Презентация по кубановедению "знакомство с декоративно- прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами кубани". Декоративно – прикладное искусство кубанских казаков


Цели и задачи урока: Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям












Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). четвертая мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» - размывали стены нанося на них аккуратным слоем глину.


Крыли ее камышом, путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – груба. Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Крыли ее камышом, путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – груба. Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины..


Строительство саманных домов Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены










Проверь себя 1. Когда была основана станица? Сколько лет мы отметили в этом году? 2. Какую часть края заселяли казаки черноморцы? 3. Где обосновались линейные казаки? 4. Какие строили хаты? Застройка усадьбы – подворья. 5. Какой строительный материал использовали? 6. Опишите внутреннее устройство в казачьей хате. 7. Чем дома линейцев отличались от хат черноморцев? 8. Как стали называть с 1842 г. кубанские поселения?





«Искусство и его виды» - Скульптура, Декоративно- прикладное, Станковую. Фотография. ФОТОИСКУССТВО - пластическое искусство, произведения которого создаются средствами фотографии. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Неизобразительные искусства. АРХИТЕКТУРА - искусство: - проектирования и строительства зданий; и - создания художественно выразительных ансамблей.

«Искусство XX века» - Севильский натюрморт. Абстракционизм -. Конь + Всадник + Дом. Смысл ночи. В. Шкловский. Умберто БОЧЧОНИ. Художники: П. Мондриан Ф. Купка В.Кандинсий. Открытая книга К Парнасу. Художники: С. Дали Ж. Миро М. Эрнста Ж. Арра. Истина в искусстве, по мнению примитивистов: смотреть на мир глазами ребенка. Розовая комната.

«Искусство и культура» - В любой области искусства художник создает произведение искусства через творчество. Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. Мировая. Материальная. Искусство слова (литература). Искусство звука (музыка).

«Искусство XX века» - Василий Васильевич Кандинский. К. Малевич. Футуризм. футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Кандинский Импровизация №31, 1913. Купание красного коня. В. Кандинский Дамы в кринолинах. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. В. Кандинский Импровизация №31, 1913.

«Кубанские казаки» - По штандартам. Атака. Казачество в наше время. Казаки в Бельгии. Со старшинством с 5октября 1904г. На Рождество колядовали, по домам ходили ряженые, пели обрядовые песни. Стрельба из лука Картина Юзефа Брандта. Посвящение в казаки. Травм и повреждений не получил. Участвовал компании 1877 - 1878г. Красная).

Цели:

  • закрепление знаний о НДПИ Кубани,
  • формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий,
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни,
  • воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа.

Оборудование: предметы быта и одежды (оригиналы); мультимедийная установка; раздаточный материал для теоретического опроса (карточки – задания); раздаточный материал для использования в практической работе; музыкальное сопровождение: минусовки песен «Моя Кубань – моя душа» (слова Л.Фоминых, музыка В. Чернявского), «Ах, Кубань, Кубань», слова О. Тыльковой, музыка В. Столбова (Приложение 4 ). Шуточная кубанская народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький».

Все вопросы и задания появляются на экране, учитель комментирует их. После ответа учащихся на экране высвечиваются правильные ответы для сравнения. Презентация урока представлена в Приложении 1 .

ПЕРВЫЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите при чтении стихов. Что они означают?
Черкеска – верхняя одежда казака.
Бешмет – одежда казака.
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Спидница – нижняя юбка.

– А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала ХХ века:

Культура малой родимы богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.

Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «пидворье» надо нам «робыть»,
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

Костюм казачий из сукна, из ситца.
Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики.

У молодых – и то усы торчат,
Чтоб привлечь внимание девчат.
Казак на службе, у жены работа,
На бабушке – о детушках забота.

И молится хозяйка день и ночь,
Старается родным своим помочь.
По вечерам «кучкуются», бывает,
«Балакают» и песни «заспивают».

Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас, потомков, много слов.
В кубанских песнях – боевое братство,
Любовь к земле, душевные богатства.

Казак кубанский – воин, хлебороб,
В нем сильный дух столетьями живет.
Е.Д. Фелицым – очень даровит.
Его музей и до сих пор стоит.

Вперед шагнула и литература,
Неповторима и архитектура.
Мальгерба зданье простоит века.
Вот это ум, вот это мысль, рука.

Гладков и Чехов в крае побывали
О нем воспоминанья оставляли,
Они писали, что у нас живет
Практичный, сильный, а в бою – горячий,
Не зря воспет в стихах народ казачий.

Cтихи звучат под музыку песни «Моя Кубань – моя душа» (Приложение 2 ).

Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники.

II. Проверка домашнего задания и ранее изученного

Опрос по теме:

Учитель: Кто сделал эти предметы быта?

Ответ учеников: Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий.

Учитель: Как происходило обучение мастерству?

Ответ учеников: Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику.

Учитель: Как учили?

Ответ учеников: Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» – В.Т. Жук (школа лозоплетения на Кубани).

Учитель: Как мы с вами приобщались к народному творчеству?

Ответ учеников: Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, фотографии.

Учитель: Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией?

Ответ учеников: Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций.

Учитель: Что нужно для того, чтобы учение стал носителем традиций мастера?

Ответ учеников: Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции.

Учитель: Какие виды НДПИ Кубани вы знаете?

Ответ учеников: Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое.

Учитель: Какие предметы быта вышивали?

Ответ учеников: Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие.

Учитель: На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты?

Ответ учеников: Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие.

III. Игра «Поле чудес»

Работа по карточкам (два варианта) на знание видов орнамента (вставьте буквы в пустые клетки).

Учитель: Дайте определение понятия «орнамент»?

Ответ учеников: Это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

На экране задания на два варианта. Учащиеся на карточках их выполняют и сдают на проверку.

IV. На экране семь образцов резьбы по дереву (фанере).

Ученикам раздаются карточки, где они должны указать к каждому из семи предметов правильный ответ (обвести).

и т.д. остальные шесть предметов.

Учитель: Что же заставляет заниматься резьбой?

Ответ учеников: Желание самовыразиться, для украшения быта. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы в единственном экземпляре.

V. Итог урока

НДПИ Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и НДПИ, как его части.

Звучит шуточная народная песня в обработке В.Захарченко «Гай зэлэнэнький» (Приложение 3 ) .

ВТОРОЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Мы с вами сегодня на первом уроке повторили тот материал, который нам нужен в практической части – на втором уроке.А сейчас вам предлагается материал для работы и варианты его выполнения, подумайте, обсудите, какой из вариантов работы наиболее приемлем для ваших знаний и умений.

II. Объяснение выполнения практического задания

  • выпилить по силуэту фигурку;
  • выпилить и раскрасить, после шлифовки;
  • выпилить и выжигателем или штемпелями нанести узоры (контурные линии и линии внутри);
  • сделать панно, используя различные формы контура с прорезями внутри. Обжечь контур;
  • создать композицию на подставке и раскрасить гуашью;
  • добавить симметричное изображение, создать композицию на подставке и раскрасить.
  • использовать предложенные фигурки в орнаментальной композиции, доработать форму изделия и определить его назначение

(Варианты работ на экране).

III. Оценки товарищами и учителями выбранной работы, исходя из практических умений

При ответах на экране текст ПОПС-формулы, который предлагается использовать для доказательства:

П – позиция: «Я считаю, что это…»
О – обоснование: «Потому что…»
П – пример: «Я могу это доказать тем, что…»
С – суждение: «Исходя из этого, я сделаю вывод о том, что…»

Учитель тоже выражает свое отношение к оценке товарищей.

IV. Разработка вариантов работы на бумаге

Практические работы детей. Работа проходит под музыку В. Столбова «Ах Кубань, Кубань».

V. Итог урока

Учитель: Итак, о чем мы говорили на первом уроке и делали на втором уроке труда? (ответы)

VI. Домашнее задание

Учитель: Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов.

Доклад из опыта работы воспитателя Тимковой И. В. на тему: «Народное декоративно – прикладное искусство Кубани как средство эстетического развития дошкольников».

Культуру России невозможно представить
без народного искусства, которое раскрывает
истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его эстетическую
ценность, художественный вкус и
является частью его истории.

В. А. Сухомлинский.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно - прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы - от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.

Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибоская и другие. Они неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях новые яркие образные представления о Родине, Кубани, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее».

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь».

В процессе разнообразных видов художественно - эстетической деятельности у детей наблюдается развитие нравственно - эстетических качеств, художественного вкуса, творческих способностей.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками - это дерево, глина, кость и т. д.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомя детей с русским народным декоративно-прикладным искусством я опираюсь на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

На занятиях в младшей и средней группе, знакомя детей с декоративно - прикладным искусством, использую сказки, загадки, песенки, потешки. Народное поэтическое слово как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Народное слово передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Ведь не зря звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылицы, поговорки, басенки… А в деревнях и станицах продолжают жить старинные обряды, традиционные праздники, гуляния, содержащие в себе стихи, песни, танцы, игровые приемы, а главное - народную мудрость.

Песенки, поговорки, стихи, потешки - прекрасный речевой материал, который я использую в работе. На его основе у ребенка отрабатываются понимание текста, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием. Знакомство детей с фольклором является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии и творчества на умственное, познавательное и эстетическое развитие ребенка.

В старшей и подготовительной к школе группе кроме народного фольклора использую картины кубанских народных живописцев, кубанскую народную музыку, стихи кубанских поэтов, знакомлю детей с кубанскими ремеслами.

Рассказывая детям о родном крае, городе, об их собственном доме, я дала представления о том, что это наша малая Родина. Что дом - это не просто строение, это - жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. В родном доме проходит вся бытовая жизнь человека от начала и до конца. С огромным интересом дети рассматривали фотографии и эскизы сельских домов украшенных ажурной резьбой по дереву. Резьбой украшали все детали дома - причелины, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом. Попутно объяснила детям, что из дерева кубанские мастера - резчики - выполняли изделия для жилища: мебель, украшения, посуду, шкатулки и вазочки и т.д.

После знакомства с кубанскими строениями, ознакомила детей с праздником «Новоселье», объяснила, в чем его отличие от других праздников, что принято дарить в этом случае хозяевам дома. И сразу же оживились игры детей, они стали устраивать «новоселье» для кукол и готовить подарки для них: делали мебель из разных коробочек, наклеивали аппликации - коврики, рисовали картины для украшения дома. Когда дети стали делать коврики, я рассказала о кубанских мастерах ковроткачества, об особенностях орнамента и цветового решения. Для украшения кукольных домиков стали делать декоративное панно из различных лоскутков тканей. Познакомила детей с лоскутовой техникой. Объяснила, почему этот вид декоративного искусства пользовался популярностью у нас на Кубани.

Так же рассказала детям, что у нас на Кубани в старину любили устраивать посиделки. На них собирались для того, чтобы веселее спорилась работа, чтобы при необходимости помочь друг другу. Объяснила, что на посиделках не только работали - вышивали, вязали, пряли. Совместная работа на посиделках всегда сопровождалась пением, шутками, прибаутками, загадыванием загадок, играми…

Особое внимание детей обращаю на то, что мы живем на Кубани, а здесь издавна проживает талантливый народ - кубанские казаки - народ хозяйственный и мастеровитый. Занимались они разными ремеслами: мужчины занимались кованью, резьбой по дереву и кости, гончарным искусством, чеканкой, лозоплетением. Женщины - пряли, ткали, шили одежду, занимались вязанием и вышивкой, росписью посуды и предметов бытовой утвари. Но самое главное все вместе занимались сельским хозяйством - выращивали хлеб, разводили скот, занимались огородничеством и садоводством.

Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.

Гончарное ремесло на Кубани.

Гончарное производство — типичный мелкий промысел на Кубани. В каждой Кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшинов. Создание этой красивой формы было доступно не всем. Для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик»- горшок с широким высоким горлом. В такой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.

Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. Это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде.

Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно. Развитие производства игрушки в разных местах Кубанской области (например, станицах Полтавской, Холмской, Старощербиновской, Баталпашинской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы - хорошей красной глины (реже серой, синей, белой, желтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами - макитрами, глечиками, мисками, горшками. Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска. Такой простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приемов было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя. Пусть на чей-то взгляд такие глиняные игрушки были "примитивными", ничем не украшенными, но они были прочны, забавны и недороги. Наиболее распространенными и близкими кубанским мастерам были образы птиц, уточек, "петушков и барашков", "коников”.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район) и других умельцев.

Лозоплетение.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы.

Из прутьев ивы, камыша, тальника, тростника плели различные вещи для быта: колыбели, столы, стулья, корзины, лукошки, плетни. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - брыль (шляпы с широкими полями). На рынках Кубани можно купить изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративное панно.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Кубанская ковань.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получило кузнечное ремесло. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. В каждой кубанской станице работали до пяти кузниц. Умели ковать своих коней, брички, оружие, домашнюю утварь. В станичных кузницах ковали топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты - «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. В начале двадцатого века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. Существовали несколько типов орнамента кубанской ковки: растительный тип, геометрический, зооморфный. Растительному типу характерны листья, гроздья, стебли, злаки, цветы. Геометрическому типу - геометрические фигуры. Зооморфному типу характерны изображения птиц, драконов, морских коньков.

Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях 19 века в городах и станицах Кубани. Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы НовотитаровскойДинского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

Лоскутное творчество.

Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Главной причиной зарождения и существования шитья из лоскутов, было экономное отношение к имеющемуся материалу. Женщины бережно сохраняли все, даже самые мелкие обрезки ситца и других тканей, оставшиеся после кроя и шитья одежды, и, собрав достаточное количество, шили из них лоскутные одеяла. Искусная мастерица тщательно подбирает лоскутки по цвету, создавая мозаичный узор. Лоскутки ткани имеют существенную выразительную особенность - это рисунок на цветном фоне ткани. Внутренний рисунок каждого лоскутка придает ему глубину, выразительность. Сочетание цветов позволяет добиться художественного эффекта.

Ткачество и вышивка.

Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Уже в 7 - 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя, но и для продажи. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее древнее сочетание цветов - белый и красный. Красный цвет - символ плодородия. Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. В народной вышивке на Кубани преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстом пословиц, поговорок, молитв. Большинство вышитых изделий вышито крестом, реже - гладью.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Михайлова Татьяна Вячеславовна, Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

Резьба по дереву.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда - бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей - фигурки различных животных, музыкальные инструменты - дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры.

Обработка кожи.

Обработка кожи тоже была одним из распространенных видов ремесел - это изготовление поясов, обуви, сёдел. В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи.

Жительница города Ейска Горб Ольга Викторовна единственная женщина-шорник в Краснодарском крае. Удивительно, как эта миниатюрная энергичная девушка справляется с совсем не женским ремеслом изготовления шорно-седельных изделий. Помимо упряжи для лошадей, из более тонкой и мягкой кожи Ольга изготавливает аксессуары для женщин, чехлы для широкого спектра предметов, ножны и кобуру, ремни и напульсники, сумки и элементы одежды. Это далеко не полный ассортимент предлагаемой продукции.

Петриковская роспись.

Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным...Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская роспись. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"

Роспись - оберег своей земли, который сопровождает нас сейчас так же, как и тысячи лет до этого. Петриковская роспись - это естественное продолжение развития культуры росписи как таковой, воплотившей в себя весь многовековой опыт славянской и многих других народностей, проживавших на этих землях бок о бок с нашими предками.

Петриковская роспись в начале 19 века распространилась на предметы домашней утвари — посуду, столы, сундуки, брички. Спрос рождает предложение и роспись стала занятием для целых семей, продававших свои работы на базаре. Петриковка в то время - это крупный торговый центр и работы сельских художников завоевали заслуженую популярность в других регионах Украины. Возросший спрос на петриковскую роспись, в часности на малевки вызывал естественное стремление не только его удовлетворить, но так же применил более высокие требования к самой технике исполнения петриковской росписи и к художественному уровню самих рисунков - малёвок.

Занятие "петриковская роспись" постепенно становилось уделом наиболее квалифицированных народных мастеров, избравших рисование профессией. И уже к началу XX столетия бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства.

Центр народного искусства объединил в своих рядах опытнейших художников и заслуженных мастеров народного творчества Украины, сплоченных идеей возрождения и развития культурного наследия. Мы создаём неповторимый, проверенный временем колорит, который одновременно является и оберег ом для Вашего дома. При оформлении своего дома, квартиры и другого помещениях, где живут или работают люди, ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСЬЮ общий дизайн помещения меняется в направлении уюта и домашнего тепла, что положительным образом сказывается на общей обстановке и на взаимоотношениях между людьми.

Сегодня 45 мастеров работают только по собственным замыслам и эскизам. Наибольшим спросом пользуются работы Нины Турчин, Валентины Деки, Катерины Тимошенко, Андрея Пикуша.

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества, его экспозиция включает множество шедевров этнической живописи - это картины, расписные предметы быта, украшения. Здесь также находятся мастерские, где можно не только понаблюдать, как работают художники, но и самому попробовать научиться что-нибудь рисовать в петриковском стиле.

Мастера живущие рядом.

  1. Михайлова Татьяна Вячеславовна — мастерица традиционной кубанской вышивки «крестом». В её коллекции более двадцати работ с живописными сюжетами и православными храмами.
  2. Шапошникова Александра Александровна — мастерица вязания крючком. И чего она только не умеет! Удивительной красоты салфетки, скатерти, покрывало, подзоры, корзиночки, украшают её дом.
  3. Семёнов Александр Семёнович — умелец плетения традиционных кубанских рыболовных снастей.
  4. Савостин Василий Кириллович — мастер резьбы по дереву.
  5. Доманов Иван Степанович — мастер лозоплетения.
  6. Горб Ольга Викторовна — единственная женщина-шорник в Краснодарском крае.
  7. Мария Ступина — юный мастер Петриковской росписи

Детская школа традиционных народных ремесел Кубани.

ДШИ пос. Мезмай начала свою деятельность в составе Краевой детской экспериментальной общеобразовательной школы народного искусства Кубанского казачьего хора в 2001 г., как отделение народного декоративно-прикладного искусства. С января 2005 г. школа действует в статусе самостоятельного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей.

При создании школы главным аспектом в организации работы учреждения послужило убеждение в необходимости соединения вопросов теоретического изучения народного искусства и творческой художественной практики. Основополагающая позиция - это введение народного декоративно-прикладного искусства, традиционной культуры Кубани, как системообразующих компонентов в сложившуюся систему дополнительного художественного образования (ДШИ и ДХШ).

Школа ремесел Кубани обучает основам НДПИ не только детей сельской местности, в которой она расположена, но и сотрудничает с другими образовательными учреждениями эстетического цикла, а также всеми заинтересованными лицами в плане ознакомления с традиционной культурой Кубани.

В настоящее время необходимо не только бережное сохранение национального своеобразия народного искусства и его традиционных средств, но и творческое развитие лучших традиций, придание им жизнестойкости в современных условиях.

Народное творчество, народные традиции - источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа народная добра и красива!

Сегодня наша Кубань это современный процветающий край, устремлённый в будущее. Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате нашей работы нам удалось убедиться в том, что традиционное казачье ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Мы можем заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, познакомиться с кубанскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства.

Культура малой Родины богата.
Перед тобой жилище предков - хата,
Турлучная, а крыша - камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

Ремесла распространенные в Краснодарском крае

Знакомства с ремеслами Краснодарского края способствует углубленному изучению его исторического прошлого. Их возрождение в современности необходимо для воспитания полноценного поколения.

Краснодарский край всегда славился умельцами, способными создать настоящий шедевр из куска дерева или глины. До сегодняшнего дня предметы быта, изготовленные ручным способом, высоко ценятся и считаются народным достоянием. На Кубани активно возрождаются старинные виды рукоделия и ремесла.

Прикладное мастерство

В каждой кубанской станице были мастера, которые из куска дерева могли сотворить настоящий шедевр. Лесные богатства края позволяли изготавливать из дерева практически все предметы быта - от посуды до мебели. Сундуки с росписью, резные зеркала, тарелки и иная утварь хранятся в городских музеях в память о старине.

Кузнечное дело

Одним из самых почитаемых ремесел на Кубани издавна считается кузнечное дело. Раньше его называли просто - «ковань». Кузнецы считались главными мастерами. В городах было по несколько работающих кузниц, где день и ночь трудились над предметами быта - ковали ставни, подковы, ухваты, ножи, топоры, замки, украшения для мебели.
Особенно ценились мастера, способные выковать тонкую и прочную кольчугу. Она была неотъемлемой частью гардероба всех мужчин, особенно в годы войны. Металлическая рубашка защищала человека от смертельных ударов противника.
В кузницах всегда было темно. Полумрак нужен был для того, чтобы вовремя увидеть, когда железо будет готово к ковке, приобретя соответствующий цвет от накаливания.
В конце 19 века стало развиваться художественное направление ковки. Кузнецы придумали собственный орнамент, который отличал кубанскую ковку от остальных. Были выделены его 4 основные вида:

  • растительный (листья, цветы);
  • меандровый (орнамент из непрерывного бордюра);
  • зооморфный (изображения животных и птиц);
  • геометрический.

Кружева из металла стали украшать заборы, окна и двери, крыши и парадные лестницы. Они стали памятником декоративно-прикладного искусства Кубани исторического значения.

Ткацким ремеслом на Кубани в основном занимались женщины. На станках они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. Женские и мужские казацкие костюмы до сих пор хранятся в музеях.

В основе женского костюма была рубаха. Ее шили из домотканого льняного или конопляного полотна. Манжеты, ворот, подол всегда были украшены оригинальной вышивкой. Мужской костюм выглядел проще, он состоял брюк, бешмета или черкески, и сапог.
Орнамент, которым украшали одежду, был выполнен вышивкой крестом. Это были яркие цветы, птицы, геометрический рисунок. Подол мужской рубахи отделывали прошвой или мережкой.

Особо ценились мастера, умеющие обрабатывать кожу. Они шили сапоги, пояса, седла.
Все женщины на Кубани должны были владеть ткацким и вышивальным ремеслом. С малых лет девочек обучали работе на станке, чтобы они могли сами соткать и украсить орнаментом свое приданое.

Фотографии

    Около 480 г. до н. э. города-полисы, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современная Керчь), единственный крупный город на западном побережье пролива.