Вишнёвый сад или вИшневый? Варианты ударений и смыслы — по Чехову и современное в цветах. Чехов "вишневый сад"

92cc227532d17e56e07902b254dfad10

Вишневый сад в имении Любови Андреевны Раневской было нужно продать из-за задолженностей. Уже несколько лет проживали за границей Раневская со своей дочерью Аней лет семнадцати. За домом присматривал брат Любови Леонид Гаев и удочеренная когда-то Раневской Варя, девушка двадцати четырех лет. Денег у Любови уже почти не оставалось, жизнь не ладилась: скончался муж, погиб сын Гриша, любимый ею человек заболел, а после обворовал ее и бросил.

Брат с дочерью встретили прибывших Любовь и Анну, а дома уже ожидали гувернантка


Дуняша и купец Ермолай Лопахин, как он выразился, разбогатевший, но оставшийся все тем же мужиком. Пришел и служащий Епиходов, имеющий особенность постоянно находить себе неприятности.

Подъехали экипажи, дом заполнился людьми, каждый из которых с увлечением рассказывает о чем-то своём. Заговорив о продаже имения, Ермолай Алексеевич предложил сдавать участки земли в аренду. Но Любовь не хочет слушать о вырубке своего любимого сада. Лопахин, любя Раневскую, желает остаться, но вынужден уйти. Прибывший Петр Трофимов, когда-то бывший Гришиным учителем, изменился до неузнаваемости.


Все ушли, остаются Варя и Гаев, который начинает обвинять свою сестру в том, что она не нашла мужа дворянина, Аня, слышавшая разговор, недовольна словами. Гаев начинает планировать, как он достанет деньги, утверждая, что не допустит продажи сада.

Позавтракав в городе, Лопахин с Любовью и Леонидом, останавливаются у часовни, у которой недавно Епиходов признавался в любви Дуняше, та, впрочем, отдала свое предпочтение лакею Яше. Лопахин так и не убеждает их согласиться на аренду.


Приходят Аня, Варя и Петя. Заходит речь о гордости, Трофимов не видит в ней смысла, он недоволен тем, как общаются знатные люди с рабочим классом. Свое мнение стремится высказать сначала Лопахин, потом Раневская, но никто из них не слушает других, поэтому в какой-то момент наступает тишина.

Наедине остаются Аня и Трофимов, радующиеся отсутствием рядом Вики. Трофимов убеждает Аню в том, что ценность свободы превосходствует над любовью, а получить счастье в настоящем, можно только искупив трудом прошлое.


Наступает время аукциона. В этот же день, невпопад, в усадьбе устраивают бал. Взволнованная Раневская ждет Леонида, но присланных теткой денег не хватило, на выкуп имения.

Трофимов успокаивает плачущую Раневскую, считающую сад смыслом своей жизни. Любовь начинает думать о возможности вернуться к обманувшему ее мужчине. Петя судит влюбленность Раневской в воришку. Рассердившись, Любовь в отместку называет его смешным чудаком и подобными словами, утверждает о необходимость влюбляться. Но потом просит его прощения, и танцует вместе с ним.


Приходят радостный Лопахин и подавленный Гаев, который сразу же уходит. Покупателем имения оказывается Ермолай, который счастлив и желает срубить вишневый сад.

Раневская и Гаев стали несколько веселее после столь волнующей их продажи сада. Любовь намеревается жить в Париже на деньги, не пригодившиеся для торгов. Аня счастлива от мысли о начале новой жизни. Появляется Симеонов-Пищик и, удивляя этим всех, начинает раздавать долги.


Прошло время. Гаев стал работать в банке. Лопахин нанимает Шарлотту и Епиходова, Варя и Лопахин нравятся друг другу, но сделать шаг Ермолай не решается. Дом пустеет, в нем остался старый слуга Фирс, которого хотели отправить в больницу, но забыли. Вздохнув, расстроившись уезду Гаева в пальто, он остается неподвижно лежать. В наступившем спокойствии раздается треск, валимых топором деревьев.

Действие первое

Усадьба помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветет вишневый сад. Но этот чудесный сад вскорости вынуждены будут продать за долги. Пять лет до событий пьесы «Вишневый сад» Раневская и её дочь Аня семнадцати лет находились за границей. В родовом имении обитали Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской, и приемная дочь Раневской, Варя двадцатичетырех лет. Дела у Раневской шли плохо, деньги издержались. Любовь Андреевна всегда жила на широкую ногу. Около 6 лет назад от сильного пьянства скончался её муж. Раневская полюбила другого мужчину, начала жить с ним, но вскоре случилась беда - утонул в реке, её маленький сынишка Гриша. Любовь Андреевна, убегая от постигшего горя, уехала за границу. Новый воздюбленный поехал за ней. Однако вскоре он заболел, и Раневской пришлось устроить его на своей даче рядом с Ментоной, где около трех лет она за ним ухаживала. Со временем дачу пришлось продать за долги и перебраться в Париж. В этот момент любовник обобрал и бросил Любовь Андреевну.

Гаев и Варвара встречают, приехавших из-за границы, Любовь Андреевну и Аню на вокзале. В усадьбе их ожидаюут горничная Дуняша и давний знакомый - купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина вышел из крепостных (у Раневских), но чудесным образом разбогател, хотя не переставал говорить о себе, что всегда был «мужик мужиком». Вскоре после приезда появляется конторщик Епиходов, человек, которого все именуют «тридцать три несчастья», потому как он всегда попадает в разные ситуации.

Вскоре к дому подъезжают гости на экипажах. Наполняют дом, чувствуется приятное возбуждение. Каждый толкует о своих делах. Любовь Андреевна ходит по комнатам и радостно вспоминает прошлое. Горничная Дуняша хочет рассказать барыне, что Епиходов предложил ей руку и сердце. Аня рекомендует Варе идти замуж за Лопахина, а Варя лелеет мечту отдать Аню за состоятельного человека. Тут же Шарлотта Ивановна, весьма странная и эксцентричная гувернантка, хвастается своей уникальной собакой, а сосед Раневских, помещик Симеонов-Пишик клянчит денег взаймы. Только слуга Фирс вроде бы ничего этого не слышит и что-то бормочет себе под нос.

Лопахин спешит напомнить Раневской, что имение будет продано с торгов, если не разбить землю на отдельные участки и не сдать их в аренду дачникам. Раневскую это предложение обескураживает: как можно уничтожить её любимый чудесный вишневый сад! Лопахин желает подолее остаться рядом с Раневской, которую он любит, как утверждает: «больше, чем родную», но ему пора идти. Гаев обращается со знаменитой речью к столетнему и с его слов «многоуважаемому» шкафу, но после конфузится и снова берется за свои любимые бильярдные словечки.

Раневская сперва не узнает Петю Трофимова: он сильно переменился, подурнел, «милый студентик» обратился в жалкого «вечного студента». Любовь Андреевна вспоминает утонувшего сынишку Гришу, которого когда-то учил этот самый Трофимов.

Гаев, уединившись с Варей, рассуждает о делах. Имеется состоятельная тетка в Ярославле, но она относится к ним не очень хорошо, потому что Любовь Андреевна не вышла замуж за дворянина, и после позволила вести себя не «очень добродетельно». Гаев любит свою сестру, однако позволяет себе называть её «порочной». Аня этим недовольна. Гаев придумывает спасительные проекты: занять денег у Лопахина, отправить Аню к тетке Ярославль – нужно спасти имение и Гаев клянется, что спасет. Вскоре Фирс наконец уводит Гаева спать. Аня радуется: дядя все устроит и спасет имение.


Действие второе

На следующий день Лопахин снова уговаривает Раневскую и Гаева сделать по его. Они были на завтраке в городе и на обратной дороге остановились у часовни. Незадолго до этого здесь же были Епиходов и Дуняша. Епиходов пытался объясниться с Дуняшей, однако она уже сделала выбор в пользу молодого лакея Яши. Раневская и Гаев делают вид, что не слышат слов Лопахина и продолжают говорить совсем о другом. Лопахин, пораженный их легкомыслием, хочет уйти. Однако Раневская настаивает, чтобы он остался: так «все-таки веселее».

Это краткое содержание пьесы Чехова "Вишневый сад" с сайта vsekratko.ru

К ним присоединяются Аня, Варя и «вечный студент» Трофимов. Раневская начинает беседу о «гордом человеке». Трофимов уверяет, что, в гордость бессмысленна: человеку нужно работать, а не восхищаться собою. Петя делает нападки в сторону интеллигенции, которая не способна к труду, а только философствует да с мужиками обходится, как с дикими животными. Подключается Лопахин: он-то «с утра до вечера», имеет дело с большими деньгами, но все больше понимает, что мало в мире порядочных людей. Лопахина перебивает Раневская. Видно, что никто не хочет и не умеет слышать другого. Воцаряется тишина, и в ней разносится отдаленный грустный свист лопнувшей струны.

Далее все расходятся. Аня и Трофимов остаются наедине и счастливы возможности поговорить, без Вари. Трофимов уверяет Аню, что должно быть «выше любви», что на первом месте - свобода: «вся Россия наш сад», но для того, чтобы жить в настоящем, необходимо сперва трудом и страданием искупить прошлое. Ведь счастье совсем близко: и если не они, то обязательно другие узреют его.


Действие третье

Наконец приходит 22 августа, день начала торгов. Именно вечером этого дня, совсем некстати, в усадьбе намечается бал, даже приглашают еврейский оркестр. Было в время, когда на таких балах здесь танцевали бароны и генералы, а нынче, как замечает Фирс, и никого не заманишь. Шарлотта Ивановна своими фокусами гостей развлекает. Раневская с чувством тревоги ждет возвращения брата. Ярославская тетка смилостивилась и дала пятнадцать тысяч, но этого мало, чтобы выкупить имение с вишневым садом.

Петя Трофимов «пытается успокоить» Раневскую: сад не спасти, с ним уже покончено, но необходимо взглянуть правде в глаза, понять... Раневская просит не судить её, пожалеть: смысла жизни без вишневого сада для неё нет. Что ни день, то Раневская получает из Парижа телеграммы. Сначала она рвала их сразу, после - сразу, как только прочитала, а теперь вовсе не рвет. Обобравший её любовник, которого она по-прежнему любит, умоляет её приехать. Трофимов осуждает Раневскую за глупую любовь к столь «мелкому негодяю и ничтожеству». Задетая за живое Раневская, не сдержавшись, набрасывается на Трофимова, всячески обзывая его: «Надо самому любить… надо влюбляться!»Трофимов в ужасе хочет уйти, но остается, и даже танцует с Раневской, которая просит у него прощения.

Наконец появляются Лопахин и Гаев, который, ничего толком не рассказав, удаляется к себе. Вишневый сад продан – это Лопахин купил его. Лопахин счастлив: ему удалось переторговать богача Дериганова, назначив сверх долга целых девяносто тысяч. Лопахин легко поднимает ключи, которые гордая Варя бросает на пол. Все кончено, и Ермолай Лопахин, сын бывшего крепостного Раневских, вот-вот «хватит топором по вишневому саду»!

вы читаете краткое содержание пьесы Чехова "Вишневый сад"

Аня пытается утешить мать: сад продан, но впереди их ждет целая жизнь. Будет еще один сад, роскошнее и лучше этого, их ждет впереди «тихая глубокая радость»…


Действие четвертое

Дом становится пуст. Его обитатели, разъезжаются кто куда. Лопахин планирует провести зиму в Харькове, Трофимов едет обратно в Москву, в университет. На прощанье Лопахин и Петя обмениваются колкими «любезностями». И хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», нужным для обмена веществ в природе, но он любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин в свою очередь путается дать Трофимову денег на дорогу. Но Трофимов отказывается: гордость не позволяет ему.

С Раневской и Гаевым случается метаморфоза: они повеселели после того, как вишневый сад был продан. Волнения и страдания закончились. Раневская планирует жить в Париже на теткины деньги. Аня в эфории: вот она - новая жизнь - она окончит гимназию, станет читать книги, работать, это будет «новый чудесный мир». Неожиданно появляется Симеонов-Пищик, он сильно запыхался. Он теперь не просит денег, а наоборот, раздает долги. Выясняется, что англичане отыскали белую глину на его земле.

Теперь все по-другому. Гаев называет себя банковским служакой. Лопахин дает обещание подыскать новое место для Шарлотты, Варвара идет экономкой к Рагулиным, Епиходов, которого нанимает Лопахин, остается в имении.Бедного старого Фирса должны поместить в больницу. Гаев с грустью проговаривает: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Объяснение Между Варей и Лопахиным, наконец, должно случится. Варю даже дразнят с иронией «мадам Лопахина». Самой Варе Лопахин нравится, но она ждет его действий. Лопахин, по его словам, согласен «покончить сразу» с этим делом. Однако, когда Раневская организует им встречу, Лопахин, не решившись, сбегает, воспользовавшись первым же предлогом. Объяснения между ними не происходит.

Наконец все покидаю имение, заперев все двери. Только старый Фирс остается, о котором все забыли и так и не отправили в больницу. Фирс ложится отдохнуть и умирает. Снова слышен звук лопнувшей струны. А после удары топоров.

Напоминаем вам, что это только краткое содержание пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Здесь упущены многие важные цитаты.

Комедия в 4-х действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 года.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий.

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга.

Действие происходит в имении Л. А. Раневской.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната, которая до сих пор называется детской. Одна из дверей ведет в

комнату Ани. Рассвет. Скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руках.

Лопахин беседует с Дуняшей о поезде, который пришел с опозданием. Лопахин огорчается, что приехал специально, чтобы встретить Раневскую на станции, но проспал, заснул сидя. Они прислушиваются, кажется уже едут.

Любовь Андреевна жила за границей.

Лопахин рассуждает, какая она стала? Он вспоминает, что она была добрая, пожалела его, когда отец разбил ему нос в кровь.

Он рассуждает о себе, который и от мужиков откололся и благородным не стал, только вот разбогател.

Дуняша волнуется по поводу приезда господ.

Входит конторщик Епиходов с букетом и роняет его. Затем он поднимает букет и говорит, что садовник прислал цветы для столовой.

Епиходов жалуется Лопахину на свои сапоги, которые скрипят. Вообще, по его словам, с ним случаются одни несчастья, но он привык, не ропщет.

Дуняша признается Лопахину, что Епиходов сделал ей предложение. Она его не понимает, хотя и жалеет. Его прозвали “двадцать два несчастья”.

Лопахин и Дуняша слышат подъезжающие экипажи и очень волнуются.

Слышно, как подъезжают два экипажа, суматоха, через сцену проходит опирающийся на палочку Фирс, одетый по старинному, в ливрею. Входят Раневская, Аня, Шарлотта Ивановна, Гаев, Симеонов-Пищик, прислуга.

Аня спрашивает мать, помнит ли она, какая это комната? Та отвечает со слезами на глазах, что детская. Раневская сентиментально вспоминает детство, как спала в этой комнате. Она узнает всех. Варю называет монашкой. Гаев возмущается беспорядками, при которых возможно опоздание поезда на два часа.

Дуняша радуется приезду господ.

Дуняша бестолково и торопливо рассказывает Ане про Епиходова, его предложение, а та не слушает. Аня очень утомлена дорогой, т.к. четыре ночи не спала, ее томило беспокойство. Теперь она дома. Дуняша сообщает, что здесь Петр Сергеич, живет в бане, чтобы никого не стеснять.

Варя отсылает Дуняшу варить кофе для Раневской, а сама беседует с Аней. Та жалуется на тяжелую дорогу, особенно в Париж, тогда еще была зима и холодно. Шарлотта Ивановна досаждала всю дорогу. Но Варя говорит, что одну семнадцатилетнюю девушку нельзя было отпускать в такую даль. Аня рассказывает, что нашла мать в Париже среди чужих людей, без денег. К тому времени мать уже продала свою дачу в Ментоне, денег у нее уже не было. Но Раневская как будто не понимает своего истинного положения. Она требует самых дорогих и изысканных блюд, дает лакеям на чай по рублю. А между тем едва хватило денег доехать в Россию. А теперь предстоят торги. Имение будут продавать в августе.

Варя слушает Аню со слезами. Заглядывает Лопахин. Варя его прогоняет. Аня спрашивает, не сделал ли Лопахин Варе предложение, та отрицательно качает головой. Аня удивлена, ведь всем известно, что Лопахин влюблен в Варю. Та отвечает, что ничего из этой любви не выйдет.

Аня хвастается, что в Париже она летала на воздушном шаре.

Входит Дуняша с кофейником. А Варя начинает мечтать вслух о том, что вот бы выдать Аню замуж за богатого человека, а самой пойти по святым местам. Потом она спохватывается, что уже поздно, и Ане пора спать.

Аня с грустью вспоминает, что шесть лет назад умер отец, через месяц после этого в реке утонул брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик, а мать бежала отсюда без оглядки от горя. А вот теперь Петя Трофимов, бывший учитель Гриши, здесь и может напомнить Раневской былое.

Входит ворчащий Фирс. Он говорит, что барыня будет “кофий” со сливками, а Дуняша забыла подать сливки. Та убегает. Входят Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.

Гаев и Раневская вспоминают правила игры в бильярде.

Аня прощается со всеми и идет спать.

Варя старается выпроводить Лопахина и Пищика, говоря, что уже поздно и “пора честь знать”.

Раневская очень возбуждена и радуется, что дома, что видит старика Фирса. Лопахин жалеет, что ему скоро уезжать в Харьков, а хотелось поговорить. Он говорит Раневской, что любит ее больше, чем родную.

Раневская в восторге целует старый шкаф и стол. Гаев говорит,- что умерла их старая нянька. Раневская вспоминает, что ей об этом писали. Пищик говорит, что его дочь передавала всем привет. Гаев вспоминает умерших слуг. Лопахин торопливо старается сказать, что на 22 августа назначены торги по имению, но он успокаивает Раневскую, что выход есть, пусть она не волнуется. Имение расположено близко от города, его можно разбить на дачные участки и отдать в аренду дачникам, она сможет получать доход двадцать пять тысяч рублей в год. Гаев отвечает, что это полнейшая чепуха. Раневская тоже говорит, что не совсем понимает Лопахина.

Лопахин объясняет, что если брать с дачников по двадцать пять рублей за десятину, то уже к осени не останется ни одного свободного клочка земли. Он говорит, что благодаря удобному местоположению имения, прекрасной природе, с имения можно иметь хороший доход, если конечно кое-что убрать> почистить. Вырубить старый вишневый сад, который уже ни на что не годится. Раневская возмущена таким предложением. Она говорит, что если и есть в губернии что-нибудь стоящее, так это вишневый сад. Лопахин возражает, что замечательного только то, что сад очень большой, и если вишня уродится, то ее некуда девать, никто не покупает. Гаев говорит, что в “Энциклопедическом словаре” упоминается этот сад.

Лопахин объясняет, что если не предпринимать никаких мер, то 22-го августа и имение, и сад пойдут с молотка. “Решайтесь! Другого выхода нет!” Фирс говорит, что раньше вишню сушили, мочили, варенье варили. А сушеную вишню возили возами в Харьков и денег за это выручали много. Лопахин продолжает... теперь появились дачники, скоро их станет еще больше, займутся хозяйством и тогда “ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным”.

Гаев опять говорит, что это чепуха.

Варя подает матери телеграммы, но та рвет, не читая, говоря, что это из Парижа, а с Парижем покончено. Гаев начинает вспоминать, что этому шкафу сто лет. Можно его юбилей отпраздновать. Пищик удивлен долголетием шкафа.

Гаев обращается к шкафу, как к живому: “Дорогой, многоуважаемый. шкаф...” Он говорит торжественную речь шкафу со слезами на глазах. Гаев собирается идти спать. Фирс что-то бормочет.

Появляется Шарлотта Ивановна, Лопахин хочет поцеловать ее руку, но та не дает. Лопахин замечает, что ему нынче не везет.

Лопахин прощается, говорит, что через три недели вернется. Он напоминает Раневской, чтобы она подумала о его предложении по имению, если надумает, пусть даст ему знать, т.к. надо будет тогда занять денег тысяч пятьдесят.

Пищик хвалит Лопахина за ум и деловитость и просит у Раневской двести сорок рублей, но у той нет. Пищик не унывает, говорит, что выход всегда найдется.

Варя, Раневская, Гаев любуются садом. Раневская говорит, что с вишневым садом у нее ассоциируется детство, счастье, чистота. Ей кажется, что в глубине сада идет вся в белом ее мать-покойница. Варя пугается. Входит Петя Трофимов. Раневская глядит на него недоуменно, Варя напоминает, что это учитель Гриши. Раневская плачет. Она вспоминает своего погибшего мальчика. Все удивлены, как Петя подурнел. Он сказал, что его нынче в вагоне одна баба назвала “облезлый барин”. Он с грустью говорит, что его участь быть вечным студентом.

Пищик опять просит двести сорок рублей, но у Раневской нет и она просит, чтобы Гаев дал. Варя сокрушается, что мать не изменилась. Если ей дать волю, она все раздаст.

Гаев мечтает, как бы получить наследство или выдать Аню за богатого человека, или попытать счастья у богатой тетки в Ярославле. Варя плачет. Гаев ее успокаивает.

Гаев говорит, что тетка не любит Раневскую за то, что вышла замуж за недворянина. Брат говорит, что она (Раневская) добрая, хорошая, славная, он ее любит, но она порочна. Варя испуганно говорит, что Аня стоит в дверях и слышит слова дяди о матери.

Гаев смущенно целует Аню, говоря, что она ангел. Аня замечает, что дяде надо молчать, а не говорить что попало о сестре. “Для чего ты это говорил?”

Гаев сознается, что сказал глупость. Затем он строит прожекты о заеме, чтобы заплатить проценты по векселям. Гаев успокаивает, что Лопахин даст Раневской денег, не посмеет отказать, а Аня поедет к бабушке в Ярославль. Так и начнут действовать с трех сторон - “и дело в шляпе”.

Он клянется, что имение не будет продано. Аня успокоенная хвалит дядю. Я теперь покойна!., счастлива!”

Появляется Фирс и ругает Гаева, что тот все еще не лег спать. Гаев хвастается, что он немало пережил в жизни, его мужики любят. “Мужика надо знать!” Гаев уходит спать. Варя жалуется Ане, что слуги называют ее скупой, что она кормит их одним горохом... Потом Варя заметила, что Аня ее не слушает, а заснула сидя. Варя отводит ее спать.

Входит Трофимов, но Варя его выпроваживает. Трофимов восхищенно называет Аню “Солнышко мое! Весна моя!”

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Поле, давно заброшенная часовня, развалины колодца, могильные

плиты и скамья. Вдали усадьба Гаева и вишневый сад, еще дальше

виднеется город. Закат солнца.

Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье.

Рядом стоит Епиходов и играет на гитаре.

Шарлотта задумчиво говорит, что у нее нет паспорта и она не знает, сколько ей лет. В детстве она ездила с родителями-циркачами, выступала, а когда они умерли, ее взяла немецкая госпожа и стала учить. Шарлотта выросла и пошла в гувернантки. А кто она, откуда - знать не знает.

Епиходов играет и поет, как приятно играть на мандолине. Дуняша говорит, что у него гитара, а не мандолина. Епиходов отвечает, что “для безумца, который влюблен, это мандолина”.

Дуняша считает, что счастье побывать за границей, Яша утвердительно кивает. Епиходов говорит, что ему хочется иногда застрелиться, и он носит с собой пистолет.

Шарлотта замечает, что Епиходова должны любить женщины.

Епиходов опять начинает жаловаться на свою судьбу.

Дуняша отсылает Епиходова за своей тальмой, а Яша говорит, что “двадцать два несчастья” глупый человек. Дуняша боится, что Епиходов застрелится. Дуняша говорит, что она в господском доме изнежилась, стала чувствительная, как барышня.

Кто-то подходит. Дуняша отсылает Яшу, чтобы чего про них не подумали. Входят Раневская, Гаев и Лопахин.

Лопахин опять спрашивает об участках для дач, согласна ли Раневская отдать их.

Гаев хочет идти домой, но сестра его не отпускает. Она смотрит в свой кошелек и огорчается, что так бездумно тратит деньги, а Варе приходится на всем экономить. Потом она роняет портмоне и золото рассыпается, Яша кидается его собирать.

Раневская жалеет, что ездила в ресторан, только потратила деньги на дрянную еду.

Лопахин опять возвращается к разговору об имении, что его хочет купить Дериганов.

Гаев отвечает, что ярославская тетушка обещала прислать денег, но когда и сколько - неизвестно.

Лопахин возмущен легкомыслием и неделовитостью Раневской и Гаева. Он говорит, что каждый день учит их, что надо делать, а они ждут чуда. Раневская отвечает, что дачи и дачники - это так пошло. Гаев с ней соглашается. Лопахин в отчаянии хочет уйти, но Раневская просит его остаться.

Раневская говорит, что это ей наказание за грехи. Она всегда сорила деньгами, вышла замуж за человека, который только пил и делал долги. Она полюбила другого, но утонул ее сын. Это ее первое наказание. В ужасе она бежала за границу, а этот человек последовал за ней. Она купила дачу возле Ментоны и т.к. этот человек заболел, она три года ни днем, ни ночью не знала покоя. Он измучал ее, высосал ее душу. Она продала дачу, уехала в Париж, а он обобрал ее и сошелся с другой. Раневская пробовала отравиться... Ей теперь очень стыдно. Она безумно захотела вернуться на родину. Она просит Бога простить ее, не наказывать больше. Говорит, что получила из Парижа телеграмму, где этот человек просит прощения, умоляет ее вернуться.

Лопахин говорит, что смотрел вчера очень смешную пьесу в театре. Раневская отвечает, что ему не пьесы надо смотреть, а почаще на себя в зеркало. Как все серо живут, как много говорят ненужного. Лопахин оправдывается, что его отец был темным мужиком, ничему не учил сына, только бил, отсюда его тупость. Раневская говорит, что Лопахину надо жениться, тот соглашается. Она добавляет, что на Варе, она хорошая девушка. Лопахин согласен.

Гаев сообщает, что ему предлагают место в банке за шесть тысяч в год. Раневская говорит, что брату лучше дома сидеть. Фирс подает ему пальто, вокруг сыро. Раневская замечает, что Фирс постарел, тот отвечает, что живет долго.

Гаев вслух мечтает о векселе, чтобы заплатить за имение. Но Лопахин отвечает, что ничего у Гаева не получится, одни бесплодные мечтания. Подходят Аня, Варя, Петя. Лопахин смеется зло над Петей, что ему скоро пятьдесят лет, а он все еще студент. На вопрос Лопахина о себе самом, что он такое, Петя отвечает, что Лопахин - хищник, богатый человек, нужный в природе для обмена веществ.

Раневская просит Петю продолжить их вчерашний разговор о гордом человеке. Петя говорит, что человеку нечем гордиться, в большинстве случаев он груб, неумен, несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать. Гаев возражает, что все равно умрешь. На что Петя отвечает, что, может быть, умирают пять известных чувств, а девяносто пять остаются живы. Раневская восхищается умом Пети.

Петя говорит, что человек постоянно идет к совершенству, и что недостижимо теперь, станет близким и понятным потом. Надо только работать, помогать себе искать истину. “У нас, в России, работают пока немногие.” Он сокрушается, что большинство интеллигенции ничего не делает. Считают себя интеллигентными, а мужикам говорят “ты”, ничем не заняты, ничего не читают, о науках только рассуждают, в искусстве мало разбираются. А рабочие бедствуют, живут в грязи. А все разговоры вокруг для того, чтобы не видеть истину. Петя говорит, что не любит и боится умников. “Лучше помолчим!”

Лопахин говорит, что встает в пять утра, работает до вечера. Он видит, как мало вокруг честных и порядочных людей. Когда ему не спится, он думает, что “при такой великой природе, какая дана нам, и люди должны быть великанами...”

Гаев считает, что природа вокруг прекрасна и равнодушна.

Все сидят тихо и прислушиваются. Слышится звук как от лопнувшей струны. Всем непонятен он и неприятен.

Фирс вспоминает, что перед несчастьем вот тоже филин кричал, самовар гудел. На вопрос Гаева, перед каким несчастьем. Фирс отвечает: “Перед волей”.

Появляется подвыпивший прохожий, сначала он спрашивает, как пройти на станцию, а потом просит “копеек тридцать”. Варя пугается его, а Раневская подает золотой, т.к. у нее нет мелочи. Варя возмущенно говорит, что дома людям нечего есть, а Раневская первому встречному дает золотой. Раневская говорит, что отдаст дочери все, что у нее есть, т.к. она не умеет распоряжаться деньгами. Раневская просит у Лопахина взаймы еще. Тот дает. Раневская говорит Варе, что она просватана уже совсем. Варя со слезами на глазах говорит, что такими вещами не шутят. Лопахин цитирует Шекспира. Лопахин опять напоминает, что 22 августа торги. “Думайте, господа! Думайте!” - призывает он. Аня рада, что Варя испугалась прохожего и оставила Петю и Аню одних. Петя говорит, что Варя боится их оставить одних, чтобы они не полюбили друг друга. Петя говорит, что Варе не дано понять, они выше любви, у них высокая и светлая цель. Аня удивлена, что с ней сделалось. Она уже не любит вишневого сада. Петя отвечает: “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”. Петя говорит Ане, что ее предки были крепостниками, с каждого дерева, листа на нее должен смотреть человек и слышаться голоса. Это переродило помещиков. Раневская, Гаев другие - живут в долг, за чужой счет. Он говорит, что русские люди отстали от всех на двести лет, а сами ничего не делают, только пьют водку и философствуют. Чтобы жить настоящим, надо искупить наше прошлое, покончить с ним. А это можно сделать только страдая, работая. Аня говорит, что уйдет из дома. Петя предлагает ей бросить ключи от хозяйства и уйти. “Будьте свободны, как ветер.” Петя просит Аню верить ему, он предчувствует грядущее счастье. Петя говорит, что если они не увидят счастья, не беда - его увидят другие. Варя зовет Аню, но та убегает к реке. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Гостиная отделена аркой от залы. Горит люстра. Играет оркестр еврейский, танцующие пары: Пищик и Шарлотта, Петя и Раневская, Аня с почтовым чиновником, Варя с начальником станции. Варя плачет и незаметно вытирает слезы. Фирс приносит на подносе сельтерскую воду. Пищик жалуется на бедность. “Я могу только про деньги”, - говорит он с грустью. Петя считает, что в фигуре Пищика есть что-то лошадиное. Тот не обижается. Говорит, что лошадь - доброе животное. Трофимов дразнит Варю “мадам Лопахина”, а она его называет “облезлый барин”. Варя горюет, что наняли музыкантов, а платить нечем. Трофимов говорит Пищику, что если бы тот всю энергию, которую потратил на добычу денег, направил на что-либо полезное, то смог бы перевернуть мир. Раневская удивляется, почему так долго нет брата. Трофимов предполагает, что, может быть, торги не состоялись. Раневская сетует, что бал затеяла некстати и музыкантов незачем было звать Шарлотта показывает фокусы с картами, а потом с пледом и Аней и Варей. Все в восторге от ее представления. Раневская переживает по поводу задержки Гаева. Варя утешает мать, что дядя купил имение, т.к. помогла ярославская бабушка, купившая имение для Ани. Раневская возражает, что ярославская тетка прислала пятнадцать тысяч, но этих денег не хватит даже уплатить проценты. Петя опять дразнит Варю Лопахиным, та сердится. Раневской не понять, почему Варя сердится. Варя отвечает, что да, Лопахин хороший человек, но не может же она ему сделать предложение. Все вокруг говорят о них как о женихе и невесте, а Лопахин молчит. Она сожалеет, что у нее нет ста рублей, а то бы она все бросила и ушла в монастырь. Раневская заступается за Варю, просит Петю, чтобы он не дразнил девушку, ей и без него тяжело. Петя говорит, что зол на Варю за то, что она все лето не давала им покоя с Аней, следила за ними.

“Мы выше любви!” - говорит он гордо.

Раневская просит у Пети утешения, она волнуется за имение. Он жестоко говорит, что дело не в продаже. Не надо себя обманывать, а надо хоть раз посмотреть правде в глаза. Раневская удивляется: “О какой правде вы говорите? Я ничего не вижу.” Она просит Петю быть хоть каплю великодушным и пощадить ее. Она любит этот родовой дом, и если его надо продать, так пусть же продают с ней вместе.

Петя видит валяющуюся телеграмму. Раневская говорит, что она ежедневно получает телеграммы из Парижа. Этот человек опять заболел. И ей надо бы быть рядом с ним. Она просит Петю не осуждать ее, ведь она любит того человека. Она сравнивает его с камнем на своей шее. С ним я уйду на дно, но жить без него не могу.

Петя, удивлен и говорит: “но ведь он обобрал вас; он негодяй, ничтожество”. Но Раневская не слушает Петю, оскорбляя его, что ему двадцать шесть-двадцать семь лет, а он все еще гимназист второго класса. Раневская говорит, что Пете пора стать мужчиной и понимать тех, кто любит, и надо самому влюбляться!

Петя ужасается речам Раневской и убегает, а она кричит ему вслед, что пошутила. Что-то с грохотом летит с лестницы. Аня вбегает и говорит, смеясь, что Петя упал с лестницы. Раневская идет в переднюю и просит прощения у Пети. Потом они идут танцевать. Раневская устав, садится. Вбегает Аня и говорит, что пришел какой-то человек и говорит, что вишневый сад уже продан. Раневская досадует на слуг и лакеев и говорит Фирсу, что куда он денется, если продадут имение? Фирс отвечает: “Куда прикажете, туда и пойду”. Яша просится у Раневской взять его с собой в Париж, если она туда поедет.

Варя ругается с Епиходовым, который ничего не делает, а только ходит по дому, как гость. А он конторщик, должен работать. Она хватает палку Фирса, но ударяет Лопахина, входящего в зал.

Лопахин, едва сдерживая радость, говорит, что торги кончились давно, но он и Гаев опоздали на поезд, поэтому приехали поздно. Гаев ничего не может сказать, а только плачет. Раневская спрашивает нетерпеливо, продан ли вишневый сад. Лопахин отвечает утвердительно, на вопрос, “кто купил”, он отвечает: “Я”.

Яша говорит, что простой народ прощается с господами.

Лопахин зовет выпить, но никто не идет. Он отдает бутылку Яше. Лопахин напоминает, что до поезда сорок шесть минут, значит через двадцать минут надо ехать. Петя ищет свои калоши. Лопахин сообщает, что едет на всю зиму в Харьков. Он измучился без работы. Петя говорит самодовольному Лопатину, чтобы тот не размахивал руками, что у того длинные тонкие пальцы артиста и нежная душа. На прощанье они обнимаются. Лопахин предлагает Пете денег, но Петя отказывается.

Лопахин говорит, что посеяв мак, он заработал сорок тысяч, а зрелище какое было, когда мак цвел!

Лопахин объявляет, что Гаев поступил на службу в банк за шесть тысяч в год, но ае усидит, ленив очень.

Входит Аня и просит Лопахина, чтобы не рубили сад, пока они еще не уехали. Лопахин идет распорядиться. Аня спрашивает Яшу, отправили ли Фирса в больницу, тот точно не знает.

Припла мать Яши попрощаться с ним, но он не хочет. Он уже мечтает, как через шесть дней будет в Париже, вдали от “этого невежества”.

Входит Раневская и Гаев. Они подавлены, прощаются с домом.

Мать прощается с сияющей Аней, которая начинает новую жизнь.

Ранезская говорит, что едет в Париж на деньги, присланные ярославской теткой. Аня надеется, что мать скоро вернется к ней. А она поступит в гимназии, будет работать, помогать матери.

Раневская говорит с Лопахиным о Варе, тот обещает сделать девушке предложение, но когда Варя появляется, Лопахин говорит о пустяках. Варя нанялась к Рагулиным экономкой.

Гаев сентиментально прощается с домом. Все шумно выходят и уезжают.

Лопатин нанял Епиходова следить за домом и дает ему последние наставления. Новый хозяин запирает дом.

В закрытом доме остался забытый Фирс. Он переживает, что, вероятно, Гаев забыл надеть шубу. Потом сокрушается, что жизнь прошла быстро, как и не жил.

Тишина, а потом слышно, как в саду рубят деревья.

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишнёвые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приёмная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось. Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «двадцать два несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своём. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пищик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход - разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый замечательный вишнёвый сад! Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тётка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль - словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянётся в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребёнка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.

Лопахин не перестаёт уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроём завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдалённый печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоём, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное - свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашён еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тётка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть: ведь без вишнёвого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом - сначала прочитав, теперь уже не рвёт. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить... надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остаётся, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишнёвый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишнёвому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждёт «тихая глубокая радость»...

Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишнёвого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные тёткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь - она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздаёт долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остаётся в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают... мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» - с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остаётся только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Действие 1

Комната, которая до сих пор называется детской. Лопахин и Дуняша ждут, когда со станции приедут Раневская и все, кто поехал ее встречать. Лопахин вспоминает, как Раневская жалела его в детстве (Лопахин - сын крепостного Раневской). Лопахин упрекает Дуняшу за то, что та ведет себя как барышня. Появляется.Епиходов. Войдя, он роняет букет. Епиходов жалуется Лопахину, что с ним каждый день случается какое-нибудь несчастье. Епиходов уходит. Дуняша сообщает, что Епиходов сделал ей предложение. К дому подъезжают два экипажа. Появляются Раневская, Аня, Шарлотта, Варя, Гаев, Симеонов-Пищик. Раневская восторгается детской, говорит, что чувствует себя здесь ребенком. Оставшись наедине с Варей, Аня рассказывает ей о своей поездке в Париж: Аня интересуется, сделал ли Лопахин предложение Варе. Та отрицательно качает головой, говорит, что ничего у них не выйдет, сообщает сестре, что в августе будут продавать имение, а самой ей хотелось бы ходить по святым местам. Дуняша заигрывает с Яшей, тот старается казаться заграничным франтом. Появляются Раневская, Гаев и Симеонов-Пищик. Гаев руками и туловищем делает движения, как будто играет на бильярде (,). Раневская радуется, что Фирс еще жив, узнает обстановку: . Перед отъездом Лопахин напоминает хозяевам, что их имение продается за долги, и предлагает выход: разбить землю на дачные участки и отдавать их в аренду. Однако для этого понадобится вырубить старый вишневый сад Гаев и Раневская не понимают смысла проекта Лопахина, отказываются последовать его разумному совету под предлогом того, что их сад упоминается в. Варя приносит Раневской две телеграммы из Парижа, та рвет их, не прочитав Гаев произносит напыщенную речь, обращенную к шкапу: . Повисает неловкая пауза. Пищик принимает горсть пилюль, предназначенных Раневской. Он то пытается занять у хозяев 240 рублей, то засыпает, то просыпается, то бормочет, что его дочь Дашенька выиграет 200 тысяч по билету. Появляется Петя Трофимов - бывший учитель Гриши, сына Раневской, утонувшего несколько лет назад. Его называют и. Варя просит Яшу повидаться с матерью, которая со вчерашнего дня ждет его в людской. Яша: . Гаев заявляет, что есть много путей получить деньги, чтобы оплатить долги. . Тетка очень богата, но племянников она не любит: Раневская вышла замуж не за дворянина и вела себя не добродетельно. О себе Гаев говорит, что он - человек восьмидесятых годов, за убеждения ему досталось в жизни, но он знает мужиков и они его любят. Варя делится с сестрой своими проблемами: она ведет все хозяйство, старательно поддерживает порядок и на всем экономит. Уставшая с дороги Аня засыпает.
Действие 2

Поле, старая часовенка, старая скамья. Шарлотта рассказывает о себе: у нее нет паспорта, она не знает своего возраста, ее родители были циркачами, после смерти родителей одна немка выучила ее на гувернантку. Епиходов напевает романсы под гитару, рисуется перед Дуняшей. Та старается понравиться Яше. Входят Раневская, Гаев и Лопахин, который по-прежнему убеждает Раневскую отдать землю под дачи. Ни Раневская, ни Гаев не слышат его слов. Раневская жалеет о том, что тратит много и бессмысленно: ездит завтракать в дрянной ресторан, много ест и пьет, много дает на чай. Яша заявляет, что не может без смеха слышать голоса Гаева. Лопахин пытается докричаться до Раневской, напоминая о торгах. Однако брат и сестра утверждают, что. Сама Раневская чувствует себя неуютно (). Муж Раневской умер. Она сошлась с другим, уехала с ним за границу, три года ухаживала за предметом своей страсти, когда он заболел. В конце концов он бросил ее, обобрал и сошелся с другой. Раневская вернулась в Россию к дочери. В ответ на разумные предложения Лопахина она пытается склонить его к разговору о женитьбе на Варе. Появляется Фирс с пальто Гаева. Фирс считает освобождение крестьян несчастьем (). Входит Трофимов, который возобновляет с Гаевым и Раневской вчерашний разговор о: . Лопахин возражает ему, что сам он работает с утра до вечера. Он согласен, что на свете мало честных, порядочных людей (). Гаев напыщенно декламирует - монолог, обращенный к матери-природе. Его просят помолчать. Все собравшиеся постоянно произносят отрывочные фразы, никак не связанные между собой. Прохожий просит подаяние, и Раневская дает ему золотой. Варя в отчаянии пытается уйти. Раневская хочет ее удержать, сообщая, что просватала ее за Лопахина. Аня остается наедине с Трофимовым. Тот радостно уверяет ее, что они выше любви, зовет девушку вперед. . Петя призывает Аню бросить в колодец ключи от хозяйства и быть свободной, как ветер.
Действие 3
Бал в доме Раневской. Шарлотта показывает карточные фокусы. Пищик ищет, у кого бы занять денег. Раневская говорит, что бал затеяли некстати. Гаев уехал на торги, чтобы купить имение по доверенности тетки на ее имя. Раневская настойчиво требует от Вари выходить за Лопахина. Варя отвечает, что не может сама делать ему предложение, а он или молчит, или шутит, и все богатеет. Яша весело сообщает, что Епиходов сломал бильярдный кий. Раневская призывает Трофимова окончить учебу, делится с ним своими сомнениями относительно отъезда в Париж: любовник забрасывает ее телеграммами. Она уже забыла, что он обобрал ее, и не желает, чтобы ей об этом напоминали. В ответ на упреки Трофимова в непоследовательности она советует ему завести любовницу. Варя выгоняет Епиходова. Возвращается Гаев, плачет, жалуется, что ничего не ел весь день и сильно страдал. Выясняется, чяю имение продано и купил его Лопахин. Лопахин горд, что купил имение, Аня утешает плачущую Раневскую, убеждает, что впереди целая жизнь: .
Действие 4

Отъезжающие собирают вещи. Прощаясь с мужиками, Раневская отдает им свой кошелек. Лопахин собирается в Харьков (). Лопахин пытается дать Трофимову в долг, тот отказывается: Лопахин сообщает, что Гаев принял место служащего в банке, но сомневается, что тот долго задержится на новом месте. Раневская беспокоится, отправили ли больного Фирса в больницу, и устраивает Варе и Лопахину объяснение наедине. Варя сообщает Лопахину, что она нанялась в экономки. Лопахин так и не делает предложения. Прощаясь с Аней, Раневская говорит, что уезжает в Париж, где будет жить на деньги, присланные ярославской теткой. Аня планирует выдержать экзамен в гимназии, потом работать, помогать матери и читать вместе с ней книги. Щарлотта просит Лопахина подыскать ей новое место. Гаев: . Неожиданно появляется Пищик, который раздает присутствующим долги. Англичане обнаружили на его земле белую глину, и он сдал ям землю в аренду. Оставшись одни, Гаев и Раневская прощаются с домом и садом. Издалека их зовут Аня и Трофимов. Хозяева уезжают, запирают двери на ключ. Появляется Фирс, которого забыли в доме. Он болен.