больше жизни, чем в весеннем подснежнике. Он живет "полным голосом", выталкивая на свет все новые и новые бутоны, словно боясь, что не успеет взять от жизни все прекрасное, не отдав взамен свою красоту и жизнь. Он пахнет пряно и остро... Он поит меня своим ароматом, дразнит меня, вливая какую-то дерзкую энергию, тревожа мое воображение... Я опускаю лицо в бледно-розовые гвоздики, прощаясь с лучшей порой природы... Гвоздика никогда не осыпается. Она не отдает себя ни ветру, ни земле. Она гордо увядает, сопротивляясь до последних минут, пока ее зеленые чашечки не сожмут упрямых лепестков! И, глядя на умирающие цветы, я не думаю о грядущей весне с подснежниками, я оплакиваю расставание с гвоздикой и слышу ее властный голос: "Найди в осени весну и веру в жизнь!"

Родилась в Москве. В 1987 г. окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии; педагоги Е. Жемчужина, С. Афанасьева) и была принята в балетную труппу Большого театра.
В 2000 г. окончила педагогическое отделение балетмейстерского факультета Российской академии театрального искусства (курс Т. Тучниной), получив специальность «педагог-хореограф».

В 1994 - 1996 гг. участвовала в международных конкурсах артистов балета в Париже (Франция), Люксембурге, Нагое (Япония).

В 1997 г. работала педагогом классического танца в Академии танца в Сеуле (Республика Южная Корея), вела мастер-классы в Центре танца в г. Пусане (Республика Южная Корея).

В 2001 г. осуществила перенос балета «Анюта» на музыку В. Гаврилина (хореография В. Васильева) в Краснодарский государственный музыкальный театр. В 2002 г. вела уроки в балетной труппе этого театра и в Краснодарском хореографическом училище.
В 2002 г. была ассистентом Михаила Лавровского на постановке балета «Паганини» на музыку С. Рахманинова и хореографической картины «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно (хореография Леонида Лавровского) в Музыкальном театре ТО «Премьера» (Краснодар).

В 2003-06 гг. преподавала классический, народно-характерный и историко-бытовой танец в Балетной школе Большого театра в г. Жоинвиле (Бразилия).

ЗАПИСКИ БАЛЕРИНЫ: КАК ПРОХОДИТ ДЕНЬ БАЛЕТНОГО АРТИСТА

Мое утро начинается, как у всех, с завтрака: достаточно лёгкого, но питательного. В идеале – это овсянка и кофе с молоком, а почти сразу после у меня в расписании балетный класс. Я не люблю вставать за три часа до класса, чтобы не спеша полистать ленту фейсбука. С утра мне важно быть в тонусе, готовой к активным репетициям. Поэтому я лучше посплю лишних полчаса, чем буду неспешно бродить по квартире.

Утренний класс для балетных – как «отче наш»: важно потянуть и разогреть все связки и мышцы, поставить себя на ноги, привести руки и спину в тонус. Это не только рабочее обязательство. Для меня утренний класс – залог здоровья и безопасности от травм. Ведь именно с утра можно прислушаться и почувствовать своё тело: насколько оно восстановилось за ночь, какую нагрузку можно и стоит давать сегодня на репетициях.

Репетиции обычно идут после класса: если вечером я выхожу в ведущей партии, всегда стараюсь прийти на репетицию к кордебалету, что бы проверить мизансцены, какие-то общие картины с персонажами и понять обстановку в целом. Если же вечером в спектакле у меня корифейская партия, то днем будет и своя индивидуальная репетиция: репертуар насыщенный и репетировать все нужно заранее, что бы получать хороший результат.

Днём перед тем как начать готовиться к спектаклю, я всегда стараюсь поспать, хотя бы 40 минут. Это помогает организму перезагрузиться и немного расслабляет морально. Не всегда удаётся выделить на сон время, но, тем не менее, для меня это важно.



Подготовка к спектаклю начинается примерно за два часа до начала: я спокойно наношу грим, приходит мастер по причёскам. Потом нужно проверить реквизит и костюм, украшения на голову и т.д. Кроме прочего нужно разогреться и прогнать некоторые моменты на сцене: нам не всегда удаётся порепетировать на сцене до спектакля.

Ну а после спектакля (скажу сразу, далеко не все это делают) я люблю хорошенько . Хоть и поздно, но сил потрачено много, и аппетит просыпается зверский. А перед спектаклем наедаться нельзя. Обычно после выступления адреналин просто зашкаливает, но я стараюсь поскорее лечь спать, ведь зачастую следующий день снова рабочий, а значит снова потребуются силы и настроение для продуктивных репетиций.

В выходной (он в театре всего один) стараюсь максимально восстановиться: выспаться, спокойно и вкусно поесть, уделить время себе. Конечно, помимо балета тоже есть жизнь: обычные дела дома, с семьёй и друзьями. В театре выходной выпадает на понедельник, и безусловно, – это плюс, поскольку все учреждения работают, и всё важное можно успеть сделать за день. Хотя бывает, когда и выходной – рабочий: съемки или проекты вне театра. Обычно их я откладываю на понедельник, ведь из репертуара очень сложно вырваться, да и в приоритете, конечно, театр. Балет забирает много времени, но на семью и некоторые хобби оно всегда найдётся. Как минимум – в выходной, максимум – в вечера без спектаклей.

В оформлении использованы фото из личного архива Анны Муромцевой.