Сочинение-описание по картине М.Н. Ромадина «Первое цветение

/ / Сочинение-описание по картине М.Н. Ромадина «Первое цветение»

Картина Михаила Николаевича Ромадина «Первое цветение» вызывает во мне неоднозначные чувства и ощущения. Но одно могу сказать точно, она мне очень нравится.

Всматриваясь в пейзаж картины, мы видим невзрачные, мрачные, безрадостные оттенки, которые делают полотно тусклым и серым. Но, обращая внимание на детали, мы понимаем, что природа затаилась после долгой зимней спячки и уже совсем скоро пробудится после длительного сна.

Если всмотреться повнимательнее, то на деревьях и кустарниках можно разглядеть маленькие, недавно появившиеся почки, которые в скором времени превратятся в зеленые листочки и молодые веточки. Художник изобразил на своем полотне раннюю, только начинающуюся весну. И она действительно приходит к нам в таких неярких красках.

Тени ветвей и стволов отражаются в тихой воде. Возможно, художник изображает небольшое лесное озерцо, которое приютило возле себя несколько кустарников и небольших деревьев. А может, на данном полотне изображена часть реки, которая проходит через весь лес. Мерцающие тени ветвей скоро примут другой облик. На гладких водных просторах совсем скоро появятся густые лиственные отражения.

Если долго вглядываться в картину, на одно мгновение можно очутиться там, на небольшом участочке суши, с которого делает зарисовки автор картины. Можно почувствовать тот свежий запах и аромат, которым наполнен воздух. Природа оживает, она радуется первому весеннему теплу, которое помогает ей наполниться силой и энергией. Мы слышим тот тихий поток воды, небольшое журчание, которое сообщает нам, что весна уже входит в свои законные владения.

Обратите внимание на слегка розоватые оттенки облаков. Такие цвета мы можем наблюдать только весной. Благодаря такому неяркому полотну, мы можем найти истину в деталях, увидеть смысл в мелочах, которые и наталкивают нас на ту грандиозную идею, которую автор хотел донести до каждого из нас.

Николай Михайлович Ромадин - популярный советский живописец. Он был страстной, чувственной и мечтательной личностью, часто бросался из крайности в крайность, кажется, попробовал в живописи все возможные жанры. Он писал и этюды, и портреты, в чем добился огромного признания. Его «Автопортрет», созданный в 1948 году, сегодня хранится во всемирно известной галерее Уффици во Флоренции.

Но после такого успеха он вдруг отказывается от всего им уже написанного и считает себя исключительно пейзажистом. Его манит природа, он ищет успокоения души в ее владениях. В поисках подходящего места для создания задуманного он с мольбертом в руках, с рюкзаком за спиной по нескольку месяцев к ряду проводил в полях Средней России.
В 1956 году во время такого своего творческого похода он создает картину «Первое цветение».

У этого полотна фактически нет сюжета, не заметно здесь и человеческое присутствие или существование животного мира, нет страстей и активного движения. Даже цвета, выбранные художником, на первый взгляд, скучные. Но стоит лишь присмотреться, и можно проникнуться всем сердцем тем теплом, что веет от работы. А душой завладеет тихая радость. Ведь приход весны - это всегда праздник рождения нового, очередных стремлений и возможностей.

Зритель видит маленькую речку с тоненькими молодыми деревьями по обоим ее берегам. Позади ширится луг, а вдалеке уже плохо различим не пристальному взору темный лес.

В реке, как в чистом зеркале, отражаются ветки, на которых только что начали набухать почки, а кое-где пробиваться зеленые листья. Деревца будто осторожно любуются своими обновленными нарядами, кардинально меняющими их образ, к которому те так привыкли за время долгих зимних холодов. Они хотят преображения, но немного боятся изменений, поэтому только украдкой тянут свои руки к отражению глади, словно готовы в любой момент одним рывком вновь приблизить их к себе.

Небо заполнено облаками. Сквозь них просвечивает светлая небесная голубизна, какую можно увидеть только ранней весной.

В данной работе автор испытал влияние импрессионистов, которые старались поймать короткие моменты переходных периодов времени, когда одно состояние природы сменяется другим, и эти минуты уже никогда невозможно будет повторить в точности. Художник будто замер в ожидании буйства красок и готов делиться со своим зрителем личным восхищением от предчувствия перемен.

Критики сравнивают Николая Ромадина с Сергеем Есениным, чье сердце и душа были всецело отданы русским просторам. Они оба творили во имя любви к родине, в каждом их произведении чувствовалось объяснение в искренних чувствах к месту их появления на свет. Их творения, простые и глубокие, передают несравненный символический образ Родины. Они делятся своей безграничной любовью и вечным уважением к своей стране со всеми людьми.

Полотно «Первое цветение» зазывает к любованию природой, заколдовывает свежими ароматами и заставляет подумать о быстротечности и неповторимости мгновений жизни каждого из смотрящих на холст. Цените каждый миг, ведь он безвозвратен!

На своих картинах Н.М. Ромадин изображал вполне заурядные явления природы, вкладывая в них особых смысл и раскрывая то, как он прекрасны. Видеть красоту в чем-то обыденном - предел мечтания любого творческого человека. И именно это качество сделало Н.М. Ромадина одним из самых талантливых и знаменитых пейзажистов России 19-го века. Одной из самых прекрасных картин автора считается полотно под названием «Первое цветение».

В своем произведении художник изобразил самое начало весны. Это прекрасная пора, когда небо ещё серое и унылое, но на его фоне растения уже начинают просыпаться от долго зимы. Деревья на картине ещё не зеленые, но уже покрылись почками, готовыми принести в этот лес прекрасные зеленые тона раскрывающихся листьев.

На первый взгляд картина кажется серой и обычной, но если смотреть на неё долго, то видно, как природа пробуждается от зимнего сна. Еще немного и лучи пока что холодного, но уже яркого солнца, выглянут из-за туч, озарив лес. Почувствовав его свет, деревья раскроют почки, в которых уже ждут появления на свет молодые зеленые листья. Вместе с ними зажурчит ручей. Вся природа будет жить и двигаться, радуясь приходу весны. А пока этого не произошло, лес замер в предвкушении тепла на полотне Н.М. Родина «Первое цветение».

Сначала, увидев эту картину, она не произвела на меня никакого впечатления, и даже показалась унылой и грустной, но проходя несколько раз мимо нее, я ловила себя на мысли, что мне хочется вновь вернуться и пройти мимо еще несколько раз. Меня как будто тянуло к этой картине магнитом. Не удержавшись, решила рискнуть. Каким было мое удивление, когда спустя несколько минут вглядывания, я начала замечать что привлекала меня эта картина, изображенной на ней весной.

Как правило, художники стремятся просто запечатлеть красиво время года, но Ромадин будто вдыхает жизнь в свои пейзажи. Он дает нам узреть трудноуловимые в повседневной суете моменты, которые мы привыкли не замечать. Что бы передать и воссоздать перед нами неповторимость цветения он использует теплые тона, тем самым завершая задуманный образ.

На этой картине мы видим наступление весны. Все оживает от спячки или просыпается от сна. Многие историки, сравнивают цветущие деревья с невестами. Кажется, что мы тоже становимся частью полотна. Мы чувствуем приятный аромат от цветущих деревьев. Он настолько выразителен, что мы начинаем немного дурнеть после него. Нам хочется, чтобы поскорее наступили теплые, солнечные деньки. Спасибо художнику, за подаренное настроение, и произведенное впечатление. Нет ничего лучше, чем глядя на великое произведение и помечтать. Мы перестали представлять в нашем воображение прекрасные сюжеты, а следовательно разучились мечтать. Нам трудно сосредоточится на чем-то одном, и мы начинаем судорожно врать и выдумывать.

Первое цветение

На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что художник пытался передать.

Ранняя весна - это удивительное зрелище и на этой картине именно она и изображена. Блики утреннего неба с розоватым оттенком, говорят о том, что природа только просыпается от долгой и холодной зимы. Ручеек оживает и своим звонким журчанием наполняет всю округу поблизости. Молодые деревья только распускают свои листочки и изо всех сил тянутся к пока еще прохладному солнышку. А травка, лежащая под снегом, пока еще желта, но пройдет совсем немножко времени и она снова станет зеленой и свежей.

Глядя на эту картину, кажется, будто бы ты очутился на этой поляне, и чувствуешь всю свежесть раннего весеннего утра.


Картина изображена в серых и холодных тонах, но именно это и говорит, о гениальности художника. Ведь передать красоту ранней весны естественными оттенками - не каждому под силу. А Михаилу Николаевичу Ромадину это удалось в полной мере и теперь стало понятно, что красота не в цвете, а в мелочах, которые с точностью передают характер удивительной природы.

7 класс.

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Новые хозяева 5 класс

    В самом начале 20 века Россия переживала не лучшие времена. В своей картине «Новые хозяева» русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский раскрывает злободневную тему того времени

  • Сочинение по картине Серебряковой Карточный домик, 6 класс (описание)

    В творчестве З.Е Серебряковой одну из ведущих ролей играет полотно “Карточный домик”. Она написала это полотно в 1919 году.

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Сочинение по картине Широкова Друзья 7 класс описание и рассказ от имени мальчика

    Говорят что настоящую дружбу нельзя купить за деньги. Исключение из этого правила - щенок, которого купил новый хозяин. Собака, пожалуй, единственное живое существо, которое не предаст своего хозяина.

  • Сочинение по картине Щербакова Вода уходит (описание)

    Щербаков, один из великих художников, который умел писать пейзажи с точностью до мелочей. В своих произведениях он мог показать погоду, время года и саму природу так реалистично, что полотно можно с легкостью спутать с фотографией.