Адат в современной чечне. Чеченские адаты

Современное чеченское общество является уникальным в том смысле, что живет сразу по нескольким законам: светскому российскому законодательству, шариату, адатам (обычное право) и частично – "по понятиям". Взаимоотношения с государством, как правило, регулируются при помощи светских законов. Внутренние отношения между чеченцами, будь то семейные или финансовые вопросы отдаются на рассмотрение исламскому праву - шариату. Но прежде чем дойти до шариатского суда, в массе своей такие дела проходят через старейшин, которые рассматривают их согласно чеченскому адату. Остается и другой способ регулирования отношений между людьми – "по чести и справедливости".

У всех этих писанных и неписанных законов есть свои преимущества. Но учитывая тот факт, что чеченцы очень не любят, когда их проблемы становятся достоянием всего общества, очень часто они предпочитают решать вопросы по адату. Это когда уважаемые старшие двух родов при совместном обсуждении при присутствии третьей стороны приходят к решению. В случае, если не получается достигнуть взаимоприемлемого решения, то дело идет дальше в шариатский суд при муфтияте, а если и там не получается, то остается только светский суд, который зачастую полностью зависит от того, кто быстрее найдет "подход" к судье.

Главенство светского законодательства в Чечне никто не оспаривает, и поэтому решение шариатского суда носит, как правило, рекомендательный характер. Жители Чечни часто не доверяют светским судам, потому что считают, что они коррумпированы. Есть даже те, которые не доверяют и шариатским судам, поскольку считают нынешних чеченских мусульманских деятелей, зависящими от республиканской власти, которая в свою очередь является проводником российских светских законов.

Житель Ачхой-Мартановского района по имени Адам склонен доверять только разбирательствам на основе неписанных чеченских законов (адатов). "Я не могу не быть сторонником шариата, поскольку являюсь мусульманином. Но наше сознание не доросло до того, чтобы жить по исламскому закону. Моя семья была в кровной вражде 27 лет. Слава Аллаху, все недавно разрешилось. В первую очередь это разрешилось именно благодаря адату. Мой отец мне всегда говорил: если будешь жить по чеченскому адату, ты никогда не опозоришься перед людьми. Жить по адату - значит жить по справедливости и чести".

Проживающий в Казахстане чеченец по имени Саламбек считает, что чеченцы должны жить только по шариату. Он категорически не согласен с тем, что общество не готово к этому.

"Сейчас все делается для того, чтобы отвратить людей от религии и от шариата. Однако я уверен, что именно это право самое уместное для чеченцев. Главное, чтобы кадий (шариатский судья) был чистым человеком".

Один из чеченских "воров в законе", который попросил не называть своего имени, рассказал "Кавказ.Реалии" о том, как рассматриваются споры между представителями разных национальностей в этой среде.

"Например, к нам обращается чеченец, который спорит с русским или другим иноверцем. Наше решение для них единственно возможное, потому что судам веры нет, а наше рассмотрение основано на справедливости. И наш вердикт мало чем отличается от шариатского суда или адатов. Правда – она везде одна, главное, чтобы все было по совести и справедливости".

Это не значит, что светские законы не востребованы в современном чеченском обществе. Совсем наоборот.

В силу некоторых национальных качеств и исторических обстоятельств, чеченцы раньше крайне неохотно обращались за помощью к правоохранительным органам, если дело касалось семейных отношений. Даже оказаться в качестве понятого или того хуже, свидетеля и давать показания на суде, для чеченца было почти то же самое, что сидеть на скамье подсудимых. Порой люди прощали обиды для того, чтобы не просить помощи у государства. Теперь же все по-другому.

Например, российские суды при рассмотрении разводов часто оставляют детей с матерями, в то время как согласно чеченским традициям дети, как правило, должны оставаться с отцом. Соответственно, чеченские женщины все смелее отстаивают свои интересы, используя светские законы.

Работник Верховного суда Чечни на условиях анонимности рассказал "Кавказ.Реалии", что в судах за последнее время участились рассмотрения исков ближайших родственников.

"Это такие вещи, которые, на мой взгляд как чеченца, а не юриста, могли бы быть решены, не делая их достоянием общественности, в кругу семьи или по адатам. Бывают споры земельные между кровными родственниками и дела, связанные с оспариванием детей, или требованием алиментов. Я согласен с тем, что мужчина должен всячески помогать своим детям, живущим с его бывшей женой, но, подавая в суд на отца детей, женщина обычно мстит за то, что он ушел от нее или женился на другой", - сказал работник ВС ЧР.

Для среднего российского региона судебные тяжбы из-за алиментов, переполненные престарелые дома, куда дети свозят своих родителей доживать век - обычное дело. Среди чеченцев такого раньше не было, но постепенно ценности в чеченском обществе меняются и многие в республике видят происходящие изменения скорее в негативном свете.

Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты («обычай» - араб.,) чеченцев - неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Моральном кодексе. Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.

Истоки этих красивых обычаев - в древней истории чеченцев. Сыздавна повелось так, что огромное значение в чеченском обществе имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому стал старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.

Очень интересным обычаем для многих других народностей является обычай подарка гостю. Если гостю понравился какой-либо предмет в доме, то хозяин тут же должен предложить ему его, подарить. Однако находились люди, которые впоследствии осуждали гостя за выманивание предметов, он мог прослыть человеком «рабского этикета».

Есть также несколько правил, касающихся гостеприимства. Хозяин дома, принимая гостей, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.

Если в дом приходят гости, которые не являются близкими родственниками или соседями, то женщины не должны их обслуживать. Этим могут заниматься взрослые сыновья, молодые родственники или соседские юноши.

Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Женщина, являющаяся матерью достойных сыновей, имеет право принимать равноправное участие в совете мужчин.

Вообще в чеченском обществе особо строго соблюдаются все традиции, которые касаются женщин. Например, когда в дом входит посторонняя женщина,все мужчины должны встать. Если женщина приехала в гости, то в отношении нее все церемонии и приличия соблюдаются с особенной тщательностью.

Если вместе идут мужчина и женщина, женщина должна идти на шаг позади мужчины. Объясняется этот обычай тем, что в древние времена мужчина должен был первым встретить опасность.

Если идут вместе двое мужчин, то младший должен идти слева и на полшага позади. Объясняется это тем, что младший должен прикрыть левую, незащищенную сторону старшего.

Если идут вместе трое мужчин, то старший идет посередине, а младшие по бокам, чуть поотстав.

Мужчина при посторонних людях ни в коем случае не должен брать на руки своего ребенка или ласкать его словами или прикосновениями. То же самое относится и к матери. Если маленький ребенок заплакал или закапризничал, мать должна унести или увести его в другую комнату. Нельзя допускать, чтобы дети мешали гостю или гостям беседовать с хозяином дома, если сами гости настоятельно не попросят привести детей.

Младший не должен пересекать дорогу старшему, а должен остановиться и пропустить его, почтительно поздоровавшись. Женщина должна пропускать мужчину.

Считается крайней бестактностью, если младший перебьет старшего или затеет разговор со старшим без его просьбы или разрешения.

Любой совершеннолетний мужчина имеет право пресечь, даже с применением оружия, похищение девушки. Если при этом прольется кровь, то родственники девушки обязаны принять вражду на себя, освободив заступника от преследования кровниками.

Невестка должна накормить мужа, лишь накормив предварительно его родителей, если они все живут в одном доме или в близком соседстве.

Не допускаются браки, если парень и девушка находятся по отношению друг к другу хотя бы в семиюродном родстве. Даже при более отдаленном родстве такие браки осуждаются, но не считаются злостным нарушением традиций.

В старину в знак уважения к своему селению мужчина садился на коня только за границей селения, а до этого шел, ведя коня на поводу.

Считалось дурным тоном обижаться на шутку. Однако и шутки не должны были содержать в себе явных оскорблений.

Считалось позором и малодушием обнажить оружие на обидчика и не нанести удара. Поэтому чеченцы только в самых крайних случаях брались за оружие.

Конный всегда первым здоровался с пешим, а спускающийся вниз по склону горы - с тем, кто идет наверх.

Мужчина никогда не говорит«моя жена», он выражается эвфемизмами: «та, что в доме», «мать этих детей» и т.п. Также и женщина не говорит «мой муж», обходясь эвфемизмами.

В 63 года у мужчин наступает возраст, называемый «возраст развязывания пояса», то есть считалось, что с этой поры он может выходить на улицу без кинжала, и на нем не лежит воинская обязанность.

При равных условиях мужчина должен оказывать большее почтение своим дядям со стороны матери, чем дядям со стороны отца.

Дяди со стороны матери при достижении племянником совершеннолетия (15 лет) дарили ему верхового коня, а дяди со стороны отца - оружие.

Нищим надо подавать в любом случае, даже если ты подозреваешь, что они мошенники, а не люди, нуждающиеся в поддержке.

Нельзя приманивать животных пустой ладонью: обмануть бессловесную живность или маленького ребенка - презренный поступок.

Клятвенный друг, даже если он представитель другого тейпа, имеет право выступить при кровной мести на стороне побратима.

Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.

Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.

Если отец обнаруживает, что его сын закурил, то он через мать предупреждает его о недопустимости курения, а сам немедленно бросает курить.

Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.

Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.

Прикоснуться к папахе мужчины считается тяжким оскорблением, оно приравнивается к пощечине.

Перебить говорящего - проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово».

По материалам этнографа Хасиева С.-М.

В переводе с арабского «адат» означает обычай, регулирующий повседневную жизнь чеченского общества, правила мести, отношение к женщине и браку. Несмотря на иностранное слово и влияние ислама, основные положения адатов складывались в эпоху родоплеменных отношений горского народа.

В противовес адатам, возвышающим человеческое достоинство, существовали горско-языческие правила, которые чеченцы прошлых и сегодняшних дней не придерживаются. По адатам дети, подростки, женщины не входят в круг кровной мести, а по горско-языческой традиции из мести допускается убийство младенцев и пожилых людей.

У чеченцев принято записывать недостатки и провинности отдельного человека на всю его семью. Если чеченец совершал недостойный поступок, то все его родственники ходили с «опущенной головой» или «почерневшим лицом». Если его деяния вызывали одобрение, то «другого от людей этой семьи нельзя было ожидать». Эта традиция ясно прослеживается и в «адатах» и в штрафах. Если его не мог выплатить виновник, то возместить ущерб полагалось родне.

Калым, супружеская верность и прелюбодеяния

Наличие калыма должно показывать семье невесты, что потенциальный жених состоятельный человек, располагающий имуществом. Согласно адатам за невесту-девственницу полагалось 100-120 серебряных рублей или 24 коровы. За вдову или разведенную плата в два раза меньше. Женитьба без согласия родителей могла обойтись жениху в штраф 100 серебряных рублей и коня со всем убором.

За прелюбодеяние полагалось 80 голов крупного рогатого скота. Если муж убил того, кто посягнул на его жену, то должен был выплатить штраф без кровной мести. Наказание могло отличаться от региона к региону. В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни прелюбодей преследовался как убийца, а такой женщине отрезали нос и губы.

Оскорбления и финансовые отношения

Оскорблением считалось обнять, поцеловать, дотронуться или, пусть и случайно, снять платок с головы чеченки. Тот, кто совершил такое деяние, должен при собрании уважаемых людей извиниться и отдать потерпевшей семье быка, двух баранов или кусок дорогой ткани.

Высокие штрафы устанавливались за нанесение увечий чужим лошадям и собакам. За убийство сторожевой овчарки во дворе хозяина виновник отвечал, как за убийство человека. Смертельной виной считалось оскорбление предков, клевета, преднамеренное убийство, касание к одетой на голову мужчины шапке.

Шариат запрещает взымать с должника проценты и считает законной фактическую сумму долга. Поэтому вопросы с деньгами, одолженными под проценты и с составлением расписки, решались по «адату». Если человек отказывался отдавать долг, то все общество собиралось и забирало соответствующую часть его имущества.

От разорения заемщика спасал закон, согласно которому, если после этого он испытал нужду, то ему разрешалось пасти общественное стадо, а оплатой была половина приплода.

Кровная месть

После смертного оскорбления или убийства старейшины проводят разбирательство. Если человек признан виновным, в его семью направляются посланники, которые от имени потерпевшей стороны объявляют кровную месть.

Изначально преследовался только убийца, а в XIX веке потерпевшие могли сами выбрать члена семьи, который ответит своей кровью.

Участвовать в мести могут только родственники. Если в семье нет мужчин – это делает женщина. Если убийство произошло по неосторожности, то потерпевшая сторона имеет право назначить размер материалов компенсации. Прощение виновного в убийстве считалось уважаемым поступком достойным сильных людей.

Неписанные правила поведения чеченцев

Важным дополнением к адатам являются традиционные правила поведения, которые не записаны, однако строго соблюдались чеченцам. Суровая среда и уклад жизни развил в горцах не только кровную месть, но и культуру гостеприимства.

Путник всегда найдет приют и еду в доме чеченца, однако через три дня после приезда он теряет статус гостя и должен или покинуть дом или начать трудиться вместе с его обитателями.

Интересен обычай подарка гостю. Если тому понравится любой предмет в доме, то хозяин обязан предложить подарить эту вещь. При этом принять подарок считалось проявлением «рабской натуры».

Особое отношение у горцев к женщинам, которые считались хранительницами очага. Если посторонняя женщина входила в дом, то присутствующие в нем мужчины обязаны были встать.

Чеченцу запрещалось брать в руки и ласкать своих детей на виду у других. Если ребенок плачет или капризничает, его уводят, чтобы он не мешал взрослым. Дети не должны мешать гостю и взрослым беседовать. Отцы и старшие родственники с детства прививали маленьким мальчикам качество «яхь». Заключается оно в чувстве соперничества и желании быть лучшим.

Позором было обнажить оружие и не воспользоваться им, ездить верхом по селению и обижаться на шутки, которые не несли прямого оскорбления. Совершеннолетие мальчика наступало в 15 лет, а в 63 года наступает «возраст развязывания пояса», то есть мужчина мог выходить на улицу без кинжала.

Из статьи на вики о вайнахских адатах:
"Согласно исследованию учёных, к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата.
Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем): равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии — исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики). При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы — разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет.
Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям, данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.
Швейцарская газета Le Temps отмечала, что, с точки зрения европейца, чеченский адат "стоит в республике выше конституции".
Вот определение адатов с Чечняфри.ру :
"Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения - с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне".
Там же даются ссылки на статью, опубликованную в газете чеченской диаспоры "Даймехкан аз" ("Голос Отчизны"), цитаты чеченского ученого-этнографа Саида-Магомеда Хасиева. Он говорит, что традиционные и горско-языческие адаты совершенно непохожи. Он приводит в пример легенды, которые хорошо иллюстрируют разницу этих двух видов адатов. "Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро", - говорит Хасиев.

Мне кажется, адаты нам по духу ближе, хотя не могу же я за всех говорить... Мусульманское смирение и мусульманская же жестокость при расправе над согрешившим - это как-то... не то, что адаты делали, при том, что системы "преступление-наказание" вполне схожи, и законы о морали есть и там, и там. Минусом адатов можно считать то, что там многое зависит от наличия у обиженного родственников, причем именно мужского пола. Если таковых нет, варианты решения присутствуют, но результат будет лучше в случае в сильными и адеквартродственниками.
Традиционные адаты мудрее, миролюбивее, человечнее. По традиционным адатам женщину убивать нельзя. По горско-языческим - очень даже можно. В исламе женщину убивать тоже очень даже можно. Про злоупотребления в исламе и плачевные последствия от них для мусульманок написаны книги и сняты фильмы, например, основанные на реальных событиях книга "Сожженная заживо" , фильм "Забрасывая камнями" . Я не против ислама, но убивать женщин просто потому, что они беззащитны по определению (по определенным в обществе нормам) - это не просто низко, это первосортный грех.
Возвращаясь к новости: замечательно, что эти семьи нашли в себе силы двигаться дальше, но без адатов расплата обидчиков была бы иной, цена прощения была бы для пострадавших иной.