Врубель михаил александрович. Краткая биография михаила врубеля, картины

«Откуда приходят к нам художники?» - задумывался А. Блок. Не из древних ли трагедий? Какую печать они несут? Биография Михаила Врубеля отвечает: печать рока и безумия. Художник был феноменально одарен. Ему была подвластна монументальная роспись, графика, театральные декорации, скульптура. Как выглядел Михаил Врубель? Фото 1897 года нам это демонстрирует.

Происхождение

Удивительна наследственность Врубеля. Она поражает разнообразием этнического состава. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Душевная мягкость, отрешенная задумчивость - это пришло к нему от матери, в 23 года умершей от туберкулеза. Вспыльчивость, горячность, неожиданные решительные поступки и стойкость, когда приходилось преодолевать жизненные трудности, - это от отца. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. А глаза были материнские - карие.

Детство

Это был красивый, веселый, изобретательный ребенок. Он придумывал игры по мотивам приключений Майн Рида и Фенимора Купера и увлекал и объединял всех вокруг себя. Но одновременно он мог часами сидеть, читая и рассматривая иллюстрации и репродукции картин. Миша родился в Омске в 1856 году. Но служба отца проходила в переездах. Они жили и в Астрахани, и в Харькове. Там он вторично женился, и его жена много времени уделяла детям от первого брака. Своих у нее еще не было.

В Саратов, очередной город, где жили Врубели, привезли копию «Страшного суда» Микеланджело. И вот тут впервые проявилась поразительная визуальная память Михаила. Он по воспоминаниям нарисовал фреску со всеми подробностями. К этому времени он уже брал уроки рисования. Семья была большой и бедной. Отец Михаила не сделал карьеры, вероятно, потому, что происходил из неимущих дворян и был католиком. Но для детей родители старались сделать все возможное, чтобы они могли следовать своим способностям и увлечениям.

Так безмятежно складывалась в детстве биография Михаила Врубеля. Тревоги и сложности, переезды и неустроенный быт, нищета - это все придет позже, начиная с юной самостоятельной жизни.

В Академии

Окончив одесскую гимназию, где он серьезно изучил и литературу, и историю, и немецкий, французский и латинский языки, а затем и Петербургский университет, в 1880 году Врубель поступает в Академию художеств. Теперь жизнь, которую будет вести Михаил Врубель, биография его навсегда будут связаны с искусством. Его начинают интересовать трагические темы, общечеловеческие, философские.

Не случайна его работа «Гамлет и Офелия» (1884 г., ГРМ). Его привлекают сильные и мятежные личности. Позируют ему Валентин Серов и его двоюродная сестра. Темен колорит, но кобальт играет всеми оттенками. Картина осталась незаконченной, потому что так уж сложилось. Художника, не закончившего Академию, приглашают на работу в Киев. Живописец Михаил Врубель, биография которого внезапно меняется, проявит там свою еще неизвестную грань таланта как мастера монументальных росписей.

Киев, Италия и снова Киев

По предложению искусствоведа А. Прахова он с увлечением работает, расписывая Кирилловский собор фресками. Им созданы четыре оригинальные композиции взамен утраченных и отреставрировано 150 фрагментов фресок, которые относятся к 12-му веку. Пять лет, проведенных в исканиях и трудах, оплачивались крайне скудно. Но искусствовед, чтобы положить конец увлечению молодого художника его женой, отправляет Врубеля в Равенну.

Наиболее всего его привлек не расцвет Ренессанса, а более раннее искусство и готические мозаики и витражи. Он жадно впитывает пластические и колористические решения итальянцев, что при его поразительной визуальной памяти, которая проявилась еще в детстве, для него несложно.

Результатом станут при возвращении в Киев шедевры - акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В ней максимально выражена и скорбь Марии, и ее страдание, и безмерная любовь. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.

Москва (1890-1902)

В Киеве ему поручались далеко не самые важные работы. Постоянных заработков у него не было, и случайно Врубель уезжает в Москву, на короткое время, просто встретиться со знакомыми. Он останется здесь надолго. И это будет самый плодотворный и яркий период в творчестве, чего еще не познал Михаил Врубель. Биография его спишет знакомство с и Саввой Мамонтовым.

Демон и Тамара

В это время издается к юбилею Лермонтова собрание сочинений в двух томах. Малоизвестному, но интересному Врубелю поручено иллюстрировать «Демона». Для себя художник уже обращался к этой теме, но не был удовлетворен результатом. Тут же он выполнил 30 черно-белых рисунков акварелью. Они поразительно выразительны. Тамара у него связывает небесное и земное.

и другие работы

В 1894 году Врубель получает заказы на создание декоративных панно. «Венеция» представляет живущий полнокровной жизнью, а «Испания» навеяна оперой «Кармен». В некоторой близости к ней стоит полотно «Гадалка» (1895).

На картине знаменательно изображен туз пик на первом плане. То, как он нарисован, означает добрые дела и взаимные чувства. Ожидания, владевшие автором, его не обманули. К нему пришла любовь и Надежда. Через несколько месяцев он обвенчается с Надеждой Ивановной Забелой. Так обновится биография Михаила Врубеля. Это произойдет в 1896 году. А вместе с певицей в его жизнь входит музыка. Художник полон сил. Он творит.

Михаил Врубель: картины с названиями

В эти годы (с 1896-го по 1902-й) создан новый мир - мир Врубеля. Он напишет ряд великолепных портретов - «С. И. Мамонтова», «К. Д. Арцыбушева», панно «Принцесса Грёза» и полотна «Микула Селянинович», «Сирень», «Утро», «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь», «Демон летящий», «Демон поверженный», «Портрет сына», сюиту портретов жены. Он работает истово, не жалея себя, по 14 часов в сутки. И приходит болезнь.

Неотвратимость (1903-1910)

Душевные недуги из-за того, что окружающие их просто не понимают, смотрят со страхом или насмешкой, всегда тяжелы и для больного, и для его близких. А ведь это самые обыкновенные заболевания, как болезнь желудка или сердца, но там окружающим все понятно, и они полны сочувствия. Не так с депрессиями и помутнением сознания. И как горько читать о болезни Врубеля сейчас, когда есть целый спектр лекарств, которые могли бы вывести его из прогрессирующей болезни.

По крайней мере, на более долгий срок оставить его в обществе здоровых людей. А тогда он уходил и терял с ними контакт. Тем не менее он пытался понемногу писать. Вот роза в стакане, вот портрет Брюсова, на которого сам поэт хотел быть похожим.

Самое тяжелое

Это последний период, когда художник ослеп. Четыре года он проведет в полной темноте, когда в голове роятся замыслы и их нельзя перенести на полотно. Остается одно: слушать музыку, чарующий голос жены, слушать, как ему читают книги. Но он пребывал в другом мире, мире галлюцинаций, из которого изредка выходил. Перед самой смертью он вернулся в наш мир, вымыл, как это он любил, себя с одеколоном. И к утру его не стало. Шел 1910 год.

Так тихо и безропотно ушел не понятый современниками гений - Михаил Врубель. Биография и творчество были протестом против зла, наполненным всей страстью его пылкой натуры. В своих трагических образах он воплощал свет и благородство. Борьба двух противоположных начал - света и тьмы - тема его произведений. Блок говорил над его могилой, что своих оставил всем «как заклинателей против лилового зла».

Январь 14, 2012

Имя Михаила Врубеля окружено легендами, которые начали складываться еще при его жизни. Его образ полностью соответствует романтическим представлениям: художник, одержимый Демоном, живущий только ради творчества, и как расплата за это, — одиночество, безумие и гибель.

Автопортрет

1904; 35,5х29,5 см
бумага, уголь, сангина
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Родился 5 марта 1856 года в Сибири, в Омске, третьим ребенком в семье. Его отец, Александр Михайлович, поляк по происхождению, был военным юристом. Долг его службы требовал частых перемещений: Михаил закончил гимназию в Одессе, побывав в Астрахани, Петербурге и Саратове. Мать художника, Анна Григорьевна, по отцу была дальней родственницей декабриста Басаргина, по матери — датчанка. Она умерла, когда мальчику исполнилось три года.

Через некоторое время отец женился вторично на Елизавете Христиановне Вессель, серьезной пианистке. Благодаря ей любовь и понимание музыки осталось во Врубеле на всю жизнь. В семье была культурная и уютная обстановка; хотя появились свои дети, мачеха заботливо относилась к четырем детям от первого брака мужа. Но теплые дружественные отношения Врубель сохранил на всю жизнь лишь со старшей сестрой Нютой — Анной Александровной Врубель, ставшей педагогом.

Врубель рос слабым и хрупким ребенком, начал ходить только в три года. И впоследствии, в зрелом возрасте, он был небольшого роста, с непропорциональной фигурой, не любил физических упражнений. Художественные способности Врубеля проявились рано: по воспоминаниям сестры, «элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией». На долгое время рисование оставалось только увлечением.

Окончив гимназию с золотой медалью, Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и во Францию с семьей, где служил гувернером.

Михаил Врубель в академии

Талант и призвание наконец взяли свое: после отбытия воинской повинности, осенью 1880 года Врубель поступил в петербургскую Академию художеств. Имея университетское образование, он был начитан, владел иностранными языками (в том числе латинским), неплохо разбирался в философии, увлекался Кантом, хорошо знал литературу, особенно любил Гете.

На третий год пребывания в Академии Врубель поступил в мастерскую Павла Петровича Чистякова, заурядного художника, но прекрасного учителя, в совершенстве владеющего секретами передачи объема и пространства на плоскости. В этот год он подружился с Валентином Серовым и Владимиром фон Дервизом, познакомился с Ильей Репиным, который оказал на него сильное влияние. По совету репина Врубель начал самостоятельную работу, нацеленную на изучение натуры.

Врубель и Серов увлекаются техникой акварели. Втроем с Дервизом они снимают мастерскую, где пишут обнаженную модель. Врубель усердно занимается акварелью, считая, что именно в этой технике рисунок и живопись неразрывны. В академические годы Врубель рисует с натуры по 12-14 часов в день. Эта суровая школа воспитывает твердую руку и поразительную зрительную память.

Киевский период Врубеля

Счастливая случайность прервала пребывание Врубеля в стенах Академии художеств. В 1884 году археолог и историк искусства, профессор Адриан Прахов обратился к Чистякову с просьбой указать ему ученика для выполнения монументальных живописных работ в Кирилловской церкви (XII век) в Киеве. Чистяков порекомендовал Врубеля, тот сделал эскиз — и был приглашен Праховым.

В Киеве Врубель погружается в новую для него стихию религиозной живописи. Недавний ученик Академии всего за один год создает монументальные росписи «Оплакивание» и «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви, пишет, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора.

В 1884 году Врубель был отправлен в Венецию для изучения памятников византийского и ренессансного искусства. В Венеции Врубель пишет четыре иконы (маслом на цинковых досках) для иконостаса Кирилловской церкви; лучшая среди них — «Богоматерь». В этом образе отразилось глубокое и безответное чувство художника к Эмилии Львовне, жене Прахова.

Еще осенью 1884 года, отправляя Врубеля в Венецию, Прахов обещал ему участие в росписях интерьера Владимирского собора. Но когда художник вернулся, дело росписи уже было передано в руки прославленного живописца Виктора Васнецова. Врубель воспринял это как страшное вероломство, был глубоко уязвлен как человек и как художник. Он не смог оставаться в Киеве и уехал в Одессу. В 1887 году Врубель вернулся в Киев и, остыв от обиды и возмущения, исполнил несколько эскизов к отдельным композициям («Надгробный плач», «Воскресение»). Они были отклонены строительным советом собора. Участие художника в росписи Владимирского собора ограничилось написанием орнаментов (в боковых нефах), которые уже тогда приводили в изумление свободой творческой фантазии.

В Киеве Врубель окончательно сформировался как художник, впервые обратился к изображению Демона, но полностью реализовать свои возможности он не смог. Нестабильности его материального положения способствовал и его характер. Спокойный, но легко увлекающийся, Врубель беспечно относился к деньгам, никогда не торговался с заказчиками и покупателями, отдавая свои шедевры за бесценок, часто уничтожал и переписывал завершенные вещи. Итог его неустроенной киевской жизни подвел отец, навестивший сына в 1886 году.

Врубель в Москве

Уезжая летом 1889 года из Киева, Врубель не думал, что покидает его навсегда. Попав в Москву, художник остался в ней практически на всю жизнь. Здесь Врубель оказался среди крупных промышленников-меценатов и молодых, ищущих новых путей живописцев, артистов, литераторов.

Серьезную поддержку Врубель нашел в семье Саввы Мамонтова, крупного промышленника и мецената, владельца Русской частной оперы. Быстрому сближению художника с Мамонтовым и его художественным кружком способствовали Серов и Константин Коровин, работавшие в московском доме «русского Медичи» и его загородном имении Абрамцево.

1890-е годы были счастливейшими в жизни и творчестве художника. В мамонтовском кружке Врубель увлекся идеей возрождения русского искусства и создания нового синтетического стиля, проникнутого «музыкой цельного человека». В Москве он нашел многочисленных заказчиков, для которых создавал картины и панно, скульптуры и майолику, архитектурные проекты и чертежи для мебели, росписи балалаек и рисунки для обоев.

Портрет Н.И.Забелы-Врубель
в стиле ампир

124х75,7 см
холст, масло
Государственная
Третьяковская галерея
Москва

На репетиции оперы Гумпердинка «Гензель и Гретель» в конце 1895 года Врубель познакомился с солисткой Русской частной оперы молодой певицей Надеждой Ивановной Забелой, был покорен ее голосом, талантом, красотой и вскоре сделал ей предложение. Летом 1896 года они обвенчались в Женеве.

Тем же летом в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно. Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» стали поводом для «всероссийского скандала» в художественной среде, а Врубель был широко ославлен в газетах как декадент. Жюри Академии художеств признало вещи «нехудожественными», и Савва Иванович «в пику Академии» выстроил для них специальный павильон, куда «валом валил народ».

Нижегородский скандал неожиданно принес художнику известность, а наличие на выставке кроме панно портретов, скульптур и театральных эскизов мастера осветило разные грани его таланта. В конце 1896 года, после нижегородского происшествия, и в последующие два года отношения четы Врубелей с Мамонтовым были особенно дружескими. В этот период Врубель стал постоянным декоратором Частной оперы, его жена — солисткой театра, исполнительницей главных партий в операх Николая Римского-Корсакова и романсов композитора. Театр в это время стал вторым домом для художника.

С 1900 года художник начинает экспонировать свои работы — сначала на выставках новаторского петербургского объединения «Мир искусства», потом группы «36-ти художников». Публика и даже художники не принимают его творчества. Со своими московскими коллегами, кроме друзей по кружку Мамонтова — Серова, Коровина, Ильи Остроухова, Василия Поленова — Врубель мало общается и редко посещает выставки.

Тяжелые испытания

В 1901 году Врубель работал над своим заветным Демоном ; Надежда Ивановна ждала ребенка. По воспоминаниям ее сестры, „Михаил Александрович готовился к этому событию очень весело, и ему, и жене казалось, что рождение ребенка не может помешать их элегантной и веселой жизни”. Первого сентября родился сын, которого назвали Саввой. Личико ребенка было изуродовано «заячьей губой», что глубоко поразило Врубеля, увидевшего в этом какой-то недобрый знак.

Художник целиком уходит в работу над «Демоном», душевная тревога и эмоциональное напряжение достигают крайнего предела и провоцируют сильнейший приступ психического расстройства. Художника помещают в клинику. В 1903 году, как только состояние здоровья Врубеля стабилизировалось, он вместе с семьей переезжает в Украину. Именно в Киеве случилась трагедия, которая окончательно подорвала душевное здоровье художника: умер его сын. Потерявший рассудок Врубель вновь попадает в клинику. В краткие моменты просветления мастер создает поистине выдающиеся произведения, отмеченные хрупкой, какой-то неземной красотой...

Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он уже был безнадежно болен, его творчество, наконец, было оценено по достоинству. О художнике и его картинах взахлеб писали символистские журналы «Весы» и «Золотое руно», Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика. В 1906 году на русской выставке в Париже, организованной Сергеем Дягилевым, работам Врубеля был отведен целый зал.

В том же году художника перевезли в Петербург, в известную лечебницу доктора Бари. Чтобы быть ближе к мужу, Надежда Ивановна поступила на службу в Мариинский театр. Врубель стремительно терял зрение, и это положило конец его художественной карьере. Теперь только музыка могла скрасить жизнь мастера: жена ежедневно приходила в клинику и, не скрывая слез, исполняла фрагменты из его любимых оперных партий...

После пяти мучительных лет душевной болезни и слепоты 1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари. Он убил себя сознательно, открыв в сильный мороз окно: простуда осложнилась воспалением легких, которое перешло в скоротечную чахотку, повлекшую летальный исход. Похороны художника состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Из академической церкви к последнему приюту мастера гроб с его телом несли студенты Академии художеств. Церемонию прощания открыл поэт Александр Блок...

Надежда Ивановна ненадолго пережила мужа: вечером 20 июля 1913 года в концерте она исполнила «с каким-то особенным подъемом три романса Римского-Корсакова», а в полночь скоропостижно скончалась.

Михаил Врубель родился в Омске 17 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. На следующий год семья переехала в Саратов, Михаилу наняли преподавателя рисования.

Гимназические годы Врубель в основном провел в Одессе. Рисовал Миша урывками, в основном по просьбе отца. Со слов сестры известно, что в эти годы он увлекался «историей, писал сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья». Он основательно изучал латинский язык, читал в подлинниках Овидия и Горация. После окончания гимназии Михаил Врубель в 1874 году поступает на юридический факультет Петербургского университета.

Рисунки этого периода: «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым» (1877), «Маргарита» (1877) - иллюстрация к гётевскому «Фаусту». Только на последних курсах университета Михаил Александрович приобщается к обучению искусству, посещая класс профессора Чистякова в вечерние часы . По окончании университета Врубель отбывает воинскую повинность.



В 1 880 году Михаил становится студентом Академии художеств. С осени 1882 он начинает заниматься в классе академика Чистякова, много и упорно работая самостоятельно. Врубель рисует и пишет акварелью без устали, не переставая изучать законы старого искусства. Работоспособность его удивительна. Как-то за одну ночь он делает стофигурную (!) композицию «Орфей в аду». Михаил близко сходится с однокурсниками - Валентином Серовым и его двоюродным братом Дервизом. «Мы трое, - сообщает Врубель, - единственные, понимающие серьезную акварель в Академии».



Уже в ранних работах Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов. Михаил Врубель слыл, и по заслугам, мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и дар композиции продемонстрировал, в частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм» (1882). В ранний период творчества Врубель создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых он передавал сосредоточенное душевное состояние человека.


Михаил Врубель. Богородица

В 1884 году Врубель оставил академию, приняв предложение Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных. Художник изучает не только отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного рода в Венеции, куда он был отправлен в 1884 году. Увы, эскизы росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем в 1887 году, не были осуществлены вследствие их крайней необычности.



Врубель нарушил церковные каноны и создал свободные композиции, придерживаясь только темы, но не ее канонического решения. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения». В эскизе «Надгробный плач» (1887) индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью, соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу.



Михаил Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов

Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и страдания. Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые работы. Врубель писал из Киева, что, увы, «на творчество рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры - «средство прокормления». Но о «прокормлении» он меньше всего думал. Отец, навещавший его в Киеве, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах «И до чего дожил Миша с его талантами! Средств к жизни почти никаких». Но Врубель верил в свой дар, он писал «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».



Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый». Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году «юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», - описывает картину Н.А. Федорова.

В 1899 он пишет «Демона летящего». Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). Тема последнего Демона - титанический протест и трагическая гибель. Демон низвергнут с высот и распростерт на горных кряжах, покрытых вечным снегом и льдом, освещенных последними лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными впивающимися в тело пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем торса. Но в глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.

В 1889 году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный пери од его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - «Венеция» (1893) - создано по впечатлениям от новой поездки в Италию (1891-1892). Содержание картины «Испания» (1894), возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой близости к этой картине - «Гадалка» (1895), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего». После «Венеции» влечение Врубеля к большому стилю проявилось также в его огромных многометровых панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гёте для «готического кабинета» в особняке А.В. Морозова.

Врубель. Муза

В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и все искусство художника, его портретная живопись остро психологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это преимущественно люди, близкие художнику. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля - портреты Арцыбушева и Мамонтова (оба 1897). О портрете Арцыбушева говорит Баркова «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и живописными достоинствами. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Артистически свободно написаны черный костюм, темно-красный галстук, кресло красного дерева, корешки книг. Синими искрами загораются стекла пенсне .


Врубель — «Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева»

Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Вся цветовая композиция приведена в единство. По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия». Врубель страстно любил музыку. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Для Московской частной оперы С.И. Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказке о царе Салтане». Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела.



В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал ее пение. После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна, и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которой ее окружал Врубель». Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». 28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».



В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава». Врубель пишет картины «К ночи» (1900), «Пан» (1899), «Царевна Лебедь» (1900). В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и полное страстной патетики чувство, пробудившее в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.

Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он творил».

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - «Портрет Н. И. Забелы на фоне березок» (1904).

К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906 году Врубель начал портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье - он ослеп. Михаил Александрович Врубель умер 1 апреля 1910 года, восприняв смерть как избавление. http://www.tonnel.ru/


Жемчужина. 1904.

М ихаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. По настоянию отца он должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств. Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна. Он стал автором «демонического цикла» - серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

«Действительный студент» Михаил Врубель

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

Михаил Врубель. Автопортрет. 1904-1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель. Автопортрет. 1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель. У детей сложились добрые отношения с мачехой: она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года. Уже взрослым он с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров».

Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики - развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени - графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень - действительный студент.

Иконописец и реставратор

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился.

«У Папмелей он [Врубель] жил, как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле».

Александр Иванов , художник

Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств , вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова , а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина . Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.

Михаил Врубель. Святой Кирилл. Иконостас. 1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина. Фотография: artchive.ru

Михаил Врубель. Святой Афанасий. Иконостас. 1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина. Фотография: artchive.ru

Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем. Иконостас. 1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина. Фотография: artchive.ru

Михаил Врубель. Христос Спаситель. Иконостас.1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина. Фотография: artchive.ru

Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову - он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.

В 1885 году художник уехал в Италию - знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы - «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.

«Дивная патетическая симфония» Врубеля

В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками - Ильей Репиным, Иваном Айвазовским , Иваном Шишкиным - работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова . Среди них были рисунки к поэме «Демон» . А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен.

«…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Михаил Врубель

В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.

Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево - имение Саввы Мамонтова . Он стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова . В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию - сначала с самим Мамонтовым, затем с его сыном Сергеем.

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель. Пан. 1899. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой - оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась.

«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».

Надежда Забела

К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты - «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».

Если ничего не знать о Михаиле Врубеле, кроме его картин, можно вообразить его похожим на Демона. Но по свидетельству хорошо знавших его людей, ни в характере, ни в наружности знаменитого художника не было ничего демонического.

Внешне это был небольшого роста и хрупкого сложения блондин, немного суетливый, экспансивный, иногда общительный и приветливый, иногда раздражительный. По характеру он был вечным ребенком, беспечным и нерасчетливым.

Сестра его жены, впервые познакомившись с Врубелем, когда тому было сорок лет, записала в дневнике: «Он…показался мне слабым, такой маленький, — мне стало его жалко…я мало верю в его будущность, мало у него сил». А Врубель в то время был уже автором эскизов к росписям Владимирского собора, «Сидящего Демона», иллюстраций к Лермонтову, «Испании», «Гадалки». Правда, его работы видел лишь очень ограниченный круг людей: до конца 1890-х годов они нигде не выставлялись.

Сирень. 1900

К современному ему искусству Врубель относился пренебрежительно. Он не любил посещать выставки и галереи, а в Третьяковскую галерею в первый раз попал 24 мая 1898 года, т. е. когда ему было сорок два года.

Жемчужина. 1904

Врубель родился в Омске, где его отец (впоследствии генерал) служил по военно-юридическому ведомству. Семья часто переезжала, поэтому у будущего художника не было родного гнезда и связанных с ним воспоминаний. Омск, через три года Астрахань, потом год в Петербурге, затем Саратов, снова Петербург, пять лет в Одессе, и, наконец, с 1874 года Врубель надолго обосновался в Петербурге.

Несмотря на кочевую жизнь, детство Михаила проходило беззаботно. Рано лишившись матери, он рос на попечении мачехи, которая оказалась доброй, любящей и заменила мать ему и его старшей сестре Анне; потом у них появились еще братья и сестры. У Михаила было слабое здоровье (он и ходить начал только в три года), но нрав веселый и живой. Пятилетним ребенком он начал рисовать и не бросал карандаша и кисти на протяжении всех гимназических и университетских лет.

Царевна-Лебедь. 1900, окончательный вариант

Гамлет и Офелия. 1888

В 1880 году, в возрасте двадцати четырех лет, сделался студентом-первокурсником Академии художеств.

В Академии художеств Врубель пробыл четыре года, в течение которых его работы были отмечены несколькими медалями. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».

Умный и проницательный Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других. Поэтому, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. В. Прахов с просьбой порекомендовать кого-либо из наиболее способных студентов для работы в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами:

«Лучшего, более талантливого и более подходящего для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать».

Врубель прожил в Киеве с весны 1884 по осень 1889 года, оттуда он на несколько месяцев ездил сначала в Венецию, потом в Одессу и Харьков. Когда художник только приехал в Киев и ознакомился с храмом, то предложил просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий, и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.

Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции — огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля, поскольку он уже проник в его дух.

Теперь Кирилловский храм вошел в историю еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля.

Полет Фауста и Мефистофеля. 1896

Для написания заказанных иконостасных образов — Христа, Богоматери и святых Кирилла и Афанасия — Врубель отправился в Венецию, где пробыл полгода.

Полученные в Венеции впечатления сыграли огромную роль в творческом развитии Врубеля. И тем не менее художник с нетерпением ждал возвращения на родину. Сохранилось письмо Врубеля из Венеции к его товарищу по Академии, где он говорит:

«…в Италии можно учиться, а творить — только на родной почве; что творить — значит чувствовать, а чувствовать — значит «забыть, что ты художник, и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». И другое восклицание, которое у Врубеля вырывается впервые: «Сколько у нас красоты на Руси!»

Демон поверженный. Иллюстрация к поэме Лермонтова ‘Демон’ 1902

Вернувшись из Венеции, Врубель не находил себе места — то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять; он бурно увлекся какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было.

Их семья к тому времени жила в Харькове, и родители хотели, чтобы Михаил пожил дома, но он даже не отвечал на их письма. Осенью 1886 года отец сам приехал в Киев проведать сына, и его опасения подтвердились. Было видно, что Михаил переживал не только денежный кризис. Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы — тоже: он знал, что рано или поздно она придет. Хуже дело обстояло с личными проблемами. Художник мучился от неразделенной любви, и это казалось ему гораздо более серьезным.

Врубель как раз работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Картина отцу резко не понравилась. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло — художник его уничтожил, и все ныне известные «Демоны» созданы значительно позже. Одновременно Врубель работал тогда и над другими вещами, по заказу киевского мецената И. Н. Терещенко.

Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца — в то время семья жила уже там — и на обратном пути остановился в Москве — всего на несколько дней, как он предполагал. Но Москва его затянула, закружила и навсегда отрезала от Киева. За эти годы Врубель четыре раза побывал за границей, лето проводил в загородных имениях своих друзей.

В одном из них художник В. Серов познакомил его с Саввой Мамонтовым, меценатом русского искусства. С тех пор художник уже не знал такой бедности, как в Киеве. Благодаря Мамонтову ему удавалось получать заказы. В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений М. Ю. Лермонтова. Таким образом, он мог вернуться к давно задуманному образу Демона. Впрочем, еще раньше им была написана картина «Демон сидящий».

Образ Демона уже давно привлекал Врубеля: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. На холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание обликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния. Все снова и снова появляется незабываемое лицо: косматая грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот, — но каждый раз с иным оттенком выражения. То он бросает исступленный вызов миру, то «похож на вечер ясный», то становится жалок.

Известность Врубеля растет. Он создает значительное панно «Микула Селянинович», которое вызвало неоднозначную реакцию, но принесло автору широкую известность.

Микула Селянинович. 1896

Восточный танец. 1887

В 1896 году Врубель женился на певице Надежде Забела. Свадьба их состоялась в Женеве, где Забела была на гастролях. Это было в самом деле гармоническое супружество в течение пяти лет, пока не разразилась беда. В это время художник много работает: создает «Пана», «Царевну-Лебедь», «Сирень», «К ночи» и другие картины…

В первые месяцы 1902 года жена художника, а вскоре и другие стали со страхом замечать у него симптомы психического расстройства. Несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним становилось уже невыносимо.
Молва связывает болезнь Врубеля с его картиной «Поверженный Демон», над этим огромным холстом он работал с особенным напряжением.

И в самом деле, эта картина стала скорбной вехой в биографии Врубеля. Картина еще висела на выставке, когда ее автора пришлось поместить в одну из московских психиатрических лечебниц. Через полгода здоровье художника поправилось, и ему разрешили поехать на отдых в Крым. Но Врубеля уже ничего не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Его тянуло на Украину.

Художник с женой и маленьким сыном поехали в Киев, где мальчик заболел и неожиданно умер. Смерть сына вывела Врубеля из апатии, и он старался поддержать жену, для которой этот год был еще более мучительным. Она пережила смерть отца, тяжелую болезнь матери, сумасшествие мужа и, наконец, внезапную смерть единственного ребенка.

Демон поверженный. 1902. Эскиз акварелью

Ночь в Италии. 1891

Через некоторое время Врубель снова заболел, и его поместили в клинику Сербского в Москве. Вскоре кризис миновал, и все ждали возвращения художника к жизни. Летом 1904 года выздоровевший Врубель переселился в Петербург, так как его жена получила там ангажемент в Мариинском театре.

К художнику пришли слава и почет в самый горестный момент жизни. В 1905 году он показывает на выставке Союза русских художников свою пастель «Жемчужная раковина», которая представляет собой маленькое чудо искусства. Врубель создает еще «Пророка», «Автопортрет». Будучи почти ослепшим, пишет портрет поэта В. Брюсова — последний портрет художника.

И все-таки никакие усилия не могли изменить роковой судьбы. Прогрессирующая болезнь смирила мастера. Он ушел в себя, стал тихим, покорным, безропотным. Так медленно, без внешних событий, но с депрессивным переосмыслением прошлого протекли для ослепшего художника последние четыре года жизни. Под конец Врубель стал тяготиться собой. «Устал жить», — говорил он. И, как считала его сестра, умышленно простудился, стоя под форточкой.

Снегурочка. 1890-е

В феврале 1910 года у него началось воспаление легких, перешедшее в скоротечную чахотку, и 1 апреля художника не стало. Он был похоронен в Петербурге на кладбище Ново-Девичьего монастыря. На его отпевании священник сказал: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что бог простит тебе все грехи, так как ты был работником». Речь над могилой держал только один человек — поэт Александр Блок:

«Незаметно протекла среди нас жизнь и болезнь гениального художника. Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности. Для немногих — странные рассказы о земных видениях Врубеля. Для тесного кружка людей — маленькое восковое лицо в гробу с натруженным лбом и плотно сжатыми губами. Как недлинен мост в будущее! Еще несколько десятков лет — и память ослабеет: останутся только творения, да легенда, еще при жизни художника сложившаяся.

Врубель жил просто, как все мы живем; при всей страсти к событиям, в мире ему не хватало событий; и события перенеслись во внутренний мир… Нить жизни Врубеля мы потеряли вовсе не тогда, когда он «сошел с ума», но гораздо раньше: когда он создавал мечту своей жизни — Демона.

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова — символы наших времен:

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

Мы, как падшие ангелы ясного вечера, должны заклинать ночь. Художник обезумел, его затопила ночь искусства, потом — ночь смерти. Он шел, потому что «звуки небес» не забываются. Это он написал однажды голову неслыханной красоты; может быть, ту, которая не удалась в «Тайной Вечере» Леонардо…» (Впервые опубликовано: «Искусство и печатное дело» (Киев), 1910, № 8 — 9. Переработка речи, прочитанной на похоронах М.А. Врубеля 3 апреля 1910 г. )

Игры наяд и тритонов, 1900

Пантомима. 1896

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

Надгробный плач. 1887

Валькирия. 1899

Италия. Неаполитанская ночь. 1891

Восточная сказка. 1886

Примавера. 1897

Портрет сына художника. 1902

Шиповник, 1884

Девочка на фоне персидского ковра. 1886

Гадалка. 1895

Последний портрет художника. Незавершенный. Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .