Сивцев вражек переулок. Я живу в доме-трилистнике в переулке сивцев вражек

Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали, как устроена жизнь в доме-трилистнике в Сивцевом Вражке в Москве - необычном доме в форме буквы «Ж». Дом интересен не только необычной планировкой, но и расположением: он находится между Арбатом и Остоженкой, что не могло не сказаться на жизни жителей трилистника.

Архитекторы

Николай Ладовский

Адрес

Сивцев Вражек, 15/25

Постройка

1932 год

Жилье

168 квартир

Высота

8 этажей

Павел Гнилорыбов

историк, москвовед, руководитель проекта «Моспешком»

Мода на дома с необычной конфигурацией подъездов началась в конце 20-х годов, когда строительный комплекс в СССР заработал на полную мощность. В 1920−1925 годах конструктивисты и их идейные противники скорее осмысляли и теоретизировали, а потом выплеснули свои идеи на улицы Москвы.

Трилистник - один из немногих воплощенных в жизнь проектов архитектора Николая Ладовского: он работал преимущественно на бумаге. Жалко, что сейчас дом, как и прочие здания района, выделяют остекление вразнобой и разноголосица балконов. Это унижает первоначальные идеи архитектора. Намек на будущий сталинский ампир в архитектуре этого дома я бы не стал рассматривать всерьез, потому что стиль невозможно предугадать. Он - гармоничное сплетение эпохи, строительных технологий и идеологии.

В 1934−1936 годах всем архитекторам пришлось срочно перестраиваться: для них освоение классического наследия стало громом среди ясного неба. В форме дома стоит искать отсылки к другим собратьям - зданиям в форме самолета , трактора и гаечного ключа , которые пользовались популярностью у архитекторов той поры.

В 1930-е годы жители трилистника обрели собственную жилплощадь, когда вся страна ютилась в коммуналках, но при этом независимость от государства им никак не гарантировалась. Даже если первые жильцы и успевали обживать новые квартиры, то радоваться им пришлось недолго: дом № 15 - первый по числу расстрелов в Сивцевом Вражке, отсюда увезли как минимум 17 человек. Большинство из них - люди титулованные: начальники трестов, управлений, институтов, работники НКВД и Госплана. Сейчас на доме установлены две таблички «Последнего адреса ».

Из-за революции у нас крайне мало чего-то похожего на приличное ар-деко, но в Сивцевом Вражке конструктивистские дома хотя бы высотностью не давят на представителей прошлого поколения - доходные здания.

Вообще, Сивцев Вражек, как ни странно, не ассоциируется у меня с советским наследием. Конечно, тут находятся и кремлевская больница, и дома партийных работников, но хочется все-таки погрузиться в роман Михаила Осоргина «Сивцев Вражек» и гулять среди доходных домов.

Сергей Агрба

29 лет, музыкант-органист, культуролог и владелец частного музея

Я жил вместе со своей большой семьей в квартире неподалеку, и три года назад мне захотелось съехать. Я стал искать жилье в центре. Об этой квартире я узнал случайно, и в ней меня устроило абсолютно все. Главный ее плюс - это расположение: отсюда я за семь минут могу дойти до Арбатской и за пять - до Кропоткинской. Многие люди говорят, что в центре жить невозможно, потому что тут шумно и людно, но около моего дома после 23:00 всегда спокойно и тихо.

О культурной значимости дома

Изначально квартиры в нашем доме выдавались партийным работниками и ученым. Также известно, что в соседнем доме с 1911-го по 1912 год жила Марина Цветаева. Здесь, кстати, было написано ее стихотворение «Домики старой Москвы». Слова «уроды, - грузные, в шесть этажей» написаны про дома, которые стоят в нашем переулке. А на месте моего корпуса раньше находился небольшой домик, в котором, по преданию, жил композитор Рахманинов. Также достоверно известно, что в доме проживал экономист Евгений Варга, а по соседству - советский режиссер Александр Кайдановский.

В окрестностях дома снималось и снимается довольно много фильмов: я часто вижу, как проходят съемки, но никогда не интересуюсь названием картины. Знаю, что в нашем доме снимали фильм «Три тополя на Плющихе» и «Дети Арбата». Кстати, именно в нашем доме была написана легендарная песня «Подмосковные вечера».

Об особенностях квартиры

После покупки квартиры я провел небольшой косметический ремонт, но важные исторические вещи старался не менять. Например, я сохранил оригинальные двери начала 30-х годов, а также старые чугунные батареи того же времени. Конечно, батареи выглядят непрезентабельно, но греют хорошо. Еще в квартире лежал интересный узорчатый паркет, но он был в плохом состоянии, поэтому я закрыл его ламинатом и решил, что сделаю полноценный ремонт позже.

В квартире установлены большие широкие подоконники, на которых можно даже спать. Я люблю сидеть на них с пледом и читать, либо пить кофе, либо просто смотреть в окно. Особенно приятно это делать в плохую погоду, когда на улице идет дождь или снег.

Особенно мне нравится, что кухня и санузел полностью отделены от жилой части. В обычных панельных домах дверь в туалет находится в общем коридоре - меня такая планировка не устраивает. Также в моей ванной комнате есть полноценное окно, которое создает дополнительный шарм и позволяет немного экономить на электричестве.

Конечно, у планировки в моей квартире есть и минусы. Например, отопительные трубы располагаются прямо в коридоре, на самом видном месте. Это существенный недостаток, но я не трогаю трубы, чтобы не нарушать целостность коммуникаций и не создавать лишние проблемы всему дому. Некоторые жильцы уже пытались эти трубы вырезать или закапывать в стену, но ничем хорошим это не закончилось.

Об устройстве дома и архитектуре

Три корпуса моего дома составляют единый ансамбль. Наш дом выполнен в форме звезды или буквы «Ж», он также содержит нестандартные ломаные формы.

Его можно назвать ранней сталинкой: он строился в 1932 году. У меня есть ощущение, что на нем отрабатывали многие приемы будущих сталинских высоток. Здесь высокие потолки и толстые стены, которые создают сильную звукоизоляцию. Я прямо в квартире играю на настоящем небольшом органе и при этом не мешаю соседям. Могу играть даже ночью.

О самоуправлении и соседях

Нашим домом управляет товарищество собственников жилья (ТСЖ). Другими словами, у нас действует общественный совет самоуправления, который похож на небольшой автономный ЖЭК - свой электрик, сантехник и инженер. Все они живут в нашем доме, поэтому коммунальные проблемы можно решить даже ночью. Мне нравится, что мы сами решаем вопросы по его обслуживанию и не зависим от города.

Наш район называется «Золотая миля», потому что для инвесторов он - лакомый кусок. Возможно, московские власти мечтают его снести и построить на этом месте какой-нибудь торговый центр, но здесь живет много медийных людей, что придает дому статусность, и, думаю, именно из-за авторитета жильцов на дом никто не покушается и не пытается признать его аварийным.

Важная особенность этого здания в том, что здесь соседствуют коммуналки и огромные апартаменты, при этом все живут мирно. Никаких маргиналов и люмпенов в нашем доме я не встречал. В вечернее время по всем переулкам и улицам регулярно ездит полицейский патруль. Я с ним уже знаком, потому что один из полицейских интересуется велосипедной тематикой - он оценил мой винтажный велосипед.

О безопасности

Наш двор охраняет консьерж, поэтому можно совершенно спокойно оставлять машину во дворе. Только для этого нужно найти свободное место, которых здесь практически не бывает. А если у твоего дома нет внутреннего двора, то машину ты просто не поставишь. Мой друг живет в Мансуровском переулке - ставит свой Porsche в моем дворе и постоянно бегает сюда за машиной.

Одно из окон моей квартиры выходит во внутренний двор и на посольство Канады. Мало кто знает, что такое жить рядом с посольством. Когда они передают какую-то информацию или посол разговаривает по телефону, во всем доме почти перестает ловить сигнал мобильной связи. Вот сейчас у меня ловит всего две палочки сети. Хотя в этом есть свои плюсы: благодаря посольству двор моего дома нашпигован камерами, записями с которых в случае чего можно будет воспользоваться.


Сивцев Вражек назван так по ручью Сивец (или Сивка), протекающему по овражку (вражку) прямо к Пречистенскому бульвару, где протекал приток Москвы-реки ручей Черторый. А сам ручей Сивка назывался так по сивому (серому) цвету его воды. Он окончил свое существование, когда Черторый заключили в трубу. И от Гоголевского бульвара протянулся самый длинный (859 м) в районе Арбата переулок Сивцев Вражек.
Сивцев Вражек несколько раз менял свое название, был и Протасьевским, и Подъяческим, и Троицким переулком. Но в большинстве источников, начиная с 10-х годов XIX века на планах, переулок обозначен как Сивцов переулок, Вражский или Сивцев Вражек.
Издавна здесь располагалась царская Конюшенная слобода, но с переездом двора в новую столицу, здесь стало селиться русское барство, удалявшиеся на покой сановники и неслужащие дворяне.
В пожар 1812 года переулок сильно пострадал, но быстро начал застраиваться. Время шло, новый стиль застройки сильно изменил облик арбатских переулков. Начиная с 1880-х годов, дома новомодной архитектуры, потеснили старые ампирные особнячки. Многоэтажные «комоды» изначально сильно раздражали москвичей. Но они обрастали историей, новые поколения попривыкли к ним и даже успели их полюбить. Архитекторы работавшие в то время, тактично потеснили устаревшие и ветхие строения, оставив дома со сколько-нибудь значительной историко-архитектурной судьбой. Здесь имели свои дома Толстые, Шереметьевы, Яковлевы, Нарышкины, Лопухны.. Но селились тут и люди прочих состояний: жил тут чиновники, мещане, военные, купцы. После реформы 1861 году среди домовладельцев появились крестьяне. Так, в 1868 году временообязанный графа Шереметьева - Мухин покупает у своих бывших хозяева дом на углу Сивцева Вражка и Большого Власьевского переулков. Несколько раньше становится собственником в переулке крестьянин Киреев.
В конце XIX- начале XX века Сивцев Вражек и арбатские переулки окончательно облюбовывает московская интеллигенция, и Арбатское предместье становится интеллигентским, профессорским районом – здесь сселяться деятели искусств, ученые, юристы, врачи.
Такой конгломерат домов и построек просуществовал в Сивцевом Вражке вплоть до середины 1930-х годов, когда новое, безжалостное вмешательство в жизнь старого переулка совершенно изменило и его атмосферу, и его архитектурный облик.
Из истории давно минувших дней наверно стоит упомянуть, что на Сивцевом Вражке находился дом такой колоритной личности, как граф Федор Михайлович Толстой (1782-1846), прозванного Американцем. Самолюбивый, дерзкий и беспощадный, не прощавший ни малейшей обиды, он был непревзойденным соперником, стрелявшим без раскаяния и промаха. На его счету было не меньше десяти смертей, не говоря уже об отчаявшихся жертвах его крупной, но подчас недобросовестной карточной игры. Тогда было в моде молодечество, а граф Толстой довел его до отчаянности. Он плавал вокруг света и летал на воздушном шаре, о чем ходило немало легенд.
Доподлинно было известно только то, что в 1803 году гвардии-поручик Ф.Толстой отправился вместе с экспедицией адмирала Крузенштерна в первое кругосветное плавание двух русских парусных кораблей. Своими необузданными выходками и зловредными шалостями, перессорившими всю команду, Толстой так всем надоел, что по приказу доброго Крузенштерна был удален с корабля. По одной версии – высажен на какой-то малоизвестный остров, где жил с аборигенами, пока проходящий корабль не подобрал его. По другой, что во время остановки на Алеутских островах, когда все разбрелись, сигнал к отплытию был дан внезапно и среди собравшихся, по счастью, не оказалось Толстого, которого и оставили среди дикарей. И все же история умалчивала на какой остров он был высажен и сколь долго там находился, но точно известно, что некоторое время пробыл в Америке, почему и получил свое прозвище.
Добравшись до дома в 1805 году, за дуэли Толстой был разжалован в рядовые, но так и не остепенился ни до, ни после разразившейся войны, из которой вышел настоящим героем. После отставки полковником, году в 20-м, облюбовал тихий старомосковский уголок и зажил на широкую ногу. Цыгане, кутежи- пока состояние графа вследствие его необузданного мотовства не пришло в совершенный упадок.
Сейчас о доме Американца Толстого на Сивцевом давно никто не помнит. На его месте в здании 26/28 расположилось здание поликлиники №1 Управления делами Президента РФ.
Интересен сохранившийся
, выстроенный к 1822 г. штабс-капитаном Тимофеем Вердеревским, который в декабре 1822 г. перешел к генерал-лейтенанту И. И. Алексееву, участнику войн с наполеоновской Францией. Его сын Александр оказался причастным к распространению отрывка из пушкинской поэмы "Андрей Шенье", озаглавленного "На 14-е декабря". Его судили и приговорили к смертной казни, замененной ссылкой на Кавказ. В 1831 - 1832 гг. этот дом снимал С. Н. Тургенев, и здесь жил вместе с родителями четырнадцатилетний Иван Тургенев, готовясь к поступлению в университет. Здесь же квартировал в конце 1830 - 1840-х гг. декабрист А. Ф. Вадковский.

Дополнительная информация:
Район:

Нина Панюкова Сивцев Вражек, х.м.

Переулок Сивцев Вражек расположен между и Денежным переулком.

По переулку проходит граница между и Хамовники. Чётная сторона относится к району , нечётная - к району Хамовники

Название произошло от оврага («вражка»), по дну которого текла небольшая река Сивец (или Сивка), которая впадала в текший вдоль стены ручей Чертортый. Река Сивка называлась так по сивому (серому) цвету её воды. Длина реки 0,8 км, заключена в трубу в начале XIX в.

Интересные объекты:

По чётной арбатской стороне:

  • № 4, стр. 1 - Дом кооперативного жилищного товарищества «Научные работники» (1928-1930, архитектор А. В. Самойлов), выявленный объект культурного наследия.
    • Известные жители:
      • Богомолец А.А., академик (кв. № 4),
      • З.В. Ермольева, ученый-микробиолог (кв. № 8),
      • Н.Я.Мясковский, композитор (кв. № 11).
  • № 6/2 - Доходный дом (1885, архитектор Н.П.Краснов; 1913-1915,)
  • № 8 - Доходный дом (1914, архитекторМ.Д.Холмогоров)
  • № 12 - Доходный дом (1914, архитектор В.Е.Дубовской), ценный градоформирующий объект
  • № 14 - Жилой дом (2005), ранее на этом месте находилась богадельня памяти Ю. Р. Трофимовича (1910, архитектор А.Ф.Мейснер)
  • № 22 - В 1880-х годах здесь жила актриса М.Н.Ермолова.
  • № 24/2 - Дом Т. Н. Вердеревского (1822, фасад - 1875, архитектор Д.Н.Чигасов), выявленный объект культурного наследия. В 1831-1832 годах в этом доме жили Тургеневы. В 1822-1830 годах в доме жил и умер русский военачальник И.И.Алексеев. В 1830-х - 1840-х годах здесь жил декабрист А. Ф. Вадковский
  • № 26/28 - Здание поликлиники № 1 Управления Делами Президента РФ (бывшая поликлиника Четвёртого Главного управления Минздрава СССР). На месте здания поликлиники, строительство которого начато в 1937 году, было прервано войной и закончилось только в 1950 году, раньше находились две усадьбы, С.И.Танеева и Ф.И.Толстого, внука прабабки Льва Николаевича.
  • № 30 - Дом писателя С.Т. Аксакова (1822, на фундаменте палат И. Батурина, конец XVIII в.), объект культурного наследия федерального значения. На фасаде дома находится мемориальная доска с барельефным портретом писателя (1959)
  • № 32 - Жилой дом (1838, 1860-е гг.)
  • № 34, стр. 1 - Главный дом городской усадьбы А. Д. Негуневой - Е. А. Ивановой - П. Н. Иванова (1830-е; 1850-е; 1870-е; 1910-е), объект культурного наследия регионального значения. В 1850-1851 годах здесь жил Л.Н.Тольстой. Дом упомянут в романе «Война и мир». Здесь Лев Толстой впервые пытался написать первое серьезное и большое произведение - «Повесть из цыганского быта».
  • № 36/18 - Жилой дом (1833; 1863; кон. XIX в.), ценный градоформирующий объект.
  • № 38/19 - Доходный дом В. О. Гаркави (1889, архитектор Р.И.Клейн)
  • № 42
    • стр. 1 - Жилой дом (1901, архитектор В.А.Ковалевский, надстроен в 1925 году)
    • стр. 4 - Ледник (1911)
    • стр. 5 - Садовый павильон с садом (1911, архитектор К.Ф.Буров), выявленный объект культурного наследия.
  • № 44/28 - Доходный дом О. С. Петровской (1912, арх.Д.М.Челищев), выявленный объект культурного наследия. Здесь проживал архитектор Д. М. Челищев (квартира № 5), квартиру А. Р. Изрядновой (№ 14) в 1920-е годы посещал поэт С.А. Есенин.

(c) Романюк С. К. "Из истории Московских переулков"

Между Пречистенкой и Арбатом.

Сивцев Вражек, Филипповский, Большой и Малый Афанасьевские перeулки

Старинный московский переулок Сивцев Вражек получил название по небольшому оврагу, или "вражку", по дну которого протекал ручей Сивец. О нем вспоминал П. А. Кропоткин, родившийся в 1842 г. и проведший детство недалеко отсюда: "Сивцев Вражек с его бурным ручьем, несшимся весною, во время таяния снегов, вниз к Пречистенскому бульвару..." Ручей впадал в приток Москвы-реки Черторый, воды которого были заключены в трубу под проездом Гоголевского бульвара.

Отсюда начинается самый длинный в этом районе переулок Сивцев Вражек, образовавшийся после застройки обоих берегов ручья.

Гоголевский бульвар, 1/17. Вправо отходит переулок Сивцев Вражек.

За пятиэтажным зданием на углу с Гоголевским бульваром (№ 1/17) находится яркий, с пышными украшениями дом под № 3/18 (1898, архитектор И. С. Кузнецов), владельцем которого была Шервуд-Верная, обладательница фамилии, напоминающей нам трагическую историю предательства декабристов. Некий унтер-офицер И. Шервуд, посвященный в тайные замыслы Декабристского движения, донес о них, удостоился аудиенции у самого императора и после разгрома декабристов в благодарность за донос получил потомственное дворянство и приставку "Верный" к своей фамилии, которая кое-кем произносилась - "Скверный".

С этим щедро украшенным домом контрастирует один из первых крупных жилых домов, возведенных в переулке в советское время (№ 7, 1933 - 1937 гг., архитекторы В. А. Симкин, С. В. Князев).

На его месте были дома, где в 1770-х гг. жил профессор Московского университета юрист С. Е. Десницкий, а через столетие - поэт Л. И. Пальмин. В 1920-х - начале 1930-х гг. здесь жил искусствовед А. А. Сидоров.

В соседнем, одном из новых жилых домов (№ 9), появившихся в арбатских переулках недавно, провел последние годы жизни скульптор Е. В. Вучетич.

*Во время прогулки по Сивцеву Вражку заглянула во двор этого дома и обнаружила там вот такие скульптурные композиции:)

Сквер возле дома 9 по переулку Сивцев Вражек рядом с государственным музеем "Дом Бурганова" (официальный адрес - Большой Афанасьевский переулок, дом 15 строение 9).

Московский государственный музей "Дом Бурганова" в Большом Афанасьевском переулке продолжает свой долгосрочный проект "Музей под открытым небом". Территория арбатских переулков, прилегающих к музею, уже давно покрылась постоянно пополняющейся серией скульптурных объектов, призванных разнообразить небогатые на художественные впечатления московские дворики.

Галерея «Люди-Легенды»
Кумиры нашей культуры возвращаются в Москву

Андрей Тарковский * Иван Бунин * Рудольф Нуриев * Иосиф Бродский

До строительства этого дома здесь находилось трехэтажное здание, в котором с 1919 до 1958 г. жил литературовед и историк Б. П. Козмин. В его квартире бывали многие ученые и писатели и в их числе В. Я. Брюсов, А. А. Блок, Ю. Балтрушайтис, К. И. Чуковский, Ю. Г. Оксман, Д. Д. Благой.

В доме № 19 (1911, архитектор Н. И. Жерихов) на шестом этаже в "огромной неуютной квартире" родственников мужа с октября 1911 г. до начала марта 1912 г. жила поэтесса М. И. Цветаева. Здесь в начале 1912 г. останавливался поэт М. А. Волошин.

На углу со Староконюшенным переулком - один из первенцев советского строительства здесь (№ 15). Сложный в плане, похожем на букву "Ж", но без ее вертикальной перекладины, он был построен по проекту Д. С. Лебедева. В доме в 1930-е гг. жил экономист Е. С. Варга. Недалеко от этого здания было выстроено примерно в то же время (1929 - 1930) другое, предназначенное для начсостава народного комиссариата морского флота, по проекту П. А. Голосова (№ 29).

Дома № 25 и 27 - уголок Москвы, тесно связанный с памятью об Александре Ивановиче Герцене. Вытянутый по Малому Власьевскому переулку угловой дом № 25/9 был приобретен отцом Герцена И. А. Яковлевым 13 апреля 1833 г. у вдовы бывшего московского главнокомандующего Е. П. Ростопчиной. Жизнь Герцена здесь, в "большом доме", как его называли, отмечена важными событиями - в июне 1834 г. он кончает университет, а в ночь на 21 июля того же года его арестовывают и препровождают отсюда в помещение полицейской части в Штатном переулке. В этот дом он возвращается только после ссылки и отсюда зимним утром 19 января 1847 г. уезжает в вечное изгнание.

Рядом по Сивцеву Вражку - еще одно здание (№ 27), напоминающее о Герцене. Это одноэтажный особняк с мезонином в три окна, который был куплен отцом Герцена в 1839 г. у братьев Павла и Алексея Тучковых - дом так и назывался - тучковский. В нем Герцен жил в 1843 - 1846 гг., его кабинет в мезонине был свидетелем встреч с Н. П. Огаревым, Т. Н. Грановским, М. С. Щепкиным, В. Г. Белинским, В. П. Боткиным, И. С. Тургеневым и многими другими литераторами, учеными, артистами. В этом доме написаны такие известные произведения Герцена, как повесть "Кто виноват?", сразу же высоко оцененные Белинским и Некрасовым "Записки доктора Крупова", статьи из цикла "Письма об изучении природы", здесь Герцен сформировался как писатель и мыслитель, тут он пережил многие испытания в семейной жизни.

Этот особняк благодаря усилиям литературной и научной общественности Москвы превратился в Музей Александра Ивановича Герцена, открытый в день его рождения 6 апреля 1976 г.

Дом-музей А. И. Герцена (Москва, пер. Сивцев Вражек, 27) - единственный в России музей, посвящённый деятельности русского писателя и мыслителя Александра Ивановича Герцена.

А. И. Герцен жил в этом доме с 1843 по 1847 гг. В музее развёрнута литературная экспозиция, освещающая жизнь и творческий путь Герцена. В экспозицию включены интерьеры, воссоздающие атмосферу кабинета и гостиной дома Герцена, уникальные портреты Герцена, членов его семьи и ближайшего окружения, редкие книги с автографами писателя, рукописи и виды мест, связанных с Герценом в России и за рубежом, личные вещи, принадлежвшие А. И. Герцену, Н. П. Огарёву и их современникам. Многие из уникальных экспонатов были переданы музею потомками А. И. Герцена.

Ампирный особняк с мезонином в три окна, построенный в 1820-х годах, позже перестраивался. Является памятником истории и архитектуры, дающий представление о распространённом виде застройки в районе Арбата в посленаполеоновское время. В советское время сохранился только благодаря тому, что в нём проживал А. И. Герцен. Остальная историческая застройка Сивцева Вражка практически полностью утрачена.

Дом даёт и представление о том, как могло выглядеть «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца», фигурирующее в романе «Двенадцать стульев». По сюжету оно находилось в доме с мезонином в Сивцевом Вражке (но на противположной стороне).

Позднее оба эти дома, как и дом № 14 в Большом Власьевском переулке, принадлежали брату Герцена, Егору Ивановичу. Он прожил на Сивцевом Вражке до почтенного возраста. Уже одинокому, ослепшему старику отец братьев Танеевых Иван Ильич Танеев, живший неподалеку - в Обуховом (ныне Чистый) переулке, ежедневно присылал обед...

В том же угловом доме (№ 25/9) в 1849 г. жил С. Т. Аксаков, а перед революцией им владели Калужские, один из которых стал известным актером, выступавшим под псевдонимом Лужский. В доме помещалась частная женская гимназия В. В. Ломоносовой, а в 1920-е гг. - школа-семилетка.

Между двумя современными жилыми домами (№3З и 37, 1963 г.)
зажат доходный семиэтажный дом 1913 г. - №35.

Мемориальная доска на доме, в котором жил М.Шолохов

В доме № 31 жили маршалы И. X. Баграмян (в 1966 - 1982 гг.) и П. Ф. Батицкий (в 1966 - 1984 гг.),
в доме №33 - писатель М. А. Шолохов,
в доме №35 - певец, профессор Московской консерватории А. В. Секар-Рожанский и известный лингвист А. М. Пешковский.

Переулок значительно изменил свой облик. Еще в 1948 г. в книге "Литературные экскурсии в Москве" литературовед Н. П. Анциферов, который, кстати говоря, и сам жил в этом переулке в доме №41(1903, архитектор К. В. Терской),

писал: "Дома под №№ от 7 до 13 создают комплекс, который позволяет и в наши дни разглядеть облик Старой Конюшенной, какой она была более ста лет назад... Богатая лепка с античными мотивами стиля ампир, чугунные решетки, фронтоны с гербами. Особенно характерен дом № 13 с полукруглым окном в глубокой амбразуре, украшенной лепкой, с крыльцом, выходящим во двор, с кронштейнами, на которых рельефы с крылатыми львами".

Из всех этих домов остались лишь дом № 7, построенный в 1852 г. (в нем в 1884 - 1895 гг. жил артист Малого театра О. П. Правдин и в 1910-х гг. жила писательница, автор многих романов, повестей, пьес и в их числе необыкновенно популярного тогда романа "Ключи счастья" А. А. Вербицкая),

и дом № 9, (в нем в начале 1900-х гг. жил физик А. И. Бачинский, изучавший поверхностное натяжение и вязкость жидкостей), к 1825 г. перестроенный из двухэтажного дома, числившегося за три года до этого "обгорелым каменным строением", принадлежавшим генерал-майору В. А. Урусову.

"Помпейский" дом

Жилой дом «Amorini Dorati»
Адрес: Филипповский переулок, 13
Архитектор: Михаил Белов
Заказчик и подрядчик: группа компаний «ПИК»
Рабочее проектирование: ОАО «Стройпроект»
Фасадные работы: компания «BGS»
Выполнение и монтаж элементов декора: компания «Город богов»
Проектирование: 2002–2004
Строительство: 2004 – 2005

наше мнение

Самая эффектная декорация года. Как форма этот дом из себя ничего не представляет - коробка она и есть. Но 95 процентов архитектуры - коробки. Что же с ними делать? Белов предложил вариант: зашить коробку в невообразимо яркую и звонкую декорацию. Тема – «помпейский стиль», который звучал в Москве и раньше, но впервые стал главной темой.

мнение архитектора

Михаил Белов:

Ваш дом в Филипповском именно этим наделал много шума: сначала там был модернистский фасад, а потом стал – помпейский. Молодые кураторы «Арх-Москвы» увидели в этом символ беспринципности московских архитекторов, а критик Григорий Ревзин, наоборот, порадовался эволюции дома от средне-современного к круто-старинному. Как все было на самом деле?
- Четыре года я делал дом. Потом, когда уже выложили фундамент, соседний брошенный участок купила третья сторона и начались проблемы у нашей стройки. А потом возникли проблемы и у соседнего участка. В результате - коллапс, а все участки скопом купила четвертая сторона - компания «ПИК». Они пришли и сказали, что все хорошо, но проект им не нравится. Спрашивают: «А вы можете что-нибудь другое сделать?» Я сначала расстроился, а потом говорю: «Хочу сделать помпейский дом». Мне это всегда нравилось, и линия эта казалась невостребованной: развитие такого вот воздушного ордера, идущего неизвестно откуда. Конечно с «героико-модернистской» позиции нужно было все бросить и оскорблено уйти. Но я не считаю себя «модернистским героем». Бросить объект было абсолютно нелепо.

======================================== ===========

Дом Перлова. Архитектор Карл Гиппиус

Карл Карлович Ги́ппиус (1864-1941) - московский архитектор, мастер эклектики и модерна. Известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных, строитель чайного магазина Перловых на Мясницкой. Аквариумист-любитель, один из организаторов, а в советское время - главный архитектор Московского зоопарка.

Биография
Родился в семье профессора химии в Санкт-Петербурге. В 1882-1889 обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его с Большой серебряной медалью и классным званием художника-архитектора. Работал на фирму Р. И. Клейна. В 1896-1917 занимал посты штатного архитектора при Московской городской управе.

С самого начала карьеры вошёл в круг подрядчиков московских династий купцов Бахрушиных и Перловых. Первая и наиболее известная работа Гиппиуса - проект «китайских» фасада и отделки чайного магазина В. Н. и С. В. Перловых (Мясницкая улица, 19) выполнена еще под руководством Клейна в 1895-1896. В те же годы, Гиппиус самостоятельно спроектировал и построил псевдоготический особняк А. А. Бахрушина на Зацепском валу, 12 (ныне Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина), за которыми последовали сиротский приют имени Бахрушиных в Рижском переулке, проект дома бесплатных квартир имени Бахрушиных на Софийской набережной, 26, доходные дома Бахрушиных в Козицком переулке, 2 и на Тверской, 12, дом А. С. Бахрушиной на Воронцовом поле, 6 и т. д.

Москва. Энциклопедический справочник

Сивцев Вражек

переулок между Гоголевским бульваром и Денежным переулком. Название (XVII в.) от овражка, по которому протекала р. Сивка. Как и другие переулки этой части города, Сивцев Вражек был застроен после пожара 1812; от застройки той поры сохранились: д. 24 - Т.Н. Вердеревского (1822, фасад - 1875, архитектор Д.Н. Чичагов; в 1831-32 в этом доме жили Тургеневы); д. 25/9 - Е.П. Ростопчиной, затем И.А. Яковлева, у которого жил его сын А.И. Герцен, впоследствии в доме размещалась женская гимназия В.В. Ломоносовой; д. 27 - П. и А. Тучковых, также купленный Яковлевым, в 1843-46 здесь жил А.И. Герцен (ныне - Государственный литературный музей А.И. Герцена; мемориальная доска из чёрного гранита с портретом писателя, 1957, скульптор П.В. Данилов); д. 30 - С.Т. Аксакова (1822, на фундаменте палат И. Батурина, конец XVIII в.; на фасаде - мемориальная доска с барельефным портретом писателя, 1959, скульпторы М.Т. Климушина, В.М. Шишков, архитектор И.Н. Андрианов); д. 34 - Е.А. Ивановой, в 1850-1851 в нём жил Л.Н. Толстой; д. 38 (перестроен; в доме в разное время жили историк Д.Н. Бантыш-Каменский, физик Н.А. Умов, филолог Д.Н. Ушаков, пианист К.Н. Игумнов). Из особняков второй половины XIX в. сохранился д. 3/18 - Шервуд-Верной (1898, архитектор И.С. Кузнецов). Облик переулка с несомасштабной его ширине застройкой в основном определяют здания советского периода и отчасти громоздкие доходные дома конца XIX - начала XX вв.: д. 4 - кооператива «Научные работники» (1928-30, архитектор А.В. Самойлов; памятные доски в честь академика А.А. Богомольца и композитора Н.Я. Мясковского); д. 9 (1972, доска из чёрного гранита с барельефным портретом Е.В. Вучетича, 1977, скульптор В.Е. Матросова и архитектор В.А. Климова); д. 7 (1933-37, архитекторы В.А. Симков, С.В. Князев); д. 8 - дом причта церкви Святых Кирилла и Афанасия (1914, архитектор Холмогоров); д. 14 - богадельня (1910, архитектор А.Ф. Мейснер, перестройка 1930-х гг., архитектор И.О. Гохблит); д. 15 (1920-е гг., архитектор Д.С. Лебедев); д. 19 (1911, архитектор Н.И. Жерихов; в этом доме жила М.И. Цветаева); д. 26-28 (1937 - 1950, архитекторы Н.В. Гофман-Пылаев, А.П. Голубев); д. 29 - дом начсостава Наркомата морфлота (1929-30, архитектор П.А. Голосов); д. 33 и 37 (1963; в д. 33 жил М.А. Шолохов); д. 35 (1913); д. 41 - мужская гимназия З.И. Шамониной (левая часть) (1884, архитектор К.И. Андреев, перестройка - 1936-37, архитектор Н.И. Транквиллицкий); д. 43 (1906-07, архитектор В.К. Олтаржевский; в 1962 на доме открыта доска серого гранита в виде палитры с барельефным портретом М.В. Нестерова работы скульптора В.М. Кураева и архитектора Л.П. Шатиловой); д. 44 (1911, надстройка - 1940).