Презентация на тему башкиры по географии. Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа"

450 лет вместе. Башкиры. Свердловская областная межнациональная библиотека. Информационное издание. Башкиры Свердловской области, коренное население Урала, живут во всех городах и районах области. Большая их часть – сельчане. Места компактного проживания – Красноуфимский, Михайловский, Нижнесергинский, Артинский, Каменский районы. Вместе со всем народом в 2007 году уральские башкиры отмечают 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России – отмечают как праздник нерушимой дружбы и братства башкирского и русского народов, всех народов нашей Родины. Вхождение в состав России имело для Башкирии большое прогрессивное значение, способствовало пробуждению производительных и творческих сил, приобщению к хозяйственному опыту, русской культуре и общественной мысли. Дружба русского и башкирского народов крепла и закалялась в совместной борьбе за целостность и независимость России. Башкиры храбро сражались в ополчении Минина и Пожарского, в Азовских походах Петра 1, в Северной и Семилетней войнах. В Отечественную войну 1812 года Башкирия выставила 19 кавалерийских полков. Признанием их ратных заслуг служит то, что в Лейпцигском музее рядом с названиями русских дивизий золотыми буквами высечены наименования башкирских частей. Многие века наши народы боролись против социального и национального гнета. Выразительным примером союза людей труда разных национальностей стала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, в которой активное участие принял башкирский народ, выдвинув из своей среды талантливого полководца, мыслителя и поэта – легендарного Салавата Юлаева. Яркой страницей в летопись боевого содружества вошел рейд южно-уральских партизан по тылам белогвардейцев под командованием В. К. Блюхера. Тысячи башкир отважно сражались в составе частей Красной Армии, которыми командовали М. В. Фрунзе и В. И. Чапаев.

Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не
был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.

Башкирский писатель и поэт – Мустай Карим.

«Девушка в башкирском костюме» Художник Хабиров Р.С.

«Башкирский кумыс» Художник Кащеев Ф.А.

Башкиры издавна жили на Уральской земле.

До конца 19 века башкиры вели
полукочевой образ жизни, однако постепенно
стали оседлыми и освоили земледелие,
восточные башкиры еще некоторое время
практиковали выезды на летнее кочевье и
летом предпочитали жить в юртах, со
временем, и они стали жить в деревянных
срубах или глинобитных хижинах, а потом
и в более современных сооружениях.

Башкирские праздники.

Ураза-байрам
Как и многие башкирские народные праздники, Уразабайрам пришел вместе с мусульманством. Это один из
важнейших праздников года, в этот день происходит
разговение после долгого поста. В Башкирии этот
праздник отмечается очень широко. С утра все люди
отправляются в мечеть, затем в домах накрываются
богатые столы, часть еды обязательно раздается
нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им
было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью
старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в
этот день обязательно готовят блюда из говядины и
конины, надевают праздничные костюмы, много
танцуют. В этот день нет места унынию.

Курбан-байрам

Этот мусульманский и башкирский праздник в
сентябре отмечается, и связан он с
жертвоприношениями и паломничеством в Мекку.
Он означает высшую точку пути к святым местам.
С утра во всех мечетях Башкортостана проходят
праздничные богослужения и особый обряд
жертвоприношения. Потом в каждом доме
накрываются столы, в этот день обязательно
нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко
глава семьи покупает на базаре тушу животного:
барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает
бедным. После этого башкиры отправляются друг к
другу в гости, где за праздничным столом
восхваляют Господа.

Каргатуй.

Башкиры отмечают Каргатуй «грачиный
праздник» в то время когда весной прилетают грачи,
смысл праздника – это празднование момента
пробуждения природы от зимнего сна и также повод
обратиться к силам природы (кстати, башкиры
считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с
просьбой о благополучии и плодородии грядущего
сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в
гулянии могли исключительно женщины и
подрастающее поколение, сейчас эти ограничения
сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы,
кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки
на специальных валунах для грачей.

Сабантуй.
Многие башкирские праздники связаны с сезонными
сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник
плуга – один из них.
Он обозначает завершение весенних работ в поле.
Люди молятся о хорошем урожае и стараются
умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших
площадях, где может собраться все население села.
Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье
включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в
этот день принято проводить шуточные соревнования по
борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз
самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день
обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир
существуют специальные песни, которые призывают
милость богов.

Этногенез башкир происходил в IX – XIII в. на территории Урало-Поволжского региона в результате взаимодействия и смешения древних башкир, приуральских финно-угорских племен и племен булгаро-мадьярской группы, уральских потомков ираноязычных сарматов и мигрировавших сюда кипчаков, передавших башкирам некоторые этнокультурные признаки тюркских народов Средней Азии и Казахстана.Казахстана






Характерными чертами башкирской ментальности являются: чрезвычайно обостренное свободолюбие как наследие «степной философии», духовный коллективизм или т.н. «башкирское братство» (приоритет родового над личным без ущемления индивидуальной свободы отдельно взятого члена рода), культ уважения предков и любовь к природе как основе бытия башкир, трудолюбие, общительность и гостеприимство.


Интересным фактом является отсутствие в башкирском языке развитой системы ненормативной лексики. Возможной причиной явилась исторически сложившаяся традиция не злословить в присутствии женщин, детей и стариков, а также домашних животных и пчел, чтобы не нанести вред. Для предков башкир слово было таким же материальным, как и любая вещь. Видимо, поэтому в башкирском языке сохранилось выражение «hуз тезеу», что по- башкирски означает «нанизывать слово».


В основе башкирского этикета лежат национальные традиции, обычаи, обряды и ритуалы (по- башкирски «йола»). Например, во время приветствия башкиры иногда пожимают руку собеседника двумя руками, что является знаком особого расположения и радушия. В случае общения с пожилыми людьми подобное рукопожатие является обязательным, иначе вас сочтут невежливым.


Традиционное декоративное искусство Предметный мир башкирской культуры ярок и самобытен во многом благодаря орнаментальному искусству, которое эстетизировало все его области: одежду и утварь, жилище, снаряжение воина. Многообразны технические приемы башкирского декоративного искусства: различные виды ткачества (бранное, закладное, выборное, многоремизное, ковроткачество),




Сабантуй - праздник труда, в котором сливаются обычаи тюркских народов Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось национальным играм, выявлению новых молодых батыров, защитников рода, племени, народа.


Йыйын Строго установленного времени для проведения йыйынов, в отличие от сабантуя, не было, но обычно его организовывали в период после сева до косовицы ржи. На йыйынах одного или нескольких родственных аулов решались спорные земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища. Нередко к йыйынам приурочивались и свадебные торжества.


Традиционная башкирская свадьба Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. С этого момента девочка становилась невестой, и отец уже не имел права выдать ее за другого, хотя бы жених и оказался потом неподходящей партией, вследствие ли своих качеств или по расстроившемуся материальному состоянию. Если отец впоследствии не пожелает отдать за нареченного свою дочь, он обязан откупить ее, т.е. отдать жениху или его родителям скот, деньги и прочее, в размере обусловленного раньше калыма. Женились башкиры рано. По достижении юношей лет его женили на девушке лет. Отец, желая женить сына, советовался с женой, спрашивал согласия на брак и сына. Выбор невесты, хотя и по согласию с женой, всегда принадлежал отцу. Заручившись согласием сына и жены, отец отправлял к будущему тестю сватов (коза) или сам отправлялся к нему для переговоров.



  • Цветок курая – символ семи башкирских племен .
  • Башкортостан - многонациональная республика. На её территории проживают представители более 70 наций и народностей. Наиболее многочисленные из них – башкиры (21,9%), татары (28,4%) и русские (39,3%). Остальные национальности вместе взятые составляют 10,4% населения Башкортостана. Всего в Башкортостане проживают представители свыше 130 национальностей.
  • Численность в России 1345,3 тыс. человек, в том числе в Башкирии 863,8 тыс. человек.
  • Живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях. Проживают по всей территории России.
  • Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки.
  • Распространены русский, татарский языки.
  • Письменность на основе русского алфавита.
  • Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.
  • Башкиры - тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южно - степной полосы. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков.
  • В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика башкиров.
  • Традиционным занятием башкир издавна было полукочевое скотоводство, они разводили главным образом лошадей, а также овец, крупный рогатый скот, верблюдов. Другими занятиями были охота, рыбная ловля, бортничество. Развиты были подсобные занятия и промыслы - ткачество, деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкур и кож, изготовление из них одежды и обуви.
  • Традиционным сельским поселением башкир был аул. В условиях кочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились с переходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала была характерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждая группировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы. Количество дворов варьировало от нескольких десятков до 200-300 и более, в выселках было 10-20 дворов.
  • Мусульманство.
  • Письменность для башкирского
  • языка сначала была создана на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. - на русскую графическую основу.
  • Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края.
  • Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён.
  • Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы.
  • Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время.
  • Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом.
  • Башкиры сохраняли элементы традиционных верований:
  • почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы).
  • Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе).
  • Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом.
  • Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов.
  • Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты.
  • Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

Сценарий выступления «Башкиры»

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком, -

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой…

Башкортостан необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами.

Республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Здесь проживает около 100 национальностей (живут русские, башкиры, татары, чуваши, мордва и т.д.)

Флаг Башкирии представляет собой полотнище зеленого, белого и синего цвета с эмблемой. Синий цвет означает чистоту помыслов народов республики, белый – их миролюбие, зеленый – свободу. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.

Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей.

Столица республики – город Уфа–это большой, красивый город.

В мире и согласии живут трудовые слои башкирского и русского народа. Им всегда приходилось вместе защищать интересы России.

Нам хорошо известно имя легендарного героя башкирского народа Салавата Юлаева.

Он соединил в себе талант поэта, дар полководца, бесстрашие воина. Эти качества отражают духовный облик башкир.

Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Башкирский народный праздник – сабантуй (переводится как “праздник плуга”.)

Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых.

Прекрасны башкирские песни, народные танцы, хороши традиции и обычаи башкирского народа. Вы сейчас услышите мелодии курая – этого чудесного национального духовного инструмента.

Башкортостан – республика большой нефти и нефтехимии.

Башкортостан – республика машиностроения.

Башкортостан – республика хлебных полей.

Башкортостан – республика душистого меда, целебного кумыса.

Башкортостан – страна певцов, страна поэтов.

В народных танцах, так же как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. С башкирским искусством народного танца познакомились зрители многих республик, областей и краев нашей страны. Башкирские танцоры побывали в нескольких десятках стран всех пяти континентов.

(танец)

Сегодня мы говорили о Башкортостане, о его бескрайних просторах, о бесчисленных богатствах, которые нам с вами беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!

В пестрых красивых башкирских коврах,

В девственных горных воздушных лесах,

Под золотистого солнца лучами,

Липы душистые пленяют цветами,

Трудятся пчелы башкирского меда,

Свойства целебные дарит природа.

Мягкие травы, в зелёное время,

Лугов сенокосных молочное бремя.

Духом священна гора Иремель,

Энергична Уфа, полноводен Инзер.

Лентой голубой украшает Агидель

Башкортостан любимый наш край,

Песней Отчизну возносит курай:

Башкортостан жизнерадостный выше взлетай,

Людям звездой путеводной сияй!