О галине вишневской. Просмотр полной версии Семья и дети

23 сентября 2018

В новом эпизоде шоу показали свидание «холостячки» с одним из самых харизматичных участников.

Ольга Бузова / фото: globallook

больше по теме

В новой части проекта принимать решения относительно кандидатов Ольге Бузовой помогала ее мама Ирина Константиновна. Она специально прилетела в Неаполь, чтобы познакомиться с претендентами на сердце дочери. И приготовила для них испытание - предложила приготовить любимые блюда Бузовой. Победители - Валентин Коробков и Денис Лебедев - отправились с ней на свидание.

Валентин и Ольга провели свидание на яхте. Оба остались довольны проведенным временем. Однако в начале встречи возникла неловкая ситуация. Бузова прыгнула с места в карьер - она спросила у Валентина, почему он расстался со своей супругой. Он признался, что это интимный вопрос и сразу ответить на него он не готов.

Валентин был женат семь лет на танцовщице Евгении Захаровой. После развода у них сохранились хорошие отношения. В одном из своих постов в микроблоге он написал поздравления бывшей супруге. «Я точно знаю, что не был идеальным мужем, но когда-то давно, я в ЗАГСе дал тебе слово, что и в горе и в радости и бла, бла, бла….так вот, я как мужчина-слова, это слово держу!
Ты можешь рассчитывать на мою поддержку и защиту!», - обратился он к экс-возлюбленной.

В Сети сравнивают бывшую избранницу Валентина и Ольгу Бузову и приходят к выводу, что певица и телеведущая даст фору Евгении. Поклонники отмечают, что Коробов должен был бы ценить, что попал на шоу и у него появился шанс завоевать сердце Ольги, а он прямолинейно заявил, что его цель - «войти в пятерку финальных участников», его не интересуют по большому счету отношения с Бузовой.

1969 г. - удостоена звания Народной артистки РСФСР.
1976 г. – Орден Трудового Красного знамени.
2002 г. – Орден почета.

Биография

Родилась в Москве 13 августа 1926 г.
В 1948 г. окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по классу альта. Будучи студенткой, работала в оркестре Театра миниатюр. В 1953 г. окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных - также по классу альта. В 1963 г. экстерном окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского.
В 1957-60 гг. была солисткой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где дебютировала в партии Элен Безуховой в опере «Война и мир» С. Прокофьева.
В 1959 г. была приглашена в Большой театр на партию Ратмира («Руслан и Людмила» М. Глинки).
В 1960 г. стала солисткой Большого театра, в оперной труппе которого прослужила до 1982 г. Оставив театр, продолжила карьеру певицы в качестве солистки Московской государственной филармонии.

Репертуар

Ее репертуар в Большом театре включал партии:

1959
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)

1960
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Нежата («Садко» Н. Римского-Корсакова)

1961
Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Разведенка Катерина («Не только любовь» Р. Щедрина)

1962
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Куикли («Фальстаф» Дж. Верди)

1963
Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Ахросимова («Война и мир» С. Прокофьева)

1964
Графиня («Октябрь» В. Мурадели)

1965
Любаша («Царская невеста Н. Римского-Корсакова)

1966
Ипполита («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Хозяйка корчмы («Борис Годунов» М. Мусоргского)

1967
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)

1968
Няня («Евгений Онегин» П. Чайковского)

1974
Уважаемая Дама («Игрок» С. Прокофьева)

1975
Княжна Марья («Война и мир» С. Прокофьева)

1979
Марта («Иоланта» П. Чайковского)

1981
Бабуленька («Игрок» С. Прокофьева)

Участвовала в гастролях Большого театра в Италии, США, Канаде, Японии.
Много выступала с концертами в СССР и за рубежом. Выступала в крупнейших концертных залах, среди которых Карнеги-холл, Мюзикферрайн, Альберт-холл, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, Концертный зал им. М.И.Глинки в Санкт-Петербурге, Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии.
В концертном репертуаре - произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди, Г. Малера, Ф. Шуберта, И. Брамса, М. Де Фальи, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, Ц. Кюи, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Д. Бортнянского и дрв.

С 1974 г. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте/ Российской академии музыки им. Гнесиных, с 1985 г. заведовала кафедрой сольного пения (профессор).

В 2009 г. был открыт Центр вокального искусства Валентины Левко, художественным руководителем которого она и стала.

Среди аудиозаписей: оперы «Фальстаф» (дирижер Александр Мелик-Пашаев), «Пиковая дама» (дирижер Марк Эрмлер), «Иван Сусанин» (дирижер Марк Эрмлер), арии из опер, ораторий и кантат, русские народные песни и романсы.

Фильмография: «Простая история», «Свадьба в Малиновке», «Чайковский»; «Арии Баха и Генделя», фильм-концерт «Элегия», «Валентина Левко на оперной сцене» и др.

Распечатать

Больше двадцати лет талантом Валентины Левко восхищались поклонники оперного искусства. Ее обожали и боготворили, потому новость о смерти звезды легендарной сцены так потрясла театральный мир. Она умерла 14 августа, отметив накануне свой 92-ой день рождения, после продолжительной болезни – других причин представители Большого театра так и не назвали.

Неизвестно и где пройдет церемония прощания, на которой, вероятно, захотят присутствовать десятки ценителей голоса Валентины Николаевны, многочисленные друзья и родственники – все те, кто так ее любил.

«Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко в «Пиковой даме». Она изумительная певица и великолепная актриса», - писал в свое время итальянский публицист Анджело Матаккиера после гастролей Большого театра на сцене «Ла Скала».

Валентина Левко являлась солисткой Большого театра с 1960-го по 1982-й год. В свое время она отучилась в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных по классу альта. Еще будучи студенткой, Левко начала работать в оркестре Театра миниатюр. В 1953 году она в окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу альта, а десять лет спустя - Московскую государственную консерваторию.

Валентина Николаевна была солисткой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, позже по приглашению пошла работать в Большой театр на партию Ратмира в опере «Руслан и Людмила».

С 1974 года Левко посвящала себя преподавательской деятельности в родном институте (который позже переименовали в Российскую академию музыки имени Гнесиных), с 1985 года занимала должность завкафедрой сольного пения. В 1982 году Валентина Николаевна завершила оперную карьеру в театре, но продолжала концертную деятельность. Она выступала с сольными концертами как в СССР, так и за рубежом: Левко побывала в более 20-ти странах Европы, Америки, Азии, Австралии. С 2009 года оперная певица руководила Центром вокального искусства имени себя.

Валентина Николаевна была замужем один раз. Ее избранником стал летчик-испытатель Владимир Левко. В 1991 году мужчины не стало. В 1951 году у супругов родилась единственная дочь Любовь, которая подарила родителям двоих внуков.

Россияне знают, что голоса таких оперных звезд 1950-60-х годов, как Галина Вишневская, достигали последнего ряда. Однако мало кто знал, как нелегко давалась им слава. Облокотившись на фортепьяно, Валентина Левко (родилась в Москве в 1926 году) вспоминает те годы с восхищением и ненавистью. Она - ровесница Вишневской. Обе певицы своим талантом способствовали укреплению величия СССР и умели держать язык за зубами, «особенно, когда выступали за границей», вспоминает Левко.
Галина Вишневская сыграла на сцене Большого театра 30 различных ролей и, к великому сожалению, еще одну за кулисами: время от времени она работала на КГБ. Недостаточно было блестяще исполнять арии из опер Верди или Чайковского. Галина Вишневская пользовалась благосклонностью режима, использовавшего ее в своих целях. Но потом впала в немилость, и ей было указано на дверь. Сначала ее имя исчезло из сообщений о культурной жизни, а потом ее лишили советского гражданства, когда она была на гастролях за рубежом.
В 1978, в самый что ни на есть брежневский застой, Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович придерживались либеральных взглядов, вступавших в противоречие с официальной идеологией. Кроме того, они осмеливались поддерживать отношения с писателем-диссидентом Александром Солженицыным. Ростропович и Вишневская не могли вернуться на родину вплоть до 1990 года. К тому времени СССР уже находился в состоянии распада, а музыкальная карьера Вишневской закончилась. Но ее имя вновь стало упоминаться в прессе благодаря Горбачеву.
Ее жизнь – это еще одна история запоздалой реабилитации. В СССР культурная смерть наступала медленно, но неумолимо, хотя в оперных кругах до трагической развязки дело доходило редко. «Могло случиться так, что твое имя переставало появляться на афишах и газетных полосах. Так обычно все начиналось», - рассказывает Лариса Лувьенко, преподаватель пения, дебютировавшая в те годы.
В качестве примера она приводит случай, произошедший с композитором Дмитрием Шостаковичем, который сначала добился успеха, а затем был обвинен в формализме. В 1936 году Сталин пошел на его оперу «Леди Макбет Мценского уезда», но не досидел до четвертого акта. Через два дня газета «Правда» поместила передовую статью, где говорилось о том, что его музыка - настоящая какофония. Гений должен был исправиться.
Другим повезло больше, и партийная верхушка их не заметила. «Я была счастлива, у меня сложилась отличная карьера, и это при том, что я даже не была членом КПСС. Конечно, членство в партии было большим плюсом, но я не могу жаловаться», - говорит Валентина Левко.

СССР, вспоминает она, деньги не имели большого значения. Но на мировых сценах доллары лились на них дождем в виде контрактов, которые они подписывали или отвергали в соответствии с указаниями, которые давала организация, обеспечивавшая их гастроли. Социалистический строй был хозяином ее голоса и всего, что она получит за свои гастроли.

После успешных выступлений Валентина Левко возвращалась в СССР на борту самолета, пересекавшего Атлантику. Она дремала в кресле, прижимая к себе сумочку. «Мне могли заплатить 2 тысячи долларов, но я отдавала все до последнего сразу же по прибытии в Москву. Все деньги я везла с собой, но оставить себе ничего не могла», - вспоминает Валентина Николаевна, возглавляющая в настоящее время центр обучения пению в российской столице. Когда на следующее утро она просыпалась в своей московской квартире, которую оплачивало государство, то 2 тысячи долларов превращались для нее в 200 рублей (пять евро). «Я пела почти на всех континентах, заработала много денег, и до сих пор не знаю, куда они подевались», - пояснят она с нотками обиды. Конечно, были другие времена: обучение пению было бесплатным, для всех существовали равные возможности, и, «что бы там ни говорили, государство не вмешивалось в нашу жизнь, за исключением таких случаев, как с Галиной Вишневской».
Немногие оперные дивы той поры, которые еще живы, знают, что такое петь с температурой или воспалением горла. Галина Вишневская унесла с собой в могилу некоторые тайны тех лет, в частности, как представители советской партийной верхушки отдыхали в театральных ложах, слушая великолепные оперные голоса. А о других случаях она была вынуждена рассказывать агентам КГБ, которые заставляли ее приходить на совещания в гостиницу «Метрополь».
Там, в одном из салонов на третьем этаже, совсем недалеко от Красной площади, были составлены десятки докладных записок о слухах, которые такие же певицы, как она, собирали в Большом. Были и более грязные случаи, причем не обязательно связанные с той порой, когда она жила в коммуналке со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В своих воспоминаниях она рассказывает о том, как за ней пытался ухаживать председатель Совета Министров СССР Николай Булганин, хотевший сделать ее своей любовницей. В обмен за это он обещал улучшить ее жизненные условия. Ростропович, которому пришлось вынести это унижение, был категорически против.
Вишневская была стойкой женщиной. Она сумела побороть туберкулез, несмотря на то, что отказалась от прописанного врачами лечения, потому что оно могло погубить ее дивный голос. Она пережила блокаду Ленинграда и избежала сталинских чисток. Свою красивую и звучную фамилию она получила от своего первого мужа: моряка, который был не прочь выпить.
Мужем Валентины Левко был работник авиационно-космической отрасли, так что ее жизнь прошла между кипением страстей в Большом театре и космическим соперничеством с США. «Однажды муж принес домой скафандр, в котором Юрий Гагарин должен был отправиться в свой первый космический полет. Я потрогала его, он был какой-то волшебный», - вспоминает она.
Оперные дивы тех лет вспоминают о прошлом по-разному, но ностальгия всегда преобладает.

Певица (меццо-сопрано).

Заслуженная артистка РСФСР (12.06.1964).
Народная артистка РСФСР (1969).

Музыкой начала заниматься с 8 лет по классу скрипки. Пела с 12 лет. Во время войны находилась в эвакуации в городе Павлово-на-Оке Горьковской области. В 1943 году поступила в музыкальное училище при Московской консерватории по классу скрипки. Во время учёбы работала в оркестрах театра миниатюр, театра имени Ермоловой.

В 1948 году, после окончания училища имени Гнесиных, поступила на оркестровый факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, где получила квалификацию артиста оркестра и преподавателя по классу альта.

В 1957 году перешла в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. 6 ноября 1957 года дебютировала в партии Элен Безуховой в опере «Война и мир» С. Прокофьева.

В 1960 году была зачислена в труппу Большого театра. Здесь она спела более 20 партий. В 1963 году окончила Московскую консерваторию по специальности «оперная и концертно-камерная певица». Участвовала почти во всех гастролях Большого театра по стране и за рубежом.

Итальянский публицист Анджело Матаккиера после гастролей Большого театра на сцене «Ла Скала» писал:
"Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко в «Пиковой даме». Она изумительная певица и великолепная актриса."

Во время ее гастролей в Берлине Вольфганг Шультце в газете "Die Welt" писал:
"Она является певицей экстра-класса и среди меццо-сопрано русской школы, которые зачастую тяготеют к резкой, напряженной манере пения. Она является женщиной с прекрасно округлым, роскошным голосом, обладающим глубоким тембром и безукоризненной ровностью во всех регистрах".

Несколько лет цитата из арии Графини ("Пиковая дама" П. И. Чайковского) открывала популярную телевизионную передачу "Что? Где? Когда?".

В 1982 году завершила оперную карьеру в театре, но продолжала концертную деятельность, выступала с сольными концертами как в СССР, так и за рубежом (более чем в 20 странах Европы, Америки, Азии, Австралии). В разные годы принимала участие в международном цикле "Мастера вокального искусства" в Югославии, циклах концертов "Прекрасные голоса мира в камерном абонементе" в Западном Берлине, в благотворительном гала-концерте в пользу детей-инвалидов под патронатом принца Уэльского в Лондоне, в концертах, посвященных творчеству С. Прокофьева в Вене.
Она была первой представительницей России на XIV Генделевском фестивале в Галле в Германии. Газета "Фрайхайт" отмечала: "Талант артистки проявился в такой теплоте чувств, сочности и полноте голоса, что позволяет говорить о Левко как о вокальном феномене".

Концертная деятельность:
Пела альтовые партии в Реквиемах В. Моцарта и Д. Верди, 9-й симфонии Бетховена и 3-й Г. Малера, в ораториях и кантатах И. Баха, Г. Генделя, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, О. Фельцмана, Р. Манукова, хоровом концерте № 33 Д. Бортнянского.
Выступала с оркестрами под управлением К. Кондрашина, Д. Китаенко, Г. Рождественского, Ю. Темирканова, Е. Светланова, Н. Рахлина, К. Мазура, Т. Шипперса, Ю. Домаркаса, Н. Ярви, с эстрадно-симфоническим оркестром Ю. Силантьева, в сопровождении оркестра русских народных инструментов.

"Валентина Левко - прекрасная певица. Её свободно, красиво звучащий бархатный голос льётся благородно и чисто, и она поёт так, как поют великие певицы." - «Экспресс» (австрийская газета)

Валентиной Левко были подготовлены и впервые в СССР исполнены следующие произведения: "Страсти по Матфею" И. Баха (партия альта), Реквием (на стихи Р. Рождественского) и вокальный цикл (на стихи Р. Гамзатова) Д. Кабалевского, вокальные циклы В. Бибика, Г. Дмитриева, современного американского композитора Лефлера, арии и песни Баха, Вивальди и другие.

Выступала почти во всех залах мира: Карнеги-холл, Мюзик-феррайн, Альберт-холл, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Концертный зал имени М. И. Глинки в Санкт-Петербурге, Большой зал Петербургской филармонии.

С 1974 года параллельно с работой в театре стала преподавать вокал в Институте имени Гнесиных.
В 1985-2011 гг. руководила кафедрой сольного пения.
В классе профессора В. Н. Левко наряду с российскими занимались студенты из США, Греции, Югославии, Китая, Южной Кореи и других стран.

В 1994 году была приглашена в Китай для проведения мастер-классов в консерватории города Шэньян. В 1996 году она посетила Южную Корею, где занималась с певцами и принимала участие в большом концерте в городе Сувоне.

Являлась заместителем председателя Всероссийского музыкального общества, членом правления Экспериментального совета «Новые имена планеты».

В Москве работает образовательный центр - «Центр вокального искусства Валентины Левко».
Автор книги "Моя судьба в Большом театре". - Владимир: Фолиант, 2000.

В разные годы на фирме «Мелодия» были выпущены грампластинки и компакт-диски с записями в исполнении В. Левко:
оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Фальстаф» Д. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, сцены из опер «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Царская невеста» А. Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, арии Баха, романсы Шуберта, Брамса, Де Фальи, Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Балакирева, Кюи, Чайковского, Метнера, Рахманинова, старинные русские романсы и песни.

театральные работы

Дуэнья в одноимённой опере С. С. Прокофьева
Устинья - «Емельян Пугачёв» М. Коваля
Чипра - «Цыганский барон» И. Штрауса
Ратмир - «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
Марфа - «Хованщина» М. П. Мусоргского
Любаша - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
Ваня - «Иван Сусанин» М. И. Глинки
Кончаковна - «Князь Игорь» А. П. Бородина
Княгиня - «Русалка» А. С. Даргомыжского
Куикли - «Фальстаф» Д. Верди
Нежата - «Садко» А. Н. Римского-Корсакова
Ахросимова - «Война и мир» С. С. Прокофьева
Графиня - «Пиковая дама» П. И. Чайковского
Бабуленька - «Игрок» С. С. Прокофьева