Почему городничему так хочется быть генералом. Действие пятое, явление I

««Литература» 6 класс» - Крылов Иван Андреевич. Один из залов национальной портретной галереи. И.А. Крылов «Ларчик». Николай Михайлович Рубцов. Пришвин «Кладовая солнца». Грин «Алые паруса». Шукшин Василий Макарович. Чирки – самодельная обувь. Митраша. Лесков «Левша». Путешествие по страницам школьного учебника. Литгородок.

««Литература» 7 класс» - Константин Дмитриевич Бальмонт. Антон Павлович Чехов. Иван Андреевич Крылов. Литературный род. Фёдор Иванович Тютчев. Эпос. Александр Александрович Блок. Литература. Литературоведение. Фёдор Михайлович Достоевский. Определи род и жанр(вид) литературного произведения. Николай Васильевич Гоголь. Драма.

«Литературные экскурсии» - Постепенно усложняется материал и форы работы. Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее. Например, урок-экскурсия «Природа Восточного Казахстана в творчестве местных авторов». Лучшие сочинения можно прочитать на специальном вечере, посвященном итогам конкурса.

«Эйдос-конспект» - Поэт. Эйдос-конспект. Форма организации исследовательского чтения. Урок изучения жизненного пути поэта. Эйдос. Местоимения. Способ организации урока. Правое полушарие. Солнце. Способ организации самостоятельной творческой деятельности. Образный рисунок. Художественный анализ стихотворения. Исследовательская деятельность.

«Нравственные ценности на литературе» - Подготовка широко образованных, высоконравственных людей. Духовно-нравственный идеал. Духовно-нравственное воспитание. Верность простым истинам. Духовно-нравственные ценности на уроках литературы. Честь. Час тихого чтения. Любовь и уважение к Родине. Образ Петра Первого. Гардемарины нашего прихода.

«Современный урок литературы» - Цель урока. Образец проектирования урока литературного чтения. Угол зрения. Формирование типа правильной читательской деятельности. Структура урока. Три этапа работы с любым текстом. Выбор итогового задания. Анализ текста в 5-6 классах. Тема урока. Современный урок литературы.

Всего в теме 19 презентаций

Предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом

Нужно составить предварительный план речи, который затем будет уточняться. Его еще называют рабочим планом. Насыщенность речи фактическим и теоретическим материалом зависит от ее вида, темы и состава слушателей. Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают ее конкретной, предметной, доходчивой, убедительной. Факты должны быть достоверными и абсолютно точными. Они могут быть результатом наблюдения, изучения жизни, но основная масса фактов черпается из справочников, научной литературы , газет, журналов, документов и других источников.

Как репетировать речь?

Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. Полезно произнести ее устно, уточнив время звучания, Темп, соответствующий нормам публичного выступления - 100-200 слов в минуту). Это так называемая репетиция.. Репетируя, обратите внимание на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию – образцовое литературное произношениеи на правильность ударения. Обратите внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Голос должен звучать ясно, в меру громко, не монотонно. Надо обращать внимание и на паузы, на фразовые и логические ударения, с помощью которых выделяют речевые отрезки или слова. Оратор должен уметь выразить голосом различные чувства и переживания. Этому помогает выразительная мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репетируют свое выступление перед зеркалом.

Как произносить речь? Существует 3 способа выступления:


§ Чтение текста речи

§ Воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов

§ Свободная импровизация

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: юбилейные или приветственные, а также доклады. Остальных речи, как правило, произносят, т. к. читая речь, оратор рискует потерять контакт с аудиторией и воздействие на нее сводится к нулю.

После произнесения речи необходим ее анализ

Это нужно для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейших выступлениях ее недостатки. Ведь речевое самосовершенствование – задача оратора. Он должен думать, как в следующий раз добиться большего эффекта, лучшего контакта со слушателями.

Итак, обобщим основные этапы подготовки к выступлению:

1. Определение темы, цели, названия, оценка аудитории.

2. Составление предварительного (рабочего) плана;

3. Подбор теоретического и фактического материала;

4. Составление окончательного плана;

5. Работа над текстом речи;

6. Репетиция;

7. Произнесение речи;

8. Ответы на вопросы, ведение дискуссии;

9. Анализ речи.

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте фрагменты выступлений выдающихся ученых нашего времени перед студентами1. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?

Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие - это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества

(академик).

Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие - мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию (академик).

ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте пример студенческой речи на тему «Разрешите представиться». Обратите внимание на способы оформления введения и заключения. Перечислите идеи, раскрываемые авторами в основной части. Дайте оценку речи2.

Разве не ясно всякому здесь сидящему человеку, что говорить о себе - самое трудное и неблагодарное дело, хотя именно благодарности и похвалы ожидает каждый выступающий? Но почему трудное: потому что трудно самому о себе говорить хорошее, потому что нехорошо быть нескромным, и потому что нескромно выставлять свои заслуги, когда ты сам прекрасно сознаешь, что заслуг-то и достоинств у тебя пока очень немного.

А что если мне пойти по пути Станиславского, который советовал, играя доброго, искать, в чем он злой? Видно только это мне и остается.

Во-первых, я знаю, что я не смел. Может быть, именно поэтому я хочу заниматься ораторским искусством. Но, впрочем, смело могу сказать, что мне несимпатичны некоторые мои «смелые» и «дерзкие» до вульгарности друзья. Я предпочитаю иметь страх и постепенно его преодолевать - это лучше, чем глупо самовосхваляться.


Во-вторых, я, как видите, не блещу здоровьем. А, может быть, это и не так уж плохо? И лучше иметь среднее здоровье, т. е. и не слишком хорошее, и не слишком плохое, а, сознавая свои недостатки, стремиться их восполнить...? Замечали ли вы, что люди, богатые или здоровьем, или другим каким талантом, нередко слишком быстро и неразумно его растрачивают? «Средние» же люди развивают то, что Бог послал, и могут достичь многого - ну вот и я к тому стремлюсь.

Наконец, третье - и самое главное: вы, конечно, хотите спросить: «Как у тебя (у вас) с умственными дарованиями? Отвечу честно: «Туговато. Трудновато. Сложновато». Но у кого легче - пусть бросит в меня камень. Если серьезно, мне кажется, мы должны иметь в этой жизни одну, но пламенную страсть: развивать наш ум, совершенствовать дарованную нам мудрость, восполнять недостатки нашего знания - тогда, может быть, будем счастливы.

Одним словом, я еще могу сказать много слов о своих недостатках. Но разве любовь, по Платону, как говорил мудрый Сократ, не есть стремление восполнить недостаток в мудрости, истине и красоте? Да здравствуют наши (мои и ваши) недостатки и стремления их восполнить! Ура!

Контрольные вопросы

1. Расскажите о классической схеме ораторского процесса.

2. Каковы условия успешной подготовки к выступлению?

3. Какое значение имеет подготовительный этап в произнесении ораторской речи?

4. Назовите основные этапы подготовки к речи.

5. Как нужно репетировать речь?

6. Для чего нужен анализ ораторской речи?

Тема 10. Использование цитат

в устном выступлении

делать из них выписки или выдержки

и создавать себе таким обра­зом запас мыслей...

Этому совету сле­довали наиболее выдающиеся люди нашей науки.

А. Дистервег (1790- 1866),

План:

1. Когда нужны цитаты?

2. Способы цитирования.

Литература:

1. Развивайте дар слова. Пособие для учащихся. Сост.: и. – М.:Просвещение, 1977. – С.151-153.

2. Кохтев. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.86-96

1. Когда нужны цитаты?1

К цитированию прибегают в следующих основных случаях:

Ø Для подтверждения своей собственной мысли , например: «В повести «Дубровский» правдиво и достоверно нарисовал помещичий быта и нравы крепостников того времени. Великий критик , отмечая эту черту произведения, писал: «Ста­ринный быт русского дворянства ».

Ø Чтобы познакомить читателя или слу­шателя с чьим-либо авторитетным мнением .

Выступая, например, с докладом о красоте и богатстве русского языка , можно привести высказывание :

«Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично», Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристой­но, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость фран­цузского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и ла­тинского языка».

Ø Для более яркого выражения собственной мысли.

Так, включает в ткань своего повествова­ния строку из стихотворения , считая, что лучшего сравнения найти невозможно:

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города... Вид с трех сторон у меня чу­десный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук».

Ø Для сохранения особенностей языка и коло­рита исходного текста.

Излагая содержание первых сцен пятого ак­та комедии «Ревизор» , прибегает к цитированию текста пьесы, например:

«Из труса он (городничий) делается нахалом, мещанином, который вдруг попал в знатные люди; страх Сибири прошел - он уже не обещает богу пудовой свечи и грозится еще жить и обирать купцов; велит кричать о своем счастии всему городу, «валять в колокола; коли торжество, так торжество, черт возь­ми!» его дочь выходит замуж за такого человека, «что и на свете еще не было, что может и прогнать всех в городе, и в тюрьму по­садить, и все, что хочет». Боже мой! к лицу ли ему генеральство! А он в неистовом восторге, в бешеной комической страсти от мыс­ли, что будет генералом... «Ведь почему хочется быть генералом? Потому, что, случится, поедешь куда-нибудь, фельдъегери и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! и там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь: обедаешь где-нибудь у гу­бернатора, а там: стой, городничий! Ха-ха-ха! Вот что, каналь­ство, заманчиво!»

Так проявляются грубые страсти животной натуры».

2. Способы цитирования

Цитаты воспроизводятся совершенно точно, с сохранением всех особенностей подлинника. Цитируйте так, чтобы мысль подлинника ни в какой мере не искажалась. Нельзя ци­тировать такую часть текста, которая дает неверное или неточное представление о мысли цитируемого автора. Следует также учитывать, когда, где, при каких обстоятельствах, в каком контексте были произнесены (или написаны) слова, используемые нами как цитаты.

Существует два способа цитирования:1

Ø Цитата является самостоятельным предложением и оформляется как прямая речь. В этом случае применяются правила пунктуации при пря­мой речи:

§ писал: «Слово - выражение мысли...и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

§ «Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее
поставлено - тем больше придает фразе силы и убедительно­
сти»
, - указывал Горький в статье «О прозе».

§ «Берегите чистоту языка, как святыню !- писал ­генев.- Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Ø Цитата вводится в состав авторского предложения как его часть. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом и входит в состав предложения, то она, как правило, пишется со строчной буквы:

§ Говоря о поэзии Пушкина, писал, что в стихах поэта «впервые сказалась нам живая русская речь, впер­вые открылся нам действительный русский мир».

§ М. Горький призывал молодых писателей «учиться писать просто, точно, четко, тогда сама собой появится настоящая кра­сота художественной правды».

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:

Ø перед цитатой (после открывающих кавычек), если цитата
приводится не с начала предложения,
например:

писал: «...в искусстве простота, ясность и крат­кость есть высшее совершенство формы искусства, которая до­стигается только при большом даровании и при большом труде»;

Ø в середине цитаты, если пропускается часть внутри нее:

В одной из статей об Белинский писал : «И прежде... существовали на русском языке хорошие стихи, но, когда явились произведения Пушкина, все увидели, что еще не имели понятия о том, как прекрасны могут быть русские стихи»;

Ø после цитаты (перед закрывающими кавычками), если цитируемое предложение приводится не до конца , напри­мер:

В статье «Общее значение литературы» ука­зывал: «Знание точного значения слов и их различия между со­бою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления...»

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1. Введите приведенные ниже цитаты в самостоятельно составленные тексты двумя способами:

Ø как прямую речь;

Ø как часть предложения.

Образец : «Его зима облита блеском роскошной поэзии ». (.)

1 способ : Говоря о стихах Пушкина, посвященных природе, В. Г. Бе­линский так писал о мастерстве поэта: «Его зима облита блеском роскошной поэзии».

2 способ: Зима в стихотворениях Пушкина, по словам , «облита блеском роскошной поэзии».

1. Поэзия Пушкина - удивительно верна русской действи­тельности, изображает ли она русскую природу или характеры. (.) 2. Придет время, когда потомство воздвигнет, ему (Пушкину) вековечный памятник. (.) 3. «Ка­питанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изо­бражает в ней нравы русского общества в царствование Екате­рины. Многие картины по верности, истине содержания и мас­терству изложения - чудо совершенства. (.)

ЗАДАНИЕ 2. Распределите цитаты по двум темам («Красота языка» и «Работа над словом»). Расположите цитаты так, чтобы они отражали последователь­ность развития мысли. Подготовьте устное или письменное сообщение по од­ной из тем, используя отобранные цитаты.

На протяжении всей жизни писатель не перестает ра­ботать над словом, и самая большая радость в этой жизни - верно найденное слово. (.)

Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без по­марок нельзя... Человека должно мучить, если он на странице не найдет ни одного места, чтобы зачеркнуть и переправить . (.)

Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют кар­тины, характеры, идеи книг. (М. Горький.)

Для того чтобы говорить хорошо то, что он хочет говорить (под словом «говорить» я разумею всякое художественное вы­ражение мысли), художник должен овладеть мастерством . (Л. Н. Толстой.)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и по­дарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг... (.)

Техника литературной работы сводится-прежде всего - к изучению языка, основного материала всякой книги ... (М. Горь­кий.)

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (.)

ЗАДАНИЕ 3. Сгруппируйте приведенные ниже цитаты в соответствии с пунктами плана.

План

2. Убедительность, доказательность выступления.

3. Красочность, эмоциональность речи.

4. К устным выступлениям (сообщениям, докладам, отчетам) нужно гото­виться.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать. (Пословица.).

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Пословица.)

Раз речь не ясна, она не достигнет цели. (Аристотель.)

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (­ский.)

Никогда не выступай, не подготовившись к теме. По­смотри материалы по данному вопросу в газете, брошюре, книге. Выступай всегда с конспектом в руках. (Е. Ярославский.)

Гово­ри... только о том, что сам хорошо понял и в чем убежден. Только тогда тебе поверят. (Е. Ярославский.)

Достойная задача ора­тора заключается в том, чтобы избежать затасканных и приев­шихся слов, а пользоваться избранными и яркими. (Цицерон.)

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свобод­но... и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. (И. Андроников.)

ЗАДАНИЕ 4. Введите в текст своего выступления подходящие по смыслу цитаты, пословицы, поговорки. Как изменилось от этого ваше выступление?

??? Контрольные вопросы

1. Что такое цитата?

2. Когда необходимы цитаты?

3. С какой целью используются цитаты?

4. Какие способы цитирования вы знаете?

Тема 11. Составление монолога

для устного выступления

Практическая работа № 2

Цель: научиться составлять монолог для устного выступления.

Оборудование: карточки со схемой подготовки к выступлению.

Инструктаж:

1.Ваш монолог может носить информационный, проблемный либо агитационный характер;

2.Определить тему, цель, название, оценить аудиторию;

3. Составить предварительный (рабочий) план;

4. Подобрать теоретический и фактический материал;

5. Составить окончательный план;

6. Работать над текстом речи;

7. Сдать черновик текста преподавателю для консультации и коррекции.

Тема 12. Завершение работы

над устным выступлением

Конец - делу венец

Литература:

Во-вторых, в конце речи могут кратко повторяться ее основные тезисы, еще раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разобранной темы.

В-третьих, в конце выступления оратор может наметить тему следующего или пути развития выраженных им идей. Так, Иван Петрович Павлов свою лекцию из цикла «Физиология пищеварения» завершил словами:

«Итак, вы видите, что под влиянием птиалина крахмал из нерастворимого состояния перешел в растворимое. В следующий раз вы увидите, что изменения пошли гораздо глубже»1.

В-четвертых, оратор может поставить какие-то задачи, пригласить высказать свое мнение, поспорить.

Заключение может быть коротким или отсутствовать вообще. Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Эти сферы могут перекрещиваться, что обусловлено особенностями человеческого восприятия. , разбирая речь о жизненном пути Ломоносова, писал: «Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом . Например, в речи о Ломоносове можно сказать:

«Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя»2.

Заключение должно быть кратким, сжатым. Не следует эту часть выступления делать слишком пространной - это затрудняет ее восприятие. Помните, что заключение подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью. Неудачные заключительные слова могут испортить хорошее впечатление от всей речи. Поэтому их следует тщательно продумывать.

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1 . Проанализируйте примеры заключения речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие цели (воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы слушателей) ставят перед собой ораторы?

Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить!

Я думаю, милостивые государи, что, как бы общество ни относилось мягко к своим членам, оно должно помнить, что правосудие есть та же математика. Ни один математик не скажет 3x3 = 9, но для моей подруги = 10: ему 3x3 = 9 для всех.

Также и факт преступного деяния остается преступным - все равно, сидят ли на скамье подсудимых люди, которых вы никогда не видели, или люди близкие, хотя бы даже братья, друзья. Если вы пришли судить о факте, то вы его должны назвать белым, если он бел; если же факт не чист, то должны сказать, что он не чист, и пусть подсудимые знают, что им предстоит умываться и умываться...

Закончу я мою речь одним анекдотом из восточной жизни, - иногда не мешает оглянуться и на Восток, у которого есть прекрасные изречения и прекрасные анекдоты. Один турецкий рассказчик говорит, что в Турции был судья, которому пришлось судить деяния своего отца; он присудил отца к 90 ударам палкою и, смешивая слезы с чернилами, подписал вердикт . Во время исполнения приговора, когда отец претерпевал удары, сын стоял тут же и плакал, а когда удары были прекращены, он первым бросился обнимать и целовать отца.

Подражайте в хорошем Востоку: когда вы видите, что деяние преступно, скажите, что оно преступно, а затем, оставаясь людьми, сжимайте в своих объятиях людей, которые заслужили наказание по своей собственной вине ...

ЗАДАНИЕ 2 . Считаете ли вы удачным следующие способы заключения речи?

1. «Жизнь прожить, не поле перейти»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься, люби и саночки возить».

2. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что...».

3. «Как вы видите, изменить (исправить) ничего нельзя,..»;«Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств...».

4. «Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».

Контрольные вопросы:

1. Какую роль в ораторском монологе играет заключение?

2. Что может содержать в себе конец ораторской речи?

3. Почему заключение должно быть кратким?

Задание для внеучебной самостоятельной работы

Инструктаж: закончить работу над устным монологом. Написать монолог на чистовик, подготовиться к выступлению.

Тема 13. Устное выступление

Практическая работа № 3

Цель: представить свой ораторский монолог; оценить монологи товарищей.

Инструктаж: послушайте речи своих однокурсников и проанализируйте их по плану.

План анализа ораторской речи

1. Раскрытие темы. Тема раскрыта, если:

· в тексте дан важный материал, вопросы раскрыты;

· затронуты важные аспекты проблемы;

Культура речи оратора: правильность слов и выражений, их стилистическая уместность, правильность ударения и произношения и т. д.

4. Пластика оратора: глазной контакт, поза, мимика, жесты…

5. Достигнут ли контакт с аудиторией?

5. Общие впечатления от выступления.

1. Тема и цель

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление

Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?

3. Главная часть

Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

4. Заключение

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение Уверен ли в себе говорящий? Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему

РАЗДЕЛ 3

ЮНЫЙ РЕДАКТОР

Тема 14. Типы текстов

План:

1. Понятие о тексте

2. Типы текстов

Литература:

1. Антонова речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С.133-150.

2. Бабайцева язык. 10-11 классы. – М.:Дрофа, 2004. – С.51-63

3. Кохтев. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.147-151

4. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.:Педагогика, 1990. – С.260-333.

1. Понятие о тексте

Текст - самая крупная единица синтаксической системы, ре­зультат сложной мыслительной и речевой деятельности. Знание языка и владение речью предполагает умение стро­ить текст и воспринимать его (понимать при слушании, чте­нии).

Текст - сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности. Важнейшие качества текста - цельность и связность. Цель­ность - смысловое внутреннее единство текста, а связность - наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте1.

Тема текста - это то, о чем (о ком) в нем говорится. Тема текста определяет все его характеристики: способы выра­жения темы, типы речи, синтаксис текста, способы и средства связи частей текста и т. д.

При создании текста нужно хорошо осмыслить его тему . Текст должен быть информативным, т. е. содержать актуаль­ное сообщение, интересное для адресата . Адресат - это лицо (лица), для которого предназначен текст. Создатель текс­та должен учитывать ситуацию общения, характер адресата ре­чи и ряд других факторов.

2. Типы текстов

2.1. Повествование

Повествование - это тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Повествование динамично. В нем есть движение. Текст-повествование строится по следующей схеме: → → → →…

цепным .

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т. д. В начале предложения могут быть сло­ва как-то pa з, однажды и др., обозначающие время и место со­бытия. Основной показатель текста-повествования - формы глаголов совершенного вида. Следующие предложения (2-е, 3-е и т. д.) показывают, как одно действие (событие и т. д.) сменяется другим, одна картина - другой. Количество таких предложений неограниченно.

Рассмотрим описание грозы у 1:

...Левин замолчал и обратил внимание гостей на то, что тучки собрались и что от дождя лучше идти домой. <...>

Но туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть до­мой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До до­ма еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня. <...>

В этот короткий промежуток времени туча уже настолько надвинулась своей серединой на солнце, что стало темно, как в затмение. Ветер упорно, как бы настаивая на своем, останавливал Левина и, обрывая листья и цвет с лип и безоб­разно и странно оголяя белые сучья берез, нагибал все в одну сторону: акации, цветы, лопухи, траву и макушки дерев. Ра­ботавшие в саду девки с визгом пробежали под крышу люд­ской. Белый занавес проливного дождя уже захватывал весь дальний лес и половину ближнего поля и быстро подвигался к Колку. Сырость дождя, разбивавшегося на мелкие капли, слышалась в воздухе.

Нагибая вперед голову и борясь с ветром, который выры­вал у него платки, Левин уже подбегал к Колку и уже видел что-то белеющееся за дубом, как вдруг все вспыхнуло, заго­релась вся земля и как будто над головой треснул свод небес. Открыв ослепленные глаза, Левин сквозь густую завесу дождя, отделявшую его теперь от Колка, с ужасом увидал прежде всего странно изменившую свое положение зеленую макушку знакомого дуба в середине леса. «Неужели разби­ло?» - едва успел подумать Левин, как, все убыстряя и убы­стряя движение, макушка дуба скрылась за другими де­ревьями, и он услыхал треск упавшего на другие деревья большого дерева.

Свет молнии, звук грома и ощущение мгновенно обдан­ного холодом тела слились для Левина в одно впечатление ужаса.(….)

(Л. Толстой. Анна Каренина )

Характерными признаками текста-повествования являются глаголы совершенного вида , обозначающие действия, сме­няющие друг друга во времени. Единичные глаголы несовер­шенного вида обозначают продолжительность или повторя­емость действий. Так, у Толстого «облака с необыкно­венной быстротой бежали по небу», «сырость дождя... слышалась в воздухе».

Описания надвигающейся и разразившейся грозы - заме­чательные образцы текста-повествования в художественной литературе (ср. также описание грозы у, «Степь»).

Как средства связи предложений в повествовательном текс­те употребляются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т. п., обозначающие начало текста; затем, потом, после это­го и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце кон­цов, в заключение и т. п., нередко заключающие текст. Последовательность действий, смена событий и т. д. может выражаться лексическим значением глагольных форм:

Прохо­дят день и ночь. Наступает мутное и сухое утро. (А. Куприн)

Повествование может быть представлено серией назывных (номинативных) предложений. Стремительно развивается по­вествование в следующих примерах:

Скрылась хата за пригорком.

Мчатся санки прямиком.

Поворот, усадьба Горки,

Сад, подворье, белый дом .

(А. Твардовский)

2.2. Описание

Описание -это тип речи, в которой с разной степенью полно­ты указываются признаки и свойства различных предметов.

Предметом описания могут быть представители живого и растительного мира (человек, животное, птица и т. д.), приро­да, населенный пункт, помещение и т. д. Текст-описание обычно строится по схеме:

https://pandia.ru/text/78/331/images/image009_18.gif" width="31" height="42">

Такой способ связи называется параллельным

Первое предложение содержит тему. Следующие за ним предложения обозначают какой-либо признак, свойство пред­мета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Количество характеризующих предложений неограниченно. Предложения, конкретизирующие общую картину, соединя­ются бессоюзной или сочинительной связью.

Описание чаще всего статично. Описываемый предмет может быть представлен в одном кадре фильма, диапозитива, на одной фотографии и т. д. При повествовании необходимо несколько кадров фильма и т. д.

Наиболее частотны описания портрета и природы.

Замечательные портретные характеристики русских жен­щин дает

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц. <...>

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

(«Мороз, Красный нос»)

Приведем пример описания природы1 (ключевые слова выделены):

Особенно хорош восход солнца над океаном! Будучи мо­ряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все во­круг внезапно меняется.

Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шат­ром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит краше­ный борт корабля...

Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку?

(И. Соколов-Микитов)

Ключевые слова в тексте-описании разнообразны по значению. Они могут обозначать внешние и внутренние признаки и свойства предмета, обычно с оценочным значением: состояние человека, явлений природы и т. д. При описании преимущественно употребляются прилага­тельные и существительные с оценочным значением, глаголы несовершенного вида, имена состояния и др.

При описании чаще, чем в повествовании и рассуждении, используются художественно-изобразительные средства . В описательных текстах, как правило, употребляются именные сказуемые (в повествовательных - глагольные). Именные сказуемые и обеспечивают статичность, отсутствие движения во времени.

Описание может быть представлено серией назывных предложений:

Москва нашего детства: трамваи как диковинка; мирные, медленные конки; синие ватные халаты извозчиков, про­летки, тогда еще без резиновых шин. Медленность уличного движения. Пешеходы меж лошадиных голов. Домики тихих, уютных улиц. Вывески, крендели, калачи. Разносчики. Ке­росиновые фонари ...

(А. Цветаева )

В этом отрывке все застыло, все как бы остановилось, как в сказке о спя­щей принцессе, которую поцелуем разбудил принц. Покой, неподвижность представляемой картины не нарушает, а под­черкивает, усиливает предложение Медленность уличного дви­жения.

2.3. Рассуждение

Рассуждение - это тип речи, в котором устанавливается при­чинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель рас­суждения - убедить адресата в чем-либо, укрепить или даже изменить его мнение.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в кото­рой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

Та же комната

Городничий , Анна Андреевна и Марья Антоновна .

Городничий . Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом? Этой богатый приз, канальство! Ну, признайся откровенно: тебе и во сне не виделось - просто из какой-нибудь городничихи и вдруг… фу ты, канальство!.. с каким дьяволом породнилась!

Анна Андреевна . Совсем нет; я давно это знала. Это тебе в диковинку, потому что ты простой человек, никогда не видел порядочных людей.

Городничий . Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы. Эй, кто там?

Входит квартальный .

А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь бог послал городничему, - что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так торжество!

Квартальный уходит.

Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? здесь или в Питере?

Анна Андреевна . Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться!

Городничий . Ну, в Питере так в Питере; а оно хорошо бы и здесь. Что, ведь, я думаю, уже городничество тогда к черту, а, Анна Андреевна?

Анна Андреевна . Натурально, что за городничество!

Городничий . Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы?

Анна Андреевна . Еще бы! конечно, можно.

Городничий . А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?

Анна Андреевна . Уж конечно, голубую лучше.

Городничий . Э? вишь, чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!

Анна Андреевна . Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские… Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь.

Городничий . Что ж? ведь слово не вредит.

Анна Андреевна . Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая.

Городничий . Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть.

Анна Андреевна . Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо!

SHARE

TWEET

Ъ и ь знакт

A guest Nov 26th, 2015 2,072 Never

    ФИО_____________лещенко илья денисович_____________________

    Класс___________10 В_______________________

    Дата__________25.11.2015__________________________

    Упражнение 1.

    1. В эту минуту раздались пьяные крики гостей. 2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего подьячим. 3. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пес. 4. Лакей обезьянничает их манеры, замашки. 5. Высокий зеленый бурьян рос на том месте, где когда-то был двор. 6. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах лож давно выцвела. 7. Разъяренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной. 8. Порой выходила группа отэкзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно - о возможности провала. 9. Повар давал им [матросам] вываренное бульонное мясо. 10. Среди большой чистой площадки на высоком пьедестале высился слепок могучей фигуры Давида. 11. Вот нам и еще один компаньон для пикника. 12. Неподалеку, за деревьями, открывался необъятный лазурный простор. 13. При малейшем изъяне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр. 14. Мы уж с отцом отужинали. 15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными арьергардами. 16. Письма Андрея стали неотъемлемой частью моей жизни. 17. Аксинья сузила глаза, шевельнув черными бровями. 18. Настал день премьеры, подготавливавшейся свыше полугода. 19. Мы предъявили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.

    Упражнение 2.

    Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

    1. В городке было сконцентрировано несколько батальонов пехоты. 2. Сначала производились натурные съемки, затем работа была перенесена в павильоны кинофабрики. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно найти в магазинах Главювелирторга. 4. Во время ремонта театра были заменены межъярусные перекрытия. 5. В газете опубликовано интервью с руководителем иностранной делегации. 6. Новые методы работы позволили сэкономить много времени и средств. 7. Активная контратака противника поставила в затруднительное положение молодого шахматиста. 8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трехъязычный словарь. 9. В такую вьюжную ночь нетрудно было сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам нередки были заморозки, и листья на деревьях съёжились от холода. 11. Для пересылки срочных и важных документов была использована фельдъегерская связь. 12. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь избавиться от тяжести подъяремной жизни в условиях крепостничества. 13. Берясь за какую-либо работу, нужно объективно оценивать свои возможности. 14. Денежные знаки старого образца были изъяты из обращения. 15. На заре человеческой жизни почти любое явление природы казалось людям сверхъестественным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с какими-то четырехэлементными соединениями. 17. В основе таких теорий, как пантюркизм, панъяпонизм, лежат не столько религиозные, сколько политические цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет совершил трансъевропейский перелет за несколько часов.

    Упражнение 3.

    Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь.

    Авиньон, адъюнктура, адъютант, арьергард, батальон, безабзацный, безаварийный, безухий, безъёмкостный, безъядерный, безъязыкий, бульон, взобраться, взъесться, въесться, въехать, вьёт, Вьетнам, вьюн, двухаршинный, двухъярусный, дезактивация, дезустановка, детясли, досье, друзья, дьявол, изобличить, изукрасить, изъевший, изъездить, изъявлять, изъян, интервью, инъекция, инюрколлегия, иняз, канон, контратака, контругроза, контрудар, контрярус, контрэкспозиция, конъюнктивит, конъюнктура, котильон, литьё, медальон, межамериканский, межъевропейский, межэлементный, миньон, навьючить, надъязычный, необъятный, неотъемлемый, обучение, объединение, объект, объектив, объективный, объехать, объятый, отутюженный, отучить, отъюлить, отъявленный, отэкзаменовать, панамериканский, панъевропейский, папильотка, пододеяльник, подопытный, подельник, подъём, подъязычный, подьячий, предупредить, предъюбилейный, предъявитель, птичьи, разахаться, разукрасить, разъединённый, разъярённый, рьяный, сафьян, сверхобтекаемый, сверхъёмкий, сверхъестественный, сверхэкономный, синьор, собезьянничать, сориентироваться, стулья, субъект, субъективный, субъядерный, суперагент, съедобный, съёжиться, съехидничать, съябедничать, съязвить, сэкономить, трансокеанский, транссибирский, трансурановый, трансъевропейский, трёхосный, трёхуровневый, трёхъярусный, фельдьегерь, четырёхъярусный, четырёхэтажный, шансонье, шьют.

    Упражнение 4.

    Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь.

    1. Даже во тьме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объёмистом ювелиршином графинчике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гончую (Пришвин). 4. Батальон, с которым он шёл из крепости, находился в арьергарде (Л. Толстой). 5. Отец весь как-то съёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване (Булгаков). 7. На артисте было только чёрное бельё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слышь хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнительный человек и из мухи делаешь протодьякона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвлённом сердце (Андреев). 11. А теперь им предлагалось поверить в реальность нового, субатомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему беднее, меньше, жальче (Тынянов). 13. Ведь почему хочется быть генералом? – Потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениальная мысль, и тотчас же, по своей горячности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему раньше (Булгаков). 15. Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли каменщики, арматурщики, плотники, бетонщики (Кочетов). 17. Как приятно в ясный декабрьский или январский день побродить по глухому лесу (Пришвин). 18. Молча, с серьёзным видом, он навьючивал на лошадей какие-то тюки сверхъестественной величины (Рыбников). 19. Цыган хотел было кнутом ожечь эту девку (А.Н. Толстой). 20. К подъездам гостиниц уже вели маленьких мышастых осликов (Бунин). 21. Среди полных столов вот рядком старики-объедалы (Некрасов). 22. Что же говорил вам Германн, или как бишь его? (Пушкин) 23. Он с новой мыслью поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небольшой народ, перемешав свои кости, потеряв имя и тело, чтобы не привлекать больше к себе никаких мучителей (Платонов). 24. Он даже не знал, почувствуют ли больные здоровье (Платонов). 25. Из ближних рощ, с пашен и пастбищ – отовсюду доносится радостная птичья разноголосица (Пришвин). 26. Полукругом изогнулся двухэтажный павильон сельского хозяйства, украшенный деревянной резьбой (М. Горький). 27. Стремительным маршем идут батальоны (Сурков). 28. Он уложил Айдым рядом с матерью (Платонов). 29. Овцы прожили вместе с пастушьими собаками несколько лет (Платонов). 30. В двадцать третьем году я был послан в дальний вояж на шлюпке «Отважный» (Станюкович). 31. Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником (Гончаров). 32. И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова (Булгаков). 33. Вчерашний день лепился из кусочков, но всё-таки тревога не покидала директора Варьете (Булгаков). 34. Позвольте с вами рассчитаться (Булгаков). 35. И сам ты поднимаешься на всём к завьюженному радостному небу (Луговской). 36. В эту минуту раздались пьяные крики гостей (Гоголь). 37. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пьес (Гончаров). 38. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах ложь давно выцвела (Мамин-Сибиряк). 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного субъекта – длинного, как жердь, и в пенсне (Булгаков). 40. Чагатаев опустил голову женщины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда день стал покрываться ночью, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустить овец во тьме (Платонов).

RAW Paste Data

ФИО_____________лещенко илья денисович_____________________ Класс___________10 В_______________________ Дата__________25.11.2015__________________________ Упражнение 1. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. 1. В эту минуту раздались пьяные крики гостей. 2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего подьячим. 3. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пес. 4. Лакей обезьянничает их манеры, замашки. 5. Высокий зеленый бурьян рос на том месте, где когда-то был двор. 6. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах лож давно выцвела. 7. Разъяренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной. 8. Порой выходила группа отэкзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала. 9. Повар давал им [матросам] вываренное бульонное мясо. 10. Среди большой чистой площадки на высоком пьедестале высился слепок могучей фигуры Давида. 11. Вот нам и еще один компаньон для пикника. 12. Неподалеку, за деревьями, открывался необъятный лазурный простор. 13. При малейшем изъяне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр. 14. Мы уж с отцом отужинали. 15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными арьергардами. 16. Письма Андрея стали неотъемлемой частью моей жизни. 17. Аксинья сузила глаза, шевельнув черными бровями. 18. Настал день премьеры, подготавливавшейся свыше полугода. 19. Мы предъявили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы. Упражнение 2. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. 1. В городке было сконцентрировано несколько батальонов пехоты. 2. Сначала производились натурные съемки, затем работа была перенесена в павильоны кинофабрики. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно найти в магазинах Главювелирторга. 4. Во время ремонта театра были заменены межъярусные перекрытия. 5. В газете опубликовано интервью с руководителем иностранной делегации. 6. Новые методы работы позволили сэкономить много времени и средств. 7. Активная контратака противника поставила в затруднительное положение молодого шахматиста. 8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трехъязычный словарь. 9. В такую вьюжную ночь нетрудно было сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам нередки были заморозки, и листья на деревьях съёжились от холода. 11. Для пересылки срочных и важных документов была использована фельдъегерская связь. 12. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь избавиться от тяжести подъяремной жизни в условиях крепостничества. 13. Берясь за какую-либо работу, нужно объективно оценивать свои возможности. 14. Денежные знаки старого образца были изъяты из обращения. 15. На заре человеческой жизни почти любое явление природы казалось людям сверхъестественным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с какими-то четырехэлементными соединениями. 17. В основе таких теорий, как пантюркизм, панъяпонизм, лежат не столько религиозные, сколько политические цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет совершил трансъевропейский перелет за несколько часов. Упражнение 3. Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь. Авиньон, адъюнктура, адъютант, арьергард, батальон, безабзацный, безаварийный, безухий, безъёмкостный, безъядерный, безъязыкий, бульон, взобраться, взъесться, въесться, въехать, вьёт, Вьетнам, вьюн, двухаршинный, двухъярусный, дезактивация, дезустановка, детясли, досье, друзья, дьявол, изобличить, изукрасить, изъевший, изъездить, изъявлять, изъян, интервью, инъекция, инюрколлегия, иняз, канон, контратака, контругроза, контрудар, контрярус, контрэкспозиция, конъюнктивит, конъюнктура, котильон, литьё, медальон, межамериканский, межъевропейский, межэлементный, миньон, навьючить, надъязычный, необъятный, неотъемлемый, обучение, объединение, объект, объектив, объективный, объехать, объятый, отутюженный, отучить, отъюлить, отъявленный, отэкзаменовать, панамериканский, панъевропейский, папильотка, пододеяльник, подопытный, подельник, подъём, подъязычный, подьячий, предупредить, предъюбилейный, предъявитель, птичьи, разахаться, разукрасить, разъединённый, разъярённый, рьяный, сафьян, сверхобтекаемый, сверхъёмкий, сверхъестественный, сверхэкономный, синьор, собезьянничать, сориентироваться, стулья, субъект, субъективный, субъядерный, суперагент, съедобный, съёжиться, съехидничать, съябедничать, съязвить, сэкономить, трансокеанский, транссибирский, трансурановый, трансъевропейский, трёхосный, трёхуровневый, трёхъярусный, фельдьегерь, четырёхъярусный, четырёхэтажный, шансонье, шьют. Упражнение 4. Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь. 1. Даже во тьме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объёмистом ювелиршином графинчике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гончую (Пришвин). 4. Батальон, с которым он шёл из крепости, находился в арьергарде (Л. Толстой). 5. Отец весь как-то съёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване (Булгаков). 7. На артисте было только чёрное бельё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слышь хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнительный человек и из мухи делаешь протодьякона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвлённом сердце (Андреев). 11. А теперь им предлагалось поверить в реальность нового, субатомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему беднее, меньше, жальче (Тынянов). 13. Ведь почему хочется быть генералом? - Потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениальная мысль, и тотчас же, по своей горячности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему раньше (Булгаков). 15. Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли каменщики, арматурщики, плотники, бетонщики (Кочетов). 17. Как приятно в ясный декабрьский или январский день побродить по глухому лесу (Пришвин). 18. Молча, с серьёзным видом, он навьючивал на лошадей какие-то тюки сверхъестественной величины (Рыбников). 19. Цыган хотел было кнутом ожечь эту девку (А.Н. Толстой). 20. К подъездам гостиниц уже вели маленьких мышастых осликов (Бунин). 21. Среди полных столов вот рядком старики-объедалы (Некрасов). 22. Что же говорил вам Германн, или как бишь его? (Пушкин) 23. Он с новой мыслью поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небольшой народ, перемешав свои кости, потеряв имя и тело, чтобы не привлекать больше к себе никаких мучителей (Платонов). 24. Он даже не знал, почувствуют ли больные здоровье (Платонов). 25. Из ближних рощ, с пашен и пастбищ - отовсюду доносится радостная птичья разноголосица (Пришвин). 26. Полукругом изогнулся двухэтажный павильон сельского хозяйства, украшенный деревянной резьбой (М. Горький). 27. Стремительным маршем идут батальоны (Сурков). 28. Он уложил Айдым рядом с матерью (Платонов). 29. Овцы прожили вместе с пастушьими собаками несколько лет (Платонов). 30. В двадцать третьем году я был послан в дальний вояж на шлюпке «Отважный» (Станюкович). 31. Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником (Гончаров). 32. И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова (Булгаков). 33. Вчерашний день лепился из кусочков, но всё-таки тревога не покидала директора Варьете (Булгаков). 34. Позвольте с вами рассчитаться (Булгаков). 35. И сам ты поднимаешься на всём к завьюженному радостному небу (Луговской). 36. В эту минуту раздались пьяные крики гостей (Гоголь). 37. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пьес (Гончаров). 38. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах ложь давно выцвела (Мамин-Сибиряк). 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного субъекта - длинного, как жердь, и в пенсне (Булгаков). 40. Чагатаев опустил голову женщины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда день стал покрываться ночью, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустить овец во тьме (Платонов).

Городничий, Анна Андреевна и Марья Ан­тоновна.

городничий. Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом?

Этой богатый приз, канальство! Ну, признайся откровенно: тебе и во сне не виделось - просто из какой-ни­будь городничихи и вдруг... фу ты, канальство!..с каким дьяволом по­роднилась!

анна андреевна. Совсем нет; я давно это знала. Это тебе в диковинку, по­тому что ты простой человек, никог­да не видел порядочных людей.

городничий. Я сам, матушка, порядоч­ный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я за­дам перцу все этим охотникам пода­вать просьбы и доносы. Эй, кто там?

Входит квартальный.

А, это ты, Иван Карпович! Призо­ви-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский на­род! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а те­перь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего пи­сак, писак, которые закручивали им

просьбы. Да объяви всем, чтоб зна­ли: что вот, дескать, какую честь бог послал городничему, - что выдает дочь свою не то чтобы за какого-ни­будь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что мо­жет всё сделать, всё, всё, всё! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так тор­жество!

Квартальный уходит.

Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? Здесь или в Питере?

анна андреевна» Натурально, в Петер­бурге. Как можно здесь оставаться!

Городничий. Ну, в Питере так в Питере; а оно хорошо бы и здесь. Что, ведь, я думаю, уже городничество тогда к черту, а, Анна Андреевна?

анна андреевна. Натурально, что за го­родничество!

городничий. Ведь оно, как ты дума­ешь, Анна Андреевна, теперь мож­но большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми минист­рами и во дворец ездит, так поэтому

анна андреевна. Еще бы (конечно, мож­но.



анна андреевна. Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что

может такое производство сделать, что со временем и в генералы вле­зешь. Как ты думаешь, Анна Андре­евна: можно влезть в генералы?

анна андреевна. Еще бы"конечно, мож­но.

городничий. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию пове­сят тебе через плечо. А какую кава­лерию лучше, Анна Андреевна: крас­ную или голубую?

анна андреевна. Уж конечно, голубую лучше.

Городничий. Э? вишь, чего захотела! хо­рошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, слу­чится, поедешь куда-нибудь - фель­дъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: "Лошадей!" И там на станци­ях никому не дадут, все дожидает­ся: все эти титулярные, капитаны, го­родничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!

анна андреевна. Тебе все та кое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляни­ка; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские... Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь.

городничий. Что ж? ведь слово не вре­дит.

анна андреевна. Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая.

городничий. Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как на­чнешь есть.

анна андреевна. Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амб­ре, чтоб нельзя было войти и нуж­но было только этак зажмурить гла­за. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо!

2. Возьмите еще пять пьес (классических или современных). Прочитайте их и выберите

по одной сцене из каждой пьесы. Подумай­те над мотивами персонажей, исходя из те­ории базовых потребностей. Запишите ре­зультаты в дневник.