Понимание национализма в отечественной и мировой литературе. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Было время, когда наши далекие предки не просто уважительно относились к природе, но олицетворяли и даже обожествляли ее. Вся природа представлялась им, если воспользоваться выражением поэта Николая Рубцова, «святой обителью», где в каждом камне, пылинке или соринке незримо живет Бог.

Гораздо позже такую философию назовут пантеизмом. Образно выражаясь, пуповина, связывающая человека с природой, тогда еще не была окончательно перерезана: человек многого не понимал, боялся, оттого и воспринимал природу и ее силы с благоговейным трепетом.

Многое в корне изменилось уже в эпоху Возрождения. От поклонения природе человек перешел к ее завоеванию, покорению и изменению. И вот к XXI веку мы пожинаем плоды этого бездумного господства, когда экология оставляет желать много лучше. Могла ли остаться в стороне литература? Конечно же, нет.

В западной тема взаимоотношений между человеком и природой ключевой не является. Все-таки чувствуется, что человек европейского склада занят преимущественно собой, своей карьерой и самоутверждением любыми средствами. Писателей интересует преимущественно другой вопрос – как проявляет себя человек в столкновении с дикой природой? Что позволяет ему не потерять себя и остаться человеком. Об этом повествуется в знаменитом романе Д.Дефо «Робинзон Крузо», в книге Г.Мелвилла «Моби Дик».

Дикая природа Севера оживает под пером американского беллетриста Д.Лондона. Сквозной образ дождя – на страницах произведений Э.Хемингуэя («Кошка под дождем», «Прощай, оружие! и др.). Нередко героями произведений становятся представители животного мира («Белый Клык» того же Д.Лондона или рассказы Э.Сетон-Томпсона). И даже само повествование ведется как бы от их лица, мир увиден их глазами, изнутри.

Но мы почти не найдем в западноевропейской литературе таких пленительных пейзажей и колоритных описаний, как в прозе М.Пришвина («В краю непуганых птиц», «Кащеева цепь») или К.Паустовского («Мещерская сторона»). Так, как любили и знали природу эти два классика, мало кто знал и любил ее. Более того, они сами были пытливыми и любознательными натуралистами, много путешествовали, беседовали с людьми. Разнообразные впечатления потом, естественно, оседали на страницах книг.

Впрочем, не остались в стороне и русские поэты, начиная с Ф.И.Тютчева. Именно он первым озвучил мысль о том, что природа имеет и язык, и душу, и любовь. Эту мысль подхватили А.Фет, Н.Некрасов, А.Блок, а в ХХ веке – Н.Заболоцкий и Н.Рубцов. Для поэта любая мелочь, любая деталь воспринимается остро, свежо и неожиданно. У Тютчева подмечен даже тонкий волос осенней паутины, который каким-то чудом остался на уже пустом поле. Однако природа почти никогда не интересует поэтов сама по себе, но всегда в связи с человеком, с его мыслями, чувствами и переживаниями.

Недаром в стихах можно часто обнаружить прием синтаксического параллелизма, когда, например, струи дождя уподобляются людским слезам, либо наоборот. Природа словно оттеняет душевное состояние человека, врачует и исцеляет его душу, помогает вновь обрести веру после полосы тяжелых утрат. Так происходит с героем повести В.Белова «Привычное дело» Иваном Африкановичем Дрыновым, понимающим, что самоубийство – не выход, дома осиротевшие после смерти жены дети и бросить их – еще худший грех.

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении?

Конференция организуется кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького и проводится в рамках государственного проекта «Год экологии в России (2017)».

Конференция состоится в здании Литинститута 7 декабря 2017 года. Материалы конференции будут опубликованы в одном из сборников научных трудов Литинститута.

Программа конференции

(четверг)

день пленарных заседаний

Пленарное заседание (утреннее)

Регламент выступлений: 10-15 минут

Приветственное слово ректора Литературного института имени А.М. Горького д.ф.н. профессора Варламова Алексея Николаевича

Приветственное слово проектора по творческой и научной работе Литературного института имени А.М. Горького к.ф.н. доцента Дмитренко Сергея Федоровича

Халтрин-Халтурина Елена Владимировна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

Мысленный пейзаж работы Вордсворта: о методах и приемах создания

Гачева Анастасия Георгиевна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

Образ природы в философском наследии Н.Ф. Федорова: религиозно-философский и литературный контекст

Морозова Ирина Васильевна д.ф.н., профессор РГГУ, Институт филологии и истории, кафедра сравнительной истории литератур

Природа в женском тексте Старого Юга

Баркова Элеонора Владиленова, д.филос. наук, профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова Экофилософия и художественная литература в перспективах развития мировой культуры

Чекалов Кирилл Александрович, д.ф.н., заведующий отделом классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ РАН

Дунай в романах Жюля Верна

Лунина Ирина Евгеньевна, д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой истории зарубежных литератур МГОУ

Природа и человек в книге Мэри Хантер Остин «Страна маленького дождя» (Mary Hunter Austin«The Land of Little Rain»)

Левина Вера Николаевна, д.ф.н., доцент РУДН

Пейзаж как экологический маркёр художественного текста

Эванс Джеймс, старший преподаватель кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького (Англия)

«Причудливый» образ природы в детской литературе

Папян Юрий Михайлович, к.ф.н., доцент кафедры русского языка и стилистики Литературного института имени А.М. Горького

Об анализе образа и о том, «как образ входит в образ»

Саленко Ольга Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры русской классической литературы и славистики Литературного института имени А.М. Горького

Изобразительный образ и индивидуальный стиль в любовной лирике А. Апухтина, А. Фета, К. Фофанова, А.Блока

Завгородняя Галина Юрьевна, д.ф.н., профессор кафедры русской классической литературы и славистики Литературного института имени А.М. Горького

Символика пейзажной детали в стихотворениях А. Теннисона

Пленарное заседание (дневное)

Ведущие: зав. кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького, профессор Тарасов Борис Николаевич, доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Попов Михаил Николаевич

Казнина Ольга Анатольевна, д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького, профессор литературного института имени А.М. Горького

«Природа как метафизическая среда в творчестве С.Т.Кольдриджа

Тарасов Борис Николаевич, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Пантеизм или христианство? (образ природы в лирике Тютчева)

Гладков Александр Константинович, к.и.н., старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук

Поэтика природы между язычеством и христианством: натурфилософские аспекты западноевропейской латинской литературы эпохи Средневековья

Федоров Алексей Владимирович, к.ф.н., руководитель Филологического центра издательства "Русское слово"

Охота в жизни и в творчестве А.К. Толстого

Гвоздева Татьяна Борисовна, к.и.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Образ Олимпии в античной литературе

Лебедева Виктория Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

К вопросу о «болотной теме» в русскоязычном дискурсе В. Набокова

Арутюнов Сергей Сергеевич, поэт, доцент Литинститут им. А.М.Горького

О переводах Роберта Фроста Николаем Работновым и об иллюзиях 2001 года

Филин Андрей, поэт, драматург

Роль природы в аналитической психологии К.Г. Юнга

Зайцева Елена Александровна, к.иск.н, проф. МГИМ имени А.Г. Шнитке

Предсказательные обряды в русском календарном фольклоре

Дубах Татьяна Михайловна, к.ф.н., доцент кафедры немецкой филологии Уральского государственного педагогического университета

Образ природы в прозе Артура Шницлера

Завершинская Елена Александровна к.ф.н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета

Диалог с Ш. Бодлером в стихотворении «Природа» М. Уэльбека

Литвиненко Нинель Анисимовна, профессор МГОУ, доктор филологических наук Жанровый модус романтического образа природы в романистике Жорж Санд 1830-1840- гг.

Джамбеков Шарани, д.ф.н.профессор Чеченского государственного педагогического университета, член союза писателей России

Мир природы в романе-дилогии Шимы Акуева «Красные цветы на снегу» (к 80летию со дня рождения чеченского поэта и прозаика)

Бочкарёва Светлана Владимировна, к.филос.наук, учитель английского языка, Кованова Г.И., учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №19» г. Кургана

Диалог Человека и Природы с точки зрения литературы разных народов

Бузская Ольга Маратовна, к.филос.наук, доцент

Экология планеты в романе Фрэнка Герберта «Дюна»

Байроновское общество при Литературном институте имени А.М. Горького

Ведущие секции: ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Халтрин-Халтурина Елена Владимировна, доцент кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького Муратова Ярослава Юрьевна

Шишкова Ирина Алексеевна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького

Зигфрид Сассун как байронический герой

Кешокова Елена Алимовна, к.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Образ природы в поэзии английского сентиментализма XVIII века

Никола Марина Ивановна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой всемирной литературы МПГУ

Символика топоса Колона в прозе XX века: Э.М. Форстер и А. Бошо

Черноземова Елена Николаевна, д.ф.н., профессор МПГУ

«Садовые чары» Сарры Аллен и традиции женской прозы

Муратова Ярослава Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького

Точка созерцания природы в современной британской литературе: Кэтлин Джейми поэтический сборник «The Bonniest Company» и сборники очерков «Sightlines», «Findings»

Добросклонская Татьяна Георгиевна, д.ф.н. профессор МГУ

«Национально-культурная специфика ландшафта в контексте литературно-художественного творчества».

Лаштабова Наталия Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета

Природа Ирландии в романе Б. Стокера «Ущелье Змеи»

Редина Ольга Николаевна к.ф.н., доцент МГОУ

«Философия пейзажа в романах О. Хаксли»

день секционных заседаний

Секция аспирантов

Ведущие секции доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Кешокова Елена Алимовна, аспирант Альбрехт Ольга Викторовна

Смолянская Александра Алексеевна (студентка магистратуры СПбГУ)

«Не-антропоморфный взгляд на общество в литературе: текстовая омонимия» (в контексте произведений «Холстомер» Л.Толстого, «Путешествия Гулливера…» (4-я часть) Дж. Свифта, «Скотный двор» Дж. Оруэлла, «Скотский бунт» Н.Костомарова и «Бунт» В. Реймонта

Альбрехт Ольга Викторовна (Литературный институт им. А.М. Горького)

Образ сада в романе Э. Золя «Проступок аббата Муре»

Соколов-Пурусин Роман Сергеевич (Литинститут им. А.М.Горького)

Поэтическая концепция природы в поэмах А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Цветаевой

Ратникова Екатерина Николаевна (ИМЛИ имени А.М. Горького)

Образы сакрального и профанного пространств в повести братьев Стругацких и «Пикник на обочине»

Кулик Наталья Михайловна (МГОУ)

Образ природы в романе Джека Керуака «Бродяги Дхармы»

Гладунов Игорь Константинович (МГОУ)

Образ сада в романе Л. Норфолка «Пир Джона Сатурналла»

Гурова Мария Юрьевна (Литературный институт имени А.М. Горького)

Образы эдельвейса в военной истории

Карпова Анна Вадимовна (МГПУ)

Функции пейзажа в творчестве Ж. Грака

Семенец Антонина Валерьевна (Украина) (Литинститут имени А.М. Горького)

Символичность образа пустыни в романах А. Картер

Богатырева Ксения Рамзановна (Литературный институт имени А.М. Горького)

"О многофункциональности образа природы в романе Джона Фаулза "Волхв"

Шуваева-Петросян Елена Алексеевна (Армения) (Литературный институт имени А.М. Горького)

Андрей Битов в пейзаже

Висаитова Диана Рамзановна (МГИМ имени А.Г. Шнитке)

Тема испанской природы в творческих поисках renacimiento

Бевз Иван (Литературный институт имени А.М. Горького)

Городское пространство в романе В. Каминера "Руссендиско"

Хэ Син (Китай) (Литературный институт им. А.М.Горького)

Функции пейзажа в китайской классической литературе

Иванов Юрий Юрьевич (Литературный институт им. А.М.Горького)

Образ города в творчестве Стивена Кинга

Клюева Анжела Николаевна (ЮФУ)

К проблеме выявления визуальных образов природы в ранних рассказах Дж. Апдайка

Шевченко Светлана Николаевна (МГЛУ)

Картины природы в поэтических произведениях У.К. Брайанта

Завгородний Алексей Михайлович (Литературный институт им. А.М.Горького)

Пейзаж в прозе Н.В. Гоголя: специфика перевода на французский язык

Секция студентов

Ауд. 32, с 16:00 ауд. 46

Ведущие: доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Попов Михаил Николаевич, профессор кафедры философии и религиоведения МГПУ Бессонов Борис Николаевич, аспирант Соколов-Пурусин Роман Сергеевич.

Бессонов Борис Николаевич, д.филос.н., профессор

Коэволюция природы, общества и человека – путь решения экологических проблем

Попов Михаил Николаевич, к.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Метафизика природы в произведениях немецких экспрессионистов

Нуруллаев Алекс Давлатович (Лесосибирский педагогический институт)

Образ природы в творчестве В.П. Астафьева

Бондарчук Анастасия Андреевна (Лесосибирский педагогический институт)

Образ леса в повестях Н.Волокитина

Дыкан Александра Аленовна (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет)

Образ сада в лирике Б. Л. Пастернака и в контексте традиций живописи модерна

Балхина Анастасия Зауровна (МГУ)

Проблема взаимоотношений человека и природы в творчестве Джека Лондона

Русецкая Елизавета Сергеевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Мыскин Роман Юрьевич (Литературный институт им. А.М.Горького)

Город и природа в романе «Путешествие Лао Цена» Лю Э.

Царева Анастасия Владимировна, Королева Мария Сергеевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Роль природы в концепции романа Эмилии Бронте «Грозовой перевал

Полина Андреевна Лубнина, Кристина Денисовна Гришина (Литературный институт им. А.М.Горького)

Символика пейзажа в «Саломее» О.Уайльда.

Иванова Валерия Сергеевна, Орлова Василиса Владиславовна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Художественная школа и школа слова у прерафаэлитов

Казарян Луиза Казаросовна, Марголина Софья Семеновна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Метафизика природы в поэзии проклятых поэтов

Гареева Гульнара Равильевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Изображение природы в прозе Генриха Гейне

Мироненко Алла Андреевна (Литературный институт им. А.М.Горького))

Роль пейзажа в пьесе Юджина О’Нила «За горизонтом»

Громова Анастасия Александровна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Традиция изображения в персидской средневековой поэзии

Киченко Елизавета Николаевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Природа в поэзии Ф. Г. Лорки

Арутюнова Анна Сергеевна (РЭУ им. Плеханова)

Экофилософский и экзистенциально-гуманистический смысл стихотворения Б. Пастернака «Снег идет».

Вахрилина Александра Сергеевна (РЭУ им. Плеханова)

Проблемы человеческой глупости, жадности, тщеславия и их противопоставление ответственности, самоотверженности и борьбе за справедливость в масштабах Вселенной в научно-фантастическом романе Айзека Азимова «Сами Боги»

Сукора Ангелина Александровна (РЭУ им. Плеханова)

Философский смысл образов природы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Кожевникова Юлия Олеговна (РЭУ им. Плеханова)

Эффект бабочки» как проблема экофилософии (на примере рассказа Рея Брэдбери «И грянул гром»).

Тарасьева Анастасия Ивановна и Нечаев Алексей Алексеевич (РЭУ им. Плеханова)

Проблемы связи человека и природы в новеллах Эрнеста Хемингуэя

Савельева Юлия Александровна, Медетова Ильмира Адистуллаевна (Астраханский государственный архитектурно-строительный университет)

Человек и природа в отечественной литературе

Абелян Вячеслав и Князькова Галина (Литературный институт им. А.М.Горького)

Образ моря и леса в цикле романов «Тристан и Изольда»

Никто не станет спорить с утверждением, что огромную роль в нашей жизни играют братья наши меньшие. Для многих питомцы становятся членами семьи. Именно домашние любимцы становятся для нас образцом верности и беззаветной преданности.

Тема взаимоотношений человека и животных затрагивалась многими писателями. Обратимся к рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк». Щенок в течение нескольких дней охранял имущество пьянствовавшего где-то хозяина, при этом изнемогая от голода (он ничего не ел все это время, ведь хозяйскую еду он должен был охранять!) Кроме того, его терзал постоянный страх перед его заклятым врагом –шакалом, постоянно донимавшим его. Возвратившись, Обри, хозяин Чинка, был несказанно поражен его мужеством и преданностью. Не может остаться равнодушным и читатель.

Братья наши меньшие учат нас любви и заботе. Именно благодаря им мы узнаем, что такое сострадание живым существам, ответственность за них, учимся быть признательными. К. Паустовский в рассказе «Заячьи лапы» повествует о том, как заяц вывел из огня деда Лариона и тот в благодарность вылечил его и оставил у себя. Писатель хочет донести до нас мысль о важности чувства признательности за добро, необходимости заботы о живых существах.

Добрые чувства пробуждаются в раннем детстве. Именно тогда закладывается чувство любви ко всему живому, доброта и способность к состраданию. Писатель -Михайловский в рассказе «Тёма и Жучка» описывает, как маленький мальчик не может остаться равнодушным к судьбе собаки, провалившейся в колодец. Среди ночи он идет спасать Жучку, хотя ему и страшно. Способность преодолевать свой страх ради помощи живому существу, попавшему в беду, говорит о мужестве мальчика. Такой человек никогда не будет злым, жестоким или безразличным к чужой беде, будь то человек или животное.

К сожалению, нередки случаи жестокого отношения к животным. Некоторые люди бросают своих питомцев, случается, избивают их или даже убивают. Есть даже целые сообщества догхантеров, которые занимаются уничтожением бездомных собак. Страшно представить, на что способны люди без сердца. О бесчеловечном отношении человека к братьям нашим меньшим пишет Ю. Яковлев в рассказе «Он убил мою собаку». Жестокие хозяева бросили собаку, ее подобрал мальчик и привел домой. Однако родители были против. Сначала отец выгнал собаку на улицу. Однако главный герой, Таборка, все равно не расстался с ней: поселил ее в сарае, даже привел в школу. Тогда отец подозвал собаку и выстрелил ей в ухо. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описывается это хладнокровное убийство. Показывая жестокость своего персонажа, автор призывает нас одуматься, пробуждает в наших сердцах чувство жалости к бездомным животным . Ведь не по своей воле они стали такими. В этом тоже наша вина.

Л. Андреев в рассказе «Кусака» говорит о предательстве «добрых» людей. Дачники приручили бездомную собаку, дали ей имя и надежду. Она поверила людям, полюбила их всем сердцем. И что же? Дачный сезон закончился, люди уехали, бросив Кусаку на произвол судьбы. Она больше не была им нужна. Андреев акцентирует внимание читателя на страданиях животного, жестоко преданного людьми.

Национализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, особенно на Западе, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов. Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве.

Среди политиков, ученых, общественных деятелей, вовлеченных в национальные движения, идут споры. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации.

В СССР, а потом в России дискуссии о национализме стали возможны только в условиях начавшейся демократизации. Но именно тогда возникли массовые национальные движения, представители элит в союзных и автономных республиках выступили с обоснованием идей национализма. Полемика вокруг национальных проблем выходила далеко за пределы научного сообщества, она оказалась неотъемлемой частью всей политической жизни нашего общества.

В советской, а затем в российской науке и общественно-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле - как политическое клеймо при оценке отступления от интернационализма. В социологии под национализмом имели в виду систему установок и политических идей об исключительности, превосходстве «своего» народа над другими, нетерпимости, нежелании смешиваться с другими народами (эксклюзивизм), а также действия, направленные на их дискриминацию.

Под влиянием национальных движений в союзных республиках, которые в начале перестройки способствовали падению тоталитарного режима, у российских политиков и ученых вырос интерес к мировому опыту оценки национализма. Еще в СССР начали переводиться работы Э. Геллнера, обсуждаться идеи Э. Кендури, Э Хобсбаума, Э. Смита, Б. Андерсена, Д. Холла. В западной литературе национализм трактовался как принцип, согласно которому политические и национальные единицы должны совпадать.

Верность идеям этнического возрождения стала мобилизующей силой общественных движений, направленных на достижение собственной государственности 22 . Нация должна быть как можно более независимой, что требует достижения ею некоторого политического суверенитета 23 .

Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации 24 .

Несоответствие деклараций национализма его реальной практике, которое реально имеет место, не избавляет от необходимости объективного анализа сути национализма. Поэтому ученые пытались найти такое определение понятия «национализм», с которым согласились бы и его противники, и его сторонники (последние воспринимали его позитивно). Приведенное выше понимание национализма отражает не оценку его, а именно суть.

В начале национальных движений в СССР признанию права народов самим решать свою судьбу, создавать государственность и определять меру независимости способствовала привычная для советской науки ленинская трактовка права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Это право, пусть и декларативное, было записано в Конституции СССР, а кроме того все прекрасно помнили ленинские высказывания о национализме больших и малых народов, о позитивной направленности национально-освободительных движений в процессе деколонизации. Все упиралось в одну проблему - отсутствие действенного механизма осуществления этого права.

Но вскоре обнаружилось несоответствие деклараций национализма реальной практике, что отмечалось и в западной литературе правда тогда оно не вызвало к себе особенно острого внимания. Впоследствии же неоднократные нарушения гражданских прав людей, не принадлежавших к титульной национальности, в получивших независимость государствах на постсоветском пространстве снова дали основание для употребления термина «национализм» (прежде всего в политической литературе) в оценочном (негативном) смысле. Несостоятельности его постулатов была, например, посвящена статья П.Е. Канделя «Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире» 25 . Политики в России не употребляли понятие «национализм» в нейтральном смысле. Задачей же ученых было проанализировать объективно его суть.

В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский (государственный) иэтнический- этнонационализм. Первый иногда называюттерриториальным и считают его основанным на свободном самоопределении личности и рациональным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию либо на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма.

Этнический национализм (этнонационализм) может быть политическим или культурным. Основанный на понимании нации как этнической общности, политический этнонационализм имеет целью достижение или удержание государственности, включая институты, ресурсы, культурную систему.

Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух непременных условиях: во-первых, если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной направленности против других культур, и во-вторых, если у него нет стремления возродить и распространять те архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.

Обычно критике подвергается именно политический этнонационализм, который характеризуют как направленный на достижение преимуществ для одного народа во власти, идеологии, культуре. Этнонационализм доминирующих народов в крайних формах доходит до дискриминации по отношению к другим национальностям, узурпации государственных институтов и идеологии. Этнонационализм недоминирующих этнических групп в экстремальных формах преследует цели сепаратизма, устранения неравенства любыми путями и средствами.

Различая гражданский и этнический национализм, Э. Смит, на наш взгляд, верно отмечает, что это всего лишь два идеальных типа и что «каждый национализм содержит гражданские и этнические элементы в разной степени и разной форме» 26 . Характер национализма, его направленность зависят от источников, которые его порождают и питают.

Кто из нас не ощутил божественного слияния с окружающей природой и то уми­ротворяющее состояние, в которое погружается душа, словно растворяясь в окру­жающем мире?

Конечно, наиболее тонкое постижение духа природы свойственно нашим поэтам и писателям, которых отличает особая восприимчивость окружающего мира.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Эти проникновенные стихотворные сточки созданы Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1836 году («Не то, что мните вы, природа»...) . Подчёркивая, что не всякий человек способен проникнуться духом природы, поэт описывает то волшеб­ное действие, которое она производит на тонко чувствующих её людей: в их душу «входят» лучи, в груди «цветёт весна» , таинственный мир природы во всем вели­колепии и красоте раскрывается перед ними.

Природа была источником, питающим и творчество Сергея Александровича Есенина; пейзажные зарисовки его ранней лирики никого не могут оставить равно­душным. Красота Рязанщины, родины поэта, напитала его поэзию синью небес:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску...

(«Запели тёсаные дроги...»)

Поэт не мыслит себя без родной природы:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

(«Матушка в Купальницу по лесу ходила»)

Сергей Есенин находит удивительно точные поэтические слова для выражения того внутреннего перерождения, очищения, которое наступает в его душе при сопри­косновении с миром природы:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

(«Я пастух, мои палаты...»)

С трепетом и необыкновенной любовью поэт замечает каждое движение, проис­ходящее в мире природы:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

(«Закружилась листва золотая»)

И не устаёт объясняться ей в любви:

Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол/.../

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

(«Я сегодня влюблён в этот вечер...»)

Не только поэты, но и прозаики с помощью художественного слова передают уди­вительно благотворное воздействие природы на душу человека. Так, например, в произведении Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об ужении рыбы» , напи­санном в 1847 году, писатель пишет, что только в деревне, не подмосковной, а в дальней «можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отно­шений!» И призывает «туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовест­ных мыслей, забот и попечений!» И утверждает, что именно там, на берегу рек и озёр, «улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолю­бивые мечты, разлетятся несбыточные надежды»! То есть уйдёт всё наносное, ненужное человеку, исчезнут мнимые ценности, придёт понимание истинной кра­соты, стремление к вечным идеалам любви, правды, абсолютной истинности нрав­ственных ценностей. С.Т. Аксаков убеждён, что благодаря природе человек может избавиться и от агрессивности в общении, примириться не только с окружающими людьми, но и с самим собой: «Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхож­дение к другим и даже к самому себе».


Более того, природа, пишет писатель, способна и укрепить в нас веру в собствен­ных силах, избавить от сковывающей неуверенности, от депрессивной усталости, наполнить нас живительной новой энергией: «Неприметно, мало-помалу, рассеет­ся это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши» .

Таким образом, человек, являясь частью нашей природы, не может, не соприка­саясь с ней, обрести счастья, здоровья, уверенности в себе и должен черпать свои силы как творческие, так и духовные, душевные и физические в соприкосновении с миром природы, не позволять себе надолго растворяться в шумном пространстве города и быть слишком долго изолированным от неё.