Я не буду больше молодым. И.С

Интеллектуальный конкурс по литературе

Конкурс эрудитов по творчеству Л. Н. Толстого

1. В обороне какого города Толстой принимал участие? Какое произведение явилось отражением впечатлений писателя в этот период?

(В обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы».)

2. Как звали главного героя автобиографической трилогии Толстого?

(Николенька Иртеньев.)

3. Как назывался журнал, издаваемый Толстым?

Ясная Поляна».)

4. Кого из знаменитых партизан Отечественной войны 1812 года изобразил Толстой в романе «Война и мир» в образе Василия Денисова?

(Дениса Давыдова.)

5. Назовите наиболее известные пьесы Толстого.

(«Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп».)

6. После публикации какого романа Толстой был отлучен от церкви?

(«Воскресение».)

7. Назовите мемориальные и литературные музеи, связанные с жизнью и творчеством Толстого.

(Музей-усадьба в Москве, Музей-усадьба Ясная Поляна, Музей на ст. «Лев Толстой» — бывшее «Астапово».)

8. Где похоронен Лев Толстой?

(В Ясной Поляне.)

9. Кому принадлежат эти мысли: «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было... чтобы все это было, а меня бы не было...» и «Я не могу, я не хочу умирать, я люблю эту жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...»?

(Андрею Болконскому.)

10. Чью холодную расчетливость описывает Толстой в отрывке: «В ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды... «Я всегда могу устроиться, чтобы редко видеть ее... А дело начато и должно быть сделано». Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: «Вы знаете мои чувства к вам!»

(Борис Трубецкой объясняется в любви Жюли Карагиной, вызывающей у него отвращение, но богатой и способной ввести его в высший свет.)

11. Кто с теплым юмором описан Толстым в этом отрывке: «Спросив, которая посмирнее... влез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают, и что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него»?

(Пьер Безухов.)

12. Чьи это слова: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти...»?

(Андрея Болконского.)

13. Чьи это слова: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы»?

(Наташи Ростовой.)

14. Чьи это слова: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения — мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти»?

(Пьера Безухова.)

15. Чьи это слова: «Суд, по-моему, есть только административное орудие для поддержания существующего порядка вещей, выгодного нашему сословию»?

(Князя Нехлюдова, «Воскресение».)

16. Кто и о ком отзывается таким образом: «Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного»?

(Кутузов в письме старому князю Болконскому о его сыне, Андрее Болконском.)

17. Кто и о ком отозвался так: «Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокойный»?

(Василий Курагин о своих сыновьях.)

18. Чье мнение и о ком выражено словами: «Это не человек, а машина, и злая машина, когда рассердится»?

(Анны Карениной о ее муже.)

19. Чей это портрет: «...небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого, мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой».

(Андрея Болконского.)

20. Чей это портрет: «Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще меньше умел из него выйти... Кроме того, он был рассеян»?

(Пьера Безухова.)

21. Чей это портрет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками... сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками»?

(Наташи Ростовой.)

22. Чей это портрет: «...в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица... подошел к Анне Павловне, поцеловал ее руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване»?

(Князя Василия Курагина.)

23. Чей это портрет: «...невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим»?

(Багратиона.)

24. Чей это портрет: «...маленький человек... с неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью... круглым животом и жирными ляжками коротеньких ног», «самовлюбленный и самонадеянный властитель, упоенный успехами и ослепленный славой»?

(Наполеона.)

25. Чей это портрет: «...лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо»?

(Ипполита.)

26. Чей это портрет: «Она была прелестна в своем просторном черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга... вьющиеся волосы... грациозные легкие движения маленьких ног и рук...»?

(Анны Карениной.)

27. Чей это портрет: «Всю свою жизнь... прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от нее»?

(Алексея Каренина.)

28. Кто из персонажей Толстого стремился женить своего «беспокойного дурака», сына на богатой княжне?

(Князь Василий Курагин.)

29. Кто из персонажей Толстого упросил своих родителей при массовом отъезде населения из Москвы в 1812 году оставить вещи, а вместо них прихватить с собой раненых?

(Наташа Ростова.)

30. Кто из персонажей Толстого «верный исполнитель — блюститель порядка и телохранитель государя... исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью»?

(Министр Аракчеев.)

31. Кто из персонажей Толстого приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин?

(Старый князь Болконский.)

32. Кто из персонажей Толстого упросил оставить его в партизанском отряде и дать возможность участвовать «в настоящем деле», а на следующий день геройски погиб при столкновении с французами?

(Петя Ростов.)

33. Кто из персонажей Толстого, командуя батареей, сдерживал четырьмя никем не прикрытыми пушками натиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел?

(Капитан Тушин.)

34. Кто из персонажей Толстого думал завоевать себе военную славу, но не службой и получением наград при штабе, а в бою, своей храбростью?

(Андрей Болконский.)

35. Какая из героинь Толстого безропотно переносила деспотизм старика отца, была покорна, религиозна, робка, думала о счастье других людей, а себе счастья не ждала?

1. Годы жизни Л.Н.Толстого:

2. Эпилог- это:

а)Элемент композиции, следующий после завершения повествования.

б)Относительно короткий текст, помещённый перед началом повествования и призванный кратко выразить основное содержание произведения.

3. Чей это портрет:

а) «Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти…»

б) «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом».

1) князь Андрей

«Он знал, что это был Наполеон- его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».

а)Аустерлицкое сражение

б)Шенграбенское сражение

в)Бородинское сражение.

а)Николая Ростова

б)Пьера Безухова

в)Андрея Болконского

а)Бородинское

б)Аустерлицкое

в)Шенграбенское

а)Отрадное

б)Богучарово

в)Лысые горы

а)несогласия кн. Николая Болконского благословить этот брак

б)мимолётного увлечения Наташи Анатолем Курагиным

в)тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким

а)Анатоля Курагина

б)Пьера Безухова

в)Николая Ростова

а)январе 1812 г.

б)мае 1807 г.

в)июле 1805 г.

« Вы всегда танцуете. Тут есть моя «протеже», Ростова молодая, пригласите её,…»

а)Николай Ростов

б)Илья Андреевич Ростов

в)Пьер Безухов

а)описания Шенграбенского сражения

б)описания именин в доме Ростовых

в)описания вечера в салоне А. П. Шерер

а)Николай Андреевич

б)Илья Андреевич

в)Кирилл Владимирович

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по роману «Война и мир»

1. Годы жизни Л.Н.Толстого:

а) 1905- 1964

б)1828-1910

в)1802-1836

2. Эпилог- это:

а)Элемент композиции, следующий после завершения повествования.

б)Относительно короткий текст, помещённый перед началом повествования и призванный кратко выразить основное содержание произведения.

3. Чей это портрет:

а) «Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти…»

б) «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом».

1) князь Андрей

2) Пьер

4. Во время какого сражения состоялась встреча кн. Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

«Он знал, что это был Наполеон- его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».

а)Аустерлицкое сражение

б)Шенграбенское сражение

в)Бородинское сражение.

5.Сколько времени длится действие романа в целом?

а)10 лет

б)25 лет

в)15 лет

6. Бородинское сражение мы увидели глазами:

а)Николая Ростова

б)Пьера Безухова

в)Андрея Болконского

7. С именем капитана Тушина связано сражение:

а)Бородинское

б)Аустерлицкое

в)Шенграбенское

8. Как называлась деревня кн. Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай Болконский?:

а)Отрадное

б)Богучарово

в)Лысые горы

9 .Брак Андрея Болконского и Наташи Ростовой расстроился из-за:

а)несогласия кн. Николая Болконского благословить этот брак

б)мимолётного увлечения Наташи Анатолем Курагиным

в)тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким

10. В конце романа «Война и мир» княжна Марья выйдет замуж за :

а)Анатоля Курагина

б)Пьера Безухова

в)Николая Ростова

11. Действие романа «Война и мир» начинается в:

а)январе 1812 г.

б)мае 1807 г.

в)июле 1805 г.

12. Первый бал Наташи Ростовой. Кто говорит эти слова?

« Вы всегда танцуете. Тут есть моя «протеже», Ростова молодая, пригласите её,…»

а)Николай Ростов

б)Илья Андреевич Ростов

в)Пьер Безухов

13. Роман «Война и мир» начинается с:

а)описания Шенграбенского сражения

б)описания именин в доме Ростовых

в)описания вечера в салоне А. П. Шерер

14. Как звали отца Пьера Безухова?:

а)Николай Андреевич

б)Илья Андреевич

в)Кирилл Владимирович

15. Как называется эпизод « Курган, на который вошёл Пьер, был то знаменитое место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции»?

16 .Почему Пьер Безухов не покинул Москву накануне занятия её французами?

17. О ком идёт речь? «Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда Денисов пришёл в Покровское, ….то староста сказал, что у них в деревне только один… занимался этими делами…».

18 .За кого и в каком году вышла замуж Наташа Ростова?(эпилог романа).

19 .Как звали управляющего имением князя Николая Андреевича Болконского?

20. Как звали купца, который, увидав солдат, которые насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами, закричал: «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! (эпизод, когда французы занимали Смоленск).


Назовите героя:

1. «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»

2. «Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить»

3. «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, и улыбка - целое солнце!»

4. «…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти…»

5. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка»

6. «Полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять шутит он или говорит серьезно»

7. «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. Он одинок. Живется ему скучно, ничего его не интересует»

8. «Она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама»

9. «…глаза его были холодны и горды…»

10. «Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»

11. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»

12. «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек.»

13. « Это был человек лет тридцати пяти… полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого…»

14. « Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать, он с трудом жевал жареную курицу…»

15. Помещица, пять лет прожила за границей, шесть лет назад умер муж, потом утонул сын. В Париже жила открытым домом, принимала гостей, тратила много денег.

16. Заветная мечта - приобретение маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера с собственным крыжовником.

17. « Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине: лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»

18. «Она вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…»

19. « Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки»

20. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Её волосы жирно были смазаны маслом. Её тонкая и длинная шея была похожа на куриную ногу. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела»


a) Наивно лирическая;

b) Ораторско-агитационная;

c) Разговорная;

d) Призывная.

6) В чем состоит своеобразие народности Н.А. Некрасова:

a) В изображении проблем и чаяний народа;

b) В идее свержения крепостнических порядков, в постановке вопроса общенародной значимости и разрешении их в интересах народа, в вере в талант народа;

c) Во включении в свои произведения фольклорных мотивов.

7) А.Я. Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись на выступах подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись к стене и промокая на дожде». В каком произведении Н.А.Некрасова был отражен этот эпизод:

a) «На Волге»;

b) «Не рыдай так безумно над ним»;

c) «Размышления у парадного подъезда»;

d) «Памяти Добролюбова».

8) Какой художественны прием использует И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» при описании взаимоотношений Базарова и П.П. Кирсанова:

a) Антитезу;

b) Гротеск;

c) Гиперболу;

d) Метафору.

9) Н.А Некрасов Широко использует фольклорные элементы поэтики. Среди приведенных ниже примеров укажите народные приметы:

a) «Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется,

Шумит, поет, ругается, качается, валяется,

Дерется и целуется у праздника народ»;

b) «В рот яблоки до Спаса не беру»;

c) «Тени черные», «волки серые», «девка красная»;

d) «Не в бровь, а прямо в глаз»


10) В каком из приведенных отрывков дано определение Некрасовской музы?

a) «Печально согрета гармония и наших муз и дев, но нравится их жалобный напев»;

b) «Муза мести и печали»;

11) Какое из приведенных стихотворений принадлежит перу Н.А. Некрасова:

a) «Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,

Где мыслил я, и чувствовал впервые

И где теперь туманными очами

При свете вечереющего дня

Мой детский возраст смотрит на меня»

b) «Где суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я.

Где от души моей довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословенный…»

12) И.С. Тургенев написал:

a) «Записки врача»;

b) «Записки на манжетах»;

c) «Записки охотника»;

d) «Записки мертвого дома».

13) Роман – это:

a) Жанр эпоса, в которой основной проблемой является проблема личности, и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека;

b) Жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

c) Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.

14) Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

a) А.И. Радищеву;

b) В.Г. Белинскому ;

c) Н.А Некрасову;

d) Другому лицу.

15) Эпилог – это:

a) Относительно самостоятельная часть литературного произведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста;

b) Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений;

c) Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением, и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.

16) Основным конфликтом романа «Отцы и дети» является:

a) Ссора между П.П. Кирсановым и Е.В. Базаровым;

b) Конфликт, возникший между Е.В. Базаровым и Н.П.Кирсановым;

c) Борьба буржуазно – дворянского либерализма и революционных демократов;

d) Борьба между либеральными, монархистами и народом.

17) Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

a) Об отношении к дворянскому культурному наследию;

b) Об искусстве, науке;

c) О нравственных принципах;

d) О положении рабочего класса;

e) Об общественном долге, о воспитании.

18) Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И.С. Тургенев писал: «Вся моя почесть направлена против…»

a) Пролетариата как передового класса;

b) Дворянства как передового класса;

c) Крестьянства как передового класса;

d) Революционных демократов как передового класса.


19) Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствует приведенная характеристика «Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет»

a) Евгений Базаров;

b) Аркадий Кирсанов;

c) Павел Петрович;

d) Николай Петрович.

20) Определите жанровую принадлежность поэмы «Двенадцать» А Блока:

a) Лирическое стихотворение;

b) Баллада;

d) Поэма.

21) Критическую статью «Базаров» написал

a) И.С. Тургенев;

b) В.Г. Белинский;

c) А.И. Герцен;

d) Д.И. Писарев.

22) На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Базаров:

a) Крестьянство;

b) Дворянскую аристократию;

c) Русское патриархальное дворянство;

d) Интеллигенцию.

23) Социальное положение какого героя романа «Отцы и дети» можно определить словом «эмансипе»:

a) Е. Базааров;

b) Кукшина

c) А.Н.Кирсанов;

d) П.П. Кирсанов.

24) Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

a) Любовь к Одинцовой ;

b) Разрыв с Аркадием;

c) Ссора с П.П. Кирсановым;

d) Посещение родителей.

25) Определите, какому из героев романа «Отцы и дети» принадлежат приведенные слова и словечки «тамошние ученые», «иные скажут дело, я соглашусь», латинские слова, «природа не храм, а мастерская»:

a) Павел Петрович;

b) Евгений Базаров.

26) Создавая роман, И.С. Тургенев широко использует прием антитезы. Что означает этот термин:

a) Противопоставление персонажей литературного произведения;

b) Учение, ставящие в центр мироздания человека, считающее человека «венцом природы»;

c) Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов.

27) Художественным методом критического реализма является:

a) Литературное направление, характеризующееся демократичностью, утверждением идеи «естественного человека»;

b) Творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности;

c) Творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений, изображения диалектических взаимосвязей.

28) Л.Толстой написал автобиографическую трилогию:

a) «Детство. Отрочество. Юность»;

b) «Детство. Юность. Мои университеты».

29) В каком из сражений А. Болконский, подняв упавшее знамя, велел остановить отступление русских войск:

a) На Бородинском поле;

b) На поле Аустерлица;

c) В сражении под Шенграбеном.

30) Лжепатриотизм, полная оторванность от родной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных:

a) А.П. Шерер ;

b) Дома Ростовых;

c) Дома князей Болконских.


31)Не является характерной чертой высшего общества:

a) Предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие;

b) Патриотизм, боль за судьбу Родины;

c) Интриганство, светское злоязычие;

d) Душевная опустошенность, лицемерие и притворство;

32) Какое военное событие не нашло отражения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»:

a) Аустерлицкое сражение;

b) Бородинская битва;

c) Сражение при Ватерлоо;

d) Шенграбенское сражение.

33) Уклад жизни какой семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» показан как отрицательный:

a) Семьи Болконских;

b) Семьи Курагиных;

c) Семьи Бергов;

d) Семьи Ростовых.

34) Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:

a) Анатолия Курагина;

b) Бориса Друбецкого;

c) Николая Ростова;

d) Пьера Безухова.

35) Кому принадлежит следующая портретная характеристика: «… Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти…»

a) Князь Андрей;

b) Пьер.

36) Драма – это:

a) Один из основных родов литературы, предполагающий создание художественного мира произведения в форме сценического воплощения;

b) Один из жанров драматургии построенный на драматическом конфликте;

c) Драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт, а содержанием является комическое изображение безобразного;

d) Жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же нерешимом конфликте внутренних побуждений героя.

37) Укажите временные границы жизни Н. В. Гоголя:

a) 1824 – 1849;

b) 1809 - 1852;

38) Среди литературных героев укажите того, который действует в произведениях М.Ю. Лермонтова:

a) Иван Белкин;

b) Иван Громов;

c) Мери Лиговская;

d) Мария Миронова.

39) Укажите строчки, принадлежащие А.С. Пушкину:

a) «Россия вспрянет ото сна…»

b) «Гляжу на будущность с боязнью…»

c) «Печально я гляжу на наше поколенье…»

d) «Выхожу один я на дорогу…»

40) Среди приведенных ниже стихотворений укажите те, которые можно отнести к философской лирике М.Ю. Лермонтова:

a) «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»;

b) «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия»;

c) «И скучно и грустно», «Утес», «Узник».

41) О ком говорится в следующих строках: «бранил Гомера, Фиокрита, зато читал Адама Смита»:

a) Печорин;

b) Онегин;

c) Грушницкий;

Очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied 90 за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre, 91 еще большой росту. Она сказала... Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая. - Она сказала... да, она сказала: "девушка (a la femme de chambre), надень livree 92 и поедем со мной, за карета, faire des visites". 93 Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись. - Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались... Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил: - И весь свет узнал... Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по-русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, 94 гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: - Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, - сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый". И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. - Идите, Annette, вы простудитесь, - говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. - C"est arrete, 95 - прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. - Я надеюсь на вас, милый друг, - сказала Анна Павловна тоже тихо, - вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, 96 - и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что-то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. - Я очень рад, что не поехал к посланнику, -