Уголок литературы в детском саду. Книжный уголок в детском саду

нина щетинина

Книжный уголок.

Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно проживаем с книжными героями их жизнь, человеческий мозг копирует и воспроизводит те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Ученый определил, что всего 6 минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой.

Именно поэтому нельзя умолять значение художественного слова, значение книги в воспитании дошкольников, а значит и значение книжных уголков в дошкольном учреждении.

Представляем вашему вниманию книжный уголок в подготовительной группе.

Книжный уголок включает в себя мини- библиотеку, картотеку, тсо, читальную (рабочую) зону, демонстрационный стенд с портретами писателей, домик хозяина уголка – Книжкина, выставку книг по определенной теме, дидактические игры, книжкину больничку, правила поведения, тематическую библиотечку (в папках).




Мини-библиотека. Книги распределены по 9 разделам: родина, детство, энциклопедия, сказка, этикет, мир природы, животный мир, фольклор, профессии. В картотеке разделы обозначены значками-символами.


Книжкин-хозяин уголка и его дом.


Хозяин книжного уголка - игровой персонаж, а не простой наблюдатель. Периодически Книжкин исчезает и появляется с какой-то серией книг. Дети рассматривают книги, определяют общую тему серии и распределяют книги по папкам тематической библиотечки (количество папок бывает разное.) В данном случае Книжкин принес книги о птицах. Иногда у Книжкина в руках появляются записки с вопросами: ответы дети ищут в книгах.


Тематическая библиотечка. В результате просмотра книг и обсуждения содержания было выделено восемь тем: птицы зимующие, перелетные, хищные, краснокнижные, певчие, околоводные, птичьи домики, птичья азбука). Затем книги распределили по папкам и для каждой папки придумали значок-символ.


Тесную связь мы поддерживаем с городской библиотекой №9. Библиотекарь готовит экспозицию по данной тематике, рассказывает о новинках.

Знакомство с книгой сопровождается практической деятельностью.

С большим удовольствием дети оформляли дидактическое пособие «Азбука птиц» , сами вырезали буквы и фигурки птиц.

Публикации по теме:

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате каждой группы. Его наличие обязательно, а содержание.

Здравствуйте, дорогие маамовцы! Хочу представить вам свой уголок сенсорного развития. Надеюсь, что мой скромный труд кому-нибудь пригодится.

Так как мы живем в Республике Хакасия, то обязательно вместе с детьми изучаем национальный быт и обычаи хакасов. Для обогащения предметно-развивающей.

Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).

В жизни главное - здоровье И к нему с большой любовью Мы относимся всегда. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает.

Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов.

Эпиграфом к нашему проекту мы подобрали слова Белинского Виссариона Григорьевича

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека.

Белинский В. Г.

План

Формирование у детей дошкольного возраста интереса и любви к художественной литературе

Педагогические требования к организации книжного уголка

Проведение литературных утренников, вечеров досуга

Советы родителям по организации уголка книги в домашних условиях

С чего начинается литературное воспитание ребёнка?

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» Эти слова Константина Батюшкова имеют отношения и к вопросам чтения.

У ребёнка память сердца. Не сопереживавшие в детстве, могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.

Чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое.

Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе игровой уголок книги.

Что такое уголок книги?

Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребёнок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть и «перечитать» её.

Встреча в уголке книги со знакомыми произведениями, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, ещё раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников – Ивана Билибина, Юрия Васнецова, Владимира Лебедева, Владимира Конашевича, Евгения Чарушина и многих других.

Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важнейших качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголках книги.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?

Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

В младшей группе воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

знакомит с уголком книги (устройством, назначением);

приучает рассматривать книги и картинки только там;

сообщает правила:

брать книги чистыми руками;

перелистывать осторожно за верхний левый угол страницы;

не рвать;

не мять;

не использовать для игр;

всегда класть книгу на место.

В книжной витрине младшей группы

3 – 4 книги (У воспитателя в запасе дополнительные экземпляры этих же книг) Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать, то и у других возникает желание получить такую же книгу.

Помещают издания:

Знакомые;

С яркими крупными иллюстрациями.

Хорошая иллюстрация отличается образностью и выразительностью. Книги необходимо подбирать с иллюстрациями, которые шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребёнку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть участником событий и приключений, которые происходят с героями.

Также в уголке книги должны быть:

Отдельные картинки, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы: «Игрушки», Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

В младшей группе необходимо иметь эстампы – иллюстрации русских народных сказок.

Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки, узнавать героев, побуждает вспомнить и пересказать отдельные эпизоды.

В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней. В этом возрасте у ребёнка формируется потребность приносить пользу своим трудом. И вот для этого в уголке книги появляется «книжная больница». Все необходимое для ремонта книг можно сложить в чемоданчик, наклеить на него красный крест. Сколько удовольствия, радости и удовлетворения получают дети, когда рваные странички и переплёты книг они заклеивают и ремонтируют сами!

В средней группе уже 4 – 5 книг разных авторов на определённую тему. В конце года выставляются портреты писателе и поэтов, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.

В старшей и подготовительной группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового многообразия.

На книжную витрину можно помещать одновременно 10 – 12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы детей?

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно поместим в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребёнка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

Ребенка – дошкольника привлекает природа, её красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.

На витрине уголка книги, какой – то период должны находиться издания произведений и портреты писателей, с которыми в данное время знакомят детей на занятиях. Например, после чтения на занятии рассказа Л. Толстого «Филипок» поставим в уголок книги издание с иллюстрациями Алексея Пахомова. Художник писал, что ему хотелось сделать Филипка любимым героем малышей, поэтому он нарисовал его красавцем. Прекрасные рисунки помогут детям увидеть и лучше узнать «бедового» деревенского мальчика, полюбить его, как любили своего героя писатель и художник.

Особое удовлетворение получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других обязательно должны быть в уголке книги.

Кроме того, в уголок можно помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного времени. Принцип организации уголка книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Поэтому нельзя определить точный срок пребывания в уголке каждой отдельной книги. Некоторые книги дети подолгу любят рассматривать, а к иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая это, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.

Кроме книг, в книжном уголке группы старшего дошкольного возраста должны находиться иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные альбомы для рассматривания. Это может быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах или иного писателя. А также альбомы с детскими рассказами. Записанные воспитателем на занятиях по развитию речи.

Воспитатели нередко устраивают в книжном уголке тематические выставки книг.

Цель таких выставок:

углубить литературные интересы детей;

сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную тему.

Это могут быть выставка сказок А. Пушкина (иллюстрации разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского и др.

Правила организации выставки:

тема должна быть актуальной для детей (связана с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.д.);

необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;

выставка должна быть непродолжительной по времени – 3-4 дня, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться

Постоянное индивидуальное общение дошкольников в период их жизни в детском саду с литературными и изобразительными искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей, «создаёт тот необходимый навык уединения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства вообще» (Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. - М., 1977 – с.150) и подлинного талантливого читателя.

Какую ещё методическую работу можно проводить в книжном уголке?

В старшей группе надо выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.

Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

изложение должно быть образным, интересным;

рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

Это было очень давно, когда не было не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек, или, это было так давно, что не только электричества и телевизоров не было, но даже поезда ещё не ходили.

рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

После рассказа возможна длительная совместная с детьми и родителями деятельность: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, посещение выставки и т.д.

Не имея подчас возможности ещё раз вернуться на занятиях к тому или иному прочитанному произведению, воспитатель в свободные часы доставляет удовольствие от новой встречи с полюбившей книгой. Во время занятий невозможно прочитать всё произведение, поэтому такие прекрасные детские книги, как «Каштанка» А.П. Чехова, «Золотой ключик» А.К. Толстого, «Приключение Незнайки и его друзей» Н. Носова и многие другие дошкольникам читают также в свободное от занятий время. Чтение с продолжением развивает у ребёнка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе.

Свободные часы – прекрасное время для чтения поэтических произведений. Далеко не всегда стихотворение можно запомнить наизусть, да ещё и научиться выразительно читать в пределах одного занятия. В свободное время воспитатель закрепляет в памяти детей выученные на занятии стихи. Работает над выразительным чтением.

Непринуждённая, интимная атмосфера в уголке уединения помогает детям легче и спокойнее войти в мир поэзии. При этом воспитатель работает, как правило, с одним или несколькими детьми, помогая им преодолеть застенчивость и робость.

Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности:

инсценирования любимых книг;

игры – драматизации;

творческие ролевые игры на основе литературной темы;

просмотр кукольного и теневого театра;

диафильмы;

литературные утренники и развлечения.

В 1967 году Международный совет ЮНЕСКО по детской и юношеской литературе объявил 2 апреля Международным днём детской книги. Дата выбрана не случайно: больше полутора веков назад (в 1805 году) в этот день в Датском королевстве на свет появился мальчик, ставший впоследствии непревзойдённым сказочником, - Ханс Кристиан Андерсен.

Международный день детской книги соседствует в календаре с нашим отечественным книжным праздником под названием «Неделя детской книги» или более «детское» и весёлое - «Книжкина неделя». «Книжкина неделя» - период праздничного общения детей с писателями и поэтами, с «ожившими» персонажами детской литературы, время весёлых конкурсов и соревнований. Пусть проведение этой недели станет для детского сада доброй традицией. Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности:

чтение и рассказывание;

пение и танцы;

слушание;

просмотры и инсценировки.

Они – результат работы воспитателя, её итог, «венец делу».

В настоящее время средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.

Задача детского сада - помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, книги, театра и его особую роль в воспитании человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В организации родительского педагогического всеобуча в детском саду почетное место должна занять проблема детского чтения. В чем конкретно может проявиться педагогическая пропаганда в этой области.

Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чте- ния книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Здесь же может быть представлена постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и др.). В детском саду родителям показывают занятия по литературным произведениям, знакомят с угол ком книги. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием,- самое творческое время развития речи ребенка...».

Прививайте любовь и уважение к книге у детей, воспитывайте будущих книголюбов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ - ЮБИЛЯРЫ 2010 ГОДА

175 лет

Андерсен Х.К. «Дюймовочка» (1835)

80 лет

Бианки В.В. «Где раки зимуют» (1930)

70 лет

Благинина Е.А. «Посидим в тишине» (1940)

75 лет

Житков Б.С. «Рассказы о животных» (1935)

55 лет

Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955)

80 лет

Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный» (1930)

85 лет

Маршак С.Я. «О глупом мышонке» (1925)

85 лет

Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925)

55 лет

Михалков СВ. «Дядя Степа - милиционер» (1955)

180 лет

Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830)

130 лет

Суриков И.З. «Зима» («Белый снег пушистый в воздухе кружится...» (1880)

55 лет

Сутеев В.Г. «Кто сказал "мяу"?» (1955)

70 лет

Хармс Д. «Лиса и заяц» (1940)

85 лет

Чуковский К.И. «Бармалей» (1925)

85 лет

Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (1925)

75 лет

Чуковский К.И. «Лимпопо» (1935)


Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя ».

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Книжный уголок в детском саду Презентацию подготовила воспитатель МАДОУ «Сказка» Шайгарданова Г.Р.

«Сказка, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи » Сухомлинский В. А.

Рациональное размещение в группе. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. Соответствие интересам детей. Постоянная сменяемость. Эстетическое оформление. Востребованность. Основные требования к оформлению книжных уголков:

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов; Книги с динамичными элементами Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки; Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками); Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.); Книжки-раскладушки Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения Воспитатель знакомит детей с Уголком книги, Его устройством и назначением, Приучает рассматривать книги (картинки) только в Книжном уголке Сообщает правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др. I Младшая группа

Книжный уголок в I младшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг. Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей; Книги с обычной листовой структурой; Эстампы на темы русских народных сказок. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка; Учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги. Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником 2 Младшая группа

Книжный уголок в 2 младшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу): Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»; Открытки для рассматривания по произведениям; Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин; Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал); Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней. Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций. Средняя группа

Книжный уголок в средней группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); Портреты писателей и художников – иллюстраторов Книги, рекомендованные программой; Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; Энциклопедии («умные» книжки), словари; Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; Знакомит с миром природы, ее тайнами и Старшая группа

Книжный уголок в старшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми Количество книг в уголке не регламентировано. 2-3 сказочных произведения стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью); 2-3 книги о животных и растениях; книги, с которыми детей знакомят на занятиях; книги для расширения сюжета детских игр; юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.); «Толстые» книги; книги, которые дети приносят из дома. Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. -Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; - Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; - Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; - Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; - Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; - Знакомит с миром природы, ее тайнами и Подготовительная группа

Книжный уголок в подготовительной группе

«Произведения С. Михалкова»

Тематические выставки Книги о животных Книги о космосе

привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Главной задачей педагогов является

литература должна отвечать задачам воспитания (умствен­ного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражать­ся в учете особенностей пси­хики ребенка, в конкретности мышления, впечатли­тельности, ранимости; книга должна быть занимательной. Занимательность опреде­ляется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом; в книге должна быть четко выражена позиция автора. книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или сис­тема образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Педагогические принципы:

произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказ­ки); произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушки­на, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тют­чева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.); произведения современ­ной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Марша­ка, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Ча­рушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.). произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лири­ческие и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические пробле­мы); произведения народов других стран. Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

Не само по себе чтение влияет, а переживание ребенка в процессе чтения влияет на его развитие. Л. Выготский

Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. А.И. Княжицкий

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека. Белинский В. Г.

Спасибо за внимание

Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с. Материал с сайта: http://сайт/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu Использованные материалы.


Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, о спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада .

Основной принцип , которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе . Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

К устройству уголка предъявляется ряд требований :

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.



В младших группах уголок книги организуется не сразу , так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения .

В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнк а, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях . Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях . Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах . Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома , а также «толстые» книжки .

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.

Для детей 5-6 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгах . Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

Ø изложение должно быть образным, интересным;

Ø рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

Ø рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

Ø рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

Ø в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

Ø особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Вот один из примеров .

В одном из детских садов Подмосковья была проведена неделя К. Чуковского .

Заглянув в Литературный календарь на 2010 год, воспитатели детского сада обнаружили, что в этом году произведениями – юбилярами являются:

«Бармалей» (1925 – 85 лет) Чуковского К. И.

«Доктор Айболит» (1925 – 85 лет)Чуковского К. И.

«Лимпопо» (1935 – 75 лет) Чуковского К. И.

И было решено устроить «неделю» Чуковского К.И. Была подготовлена выставка книг Чуковского. В течение недели воспитатели с ребятами читали произведения этого замечательного автора, познакомили детей с биографией Корнея Ивановича (Коли Корнейчукова), обыгрывали запоминающиеся сценки из произведений, а потом вместе с родителями съездили в дом – музей К.И. Чуковского, который находится в Переделкино.

Дети и родители получили незабываемые впечатления, которыми потом делились ещё в течение недели.

Завершением недели стал досуг, на котором дети отгадывали загадки, читали стихи, (причем постарались выбрать не очень известные), участвовали в викторине и помогали Айболиту найти Лимпопо.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

Литературные вечера досуга и утренники в детском саду. Виды и содержание, методика проведения.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Это группа методов и средств использования литературы вне занятий, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.

Литературные вечера досуга способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение.

Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности:

· чтение и рассказывание;

· пение и танцы;

· слушание;

· просмотры и инсценировки.

На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений , в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты не только для детей шести-семи лет, но и для более младших.

Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя . Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Стихи поэтов - детям», «Зарубежные сказки» и т. д.

Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника : торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.

Можно пригласить на вторую половину утренника (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).

Дети шести-семилетнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей . Старшим желательно поручать роль организаторов и ведущих. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается 10-15 мин. Программа его может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала - игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.

К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты , которые осуществляются силами взрослых, школьников (или старших воспитанников детского сада).

Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

В детском саду можно организовать просмотр инсценировок произведений, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

В методике показа мультфильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией мультфильма желательно вступительное слово воспитателя.

Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.

Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.

С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки на слух сложнее. Оно требует подготовительной работы (вступительное слово, напоминание и т. п.).

В настоящее время дошкольники широко знакомятся с литературным искусством благодаря телевидению.

Современные требования к планированию работы по развитию речи в ДОУ.

Успех работы по развитию речи детей во многом зави­сит от качества ее планирования .

На современном этапе в связи с созданием новых ти­пов дошкольных учреждений, разных вариантов программ развития речи, изменившихся условий вопросы плани­рования решаются по - разному .

Широкое распространение в дошкольных учреждениях получил подходк планированию, представленный в сис­теме занятий В. В. Гербовой.

В основе занятий, разработанных коллективом науч­ных работников под руководством А. Сохина и О. С. Ушаковой, лежит принцип комплексности решения раз­ных задач речевого развития. Структура занятия опреде­ляется принципом взаимосвязи различных разделов ре­чевой работы, при этом главной задачей является разви­тие связной монологической речи.

Вместе с тем в методике сложились принципы плани­рования работы по развитию речи, отражающие объек­тивно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе органи­зации педагогического процесса в дошкольных учрежде­ниях любого типа.

В соответствии с этими принципами к планированию работы по развитию речи предъявляются определенные требования .

Педагог обязан, учи­тывая закономерности речевого развития на разных воз­растных этапах, индивидуальные особенности детей, вы­бирать наиболее эффективные пути влияния на речь .

Планирование работы по развитию речи есть, в сущ­ности, проектирование становления и развития речи каж­дого ребенка, прогнозирование динамики педагогичес­кого воздействия на речь и егорезультативности. Присту­пая к планированию , воспитатель должен не только продумывать свою тактику , нои глубоко осмысливать стратегию вос­питания и обучения . Грамотно спланированная и твор­чески выполненная работа --- гарантия не только интел­лектуально-речевого, но и общего развития ребенка.

В соответствии с принципом систематичности планирования в течение каждой недели на занятиях необходима работа по основным аспектам развития речи . Чтобы выполнить это требование, многие занятия делают комбинированными , т.е. составляют из отдельных самостоятельных частей, посвященных разным задачам развития речи.

При этом придерживаются правила тематического единства содержания занятия (например, на тему природы, бытовую, общественную).

Планируя занятие , на первое место нужно ставить новую или трудную деятельность , а далее - более легкие, основанные на повторном материале (с обилием наглядности). На последующих занятиях основные задачи сохраняются, но по возможности меняют методы их осуществления . Воспитатель учитывает ранее использованный метод, степень усвоения детьми материала и, руководствуясь этими данными, отдает предпочтение очередному методу (тренировочное упражнение, объяснение нового, дидактическая игра, беседа и т. п.).

При составлении плана для средней, старшей и подготовительной к школе групп надо учитывать, что занятие по развитию речи должно идти первым , как наиболее трудное. Исключение может составить экскурсия, поскольку организационно удобнее сразу после нее провести прогулку.

Воспитатель должен уметь планировать материал не только на 1-2 недели, но и на весь учебный год.

В начале года детям предлагается наиболее легкий материал (бытовые объекты для наблюдений, описательные рассказы для развития монологической речи).

При планировании очень важно предусмотреть повторность материала . Повторность на занятиях по развитию речи может быть буквальной . Например, для выработки правильной артикуляции и хорошей дикции в старших группах многократно используется дидактическая игра «Оркестр», когда дети напевают мелодию без слов на одних и тех же звукосочетаниях (ри-ри-ри, ли-ли-ли, ти-ти-ти).

Много раз следует проводить упражнения и игры на одни и те же трудные грамматические формы, если у детей нет прочного навыка их употребления (чулок - носков, яблок - апельсинов и др.). В данном случае происходит закрепление знаний и навыков путем простого повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях.

Наиболее ценен такой путь организации занятий на повторение, когда пройденный материал не переносится в неизменном виде с одного занятия на другое, а разумно усложняется благодаря введению новых вспомогательных задач.

Рекомендуется повторно планировать один и тот же материал для занятий разного типа : по первоначальному сообщению материала, по закреплению знаний и навыков, по самостоятельному применению знаний и умений.

Задачи развития речи решаются путем использования различных средств и методов в их единстве. Календарный план предусматривает не только занятия, но и основные формы развития речи вне их . Эти формы также требуют предварительной подготовки .

Во всех группах работа по развитию речи вне занятий может охватывать различное количество детей. Есть фронтальные формы , охватывающие одновременно всю группу: наблюдение на прогулке, подвижная игра или хоровод, просмотр зрелища или детская самодеятельность. Некоторые виды работ целесообразнее проводить с подгруппами . Необходимо предусмотреть и индивидуальную работу : повторить стихотворение с ребенком, медленно запоминающим, вовлечь в разговор молчаливого и др.

Следует помнить об особом характере и ограниченном объеме подобной работы. «Недопустимо намечать дополнительные занятия по обучению «отстающих», т. е. тех, кто не усвоил материал со всей группой; индивидуальная работа должна быть предусмотрена на занятиях».

Кроме речевой работы в общем календарном плане должно быть отведено место для работы по остальным разделам программы.

Воспитателю в течение всего года необходимо иметь обобщенное представление об усвоении программы каждым ребенком группы. В связи с этим важное значение для педагога имеет анализ проведенной работы и ее результатов, т. е. степени усвоения детьми программного материала. Необходимо в календарном плане ежедневно отмечать, как выполнено то, что намечено.

Тщательный учет ежедневной работы и ее результатов является необходимым условием составления плана на последующее время . Благодаря учету воспитатель видит, что и как дети воспринимают, как развивается речь каждого ребенка, как он усваивает необходимое умение выражать свои мысли и знания об окружающей жизни, что требует повторения или углубления

По некоторым разделам работы (звуковая культура речи, морфология, монологическая речь) методист совместно с педагогом подводит цифровые итоги работы (за предыдущий год, в начале текущего, за полугодие и весь учебный год), выявляет, кто из детей нуждается в особом внимании для совершенствования их речи. И в соответствии с этим должны вноситься изменения в планы работы по развитию речи.

Характеристика принципов планирования работы по развитию речи.

В методике сложились принципы плани­рования работы по развитию речи, отражающие объек­тивно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе органи­зации педагогического процесса в дошкольных учрежде­ниях.

Среди них первостепенное значение имеют следую­щие принципы.

1. Решение задач всестороннего развития ребенка, взаимосвязь речевой работы со всеми другими разделами воспитательно-образовательного процесса.

2 . Реализация всех задач развития речи в их взаимо­связи .

В плане должнынайти отражение все разделы про­граммы речевого развития :

Воспитание звуковой культу­ры речи,

Формирование словаряи грамматического строя речи,

Развитие связной речи,

Формирование элементар­ного осознания явлений языка и речи,

Ознакомление с художественной литературой.

Работа должна планировать­ся таким образом, чтобы результаты усвоения языка каксистемы использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний.

3. Деятельностный подход к планированию работы . Работа должна планироваться с учетом особенностей ста­новления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с деть­ми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.

5. Последовательное нарастание требований к речи детей , усложнение содержания, методов и приемов рече­вой работы по мере продвиженияв усвоении материала.

6.Индивидуальный подход к детям . Необходимость его определяется тем, что каждый ребенок уникален. Про­цесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других - медленнее. По - разному складывается и рече­вое общение ребенка с окружающими людьми. Воспита­тель долженуделять внимание не только детям, отстаю­щим в развитии речи, нои одаренным, проявляющим особый интерес к явлениямязыка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только воз­растные показатели, но и индивидуальное речевое разви­тие, данные диагностики речевого развития детей.

7.Учет конкретных условий . K конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общенияв семье, обилие контактов со сверст­никами и детьмидругого возраста, местный диалект ит. д.), условия детского дошкольного учреждения, нацио­нальные традиции региона.

8 Систематичность педагогического воздействия на речь , выражающаяся в еженедельном охвате всех основных задач развития речи, в упорядоченном распределении содержания и форм работы с детьми в течение недели, месяца; в отсутствии длительных интервалов в формировании речевых навыков.

Названные принципы в совокупности с общедидакти­ческими определяют характер планирования.

Характеристика планов работы по развитию речи в ДОУ

План - это условие целеустремленности и организованности труда педагога, защита от односторонности в работе и пропуска каких-то существенных сторон развития речи детей.

План помогает равномерно, ритмично выполнять программу , разумно с максимальным эффектом использовать служебное время. К тому же это отчетный документ, который помогает контролирующему лицу ознакомиться с состоянием педагогического процесса. Он отражает основную схему деятельности педагога , но не исчерпывает всего ее практического многообразия и богатства.

В современных дошкольных учреждениях утвердились три основных вида планирования : перспективное, календарно-перспективное, календарное.

1. Перспективный план определяет основные на­правления вработе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, единство в работе воспитателей группы. Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет . Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализиро­ванными.

В зависимости от того, на чем воспитатель ак­центирует внимание - на отборе содержания или опре­делении форм организации работы - выбирается форма планирования .

Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индиви­дуального развития или.некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квар­тал, полугодие, год).

Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения.

Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный планпо обучению детей монологической речи , поскольку эта часть программы требует особогообу­чения. В плане можно предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.

Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи , а также работу по развитию речи вне занятий . Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в не­делю, месяц, квартал, их последовательность. В настоя­щее время разработаны занятия по развитию речи для разных возрастных групп. Опубликованные сборники кон­спектов занятий - своеобразный типовой перспектив­ный план работы.

Удобно составлять перспективные планыпо индиви­дуальной работе с детьми . Такие планы представляют со­бой индивидуальные программы развития.

- Работа с детьми по интересам также планируется на длительный срок:

- На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с ро­дителями, методическая помощь семье, привлечение ро­дительского актива к организации коллективных форм ра­боты с детьми по развитию речи и т. д.).

Составление перспективных планов ограждает воспи­тателя от стихийности, случайности в работе, от механи­ческого заимствования имеющихся в педагогической ли­тературе отдельных методических разработок Перспективное планирование требует глубокого осмысления закономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.

2. Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.

По мнению многих педагогов, при таком планирова­нии удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упразднений, развлечений, фольклорных текстов и т.д.

Планируя работу на месяц , воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конс­пекты, планы, сценарии), а также тексты художествен­ных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения меро­приятий, использования дидактического и художествен­ного материала.

Целесообразно применять условные обо­значения, например: первая половина дня; - вторая половина дня; - занятие; - прогулка; - утро; - вечер.

При планировании индивидуальной работы имена де­тей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным: видом и формами индивиду­альной работы.

При календарно-перспективном планировании в кон­це месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализова­ны. Если задачи реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку допол­няют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.

3. Заблаговременное определение порядка, последователь­ности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и мето­пов составляет сущность календарного планирования.

Обязательная для воспитателя документация - календарный план учебно-воспитательной работы и дневник (учет). Именно в них указываются содержание и организация речевой деятельности детей в течение дня.

На утренние часы планируют:

Коллективные и инди­видуальные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора де­тей;

Работу по ознакомлениюс художественной литера­турой (чтение и рассказывание, повторение стихотворе­ний, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги (по:желанию детей);

Разнообразные дидактические игры и лексические упразднения; индивидуальную работу.

В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия .

а) название занятия;

Цель –формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного.

Беседа

« Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит» (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на зем​лю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плот​ные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ло​маются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый?

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас​смотреть, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Труд. Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

П/и: "Снежная карусель". Метать снежки вдаль. "Карусель".

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сундук". "Платочки".

Пальчиковая гимнастика "Снежинка".

Самостоятельная игровая деятельность. Хоровод вокруг деревьев.

Приложение 8

Работа в книжном уголке - знакомство с произведениями писателей-природоведов

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Основная часть

Анализ произведения

Рассматривание картины с изображением следов

Рассказ зайчика

Заключительная часть

Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом В. Бианки. Рассказ называется «Книга зимы».

Как в рассказе говорится о земле, покрытой белым снегом? Как вы думаете, почему зимние поля и лесные поляны называют «белыми страницами»? А теперь посмотрите на картину, что здесь изображено?

Давайте посмотрим, чьи следы изображены на картине. Правильно, это след птицы, а это след зайца.

Посмотрите, кто к вам пришел.

Здравствуйте дети. Сейчас на улице холодно, и я к вам прискакал погреться. Шубку я уже сменил, серую на белую. А знаете почему? Давайте теперь с вами поиграем в игру «спрячь морковку». Один из вас прячет морковку, а остальные дети должны найти ее и отдать мне. Тот, кто первый находит ее, становится ведущим. Молодцы дети. А теперь мне пора в лес. К вам я еще не раз приду.

Дети, кто к нам приходил? Какой рассказ мы сегодня читали? О чем он?

Отвечают на вопросы

Рассматривание

и ответы

Паустовский,К.Г. Корзина с еловыми шишками:рассказы и сказки. Писатель обладал редкостным талантом – способностью подмечать то, что ускользает от «ленивых человеческих глаз». Почему еловые шишки весят гораздо больше сосновых? Почему человека, идущего по некошеному полю, может неотступно преследовать ласточка и кричать так, будто у неё отняли птенца?

Пришвин,М.М. Лисичкин хлеб:рассказы,сказка-быль/М.М.Пришвин.-М.:Махаон,2014.-128с

В рассказе «Лисичкин хлеб» девочке Зиночке, которая «копуля такая», что и белый-то хлеб не берёт» автор дал кусок чёрного хлеба, который он, уходя в лес, взял про запас, да не съел. Вспомнив выражение «заячья капуста», автор остроумно назвал этот хлеб «лисичкиным», может, потому он показался Зиночке необыкновенно вкусным. Зверушки, рыбы, птицы средней полосы России – главные герои сказочных историй писателя.

Детский писатель и художник Евгений Иванович Чарушин вошел в историю как один из любимых детских авторов, увлекательно рассказывающих о природе и животном мире. Бесспорно, он стал лучшим художником-анималистом в России и равных ему не было и нет по сей день. Книги для детей, которые он создал при жизни, принесли радость не одному поколению юных читателей и научили их полюбить загадочный мир зверей и птиц.

Рассказы Пришвина рассказывают нам об этом, обо всём великолепии и сказочности леса. Его лес - это жизнь во всём её многообразии. Куда ни кинешь взгляд - везде что-то живёт, дышит, шевелиться, бежит, крадётся, думает и даже разговаривает. Когда читаешь рассказы этого русского писателя , иногда кажется, что порой Михаил Пришвин совершенно не делает границ между животными и человеком...

По всем возрастным группам конспекты занятий можно взять из книги О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию».: Санкт - Петербург «Детство – Пресс» 2006