Аниме чернее черного имя хей. Темнее черного (сериал)

Вот и закончился второй сезон аниме-сериала Darker than Black 2 , продлившийся 12 серий. В истории нашлось место как хорошо знакомым героям, так и новым лицам.

Главной героиней стала Суо Павличенко, а место действием был выбран российский город Владивосток.

Среди старых знакомых остались Хей, Мао, перебравшийся в новую форму, Июль, Кирихара и др. О произошедшим между сезонами прямо не говориться, для этого выпустят четыре ОВАшки вместе с дисками второго сезона.

Между тем разрыв между двумя сезонами не единственное, что приводит зрителей к недопонимаю. Bones знамениты созданием аниме с октрытым концом, таких как Xam’d , DtB , Eureka Seven и Soul Eater , поэтому DtB 2 не стало исключением. С одной стороны этому поспособствовало малое количество самих серий, с другой же, что создатели решили не раскрывать карты до самого конца – чем и вызвали сумятицу. Поэтому выводы об окончании второго сезона дело лично каждого.

Данная статья является результатом сбора разных мнений дополненных мнением самого автора.

Краткий пересказ событий последней серии.

Суо встречается с Шионом и они отправляются к вратам. Хей встречается с Инь, точнее с ее оболочкой и также отправляется к вратам за ее душой.

Кирихара вместе с Мао встречается с мадам Орейли, показывающей суперкомпьютер.

Шион исчезает и Суо встречается с Июлем.

Хазуки встречается с Генма и у них случается схватка. Июль приводит Суо к полумертвому Шиону и Инь. Шион умирает, Июль падает без сознания, Суо достает ПТРД и целиться в Инь.

Осколок метеорита на груди Суо раскалывается вдребезги, появляется Хей. Творятся Страшные и Непонятные Вещи. Инь предлагает Хею убить себя. Кирихара на миг видит Хея вместе с Инь, затем все окутывает вспышка света. Суо жива, ее родители живы и она опоздала в школу.

Кирихара вместе с Кабайаши покидают Врата.

А теперь, что же произошло.

Шион покидает Суо в центре врат, чтобы заключить сделку с Инь, о чем он впоследствии говорит Суо. Точные условия сделки неизвестны. Одно из мнений таково. Шион способен создавать физические копии всего включая человека, но не способен наделять их душами. В прошлом для этой цели использовали МЕ. Но создание новой Земли требует вселения большого кол-ва душ, здесь и начинается роль Инь. По теории, все убитые (или совершившие самоубийство, если угодно) контракторы, с которыми виделась Инь, отдавали ей свои души. Косвенно эту теорию подтверждает факт того, что на новой Земле Суо встречается с людьми, которые умерли на старой: ее отец, мать и т.д. Целью создания новой Земли является дарование контракторам нормальной человеческой жизни, а стоимость сделки – жизнь Шиона.

Суо ничего не помнит о «прошлой жизни», из-за уничтожения кулона с фрагментом метеорита. Как объясняется в сериале, метеорит необходим для удержания воспоминаний «клонированных» людей. Если внимательно изучить суперкомпьютер мадам Орейли, то можно заметить громадную сферу – предположительно упавший на доктора Павличенко и его детей метеорит. После выполнения сделки, это шара уже нет.

Суо предположительно лишилась своих способностей контрактора также из-за деструкции кулона. Возможно, он содержал запечатанную силу Хея. В этом случае, разрушив его Инь вернула бы способности Хею.

Как вы думаете, почему в последнее время фильмы про супергероев стали столь популярными? На мой взгляд, причины тут две: во-первых, они всегда снабжаются красочными спецэффектами — спасибо Голливуду и современным технологиям. Во-вторых, свою роль играют несбыточные мечты о своей собственной суперспособности. Кто бы не захотел метать молнии или становиться невидимым? Сколько всего можно было бы сотворить! Аниме-индустрия не отстает, и использует геройскую тематику на полную мощность. В последнее время появляется все больше и больше тайтлов про супергероев. Но на этот раз я предлагаю вам слегка вернуться во времени, и взглянуть на довольно старый тайтл, в котором гармонично переплелись мрачноватая городская атмосфера и наличие людей, наделенных суперспособностями. Данный обзор посвящен аниме Darker than Black : Kuro no Keiyakusha («Темнее черного») .

Краткие сведения

Darker than Black : Kuro no Keiyakusha — аниме, выпущенное студией Bones в 2007 году. Состоит из двадцати пяти эпизодов плюс один Special-эпизод. В основе лежит оригинальный сценарий. По мотивам аниме выпускалась манга. В 2009 году появилось продолжение — Darker than Black: Ryuusei no Gemini (получилось значительно слабее первого сезона), а в 2010 году появились 4 OVA-эпизода (годнота), описывающие события, хронологически произошедшие между первым и вторым сезоном. В данном обзоре я затрагиваю только Darker than Black: Kuro no Keiyakusha, то есть первый сезон.

С тех пор прошло уже десять лет… Сейчас уже и не вспомнить, каким был славный город Токио без гигантской стены в центре. Что произошло в тот день, и что скрыто внутри, не знает никто. Только людям могло придти в голову построить гигантскую стену и скрыть за ней правду. Как бы то ни было, по всему миру начали появляться необычные существа. Существ с уникальными способностями контракторами , а пассивных медиумов куклами так их официально назвали через неделю после возведения стены. Контролем и наблюдением за ними занимаются специальные правительственные службы. Простым людям, столкнувшимся с контракторами, стирают память. Вся информация о существовании людей с необычными способностями строго засекречена. Но слухи остановить невозможно. Чудовища… Жестокие убийцы… Общество относится к ним со страхом и отвращением. Но наиболее таинственным из них считается некто BK-201. Неуловимый и смертоносный контрактор — таков главный герой Darker than Black : Kuro no Keiyakusha .

Персонажи

Набор персонажей в Darker than Black прекрасно укомплектован – трудно выделить кого-то одного. Все персонажи находятся на своих местах, и используются для донесения конкретных идей. Лишних персонажей фактически нет. Главный герой, Хэй (переводится как «черный») – это Бэтмен токийского розлива: мрачный парень с загадочным прошлым и отличными боевыми навыками, сражающийся со злодеями, при этом умеющий превращаться в обычного дружелюбного китайского студента с ничем не примечательным именем Ли. При всей своей силе он не выглядит пафосным или измученным жизнью. За таким персонажем интересно наблюдать, и с нетерпением ожидаешь раскрытия подробностей о его прошлом, что с сюжетной точки зрения делается очень даже неплохо. Детали жизни Хэя раскрываются не за один раз, а постепенно, на протяжении всего сезона.

Среди остальных персонажей наиболее интересной мне показалась Инь . На примере Инь в аниме затрагивается вопрос о человеческой сущности. Что делает человека человеком? Мышление? Душа? Поступки? Можно ли куклу, наделенную мышлением, но лишенную эмоций, назвать человеком? Вопрос, с которым человечеству только предстоит столкнуться, но ведь ничто не мешает нам порассуждать о нем уже сейчас, не так ли? Рано или поздно технологии достигнут того уровня, когда гуманоидного робота уже невозможно будет отличить от человека, и тогда встанет вопрос о этике в отношении роботов. Можно ли считать убийцей человека, уничтожившего гуманоидного робота? А что, если этот робот будет обладать эмоциями и сможет испытывать чувство боли? Всё не так просто, как выглядит на первый взгляд… Ну ладно, то было лирическое отступление. Лучше всего Инь раскрывается не в первом сезоне, а в четырех OVA-эпизодах, хронологически показывающих события между первым и вторым сезонами — обязательно с ними ознакомьтесь. Помимо Инь я бы отметил еще одну девушку — инспектора , которая позволяет взглянуть на проблему отношений между контракторами и обычными людьми с необычной точки зрения, что очень важно для полноценного раскрытия сюжета.

Сюжет

Сюжетная линия Darker than Black целиком состоит из двухсерийных арок, посвященных приключениям Хэя и его команды. Оправдалось ли такое сюжетное построение? Я считаю, что да. — это один из тех редких случаев, когда к сюжетной части у меня нет никаких претензий. На протяжении всего сериала поддерживается высокое качество рассказываемых историй, без каких-либо взлетов и падений. Отсутствие падений можно объяснить тем, что написанный сценарий не отличается сложностью и излишней глубиной, и поэтому накосячить в нем было не так уж просто, особенно если учесть, что никто не загонял сценаристов во временные рамки (двадцать пять серий — это немало). Правильный ли это подход? Кто знает… Лично я предпочту наблюдать за равномерным по насыщенности сюжетом, нежели за постоянными взлетами и падениями, когда ты десять минут скучаешь за просмотром бесполезной болтовни, только ради того, чтобы затем получить минуту кульминации.

Студия Bones уже давно выработала особый стиль повествования, которого старается придерживаться в большинстве своих творений. Разумеется, Darker than Black не стало исключением. Стиль заключается в том, что, несмотря на общую серьезность и мрачность повествования, в него ненавязчиво внедряются элементы, слегка разряжающие обстановку. Это могут быть как персонажи, добавленные исключительно в комедийный целях, так и какие-либо смешные сцены или даже серии. За примерами далеко ходить не надо: в это нелепости вроде написания в туалетах своего мобильного телефона, совершаемые Ято, которые соседствуют с рассуждениями о жизни и смерти; в — постоянные перепалки между Эдвардом, Уинри и Альфонсом, соседствующие с одной из самых глубоких философий, что мне встречались в аниме; и, наконец, в Darker than Black — серии, в которых главными героями являются частный детектив и его юная помощница, или набор мелочей вроде обжорства Хэя, соседствующие с рассуждениями о меньшинствах, обладающих сверхсилами.

Уверен, что кто-то сейчас скривится и скажет: «Но ведь из-за таких глупых моментов страдает атмосфера напряженности!» Пусть в этих словах и есть смысл, но я с ними не соглашусь. Напротив, именно благодаря комедийным моментам психологические и драматичные сцены, показанные после, имеют столь сильный эффект. Во-первых, за счет того, что комедийные моменты делают персонажей ближе , и впоследствии зритель сопереживает им сильнее. Чем сильнее человек смеется сначала, тем сильнее он будет сопереживать персонажам в конце. Во-вторых, постоянное наблюдение за драмой и психологией сильно изматывает — вряд ли кому-то захочется пребывать в постоянном напряжении на протяжении двадцати пяти серий (а это, ни много ни мало, более восьми часов реального времени), и комедия позволяет слегка восполнить эмоциональные ресурсы . Так что стиль, используемый студией Bones, я считаю более чем оправданным, что уже было на деле неоднократно доказано.

Даже несмотря на некоторую поверхностность сюжета, в нем затрагиваются несколько очень интересных вопросов. В первую очередь, это отношения между социальными меньшинствами, наделенными преимуществами, и обычными людьми. Проблема не нова, и затрагивалась во множестве книг и фильмов (за примером далеко ходить не надо – возьмите последние фильмы Marvel, отношения гулей и людей в или отношения магов и обычных людей в Аватар: Легенда о Корре ), однако актуальности своей не теряет, ведь однозначного ответа не существует. Как должны регулироваться такие отношения? Кто должен идти на компромисс? Если одна из сторон начнет пользоваться преимуществами (обычные люди – количеством, контракторы – суперсилами) при навязывании условий, может назреть конфликт, в котором пострадают невинные люди. Darker than Black показывает, что будет, если меньшинство и большинство не сможет (или не хочет) прийти к согласию. Еще один интересный вопрос, затрагиваемый в последних сериях сезона, звучит так: «Стоит ли жертвовать меньшинством, чтобы спасти большинство?» . Можно ли прикрываться благими намерениями, когда даешь согласие на убийство десятков тысяч человек, среди которых много ни в чем не повинных людей, ради спасения миллионов других жизней? Вновь вопрос, на который не так-то просто найти ответ.

Рисовка

В качестве сильных сторон рисовки я бы выделил дизайн персонажей и реализацию сражений . Персонажи выглядят оригинально — чего стоит одна темнокожая женщина-агент с голубыми волосами и шубой на плечах. В Darker than Black не встретишь двух похожих персонажей, благодаря чему все они легко запоминаются. Говоря же про сражения, хочется отметить то, что художники не перегрузили их визуальными эффектами, благодаря чему максимум внимания уделяется способностям контракторов. Очень жаль, что в Darker than Black не так уж много боевых сцен и экшна. Из слабых сторон рисовки можно выделить простоватые фоновые изображения и отсутствие нестандартных ракурсов. Из-за этого картинка порой выглядит серой и неживой. Впрочем, преимущества рисовки довлеют над недостатками -студия Bones потрудилась на славу. Для 2007 года рисовка очень хороша.

Музыка

Первый опенинг Howling в исполнении Abingdon Boys School уже давно входит в мою коллекцию лучших опенингов. Мощнейший гитарный рифф в лучших традициях группы Metallica просто неподражаем, его даже не самый выразительный вокал не испортил. Второй опенинг Kakusei Heroism ~ The Hero without a Name ~ в исполнении An Cafe тоже крут и динамичен, пускай и звучит не так мощно, как первый. Первый эндинг Tsuki Akari в исполнении Rie Fu ничем не примечателен, хотя женский вокал в нем неплох. Второй эндинг Dreams в исполнении HIGH and MIGHTY COLOR получился так себе. Фоновая музыка сильно варьируется: на смену мощному року приходит то изящный джаз, то блюз, то простые инструментальные композиции. С передачей требуемого настроения музыка справляется, и это главное.

Оценки

Персонажи – 8.5. Качественные главные герои. Множество оригинальных второстепенных персонажей, добавляющих разнообразия и глубины.

Сюжет – 9.0. На редкость ровный сюжет, в котором практически нет взлетов и падений.

Рисовка – 8.5. Очень достойная для своего времени рисовка. Особенно хорошо удался дизайн персонажей.

Музыка – 8.0. Прекрасные опенинги, обычные эндинги. Фоновая музыка приятно удивляет разнообразием стилей.


Заключение

Darker than Black представляет собой тот редкий случай, когда в аниме очень трудно найти недостатки. Да, оно не может похвастаться сверхяркими персонажами или замысловатым многоуровневым сюжетом, однако средний уровень каждой составляющей находится на очень высоком уровне. Динамичный, разнообразный, пускай и простой сюжет – есть. Интересная проблематика – есть. Оригинальные и грамотно используемые персонажи – есть. Качественная рисовка и музыка – есть. И, что самое главное, в аниме использована классическая для студии Bones атмосфера напряженности, время от времени разбавляемая комедийными вставками. Лично мне Darker than Black подарило массу удовольствия. Разве не ради этого мы смотрим аниме?

8.5/10

Rudean, special for сайт

P . S . У меня есть привычка: когда я смотрю аниме, то всегда стараюсь обращать внимание на русские и английские надписи, использованные в нем. То могут быть вывески на улицах, документы или подписи под фотографиями. В Darker than Black, видимо, сценаристы ограничились программным переводом. Просто взгляните.

Вконтакте

Обзор аниме Darker than Black: Kuro no Keiyakusha («Темнее черного») was last modified: Сентябрь 9th, 2018 by Rudean

Аниме «Темнее Чёрного» вызвало неоднозначные впечатления, поскольку концовка осталась непонятной и не раскрытой. Кроме того, второй сезон намного хуже первого: главный герой уже не наш любимый Хэй (тут показывают с другой стороны), появилось много новых персонажей, некоторые не раскрыты, да и двенадцати серий не хватает, чтобы сохранить темп предыдущего сезона. Но аниме это есть, и оно хорошее. Интересное и интригующее. Но осталось много вопросов, которые касаются его концовки.

Итак, начнём.

Кто такая Идзанами?

Чтобы понять кто же такая Идзанами, лучше всего смотреть четыре OVA, которые вышли в 2010 году, после второго сезона. В них можно найти много ответов на вопросы, которые нас интересуют. Во-первых, Идзанами - не Инь. А лишь дух, который высвободился в теле Инь.

Вы, конечно, спросите, почему же Инь, а не любая другая кукла? Потому что Инь эволюционировала намного быстрее других кукол. В аниме говорится, что куклы, как и контракторы (после событий первого сезона), начали эволюционировать, то есть становиться умнее, способнее, начали чувствовать. Поэтому, например, многие контракторы совершали самоубийства, чувствуя вину за то, что натворили.

Инь эволюционировала быстрее, потому что рядом был Хэй, к которому испытывала романтические чувства. Она полюбила Хэя. В последней серии OVA видим двух Инь: одна в чёрном, другая в белом. Та, что в чёрном - олицетворение Идзанами. Та, что в белом - Инь. Это тесно связано с японской мифологией.

«Идзанами сильно рассердилась на Идзанаги и послала за ним вдогонку восемь уродливых женщин страны Ёми. Он, обнажив меч Амэ, но Охабари, бежал от них. В один момент он бросил на бегу головную повязку, и когда она превратилась в гроздь винограда восемь уродливых женщин остановились и стали его поедать. Тогда Идзанами сама бросилась в погоню за Идзанаги. Однако к тому времени Идзанаги уже достиг границы между страной Ёми и остальным миром и загородил проход между ними большой скалой. В тот момент он почувствовал присутствие Идзанами по другую сторону скалы и предложил ей расторгнуть их союз. Идзанами ответила, что в таком случае она будет убивать по тысяче людей за один день, но Идзанаги ответил ей тем, что готов возводить в день тысячу пятьсот домиков для рожениц» [Википедия].

Из этого выплывает второй вопрос.

Кто такой Идзанаги?

На форумах смотревшие аниме разделяются во мнениях. Одни считают, что Идзанаги - Сион. Другие говорят, что это Хэй. Но кто же на самом деле Идзанаги?

Начнём с того, что в последней серии OVA Инь разговаривает с силуэтом, который спрашивает, где он? И Инь отвечает, что он внутри неё - Инь. Следовательно можем ли сделать вывод, что это свечение и есть Идзанаги? Наверное, можем. Когда Инь соберёт необходимое количество душ контракторов, тогда это свечение приобретёт форму. Инь поможет обрести форму, взамен оно исполнит желание Инь, но пока что рано это делать, ведь Инь ждёт Хэя. Однако мы можем также считать, что-то свечение и есть Идзанами, которая ещё не приобрела форму, поскольку Инь не собрала достаточное количество душ. «Идзанами ответила, что в таком случае она будет убивать по тысяче людей за один день, но Идзанаги ответил ей тем, что готов возводить в день тысячу пятьсот домиков для рожениц» [Википедия].

Теперь давайте поговорим о том, является ли Идзанаги Хэем или Сионом. Было сказано, что если они встретятся, то начнётся конец света человечества или что-то такое. В общем, откроются Врата Ада, возможно, произойдёт что-то подобное, как в Южной Америке (можем ли мы сделать вывод, что тогда тоже пробудилась Идзанами, но в теле сестры Хэя Пай? Поэтому Пай и умерла, а силы свои передала Хэю). Так вот, в 12 серии второго сезона где-то на 13 минуте Мадам говорит о том, что двое встретились - Идзанами и Идзанаги. Как мы понимаем, это встретились Инь и Сион, который куда-то исчез от Суо. Ведь Хэй в то время ещё не был рядом с Инь. Он пришёл чуть позже. Поэтому можем утверждать, что Сион - Идзанаги. Их встреча открыла Врата Ада.

В последствие этой встречи была создана копия Земли, куда отправили мёртвых контракторов (например Суо, Июль и другие там есть) для того, чтобы она была постоянной, использовали метеорит, который носила Суо в виде кулона. Он сохранял воспоминания, потому что она тоже копия, созданная братом. И опять обращаемся к легенде про Идзанами и Идзанаги.

«Идзанаги со своей супругой Идзанами стояли на небесном парящем мосту и смотрели вниз, спрашивая друг друга, есть ли земли под ними. Чтобы выяснить это, боги опустили сделанное из драгоценного камня копьё и обнаружили океан. Когда они приподняли копьё, вода, которая стекала с него, затвердела и превратилась в остров Оногородзима (сам собой застывший остров).» [Википедия].

Остался ли Хэй жив?

Хэй не умер. Он остался жив и даже вернул себе способности контрактора, поскольку в небе снова зажглась его звезда. Каким образом он их вернул? Неизвестно. Но чуть дальше напишу, что думаю по этому поводу.

Есть два варианта: либо Хэй остался на нашей Земле, либо ушёл в другое измерение, типа ненастоящей Земли, но для контракторов и кукол. Первый вариант подтверждается тем, что звезда горит в небе на планете, где происходят события аниме, то есть и Хэй где-то здесь. Но в конце аниме две девочки-близняшки, медиумы сказали, что Врата Ада открыты. «Пошли посмотрим, пошли посмотрим», - сказали они и их духи куда-то исчезли. Возможно, что они ушли в тот мир, который создали после встречи Идзанами и Идзанаги, а вход в него - Врата Ада, куда попадают только контракторы, куклы, медиумы. Возможно, что Хэй там вместе с Инь.

Жива ли Инь?

В последней серии на последних минутах видим, как Хэй несёт тело Инь на руках. Не показано, что это за измерение, куда он идёт, и не показано, что с Инь случилось. Видим только спину Хэя, бездыханное тело Инь (которое может быть живым или мёртвым - неизвестно). Мы выдвигаем два варианта развития событий. Первый - Хэй убил Инь, а на руках несёт её мертвое тело. Таким образом объясняем, почему с миром ничего не произошло, ведь Хэй убил Инь. Но нам не показали, что он реально её убил, да и вряд ли бы смог. Когда Инь просила об этом в последней серии, то Хэй лишь улыбнулся. Значит, что он знал, как вернуть Инь, не убивая. К тому же, если бы Хэй убил Инь, то ничто бы не родилось (как было сказано в предсказание), а в последней серии видим, что кто-то похожий на Инь вылез с гроба.

Поэтому больше склонна к тому, что Хэй не убил Инь. Она жива, просто без сознания, после разделения с Идзанами. Как мы видим, Хэй на руках несёт обнажённое тело Инь, не то, что в чёрном одеянии, не то, что в белом. И волосы у неё не светятся, значит, то настоящая Инь, тело которой лежало в том контейнере. К тому же в аниме было сказано, что из-за открытия Врат открываются миры, видимо, Хэй вместе с Инь ушёл в один из них.

Как Хэй мог спасти Инь?

Мы слышали, что внутри врат Идзанами исполняет желание. Полицейская тоже хотела загадать, но не успела. Так, может, Хэй загадал желание? Например, желание Инь, чтобы он вернул себе силы контрактора, и его звезда зажглась в небе вновь, ведь мы знаем, что свечение в конце OVA обещало исполнить желание Инь. А потом Хэй тоже загадал. Например, чтобы Идзанами покинула тело Инь, или что-то типа «Я хочу быть с Инь всегда». Вот они и остались вместе. Но Мао говорил, что придётся что-то отдать за своё желание, что же тогда отдали Инь или Хэй?

Кто же вылез из гроба?

Полагаю, что это то свечение, с которым разговаривала Инь. Возможно, что это Идзанами. Поскольку Хэй не убил Инь, то пророчество свершилось, поэтому родилось нечто, что изменит жизнь (как контракторов, так и людей). Вероятно, что внутри гроба Идзанами, потому что она забрала души контракторов, что были рядом. А такое может делать именно Идзанами.

А то, что она родилась, говорит ещё раз о том, что Хэй не убил Инь.

Как-то так. Надеюсь, что понравилось и что эта статья помогла разобраться в концовке «Темнее Чёрного».

Человек узнаёт, что такое настоящее одиночество, не когда он один в комнате. А когда в комнате полно людей, и кто-то из них - предатель.

Заключают контракты. Вместо мостов строят Стены. И кто-то украл луну и небеса, заменив их фальшивыми звёздами. Так светят с небес теперь боги этого мира. А когда звёзды падают, совсем не хочется загадывать желание. Ведь, желание, загаданное под смерть бойца, скорей всего окажется мрачным.

К слову, нет смысла задумываться над тем, почему этому сериалу одновременно хочется приделать ярлычок «нуар», и одновременно нет. На самом деле «Темнее чёрного» по существу вбирает в себя почти всё жанровое разнообразие последних лет, и естественно ни с чем в отдельности не справляется. Штампы набухают. Поэтому и хочется назвать его самой громкой бессмыслицей за всё это время. Однако когда в голове мерцает знакомое слово «нуар», этот недостаток сразу меркнет во тьме. В том мире, где балом правят красивые и коварные женщины, где герой сливается с антигероем, а опасность тривиально прячется в тени, существует всё – и ирония, и романтика, и экшн, и детектив, и драма, и психоделика – и одновременно ничего этого нет. Нуар, как материя. Цветовая гамма – звёздное свечение, отражаемое в глади озера.

Нелепо, конечно, но крайне интересно, что молодой Ли Шень Шунь, студент по обмену – самый обычный на вид парень. Робкий, неуверенный, подрабатывающий, где только может. Все его просто обожают, и не только за выдающуюся линию ключиц, но и за мягкий характер. Вот только всё это – маска. Как только от него отворачиваются взгляды, краски вновь стекают с лица. Потому что на самом деле он – Чёрный Бог Смерти, как его прозвали легавые. И без сверхспособностей он опасней многих заключивших контракт, но со сверхъестественной силой он страшен вдвойне. Ночью он надевает белую маску со зловещей улыбкой и уничтожает таких же контрактников, как и он сам в городе рядом с Вратами Ада – почти Зоной Стругацких… нет, Зоной Тарковского… К слову улыбающаяся белая маска всё же напоминает немного революционера V, но больше ничего их не роднит.

Сейчас даже можно и не пытаться обнаружить нуар в чистом виде, в какой бы то ни было форме. Нуар крайне устарел с момента, когда послевоенная экономика стабилизировалась и американскому народу вернулась вера в светлое будущее. И вот он результат поиска новых днищ потенциала данного жанра: Бегущий по лезвию, Старикам тут не место и Город Грехов. К слову у «Темнее чёрного» ещё меньше общего с нуаром, чем у вышеупомянутых лент.

И если в тёмной комнате и скрывается чёрный кот, Тэнсай Окамура явно не хочет включать свет и проверять. С удивительным энтузиазмом он наполняет свой сериал нуаровским подозрением, легендами и роковой лиричностью. Он загадывает загадки, но вовсе не просит у зрителей находить на них собственные ответы. Загадки так и остаются риторическими. Но чертовски очаровательными. Как заключить Контракт? Что будет, если не платить цену? Что есть на самом деле Врата? И почему нужна Стена? И слишком много уж об этом сказано, чтобы считать это лишь метафоричными символами.

Одно Тэнсаю удалось определённо – это сожаление. Японцы вообще доказали, что не умеют сожалеть правильно. Это чувство выливается либо в заоблачно пафосные речи и пейзажи с душещипательной мелодией, либо в чёрное, циничное немое скольжение камеры. А в «Темнее чёрного», являющимся, по сути, сборником новелл, длиной в две серии каждая, оно самое натуральное, каноническое, даже в чём-то американское.

Да будь оно неладно, это сожаление, здесь есть та же самая философская Зона, которую когда-то выжал из Стругацких Тарковский. Стоит только преодолеть огромную Стену, и там, на пустых улицах, контракторы ищут ответы на вопросы, которые сами себе задают. Умирают в одиночестве. Спасают друг друга. Убивают друг друга. И снова ищут ответы.

Контракторы, они же, как говорят источники, уже не люди. Они подавили в себе эмоции, стали лживыми чудовищами, которые ценят свою жизнь выше всего. Куклы – медиумы, у которых уничтожили личность, и оставили лишь важную для существования информацию. Но вот в чём ирония – кажется, со временем они быстрей смогут стать людьми, чем сами люди. Редкие проблески их человечности ценней самых сильных слов мастеров. А их плата за силу добавляет им человеческих красок и делает из них философов. Они не знают, для чего порой курят, или раскладывают камешки, или загибают уголки всех странниц в книге. Со стороны это так похоже на те бессмысленные привычки, что так свойственны настоящим живым людям.

Об этом и разговор. Ли (Хэй, Чёрный Бог Смерти, BK-201) через чур человечен даже со своим вечно скучающим лицом. Через чур человечна Инь, кукла с отсутствующим взглядом лиловых глаз. Да даже чёрная кошка, и та человечна. К слову, как же ещё в таком случае разделить людей от нелюдей? Ведь свет падает одинаково на всех, и под дождём все мокнут одновременно быстро. Любые сравнения кажутся искусственными и надуманными.

Однако нуар – он такой. Он не открывает героям пути спасения. Не делит героев на добро и зло. Он вытягивает глупцов из толпы, чтобы швырнуть их обратно во тьму. Добро пожаловать под дождь и меланхолию. Одиночество и воровство. Роковые встречи и предательства. Тут даже не к месту пародийный персонаж раскрывает тайны бытия и будущего, а самые горькие разочарования оборачиваются ещё более горьким обманом. И излишняя лиричность превращает поступки в эхо других поступков, заставляя глаза невольно удивляться собственной проницательности. Оно всё похоже на мишуру, обвешанную вокруг неприметных и неинтересных на первый взгляд вещей. Тут уже в чём-то тихо подхныкивает синкаевская страсть быть одиноким – и из общей массы, из диалогов и действий, начинают тихо выделяться горшки, телескопы, углы комнат. Это n-ое потайное дно кажется совершенно разворачивает романтику грустных и неторопливых противостояний чудищ с людьми и чудищ с чудищами, опять же превращая её в нестройное и забитое, но от того такое идеальное, сожаление. Сожаление, что страшней самой дикой ненависти. Сожаление, что грустней самого пустого желания. Мрачней самых мрачных мыслей. Темнее чёрного.

Блюз темной стороны

10 лет назад мир изменился. Некоторые из людей стали контракторами, заключив договор с неизвестной силой и приобретя различные способности. Помимо этого появились медиумы - люди (куклы) больше похожие на “овощи”, лишенные личности и памяти. Именно так начинается аниме темнее черного.

В Токио появляется паранормальная зона, названная «Вратами Ада», которую обнесли стеной. Спецслужбы начинают охотится за контракторами, либо привлекая их к себе, либо убивая их.

Хей - главный герой, контрактор по прозвищу «Черный жнец» со способностью управлять электричеством, работает на некую организацию, выполняя различные задания и постоянно сталкиваясь с его прошлым. В его команде безэмоциональная девушка-кукла Инь, бывший полицейский Хуан и говорящий кот Мао.

Аниме Darker than black (темнее черного) представляет собой на редкость интересную смесь фантастики, боевика, детектива и нуара с хорошо продуманной вселенной, немного отличающейся от нашей.

В последнее время нередко встречается тема про человека, наделенного невероятными способностями, будь то фильмы, сериалы или аниме. Однако, в «Darker thab black» контракторы нечто вроде хладнокровных, расчетливых ублюдков, главной целью которых является самосохранение. Понятие совести и морали становится чем-то далеким и забытым, а на первое место выходит “Все для себя”. Из-за притупленных чувств, такие сверхлюди становятся идеальным оружием для убийства, готовыми выполнить любой приказ.

Однако за все нужно платить, даже во вселенной «Darker than black». За использование своих способностей каждый контрактор платит особую цену. Для кого-то это безобидное поедание яиц, выкладывание камушков, а для кого-то это ломание пальцев на собственной руке. При этом плата является скорее психологической зависимостью, нежели физической.

Хей же уникален. Он не платит никакую цену, является самым иррациональным контрактором, отличающимся нетипичным поведением от других, у которых собственная жизнь превыше всего. Так живя днем жизнью обычного переведенного студента, а ночью превращаясь в черного бога смерти, Хей словно мечется между миром людей и миром контракторов, не позволяя превратиться в полностью бездушного убийцу.

Если можно было бы описать сериал в двух словах, то это серые будни похождения главного героя в компании девушки-куклы, говорящего кота и человека старой закалки из той же песочницы что и вся братия. При этом особенностью сериала является деление каждой мини-повести по две серии на каждую историю, которые практически ничем не связаны.

В независимости от того, что козырем «Darker than black» является фантастический антураж, превосходная графика, просто великолепная динамика боев, на первый план выходят сами герои, их чувства и прошлое. Все подчиняется закону блюза: неспешное повествование, мрачный город и такие же мрачные герои. Кого-то такое положение дел совершенно не устроит, заставив прекратить просмотр сего творения уже после пары серий, однако посоветуем быть более лояльными, ибо «Темнее черного» творение редкое и отнюдь не плохое.