Памятники архитектуры ленинграда. Архитектура ленинграда в годы великой отечественной войны - музей архитектуры

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

ЗНАМЕНИТЫЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

17 ноября 1757 г. 257 лет назад в Петербурге учреждена Академия художеств (ныне - Российская Академия Художеств)
=======================================
Решением Сената от (6) 17 ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена Академия художеств. Инициатором выступил один из деятелей русского просвещения граф И.И. Шувалов, который затем был и попечителем академии. Одной из основных функций Академии было профессиональное обучение и воспитание высококлассных художников.


Развитие искусства в Европе подвигло графа И.И. Шувалова, видного российского государственного деятеля, на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете, основателем которого был Шувалов.
В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т.п. С 1760 г. лучшие выпускники на средства Академии отправлялись на стажировку за границу. В 1764-1788 гг. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.
Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет этого учебного заведения. Приглашённые им знаменитые художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусства.
«Полное учреждение Императорской Академии художеств» было издано уже при Екатерине II, в 1763 г.

Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал преподаватель архитектуры А.Ф. Кокоринов, силы академии развивались, но с приходом И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) начался упадок, проявившийся в плохой администрации и ликвидации первых задатков академической деятельности. Распоряжения 1802 г. ставили целью поднять академию: преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, завести при академии галерею, установить премии и т.п., но эти предложения не осуществились, за исключением того, которое предполагало посылку молодых художников за границу.
В 1812 г. Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Были уплачены значительные долги академии, построены новые здания при ней. Однако учебная часть изменилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множества мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания.
Новую обстановку и гораздо более выгодные условия Академия художеств получает с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства позволили отправлять учеников за границу; в Риме было устроено попечительство для них. Выбор преподавателей обеспечивался уже новыми правилами. Новый Устав от 30 августа 1859 г. совершенно изменил преподавание наук в соответствии с двумя отделениями академии: одним по живописи и скульптуре, другим по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов было введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников.
9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии) на свободное задание, предполагающее написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они позднее организовали «Художественную артель», которая в 1870 г. была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Вплоть до начала ХХ века Академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением. Ее деятельность не ограничивалась лишь художественным образованием. Она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.
Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 г. и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.
После Октябрьской революции наступил следующий этап истории Императорской Академии художеств. 12 апреля 1918 г. указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в С.-Петербурге в 1918 г. преобразовалось в ПГСХУМ - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 г. переименованные в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские (ВХУТЕМАС) при воссозданной Академии художеств. В 1928 г. они были преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), из которого в 1930 г. организовали Институт пролетарского изобразительного искусства.
Частые трансформации продолжались до 1932 г. С 1932 по 1947 гг. действует Всероссийская Академия художеств. 5 августа 1947 г. на основе реорганизованной «Всероссийской Академии художеств» образована Академия художеств СССР с базой в Москве. Теперь это Российская академия художеств, которой в 2007 г. исполнилось 250 лет. В наши дни она объединяет все лучшие творческие силы России. Среди академиков, членов-корреспондентов и почётных членов Академии находятся выдающиеся мастера, художники, искусствоведы, архитекторы и дизайнеры, представляющие все направления современного российского искусства.

Меншиковский дворец

До сооружения Третьего Зимнего дворца “обширнейшим и великолепнейшим во всем Петербурге” считался Меншиковский дворец на Васильевском острове. Его уникальность состоит в том, что дворец является единственным крупным жилым домом того времени, сохранившемся до наших дней. Меншиковский дворец к тому же был и административным зданием - генерал-губернатор Меншиков управлял Прибалтийским краем. Здание дворца возводилось с 1710 по 1727 годы по проекту архитекторов Ф. Фонтана и Г.И. Шенделя


В феврале 1714 года Меншиков заселился в только что завершенное трехэтажное здание (ныне его центральный корпус).
Дворец был сделан настолько роскошно, что затмил все особняки, построенные до него в Санкт-Петербурге. Даже Петр I, который обычно многое прощал Меншикову, сначала был сильно разгневан его нескромностью. Дворец оказался единственным местом, где можно было без стыда принимать европейских дипломатов и негоциантов-купцов, и царь вскоре сменил гнев на милость.
Внутреннее убранство дворца обустраивалось на современный европейский манер. Покои были отделаны фаянсовыми плитками, деревянными резными панелями, шелками и живописью, изразцовыми голландскими печами. В декоративном оформлении принимали участие архитекторы Б.К.Растрелли, Ж.Б.Леблон, А.Шлютер и др.
В Ассамблейном (Большом) зале на втором этаже проходили знаменитые “петровские ассамблеи”, на которых собиралось до 200 человек.


После ссылки А.Д.Меншиков его дворец в 1732 году был приспособлен для размещения в нем Сухопутного шляхетского корпуса, позднее переименованного в Первый кадетский корпус, который занимал здание вплоть до 1917 года.

Дворец Елисеевых (Талион отель)

В историческом центре Санкт-Петербурга, на пересечении главной городской магистрали и реки Мойки находится бывший дом знаменитой купеческой династии Елисеевых.
Вышедшие из крестьянской среды купцы и банкиры Елисеевы прославились не только как успешные деловые люди, но и как меценаты, знатоки и покровители искусств. За заслуги перед отечеством они были удостоены звания потомственных дворян. В начале ХХ века Елисеевы были одним из блестящих семейств России: их личная одаренность, их амбиции, их успех, их богатство олицетворяли возможности страны, ее промышленные успехи, ее амбиции. История Елисеевых кончилась вместе с историей Царской России - в 1917 году. Но она еще живет в интерьерах особняка, превращенного ныне в самый роскошный отель Петербурга.

Попадая сюда, вы невольно сравниваете его залы с дворцовыми залами Эрмитажа или других дворцов. Сохранились залы парадной анфилады, бывший кабинет Елисеева, музыкальная гостиная. Золоченая лепнина, розетки, расписные плафоны, гобелены, картины, интерьеры дубовой гостиной, люстры, подсвечники просто завораживают. Старинная мебель, витражи, оригинальные обои и многое другое никого не оставит равнодушным. Во дворце Елисеевых сохранилась лестница, по которой поднимались три поколения семьи, чей род стал живой историей российского предпринимательства.

Серебряное ожерелье Петербурга.

Общая территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области по площади примерно равна Австрии или Венгрии и вдвое больше Дании, Швейцарии или Нидерландов!
Окрестности Петербурга - понятие, введённое для удобства путешественников. Часть объектов административно относится к Санкт-Петербургу, другая - к окружающей Петербург Ленинградской области. Все они расположены на древних новгородских землях и в XVIII веке попали в орбиту культурного и политического влияния новой русской столицы.
Достопримечательности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, окружающей Петербург: город Пушкин (Царское Село), Павловск - на берегах извилистой Славянки, Петергоф (Петродворец) - русский Версаль, Ораниенбаум (город Ломоносов), Гатчина - замки русского Гамлета; крепости Ленинградской области: Старая Ладога, Ивангород, Шлиссельбург, Выборг, Корела, Копорье.
Живописный рельеф Ленинградской области обязан своим происхождением огромному леднику, который несколько десятков тысяч лет назад спустился со Скандинавских гор и сковал весь север России. При таянии ледника возникли многочисленные возвышенности и озёра (их более 1800). Ладожское озеро - крупнейшее и самое глубокое озеро Европы - неледникового происхождения.
Немного о происхождении Невы: ещё в каменном веке оно было заливом Литоринового моря, находившегося на месте Балтийского. Из-за интенсивного процесса поднятия земной коры северная часть озера оказалась выше, чем южная, и сток воды прекратился. Уровень воды в бывшем заливе стал повышаться, и 4500лет назад вода хлынула широким потоком в сторону Балтики. Так возникла нынешняя знаменитая Нева! Сначала она представляла собой своеобразный залив Ладоги, и лишь 2000 лет назад сложилась в современных очертаниях.
В Ладожское озеро впадают 32 реки, вытекает только Нева. Хотя река коротка (74 км), она необычайно полноводна: в этих землях осадки превышают испарение, и потому Нева собирает столько же воды, сколько Дон и Днепр вместе взятые!


Смольный собор, Санкт-Петербург.


Петергоф - дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга, Россия.


фонтан "Нептун" в Петергофе (Санкт-Петербург, Россия).


Константиновский дворец в Стрельне, Санкт-Петербург.


Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Санкт-Петербург. Памятник Петру I


Казанский собор, Санкт-Петербург, Россия.


Санкт-Петербург. Исаакиевский собор.


В развитии «Ленинграда после победы Великой Октябрьской социалистической революции можно различить три этапа. На первом этане - с 1917 г. примерно до 1932-1935 гг., - когда коренным образом изменился социальный характер города, было восстановлено разрушенное в период гражданской войны городское хозяйство и началось новое жилищное и культурно-бытовое строительство. На втором этапе - с 1932 г.- была начата реконструкция всего городского хозяйства.Ленинграда, а с 1935 г. (когда было определено направление дальнейшего развития Ленинграда) развернулось по единому плану массовое жилищное и культурно-бытовое строительство в ряде новых районов города. Но окончании Великой Отечественной войны начался третий этап развития города.

После ликвидации последствий войны темпы жилищного и культурно-бытового строительства значительно увеличились; новое строительство было сконцентрировано в небольшом количестве периферийных районов, с 1955 началась коренная перестройка архитектурно-строительного дела на основе широкого применения типовых проектов и внедрения в строительство индустриальных методов.

После победы Октябрьской революции Петроградский совет приступил к улучшению условий жизни трудящихся города, осуществляемому на новых, социалистических началах. Около 300 тысяч рабочих и работниц были переселены из трущоб, подвалов и лачуг в благоустроенные дома. Если до революции 16,7% рабочих Петербурга проживало в подвалах, то уже в 1923 г. эта цифра снизилась до 0,8%. Намечались большие градостроительные мероприятия, осуществление которых вскоре было прервано гражданской войной и иностранной интервенцией. Годы гражданской войны, хозяйственной разрухи, топливного кризиса нанесли огромный ущерб городскому хозяйству и жилому фонду. Но и в эти тяжелые годы не прекращались работы по проектированию будущей застройки и благоустройства отдельных районов Петрограда.

В 1919-1921 IT. под руководством И. А. Фомина архитектурная мастерская «Бюро по урегулированию плана Петрограда», организованного в 1919 г. при Петроградском совнархозе, разработала проекты перепланировки рабочих районов: Выборгского, Нарвского, Васнлеостровского, Петроградском стороны, создала проект реконструкции Большого проспекта Васильевского острова. В разработке этих проектов принимали участие архитекторы А. Е. Белогруд. Д. П. Бурышкин, В. Г. Гельфрейх, О. Р. Мунц, А. А. Оль, Л. М. Тверской и др. В 1920 г. И. А. Фомин разработал проект реконструкции Марсова поля, осуществленный в 1920-1926 гг. Велось перспективное проектирование отдельных типов зданий, хотя в большинстве эти проекты в те годы не могли быть претворены в жизнь.

Большую роль в развитии советской архитектуры играли в этот период архитектурные конкурсы, в которых участвовали широкие круги архитектурной и инженерной общественности. Разрабатывались проекты совершенно новых типов общественных зданий (дворец труда, дом культуры и т. д.) п жилых домов для трудящихся. В них находили отражение революционный пафос, стремление в архитектурных формах увековечить новый социальный и политический строй.

По окончании гражданской войны началось быстрое восстановление городского хозяйства. На основе успехов в области развития народного хозяйства в середине 1920-х гг. началось новое жилищное строительство и в первую очередь коренная реконструкция и застройка окраин. В короткий срок были ликвидированы трущобы за Нарвской. Невской и Московской заставами, на Выборгской стороне. В ряде районов были сооружены жилые кварталы для трудящихся, основанные на новых, хотя еще и не вполне совершенных, градостроительных принципах: Тракторная улица и Серафимовский участок проспекта Стачек (А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), Палевский жилищный массив (А. И. Зазсрский и Н. Ф. Рыбин) и др.

Одновременно с жилищным строительством возводились детские сады и детские ясли, школы и различные учреждения культурно-бытового обслуживания. На бывших окраинах возникли дома культуры, рабочие клубы, стадионы, универмаги, фабрики-кухни, бани, поликлиники и др.

Наиболее выдающимися архитектурными сооружениями являются Памятник борцам революции на Марсовом поле (1917-1919 гг., архитектор Л. В. Руднев), Пропилеи у Смольного (1923-1924 гг., архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх), Дворец культуры имени А. М. Горького в Нарвском районе (1925-1927 гг., архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский, инженер В. Ф. Райлян). Постепенно улучшалось благоустройство города. Были разбиты новые сады, парки и скверы; магистральные улицы и площади покрывались усовершенствованными мостовыми.

К началу 1930-х гг. городское хозяйство страны, сильно отставшее в своем развитии от других отраслей хозяйства, начало уже создавать препятствия для дальнейшего подъема социалистического строительства. В полной мере это проявилось и в Ленинграде. На основе решений Июньского пленума Центрального Комитета ВКП(б) 1931 г., установившего важнейшие принципы социалистического градостроительства и наметившего практическую программу коренного улучшения городского хозяйства СССР , ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли 3 декабря 1931 г. специальное обращение ко всем партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям Ленинграда, в котором выдвинули задачу «сделать Ленинград образцовым центром городского хозяйства и подлинно социалистическим городом». С 1932 г. начались широким фронтом работы по перестройке городского хозяйства Ленинграда. Резко увеличился объем жилищного строительства. Лишь за один 1932 г. было сдано в эксплуатацию 342700 м2 жилой площади в новых домах. Жилые дома строились целыми массивами в районах Лесного и Кондратьевского проспектов, на Турбинной ул.; на Троицком поле, в Автово, Щемиловке, на острове Декабристов, в Московском районе. Однако при большом объеме строительства архитектурно-строительные требования были еще недостаточно высоки, а увлечение конструктивизмом и функционализмом в те годы отложило отпечаток на архитектурную композицию зданий и планировочное решение жилых массивов.

Большие изменения произошли в начале 1930-х гг. в архитектурно-творческой направленности нового жилищного и культурно-бытового строительства. После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. о перестройке литературно-художественных организаций и постановления Совета строительства Дворца Советов СССР от 28 февраля 1932 г. произошел коренной поворот в развитии советской архитектуры, ставшей на путь отказа от конструктивистских влияний, на путь использования в архитектуре как новых приемов, так и творчески переработанных прогрессивных приемов классической архитектуры. 10 августа 1935 г. ЦК ВКП(б) принял постановление об отправных установках к проекту планировки Ленинграда и определил направление его дальнейшего развития на восток, юго-восток, юг и юго-запад, в удобные для заселения незатопляемые районы. В соответствии с этими установками и постановлением Объединенного пленума Ленинградского горкома ПКП(б) и Ленсовета от 26 августа 1935 г., с 1935-1936 гг. было развернуто по единому плану массовое жилищное и культурно-бытовое строительство в ряде окраинных районов Ленинграда, в частности в районах проспекта Стачек, Автова, Московского проспекта, Щемиловки, Малой Охты, осуществлявшееся большими комплексами, с благоустройством и озеленением кварталов. Одновременно осуществлялись большие работы по благоустройству города.

За период с 1924 г. до Великой Отечественной воины в Ленинграде было построено 2755 тыс. м2 новой жилой площади, 252 школы, много детских садов, детских яслей и других объектов массового строительства. Выло возведено и большое количество зданий общественного назначения. Кроме названных выше сооружении, следует отметить Василеостровский Дворец культуры им. С. М. Кирова (1-я очередь строительства 1930-1937 гг., архитекторы 11. А. Троцкий и С. Н. Козак) и ряд других домов культуры и рабочих клубов; кинотеатр «Москва» (1939 г., архитектор Л. М. Хидекель), профилакторий в Кировском районе (1927-1930 гг., архитекторы Л. В. Руднев, Я. О. Свирский, И. И. Фомин, О. Л. Лялин); был выстроен ряд зданий районных Советов депутатов трудящихся - Кировского (1930-1935 гг., архитектор Н. А. Троцкий), Московского (1930-1935 гг., архитекторы И. И. Фомин и В. Г. Даугуль), Невского (1937-1940 гг., архитекторы Е. А. Левинсон, И. И. Фомин, Г. Е. Гедике), административное здание в южном районе Московского проспекта (1936-1941 гг., архитектор Н. А. Троцкий). В 1931-1932 гг. были произведены работы по строительству Центрального парка культуры и отдыха на Елагином острове, а в 1932 г. началось строительство крупнейшего стадиона (на 80200 мест) на Крестовском острове. Из инженерных сооружений наиболее выдающимися были железобетонный Володарский мост (1932-1937 гг., инженер Г. П. Передерни, при участии архитекторов А. С. Никольского и К. М. Дмитриева) и первая очередь Ленинградского метрополитена, строительство которой было начато в 1940 г. и закончено уже в послевоенный период. Осуществление намеченных планов развития Ленинграда было прервано нападением гитлеровской Германии на СССР.

В годы войны Ленинградскому городскому хозяйству и памятникам архитектуры большой ущерб был нанесен гитлеровскими войсками, систематически подвергавшими город воздушным бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу. Было полностью уничтожено 3300 тыс. м2 и значительно повреждено около 2200 тыс. мг жилой площади, пострадал почти каждый дом. Более 500 тыс. ленинградцев осталось без крова. Деревянные жилые дома в подавляющем большинстве не сохранились: многие из них были уничтожены пожарами, остальные разобраны на дрова и использованы для строительства оборонительных укреплений.

В результате полностью изменили свой облик окраинные части Невского, Московского, Кировского районов, Старая деревня и Новая деревня, Лесное, Большая Охта. Сильно разрушенной оказалась система инженерного оборудования Ленинграда. Бомбардировками и артиллерийским обстрелом было полностью разрушено 3174 и сильно повреждено 7143 здания, в том числе ряд замечательных памятников русской и мировой культуры, промышленных предприятии, зданий научных учреждений, музеев, клубов, больниц и др. Из выдающихся памятников архитектуры особенно пострадали здания Адмиралтейства, Эрмитажа, Казанского собора, Русского музея, б. Сената и Синода, Академии художеств, Горного института, Инженерного замка, Смольного монастыря, Елагина дворца и др. Были разрушены дворцы-музеи и опустошены исторические парки в пригородах Ленинграда.

Восстановительные работы, начавшиеся частично еще во время войны, после окончания ее получили большой размах. Под руководством Ленинградской партийной организации трудящиеся города успешно ликвидировали последствия воины, быстро восстановив поврежденные здания и сооружения. На восстановлении жилого фонда добровольно работали многие тысячи ленинградцев. За 1944-1945 гг. было восстановлено и введено в эксплуатацию 1568 тыс. м2 жилой площади. Восстановительные работы были в основном закончены к 1948 г. и полностью завершены в 1950 г. Вскоре же по окончании войны возобновилось жилищное строительство. Необходимо было в кратчайшие сроки построить дома для расселения остро нуждающихся в жилой площади. Между тем строительная промышленность была сильно подорвана, недоставало строительных материалов, механизмов и квалифицированных рабочих кадров. В этих условиях оказалось целесообразным в первые послевоенные годы допускать в некоторых периферийных районах города - по Приморскому проспекту, в районе проспекта Энгельса, на Белевском поле (Невский район), в Волковой деревне (Московский район) и др., свободных от застройки и вместе с тем обеспеченных дорогами и инженерными коммуникациями, - малоэтажное жилищное строительство (2-3 этажа). Началась также достройка незаконченных в свое время жилых домов, заложенных в районах нового жилищного строительства в предвоенные годы. В дальнейшем постепенно развертывалось строительство новых многоэтажных жилых домов в центральных и периферийных районах. Тем временем энергично восстанавливалась и развивалась ленинградская строительная промышленность, что позволило сравнительно быстро возобновить массовое жилищное строительство во всех районах новой застройки и начать затем решительный перевод его на рельсы индустриального производства.

В первые же годы после окончания войны были начаты большие работы по благоустройству Ленинграда и реконструкции ряда важнейших магистралей, площадей, набережных. В 1950-1951 гг. закончилась реконструкция Невского и Кировского проспектов, площади Искусств и др. Благоустроена часть набережных Обводного канала. Озеленен ряд улиц и набережных - Пушкинская ул., набережная р. Фонтанки, ул. Бродского; улицы Желябова, Софьи Перовской и другие превращены в бульвары, созданы скверы на площадях Революции и Восстания у Московского вокзала.

Наиболее крупными парками послевоенного времени являются Московский парк Победы (авторы проекта планировки архитекторы Е. И. Катонин, В. Д. Кирхоглани) и Приморский парк Победы (авторы проекта планировки архитекторы A. С. Никольский, В. В. Степанов, В. В. Медведев, П. С. Волков), закладка которых была произведена в 1945 г. при добровольном участии жителей Ленинграда.

Произведена реконструкция района Инженерного замка (где была проложена Кленовая аллея; авторы Е. И. Катонин, В. Д. Кирхоглани), площади имени B. И. Ленина (автор Н. В. Баранов).

В 1948 г. была закончена разработка проекта генерального плана развития Ленинграда на 20-25 лет; в основу проекта были положены отправные установки, содержавшиеся в постановлении ЦК ВКП(б) от 10 августа 1935 г. В 1955 г. был разработан проект десятилетнего плана развития города на 1956-1965 гг. Основные принципы планировки Ленинграда, осуществляемые на настоящем этапе его развития, состоят в следующем:

1. В соответствии с постановлением Июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. о нецелесообразности создания в СССР городов-гигантов с нагромождением в сложившихся крупных городских центрах большого количества предприятий, проектная численность населения Ленинграда ограничивается. Строительство новых промышленных предприятии в городе не допускается, за исключением предприятий местной, пищевой и строительной промышленности, обслуживающих нужды города.

2. Для повышения обеспеченности жильем населения Ленинграда, увеличения нормы жилой площади и постепенного разуплотнения густо заселенных центральных районов города всемерно развивается массовое жилищное строительство как в самом Ленинграде, так и в пригородах. В городе оно концентрируется в ряде периферийных районов, в наиболее здоровых, незатопляемых местах. При этом обеспечивается хорошая транспортная связь жилых районов как с местами работы трудящихся, так и с центром города.

3. Территориальное развитие города направляется преимущественно на юг, юго-запад, восток с частичным выходом (главным образом на юге) за пределы старой городской черты, а также на север, северо-восток и северо-запад в пределах существующих границ города. В частности, осваиваются новые территории по берегам Невы и ее рукавов. Намечено также осуществить в перспективе выход города широким фронтом к берегам Финского залива, создать вдоль западных берегов Васильевского, Крестовского и Петровского островов систему садов, бульваров, спортивных сооружений и пляжей для массового отдыха населения, частично застроить побережье Васильевского острова жилыми домами и монументальными зданиями, которые создадут «морской фасад» города. Осуществление этой крупнейшей градостроительной задачи должно быть постепенным, с учетом реальных потребностей и возможностей.

4. Для улучшении условий жизни населения резко повышается уровень благоустройства.Ленинграда - путем развития и совершенствования его инженерного оборудовании, улучшения транспорта и сети дорог, оздоровления водных протоков и воздушного бассейна города, широкого озеленения городской территории, развития пригородной лесопарковой зоны, постепенного выноса за пределы городской черты вредных в санитарном отношении промышленных предприятий.

5. В застройке города сохраняются и получают дальнейшее развитие прогрессивные традиции, сложившиеся в архитектурно-строительной практике исторического прошлого города: смелость в решении крупных градостроительных задач, ансамблевый принцип застройки, сочетание эстетических требований с требованиями функциональными, экономическими и производственно-техническими.

Новое массовое жилищное и культурно-бытовое строительство послевоенного времени сконцентрировано в районах, расположенных близко к важнейшим магистралям города, связанных с исторически сложившимся городским центром и в основном свободных от промышленной застройки: район проспекта Стачек и Автово, район Московского проспекта, Малая Охта и Большая Охта, Щемиловка, район Большого Смоленского проспекта и ул. Седова, район Лесного проспекта, районы Приморского проспекта, проспекта Карла Маркса, проспекта Энгельса, Ланского шоссе и Гавани. Новое жилищное строительство ведется с учетом удобства транспортного сообщения с основными местами расположения предприятий и учреждений. Б центральных районах города новое жилищное строительство с 1955 г. прекращено и лишь достраиваются отдельные, ранее заложенные здания. В послевоенные годы трудящиеся Ленинграда получали ежегодно свыше 400тыс. м2 общей площади в новых домах.

С 1954 г. в эксплуатацию вводилось 5Ш-600 тыс. м2 и более обшей площади в год. За годы четвертой пятилетки построены и введены в действие жилые дома общей площадью 2390 тыс. м/2, за годы пятой пятилетки - 2 523 тыс. м2, за 1956 г. - 688 тыс. м2.

Кроме того, за счет собственных средств и с помощью государственного кредита за это время построены я введены в действие жилые дома общей площадью 161,9 тыс. м2. В шестой пятилетке будут построены дома общей площадью около 5,5 млн. м2.

Для улучшения строительного дела и уменьшения распыленности строительных организаций в 1955 г. была создана единая строительная организация (Главленинградстрой), ведущая все жилищное и культурно-бытовое строительство, финансируемое Ленинградским советом депутатов трудящихся (около 60% всего строительства); это способствовало широкому внедрению в строительство индустриальных методов. В соответствии с решениями Декабрьского пленума ЦК КПСС 1956 г. и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля.1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР», объем жилищного строительства в Ленинграде и пригородах с 1957 г. резко возрастает; в частности, развертывается строительство жилых домов самими застройщиками так называемым хозяйственным способом, а также строительство с непосредственным трудовым участием граждан. Большое развитие получает также строительство индивидуальных жилых домов в пригородах Ленинграда, осуществляемое за счет средств самих застройщиков, с предоставлением им долгосрочных государственных ссуд.

В настоящее время в Ленинграде строятся, за небольшим исключением, преимущественно многоэтажные жилые дома. Преобладает пятиэтажная застройка, хотя в необходимых случаях, по градостроительным соображениям, строятся дома, имеющие семь и более этажей. В послевоенные годы велась преимущественно фронтальная застройка улиц с расположением здании по периметру кварталов, при более свободной застройке внутриквартальных пространств. Площадь кварталов была, в среднем, от 6 до 9 га. В настоящее время размеры кварталов увеличиваются, достигая иногда 20-25 га; применяются более разнообразные приемы их застройки. После Всесоюзного совещания строителей в декабре 1954 г. и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 августа и 4 ноября 1955 г. жилищное и культурно-бытовое строительство в Ленинграде осуществляется, как правило, по типовым проектам, с применением типовых конструкций и детален. В качестве материала для стен используются кирпич, крупные шлакобетонные блоки и крупные панели размером «на комнату»; начинается строительство домов из легких бетонных блоков. По типовым проектам строятся жилые дома различных размеров, разной конфигурации (прямоугольные и угловые), с различной ориентацией по странам света, различные по этажности, конструкциям и материалам.

Индустриальные методы строительства применяются в Ленинграде с 1930-х гг., когда строились первые крупноблочные дома, но широкое развитие эти методы получили лишь в последние годы, когда в Ленинграде значительно укрепилась производственная строительная база. Резко возросло применение сборного железобетона; непрерывно повышается уровень механизации строительных работ. Ленинградские заводы железобетонных и бетонных конструкций и деталей выпускают в год около 500 тыс. м3 сборного железобетона, 60 тыс. м3 крупных стеновых блоков и панелей. Развернувшееся строительство новых предприятий строительной промышленности позволит обеспечить к 1958 г. годовой выпуск 980 тыс. м3 сборного железобетона, 225 тыс. м3 крупных бетонных стеновых панелей и блоков, а также значительного количества крупных силикатных, пеносиликатных и кирпичных блоков, соответствующего 120 млн. штук кирпича.

Систематическое применение в строительстве индустриальных методов позволило снизить затраты труда на возведение зданий на 35-40%. На ближайшие годы намечено максимальное укрупнение сборных деталей и конструкций заводского изготовления, применение высокопрочных материалов для основных несущих конструкций, эффективных легких заполнителей для ограждающих конструкций, что позволит уменьшить вес зданий, снизить расход материалов и стоимость строительства (http://www.pixelpro.ru/pechat/pechat-na-pvh/).

За послевоенные годы в Ленинграде и пригородах построено много зданий школ, детских учреждений, магазинов, лечебных учреждений и других объектов массового строительства. Среди общественных сооружений выделяются стадион имени С. М. Кирова на Крестовском острове с комплексом спортивных сооружений (авторы А. С. Никольский, К. И. Кашин-Лидзе, Н. Н. Степанов при участии А. А. Заварзина; открыт в 1950 г.), первая очередь Метрополитена имени В. И. Ленина (введена в эксплуатацию в 1955 г.), путепровод через Московский проспект у Московского райсовета (1952-1955 гг., инженеры А. Б. Воловик, В. А. Чежин, А. С. Бачелис, архитекторы В. Д. Кирхогланп, Г. К. Патрикеев), велотрек и районе Удельной (1953-1956 гг., архитекторы Л. М. Хидекель.Н. Н.Степанов), здание Оптического института (1955-1957 гг., архитектор С ЛI. Евдокимов), административное здание па пл. Пролетарской диктатуры (1955-1957 гг., архитектор Д. С. Гольдгор) и др.

Одновременно с новой застройкой проводится всестороннее благоустройство города, включая уже застроенные районы: садово-парковое строительство, озеленение улиц, снос ветхих, малоценных строений, расчистка и озеленение дворов, закрытие для городского транспорта отдельных улиц. Ежегодно в больших масштабах ведутся ремонт и реконструкция старого жилого фонда: комплексному капитальному ремонту подвергается около 220 тыс..»2 жилой площади в год. Ведутся большие работы по прокладке новых улиц в застраиваемых районах, строятся новые гранитные набережные, новые мосты; старые деревянные мосты заменяются капитальными. За послевоенные годы построены Каменноостровскпй мост через Малую Невку, Ушаковский мост через Большую Невку (1953-1955 гг., инженеры В. В. Демченко, Б. Б. Левин, архитекторы П. А. Арешев, В. С. Васильковский) и другие.

Озеленение городской территории особенно важно для Ленинграда, где площадь зеленых насаждений все еще не может считаться вполне достаточной, несмотря на большой объем уже выполненных после 1917 г. работ по «зеленому строительству»,-- создание сотен парков, садов и бульваров. В соотвстствии с утвержденным Исполкомом Ленгорсовета депутатов трудящихся пятилетним планом размещения зеленых насаждений и зеленого строительства на 1956-1960 гг. развернуты работы по созданию новых и развитию существующих парков и лесопарков, садов и скверов; создаются новые бульвары, озеленяются многочисленные улицы, внутриквартальные пространства, участки школ п детских учреждений. Следующим этапом в развитии зеленого строительства будет озеленение территории промышленно-складских и транспортных предприятий. Создана и развивается пригородная лесопарковая зона, предназначенная как для массового отдыха населения Ленинграда, так и для развертывания нового жилищного и дачного строительства в специально отводимых для него местах, а также строительства оздоровительных учреждений. Благоустраиваются и озеленяются основные подъезды к городу по железнодорожным и автомобильным магистралям.

В Ленинграде после Октябрьской революции создан ряд прекрасных украсивших город скульптурных памятников, в том числе памятники В. И. Ленину у Смольного и на площади Ленина, С. М. Кирову на Кировской площади и в Приморском парке Победы (перед стадионом), Н. Г. Чернышевскому на площади его имени в районе Московского проспекта, и др. Большой интерес представляет аллея Героев в Московском парке Победы, с установленными в ней бюстами дважды Героев Советского Союза - уроженцев Ленинграда. К 250-летию города на площади Искусств установлен памятник А. С. Пушкину , произведена закладка монумента В. И. Ленина на площади у Московского вокзала, выполнены большие работы по благоустройству и озеленению города, во многом изменившие облик целых магистралей и районов. Большая группа инженерно-технических работников и рабочих-строителей Ленинграда, за заслуги в области жилищного и промышленного строительства, награждена орденами п медалями.

В 1957 г. в Ленинграде и его пригородах состояли под государственной охраной 244 памятника архитектуры, в том числе 95 комплексов, включающих 685 отдельных сооружений, монументов и произведений садово-паркового искусства. Таким образом, в Ленинграде и пригородах охраняется государством 834 объекта, в том числе 493 общесоюзного и 341 республиканского значения (из них 15% относится к первой половине 18 в., 75% - ко второй половине 18 в. и первой половине 19 в. и 10% - к середине и второй половине 19 в.). Ведутся большие работы по восстановлению исторических памятников архитектуры. Па сохранение памятников расходуется около 125 млн. рублей в год.

Архитектура Ленинграда в годы Великой Отечественной войны January 27th, 2014

Ровно 70 лет назад, 27 января 1944 года, была полностью снята блокада Ленинграда. За эти тяжелые 872 дня погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Огромный ущерб был нанесён и архитектурным памятникам города на Неве и его пригородов.
В начале войны были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников. Самые ценные городские монументы, такие как памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие, были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами. Многотонный памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, защищенный песчаной насыпью и накатом из бревен, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.


Исаакиевская площадь. Фото - Я.Бродский, 1942 г.



Сфинкс, закрытый дощатым футляром, фото 1941 г.

Если памятник можно было снять с пьедестала, его закапывали под землю: знаменитые скульптуры Летнего сада, памятник Александру III, вздыбленные кони с Аничкова моста скульптора Петра Клодта были обёрнуты тканью и зарыты под землю до окончания войны.


Извлечение из-под земли конных скульптур с Аничкова моста, фото 1945 г.

Одновременно с этим намеренно незащищенными и открытыми для города были оставлены памятники выдающимся русским полководцам: Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли. Образы героев прошлого должны были вдохновлять ленинградцев на борьбу с врагом.

Архитектуру скрыть от глаз врага было гораздо сложнее. Многие здания Ленинграда, которые могли бы служить ориентирами при авианалётах, были тщательно замаскированы. Для этого использовались полотнища с изображенными на них ложными архитектурными элементами зданий и защитные сетки, с нашитыми кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Нередко, для достижения большей убедительности, в маскировочные сети вплетались настоящие ветви деревьев.


Маскировка Пропилеев Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда .


Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

Одним из самых сложных объектов для маскировки стали многочисленные вертикальные доминанты города: купола и шпили соборов легко обнаруживали себя не только габаритами, но и ярким блеском позолоты. Было принято решение покрывать блестящие элементы серой краской — чтобы они сливались с цветом ленинградского неба. Сохранности памятников это не угрожало, поскольку при помощи специальных химикатов краска легко смывалась, не причиняя вреда позолоте.
Одним из самых трудных мероприятий стала маскировка шпиля Петропавловского собора. В ноябрьскую стужу 1941 года ленинградские альпинисты Леонид Жуковский и Михаил Бобров поднялись по лестнице внутри шпиля к наружному выходу, откуда до фигурки ангела вела открытая 20-метровая лестница столетней давности, о состоянии которой не было никакой информации. Несмотря на серьезный риск, все прошло благополучно: у основания ангела было закреплено кольцо с тросом, при помощи которого на самый верх поднимались рабочие и материалы для маскировки шпиля.
Многие венчающие элементы зданий маскировали специальными чехлами. Так, купол Инженерного замка, Крестовоздвиженская церковь и многие другие были закрыты специальными чехлами из парусины и мешковины.


Снятие маскировочного чехла с купола Никольского собора, фото 1944 г.


Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора. Фото 1944 г.

Знаменитая «игла» Адмиралтейства, в отличие от большинства питерских шпилей и куполов, которые были позолочены при помощи гальванопластики, был покрыт тончайшими листами золота, которые крепились на специальном клее. В этом случае самый простой способ маскировки при помощи серой краски использовать было нельзя. В связи с этим специально для шпиля Адмиралтейства за одну ночь был изготовлен громадный чехол весом более полутонны, которым был закрыт от глаз немецкой авиации один из главных ориентиров города.


Снятие маскировочного чехла со шпиля Адмиралтейства, фото 1944 г.

Многие мосты в Ленинграде маскировали «под руины»: установленные деревянные бутафорские конструкции не мешали движению транспорта, но создавали иллюзию разрушений. Здания вокзалов также маскировали под руины, а неподалёку сооружались временные ложные дублеры. Ложным вокзалам немало доставалось во время налетов вражеской авиации, в то время как реальные транспортные узлы оставались нетронутыми. Рельсы, ведущие к ним, также покрывались защитной краской — чтобы блеск полированной стали не раскрыл план маскировщиков.
Тем не менее, несмотря на частичную маскировку, от вражеских обстрелов серьезно пострадали многие здания Ленинграда: помещения Гостиного двора, Кунсткамера, церковь Святой Екатерины, Юсуповский дворец, Русский музей, Шуваловский дворец, Николо-Морской собор, здание Сената, Инженерный замок и многие другие.


Кунсткамера, фото 1944 г.


Разрушенный жилой дом на Лиговском пр., фото 1941-1944 гг.

Самый большой, невосполнимый ущерб был причинён архитектурным ансамблям, оказавшимся в непосредственной близости от линии фронта, в занятых немцами пригородах Ленинграда. И если благодаря самоотверженной работе музейных сотрудников удалось сберечь значительное количество предметов хранения, не подлежащие эвакуации архитектурные ансамбли, садово-парковые сооружения и зелёные насаждения, на территории которых велись боевые действия, защитить было невозможно.
В результате, при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе и была утрачена знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии.


Вид разрушенного немцами Екатерининского дворца, фото 1944 г.


Общий вид разрушенной Парадной лестницы Большого Екатерининского дворца, фото 1944 г.

Был разрушен и практически полностью выгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено около 70 000 старых деревьев.


Вид части разрушенного и сожженного Павловского дворца со стороны парадного двора, фото 1944 г.


Павловский дворец. Библиотека Росси и Галерея Гонзаго, фото 1944 г.


Установка статуи Флоры после освобождения Павловска, фото 1944 г.

Практически полностью был разрушен артиллерией дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Вот как описывает свое посещение сотрудник музея М. Тихомирова 31 января 1944 года: «Первое, что встало перед глазами за разрушенными воротами и оградой Верхнего сада, — неописуемый хаос каких-то обломков, полузасыпанных снегом, громадный противотанковый ров, пересекающий весь сад, а за ним обгорелые руины Большого дворца без золотых куполов. Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона. По парку пришлось пробираться узкими тропинками и видеть все новые и новые руины: разбитые в куски мраморные колонны Львиного каскада, полуразрушенную Золотую гору со ступенями, лишенными золотой обшивки, обгорелые остатки дворца Марли и, наконец, Эрмитаж, где не осталось его подъемного стола с затейливым механизмом, а наверху стояло орудие, дуло которого, направленное на Кронштадт, высовывалось из пробитой стены верхнего зала» .


Вид на разрушенный Большой Петергофский дворец ансамбля Нижнего парка в Петергофе, фото 1944 г.

В Петергофе были уничтожены все сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, а также разрушены дворцы и павильоны всех пейзажных парков XIX века. Почти вся скульптура, спрятанная музейными сотрудниками в тоннеле под дворцом или зарытая в землю на территории Нижнего парка, сохранилась. Оставленные же на местах петровские барельефы ступеней каскада, маскароны канала и самые крупные фигуры — Самсон, Тритоны, Нева, Волхов — после немецкого отступления бесследно исчезли.


Каскад фонтанов в Петергофе, фото 1944 г.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Ленинграда, лишь потому, что здесь был развёрнут так называемый «Ораниенбаумский плацдарм», позволивший сохранить историческое наследие.
Пострадавшие за время блокады Ленинграда и немецкой оккупации пригородов здания и ансамбли, на протяжении всей второй половины ХХ века восстанавливали и собирали по крупицам реставраторы, однако многие сооружения, скульптуры и элементы декоративного оформления, были утрачены навсегда.

Скан карты любезно предоставил С.Назаров

Ленинград
Основные памятники архитектуры
1971 год

ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ЛЕНИНСКИЕ ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, ОТМЕЧЕННЫЕ НА СХЕМЕ.

Ленинские памятные места:
1 - Музей революционной истории Выборгской стороны (Болотная ул., д. 13/17);
2 - Мемориальный музей В. И. Ленина (Сердобольская ул., д. 1/106, кв. 20);
3 - Санаторий (быв. особняк Половцева);
4 _ Мемориальный музей В. И. Ленина (ул. Ленина, д. 52, кв. 24);
5 - Мемориальный музей В. И. Ленина (наб. реки Карповки, д. 32/1, кв. 31);
6 _ Ленинградский филиал Музея Великой Октябрьской социалистической революции (быв. дворец Кшесинской);
7 - Площадь Ленина и финляндский вокзал;
8 - Таврический дворец;
9 - Ансамбль Смольного;
10 - Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова (быв. Двенадцать коллегий);
11 - Быв. Мариинский дворец;
12 - Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина;
13 - Московский вокзал;
14 - Марсово поле и памятник борцам революции;
15 - Мемориальный музей В. И. Ленина (10-я Советская ул., д. 17, кв. 20);
16 _ Мемориальный музей В. И. Ленина (Херсонская ул., д. 5, кв. 9);
17 - Витебский вокзал;
18 - Здание быв. Вольного экономического общества (4-я Красноармейская ул., д. 1/33);
19 - Технологический институт им. Ленсовета;
20 - Мемориальный музей В. И. Ленина (пер. Ильича, д. 7/4, кв. 13);
21 - "Литераторские мостки" на Волковом кладбище;
22 - Мемориальный музей революционной истории Невской заставы (Ново-Александровская ул, д. 23).

Архитектурные ансамбли и памятники архитектуры:
23 - Ансамбль Светлановской площади;
24 - Пискаревский мемориальный ансамбль;
25 - Больница им. И. И. Мечникова;
26 - Ансамбль Елагинского дворца и парка;
27 - Телевизионный (быв. Каменноостровский) театр;
28 - Каменноостровский дворец;
29 - Приморский парк Победы и стадион им. С. М. Кирова;
30 - Дворец культуры им. Ленсовета;
31 - Площадь Льва Толстого;
32 - Первый жилой дом Ленсовета;
33 - Выборгская фабрика-кухня;
34 - Кинотеатр "Гигант";
35 - Стадион им. В. И. Ленина;
36 - Дворец спорта "Юбилейный";
37 - Ансамбль Петропавловской крепости;
38 - Ансамбль площади Революции;
39 - Домик Петра I
40 - Гостиница "Ленинград";
41 - Дом пионеров Смольнинского района (быв. Палаты Кикина);
42 - Ансамбль Красногвардейской площади;
43 - Дворец культуры имени С. М. Кирова;
44 - Горный институт им. Г. В. Плеханова;
45 - Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (быв. Академия художеств);
46 - Быв. дворец А. Д. Меншикова;
47 - Институт русской литературы - Пушкинский дом (быв. Таможня);
48 - Центральный военно-морской музей (быв. Биржа);
49 - Академия наук;
50 - Центральный государственный исторический архив (быв. Сенат и Синод);
51 - Быв. Конногвардейский манеж;
52 - Площадь Декабристов и памятник Петру I "Медный всадник";
53 - Исаакиевский собор;
54 - Главное Адмиралтейство;
55 - Здание быв. Главного штаба;
56 - Дворцовая площадь и Зимний дворец;
57 - Государственный Эрмитаж;
58 - Эрмитажный театр;
59 - Конюшенная площадь;
60 - Здание Ленэнерго (быв. казармы Павловского полка);
61 _ Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина (Мраморный дворец);
62 - Летний сад и Летний дворец Петра I;
63 - Преображенский собор;
64 - "Новая Голландия";
65 - Академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова;
66 - Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
67 - Финансово-экономический институт (быв. Ассигнационный банк);
68 - Музей истории религии и атеизма (быв. Казанский собор);
69 - Быв. Малый Гостиный двор;
70 - Большой Гостиный двор;
71 - Академический театр драмы им. А. С. Пушкина;
72 - Ансамбль площади Ломоносова и улицы Зодчего Росси;
73 - Дворец пионеров (быв. Аничковский дворец);
74 - Ансамбль площади Искусств;
75 - Ансамбль Инженерного (быв. Михайловского) замка;
76 - Зимний стадион (быв. Манеж Михайловского замка);
77 - Филиал Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (быв. Екатерининский институт);
78 - Больница им. В. В. Куйбышева;
79 - Быв. Владимирская церковь и Колокольня;
80 - Большой концертный зал "Октябрьский";
81 - Ансамбль Александро-Невской лавры;
82 - Никольский собор;
83 - Быв. Юсуповский дворец;
84 - Гостиница "Советская";
85 - Быв. Троицкий собор;
86 - Театр юных зрителей;
87 - Быв. Ямской рынок;
88 - Кировский универмаг;
89 - Нарвские триумфальные ворота;
90 - Дворец культуры им. А. М. Горького;
91 - Здание Кировского райсовета;
92 - Московские триумфальные ворота;
93 - Ансамбль Комсомольской площади;
94 - Гостиница "Россия";
95 - Московский парк Победы;
96 - Московская площадь и памятник В. И. Ленину;
97 - Памятник жертвам 9 Января 1905 года.