Смутная эротика, или «Уроки французского» Валентина Распутина с точки зрения учения Зигмунда Фрейда. Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Урок. Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. (Слайд 1).

Цели:

Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

Развивать навыки анализа художественной прозы.

Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира. (Слайд 2).

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Вступительная беседа.

Ребята, как вы понимаете, что такое добро?

Кто для вас является добрым человеком?

Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…

Сегодня мы вновь поговорим о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы. Во многом на его мировоззрение повлияло тяжёлое детство.

Слушаем подготовленного ученика с краткой биографической справкой:

Сознательное детство его (В.Г.Распутина), тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своем творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам.

3. Слово учителя. Уроки доброты. (Слайд 3).

Если мы обратимся к эпиграфу перед статьей В.Г. Рас­путина «Уроки доброты», то прочитаем слова Л.Н. Толстого: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Этот эпиграф выбран не случайно. Он соотнесен с теми событиями и теми людьми, которые окружали главного героя. Одни из них прошли, не оставив в душе мальчика ни­каких положительных воспоминаний (только горечь и обиду), другие своей добротой и участием запомнились на всю жизнь. К этим добрым, отзывчивым людям относится в первую оче­редь учительница мальчика Лидия Михайловна. Оценивая то, что сделала для него Лидия Михайловна, Распутин пишет: «... добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе».

Так кто же была Лидия Михайловна и что она сделала такого, что в дальнейшем получит определение автора «уроки доброты».

4 . Беседа с классом (Слайд 4).

    Какой была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел ее герой? Найдите и прочитайте портрет Лидии Михайловны (с. 127).

    Почему она предложила Вале заниматься французским язы­ком? (Заметив следы побоев на лице Вали и после рассказа Тишкина, что Валя играет на деньги, учительница выяснила,
    что Вале нужны деньги, он голодает. Лидия Михайловна при­ думала способ помочь.)

    Как вел себя мальчик в гостях у Лидии Михайловны? (Валя был робким и стеснительным мальчиком, и поэтому каждый приход к учительнице домой превращался для него в пытку.)

Он терялся, не мог повторить знакомые слова. Но хуже всего было, когда Лидия Михайловна приглашала его к ужину. Тогда он вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочет, пятился к выходу.

«...Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня к столу».

Что придумала учительница, чтобы поддержать голодаю­щего мальчика? (Лидия Михайловна решила тайно послать ему посылку с макаронами на адрес школы.)

Вначале Валя подумал, что посылка от матери, и очень об­радовался, стал даже грызть эти макароны, но поразмыслив, понял, что посылка не может быть от матери («макаронов сроду I деревне не было»). Значит, это только Лидия Михайловна - больше некому. Не раздумывая, он относит посылку учительнице и оставляет ее.

    Какие качества проявил мальчик, отказываясь от помощи Лидии Михайловны? (Чувство собственного достоинства не позволило ему принять помощь. Ему казалось унизитель­ ным принимать помощь от учительницы, злоупотреблять ее хорошим отношением.)

    Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замерятки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником? (Поняв, что мальчик не примет от нее никакой помощи, Лидия Михайловна реши­ ла создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)

    Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в си­туации? (Директор проявил строгость и решительность. Его
    не интересовала причина, толкнувшая Лидию Михайловну на этот поступок.)

В самом факте игры учительницы на деньги со своим учени­ком он увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.

    Как ведет себя Лидия Михайловна в этой сцене? (Примерный ответ. На возмущение директора она отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял - не тот человек.)

    Какую роль играет послесловие? (Примерный ответ. Кратко рассказав о последующих событиях, автор завер­шает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.)

Вывод: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

Все ли герои рассказа добры и благородны?

5. Литературные характеристики героев. (Слайд 5).

Валентин Григорьевич Распутин-мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.

«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)

Вывод: в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу. (Индивидуальное задание)

6. Обобщение знаний. (Слайд 6).

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.

Схема. (Слайд 7).

Герою противопоставлен автор, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных (это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных (жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.

Вывод: в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».

Ребята, вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным в названии?

Читаем в толковом словаре значение слова урок. (Слайд 8).

УРОК.

Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.

Учебная работа, заданная школьнику на дом.

Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.

Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).

На первый план выходит третье значение слова, недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина: (Слайд 9).

«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает»

«На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе»

« И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей, и тем шире был круг его действия»

Вывод: В своей статье «Уроки доброты» Валентин Распутин объяс­нил, что заставило его написать рассказ «Уроки французского»: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого чи­тателя». Такой урок доброты преподнесла пятикласснику Вале из далекого сибирского городка учительница Лидия Михайловна. Доброта, чуткость, отзывчивость Лидии Михайловны противо­поставляются черствости, бездушию и формализму директора. Лидия Михайловна не только оказала действенное добро: помог­ла мальчику выжить в трудные послевоенные годы, но и взяла всю «вину» на себя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделить горе. Мальчик понял, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные ценности.

7. Итог урока.

В чем смысл названия рассказа? (Слайд 10).

«Уроки французского» оказываются «уроками доброты», ко­торые будущий писатель взял в свою взрослую жизнь. Вспоминая о своей любимой учительнице, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой от­дачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Как хорошо, что доброта
Живёт на свете вместе с нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.

8. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Как я узнал (а), что такое доброта?» (Слайд 11).

9. Тест.

1. Жанр произведения:

б) рассказ;

в) повесть.

2. Название произведения связано:

а) с историей о дополнительных занятиях по фран­цузскому языку;

б) с уроками нравственности и доброты, которые преподала мальчику учительница французского языка;

в) с рассказом юного героя о любимых уроках французского языка.

3. Действие в произведении происходит:

а) перед Великой Отечественной войной;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны.

4. Причиной одиночества рассказчика является:

а) гордость;

б) тоска по дому;

в) его скупость.

5. Рассказчик играл в «чику», чтобы:

а) накопить денег и отправить их в деревню;

в) каждый день покупать молоко.

6. Персонаж произведения, о котором рассказчик говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного - рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой», - это:

в) Федька.

7. Рассказчик считал, что французские слова:

а) придуманы для наказания;

б) удивительно благозвучны;

в) совсем не похожи на русские слова.

8. Сцена игры в «чику» и драки:

а) не играет большой роли в произведении;

б) является кульминацией;

в) раскрывает характер главного героя.

9. В предложении: «Тут я был непреклонен, уп­рямства во мне хватало на десятерых» - есть:

а) гипербола;

б) метафора;

в) ирония.

10. По утверждению Лидии Михайловны, человек ста­реет, когда:

а) перестает удивляться чудесам;

б) перестает быть ребенком;

в) доживает до преклонного возраста.

11. Говоря о характерных особенностях голоса учи­тельницы и голосов односельчан («У нас в де­ревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михай­ловны он был каким-то мелким и легким»; «...по­ка училась, приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб...»), рассказчик употребил:

а) антитезу;

б) сравнение;

в) аллегорию.

а) аллегорию;

б) сравнение;

в) антитезу.

13. Изображения учительницы и ученика («Она си­дела передо мной аккуратная вся, умная и краси­вая, красивая и в одежде, и в своей женской моло­дой поре, которую я смутно чувствовал, до меня до­ходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание...»; «...перед ней крючился на пар­те тощий диковатый мальчишка с разбитым ли­цом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах...») представляют собой:

а) описание;

б) рассуждение;

в) повествование.

14. Истинная цель игры в «замеряшки»:

а) желание учительницы вспомнить детство;

б) помочь способному, но голодному ученику;

в) стремление учительницы заинтересовать героя изучением французского языка.

l5. После случая, когда директор застал героев за иг­рой в «замеряшки», Лидия Михайловна:

а) перешла работать в другую школу;

б) уехала на родину;

в) больше не играла в «замеряшки» с учеником.

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (творчество).

«…Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете. Перед тем тоже, кажется, о чем-то спорили

Пойми ты, голова садовая, - наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, - зачем мне тебя обманывать? Я веду счет, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

- «Чика» не считово.

Почему это не считово?

Мы кричали, перебивая друг друга, когда до нас донесся удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос:

Лидия Михайловна!

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала:

Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? - объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

Играем в «пристенок», - спокойно ответила Лидия Михайловна.

Вы играете на деньги с этим?.. - Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

Правильно.

Ну, знаете…

Директор задыхался, ему не хватало воздуха. - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Директор абсолютно прав, ибо ещё чуть-чуть и Лидия Михайловна превратила бы 11-летнего ученика Валю в юного любовника.

«Лидии Михайловне, — пишет Распутин, — тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того… Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность… я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?.. А, кроме того, я всегда придерживался мнения, что девушки, изучающие французский или испанский язык, становятся женщинами раньше своих сверстниц, которые занимаются, скажем, русским или немецким».

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?..»

«Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор. Я шел туда как на пытку. И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. Мне надо было говорить, чтобы я раздевался, проходил в комнату, садился - меня приходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добывать из меня слова. Моим успехам во французском это никак не способствовало. Но, странное дело, мы и занимались здесь меньше, чем в школе, где нам будто бы мешала вторая смена. Больше того, Лидия Михайловна, хлопоча что-нибудь по квартире, расспрашивала меня или рассказывала о себе… Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате, заставляя меня вздрагивать и замирать, когда она приближалась ко мне. Я никак не мог поверить, что сижу у нее в доме, все здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный легкими и незнакомыми запахами иной, чем я знал, жизни. Невольно создавалось ощущение, словно я подглядываю эту жизнь со стороны, и от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко…»

«- Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. - Она встряхнулась и сразу повеселела. - А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись…»

«Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня - одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница, мне даже хотелось порой прикрикнуть…»

Нереализованный материнский инстинкт вкупе с сексуальной неудовлетворённостью побуждают молодую преподавательницу «французского» обратить внимание женского сердца на совсем ещё юного мальчика, который, впрочем, несмотря на вынужденное голодание, наотрез отказывается от пищи из её рук, проявляя тем самым сильный мужской характер. «Стыдно сейчас вспомнить, — признаётся Распутин, — как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! (попытки осознания влечения приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов — З.Ф. ) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле…».

Частные уроки французского языка на дому как повод для азартных игр со школьником с целью его финансовой подпитки как потенциального любовника. «И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, - там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги… Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету… В этот день мы занимались французским минут пятнадцать-двадцать, а затем и того меньше. У нас появился другой интерес. Лидия Михайловна заставляла меня прочесть отрывок, делала замечания, по замечаниям выслушивала еще раз, и мы, не мешкая, переходили к игре. После двух небольших проигрышей я стал выигрывать. Я быстро приловчился к «замеряшкам», разобрался во всех секретах, знал, как и куда бить, что делать в роли разыгрывающего, чтобы не подставить свою монету под замер…И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко - теперь уже в мороженых кружках. Я осторожно срезал с кружка наплыв сливок, совал рассыпающиеся ледяные ломтики в рот и, ощущая во всем теле их сытую сладость, закрывал от удовольствия глаза. Затем переворачивал кружок вверх дном, и долбил ножом сладковатый молочный отстой. Остаткам позволял растаять и выпивал их, заедая куском черного хлеба. Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…»

Валентин Распутин в своих произведениях всегда оставлял читателю пространство для фантазии и право додумывать.

Попытку освобождения от влияния бессознательного материала через творчество этим рассказом он сделал в 1973 году, в возрасте 36 лет. Однако, конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным, отягощённые смертью жены и дочери, в итоге, привели писателя к депрессии и страху. В последние годы он вёл замкнутый образ жизни.

Получая Государственную премию в Кремле в 2013 году, Валентин Григорьевич заикался…

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? – спрашивает он в самом начале «Уроков французского». — И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

Вчера одна знакомая, моя ровесница, похвасталась украдкой, что живёт с молодым человеком, который младше её на четырнадцать лет. «Он у меня такой зая, я — в тренде!», — сказала она, пребывая, кажется, в полнейшем экстазе. А мне почему-то подумалось: «Одиннадцать плюс четырнадцать равно двадцать пять — Лидия Михайловна».

Уроки французского…

Сергей СУРАЗАКОВ

Вариант 1

1) В.Г. Распутин2) А.С. Пушкин3) М.М. Пришвин4) А. П. Платонов
а) «Неизвестный цветок»б) «Уроки французского»в) «Дубровский»г) «Кладовая солнца»

    Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Лидия Михайловна

2) Митраша

3) Казачий атаман Платов

4) Троекуров

а) «Дубровский»

б) «Левша»

в) «Кладовая солнца»

г) «Уроки французского»

    Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «...воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости. ..»

2) «Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

3) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

4. Вставьте пропущенные в стихотворении слова:

Последние лучи ….
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни … птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди … тишины.

Около леса, как в мягкой постели ,

Выспаться можно - покой и простор......(Н.А. Некрасов)

    Какой художественный приём использует

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ,

На мутном небе мгла носилась.....(А.С. Пушкин)

    Какой художественный приём использует

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни....(Н.А. Некрасов)

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи. (А. Блок)

6 класс. Итоговая контрольная работа по литературе.

Вариант 2

1) А.С. Пушкин

2) И.А. Крылов

3) Н.С. Лесков

4) В.П. Астафьев

а) «Ларчик»

б) «Дубровский»

в) «Конь с розовой гривой»

г) «Левша»

2. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Настя и Митраша

2) Казачий атаман Платов

4) Марья Кириловна

а) «Левша»

б) «Кладовая солнца»

в) «Конь с розовой гривой»

г) «Дубровский»

3. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мнойаккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание..»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума »

4. Вставьте пропущенные в стихотворении слова:

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной ….

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск …,
И замирает … жницы
Среди вечерней тишины.

5. Какой художественный приём использует

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит ... (Н.А. Некрасов)

6. Какой художественный приём использует

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая ! (А. Блок)

7. Какой художественный приём использует

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова...(А. Блок)

    Какой вид рифмы используется в данном отрывке?

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы. (С. Есенин)

а) перекрёстная б) смежная в) опоясывающая

Ответы к контрольной работе по литературе для 6А класса.

Оценивание

От 1 до 8 - «2».

9 – 14 – «3»

15 – 19 - «4»





    « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».


  • "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...

  • Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.

  • Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".






    Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.




    Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.



  • Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…

  • Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.