Существа из татарских легенд. Мифология татар

Мифы, легенды и сказания - неотъемлемая часть культуры любого народа, которая является бесценным нематериальным наследием всего человечества.

В данной статье мы рассмотрим десять наиболее популярных (на наш взгляд) , связанных с различными мифическими существами и реальными персонажами.


* * *

Зилант - крылатый змий на птичьих лапах. Исторический символ города Казань.

Согласно одной из легенд, во времена основания Казани, на окраине города, обитал , наводивший страх на местных жителей. Однажды хан, строивший крепость, после совета со старейшинами, решил подослать к Зиланту самого смелого и проворного юношу, с тем, чтобы тот прогнал его. В кровопролитном бою юноша одолел змия, но и сам погиб. В память о павшем герое благодарные жители поместили изображения Зиланта на герб своего города, который красуется на нем и по сей день.



Однажды молодой джигит отправился в лес за дровами и встретил там , который предложил дровосеку сыграть с ним в щекотку. Тот согласился, но при условии, что Шурале сначала поможет ему заполнить хворостом повозку. Ничего не подозревающий лесной дух согласился и, сунув, «по неосторожности», свои худые и длинные пальцы в щель бревна, застрял. А находчивый джигит целый и невредимый вернулся домой...

Также, помимо этой легенды, существует множество других, в которых глуповатый Шурале становится жертвой своих слабостей, в частности, легенда о скачке на обмазанной смолой лошади.



Одним жарким летним днем деревенский мальчик, случайно подсмотрев на реке за , украл у нее, забытый на мосту, золотой гребень. Этой же ночью к дому юного воришки пришла разъяренная ведьма и потребовала вернуть украденное назад. После короткого диалога с водяной, напуганная мать мальчика вернула гребень законной хозяйке...



Существует множество версий относительно происхождения названия города Казань. По одной из них, татарский народ в поисках места для основания города обратился за помощью к шаману, который посоветовал поставить город там, где сам собою закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков, такое место нашлось у слияния двух рек - Казанки и Булака, где и заложили новый град, который, в честь чуда-котла, назвали - Казан.



Однажды Иван Грозный, плененный сказочной красотой татарской царицы Сююмбике, послал к ней своих сватов, но получил отказ. Тогда обиженный царь решил применить силу - собрал большое войско и осадил Казань. Сююмбике, чтобы спасти свой город и народ от смерти, согласилась выйти замуж, но при одном условии, если московский царь за семь дней построит в Казани семияросную башню, достойную ее красоты. Через семь дней башня была готова. Тогда гордая Сююмбике, поднявшись на самый верх башни, бросилась с нее вниз головой, превратилась в белую лебедь и улетела. С тех пор башня называется ее именем.


09.11.2016

© Тимур Исмай
Альфия Кудякова


© Все права на статью и фотографии в ней принадлежат ее автору и татарскому интернет-журналу «Кара Аккош» (сайт). Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции татарского интернет-журнала «Кара Аккош».

С давних пор на берегах Волги и Камы жили тюркские племена, самым развитым из них было племя волжских булгар. Длительное время она оставалась единственным государственным образованием на северо-востоке Европы. В X веке в ней был принят ислам как государственная религия. Булгария играла большую роль в жизни народов этого региона. В ней впервые в Европе стали плавить чугун. Кроме того, были развиты ювелирные искусства, кожевенная промышленность, культура и образование. Долгие десятилетия эта страна противостояла монголам-захватчикам. И лишь в 13 веке монголам удалось покорить булгар. Булгария вошла в состав империи Чингиз-Хана, а затем стала частью Золотой Орды. После распада Золотой орды на этой территории в Поволжье возникло новое государство – Казанское Ханство. Но после завоевания Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, оно тоже перестало существовать и было присоединено к России. На территории этого государства издавна жили различные народы, но большинство их составляли потомки древних булгар, которых неправильно стали называть татарами.

Это население жило в густых лесах деревнях, на берегу великой реки и маленьких речушек. Понятно, что их желание объяснить силы природы, рождало различные мифы. А попытка объяснить нечто конкретное, придумать объяснение какому-то конкретному явлению рождало легенду.

Как и во всем мире, мифы татарского народа большей частью эпичны, а легенды поэтичны. Героями мифов (а частично и легенд) становились волшебные существа, которых в татарских поверьях было видимо-невидимо. Они разделялись по месту обитания на существа, живущие в воде и существа, живущие на суше.

К первым относятся - су-бабасы (дед водяной, который никогда не выходит из воды), су-ияси (водяной мальчик, сильнее человека, но слабее медведя), су-анасы (водяная мать аналог русалки, также является причесывая волосы гребнем), юха (водяной змей, который может превращаться в женщину и вступать в брак с татарином, чтобы его заглотить); а ко вторым: убыр (упырь, он же вампир, часто бывает старухой), албасты (так же подобие упыря, садится татарину на грудь и давит его), уряк (нечто вроде привидения в виде человека или копны сена, иногда из тумана), бичура (кикимора, никакого особого вреда не причиняет, а спать не дает, шумит), уй-ияси (домохозяин, не делает ничего вредного, а только полезное. По звукам, которые он издает человек может заглянуть в будущее) абэар-ияси (хозяин хлевов), чячяк-анасы (оспенная мать), чячяк-ияси (оспенный отец, когда ребенок болеет оспой), шюряли (леший). Кроме того, среди них есть и существа порождение мусульманского фольклора джин (бесполые существа, которые могут принимать как мужское так и женское обличье) и диу-пэри (существа, которые могут принимать вид прекраснейших девушек. Между прочим, они живут в местах, где спрятаны клады).

Притом, что татары давно приняли мусульманства, в их мифах и легендах почти не встречается аллах, зато встречается Тенгре – небесное божество еще языческого происхождения.

Циклы мифов и легенд делятся по группам, есть циклы истории о перечисленных выше существах, есть мифы о создании мира, есть легенды о том или ином географическом объекте (например, о возникновении Казани, о башне Сююмбеке), наконец есть и исторические легенды, о царе Едигее. Часто мифы и легенды имеют перекличку с мифами и легендами других стран, так называемые кочующие сюжеты. Например, в татарских легендах упоминается циклоп, подобный циклопу, описанному Гомером. Есть также легенды о библейских персонажах, например об Аврааме.

В заключении мы можем сказать, что в мифах и легендах татар отразилась их душа, их понимание природы и их надежды на будущее. Татарстан с его лесами, реками, своеобразным населением, обычаями, культурой отразился в этих мифах как в зеркале.

гульфира сабирзянова
Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №160 «комбинированного вида Приволжского района г. Казани

Литературно-музыкальная постановка :

«Легенды и придания татарского народа »

ВЫПОЛНИЛА :

Воспитатель татарского языка :

СабирзяноваГульфираГумеровна

Цель :Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности изпоколения в поколение и значимости в настоящее время. Задачи.

Образовательные. Обогащать детей новыми знаниями о городе Казани, о изменениях в разные временные периоды.

Развивающие. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности.

Воспитательные. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей. Актуальность : Взгляд всего мира прикован к городу Казани.

Материалы и оборудование : ноутбук, презентация, проектор, доска для показа презентации.

Демонстрационный материал : Альбом с фотографиями, презентация

Методы обучения : беседы, моделирование, рассказы, заучивание стихотворений.

Предполагаемые результаты . Расширение у детей знаний о столице Татарстана городе Казани . Создание презентации. Изготовление башни Сююмбике.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, их родители, воспитатели группы

Оформление зала : силуэты башен Сююмбике,Кул-Шариф,Кремля.

Звучит татарская музыка . под музыку вбегают в зал,встают полукругом.

Песня «ссламегалйкем”

Ведущий :

Хтерлдн курыкма, син!

ткннрне онытма,син,

Бел син ерак бабаларны

Ничек итеп кн иткнен :

Ни иккнен, ни чиккнен,

Нинди ырлар,нинди монар

Безг калдырып киткнен.

1-нче бала :

Бу –борынгы бабайларны

Туган –скн иллре.

Сылу Болгар кызларыны

Су коенган ирлре.

2 –нче бала :

Монда кемнр яшмгн!

Монда кемнр тормаган!

Кемнр днья кумаган да,

Кемнр шр кормаган!

3 –нче бала :

Заманында бу тбкт

Тимер,чуен чынлаган

Шушы Идел ярларында

Кемнр иген икмгн д,

Кемнр итек текмгн.

Ведущий : Наверное,каждый из вас задумывался над тем,почему наш город называется Казань. Существует много разных легенд . Все и не перечислить. Когда-то Казань была пограничной крепостью . В древности слова “Каз-ан” означали начало границы-пограничье.

Казан кайчандыр чик буе крепосте булган . Борынгы заманда “Каз-ан”сзлре чикне,чик буен алаткан. Бер риваятт болай сйлн.

4-нче бала :

Хан кызына мер бирде :

Кызым сзне тыла,-диде,

Мен бу алтын казанны

Су буена син илт диде.

Алтын казан авыр иде,

Сылукайны кулы талды.

Елга ирен иткч кен

Суга тшеп ул югалды.

5-нче бала :

Повелел своей дочери хан :

«К той реке снеси ты казан,

Не простой тот казан,золотой,

Ты держи его верной рукой».

И красавица к речке сбежала

Крепко –накрепко пальчики сжала

Но слишком тяжел был котел

Миг из рук и под воду ушел.

Ведущий :

Бер бай ялчысын елгага суга ибр.

Ялчы казан алып,суга кит

Су алыйм дис,казан тшеп кит.

Шуннан бирле елгага Казан-су дип исем бирел,

шрг Казан дип исем кушалар.

Сценка первая.

Ведущий :Казан-суелгасы Идел елгасынаага,Иделелгасыдигезг ага. Шуа кр композитор С. Сйдшев “дрн-дигез”дигн бик матур кй язган.

“дрн-дигез” ке (кызлар биюе)

Звучит музыка входит Сююмбике,исполняет танец.

Сююмбике :

Кипит казан, встает Казань.

Бурлит котел, богатый стол.

Пусть полной чашей будет дом

Да дружно будем жить мы в нем.

6 –нчы бала :

Моя Казань, моя столица!

Мой чудный, милый сердцу град!

Ничто с тобою не сравнится

Душа всегда к тебе стремится

Я видеть этот город рад.

7-нче бала :

Казань –столица Татарстана

Торжественна и величава

Раскинулась на берегу реки

Как город дивной красоты.

8-нче бала :

Свои истории страницы

Хранишь ты бережно в себе :

В кремле,домах,музеях,лицах

И в стенах башни Сююмбике.

Сююмбике :Ребята, я принесла вам подарок. Это бывший герб Казани.

Казан туграсынаигътибар белн кара ле,анда нрс сртлнгн?

Сез ничек уйлыйсыз,ни чен?

Балалар :.

9-нчы бала :Идел буе матурлыгына сокланып йргннн со,Сен патша шушында шрг нигез салырга уйлый. Шунда кинт кк карагылана,ирселкен башлый. Куркыныч адаа кешелр стен ташлана. Аа ияреп башкалары да ояларыннан чыгалар. Каяндыр Батыр егет була да,еланнарны сихерле тгрк эченд калдырып,тир ягына чыбык-чабык еп,ут тртеп яндыра.

10-нчы бала :

Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,

Чудо город построить решил царь Саин .

…Задрожала земля, небосвод потемнел :

Аждаха лютый змей на людей налетел.

С ним другие ползли, смерть и ужас несли.

Тут нашелся Батыр удалой,

Змея он обвел чертой колдовской.

Тростником тот круг обложил,

Вмиг поджег и разом спалил.

Танец змей и Батыра

Ведущий : Это, конечно, легенда , но то, что на холме было много змей-сущая правда.

Сююмбике :Вы очень хорошо рассказали о гербе Казани. Поэтому я вам дарю подарок с изображением Зиланта.

Ведущий :

Казанский кремль выглядит не старым

Вот минарет, игла в его руке

Тот минарет, конечно же не даром

С древнейших пор зовут Сююмбик.

С него царица,помолившись слезно,

Смотрела в эту сторону и в ту.

Когда Казань сломил осадой Грозный,

Красавица шагнула в пустоту.

Сююмбике :

Она ушла,народ мечтал о чуде

Храня культуру и родную речь

Потом легенду выдумали люди

Чтоб честь родную города сберечь

С тех пор десятки бурь промчались мимо,

Прошли над миром сотни долгих лет

Под натиском ветров неутомимых

Стоит чуть покосившись минарет.

11-нче бала :

А что это за башня вдалеке

Не таль, которую зовут Сююмбике?

Нас простотой и статью покорила

А по легенде вот как дело было .

Сююмбике прекрасная царица

Красой Ивана Грозного пленила

Решил царь на красавице жениться

И на Казань пошел военной силой.

Чтобы войну от града отвести,

Она царю велела башню возвести

И прыгнула с вершины башни той

Не став Ивана Грозного женой!

12-нче бала :

Сембик –Гзл ханбик.

сир итте чибрлеге явыз Иванны .

Патша йлнерг була аа,

м Казанга чыкты гаскр белн.

Булдырмас чен сугышны

Патшага манара тзерг кушты ул.

м шунда сикерде тште Сембик,

Телмде аны хатыны булырга.

Субра : Скажите, сколько ярусов у башни? По преданию за сколько дней возвели башню?

13-нче бала :

Крепче за руки возьмемся

Танец дружно заведем

Вместе многого добъемся

В одиночку пропадем.

Татарский танец с ведрами .

Субра :Белокаменные стены как будто обнимают Кремль и охраняют его от бед и невзгод.

Кремльне тп манарасы Спас манарасы. Исеме кайчандыр аны янында торган Спас чиркве исеменнн алынган.

14-нче бала :

На щеках девушек румянец

Ребята подтянули кушаки

Рожденье города венчает яркий танец

Эй,музыка, держитесь каблуки!

Русский танец.

Субра :

Ага –базар,шаулый базар

Монда бар трле товар :

Кн итеклр,читеклр,

Матур,матур савытлар

Шаулый базар, Ага-базар.

Базар кренеше.

1-нче сатучы :

Члмклр,тлинклр,савытлар.

Трле –трле амаяклар,кемг кирк,балчыктан?

2-нче сатучы :

Тимерчед бары да бар :

ткен балта,тимер сабан.

Игенчег чалгы в урак.

Сайлап кара,бирег кил!

3-нче сатучы :

Затлы болгар итеклрен

Киеп карап алыгыз.

4-нче сатучы :

Муенсалар,каптырмалар,

Тартмачыклар,савытлар.

Сяк тарак,тимер сдп,

Ошаганын сатып ал!

Карап кына китмгез,

Якынрак килегез .

5-нче сатучы :

Тмле татар ризыкларын

Тизрк килеп алыгыз!

Сююмбике :

Живет Казань,работает,растет

Страну своим удивляет чудесами

И молодеет в городе народ

И множит славу трудовой Казани.

15-нче бала :

Салам тебе, Казань, восставшая

Из праха и легенды !

Праздновать тебе любимый город

Еще не одно тысячелетие.

Субра :

Идел ярларында нурлар сибеп

Матур булып ата безд та.

Та шикелле якты туган илем

Бхет биргн ирем Татарстан .

Песня “Мин яратам сине Татарстан” .

Литература :

1. Татарские легенды о прошлом Камско-волжского края. -Вахидов С. Г. ,1926

2. Сборник стихов “Моя Казань!-сказать имею право”.

3. Балаларны туган якны табигате белн таныштыру. Балалар бакчаларында эшлче трбиячелрг методик кулланма. Тзче Набиуллина И. Ш. Казан, 2001.

4. Искиткеч сяхт. ”Ак барс”иат иткн журнал. №8.

5.“Ачык дрес” газетасы.

6. Р. Фэйзуллин “Онытма син!”.

7. ТАТАР ХАЛЫК РИВАЯТЬЛРЕ М ЛЕГЕНДАЛАРЫ . Раннур нэшрияте,2014.

Большинство древних татарских письменных, а более всего устных источников, связывают процесс исламизации Поволжья, в том числе и Волжской Булгарии, именно с личностью Зу-л-Карнайна. Конечно, зная, что официально ислам в Булгарии был принят в 922 г. н. э., можно говорить, что упоминания о Зу-л-Карнайне как о первом мусульманском миссионере Поволжья являются обыкновенной интерполяцией известных восточных легенд в татарский фольклор и литературу.

Стоит отметить, что в современной востоковедческой науке нет четкого мнения о том, являются ли Зу-л-Карнайн и Александр Македонский одним и тем же лицом. Александр Македонский вполне мог столкнуться с тюркскими племенами во время одного из своих походов в Среднюю Азию или по дороге в Индию. Исходя из этого, было бы интересно рассмотреть и древнетатарские легенды о Зу-л-Карнайне.

Эти легенды бытовали вплоть до начала ХХ в. и даже попадали в татарские настенные шамаили. Вот как описывается основание города Булгара на шамаиле, изготовленном в 1901 г. братьями Габдельвали и Мухаммадгали Ахметовыми: «…за 15–20 лет до прихода в этот мир пророка Исы (Иисуса) Искандер Зу-л-Карнайн с большим войском отправился в поход.

На обратном пути из царства тьмы на берегу Желтого моря он взял в свое войско множество пленных татар. Возвращаясь, войско Искандера Зу-л-Карнайна, состоявшее более чем из 10 тысяч пленных татар, дошло до места слияния рек Волги и Камы. Их жены, увидев Волгу, обратились к своим мужьям с пожеланием остаться у этой реки, а те в свою очередь потребовали у Искандера Зу-л-Карнайна почет и указ на востоке от слияния двух рек соорудить город, где они с женами остались бы.

Искандер Зу-л-Карнайн, приняв их заявление, выстроил из дуба город Булгар и оставшихся более 10 тысяч воинов назвал булгарами – бу-Волгарами – за то, что остались они на берегу Волги. После того, как им дали название волгар, позже и городу дали название Булгар. Но пророк наш, Мухаммад Мустафа, послал в Булгар к хану, чтобы принять его в ислам, трех своих асхабов (сподвижников. – А.А.). Эти три асхаба, приехав в Булгар, и хана, и весь народ приняли в религию. Хан и весь его народ, приняв их приглашение, стали истинными мусульманами.

После этого один из этих почтенных сподвижников уехал в Медину. Но оставшиеся два асхаба – Джафар Ази и Забир – остались в Булгарах и были там похоронены, – есть такие слова». Как видно из текста, здесь были собраны наиболее популярные к тому времени версии легенды об основании города Булгара. Правда, в этом же шамаиле автор текста уточняет, что «более правдивым высказыванием» является сообщение Ибн Фадлана, то есть его известные «Записки», которые и в самом деле уже давно признаны востоковедами и историками в качестве на- дежного источника.

Если обратить внимание на даты, приведенные в легенде, то сразу становится ясно, что они не совпадают с общепринятыми, историческими. Как известно, годы жизни полководца Александра Македонского 356–323 гг. до н. э. Таким образом, он не мог совершать походы за 15–20 лет до рождения Иисуса, то есть в 15–20 гг. до н. э. Современное Желтое море расположено у восточных берегов Азии и омывает Китай и Корейский полуостров. Мы знаем из истории, что Александр Македонский сумел добраться лишь до Индии (в 327 г. до н. э.) и не был в Китае.

Правда, на Востоке существует немало легенд, связанных с походами Македонского именно в Китай. Например, в одной из них говорится, что после того, как правитель завоевал Китай, его воины стали брать в жены местных девушек, от которых произошли калмыки и дунгане. Кроме того, известно, что упомянутая в источнике Волжская Булгария сформировалась в Среднем Поволжье лишь в конце IX–начале X вв. н. э., после того как сюда переселилась часть населения еще более древнего государства Великая Болгария, которое в свою очередь было разгромлено хазарами.

Упомянутые в шамаиле даты и географические названия используются здесь как ничего не значащая красивая оболочка для обрамления легенды об основании Булгара. Человеку, знакомому с историей, сразу становится ясно, что данное сообщение, попавшее в татарский шамаиль, больше похоже на легенду, чем на исторический документ. В данном случае (в татарском шамаиле) мы видим достаточно упрощенную компиляцию из обрывков легенд, основанных на древних арабо-персидских источниках.

В приведенном выше образце легенды четко прослеживается также желание татар, во-первых, дистанцироваться от этнонима «татары» (в конце XIX – начале XX вв. подобные тенденции особенно усилились) и идентифицировать себя с предками булгар, а во-вторых, трактовать свою историю как более древнюю и «более мусульманскую», т. е. почувствовать себя частью единого мусульманского сообщества – уммы. Поэтому, наверное, в народе и рождались легенды, повествующие о том, что мусульманскую религию в Булгар «прислал» не кто иной, как «сам Пророк».

Исходя примерно из тех же самых целей, по мнению историка И.Л. Измайлова, можно объяснить и получившие распространение среди волжских булгар сюжеты о родстве правящей династии булгар с известным кораническим и историческим персонажем – Искандером Зу-л-Карнайном. Позже история о Зу-л-Карнайне попала в большинство татарских художественных и исторических произведений, татар- ские дастаны и сказки: «Джумджума Султан» Хусама Кятиба, «Гулистан бит-тюрки» Сайфа Сараи, «Дастан-е Бабахан» Сайади, «Тухфа-и мардан» Мухаммадьяра, «Мухиммату-з-заман» Утыза Имяни, «Таварих-е Булгарийа» Таджетдина Ялчыгула и др., где Зу-л-Карнайн в основном был показан как идеальный правитель.

Продолжение следует

Введение

Сибирские татары -- это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.

Характерными жанрами татарского фольклора являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Для того чтобы понять особенности национального фольклора, ряд сюжетов, мотивов и изобразительно-выразительных средств, необходимо иметь хотя бы общее представление о татарской мифологии. Мифы татар могут быть рассмотрены по следующим тематическим группам: 1) мифологические представления о взаимоотношениях людей и животных; 2) космогонические мифы; 3) боги и богини в мифах; 4) рассказы о персонажах «низшей мифологии».

миф легенда фольклор тюркский

Татарские мифы и легенды

Отголоски представлений о связи людей с животными сохранились, например, в прекрасной волшебной сказке «Ак б?ре» -- («Белый волк»), рассказывающей о превращении волка в молодого красивого джигита. Немало в сказках данных и о том, как голуби оборачиваются красавицами или прекрасными джигитами. Сюжеты некоторых сказок от начала до конца основываются на семейно-родственных отношениях женщин и зверей.

Космогонических же мифов, вернее, их отголосков сохранилось немного. Тем не менее они есть. Так, Земля, по воззрениям татар, представлялась как плоское пространство. Она расположена на рогах громадного быка. В свою очередь этот бык прикреплен к усам огромной мировой рыбы, которая плавает в безбрежном водном пространстве. Таким образом, эти универсальные представления находят отражение и в татарской мифологии.

Древнейшие представления татар о богах прежде всего связаны с общетюркским, быть может древневосточным, небесным божеством Тэнгри. Тэнгри там несколько, каждый из них выполняет весьма определенную, положительную или отрицательную, функцию. Тэнгри был широко распространен на территории Малой, Центральной и Средней Азии, современного Казахстана, Южной Сибири, Нижней и Средней Волги и Приуралья. Возможно, что именно этим объясняется мирное и сравнительно легкое проникновение ислама в Поволжье, Приуралье и в Сибирь. Единственной идеологической силой, которая так или иначе могла противостоять здесь исламу, было тэнгрианство. Однако требования этих двух религий были настолько близки друг к другу, что они стали взаимодополняющими.

Начиная с выдающегося памятника булгарско-татарской литературы -- поэмы Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» (первая четверть XIII в.) и до конца 20-х годов XX в. практически все произведения татарской письменной литературы проникнуты весьма сильным влиянием идеологии и мифологии ислама. Однако в произведениях фольклора наблюдается несколько иная закономерность: абсолютное большинство образцов тех жанров, которые как таковые сформировались ранее ислама, подвергнуты его влиянию намного меньше, чем письменная литература. К таковым относятся обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, мифологические рассказы и народный эпос. Именно эти жанры донесли до нас наиболее значительные данные о языческой мифологии татар, одним из представителей которой выступает многоголовый Див, или Див-пэри. Хотя Див в татарской мифологии выступает как злое чудовище, иногда изображается и как помощник героя.

Одним из самых популярных и широко известных персонажей татарской мифологии является Шурале -- обитатель, а в известном смысле и хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти.

Другим, гораздо более зловещим существом изображается Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи Убырлы карчык. Он «проникает» в тело человека и «занимает» место его души.

Татарская мифология довольно богата всевозможными духами -- хозяевами различных стихий, которые обозначаются общим термином Ия: Су иясе -- Хозяин воды, Су анасы -- Мать воды, Су кызы -- Дочь воды, Йорт иясе -- Хозяин дома и др. Чаще всего они выступают хозяевами, нередко властелинами тех стихий, сооружений, помещений, к которым они относятся.