Памятник Марселю Эме — человек, проходящий сквозь стену. Памятник человеку, проходящего сквозь стену Скульптура “Человек" проходящий сквозь стену”

Этот памятник из разряда неприметных достопримечательностей, которые есть в любом крупном городе. Он не является местом паломничества, ради него не приезжают туристы и не заказывают экскурсии, но проходя по тихим улочкам Монмартра, можно неожиданно встретить его и, как старому приятелю, пожать его бронзовую руку.

В 1989 знаменитый актёр Жан Маре (оказавшийся весьма талантливым скульптором) создал в память о своём друге писателе Марселе Эме бронзовую скульптуру высотой в 2,5 метра, которая изображает главного героя его известного рассказа «Человек, проходящий сквозь стену». Скульптура имеет узнаваемые черты писателя, оставившего после себя немалое творческое наследие. Марсель Эме более 40 лет прожил на улице Монмартра Paul Feval. Как будто он выходит из стены прямо к подъезду собственного дома. В образе человека соединились писатель и неоднозначный персонаж его повести.

По сюжету небольшой новеллы, обычный скромный чиновник, бухгалтер Леон Дютилель однажды обнаружил в себе волшебный, но вполне практичный дар проходить сквозь стены. Воспользовавшись неожиданной возможностью, он применил её для того, чтобы тайно навещать свою возлюбленную, которую ревнивый муж держал взаперти. Но как-то раз магия иссякла, когда Дютилель почти уже вышел на улицу – этот момент и запечатлел скульптор. Из каменной стены на самой маленькой площади в Париже Place Marcel-Ayme выступает голова, верхняя часть тела несчастного бухгалтера, правая рука, нога и знаменитая кисть левой руки, которая по легенде исполняет любые желания, если её потереть. Судя по золотому блеску левой кисти скульптуры, находится немало желающих испытать её волшебную силу. Однако далеко не все прохожие открывают свои тайные желания любвеобильному бухгалтеру, кто знает, можно ли вообще ему доверять?

Найти памятник очень просто. Он находится на пересечении площади Place Marcel-Ayme и улицы Rue Norvins, 17. Если идти от станции метро Lamarc-Caulaincourt строго на юг по улице Saint-Vincent, которая плавно переходит в улицу Жирардон, то свернув налево на Rue Norvins, можно сразу увидеть бронзового бухгалтера. Ещё один способ – это двигаться от базилики Сакре Кёр (Basilique du Sacrй Cur) в северном направлении. Пройдя множество мелких улочек – непременно выйдете на площадь Marcel-Ayme.

Как добраться

Адрес: 4 Pl. Marcel Ayme, Paris 75018
Метро: Lamarck - Caulaincourt
Обновлено: 10.12.2018

О парижском туре я написала уже много, но остались какие-то фотографии, какие-то кусочки экскурсий, которые я пропустила.
Прогулке по Монмартру я посвятила даже несколько постов:



Но памятник Марселю Эме почему-то пропустила.

Что ж, возвращаемся на Монмартр.

С улицы Жирардон (Girardon), там где мы видели памятник Далиде, мы свернули налево на Rue Norvins и тут же увидели этот памятник.

Не все знают, что актер Жан Маре, известный нам по фильмам "Парижские тайны", "Фантомас" и "Граф Монте-Кристо", был также писателем, художником и скульптором. Пабло Пикассо, увидев некоторые ранние скульптурные работы Маре, удивился, как человек с таким талантом скульптора "тратит своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре". Сам Жан Маре отзывался о своих увлечениях так: "Я делаю скульптуры не потому, что я скульптор, рисую не потому, что я художник, пишу не потому, что я писатель. Я только развлекаюсь, и вы это знаете... Я даже не знаю, являюсь ли я настоящим актером".

В 1989 Жан Маре создал в память о своём друге писателе Марселе Эме бронзовую скульптуру высотой в 2,5 метра, которая изображает главного героя его известного рассказа «Человек, проходящий сквозь стену».
Скульптура имеет узнаваемые черты писателя, вот для сравнения парочка его фотографий в разном возрасте.

Марсель Эме более 40 лет прожил на улице Монмартра Paul Feval. Теперь как будто он выходит из стены прямо к подъезду собственного дома.

Собственно сюжет прост, фантастичен и, одновременно, романтичен. Некий бухгалтер Дютийель внезапно обретает удивительный дар проходить через стены. С помощью него он улаживает свои проблемы на работе. Но главное: он использует его в своих возвышенно-любовных интересах, регулярно навещая свою возлюбленную, которую суровый муж держит буквально взаперти. И все бы хорошо, но, как это часто бывает в грустных романтических историях, его дар исчез так же внезапно, как и появился. Уже покидая комнату своей любовницы, Дютийель застрял в стене дома, лишь немного не успев выйти из него. Увы, автор заканчивает свой рассказ, оставляя своего героя сдавленным толщей стены, которую ему уже не придется преодолеть.

Считается, что пожатие левой руки бронзового Марселя Эме приносит удачу и гарантирует исполнение желания – правда это или нет, не известно, но только проходящие мимо памятника гости Парижа не упускают случая «поздороваться» со знаменитым писателем и загадать свое самое заветное желание.

На богемном Монмартре, в Париже, на небольшой площади Марселя Эме (Place Marcel-Ayme), есть странный памятник-борельеф. Из каменной стены навстречу публике выходит человек (Le passe-muraille). Лицо, колено, руки, устремлённые вперёд… У этого бронзового изваяния есть реальный прототип – писатель Марсель Эме (1902 – 1967 гг.), творивший в жанре мистики и абсурда, волшебной сказки, ирреального юмора, гротеска […]

На богемном Монмартре , в Париже , на небольшой площади Марселя Эме (Place Marcel-Ayme) , есть странный памятник-борельеф. Из каменной стены навстречу публике выходит человек (Le passe-muraille) . Лицо, колено, руки, устремлённые вперёд… У этого бронзового изваяния есть реальный прототип – писатель Марсель Эме (1902 – 1967 гг.), творивший в жанре мистики и абсурда, волшебной сказки, ирреального юмора, гротеска и трагедии.

По мотивам произведения Эме «Человек, проходящий сквозь стены », создана загадочная скульптура. Рассказ о простом бухгалтере Дютийеле, наделённом необычной способностью – проникать через стены, полюбился читателям. Фантазия писателя придумывает для «супергероя» неожиданные сюжетные повороты. Пользуясь своим даром, влюблённый самонадеянный Дютийель проникает в дом к замужней женщине, которую ревнивый муж запирает на замок. Неожиданно действие магии кончается, герой навсегда замирает, зажатый между камней, стиснутый стеной.

Популярный рассказ послужил сюжетом для киноленты, снятой в 1959 году Ладислао Вайда . А друг писателя, всем известный «Фантомас» – актёр Жан Марэ , который увлекался скульптурой и живописью, создал это оригинальное изваяние.

Говорят, если взять этого бронзового «бухгалтера» за руку – жизнь загадочным образом переменится. Правда ли это, неизвестно – но левая кисть скульптуры всегда отполирована до блеска.

75018 Paris, France

Ехать метро М12 до станции Lamarck – Caulaincourt

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Думаю, в мире найдётся немало людей, желающих обладать способностью, свободно, без какого-либо ущерба для личного здоровья, проникать сквозь всевозможные стены. Согласитесь, сей дар был бы не лишним, только представьте, сколько таит он в себе преимуществ, однако наука, а с ней и некоторые компетентные органы, такую возможность наотрез отрицают, а жаль.

Впрочем, одному человеку всё же удалось воспользоваться этим поистине сказочным даром. Звали его месье Дютийель. Жил он в Париже в середине прошлого века. О его приключениях подробно рассказал французский писатель Марсель Эме в новелле, которая так и называется «Человек, проходящий сквозь стены». Довольно интересное произведение, изобилующее массой забавных ситуаций, где главный герой, используя невероятную способность, доводит своего начальника до психушки, без труда проникает в закрытые финансовые учреждения, совершает побеги из тюрем, и вдобавок, как истинный француз, соблазняет замужнею даму, томившеюся взаперти.

Правда свидание с предметом страсти, а также некие аптекарские порошки, принятые в неподходящее время, дорого обойдутся месье Дютийелю, он попросту застрянет в стене, навсегда. Но Марсель Эме оставил нам адрес, по которому следует искать ту злополучную стену. В последних строках его новеллы читаем:

«Порою зимними ночами Жан-Поль (друг Дютийеля) берет с собой гитару и отправляется на пустынную улицу Норвен, чтобы утешить песней бедного пленника, и ноты, падая с кончиков его замерзших пальцев, проникают в сердце камня подобно каплям лунного света»

Отправимся же и мы по означенному адресу и попробуем найти «Человека, проходящего сквозь стены» или то, что от него осталось.

Часть туловища, голова, правая рука и нога, а ещё кисть левой руки – это всё, что месье Дютийелю удалось высвободить в то недоброе для него утро. Здесь надо заметить, что его современный образ, выполненный в бронзе, появился благодаря близкому другу Марселя Эме – выдающемуся французскому актёру театра и кино Жану Маре.

Талантливый человек талантлив во всём. Кстати, в облике «Человека, проходящего сквозь стену» отчётливо проступают черты самого Марселя Эме. Вероятно, так Маре решил увековечить память о своём друге, человеке, научившем его проходить сквозь стены. Не буквально конечно, ведь стены бывают разными, и самые трудные те, что мы сами создаём внутри себя. Жану Маре удалось вырваться из оков и, подобно мифическому Орфею, побывать в аду и на небесах.

Однако вернёмся на землю и вновь обратим взор на необычную бронзовую скульптуру. Признаюсь, чем дольше глядишь на неё, тем больше возникает ассоциаций. И теперь не Марсель Эме видится в бронзе, а другой близкий друг Жана Маре – французский писатель, драматург и художник Жан Кокто. Кстати, их портреты очень похожи. Впрочем, могу ошибаться.

И последнее, стоит обратить внимание на кисть левой руки «Человека, проходящего сквозь стену». Тонкая, с резко выступающими венами и суставами, отполированная до блеска, она похожа на паучьи лапы. Все почему-то считают, что её рукопожатие приносит удачу. А мне кажется, ей впору самой оказывать помощь. Непростое это дело - проникать сквозь стены.

(Фото из личного архива)

Не все знают, что актер Жан Маре, известный нам по фильмам "Парижские тайны", "Фантомас" и "Граф Монте-Кристо", был также писателем, художником и скульптором. Пабло Пикассо, увидев некоторые ранние скульптурные работы Маре, удивился, как человек с таким талантом скульптора "тратит своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре". Сам Жан Маре отзывался о своих увлечениях так: "Я делаю скульптуры не потому, что я скульптор, рисую не потому, что я художник, пишу не потому, что я писатель. Я только развлекаюсь, и вы это знаете... Я даже не знаю, являюсь ли я настоящим актером".

В 1989 Жан Маре создал в память о своём друге писателе Марселе Эме бронзовую скульптуру высотой в 2,5 метра, которая изображает главного героя его известного рассказа «Человек, проходящий сквозь стену».
Скульптура имеет узнаваемые черты писателя, вот для сравнения парочка его фотографий в разном возрасте.

Марсель Эме более 40 лет прожил на улице Монмартра Paul Feval. Теперь как будто он выходит из стены прямо к подъезду собственного дома.

Собственно сюжет прост, фантастичен и, одновременно, романтичен. Некий бухгалтер Дютийель внезапно обретает удивительный дар проходить через стены. С помощью него он улаживает свои проблемы на работе. Но главное: он использует его в своих возвышенно-любовных интересах, регулярно навещая свою возлюбленную, которую суровый муж держит буквально взаперти. И все бы хорошо, но, как это часто бывает в грустных романтических историях, его дар исчез так же внезапно, как и появился. Уже покидая комнату своей любовницы, Дютийель застрял в стене дома, лишь немного не успев выйти из него. Увы, автор заканчивает свой рассказ, оставляя своего героя сдавленным толщей стены, которую ему уже не придется преодолеть.

Считается, что пожатие левой руки бронзового Марселя Эме приносит удачу и гарантирует исполнение желания – правда это или нет, не известно, но только проходящие мимо памятника гости Парижа не упускают случая «поздороваться» со знаменитым писателем и загадать свое самое заветное желание.