Чувство сопричастности к судьбам родной страны в лирике А. Т

СОЧИНЕНИЕ

на тему "Отражение трагических конфликтов в судьбах героев произведений о гражданской войне (произведение по выбору)"

В романе "Война и мир" расказано о Гражданской войне тысяча восемьсот двенадцатого года, то есть война с Наполеоном Бонапартом. В этой Гражданской войне, очень много, было оставлено жизней. Наполеон шёл до последнего, он хотел владеть Москвой, но ему это не удалось, так как не было такова, чтобы Россия отдала, каму то свои владения. Главному герою этого романа, А.Болконскому, предварительно снилось сражение, которое описывается в романе, но он просто не хотел верить в этот сон, он считал, что это просто сон, и нечего более. Когда Болконский сам участвовал в этом сражении, он так же не думал, что это сон, и даже предположить не мог, что его в сражении, сам Наполеон простит и что он погибнет в этом сражении. В романе "Война и мир" отразился трагический конфликт между А.Болконским и Наполеоном. Когда Наполеон ранил А.Болконского, лёжа на животе истекая кровью, он ему ничем не помог: не морально, не физически, он просто диким смехом смеялся над его болью в ране. Они не знали чего они хотели оба, или себя показать в сражении, или победы в сражении. Наверное, не того, не другого. А.Болконский и Наполеон, просто не понимали друга. Гражданская война перевернула их жизни полностью. Смерть А.Болконского перевернула всю жизнь у Н.Ростовой, хотя Н.Ростова была самой любимой героиней, у Л.Н.Толстого. Потому что Н.Ростова, очень любила А.Болконского. У Наполеона и у Болконского вся жизнь была в конфликтах. Гражданская война, ещё больше добавила проблем и Наполеону и А.Болконскому, прежде всего самому Болконскому. А.Болконский хотел уничтожить Наполеона, и ради этого он пожертвовал своей жизнью, ради своей Родины. Он всё таки не стал подлецом даже когда был, лицо в лицо, со своей смертью. Он всё равно победил, и не отдал им свою Родину - Москву: подлецу Наполеону. Много людей оставили на поле боя, свои жизни, но они погибли героически, они боролись за свою Родину: "Ребята ведь Москва за нами, неужель её французам отдадим", то есть такого у русского человека ни когда не было, и не будет. Они патриоты своей Родины и такими были всегда. Кутузов так же боролся с Наполеоном, и так же отстаял Москву. Кутузов всё сделал, чтобы Москва не досталась Наполеону. Между Кутузовым и Наполеоном, так же своего рода, конфликт. Они тоже не понимали друг друга, так же, как Наполеон и А.Болконский, но Кутузов лучше знал, чего он хотел. Он опредилился, что Москву он отстоит. Кутузов полководец с опытом. Он не первый раз в бою, а А.Болконский, не совсем ещё набрался опыта, для того, чтобы защищать свою Родину, но и Болконский показал себя с лучшей стороны, он не "убежал" с поля боя, он до конца боролся, независимо от того, что будет дальше. Гражданская война тысяча восемьсот двенадцатом году вошла в историю. И все должны знать, что эта война была в тысяча восемьсот двенадцатом году, кто победил в ней, и кто возглавлял её, что всё должное отдали своей России. Какая цель была в этой войне. Что недаром русские в ней участвовали. Недаром А.Болконский оставил свою жизнь на поле боя за свою Родину. Москва была сожжена Наполеоном, так как она была деревянной, потому что тогда было запрещено строить здания из кирпича. Все имена вошли в историю, кто погиб в Гражданской войне, потому что те, кто оставил свои жизни в этой войне. Не всё забыто. Может, кто-то и не помнит героических поступков, которые были совершены ради Родины, ради своей России, что не всё не просто так. Кто-то думает, что всё ерунда, что некакой войны тысяча восемьсот двенадцатом году не было совсем. Всё это ерунда. Те, кто интерисуется историей знают, что война тысяча восемьсот двенадцатом году была.

Литература: 2 (два)

Один день. Это много или мало? Каждый задает режим себе сам. Но только не в тоталитарном государстве. Можно перечитать массу исторических книг, энциклопедий и просто учебников, чтобы узнать, как жили люди в авторитарной стране. Но чтобы прочувствовать это, нужно прочитать произведение А.

И. Солженицына. Правду нельзя выдумать. Ее можно списать с действительности. И все остальные лагерные произведения меркнут перед творением автора, пережившего этот ужас.

Всегда лагерная литература отличается глубоким переживанием социальных потрясений, она никогда не бывает единоличной. Не стала она таковой и в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", несмотря на то, что описывается там вроде бы фрагментарный кусочек жизни "обычного" зека. Нет, те зеки не "обычные", они все имеют не номера на выцветших фуфайках, а свою частную жизнь и модель поведения, личную жизнь до зоны и одинаковую на всех мечту: вернуться домой. Как же смог Солженицын так сдержанно, но не зажимая рта, описать историю одного зека (себя?

) и всех остальных, однако с болью и сдавленным стоном души? Солженицын, обучаясь на четвертом курсе физико-математического факультета Ростовского университета, параллельно поступил в МИФЛИ на заочное отделение. Он в это время серьезно увлекался литературой и к тому же учился на курсах английского языка. В 1941 году он, как и все, был мобилизован и позже в 42-м попал на фронт. Со своей батареей, подавлявшей вражескую артиллерию, он прошел от Орла до восточной Пруссии. А потом в феврале 1945 года цензура обнаружила в переписке Солженицына резко критические отзывы о личности Сталина, за что писатель и был арестован и получил срок 8 лет. Начались скитания: Калужская застава, НИИ ("шарашка"), общие работы в лагерях Казахстана.

После освобождения он жил около трех лет на юге Казахстана, затем переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе. Этот автобиографический момент представлен в рассказе "Матренин двор". И 1962 году журнал "Новый мир", редактором которого был на тот период времени А. Т. Твардовский, опубликовал повесть "Один день Ивана Денисовича". В последние годы также публиковались повести и рассказы Солженицына. Фигура этого писателя заметно выделяется на фоне литературы XX века в целом.

Солженицын занял особое место не только в литературе современной России, но и в ее духовной культуре. Судьба Солженицына, воплощенная в судьбах героев его произведений, слившаяся - с болью и обидой за страну, достойна почитания в гражданском сознании общества. Солженицын сам по себе стал воплощением нравственного авторитета и совести нации. В сознании рядового читателя имя Солженицына ассоциируется обычно с отражением и разработкой лагерной темы с характеристиками и критериями настоящей, подлинной "правдивости", "разоблачения тоталитарного насилия", "исторической достоверности". Все это верно. Но повестью "Один день Ивана Денисовича" он открыл для читателей новый мир и оказал беспрецедентное воздействие на умы и души современников.

Лагерная тема под его пером не ограничивается страданиями на зоне. Произведения должны были донести до читателя не столько бытописание лагерной жизни, сколько преподнести литературный урок. Государственная машина корежила судьбы, перекраивала карты, переселяла целые нации, истребляла мыслящую интеллигенцию, уничтожала науку(например, генетику). Что же могла значить для нее судьба отдельного человека? Так, главной темой повести является тема судьбы России. Шухов Иван Денисович - обыкновенный советский человек, деревенский мужик. Жил, воевал на фронте, попал в окружение и, как следствие, в плен - чудом удалось сбежать.

За плен его обвинили в измене родине и шпионаже в пользу фашистской Германии. Хочешь жить - клевещи на себя, а надоело - так отстаивай свою, никому не нужную правду... Лагерная, но жизнь... Теперь он просто номер. Несмотря на это, Шухов наделен автором "нормальностью", не броскостью поведения, стойкостью, и главное - неистребимым внутренним достоинством. Он никогда "себя не роняет".

Шухов представляет собой народный характер - он не умеет и не хочет жаловаться на тяготы, а, напротив, способен устроиться в заведомо неблагоприятной обстановке. Он сноровист: успел завести свой мастерок, прячет куски алюминиевой проволоки, имеет складной ножичек. Шухов выживает на зоне как личность. Рядом с Иваном Денисовичем есть Алеша - баптист, который получил 25 лет срока за свою веру. Живут и работают два эстонца, тоже имеющих по 25 лет за то, что один - рыбак с побережья, а второй был вывезен еще ребенком в Швецию, но вернулся на родину и был тут же взят как иностранный агент.

А еще есть Цезарь Маркович, бригадир Тюрин - отличник боевой и политической подготовки, но сын кулака, Ю-81, который "по лагерям да тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит", и "шавка Фетюков". Солженицын описывает только один день политического заключенного, но мы наблюдаем столько поломанных судеб и загубленных, ни в чем неповинных человеческих жизней. Сотнями тысяч исчисляются заключенные, которые в подавляющем своем большинстве и вовсе не были виноваты в том, в чем их обвиняла советская власть, которой они служили и на свободе, и в лагере. А в лагере царил произвол и безнаказанность. В этих условиях сильный, как Шухов, выживал, был уважаем, а слабый, как правило, погибал.

Солженицын замыкает круг в художественной топографии повести, то есть произведение имеет кольцевую композицию, что придает ему символическое значение. Обзор заключенного: обнесенная колючей проволокой окружность; сверху слепят прожектора, лишая воздуха, неба, горизонта, утром они уходят на точку - места работы, и к вечеру возвращаются назад в бараки. И так каждый день, как по замкнутому и проклятому кругу. В итоге у заключенных нет нормального круга жизни.

Но есть у них свой внутренний мир, пространство памяти, в котором возникают образы деревни, мира... Солженицын, употребляя ряд пословиц и народных поверий, воздерживается от громких слов и проявлений эмоций. Он не допускает экспрессии: хватит того, чтобы читатель ощутил эти чувства в своей собственной душе. А это цель писателя, которая достигнута и гарантированна всем повествованием. Солженицын, пережив самостоятельно этот кошмар, который тянулся не только восемь лагерных лет, но и 70 лет коммунистического тоталитарного времени, поведал читателям о рабстве заключенных, об унижениях человеческого достоинства, что в тоталитарном государстве человек не может быть свободным. А значит, и счастливым.

Лагерь - слепок с действительности. А вся советская действительность была одним большим лагерем. И люди в ней все были равны - все заключены в жестокие рамки авторитаризма и культа личности.

Понравилась статья - Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» ?

Вы прочитали материал на тему: Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

31 Май 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится 1.Планирование расходов. Составлять план расходов на месяц. Не совершать покупок, если они отсутствуют Экономия нынче в моде, об Экономии говорит с трибуны президент страны, о том, что необходимо Экономить Трапляється, що фермер володіє відразу декількома ділянками землі, але вони маленькі й розрізнені.
  • На вопрос, не каждый ответит

      Тисячі років тому Земля була населена тваринами й рослинами, мало чим схожими на сучасні. Вони вимерли, але їхні сліди іноді можна зустріти у вигляді відбитків, кістяків, зліпків... Ці скам"янілості (або копалини залишки організмів) допомагають визначати відносний вік земних товщ і вивчати умови життя зниклих видів Зрештою, У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день

Ивана Денисовича"

Изучение "Одного дня…" позволяет показать, какова роль художественной литературы

в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Цели и задачи урока:

познакомить с историей создания рассказа "Один день Ивана Денисовича", его

жанровыми и композиционными особенностями, художественно- выразительными

средствами, героем произведения;

отметить особенности художественного мастерства писателя;

рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Ход урока

Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича"

Историческая справка:жертвами террора с 1947 -1953 годы (данные во всех

источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от5,5 до

6,5 млн. человек.

1. История создания и публикации, жанр произведения.

1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как "Щ - 854 (Один день одного зека)" (щ -

854 - лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился

предложить что- то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться

"Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки

с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём.

Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в

одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного

человека с утра до вечера. И будет всё.

сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую- ка я написать

один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в

тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить,

я невероятно быстро написал "Один день:"

Образ Ивана Денисовичасложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в

советско- германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и

Жанррассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много

поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой,

потому что в ней можно "оттачивать грани с большим наслаждением для себя".

Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» воспринималась как Событие.

2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

истории, это книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию.

3. Главный герой рассказа.

1. Предлагерная биография. Коротко опишите её.

Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась

Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок

второго года на Северо- Западном окружили их армию всю... И так их помалу немцы

по ле сам ловили и брали... Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а

его обвинили в измене Родине - и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой

разведки. «Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и

оставили просто - задание».

2. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

«Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть по живешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого се бя. Хоть лагерную, мучительную

и трудную, но все- таки жизнь.

3. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за

лагерной действительностью.

Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь.

Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных

вагонок, спало двести чело век»...

Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время

лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время -

июль: крапиву в котел се кут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что

холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только

желтая, под вид пшена... Каша не каша, а идет за кашу...»

На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой и

Шухов) собираетсяна работу... Бесконечные про верки и досмотры.

Иван Денисович Шухов - мастер на все руки. Он и камен щик, и резчик толя, и

печник. Работает с азартом, не чувствуя моро за. Вот как автор описывает

заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор... Раствора

бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок

(но с осторожкою хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И

еще раствор мастерком разровняв, - шлеп туда шлако блок... И уж он схвачен,

примерз...

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и

Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к

себе. Не доносит на солагерников, не унижается из- за табака, не вылизывает чужие

тарелки... Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.

4. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его

характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие,

человеческое достоинство.

Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность,

обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из

них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излавливали». Даже в

Бухенвальде «чудом смерть обминул, теперь отбы вает срок тихо».

Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факуль тета...

Баптист Алешка...

Бригадир Тюрин...

Капитан Буйновский...

Кинорежиссер Цезарь Маркович...

Шестнадцатилетний юноша Гопчик...

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой

Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного поимени. Всего

полстраницы занимает рассказ о«высоком молчаливо м старике». Сидел он потюрьмам

и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не

потерял. «Лицо его вымотано было, но не дослабости фитиля- инвалида, а докамня

тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не

много выпало ему завсе годы отсиживаться придурком».

«Придурки» - лагерные «аристократы» - лакеи: дневальные по бараку, десятник

Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один изКВЧ -«первые

сволочи, сидевшие взоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

сильно выражен нравственный аспект.Он особенно заметен в сценах -

столкновениях: Буйновский-Волковой, бригадир-Тюрин-десятник Дэр. Важное

значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотношения зеков:

Шухов - Цезарь, Шухов - Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно

отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе.

5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и

Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно,

лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания.

Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного -

внутреннего мира: мысли, совести, памяти."Здешняя жизнь трепала его от

подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню

Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов".

Лагерный закон: "Подохни ты сегодня - я завтра" Это общее "руководство жизнью"

ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты

хочешь называться Человеком - вот задача Шухова.

6. Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной

вольной жизни.

2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: "Работу он правил

лихо, но вовсе не думая:"). Иван Денисович вернул и себе, и другим - пусть ненадолго!

раскрепощения человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

(Восемь лет (а дали Шухову десять) мыкается Иван Денисович по лагерям, но

сохраняет своё человеческое достоинство, даже в не в человеческих условиях «себя не

роняет»:

не унижается из- за сигареты;

из- за пайки;

не вылизывает тарелки;

не доносит на товарищей ради улучшения своей участи.

Шухов, как любой трудолюбивый крестьянин, уважает хлеб (носит его в специальном

карманчике, в чистой тряпочке). Когда ест –снимает шапку. Он всегда всё

зарабатывает честным трудом, поэтому он не в состоянии понять, как можно брать

большие деньги за халтуру (это мы узнаём из письма, присланного ему из дома).

Почему он запрещает жене собирать ему в лагерь посылки?

Потому что, уже мы можем сделать вывод, совестливость, нежелание жить за чужой

счёт, причинить кому- то неудобство –вот характерные черты этого человека. Иван

Денисович живёт по закону человеческому, даже находясь в Особом лагере: «На чужое

добро брюха не распяливай». Шухов никогда не симулирует болезни, а заболев всерьёз,

чувствует себя виноватым: «Вот что… Николай Семёнович…я вроде это…болен». Иван

Денисович привык к труду, как все крестьяне, он и каменщик, и печник, и сапожник,

и резчик толя: «Кто два дела руками знает, тот ещё и десять подхватит». Он очень

бережлив, запаслив. В условиях неволи бережёт и прячет мастерок, в его руках

обломок полотна пилы превращается в сапожный нож.

Ниже представлены блоки-схемы некоторых основных правил правописания.

Принцип применения алгоритма позволяет правильно решить любую орфографическую задачу. Блоки-схемы помогут слушателю в обобщенном виде повторить и закрепить орфографические правила.

Блок-схема № 1

Корни с чередованием

1) -гор-/ -гар-

Клон-/ -клан-

Без ударения – О . Запомнить: утварь

Твор-/-твар-

2) -зор-/-зар- (за ря – зо ри). Без ударения – А

3) корни «...ИРА». Если за корнем А , в корне пишу И

Бер-/-бир-

Стел-/-стил-

Тер-/-тир-

Блест-/-блист-

Пер-/-пир-

Дер-/-дир-

(выте р выти рать)

Жег-/-жиг-

Чет-/-чит-

Мер-/-мир-

А также:

Я- (-а-) – -им-

(заня ть – заним ать)

Я- (-а-) – -ин-

(нача ть – начин ать)

(Предла гать – предло жение,

перед Г пишу А ,

каса ться – ко снуться)

перед Ж О .

5) -раст- / -ращ- / -рос-

А ст, щ.

Правописание корня зависит от согласной в нем:

выра щенный, ра стение, но выро с.

Запомнить : Ро стов, Ро стислав, ро стовщик, ро сток, но отра сль.

Правописание корней зависит от смысла:

6) -ма к- («погрузить что-то в жидкость»); обма кнуть перо в чернила.

Мо к («пропустить влагу»); промо чить вату.

Ро вн- («ровный,гладкий); обро внять края листа.

Равн- («равный, одинаковый»); команда «Равняйсь!»

Запомнить: уро вень, ра внина.

Ска к- (длительное действие), обска кать кого-то.

Запомнить: скачо к.

Ско ч- (короткое действие), выско чил неожиданно.

7) -плы в- (если слово – отлагательное образование); плы вущий.

Пло в- Пишу в словах пло вец, пло вчиха.

Пла в- Пишу во всех остальных случаях. (Пла вучий).

Блок-схема №2 пре -; при

I. Правописание пре-, при- зависит от смысла

II. Различай по контексту

1. Пре бывать в городе (где? ) = находиться.

1. При бывать в город (куда?) = приезжать (приближение).

2. Пре клоняться перед подвигом = очень уважать.

2. При клоняться к земле = пригнуться (приближение)

3. Претворить в жизнь что-то = «перевести из планов».

3. Притворить дверь = прикрыть (неполн. действие).

4. Пре дел терпения = грань.

4. Придел храма = то, что пристроено.

5. Пре емник идей = тот, кто перенимает.

5. При емник (радио) = тот, кто принимает.

6. Пре дать кого-то = передать, изменнически выдать.

6. При дать вид чему-то= приблизиться к какому-то облику.

7. Пре зирать предателя = очень не уважать, относиться с презрением.

7. При зреть сироту = приютить.

Блок-схема № 3

Буква ь на конце слов

A. Существительные женского рода ед. числа – мышь, дочь.

B. Глаголы:

в начальной форме: беречь – беречься, учить – учиться (правописание Ь проверяется по вопросу: если Ь есть в вопросе, то он пишется в слове: (что делает?) учится; но он начал (что делать?) учиться);

во втором лице единственного числа настоящего и будущего времени: ты ешь , думаешь , читаешь ;

Делать, сделать –

будет – ться .

Если делает,

то – тся .

в. На конце наречий на шипящий, кроме слов: уж, замуж, невтерпеж. Сравни : наотмашь, настежь, но: замуж.

Мягкий знак в частях речи

Алгоритм 4

ы / и в корне после приставок

Пример рассуждения: дезинфекция: 1) приставка на согл.; 2) в искл. 1 не входит; 3) инояз. прист. дез ® И .

Предыстория – 1) приставка на согл; 2) в исключение не входит; 3) не меж-, сверх- и не инояз., русск. ® Ы .


Алгоритм 5

о/ё после шипящих под ударением

Пример рассуждения: Раскорчёвка – 1) корчую – орфограмма в суф., 2) раскорчевать – суф. глагольного происхождения ® Ё

Ножовка – 1) нож – орфограмма в суф.; 2) от ножовая, суф. не глагольный ® О


Алгоритм 6

н/нн в причастиях и прилагательных


Окончание алгоритма 6

Надо различать

Прилагательное (обозначает постоянное качество)

Причастие (обозначает признак по произведенному
действию, можно заменить глаголом)

Посаженые отец и мать

Посаженные деревья (деревья, которые посадили)

Названые брат и сестра

Названные учителем (учитель назвал)

Приданое

Приданное армии соединение

Конченый человек

Конченное дело

Девушка скромна и воспитанна

Любовь к книге воспитана с детства

Девчонка упряма и избалованна

Актриса избалована вниманием

Дети сегодня рассеянны и невнимательны

Зёрна рассеяны по полю

Действия его ловки и сосредоточенны

Войска сосредоточены на границе

Город все эти дни жил напряжённо

Тело спортсмена напряжено до предела

Он поступил необдуманно

Дело обдумано со всех сторон

Пример конкретного рассуждения: Жаренная в масле печенка – 1) форма на -ный – полная; 2) жарить – от глагола; в исключение не входит; 3) нет -ованн-, -еванн-; 4) что делать? жарить – несов. вид; 5) жаренная в чем? в масле – есть зависимое слово ® НН .

Незваные гости – 1) форма на -ный – полная; 2) от(не)звать – от глагола; в исключение не входит; 3) нет -ованн-, еванн-; 4) что делать? (не)звать – несов. вид; 5) от слова «незваные» не задается вопрос, нет зависим. слова ® Н .

Ночь длинна – 1) форма -на – краткая; длинная – полная форма; 2) от длина – сущ.; 3) основа оканчивается на Н+Н ® НН . Значит, и в краткой форме «длинна» ® НН .


Алгоритм 7

Частица НЕ с различными частями речи


Продолжение алгоритма 7

Частицы не и ни

1. Отрицание.

Он не знает этого.

(проверяем: он знает это? Нет.).

2. В отрицательных и неопределенных местоимениях и местоименных наречиях под ударением.

Некем, некуда, не к кому.

3. В восклицательных предложениях.

Где он только не бывал!

Чего он только не видывал!

Такие предложения употребляются или самостоятельно, или в роли главных.

Чего я только не делал, чтобы понравиться ему.

4. В сочетаниях не кто иной (другой), как...; не что иное (дру­гое) как...

1) в утвердительном предложении;

2) по значению можно заменить» не кто-нибудь другой, а именно (он)», «не что-нибудь другое, а именно это». Это был не кто иной, как Иван Иванович = это был не кто-нибудь, а именно Иван Иванович.

5. В сочетании именно он, а не кто другой.

Сказал именно ему, а не кому другому.

1. Усиление отрицания (в предложении есть или подразумевается отрицание).

Он не знает ничего. На Неве нет ни шороха.

2. В отрицательных местоимениях и местоименных наречиях без ударения.

Никем, никуда, ни к кому.

3. В придаточных предложениях с союзными сочетаниями:

что бы ни..., куда бы ни..., где бы ни..., сколько бы ни... и т.п.

Кто бы ни пришёл, всех встречают.

Признаки: 1) имеют уступитель­ный оттенок значения;

2) не могут употребляться самостоятельно.

4. В сочетаниях никто иной (другой); ничто иное (другое), кроме.

в отрицательных предложениях (есть слово с частицей НЕ).

Ничто иное не могло его заинтересовать. Никто иной, кроме Павла, не мог это написать. Просто ты умела ждать, как никто другой (не ждал).

5. В сочетании именно он и никто другой.

Сказал именно ему и никому другому.

Окончание алгоритма 7

1) союз «А»;

2) противопоставительно-отрицатель­ное значение.

6. В сочетаниях: едва ли не, разве не, чуть ли не; в союзах не то – не то, не только..., но и.

7. Двойное отрицание (В целом утвер­ждение)

Он не мог не ска­зать (он сказал).

1) союз «И»;

2) скрытое отрицание; сказал ему и никому другому не сказал.

6. В устойчивых оборотах:

1) ни больше ни меньше; ни дать ни взять; ни два ни полтора, ни рыба ни мясо; ни слуху ни духу; ни свет ни заря; ни там ни сям; ни туда ни сюда; ни пуха ни пера; ни ответа ни привета; ни то ни сё;ни нашим ни вашим; ни жив ни мертв; ни то ни другое и др. под.

2) откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, куда ни шло, что ни говори, чего бы ни стоило и др.

4 августа 2008 г. ушёл из жизни крупный русский мыслитель, прозаик, драматург XX в., лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Российской академии наук Александр Исаевич Солженицын. Для русской культуры он стал символом XX в. В связи с чем Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования рекомендовал изучение в школе творчества писателя, обусловленное масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины XX в. и истории литературы того же периода.

Изучение рассказа "Один день Ивана Денисовича" в курсе литературы XX в. связано прежде всего с "лагерной темой" в русской литературе XX в. Обращение к этому произведению позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Предлагается текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения на уроках литературы в 11 классе, т.к. "лагерная тема" может быть не понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения.

Изучение "Одного дня:" позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Используется групповая форма работы (примерные ответы приведены частично), элементы театральной педагогики.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.И.Солженицына, историей создания рассказа "Один день Ивана Денисовича", его жанровыми и композиционными особенностями, художественно-выразительными средствами, героем произведения;
  • отметить особенности художественного мастерства писателя;
  • рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Оборудование: портрет и фотографии А.И.Солженицына, литературные листы по творчеству писателя, выставка его книг, фрагмент художественного фильма "Холодное лето 53-го", опорная схема по тексту произведения, ретроспектива (1977, 1970, 1969, 1967) дат в жизни писателя, таблички с именами писателей для импровизированного заседания Союза писателей СССР (К.Федин, А.Корнейчук, А.Сурков, Я.Яшин, А.И.Солженицын).

Вопросы на доске для актуализации восприятия:

- В чём видит писатель своё назначение в литературе?

Откуда исходят истоки его творчества?

Что позволяет человеку выжить в нечеловеческих условиях?

Как в условиях фактической несвободы человек может остаться свободным?

Словарная работа:

  • ретроспектива -
то, что содержит ретроспективный обзор (ретроспективная выставка, описание)
  • ретроспективный -
  • посвящённый рассмотрению прошлого, обращённый назад к прошлому (от лат.retro - назад и spectare - смотреть)
  • ретроспекция -
  • ретроспективный обзор, обращение к прошлому

    Ход урока

    1. Определение цели и задач урока.

    Ретроспектива подборок газетных статей с критикой в адрес А.И.Солженицына.

    Театрализованное заседание Союза писателей СССР.

    Краткая биографическая справка о писателе.

    Кадры из кинофильма "Холодное лето 53-го".

    Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича":

    1) история создания и публикации, жанр произведения;

    2) тема, основная мысль, сюжет рассказа;

    3) предлагерная биография героя;

    4) черты характера и душевные качества Ивана Денисовича;

    5) "лагерь глазами мужика";

    6) широта тематики произведения;

    8) значение эпитета к слову "день", вынесенному в название рассказа;

    Почему не только горе сжимает сердце при чтении этой замечательной книги, но и свет проникает в душу.
    Это от глубокой человечности, оттого, чтолюди остались людьми и в обстановке глумления.
    Ж.Медведев.

    Вступительное слово учителя:

    :В один из сырых февральских дней 1974 года по трапу советского самолёта, прибывшего вне всякого расписания из Москвы во Франкфурт- на- Майне, сошёл единственный пассажир. Этот пассажир в демисезонном пальто, со срезанными пуговицами на вороте рубахи, ещё три часа назад хлебавший тюремную похлёбку в знаменитом Лефортове, и сейчас не знал, что точно его ожидает.

    Встречавшие необычного русского гостя поневоле (или титулованного изгнанника) немецкие чиновники, а затем и известнейший немецкий писатель Генрих Бёлль, конечно, не могли не заметить на его лице следы явной усталости, венчики морщин у глаз, зорких и наблюдательных, бороздки на лбу: Это были приметы непрерывной работы мысли.

    Кто же был этот одинокий русский пассажир-изгнанник, молчаливый, скупой в движениях и крайне немногословный в первых беседах с прессой? В нём было всё "отжато" до предела, пружина воли не распущена. Границы, визы, паспорта! Они для него мелькают, сменяя друг друга, но его внутренний мир не изменен. Ничто ни на миг не отрывало его - как показало ближайшее будущее - от континента русской истории, от России.

    Этим пассажиром, наотрез отказавшимся от множества вопросов журналистов, был Александр Исаевич Солженицын, прошедший на родине множество кругов испытаний. И на данном уроке предлагается рассмотреть эти круги в ретроспективе, то есть обратиться назад, к прошлому писателя, и выяснить, почему же А.И.Солженицын оказался за границей, в чём видит Александр Исаевич своё назначение в литературе как писатель, что явилось истоками его творчества на примере рассказа "Один день Ивана Денисовича".

    Вслушаемся в некоторые газетные подборки тех лет с красноречивыми заголовками, выбранные из многочисленных писем писателя (учащиеся выносят даты и зачитывают сообщения).

    Сообщение ТАСС: Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик, лишён гражданства СССР и выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А.И.

    С чувством облегчения прочитал о том, что Верховный Совет СССР лишил гражданства Солженицына, что наше общество избавилось от него. Гражданская смерть Солженицына закономерна и справедлива. Валентин Катаев.

    От секретариата правления Союза писателей РСФСР: Своим открытым письмом Солженицын доказал, что стоит на чуждых нашему народу позициях, и тем самым подтвердил необходимость, справедливость и неизбежность его исключения из Союза советских писателей...

    Слово учителя: 22 сентября 1967 года состоялось заседание секретариата Союза писателей СССР. И нам сегодня предоставляется уникальная возможность воспроизвести его часть. На заседании присутствовало 30 писателей. Председательствовал К.Федин. Приглашён был А.И.Солженицын. Заседание по разбору его писем началось в 13 часов, закончилось после 18-ти (в роли писателей участвуют учащиеся, они выходят с табличками, на которых написаны имена писателей, и садятся за стол, затем по очереди выходят к импровизированной трибуне с выступлением).

    К.Федин: Меня покоробили письма Солженицына. И сегодня мы должны будем говорить о его произведениях, но мне кажется, что надо говорить в общем по письмам.

    А.Корнейчук: Своим творчеством мы защищаем своё правительство, свою партию, свой народ. Мы ездим за границу вести борьбу. Мы возвращаемся оттуда измотанные, изнурённые, но со знанием исполненного долга. Мы знаем, что вы много перенесли, но не вы один (обращаясь к Солженицыну). Было много других людей в лагерях, кроме вас. Старых коммунистов. Они из лагеря шли на фронт. В нашем прошлом было не только беззаконие, был подвиг. Но вы этого не заметили. Всё, что вы пишете - это злобно, грязно, оскорбительно!

    А.Сурков: Солженицын для нас опасней Пастернака. Пастернак был человек, оторванный от жизни, а Солженицын - с живым, боевым, идейным темпераментом. Это идейный человек, это опасный человек.

    А.Яшин (Попов): Автор "Пира победителей" отравлен ненавистью. Люди возмущаются, что есть в рядах Союза писателей такой писатель. Я хотел бы предложить исключить его из Союза. Не он один пострадал, но другие понимают трагедию времени.

    К.Федин: Давайте предоставим слово самому писателю - А.И.Солженицыну.

    А.И.Солженицын: Я считаю, что задачи литературы и по отношению к обществу, и по отношению к отдельному человеку не в том заключаются, чтобы скрывать от него правду, смягчать её, а говорить истинно то, как оно есть: Задачи писателя касаются тайн человеческого сердца и совести, столкновения жизни и смерти, преодоления душевного горя и тех законов протяжённого человечества, которые зародились в незапамятной глуби тысячелетий и прекратятся лишь тогда, когда погаснет солнце. Скажите, о чём моё письмо?

    А.И.Солженицын: Ничего вы тогда не поняли, если о цензуре. Это письмо о судьбах нашей великой литературы, которая когда-то покорила и увлекла весь мир. Я - патриот, я люблю свою родину. Под моими подошвами всю мою жизнь - земля отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.

    Слово учителя:

    Историческая справка. Речь идёт об "Открытом письме", написанном А.И.Солженицыным 16 мая 1967 года делегатам IV Всесоюзного съезда и посланном Александром Исаевичем в президиум съезда как выступление, поскольку сам он уже тогда не был избран делегатом.

    А.И.Солженицын: Не имея доступа к съездовской трибуне, я прошу обсудить то нестерпимое дальше угнетение, которому наша художественная литература из десятилетия в десятилетие подвергается со стороны цензуры. Литература не может развиваться в категориях "пропустят - не пропустят". Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы.

    Обо мне заявляют: "Его освободили досрочно!" Сверх 8-летнего приговора я просидел месяц в пересыльных тюрьмах, затем без приговора получил вечную ссылку, с этой вечной обречённостью просидел три года в ссылке, только благодаря XX съезду освобождён - и это называется досрочно!

    Я - один, клевещут обо мне сотни. Утешает только то, что ни от какой клеветы я инфаркт не получу никогда, потому что закалили меня в сталинских лагерях.

    Никому не перегородить путей правды, и за движение её я готов принять и смерть. Но, может быть, многие уроки научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при жизни. Это ещё ни разу не украсило нашей истории.

    Приводится (кратко) биографическая справка о писателе , подготовленная учащимися.

    Слово учителя: "Родина моя там, сердце моё там, вот поэтому я и еду",- сказал писатель перед отлётом в Россию 27 мая 1994 года. Он оказался пророком собственной судьбы, так как предвидел своё возвращение ещё в застойном 1984 году: "Я ещё вернусь туда, не только книги мои вернутся, а я живым туда вернусь: Почему-то мне кажется, что я умру у себя на родине".

    Летом 2008 года Россия понесла большую утрату: умер писатель-гражданин, горячо и преданно любящий свою Родину, болеющий за неё всей душой; человек с чётко выраженной жизненной позицией, идущий до конца в отстаивании своих нравственных принципов; стойкий, мужественный человек (примерно такой словесный портрет должен появиться у учащихся в тетрадях).

    Свой поиск во имя человека Солженицын начал в пределах одного человека, героя рассказа "Один день Ивана Денисовича".

    Историческая справка: жертвами террора с 1947-1953 годы (данные во всех источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от 5,5 до 6,5 млн. человек.

    В 1970 году в Норвегии снимался фильм по сюжету рассказа. В российском кинематографе создан художественный фильм "Холодное лето 53-го", несколько кадров которого помогут перенестись в атмосферу тех лет и ответить на вопрос: в чём общность судеб Ивана Денисовича Шухова и героев фильма (просмотр). В своём произведении А.И.Солженицын отразил трагические конфликты истории в судьбах героев; показал, как люди стали рабами "культа личности". И всё равно: дух народа пробивался, как росток, ломающий асфальт (Ж.Медведев).

    Групповая работа над текстом рассказа "Один день Ивана Денисовича" (каждой группе было дано предварительное домашнее задание по тексту произведения).

    1. История создания и публикации, жанр произведения.

    "Один день "задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как "Щ - 854 (Один день одного зека)" (щ-854 - лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться опубликования было непросто.

    "Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё.

    Это родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал "Один день:"

    Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

    Жанр рассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой, потому что в ней можно "оттачивать грани с большим наслаждением для себя".

    2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

    "Один день Ивана Денисовича" - это не только портрет одного дня нашей истории, это книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию.

    3. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите её.

    4. Отметьте черты характера и душевные качества Ивана Денисовича.

    Что за фигура перед нами? Какое впечатление вызывает герой?

    Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность, обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого достоинства.

    Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

    Возможно не случайно имя "Иван" в переводе др.-евр. - (Бог) смилостивился, (Бог) помиловал.

    5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить? Какова логика компоновки персонажей?

    Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

    Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания. И весь сюжет, если всмотреться, это сюжет непротивления живого - неживому, Человека - Лагерю. Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного - внутреннего мира: мысли, совести, памяти. "Здешняя жизнь трепала его от подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов".

    Лагерный закон: "Подохни ты сегодня - я завтра" Это общее "руководство жизнью" ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называться Человеком - вот задача Шухова.

    Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

    1) Спасает причастность к сообществу людей . Здесь это бригада, аналог семьи в вольной жизни.

    2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: "Работу он правил лихо, но вовсе не думая:"). Иван Денисович вернул и себе, и другим - пусть ненадолго! - ощущение чистоты и даже святости труда. Вся сцена кладки - это сцена раскрепощения человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

    6. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

    1) Современная жизнь деревни;

    2) воспоминания о деревне;

    3) обсуждение фильма Эйзенштейна "Иван Грозный";

    4) подробности советской истории в связи с судьбами солагерников (в судьбе бригадира Тюрина отразились последствия коллективизации в стране).

    Описание места действия подчинено принципу расширяющихся концентрических кругов: барак - зона - переход по степи - стройка. Замкнутое пространство ограничивается проволочным заграждением. Лагерь - это дом, так и говорят все: " Домой идём". О другом, настоящем, доме за день и вспомнить некогда, но он существует в рассказе благодаря внутреннему зрению героя. И тогда возникает следующий ряд концентрических кругов : дом - деревня - край - Родина . (опорная схема)

    Декрет о времени.

    Никто из зеков никогда в глаза часов не видит, да и к чему они, часы, зеку только надо знать - скоро ли подъём, до развода сколько? До обеда? До отбоя? Заключённым часов не положено, время за них знает начальство.

    Время определяют по солнцу и месяцу:

    "Шухов поднял голову на небо и ахнул: небо чистое, а солнышко почти к обеду поднялось. Диво дивное: вот время за работой идёт! Сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся - не оглянешься. А срок сам - ничуть не идёт, не избавляется его вовсе".

    "Утром только этим зеки и спасаются, что на работу тянутся медленно. Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить - упарится, свалится".

    8. Найти эпитет к слову "день", вынесенному в название рассказа.

    "Почти счастливый день:" - думает Иван Денисович Шухов в конце прожитого им дня. Назовём счастливые события жизни героя этого дня:

    Замешкался на подъёме - в карцер не посадили;

    Бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать;

    В обед удалось "закосить" кашу;

    Бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней будут "сытыми" бригадники;

    Нашёл кусок ножёвки, забыл про неё, но на "шмоне" не попался;

    Подработал вечером на Цезаря и табачку купил;

    И не заболел, перемогся.

    "Ничем не омрачённый", счастливый день простого советского зека Шухова И.Д. "Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый". "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось:"

    Вопрос к учащимся всего класса: почему автор показал нам "счастливый" лагерный день? (Думается потому, что главная цель автора - показать русский народный характер в различных обстоятельствах, показать через событие, цепь событий - личность. Лагерь и есть такое "событие". А личность - Иван Денисович Шухов).

    9. Вывод по анализу рассказа.

    Каков же герой рассказа?

    "Иван Денисович Шухов, русский мужик, смекалистый, деликатный, работящий, в ком жестокая эпоха культивирования зависти, злобы и доносов не убила той порядочности, той нравственной основы, что прочно живёт в народе, не позволяя никогда в глубине души путать добро и зло, честь и бесчестье, сколько бы к этому ни звали, - во имя чего, во имя какого социального эксперимента, какой игры ума и фантазии - оторван от семьи, от земли и брошен в огромный барак, населённый другими номерами. (А.Латынина).