Постановка руки. Упражнения для развития глазомера - SkillsUp - удобный каталог уроков по дизайну, компьютерной графике, уроки фотошопа, Photoshop lessons


Опытный боец спецназа, прошедший войну, хорошо знает цену мгновениям. Более того, их долям. Бывают ситуации, когда даже секунда – это много. Современный бой требует увеличения скорости принятия решения на открытие огня и мгновенной изготовки к его ведению. Интересен результат, рожденный опытом вооруженных конфликтов на территории СНГ: он показал, что шансы на выживание в бою среди спортсменов игровых видов и единоборств значительно выше среднестатистического уровня. Суть в том, что именно игровые и бойцовские виды спорта значительно улучшают реакцию и координацию движений. В бою это один из главных факторов выживания – и, соответственно, выполнения задачи. У тренированного солдата больше шансов выиграть мгновения на принятие единственно правильного решения и открытие огня.

Заметно улучшить реакцию подчиненных, научить их мгновенно вскидывать оружие и прицеливаться вполне возможно за 2–3 месяца систематических занятий. Отмечу лишь, что данная методика легкодоступна, практически не требует финансирования – расходы минимальны. Что немаловажно, она реально проверена многолетним опытом обучения спецназовцев.

Как расширить диапазон восприятия

Необходимо расширять диапазон восприятия – сенсорную остроту. Как известно, у человека есть 5 основных органов чувств – каналов восприятия (KB): зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность (болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная, давления, чувствительность внутренних органов). Вначале идет последовательная, а затем одновременная тренировка каждого KB: это необходимое условие эффективного и адекватного реагирования в нестандартных ситуациях.

Обычно начинают с тренировки зрительного канала. Расфокусировка взора, тренировка периферического (бокового) зрения позволяют замечать малейшие движения вне поля основного обзора. Затем – совершенствование слуха, осязания и т.п. В конечном счете результатом становится закрепленная на уровне автоматизма формула: «Все вижу, все слышу, все чувствую». При этом сознание остается свободным для оценки изменений в окружающей обстановке.

Помните, что человеческий организм обладает громадными возможностями. Например, у тренированного человека точность позицирования головы составляет около 1° вбок и 1,5-2° вперед и назад – на уровне среднего гироскопического датчика. Скорость передачи импульса возбуждения от центральной нервной системы к мышцам – около 120 м/с. То есть теоретически промежуток времени от момента принятия решения до выстрела должен быть 0,008 с, если взять расстояние от мозга до указательного пальца ~1 м, но в жизни оказывается на два (!) порядка больше.

Есть над чем поработать. Объем статьи не позволяет детально остановиться на всех методах тренировок и упражнениях. Перечислю некоторые наиболее простые и эффективные из них.

Улучшение реакции и координации движений

Для упражнения нужен небольшой мяч, но подойдет и мешочек, набитый опилками или песком. По команде бойцы отрабатывают поочередные уклонения от мяча или отбивают его, стоя в дверном проеме или самодельных воротах 1,5х2 м. Смена задания – через каждые 30 сек. Надо сказать, наиболее трудно придется более крупным бойцам, им сложнее маневрировать в узком дверном проеме. Хорошие навыки появляются после выполнения такого простого упражнения, как ловля мяча, отскакивающего от стены или пола. При этом надо учесть, что бросать мячи следует из-за спины обучаемого, стоящего лицом к стене, и в высоком темпе. Это упражнение развивает еще и боковое зрение.

Подбрасывание одновременно нескольких камешков (монет) и ловля их бросающей рукой. Исходное положение стоя, монеты лежат в ряд на тыльной стороне ладони. Подбрасывать не выше своего роста, а ловить поочередно каждую хватом только сверху. Известный мне рекорд – 5 монет!

На конце гибкого, упругого прутика L~1 м закрепляется груз в виде куска пластилина или гильзы. Его начинают вращать и качать с большой амплитудой. Задача обучаемого перехватить груз броском руки. В дальнейшем условия необходимо усложнить. Обучаемому завязывают глаза, а на прутике закрепляют колокольчик (или гильзу с шариком). Цель – тренировка слухового аппарата. Высшая форма тренировки – рукопашный бой с завязанными глазами.

Игра за столом в паре. На середину ставят любой небольшой предмет (например, гильзу 12,7×108, 7,62×54 или монету на ребре – для мастеров). По команде руководителя обучаемые стараются схватить его по принципу – кто быстрее. Периодически надо давать команду на смену рук. Можно устроить чемпионат подразделения по олимпийской системе на звание «самого быстрого бойца». Не забудьте поощрить победителя.

Развитие глазомера

Перед началом занятий врач части должен определить у бойцов доминирующий (направляющий) глаз. Длительная работа одним глазом способствует тому, что он становится направляющим. Наличие астигматизма должно обусловливать выбор типа прицельных приспособлений, поэтому при отборе снайпера обязательно воспользуйтесь таблицей, позволяющей обнаружить астигматизм. Проверьте у солдат умение правильно прицеливаться – пропустите каждого через командирский ящик КЯ-73.

На заранее подобранной местности с характерными для вашего подразделения целями устройте соревнование на точность определения дальностей до нескольких из них. Победитель тот, кто сделает это максимально точно. Проверку результатов выполняйте любым дальномером (оптическими ДС-0,9 и ДС-1, квантовыми ДКРМ или ЛПР). Добейтесь запоминания реальных дальностей всем личным составом: в дальнейшем ваши подчиненные будут ассоциативно сопоставлять отложившиеся в памяти размеры учебных целей с реальными.

Обучение инстинктивному вскидыванию оружия

Используйте лазерный целеуказатель (ЛЦУ) (или лазерную указку, что на порядок дешевле), смонтированный на оружии (рис.2). Для применения указки соберите схему питания, как показано на рис.4. Чтобы замкнуть цепь, используйте микровыключатель с передней крышки транспортно-пускового контейнера ПТУР 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс». Точка прицеливания и «зайчик» должны совпадать. Ход спускового крючка для срабатывания микровыключателя должен примерно соответствовать его ходу, необходимому для срыва курка (рис.1). Учебное оружие должно иметь массу снаряженного боевого, поэтому присоединяйте магазин с учебными патронам, ремень. Для обучения используйте любое помещение (спортивный зал, класс, спальное помещение). «Стрельба» навскидку производится по заранее отмеченным номерами целям по команде руководителя в любой последовательности: 6, 9, 1, 5… Попадание «зайчика» ЛЦУ на мишень означает ее поражение. Постепенно, по мере появления устойчивого навыка, мишени необходимо уменьшать и рассредоточивать до 360° по горизонту и до 45° по вертикали. Следует также повышать темп подачи команд и усложнять тренировки: отрабатывать применение оружия со сложенным прикладом, занимать различные исходные положения – лежа на спине, сидя, на ходу, с одной «раненой» рукой и т.д. Высшей формой отработки данного упражнения является использование внешних раздражителей (световых мигалок, сильных шумов) и «стрельба» из неустойчивых положений (примените батут или панцирную сетку кровати).

Берегите паза от лазерного излучения!




Проверьте полученные навыки на стрельбище и будете приятно удивлены результатами подчиненных. Кстати, бойцы СОБРа, с которыми проводились занятия с применением некоторых указанных методик, уже практически самостоятельно пришли к выводу об эффективности ведения одиночного огня в высоком темпе (40–70 выстр./мин). Правда, это противоречит КС СО-85, требующему вести огонь из автоматического оружия очередями.

Кроме того, используйте специальные мишени (рис.3) для тренировок с оружием с установленным ЛЦУ. Прицеливаясь, максимально быстро и плавно перемещайте «ровную мушку» по периметру мишени внутри контура. Можно устраивать соревнования: кто быстрее проведет «зайчик» без выхода за линии.

Развитие ночного зрения

Как правило, неуверенность действий солдат в ночных условиях связана с отсутствием элементарной тренированности. Старайтесь побольше проводить занятий в темное время суток. Для этого можно использовать любые возможности: подъем в темноте, проведение стрелковых тренировок при низкой освещенности. В конце концов, даже почистить картошку попробуйте в затемненном помещении (не оставьте часть без завтрака).

Ускорение адаптации зрения. Известно, что сужение зрачка до устойчивого уровня продолжается до 5 с, для обратного расширения после прекращения действия светового раздражителя требуется до 3 мин. Поэтому при выходе из светлого помещения посветите в глаза красным светом. Наблюдайте за местностью при пуске осветительной ракеты одним глазом, таким же образом поступайте при стрельбе трассирующими боеприпасами (для ведения огня из СВД и ПКМ используйте патроны 7БТ1 и 7Т2М с выносом начала трассирования), точно так же наблюдайте за фарами машин. Проверьте и отработайте эти приемы на стрельбище.

Улучшение ночного зрения. Используйте медикаментозные средства: за несколько дней до начала боевого применения вашего подразделения начните регулярный прием препаратов типа «Олиговит» и «Гексавит». В повседневной деятельности употребляйте побольше витаминов и микроэлементов с растительной пищей.

Обучение определению скорости целей при их фронтальном и фланговом движении

Очень эффективно применение в обучении милицейских скоростомеров. Рекомендую договориться с местным отделением ГИБДД, чтобы прислали специалиста с прибором. Измеряйте скорости любых движущихся объектов. После появления у бойцов некоторых навыков устраивайте опрос на точность действий. Постарайтесь отработать это упражнение в сумерках.

Развитие равновесия

В этом помогают следующие упражнения: длительное стояние на деревянном бруске, балансирование на доске, положенной на круглую опору, хождение по рельсу. В последнем случае, где-то на 10-м километре, наиболее способные бойцы смогут идти строевым шагом и бежать по рельсу.

Рекомендую проводить стрелковые тренировки в форме комплексных занятий. Например, при отработке темы «Ведение огня по появляющимся и движущимся целям» можно охватить практически все упражнения, перечисленные в данной статье. Уверяю, что занятие пройдет насыщенно и интересно, ваши бойцы будут действовать с азартом и даже в перекурах устраивать незамысловатые соревнования. Используя перечисленные приемы тренировок, не переусердствуйте, чаще консультируйтесь с врачом части, сделайте его своим союзником.

Упражнения для развития глазомера Штриховка и тушевка в рисунке — что выбрать?

Первый урок фактически является тестом на глазомер, умение проводить линии – прямые и кривые, выполнять штриховку и т.д.Это, пожалуй, единственная не творческая работа, но она позволит вам понять, где стоит еще позаниматься и, соответственно, уделить большее внимание и время самостоятельным дополнительным упражнениям.

Для выполнения задания нам понадобятся два листа бумаги формата А4 и мягкий хорошо отточенный карандаш (лучше несколько карандашей различной твердости). Бумага может быть любой – для черчения, рисования или просто принтерной. Карандаши художники затачивают с помощью скальпеля или макетного ножа, это позволяет получить более длинный и тонкий стержень. Ластик использовать не будем, но опыт показывает, что новички себя чувствуют гораздо увереннее, имея его под рукой.

Все задания, и это в том числе, лучше выполнять на наклонной поверхности – это может быть мольберт или просто доска, опирающаяся нижним краем вам на ноги, а серединой – в торец стола (если вы сидите на стуле за столом).

Лист 1

Лист бумаги расположите горизонтально. Мысленно разделите его пополам. В левой половине сверху и снизу разместите по 7 точек. Точки не должны быть расположены в геометрическом порядке (на одной линии или в узлах регулярной сетки).

Верхние 7 точек (все возможные пары) соедините прямыми линиями. Не обязательно это делать одной идеальной линией, которая строго начинается и заканчивается в точке. Главное – линии должны быть прямые. В нижней части все точки соедините плавными кривыми линиями. Они могут делать любые изгибы и петли, но не должны иметь изломов и углов.
Зачем нам нужны эти навыки?
При рисовании различных предметов сначала проводят оси симметрии, намечают пропорции по ширине и высоте, затем с помощью прямых и кривых линий соединяют полученные точки.
В рисунке, а особенно если это рисунок фигуры или лица человека, очень важно соблюдать пропорции. При несоблюдении пропорций лица узнать лицо становится все сложнее.

Портреты Джонни Деппа с верными и нарушенными пропорциями лица. Использованы рисунки Игоря Казарина

Упражнение на развитие глазомера заключается с делении отрезков на равные части. В правой половине от руки рисуем 9 параллельных горизонтальных отрезков. Дальше на глазок делим их на равные части: верхний – пополам, второй – на 3 части, следующий – на 4 и так до 10 частей.

Лист 2

Как в карандашном рисунке передать полутон? Для этого есть два варианта – тушевка и штриховка. Что выбрать?
Тушевка – получение полутона путем сплошного наложения штрихов без пробелов между ними. При штриховке между отдельными штрихами есть промежутки, поэтому к этому способу предъявляются более строгие требования.

Сравним возможности тушевки и штриховки при выполнении утемняющейся шкалы.
Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Кроме тог о, тушевка карандашом проявляет текстуру бумаги или поверхности, на которой она лежит. Поэтому ее не стоит применять на бумаге типа акварельной или пастельной, если не стоит задача сделать текстуру бумаги видимой.
Тушевку использовать , безусловно, можно, но в ограниченном числе случаев – например, для передачи гладкой текстуры изображаемой поверхности.
Второй лист расположите также горизонтально. Делим лист мысленно пополам, левую половину еще раз пополам. В левой четверти тренируемся выполнять штриховку в различных направлениях – по прямой, по дуге и т. д. Сложность в том, что если рука опирается на ребро ладони или на палец, она начинает работать как циркуль, и штрихи получаются не прямыми.

В следующей четверти второго листа от руки рисуем шкалу из 8 ступеней и заштриховываем ступени с наращиванием интенсивности: первая – самая светлая, вторая – темнее и т.д. Следите, чтобы штриховка ступеней выполнялась строго в их границах – исключены как выход за границы, так и вариант, когда штриховка не доходит до рамки.
Для равномерного покрытия штриховкой больших площадей художники применяют так называемую «конопатку» – штриховку под небольшим углом (примерно 20°).

В правой половине на глазок строим квадрат, проводим в нем диагонали, вписываем в квадрат окружность, дальше в эту окружность вписываем еще один квадрат и еще одну окружность. На пересечении окружностей, квадратов и диагоналей получаем фигуры, которые надо заштриховать в разных направлениях с разной интенсивностью.

Тренинги «Развитие глазомера как один из приемов обучения учащихся детского объединения по моделированию одежды»

В рамках освоения содержания дополнительной программы «Юное поколение выбирает стиль» учащиеся приобретают навыки работы по созданию индивидуальных предметов одежды. Наряду с освоением алгоритма творческой деятельности развивается аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность.

Одно из качеств, которым должен обладать модельер одежды – это точный глазомер. Этот качество помогает сразу оценивать пропорции фигуры, оценивать возможности будущего кроя, выбирать гармоничные варианты. Чтобы помочь учащимся, посещающим занятия детского объединения «Моделирование одежды» формировать, развивать и совершенствовать глазомер в структуру занятий включаются специальные упражнения, которые проводятся в качестве разминки для снятия мышечного напряжения.

Необходимо отметить, что хорошо развитый глазомер помогает в самых разных жизненных ситуациях. Например, при оценивании площади комнаты для размещения определенной мебели. Нужен глазомер, когда требуется достать какой-то предмет, определить примерное расстояние и т. д.

Упражнения на глазомер

    Определение промежутка

    У ведущего в руке 10 одинаковых монет. Он кладет три из них в один ряд так, чтобы они касались друг друга. Затем осторожно убирает среднюю монету. Задача играющего: разложить в одну линию остальные 8 монет с такими же промежутками, что получился между первой и третьей монетой. Ведущий проверяет результат одной из монет.

    Более сложным вариантом становится задача положить две монеты с таким промежутком, чтобы между ними можно было положить конкретное число монет (цифру озвучивает ведущий).

    Ведущий берет три одинаковые полоски картона. Задача играющего: положить две полоски, соединив их концы под углом так, чтобы при прикладывании третьей полоски получился равносторонний треугольник.

    Определение площади

    Ведущий демонстрирует группе какой-нибудь предмет небольшого размера. Это может быть ваза, книга, блокнот. Задача играющих детей: начертить на листе бумаги нижнее сечение, чтобы после помещения на него предмета они полностью совпали.

    Педагог предлагает ограничить на листе бумаги площадь, на которой может поместиться утюг, которым они постоянно пользуются на занятиях. Сам утюг во время выполнения задания не демонстрируется.

    Изображение круга

На листе бумаги педагог отмечает точку примерно посередине и чертит сверху отрезок, по длине меньший половины ширины листа. Учащиеся, предварительно рассчитавшись по порядку, по очереди подходят и на глаз ставят точку, на расстоянии от намеченного педагогом центра, равном длине отрезка. Каждый свою точку подписывает полученным при расчете номером. Точность глазомера проверяется проведением от центра окружности с радиусом, равным отрезку, начерченному педагогом.

    Точность показа

Выходят два игрока. Им дается по метровой линейке, которая поворачивается лицевой стороной с делениями к группе. На тыльной стороне делений не должно быть. Они ставят линейки на стулья и показывают называемые ведущим значения, например 10 см, 25 см и т. д. Из числа учащихся выбирается один человек для записи результатов, которые затем сравниваются, и определяется победитель.

    Деление на равные части

Этот вид тренинга формирует очень важный навык для модельера – умение быстро и точно делить отрезок на равные части.

Игрокам на доске или на бумаге чертятся прямые линии произвольной длины, и предлагается разделить их без инструментов на заданное ведущим количество равных частей.

    Высота предметов

Подобную несложную тренировку можно проводить в любых условиях, показывая на предмет с целью определения его высоты. Выбираются объекты, размеры которых затем для сравнения можно измерить рулеткой или линейкой.

    Точное попадание

Учащиеся делятся на две команды. В каждой из них выбирается наблюдатель, который будет проверять работы соседей. Командам даются заранее подготовленные шаблоны. Это лист картона с вырезанными отверстиями различной геометрической формы – треугольные, круглые, прямоугольные, квадратные. Задача игроков вырезать, не примеряясь к шаблону, из бумаги фигуры, которые должны точно закрывать отверстия. Количество совпадений проверяют наблюдатели, прикладывая фигурки к шаблону.

    Определение длины

Педагог заранее чертит на бумаге линии разной длины, нумерует их и у себя записывает под каждым номером значение длины. Можно приготовить карточки для каждого ребенка и во время разминки попросить их на глаз определить длину отрезков, написав ее рядом с номером.

Для самостоятельного проведения тренингов на развитие глазомера, можно рекомендовать детям выполнять несложные упражнения.

    Прорисовывание без линейки параллельных линий на нелинованных листах бумаги.

    Нахождение центра окружности.

    Черчение без инструментов прямых углов.

    Проведение биссектрисы угла.

    Рисование повторяющихся геометрических фигур так, чтобы получалось орнаментальное изображение.

    На прогулках можно проводить тренировку глазомера, прикидывая примерное расстояние в шагах до какого-либо объекта с проверкой своей догадки на практике.

Эти несложные упражнения становятся очень важным инструментарием при развитии глазомера. При систематическом их применении достигается положительный результат с приобретением навыков, которые станут полезными в разнообразных жизненных ситуациях.

Как развить глазомер, как находить пропорции- разбираем, учимся выполняя простые упражнения. Итак, представте, что вы рисуете натюрморт. Все вроде- бы хорошо, да вот размеры, да и форму предметов вы никак уловить правильно не можете, все получается не так, как есть в натуре. То ниже, чем должно быть, то толще, чем в реальной форме. Или предметы вообще искажаются до неузнаваемости. Это к примеру, что- бы понять, чем мы будем сегодня заниматься.
Сегодня мы будем с вами учиться находить пропорциональные соотношения на анализе простых форм. И для этого нам понадобятся самые простые, самые обычные предметы из домашнего обихода. Можете брать любые предметы, которые захотите, с одним условием- они не должны быть сложны по своей структуре, форме.

Например, достаточно взять несколько бутылок, различных по размеру и по форме, можно взять обычные стеклянные банки- они также различны по размеру. Прибегать к свето- теневой передаче здесь не нужно. Сейчас мы не рисуем натюрморт, мы работаем с объемами и учимся находить их пропорции. Предметы размещаем на предметной плоскости на одной (или практически на одной) линии. Посмотрите как делаю:

Например, берем самые обычные банки из- под краски, ставим их рядом, одну из них я размещаю сверху второй.

Теперь нужно передать только их объемы, учитывая существующие размеры, которые находим на анализе соотношения их размеров между собой.

1. Компонуем предметы в плоскости листа. Находим крайние точки- ширину и высоту всей композиции. Замечание: моя композиция имеет горизонтальное расположение, так- что, понятно, что и планшет я располагаю горизонтально. У вас может быть по- другому.

2. Находим место каждого предмета в композиции, находим основные пропорциональные соотношения. Посмотрите как это достигается:
Форма предметов находится по трем точкам, которые условно образуют определенный угол. Вот как раз и нужно развивать умение находить основные конструктивные моменты в любой композиции, прибегая к анализу форм при помощи условных трех точек, которые образуют условные углы. Так находятся пропорциональные соотношения предметов в композиции, так образуем конструкцию каждого предмета, и уже только в последствии, когда нашли основное, находим детали.

Два предмета в этой композиции практически одинаковы- это тоже нужно попытаться передать, что может оказаться не так просто по- началу. Пробуйте.


Как развить глазомер- рисуем еще. Берем стеклянные банки различных размеров, я ставлю еще один произвольный предмет- рисуем. Так- же точно, находим характер композиции- опять горизонтальная. Не забываем о предметной плоскости- ее можно, а то и нужно показать, ведь все наши предметы не висят сейчас в пространстве, а располагаются на четкой горизонтальной плоскости.

Дальше находим размеры композиции в пространстве листа. Если по простому- находим общий объем, который занимают наши предметы в листе- определяем высоту и ширину всей композиции- для этого прибегаем к нахождению этих пропорциональных соотношений.

Дальше дробим общий объем на боее частные- предметы композиции. Ищем- сколько и где отведено место каждому предмету в листе. Находим конструкцию- форму каждого предмета. Все это достигается за счет применения навыков нахождения пропорциональных соотношений, за счет инструмента- трех характерных точек, которые образуются имеющимися условными углами. Их наши глаза должны учиться замечать- таким образом развивается глазомер.

То, что начерчено в рисунке- не обязательно изображать, здесь только показан ход работы, какие условные углы, что способствовали передаче формы на листе, находились, использовались в построении. У вас могут быть совсем другие предметы в композиции, просто поймите принцип работы нашего глазомера при поиске пропорций предметов. Если вы это усвоите, сможете очень просто понимать как научиться рисовать правильно абсолютно любые предметы.

Прибегать к помощи сподручных средств- линейке, карандашу для поиска пропорций нельзя. Таким образом можно себя только проверять, и только после того, как поработает глазомер- ваша наблюдательная перспектива.

Как развить глазомер. Наблюдательная перспектива


Как развить глазомер- работаем еще. Здесь показано, как выбраны предметы, практически равные по размерам, но несколько отличающиеся по форме. Ход работы тот- же. Найдете правильно пропорциональные отношения в композиции- найдете и объемы, и характерные особенности этих объемов.

Учимся вести поиск пропорциональных соотношений при помощи условных конструктивных трех точек.

Выполнять это задание можно любым матералом. Сначала можно использовать уголь, сангину, при этом, в работе не "заморачиваться" деталями, просто ищите основные объемы в листе.

Дальше переходите на графитный карандаш. Когда найдете основные объемы, поработайте и над конструктивным началом имеющихся форм в композиции. Можете немного заштриховывать теневую часть предметов, дабы рисунок казался более живой, объемный. Выделяйте ближние к нам части. На изломах или пересечениях форм делайте акценты. В этих несложных заданиях можно и немного уделить внимание линейной перспективе . Где например: разбирая конструкцию предмета мы замечаем, что в его основе лежит цилиндр. А цилиндр, как геометрическая фигура может быть запросто помещена в среду, которая называется- перспектива. Берем и рисуем конструктивное начало предмета с учетом перспективы.

Но главная задача этих упражнений- понять метод поиска пропорциональных соотношений в любой композиции и развитие глазомера- нашей, имеющейся практически у любого человека, наблюдательной перспективе. Все люди без исключения ею обладают, разве- что не в одинаковой степени у них она развита.

Для чего начинающему художнику хороший глазомер? Чтобы рисовать похоже:)
Ведь бывает, рисуешь, стараешься, а все же – что-то не то... Да и линии какие-то неуверенные, неровные… Не рисунок, а сплошное разочарование! Знакомо?

Хорошего рисовальщика от начинающего отличает острый глаз и твердая рука.

Причем, «острый глаз» - это не метафора. Тренированный глаз художника хорошо видит особенности формы изображаемого объекта: его пропорции, соотношение частей, положение линий относительно вертикали или горизонтали.

А уверенная, твердая рука легко переносит увиденное на лист.
Предлагаю потренировать ваши руку и глазомер! Тренировка, хоть и простая, но очень важная.

Помните, как вы когда-то тренировались рисовать буквы, выводя палочки и закорючки в прописях? Ох, и сложная это была задачка... А теперь? Пишете и не задумываетесь, верно ведь?

Так и ваша сноровка в рисунке. Она зависит только от количества практики. Причем, замечу, ОСОЗНАННОЙ практики. Когда вы целенаправленно развиваете свои способности.

Постановка руки – дело наживное и несложное. А насчет глазомера…

Хороший глазомер - очень важный фактор при рисовании с натуры.

Ведь именно умение правильно соотносить размер объектов позволяет нарисовать предметы похожими.

Итак, сегодня тренируем глазомер и придаем уверенность руке!

Развиваем глазомер: упражнение №1

1. Нарисовать пять горизонтальных и пять вертикальных линий.

При рисовании прямой линии не старайтесь сделать ее одним движением. Это далеко не каждому под силу. Тем более в тех полевых условиях, в которых работаете вы. 🙂
Рисуйте линию легко, без сильного нажима на карандаш. Проведите ее несколько раз, уточняя. Воспользуйтесь ластиком только тогда, когда линия будет абсолютно ровной и параллельной краю листа.

2. Деление отрезков на части – 2, 4, 8, 3, 5.

Делаем по краю линий засечки. Затем делим линии на части. Первую – пополам, на две части. При этом вы производите деление «на глаз» - ставите черточку в том месте, где будет, по вашему мнению, середина. После этого – проверяем себя. Для этого используем замер карандашом. Вот так:

Замерили – одну половинку, сравнили с другой. Если неправильно – откорректировали.

На 4 и 8 частей делить просто, делим каждую половинку еще пополам. Сложнее делить на нечетное количество частей. Четвертый отрезок делим на 3. Последний – на 5 частей.
Закончили с горизонтальными – делим вертикали.

Больше интересной и полезной информации о рисовании от художника Марины Трушниковой Вы найдете в электронном журнале "Жизнь в Искусстве".

Получайте номера журнала на свой e-mail!

3. Окружность.

Рисуем пересечение из горизонтали и вертикали. Добавляем две диагональных линии.

От центра по всем лучам откладываем одинаковые отрезки. (на глаз! а потом проверяем и корректируем). Затем через полученные точки проводим окружность. Если 8 точек вам мало, и круг получается неровный – добавьте еще диагоналей.

4. Деление окружности на 3 части.

Ниже рисуем еще один круг. Делим его на 3 части.

Сделали? Теперь можно погладить себя по голове и выдать себе премию. 🙂 Если есть проблемы с рисованием вертикальных и горизонтальных линий – тренируемся еще.

Глазомер тренируем повсюду. Не рисуя. Просто смотрите на что-нибудь и делите на части. Или, наоборот, разглядываем объект и прикидываем – сколько его части составляют от целого: 12, 13, 16, 410 и т.д.

Развиваем глазомер: упражнение №2

Рисование кристаллов. Очень занимательное занятие, скажу я вам. Медитативное такое… Я еле оторвалась! 🙂

Пошагово:
1. вертикаль, горизонталь в центре листа А4.
2. гибкая линия слева – такая же справа. Овалы, параболы, гиперболы и т.д. Все виды красивых текучих линий.

Примеры кристаллов моих учеников

Изображение наращивается, усложняется… Результат – обалденный!

НО! Следите за тем, чтобы линии были четко симметричны. А иначе, зачем мы глазомер развивали и учились отрезки отмерять? 😉 Проверить себя можно, посмотрев на рисунок через зеркало – оно вам не соврет.

Нужно сказать, что я сама с первым кристаллом помучилась. Зато когда рука на первом набивается – от второго не оттащишь!

Нарисуйте парочку таких кристаллов. Будет желание – больше.