Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие природы и общества

Одной из актуальных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является взаимосвязь общества и природы .

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир во всем многообразии его форм. В этом значении природа выступает как синоним понятия Вселенная. В узком смысле слова - в соотно­шении с понятием «общество» под природой понимают весь материальный (неорганический и органический) мир за исключением общества. В этом контексте приро­да отожествляется с окружающей человека средой, т.е. с той частью действительности, которая выступает как со­вокупность естественных условий существования челове­ческого общества.

Общество , качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и будущим. В процессе эво­люционного развития природы сформировались необхо­димые климатические и биологические предпосылки для возникновения человека и общества. Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и об­щества в целом. Общество черпает из природы средства питания и сырье для изготовления средств производства.

Существование и развитие общества в определенной степени определяются запасами природных ресурсов, так как они территориально распределены неравномерно. На развитие общества влияние оказывают естественные бо­гатства, дающие средства к жизни (естественное плодо­родие почвы, наличие рыбы в морях и реках, дичи в ле­сах и пр.), а также природные богатства, являющиеся средствами труда (уголь, нефть, газ, гидроресурсы и т.д.). На ранних стадиях развития общества, в особенности в условиях первобытно-общинного строя, естественные богатства средств к жизни играли для людей гораздо большую роль, чем природные богатства средств труда. Однако начиная с промышленной революции XVIII в. главную роль в развитии общества стали играть природ­ные богатства, являющиеся средствами труда.

На жизнедеятельность человека и общества известное влияние оказывают климатические условия различных географических широт (наиболее благоприятны средние широты, а менее благоприятны - районы Севера и пус­тынь) и стихийные силы природы (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.).

Общество, в свою очередь, всей своей жизнедеятель­ностью оказывает влияние на природу. Через материаль­ное производство общество осуществляет свое значи­тельное воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее. История совместного существования общества и природы представляет собой единство двух тенден­ций: 1. с развитием общества расширяется господство человека над природой; 2. одновременно постоянно уве­личивается дисгармония между обществом и природой.

Закономерностью взаимодействия общества и приро­ды выступает обмен веществ между ними: человек по­требляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется в основном через производство, в ходе которого, потреб­ляя природные ресурсы для производства материальных благ, общество выделяет в природу продукты жизнедея­тельности и отходы производства. В настоящее время эти отходы загрязняют природу в такой степени, что по­является опасность нарушения динамического равнове­сия процессов биосферы.

В рамках экологии - науки о вещественно-энергети­ческих процессах между организмами и окружающей средой - разрабатываются общие принципы взаимодей­ствия общества с природой. Ученые считают, что обще­ство структурно включено в биосферу и в этом смысле может рассматриваться как часть ее целостной системы. Как часть этой системы общество должно поддерживать ее целостность. Преобразуя компоненты биосферы, не­обходимо учитывать, что они играют определенную роль в поддержании биосферного равновесия и могут изме­няться в определенных пределах, допускаемых их функ­циональной ролью в системе биосферы.

Стройную концепцию воздействия общества на при­роду разработал академик В.И. Вернадский . Он рассмат­ривал человечество как мощную геологическую силу, влияние которой на биосферу возрастает. На определен­ном этапе развития биосфера переходит к ноосфере (сфе­ре разума ). В.И. Вернадский называл ноосферой среду обитания человечества, управляемую научным разумом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.

Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.

Общество в узком смысле слова - совокупность людей, устойчиво связанных между собой теми или иными видами взаимодействия. Это может быть определенная группа людей, объединенных общими целями, интересами, мировоззрением, происхождением (дворянское общество, общество охотников и рыболовов и т. п.).

2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?

Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?

Человек не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель. Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.

К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

Культура - это достижение человеческой мысли во всех сферах деятельности.

Она подразделяется на материальную и духовную.

Духовная культура - это достижения в живописи, литературе, поэзии. музыки и т. д.

Материальная культура - это достижения во всех сферах материального производства начиная от земледелия и кузнечного дела, заканчивая высокими технологиями. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

8. Какие науки изучают общество?

К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.

ЗАДАНИЯ

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом - общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем - человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

На сегодняшний день понятие общества таково: общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Но в современном обществе, где пропагандируется индивидуализм эти связи и отношения носят формальный характер, а ранее, действительно, каждый человек был связан с другим более сильными связями. В этом и заключается отличие.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» - 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».

Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле – это весь материальный мир в многообразии его форм, включая и общество. В узком смысле – это совокупность материальных систем, которая относительно противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять.

Общество – это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является. Во-первых , человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции. Во-вторых , относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой. В-третьих , природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы. В-четвертых , как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития. В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком. Наконец, в-шестых , взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.

Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда» . При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь.

Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом» . Согласно им именно географические условия − климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов − оказывают определяющее влияние на психические особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни.

Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых , не является определяющей и, во-вторых , исторически меняется. Анализируя эту роль, К. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: 1) естественные источники средств существования (дикие растения, плоды, животные и т. д.); 2) естественные богатства средств труда (водные пути, энергетические ресурсы, природные ископаемые и т.п.). На ранних этапах развития человечества, когда производительные силы находились на низком уровне развития, люди в большей степени зависели от естественных источников средств существования. По мере же развития и совершенствования орудий труда, знаний и навыков зависимость людей от этих естественных источников жизни ослабевает (хотя никогда не прекращается), одновременно возрастает роль естественных богатств средств труда.

Взаимодействуя с географической средой, общество в большей или меньшей степени изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим потребностям, создавая тем самым так называемую вторую, «очеловеченную» природу, охватывающую не только неодушевленные предметы, созданные человеком, но также растения и животные, выведенные человеком благодаря искусственному отбору или созданные им путем генной инженерии. В связи с этим вместо понятия географической среды все чаще употребляется теперь более широкое понятие «окружающая среда» , в содержание которого входит не только естественная, но и искусственно созданная людьми среда их обитания.

Вся жизнь и развитие человека протекают в определенной среде обитания, то есть во взаимодействующей с ним части природы. Характер и темпы воздействия человека на природу обусловливаются уровнем развития производительных сил, состоянием науки и техники. На современном этапе развития науки и техники деятельность человека приобретает характер геологической и даже космической силы. При этом крайне важными становятся не только ближайшие последствия, но и дальние, трудно предвидимые, а зачастую и вообще непредвидимые результаты воздействия на окружающую среду.

В настоящее время можно констатировать, что вмешательство человека в природу зачастую приводит к нарушению естественного равновесия и к тем необратимым изменениям в природной среде, которые отрицательно сказываются и на обществе, и на каждом человеке. Перед человечеством во весь рост встала и стала глобальной экологическая проблема . Суть ее в том, что нарушение естественного равновесия, отравление водных и воздушных ресурсов отходами производства и т. д. приняло угрожающие масштабы и становится опасным для здоровья и жизни человека.

Помимо постоянного взаимодействия с природной средой, необходимейшим условием нормального функцио-нирования и развития общества является народонаселение , т.к. плотность населения, его структура, в том числе возрастная, темпы его роста и др. факторы, которые несомненно оказывают большое влияние на на развитие производительных сил и ход исторического процесса в целом. Некоторые ученые даже считали эти факторы опре-деляющими общественную жизнь, отводя им прогрессивную или регрессивную роли развитии общества. Так, например, английский священник и экономист Мальтус открывший закон опережающего роста численности и плотности населения по отношению к росту необходимых для жизни людей материальных благ, полагал, что постоянно растущее перенаселение Земли грозит человечеству нищетой и бедностью. Выход он и его последо-ватели видят в оправдании различных способов сокращения населения, особенно в особо густонаселенных регионах, в том числе таких, как эпидемии, природные катастрофы (наводнения, землетрясения) и даже локальные войны.

1.Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика об1.Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика

общественных явлений? 2.В чём заключается особенность человеческой деятельности?3.Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объядинения? 4. Какие отношения можно считать общественными?

Верны ли суждения о взаимосвязи общества о природы?

1) климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде
2) взаимодействия природы и общества носит противоречивый характер
(какой правельный?)

Направления развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершеного к более совершеному, обозначается ловами...
1) социальная реформа
2) общественый прогресс
3) социальное движение
4) перестройка общества

А1. Ученые-обществоведы определяют общество как

1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
1) экономической и духовной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой
А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
1) материальными потребностями
2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства
А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой
А9. В странах с рыночной экономикой
1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
только в государственной или муниципальной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11 Связь элементов общества называют
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта

Понятие «природа» связано не только с такой наукой, как география. Прежде всего, это общефилософское понятие, которое появилось ещё в античной научной литературе.

Определение понятия «природа»

Существует несколько определений понятия «природа »:

  • в широком смысле : природа - это весь окружающий человека мир, во всём многообразии его форм и проявлений;
  • в узком смысле : природа - это весь материальный мир, за исключением общества, то есть, это естественная среда обитания человека.

Рис 1. Природа без человека

В науке есть и понятие «второй природы». Это та материальна среда, которая была создана (сформирована, преобразована) человеком, стремившимся улучшить условия своей жизни.

Таким образом, природа есть ареал обитания человека и общества. Общество, хоть и отделилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней.

В настоящее время проблемы взаимодействия общества и природы изучаются, в том числе, и на уроках обществознания в 10 классе (эта тема также представлена в ЕГЭ по предмету). В основном речь идёт противоречивом характере взаимодействий в системе «человек-общество-природа».

Отношение человека к природе

На протяжении тысячелетий отношения общества к природе постоянно менялось, трансформировалось под воздействием религии, философии, науки. Эти изменения можно кратко представить в виде следующей таблицы:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Исторические этапы

Отношение к природе

Античность

Основным принципам существования была гармония. Природа воспринималось людьми как совершенный космос, противоположный хаосу. Человек не воспринимал себя как нечто отдельное от природы.

Средневековье

С одной стороны, под влиянием христианской религии, природа воспринималась как нечто вторичное, более низкое, чем человек, наделённый божественной искрой - душой. Основным принципом существование было подчинение природы, возможность безнаказанно черпать природные ресурсы, аргументируя этот тем, что Бог создал мир для человека.

С другой стороны, природа воспринималась как идеальное творение Бога. Считалось, что только через познание природы возможно познать часть замыслов Творца.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Возвращение к античным принципам сосуществования с природой. Отход от природы и природного считался чем-то противоестественным, негативным. Природа для человека - источник радости, наслаждений и удовольствий.

Новое время

Под воздействием научного прогресса установился новый принцип сосуществования человека и природы - полное подчинение природы и природных сил человеку. Природа стала объектом экспериментирования, считалась, что любая природная сила, костная и инертная должна быть покорена человеком и использована на благо общества.

Современность

Начало формирования нового мировоззрения, основой которого стал принцип мирного, партнёрского сосуществования человека и природы. Природа начала восприниматься как уникальный, целостный организм, готовый для конструктивного диалога, служащий основой для жизни и деятельности человека.

Социологи выделяют три периода в истории человеческой цивилизации, характеризующие взаимоотношения человека и природы:

  • палеолит (человек не мог выжить вне природы, зависел от природных условий, ощутимого влияния на природу не оказывал);
  • неолит (в этот период человек начал активнее воздействовать на природу, преобразовывая жизненное пространство под себя: постройка городов, каналов, вырубка леса и т. д.);
  • промышленная эра (человек стал использовать максимально большое количество ресурсов, постепенно истощая природные богатства; именно в этот период появляется термин «экологический кризис» – цела совокупность глобальных проблем, которые, в своём развитии, могут привести к смерти всего живого на планете).

Рис 2. Ландшафт, изменённый человеком

К XXI веку сложилась чёткая система ценностей и моделей взаимодействия, определявшая основной принцип отношений человека и природы - партнёрство. Сейчас люди пытаются устранить ошибки прошлого.

Примеры такой работы:

  • люди борются с незаконной вырубкой лесов ;
  • люди охраняют редкие виды животных ;
  • люди стараются бережно расходовать воду ;
  • люди снижают темпы загрязнения воздуха .

Формы взаимодействия природы и общества

Выделение человека из мира природы знаменовало рожде-ние качественно нового материального единства, так как чело-веку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Практически сразу человек вступил в противоречие с природой, постоянно преобразовывая её «под себя». Где-то улучшения носили позитивный характер, где-то негативный, но на протяжении тысячелетий, по мере совершенствования орудий труда, воздействие человека на природу усилилось.

Природа также «реагировала» на человеческую деятельность. Например, в результате деятельности человека произошло ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь привело к появлению различных болезней, снижению продолжительности жизни, снижению рождаемости, уменьшению количества чистой пресной воды и даже чистого воздуха.

Постепенно, учёные пришли к выводу о том, что между обществом и природой существует неразрывная, сильна связь, существуют некие взаимоотношении, которые могут быть представлены в двух формах:

  • гармоничные (когда человек и природа сосуществуют мирно, не причиняя вреда друг другу);
  • конфликтные (когда человек, агрессивно воздействуя на природу, получает «ответ» в виде ухудшения качества своей жизни).

Естественно, когда речь идёт о взаимодействиях общества и природы, то

  • со стороны общества действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели ;
  • со стороны природы действуют слепые, стихийные, бессознательные силы , некоторым из которых человечеству до сих пор нечего противопоставить (цунами, землетрясения, извержения вулканов).

Экологическое взаимодействие человек общество природа

Когда речь идёт о взаимодействии человека и природы, общества и природы, основной упор делается на экологическое взаимодействие. Человек пытается решить уже возникшие экологические проблемы и не допустить появления новых.

Рис 3. Экологические проблемы: загрязнение окружающей среды

Что мы узнали?

Природа - сложная система, имеющая свои определенные характеристики, свою структуру и существующая отдельно от общества. На протяжении тысячелетий отношения человека к природе менялось, но взаимодействие не прекращалось никогда. Общество и природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволя-ют им сосуществовать как двуединое явление земной действи-тельности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества за-ключается основа единства мира.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 208.