Описать характеристики героев из рассказа бесприданница. «Бесприданница» Островского: характеристики героев

Александр Николаевич Островский написал множество произведений, но одним из самых популярных является «Бесприданница». О чем эта пьеса? Краткое содержание по действиям и явлениям приведено ниже. Писалась пьеса с 1874 по 1878 год.

В этом же году состоялся первый показ спектакля, но и критики, и обычные отнеслись к нему крайне отрицательно, а успех пришел уже после кончины Островского.

Основными персонажами выступают следующие лица:

  1. Лариса Дмитриевна Огудалова - бесприданница, молодая девушка невероятной красоты, у которой масса поклонников. Она великолепно поет, играет на музыкальных инструментах.
  2. Сергей Сергеевич Паратов - барин из судохозяев, очень расчетливый, образованный и умный мужчина, в которого влюблена Лариса, но безответно. Возрастом больше 30 лет.
  3. Юлий Капитоныч Карандышев - небогатый молодой чиновник. Имеет болезненное чувство собственного достоинства, жених Ларисы.

Второстепенными действующими лицами являются:

  1. Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы. Вдова. Любит жить весело и на это выпрашивает деньги у женихов и ухажеров своей дочери.
  2. Василий Данилович Вожеватов - представитель крупной торговой компании. Самой важной ценностью считает деньги. С детства знаком с Ларисой.
  3. Мокий Кнуров - крупный бизнесмен, пожилой человек, имеющий огромное денежное состояние. Хочет быть «другом–покровителем» бесприданницы, несмотря на то, что имеет супругу.
  4. Гаврило - хозяин кофейной.
  5. Робинзон - актер.
  6. Иван - прислуга в кофейной.

Действие первое

В первом явлении автор знакомит читателя с местом, где начинаются события, – вымышленный крупный город на берегу Волги Бряхимов. Первый диалог разворачивается около кофейной на бульваре.

Василий Данилович беседует с Мокием Кнуровым и рассказывает, что хочет приобрести у Сергея Сергеевича Паратова пароход с наименованием «Ласточка», но уже слишком долго ожидает продавца.

Гаврило убеждает Вожеватова, что Паратов точно прибудет, потому что для встречи снарядили лучшую в Бряхимове упряжку в четыре лошади.

Вожеватов требует налить шампанское в чайных чашечках и за распитием рассказывает Мокию, что популярная в городе красавица - Лариса Дмитриевна станет супругой Юлия Капитоныча Карандышева. Мокий озадачен, ведь считает, что Юлий не пара такой эффектной девушке.

Василий поясняет собеседнику, что бесприданница дала согласие на скромный брак после того как пережила недавнюю влюбленность в Паратова, который, подарив надежду на ответные чувства, внезапно пропал.

Спустя некоторое время с девушкой пытались «подружиться» несколько непримечательных людей - «непонятный старик», пьяный управляющий и обыкновенный кассир, который в доме бесприданницы устроил большой скандал.

Молодой Огудаловой все надоело, и она сказала, что станет супругой первого человека, кто посватается. Выбор пал на Карандышева, давно влюбленного в девушку.

К разговору двух мужчин присоединяются мать и дочь - Лариса и Харита Огудаловы, а также Юлий Капитоныч. За беседой Карандышев на равных разговаривает и с Кнуровым, и с Вожеватовым, приглашая богачей к себе домой на обед. Харита объясняет, что прием устроен специально для дочери.

Юлий, как только остается наедине с невестой, обвинил девушку в излишней вольности во время разговора с Василием Даниловичем.

Потенциальный супруг доводит бедняжку до слез, называя всю семью «цыганским табором». Бесприданница отвечает, что в семье и окружении были и хорошие люди, например, Паратов.

Оказывается, Юлий Капитоныч очень плохо относится к богачу и хочет выяснить, чем он хуже этого человека, на что бесприданница называет Паратова идеалом мужчины.

Важно! Раздается выстрел, приуроченный к прибытию «Ласточки», который очень пугает Ларису. Она вскрикивает и убегает.

Паратов не был в Бряхимове целый год. Он прибыл с Робинзоном, которого во время поездки по Волге снял с необитаемого острова. Актера Аркадия Счастливцева высадили туда с парохода за пьяный дебош.

Кнуров спрашивает прибывшего, не жалко ли продавать такой прекрасный пароход, как «Ласточка», на что Паратов отвечает: «Если найду выгоду, продам все, что смогу». Также объявляет, что в скором времени станет мужем богатой девушки, за которой в приданое дают золотые прииски.

Василий Данилович обговаривает с хозяином кофейной, что тот вечером должен устроить гуляния по реке, а также большой пикник, однако в какой-то момент Вожеватов вспоминает о приглашении всех в дом Юлия Карандышева.

Действие второе

В первом явлении второго действия автор переносит читателя в дом Огудаловой. Описывается их интерьер, где основным элементом выступает фортепиано, на которой лежит гитара.

К Харите Игнатьевне пожаловал Мокий Парменыч. Кнуров, понимая, что Юлий довольно несостоятельный чиновник, негодует и возмущается в связи с предстоящей женитьбой.

По его точке зрения, бесприданница сотворена «для блеска». Он считает, что девушка в скором времени после брака уйдет от супруга, и в таком случае ей будет нужен состоятельный «друг», а самому Кнурову ничего для нее не жалко. Уходя, Мокий просит, чтобы Огудалова подготовила дочке подвенечный гардероб, а счета за покупки оформила на него.

Девушка сообщает матушке, что желает в ближайшем будущем уехать в деревню, объясняя это тем, что по сравнению с жизнью, которая протекает в городе, даже дикое место покажется сущим раем. Увидев на улице цыгана Илью, приглашает к себе.

В разговоре с девушкой цыган обмолвился, что в Бряхимов прибыл барин, который отсутствовал здесь год. Харита Игнатьевна размышляет о том, что, может быть, дочь слишком поторопилась с замужеством, а потому могла «прозевать» богатейшего человека – Паратова. Дочка отвечает матери, что не хочет больше терпеть унижений.

К Огудаловым приходит Юлий. Девушка настойчиво интересуется, когда молодые отправятся в деревню, однако Карандышев отвечает, что не желает форсировать события. Юлий с осуждением говорит о принципах, моральных сторон и нравах общества.

Негодует и злится, что в Бряхимове только и говорят о приехавшем барине – Паратове. Бесприданница сильно пугается и требует немедленного отъезда в деревню. В этот момент к Огудаловым с визитом является Сергей Сергеевич.

Харита Игнатьевна приглашает Паратова, который ведет себя достаточно серьезно, но иногда может и «откинуть» какую-нибудь шуточку.

Он кратко повествует о том, что год назад его вынудила уехать ситуация, в которой необходимо было решить вопросы, связанные с имуществом. Также не упускает возможности рассказать о своей богатой невесте и предстоящей женитьбе.

Паратов попросит матушку пригласить Ларису, на что она отвечает согласием.

Паратов осуждает ее за том, что не дождалась его, обвиняет в этом «ветреность», присущую всем женщинам. Лариса обижается, говорит о все еще сохранившихся к нему сильных чувствах, но она от безысходности выходит замуж за Карандышева. Паратов отвечает, что сохранит об этой девушке лучшие воспоминания, но расстанутся они, как хорошие друзья.

К разговору Паратова и Ларисы присоединяются её мать и будущий супруг. Паратов всеми способами пытается «задеть» Юлия Капитоновича, обидеть, в результате происходит ссора. Харита Игнатьевна извиняется и требует у Карандышева пригласить Паратова на обед.

В дом Огудаловых прибывают Василий Данилович с актером Робинзоном, которого Вожеватов представляет как англичанина. Паратов желает «потешиться» над будущим супругом во время предстоящего обеда.

Действие третье

В первом явлении автор переносит читателя в кабинет Юлия Капитоновича, где описывает его комнатку, в которой кроме ковра с оружием, висящем на стене, ничего примечательного нет.

Мать и дочка Огудаловы беседуют насчет обеда у Карандышева – им очень стыдно. Гости спаивают бедного чиновника специально, ради насмешки и забавы, но сам Юлий Капитоныч думает, что удивил всех роскошью своих «хором».

Родная тетя Юлия жалуется матери и дочке на растраты для приготовленного обеда, а затем приглашает их к себе. В кабинет прибывают Паратов, Мокий и Василий Данилович.

Кнуров жалуется на плохую еду и напитки, все насмехаются над хозяином дома, который уже сильно пьян. Еще больше напоить Карандышева удается привычному к дешевым винам Робинзону.

Пьяный хозяин заходит в кабинет с сигарами. Он не подозревает, что гости усмехаются над ним. Харита Игнатьевна, вошедшая в кабинет, осуждает хозяина за его состояние и поведение. Карандышев отвечает, что сегодня у него праздник – он торжествует.

Выпить снова призывает Сергей Сергеевич. Юлий соглашается и отлучается за коньяком. Сергей, Василий и Мокий решили отдохнуть на пароходе. Паратов выпрашивает у девушки, чтобы та спела ему какую-нибудь песенку, однако ее будущий супруг пытается воспрепятствовать этому, что очень возмущает девушку, и она все-таки начинает петь.

Паратов винит себя за то, что предпочел Ларисе другую девушку, а затем приглашает ее на прогулку по реке, на что бесприданница дает согласие. Собравшаяся компания выпивает за бесприданницу.

Ее жених называет ее главную ценность - умение выбирать правильных и достойных людей. Мужчины отправляют Юлия за выпивкой, а сами забирают Ларису и удаляются.

Юлий удивляется и не понимает, где находится его невеста и «товарищи». Прислуга в кофейной все ему объясняет. Карандышев намерен совершить возмездие: он берет пистолет и бросается в погоню.

Действие четвертое

В первом и втором явлениях Юлий прибегает в кофейню и пытается разузнать у Робинзона местонахождение всей компании, однако актер не рассказывает ему.

Мокий и Василий Данилович проявляют сочувствие к Ларисе, ведь они понимают, что Паратов не откажется от женитьбы на богатой девушке ради нее.

Мокий решает вмешаться в жизнь Ларисы – он предлагает девушке стать его содержанкой.

Сергей отблагодарил бесприданницу за участие в его пикнике. Она задаёт вопрос: «Отныне я ваша жена?». Паратов сообщает, что он обручен. Сергей просит Робинзона отвезти бесприданницу обратно в дом. Лариса молит Василия помочь ей, но он оставляет ее с Мокием, который предлагает ей уехать. Девушка ответа не дает.

Когда бесприданница осталась одна, она хочет прыгнуть в воду, но передумывает.

Актер доставляет Ларису к Юлию. Девушка оскорбляет его словами, что его забота о ней – унижение. Он отвечает, что Вожеватов и Мокий считают ее за вещь. Она согласилась, что именно для Карандышева она вещь.

Бесприданница хочет встретиться с Мокием. Юлий просит девушку быть с ним, но та отказывается. После этого Карандышев стреляет в Ларису, она умирает, не виня в этом никого кроме себя.

На заметку! В Интернете есть видео спектаклей лучших театров страны по этой пьесе. Просмотр поможет быстрее погрузиться в атмосферу и понять замысел автора.

Полезное видео

Подведем итоги

Таков краткий пересказ основных событий пьесы. Конечно, чтобы прочувствовать глубину произведения, необходимо читать его не в сокращении, а полностью.

Только тогда возможен анализ персонажей и их поступков, ведь особенность драматургического произведения состоит в том, что для характеристики героев используется их речь.

Сочинение

Персонажи “Бесприданницы” - представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые формируют установки, жизненные программы, поведение человека и обостряют проблемы личностной культуры. А. Н. Островский изображает и оценивает эти перемены с точки зрения христианской нравственности, защищая душу, любовь, красоту, единение людей как вечную правду, вечные блага человеческого существования. По словам А. И. Журавлевой, “основой всей деятельности Островского было безусловно твердое нравственное отношение к искусству как делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиции Учителя и Пророка, а средствами художника - через показ житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий” .

Мы ставим своей задачей сначала выявить установки персонажей “Бесприданницы”. Речь пойдет об этикете, о жестах, игровых и смеховых формах созидания характеров персонажей.

Установки в действиях тех из них, кто окружает Ларису Огудалову, едины в своей исходной точке. Каждый исполнен самолюбивых амбиций, жажды “повеличаться”, покрасоваться в избранном обществе. Соблазнительна сама мысль стать “притчей на устах у всех”. Сфера ценностей, признаваемых этим кругом общества, объемно выражена в словах Кнурова о Карандышеве: “Пожалуй, со своей точки зрения, он не глуп. Что он такое? Кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество”. Подняться на более высокую, а значит, и более заметную ступеньку, удержаться на ней - едва ли не единственная цель “героев” “Бесприданницы”. Для того чтобы “состояться” в обществе, все настойчиво ищут подобающий внешний облик.

Персонажи, озабоченные своим престижем, - Кнуров, Вожеватов, Огудалова, Паратов, Карандышев - неизменно следуют неким правилам поведения, назовем их этикетом, который, однако, никем и ничем не предначертан - не является жестко предписанным, но тщательное соблюдение его негласных установок имеет особое значение в городе Бряхимове.

Наиболее яркая фигура в этом отношении - Кнуров. Для него соблюдение этикета - знак причастности к высокому слою общества; ему важно убедить бряхимовцев в своем абсолютном превосходстве, удержать “престол”. Эмоциональная атмосфера поведения Кнурова - напряженность и беспокойство. Если дворянский этикет осуществлялся органично и ненапряженно, то купцы пытаются соблюдать этикетные правила с некоторой долей беспокойства и тревоги, заботясь дополнительно о том, чтобы возвеличить себя в глазах общества. (Любопытно, как преображается “этикет”, будучи заимствован купцами: розыгрыш Ларисы в “орлянку”- это своего рода перелицовка дворянской дуэли, а “честное купеческое слово” Вожеватова - дурной двойник “слова чести” дворянина.)

Итак, Кнурову нужна маска сдержанности и отчужденности, недосягаемости и могущества - все, что заставило бы окружающих почтительно считаться с ним. Но его осмотрительность и осторожность, постоянная оглядка на чужое мнение и т. п. обретают в глазах драматурга комический оттенок. Смешно и то, что этикет соблюдается перед людьми, открыто презираемыми. Выразительны в своем постоянстве реплики Кнурова: “люди посмотрят, скажут”, “много у них всякого сброда бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут”. Подобные детали готовят читателя и зрителя к смеховому восприятию первого вопроса Кнурова в разговоре с Огудаловой - он задан почти анекдотично, без обиняков, “в дверях”: “У вас никого нет?”.

Персонажи, утверждая себя посредством этикета, стремятся дать понять другим, кто они такие, и подчеркивают при этом различия социального статуса окружающих. В связи с этим вспоминаются “Мертвые души” Гоголя: “Надобно сказать, что у нас на Руси, если и не угнались еще кое в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… У нас не то, у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть выходи до миллиона, все найдутся оттенки”.

Сцена приглашения на обед представляет и Кнурова, и Вожеватова, и Огудалову, и Карандышева виртуозами этикетности, выявляющей социально-иерархические дистанции. Здесь неожиданно соседствуют контрастные варианты обхождения. Кнуров солидно неразговорчив в общении с Огудаловой и как бы не замечает Карандышева. Под стать Мокию Парменычу и Вожеватов, позволяющий небрежно-распорядительный тон с Огудаловой и едкую насмешливость в обращении с Карандышевым. Огудалова свободно переходит от фамильярной манеры говорить с Васей к льстивым заискиваниям перед Кнуровым. И Карандышеву знакомы тонкости обхождения: к Вожеватову он обращается небрежно, а к Кнурову - почтительно-боязливо. Многочисленных оттенков и в самом деле не сосчитать. Каждый демонстрирует свое искусство обхождения. При этом “все себя любят”, как скажет Лариса. Этикетное поведение, служащее самоутверждению в земном бытии, лишено одухотворяющего начала и потому воплощает ложную иерархию ценностей.

Резонерство персонажей “Бесприданницы” выглядит неорганичным, подобно моралистическим маскам героев “Недоросля” Фонвизина. Перекличка резонеров “Бесприданницы” и пьес классицизма имеет пародийно-комический характер. Если герои трагедий и комедий XVIII в. носят маски проповедников новой морали, то персонажи “Бесприданницы” строят из себя “идолов” мещанской среды. Это резонерство предстает искусственным и смешным потому, что не имеет под собой какой-либо нравственной основы. Они возводят амбицию, позерство, ложь в ранг серьезного и высокого принципа. Герои Островского любуются собой в формах резонерства.

Паратов и Карандышев объединены автором в их лицедействе, направленном на импозантное и красивое самоутверждение: каждый обдуманно создает свой внешний облик, чтобы выделиться на общем фоне и поразить город. Стихия поведения Паратова - бесшабашность, безудержный разгул, чарующий бряхимовцев, в том числе и Ларису. Карандышев тоже поначалу без осуждения отмечает радостное оживление в городе по приезде “блестящего барина”. Но драматург проницательнее своих героев, он не склонен обольщаться “широкой натурой” Паратова. Островский взывает к трезвой и вместе с тем ироничной оценке поведения героя как самопредставления, как “спектакля”. Вспомним: Паратова ждут в Бряхимове, но он задерживается, чтобы произвести шум и эффект.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Лариса Огудалова

Молодая девушка, не лишенная талантов, она хорошо поет и танцует. Беда девушки в том, что она – бесприданница. Ее романтическая душа мечтает о настоящей любви. Она понимает свое унизительное состояние бедной невесты. Кроткая и наивная, она надеется на взаимную любовь Паратова. Чтобы сохранить положение в обществе, ей предстоит выйти замуж за мелкого чиновника, которого она не любит, понимая ничтожность его натуры.

Харита Игнатьевна

Мать Ларисы, обнищавшая дворянка. Цель ее жизни – удачно выдать замуж младшую дочь, у которой нет приданого. Не имеет достаточных средств, но старается держаться на уровне с богатыми людьми города. Устраивает званые обеды и ужины, стараясь показать себя в их глазах обеспеченной женщиной. Для нее человеческие чувства чужды, главным является богатство, и определенное положение среди знати, для достижения этой цели – все средства хороши.

Сергей Сергеевич Паратов

Очень богатый дворянин, уважаемый человек в городе. Привык жить в роскоши, ни в чем себе не отказывая. Любимец женщин, любит пустить пыль в глаза, находиться в центре внимания. Пользуется наивностью Ларисы, соблазняет ее. Постепенно промотал свое состояние, теперь вынужден жениться по расчету, для чего нашел богатую невесту с золотыми приисками. Играет чувствами людей, открыто насмехается над Карандышевым.

Юлий Карандышев

Мелкий чиновник, завистливый и глуповатый. Не имеет большого состояния, высокомерно относится к Ларисе Огудаловой, считает себя выше ее. Хочет на ней жениться из меркантильных соображений, таким путем мечтает уравняться с богатыми людьми города. Его мелкие и ничтожные поступки вызывают презрение, он жалок и смешон. Эгоистичный и самовлюбленный тип, из чувства оскорбленной гордости, убивает Ларису.

Второстепенные персонажи

Василий Вожеватов

Друг детства Ларисы. Купец, достигший своего высокого положения и огромного состояния собственным трудом. Безнравственный, лицемерный и циничный человек. Относится к Ларисе, как к игрушке, которую можно купить, продать, разыграть в жребий. Когда по жребию Лариса досталасаь другому, рад, что сумел сэкономить.

Мокий Кнуров

Один из богатейших людей города. Прагматичный и честный человек, привык называть вещи своими именами. Прямо предлагает Ларисе стать его содержанкой. Женатый, уважаемый семьянин. Низшее сословие не представляет для него никакой ценности. Он уверен, что все в жизни продается и покупается, любит роскошь и удовольствия.

Аркадий Счастливцев (Робинзон)

Бывший актер, прибившийся к Паратову, для которого так же является игрушкой. Спившийся алкоголик, желание выпить подавляет в нем чувство гордости и собственного достоинства.

В пьесе «Бесприданница» герои, представляющие так называемые «сливки общества», на самом деле являются подлыми и ничтожными людьми, не имеющие моральных устоев. В списке дана характеристика героев, описывающая основные черты их характеров.

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

    1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика литературного героя Паратов Сергей Сергеевич – “блестящий барин, из судохозяев, лет за 30”. П. – шикарный прожигатель жизни, эффектный и красивый мужчина, который в финале пьесы окажется обычным искателем приданого богатых купчих.
Черты П., восхищающие Ларису, на самом деле обман. За внешним блеском героя скрываются отсутствие настоящих эмоций и ясности чувств. П. – мираж, созданный воображением Ларисы и Карандышева. Он пустое место в самых разных отношениях, и это хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, настоящие хозяева жизни. В П. легко сочетаются барская широта натуры (он напропалую сорит деньгами и т. д.) и жесткий расчет Но этот герой умеет преподнести любой свой поступок как эффектный и загадочный. Это дает П. возможность даже откровенную низость (месть Карандышеву, издевательства над Робинзоном, обман Ларисы) подать как нечто благородное. Под благородной маской П. скрывается его способность ради собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужое чувство собственного достоинства и даже чужую жизнь. Роль П. в пьесе резко отрицательная. Его появление вносит беспорядок и разрушение в хрупкий мир Ларисы. Он губит жизнь влюбленной в него девушки, а также жизнь Карандышева, убившего из ревности свою невесту.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство”- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по “Грозе” дикости и невежества. В новом положении Read More ......
  2. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” рисует новую эпоху, наступившую в России во второй половине 19 века. На смену патриархальным отношениям приходит капитализм с его культом денег, наживы, товарно-денежной философией. В этом мире вынуждена существовать главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Read More ......
  3. Творчество А. Н. Островского принадлежит к вер­шинам русской классической и мировой драмы. Од­ной из жемчужин является его пьеса “Бесприданни­ца”. В центре пьесы – судьба ее героини, Ларисы Дмит­риевны Огудаловой. Лариса всем взяла: красотой, умом, благородными манерами. “Да-с, талантов у нее Read More ......
  4. Перу русского драматурга А. Н. Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель торговой фирмы Вожеватов, небогатый чиновник Карандышев, барин Паратов. Действие Read More ......
  5. Действие драмы А. Н. Островского “Бесприданница” происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам “горячего сердца”. Лариса Огудалова красива, талантлива, ее окружает множество Read More ......
  6. Лариса Характеристика литературного героя Лариса Дмитриевна Огудалова – главная героиня пьесы. Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Л.- девушка умная и гордая. Л. любит Паратова. Но любит Read More ......
  7. Карандышев Характеристика литературного героя Карандышев Юлий Капитоныч – “молодой человек, небогатый чиновник”. К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие – его самая главная черта. Лариса для К. – не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым. Read More ......
  8. Узкий круг провинциальных дворян и дельцов.(Город Бряхимов, вобравший в себя черты множества городов, стоящих на Волге. Изображение буржуазной среды – бессердечной, пошлой, эгоистичной. Социальная тема – в названии пьесы. Деньги разрушают все романтические иллюзии.) Паратов. (За благородной внешностью – расчетливый Read More ......
Паратов (Бесприданница Островский А. Н.)