Аниме ты хозяйка я слуга. Сериал Ты - хозяин, я - слуга — They Are My Noble Masters (2008)

ДАРИОН, Гринворт

1. Пожертвования для храма. Арон Демион поручил доставить средства, собранные на пожертвования прихожан, в Храм Усопших Душ. Храм находится на западе в Моршанских Топях, прямо у входа на кладбище.
Награда: руны, опыт.

2. Упавший дирижабль. Техник Трегум просит разыскать дирижабль, упавший где-то в восточной провинции Дариона, Арлании и отыскать среди его обломков Черный Ящик.
Тропа к упавшему дирижаблю чуть западнее прохода к Крейстонским шахтам. Награда: золото, опыт.

3. Очистить огород. Молочница Вильма просит уничтожить терний, пробравшихся в ее огород. Награда: опыт, ростки тернии.

4. Нашествие терний. Выдает деревенский староста. Разыскать Гигантскую Тернию, пугающую жителей деревни. Терния обитает неподалеку от озера. Нелинейный. Награда: золото, опыт. При мирном решении задания у Тернии открывается торговая точка.

5. Укушенный охотник. Охотник по прозвищу Меткий Трей был укушен оборотнем, и через пару дней превратится в монстра. Однако если удастся принести немного крови укусившего его чудовища, то охотник сможет приготовить себе противоядие. Найти в лесу пещеру, где прячется оборотень, и убить его. Награда: золото, опыт; открывается магазин у охотника. Но если задержаться с добычей крови на пару дней, то охотник станет оборотнем, откроется уже другой магазин, награды не будет, а квест будет считаться проваленым.

6. Сбежавший медведь. У смотрителя зверинца сбежало животное редкого вида - белый медведь. Надо найти зверя и привести назад в зверинец. Зверь шастает севернее зверинца у входа в пещеру. Награда: золото, опыт.

7. Говорящий камень.
Говорящий камень в лесу утверждает, что он не до конца зачарован учениками Школы Волшебства. Узнать в Школе Волшебства, как помочь говорящему камню. Награда: опыт. На месте камня появляется алтарь.

8. Квоты для рыбаков. Рыбак Китано жалуется, что в последнее время развелось много хищной рыбы, которая представляет опасность для рыболовов. Нужно попросить короля об отмене квот на ловлю рыбы. Награда: золото, опыт.

9. Рыбацкие снасти. Рыбак Китано просит отыскать Безбородого Джо, забравшего его снасти, и "уговорить" отдать их. Появляется после выполнения квеста «Квоты для рыбаков». Награда: золото, опыт.

10. Проблемы на мельнице. Староста Эвтид просит выяснить, почему мельник Боб Бакер остановил мельницу. Усмирение предмета. Награда: золото, опыт. При выборе верного варианта заклинания с первого раза бонус Интеллект +1.

11. Подруга атамана Хека. Мельник Боб Бакер продал бандитам зачарованное кольцо, а их атаман Хек подарил эту покупку своей девушке Рине. Теперь она превращена в нежить. Нужно попробовать расколдовать девушку. Появляется в процессе выполнения квеста «Проблемы на мельнице». До жилища Хека можно добраться по тропе, проложенной западнее замка, либо на лодке, двигаясь вдоль берега на запад. Награда: золото, опыт. Возможность жениться на Рине.

12. Потерянные свитки. Маг Шивариус, из Дарионской Школы Волшебства, попросил принести ему "Летописи Потерянного города", которые должны быть у ведьмы Чвахи, живущей в Моршанских Топях, на болоте. Склеп с летописями находится неподалеку от замка Кармаг. Использование полученных летописей дает свиток с заклинанием «Зов некроманта». Награда: золото, опыт.

13. Редкие животные. Чародей Шивариус из Дарионской Школы Волшебства попросил отыскать для него несколько редких животных. Требуется найти: 1) 30 Озерных Дракончиков. 2) 10 Королевских Змей. 3) 1 Циклоп. Награда: свитки, опыт; в процессе выполнения частично компенсируют стоимость.

14. Разведение злобоглазов. Стефан Холл, смотритель зверинца, раздобыл несколько злобоглазов, и теперь хочет знать, как они размножаются. Он просит выяснить это у старого Арчона, живущего в глубине Верлонского Леса. Появляется после выполнения квеста «Сбежавший медведь». Арчон живет в домике к востоку от сухопутного входа в локацию. Награда: золото, опыт.

15. Штурм Крейстона. Выдает король Марк Леонар. Взять штурмом замок Крейстон, где засела армия барона Ахея. Замок находится в Крейстонских шахтах. Награда: золото, опыт.

Магические кристаллы за крылья дракончиков. Мария, живущая в деревне близ столицы, делает из крыльев дракончиков оконные заслонки и предлагает обмен. Награда: 1 магический кристалл за 3 крылышка дракончиков.

Рыцарский турнир. Проводится в Рыцарском Храме, выдает Сэр Ричард. Всего в турнире 5 боев. Награда: руны силы, за финальный бой предмет.

ДАРИОН, Арлания

1. Карл и Марта. Помочь Карлу в любовных делах, разыскать Марту в Моршанских топях. Награда: золото или свитки, опыт, предмет от Марты ли Гонда.

2. Зачарованная любовь. Граф Аргус просит принести ему с болота лягушку, чтобы он мог превратить ее в принцессу. Сходить в Моршанские топи и найти там лягушку. Награда: золото, опыт.

3. Груз шкипера Гека. Шкипер Гек рассказывает, что совершая рейс из Верлонского леса в Арланию, его корабль попал в бурю. Часть груза при этом смыло за борт. Надо найти пропавшее. Шкипер Гек стоит на восточном берегу Арлании. Возможность бесплатно заполучить лодку. Награда: золото.

4. Трактир «Зуб Дракона». Трактирщик Дрин просит принести ему Клык Дракона, чтобы он мог переименовать свою таверну. Он просит сходить к доброму Дракону Драхху и договориться насчет клыка. После выполнения этого несложного квеста весьма улучшается ассортимент в трактире. Награда: золото, опыт.

5. Архимаг Резо. У Архимага Резо взбунтовался магический посох. Надо подняться на верхний этаж башни и усмирить непокорную вещь. Квест достаточно сложный. Награда: золото, опыт. Посох в награду архимаг не выдает!

6. Магический полигон. На Магическом Полигоне проходят испытания Боевые Маги. Чтобы открыть выход, надо добраться до всех трех алтарей и активировать их. Награда: золото, свитки, руны, опыт.

7. Корона Грифонов. Король Грифонов Харл просит найти и вернуть похищенную корону грифонов. Он подозревает Губернатора Свободных Островов, Скотта Томпсона. Взятие замка. Награда: золото, опыт. Двойное вознаграждение. После выполнения у короля Харла можно покупать грифонов.

8. Портрет короля Грифонов.
Король грифонов Харл попросил сходить к художнику Алекс Артисту, который живет на восточном побережье острова, и забрать у него Королевский Портрет. Награда: золото, опыт.

9. Спасение Артридиса.
Грифон рассказал грустную историю о краже своего фамильного яйца пауками. Просит помощи. Освободить гнездо грифона и сходить в пещеру за украденным яйцом. Награда: золото, опыт.

ДАРИОН, Верлонский лес

1. Пакт о ненападении. Наместник Верлонского Леса, Маркиз Конту, просит разыскать вождя вырваров и подписать с ним мирный договор. Шатер варваров находится на побережье. Награда: золото, опыт.

2. Новый пакт о ненападении.
Маркиз Конту хочет заключить с варварами еще один договор. На сей раз еще более выгодный для Маркиза. Для получения награды за задание необходимо сразиться с варварами. Награда: золото, опыт. Однако автор советует не спешить и почитать о неотмечаемом квесте "Голова Канатоса" в Восточных островах.

3. Окаменевшая деревня. Жители Верлонской деревни почему-то окаменели. Единственный живой пастушонок просит помочь, найти друида Корбана, живущего где-то в Верлонском лесу, и рассказать ему о случившемся. Усмирение предмета. Награда: от друида - золото, опыт или свитки.

4. Бедный Илик. Крестьянин Питер хочет вернуть своего сына, следы которого ведут в пещеру. Награда: золото или свиток, опыт.

5. Месть призрака Гострима. Призрак Гострим рассказывает о вероломном советнике, который убил его, захватил замок и женился на вдове. Надо убить предателя: Барона Норжа. Награда: золото, опыт.

6. Убрать Призрака.
Барон Норж хочет убрать своего давнего врага, надоедливого призрака Гострима. Награда: золото, опыт. Квесты «Месть призрака Гострима» и «Убрать призрака» - взаимоисключающие друг друга.

7. Сердце дракона. Дракон Аттах просит вернуть его возлюбленную Гелену, и в знак искренности своих намерений передает амулет с Сердцем Дракона. Нужно передать амулет Гелене, хозяйке замка Гефен, и уговорить ее вернуться к любящему дракону. Награда: золото, опыт.

8. Птица Говорун.
У старого Арчона улетела любимая птица по имени Говорун. Старик просит вернуть ее. Награда: золото, опыт.

9. Тайна заброшенного замка.
Открывает замок Сэр Ричард Хармон. Разыскать королевские сокровища, спрятанные за портретом сэра Редклифа. Награда: золото - выдает король Марк.

10. Безголовый скелет. Найти в подземелье какую-нибудь голову и пришпандорить ее к скелету. Скелет обитает в заброшенном замке. Награда: тайник со знаменем, сундучком. Арена Судного Дня. Проводится в Магической Академии. Награда: золото, опыт. Арена такая же, как при укрощении предметов.

Испытание Воли.
Проводится в Школе Волшебства, выдает Чародей Шивариус. Награда: руны магии. Условие для прохождения лидерство не менее 1000.

ДАРИОН, Моршанские топи

1. Освящение склепов. Яростный Паладин просит освятить склепы на кладбище. Нужно зайти в каждый склеп, прикоснуться к распятию и произнести молитву. Всего 5 склепов, 6 распятий (один из склепов двойной). Награда: золото, опыт.

2. Проклятое кладбище.
Яростный Паладин просит выяснить в Рыцарском Храме, как навсегда очистить кладбище от оживших мертвецов. Нелинейный. Награда: золото, опыт.

3. Эликсир дрянной вони. Старая Чваха хочет выгнать с болота гнома Форитопа. Она предлагает подлить ему специальный эликсир Дрянной Вони. Награда: золото, свиток, опыт.

4. Барахло с кладбища. Гном, Сэр Форитоп, просит разыскать на кладбище своего помощника, зомби по имени Норик и забрать у того сумку с какими-то ингредиентами. Появляется после выполнения задания из квеста «Эликсир дрянной вони». Награда: золото, опыт + сразу или потом можно убить зомбика и забрать у него рандомно выпадающий предмет.

5. Сломить Багабу. Старший из братьев-лякушей, Хлюба, хочет, чтобы мы водрузили его знамя над замком среднего брата, Багабы. Взятие замка; гарнизон и товары в замке остаются на месте. Награда: золото, опыт.

6. Порабощение Трягиса. Багаба хочет, чтобы его младший брат Трягис стал его подданным и просит водрузить его флаг над домом Трягиса. Трягис живет в домике позади таверны, сразу возле входа в локацию. Во избежание проблем со сдачей квеста его нужно сдать до выполнения квеста «жалоба Трягиса». Награда: золото, опыт.

7. Жалоба Трягиса. Лякуш Трягис просит защиты старшего брата Хлюбы, чтобы тот поставил Багабу на место. Награда: золото, опыт; появляется магазинчик у Трягиса.

8. Долг Грязного Бутори. Багаба попросил убрать должника, разбойника Грязного Бутори, который промышляет грабежом где-то неподалеку. Появляется после выполнения квеста «Порабощение Трягиса». Разбойник находится недалеко от жилища Яростного Паладина. Награда: золото, опыт.

9. Спасение лягушек. Принцесса-Лягушка Феанора просит вызволить всех ее подруг из рук графа Аргуса, замок которого находится на востоке Дариона, в Арлании. В награду предлагает самое ценное, что у нее есть. Награда: возможность жениться на Феаноре.

10. Проклятое дитя. Монахи из Храма Усопших Душ просят наставить на путь истинный мальчика Энемена, живущего в замке Кармаг. Замок находится на берегу в южной части Моршанских Топей. Награда: золото, опыт. После взятия замка ассортимент в замке меняется.

ОСТРОВА СВОБОДЫ, Западные острова

1. Колючий пес. Губернатор Скотт Томпсон просит разобраться с каким-то пиратом по имени Колючий Пес, который вроде как не соблюдает негласные правила пиратства. Найти и убить Колючего Пса. Награда: предмет, золото.

2. Сводный брат. Разыскать Мано Ривереса, сводного брата Колючего Пса, и убедить его не держать зла на Губернатора. Выдается после выполнения квеста «Колючий Пес». Награда: золото, опыт.

3. Глава семьи Куков.
Старый пират Томас Кук, глава семьи, просит поговорить со всеми его сыновьями и выяснить, кто из них что собой представляет. Затем надо будет выбрать достойного преемника из их числа. Награда новые торговые точки, золото, алмаз на продажу зависит от выбора преемника.

4. Проклятое сокровище.
Разбойник Боб Девис рассказал о кладе, что зарыт в подземелье. Так как связываться с проклятьем клада он не хочет, то просит это сделать за него и дает карту. По карте найти зарытый клад в пещере. Нелинейный. Награда: предмет (Пиратская алебарда) или деньги; есть вариант захапать и то, и другое.

5. Вступление в Береговое братство. Чтобы стать членом Берегового Братства, надо заплатить вступительный взнос или пройти испытание: Проверку на храбрость. Нелинейный. После выполнения открываются торговые точки на территории Братства. В пещере бродит небольшой дружественный отрядик.

6. Освобождение заключенных. Вязкий Текс дал задание освободить одного из членов Берегового Братства, Старого Хрипуна, из тюрьмы. Надо попасть в тюрьму Губернатора. Разыскать в тюрьме Старого Хрипуна и открыть для него выход. При выполнении есть возможность подобрать несколько дружественных отрядов. Награда: золото, свиток, опыт.

7. Пиратские посевы. Шершень вместо оплаты долга просит принести ему какую-то траву, посаженную в тайном месте на Восточных Островах Свободы. Надо найти остров, где будет большой крест и неприметный черепок рядом. Вот на него-то и надо нажать, чтобы попасть в тайное убежище пирата. Появляется при выборе варианта с пиратской реликвией в квесте «Выкуп Скотта Моррисона». Награда: золото, опыт. Сокровища Бартоломью Барта. Ключ к сокровищам продается в магазинчике пирата по имени Девять Рей. По ходу выполнения квеста Бартоломью Барт оказывается на маленьком островке на востоке Восточных Островов. Награда: клад с сокровищами (золото). «Лунный призрак». Информацию, открывающую квест, дает пират по имени Девять Рей. Выполнение временно всплывает корабль, где можно купить войска (нежить) и снаряжение или свитки (рандомно). Маска Молодости. Информацию о предмете (Маске Молодости) дает спасенный из тюрьмы пират Старый Хрипун. Сама Маска находится у дракона в подземелье посольства орков.

Посольство орков Всякий, кто входит в посольство орков в замке Хезерхем, должен сразиться с младшим братом Галдына – Бардыном Орном. Награда: Доступ к магазину войск орков и доступ в подземелье Дракона. Выполняется до сюжетного квеста "Королева Фиолетта", с началом которого Орки спешно покидают острова.

Чужаки в посольстве орков Старый орк Хаббаб рассказал о том, что все орки пешно уехали из посольства, бросив его одного. Хаббаб просит выбить из замка чужаков, захвативших его. Награда: Доступ к магазину войск орков и доступ в подземелье Дракона. Выполняется во время или после сюжетного квеста "Королева Фиолетта".

ОСТРОВА СВОБОДЫ, Восточные острова

1. Выкуп Скотта Моррисона. Скотт Моррисон просит отвезти выкуп за свою жену Рязанку, ее отцу, пирату Голому Шершню. Нелинейный. Награда: руны, золото, опыт.

2. Башмак Титанов. В Музее Титанов обосновались орки. Наглецы забрались внутрь, и теперь там хозяйничают. Титановед Амелий Мидас попросил выдворить Орков из Музея Титанов. Надо убить их предводителя Бдых Хаара. Вход в музей Титанов платный. Награда: золото, опыт.

3. Индульгенция.
Пират Черное Око и его корабль со всей командой - проклят. Днем это обычный корабль, а ночью все становятся призраками - и люди, и корабль. Капитан просит купить для них Индульгенцию, какие продают в Моршанских Топях, в Храме Усопших Душ. Этот квест можно получить только в дневное время. Награда: артефакт «Рубин Анги», опыт.

4. Черная метка. В обмен на пароль для доступа в шахты Счастливчика Джеймса, Рыжебородый попросил передать Черную Метку пирату. Награда: золото, опыт. Если убить Счастливчика до сдачи квеста, задание будет считаться проваленным.

5. Великий Кракен. Пиратка Мирабелла согласна стать женой только самого смелого, отважного и достойного. Для доказательства серьезности намерений она просит уничтожить морское чудовище, Кракена! Поговорить с капитаном Мокропусом, корабль "Скользящий" которого стоит на рейде у северо-западных скал, после чего следовать за "Скользящим" к логову Кракена и не упускать корабль капитана из виду. Второй Монстр Кракен. Награда возможность жениться на Мирабелле.

6. Слеза Титана.
Выполнить последнюю просьбу умирающего капитана Монте Родригеса. Разыскать по карте спрятанное им сокровище и отнести к гномам в Верхний Хадар, в таверну «Каменные Дариллы». Клад может находиться на территории Дариона. Таверна «Каменные Дариллы» находится в Верхнем Хадаре, налево от выхода из Крейстонских шахт. Награда: опыт, свиток "Гейзер".

Голова Канатоса Владелец таверны «Дон Педро» расскажет вам легенду о боге варваров, оторвавшего себе голову, и предложит за эту голову 20000, когда вы ее найдете в лагере варваров неподалеку. Награда: Предмет на продажу или 20000 от владельца таверны. Также голову можно обменять на неплохой щит у вождя варваров в верлонском лесу (если он еще жив).

КОРДАР, Верхный Хадар

1. Ручные гиены. Старейшина Гирам попросил разобраться с домашними гиенами, расплодившимися в деревне. Убить деревенских гиен. Награда: золото, опыт.

2. Холодный Ручей. Ручей в Кордаре боится совсем заледенеть. Он просит отыскать в Эллинии речную фею Диану и попросить у нее незамерзающей волшебной воды. Награда: руны, опыт.

3. Кодовый замок. Старый гном очень надежно запрятал подарок для сына - за дверью с хитрым кодовым замком. А правильную комбинацию рун забыл! Помочь сыну по инструкции открыть кодовый замок. Награда: кристаллы, опыт.

4. Карта Фандора. Хранитель Нейлус удивлен, что есть еще на свете такие же безумные путешественники, как король Фандор. Он попросил достать карту Фандора из Пирамиды. Хранитель рассказал, что эту карту с удовольствием купит любой из правителей Эндории. Награда: Руна духа–5 шт.,
Стоимость карты: *
Король Марк – 250000 монет,
Магистр Тригиус – 9 заклинаний,
Торн Дигор – Мифриловый Щит (+8 защиты),
Фиолетта – по 10 рун каждого типа.

5. Арена Истины. Бой с собственным двойником (2 раза). Армия должна быть укомплектована не менее, чем на 75 % (условие прохождения), а лучше полностью (опыт тех, кто рискнул на это задание). Награда: опыт, золото, руны.

КОРДАР, Нижний Хадар

1. Шахтерские жетоны. Начальник шахт, гном Балдур, просит обойти все шахты Нижнего Хадара и собрать жетоны погибших шахтеров. Собрать можно лишь часть жетонов, остальные берутся в качестве трофея при победах над нейтральными отрядами. Награда: золото, кристаллы.

2. Природный газ. В одном из рукавов шахты погас свет. Гном Драгон Кренос просит зайти вглубь шахты и повернуть вентиль трубы, по которой идет газ, использующийся для освещения. Награда: золото, опыт.

3. Лаборатория 44.
Инспектор Бон Ган попросил разобраться с вырвавшимся на свободу монстром. Найти монстра, который вырвался на свободу из лаборатории. Третий Монстр гигантский Паук. Награда: золото, руны.

4. Пропавшая Герда.
Тадум Рег попросил разыскать его доченьку, Герду, и привести ее домой. Найти Герду, которая пошла в Верхний Хадар, за дровами. Герда находится в пещере циклопов. Награда: золото, опыт; возможность жениться на Герде.

5. Рычажная Шестерня. Один из лифтов на севере Нижнего Хадара сломался. Лифтер Бабур просит принести ему Рычажную Шестерню со склада в деревне Керка, что в южной части шахт. Награда: золото, опыт.

КОРДАР, Таронские шахты

1. Забастовка. Шахтеры из поселения Датрон объявили забастовку и требуют сокращения рабочей недели до 50-часовой по причине войны с демонами. Шахтеры просят отдать петицию королю Торн Дигору. Награда: золото, опыт.

2. Забаррикадировавшиеся! Осада демонов снята, но шахтеры за закрытыми дверьми не спешат разбирать баррикаду. Надо пройти к ним через холодные Арданские Вершины и убедить в том, что опасность миновала. Награда: золото, опыт.

Синтезатор псевдоматерии Умельцы гномов из замка Богаччо создали машину, создающую из золота (за 100000 монет) руны таланта или кристаллы магии, однако цена за единицу постоянно растет по мере получения рун или кристаллов на 100000 монет. Награда: Покупка за золото рун таланта и кристаллов магии.

КОРДАР, Арданские вершины

1. Спиритический сеанс. Гном Ждак очень хочет узнать, где его почившая женушка, Толстая Гармаха, спрятала деньги. Он просит найти некроманта Баддыха и провести с ним спиритический сеанс, вызвав дух жены. Некромант живет где-то наверху, на западе Арданских вершин. Награда: золото, опыт.

2. Охрана фабриканта. Крупный фабрикант Карод Дром просит сопроводить его до фабрики. Он уверен, что его хотят ограбить, и обещает хорошую награду за сопровождение. Сопровождать фабриканта, идти впереди и не позволять никому напасть на него. Награда: предмет на продажу (кошель).

3. Деревня Окулярная. Кузнец Трантос говорит, что его деревня "Окулярная" захвачена демонами, и просит помочь в ее освобождении. Награда: золото, опыт.

4. Правильное пиво.
Трактирщик Нерод жалуется на некачественное пиво. Попросил выяснить у пивовара Даласа, в чем проблема. Поговорить о качестве пива с Далласом - У Подземного Моря растет гержак. Надо заполнить им специальный жбан. Награда: золото, опыт, предмет (бочонок эля). Гержак растет на острове посреди Подземного моря.

Освобождение замка Магнито Замок Магнито, расположившийся на юго-востоке Вершин, осаждают демоны. Можно попытаться помочь гномам и снять осаду. Награда: Доступ к магазину артефактов, войск гномов и нейтралов.

Замок гремлинов Замок гремлинов, купленный у короля гномов Дигора, открыт для посещения! Гремлин Рамш за 1000 монет пустит вас внутрь, где можно и нужно сражаться, набирая опыт, золото и множество других полезностей. Награда: Яйца черных драконов и др.

КОРДАР, Мехград

1. Магический Портал Гномов. Главный инженер Мехгарда, Дебат, рассказал, что для прекращения войны с демонами, нужно запечатать Магический Портал, ведущий в Демонис. Сделать это можно только с помощью специального ключа. Портальный ключ находится в Мире Демонов. Вполне вероятно, в их столице, у правителя Баала. Ксеона рассказала, что у одного из архитекторов есть меч короля Керуса, которым когда-то был убит их правитель Баал. Награда: руны, золото, опыт. При выполнении квеста портал запечатывается окончательно, так что предварительно стоит закончить все дела в Демонисе.

ЭЛЛИНИЯ, Магическая долина

1. Анноре и Хнея. Бард Анноре просит отправиться в Мир Мертвых и найти там убийцу его возлюбленной Хнеи. Убийцу зовут Шерагга, он охотник за головами. Убийцей был Разбойник Шерагга. Надо его разыскать и отомстить. Награда: предмет, опыт.

2. Эгнум поглотитель злогнов. В Эллинии прошел дождь из злогнов, наколдованный некромантами. Маг Грезекхерм дает накормить своего питомца, Эгнума, который как раз очень любит злогны. Награда будет зависеть от того, насколько сытым станет Эгнум. Рекомендуется этот квест брать до входа в локацию Долины Тысячи Рек: наличие этой зверушки позволяет касаться злогнов без ущерба для армии героя. Награда: руны, соответствующие герою; количество определяется числом съеденных злогнов.

Заносчивый Вермеус Колдун Вермеус, который живет на юге Магической долины, не хочет подпускать вас к своей башне. Нужно сразиться с двумя отрядами, чтобы поставить на место самонадеянного чародея (2 варианта решения). Награда: Доступ к покупке войск и артефактов или ничего, в зависимости от варианта.

Вторая встреча с Каррахом Каррах обосновался в башне почти в центре Магической Долины, вновь лелея планы завоевания мира. Награда: Кристаллы магии (после призыва Геи), Старый Череп (+3 интеллекта, +10 маны)

ЭЛЛИНИЯ, Долина тысячи рек

1. Цветок Герхариус. Надо помочь страдающему от любви эльфу Эльрио добиться руки и сердца его возлюбленной. Для этого надо разыскать цветок Герхариус, который растет где-то в Великом Лесу. Награда: золото, руны.

2. Эликсир Вечной молодости.
Леди Бьюлла, из дома Поющей Листвы, просит вернуть ей рецепт эликсира вечной молодости. Его забрал один из орковских командиров, некий Игдым Уркуршак, отряд которого укрылся в Великом Лесу после этого набега. Награда: золото, опыт.

3. Воплощения Хааса.
Дракон Скаар, один из свободных драконов, не желающих подчиняться коварному Хаасу, просит уничтожить злобные воплощения того в лабиринте. Награда: предмет, опыт.

4. Черные Единороги. Черный Единорог по имени Элуниум попросил разыскать в Великом лесу его спасителя, друида Илеана, и поблагодарить за спасение. Найти Илеана и передать благодарность. Награда: золото, опыт.

ЭЛЛИНИЯ, Великий лес

1. Древо Жизни. Орки уничтожают Великое Древо, являющееся душой эльфийского леса. Нужно остановить мародеров перебить оркские отряды под корнями дерева и спасти это невероятное создание. Награда: опыт.

2. Росток Древа Жизни. Древо Жизни пообещало дать силу, уничтожающую нежить. Надо только посадить его росток в Мире Мертвых, рядом с Древом Смерти. Это, очевидно, какая-то двойственность миров. Награда: свитки «Свет Жизни», опыт.

3. Осада Ориноко. Снять осаду с замка Ориноко (4 отряда нежити). Награда: руны, опыт.

4. Женитьба на Неоке. Чтобы жениться на принцессе Неоке, нужно разрешение королевы Фиолетты или Древа Жизни. Награда: возможность жениться на Неоке.

МИР МЕРТВЫХ, Серая пустошь

1. Плененные души. Души погибших эльфов не могут уйти из этого мира, так как местные некроманты запечатали могилы защитными рунами. Надо убрать руны, и тогда эльфы смогут умереть. Награда: опыт.

2. Почтовая мышь. Жерак Фью купил новую почтовую мышь, и просит отнести ее к его брату, чтобы она узнала дорогу туда и смогла в следующий раз добраться сама. Чедро Фью живет на маленьком острове недалеко от главного кладбища Долины Смерти. Награда: золото, опыт.

3. Сбежавшая Книга. Некромант Кворум просит отыскать в пещерах под перевалом Аррахта живую Книгу Зла и принести ему. Награда: свитки, золото, опыт.

МИР МЕРТВЫХ, Долина смерти

1. Душа Зельберры. Душа эльфийской девы Зельберры не может уйти, пока прах тела, в котором она раньше жила, не будет развеян по ветру. Пойти в Храм Жертвоприношений и убить ведьму Зельберру, которая по своей сути уже мертва. Награда: золото, опыт.

2. Яйца красных драконов.
Некромант Эхно Партес хочет получить яйца настоящих красных драконов для их разведения. Награда: золото, опыт, после выполнения у некроманта можно купить красных драконов.

3. Развалившийся скелет.
Черепок хочет стать опять живым. Для этого надо помочь ему в собирании недостающих костей.

1. Путешествие в Мир Драконов. Архитектор Путей, Вельбевулл, хочет создать Огненный Мост в другой мир. Он просит принести ему Сапфировое Яйцо, добыть которое можно в Ультраксе. Награда: золото, опыт.

2. Соблазнительница Исшара. Демонесса Исшара в шоке. Перед ее чарами смог устоять какой-то жалкий ученый червь и инженер, архитектор путей Асморей! Она просит помочь его соблазнить, чтобы завершить ее список побед. Узнать у Асморея его секрет противостояния любовным чарам. Награда: золото, опыт; после выполнения можно навестить Архитектора - он даст предмет (кнут Исшары).

Спасение гномов Пленные гномы посажены демонами в клетку за мостом на пути к замку Баала. Их нужно освободить! Награда: Гномы присоединяются.

Вербовщик Рааб Соттан Вербовщик хочет вам заплатить за совет – какими войсками лучше завоевать мир Эндории? Хочет заплатить, но так и не заплатит) Награда: 0 золота. После этого, вербовщика можно найти в столице гномов. Он захватит и будет удерживать замок с теми войсками, которые Вы ему насоветовали.

Женитьба на Ксеоне Чтобы раз и навсегда покорить сердце Ксеоны, вы должны победить ее в поединке, поставив на место своенравную демоницу! Награда: Ксеона
согласится стать вашей женой.

Примечания

Примечания:
1) Курсивом отмечены задания, которые не заносятся в журнал, но по мнению автора не менее интересны и зачастую с очень даже неплохой наградой. Так как названий этих квестов нет, то назывались они самим автором данного руководства, строго не судите.
ПРИЯТНОЙ ИГРЫ!

Год выпуска : 2008
Страна : Япония
Жанр : аниме, комедия, романтика, этти
Продолжительность : 1 сезон
Перевод : Любительский (Одноголосый) - Zack_Fair

Режиссер : Кудо Сусуму, Такахиро

Описание Сериала : Бедные, но гордые брат и сестра Михато и Рэн Уэсуги бегут от пьяницы-отца из глухой провинции в большой город в поисках счастья и новой жизни. Разделившись, они отправляются на поиски работы, и, конечно же, честный и мужественный Рэн сразу же выручает из беды светловолосую «лоли» с двумя длинными хвостиками и наплевательским отношением ко всему остальному миру.

Вот так и попадают наши герои в господский дом, поступая в услужение к трем сестрам Куондзи. Старшая - Синра - талантливый дирижер, обожает точно так же манипулировать всеми окружающими, девушка абсолютно без комплексов. Средняя, уже упомянутая Мию - семейный гений с IQ 240, девушка с университетским образованием, мягко говоря, не выглядящая на свои годы. А есть еще школьница Юмэ, которая мечтает хоть чем-то выделиться на фоне блестящих старших сестер. Разумеется, в имении Куондзи уже есть суровый дворецкий, вспыльчивая горничная, верная телохранительница, и все живут с хозяйками большой и дружной семьей. Кто бы сомневался, что новенькие, пройдя суровые испытания и забавные приключения, найдут в новой семье свое место, а по дороге будут обыграны все штампы из жанра «слуг и господ» со ссылками на множество других аниме и даже на японскую историю? Hollow, World Art

Смотреть онлайн сериал: Ты - хозяин, я - слуга - They Are My Noble Masters (2008)

Альтернативный плеер

Ты - хозяин, я - слуга - 1 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 2 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 3 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 4 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 5 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 6 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 7 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 8 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 9 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 10 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 11 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 12 серия 9й Неизвестный Ты - хозяин, я - слуга - 13 серия 9й Неизвестный

Бедные, но гордые брат и сестра Михато и Рэн Уэсуги бегут от пьяницы-отца из глухой провинции в большой город в поисках счастья и новой жизни. Разделившись, они отправляются на поиски работы, и, конечно же, честный и мужественный Рэн сразу же выручает из беды светловолосую «лоли» с двумя длинными хвостиками и наплевательским отношением ко всему остальному миру. Вот так и попадают наши герои в господский дом, поступая в услужение к трем сестрам Куондзи. Старшая – Синра – талантливый дирижер, обожает точно так же манипулировать всеми окружающими, девушка абсолютно без комплексов. Средняя, уже упомянутая Мию – семейный гений с IQ 240, девушка с университетским образованием, мягко говоря, не выглядящая на свои годы. А есть еще школьница Юмэ, которая мечтает хоть чем-то выделиться на фоне блестящих старших сестер. Разумеется, в имении Куондзи уже есть суровый дворецкий, вспыльчивая горничная, верная телохранительница, и все живут с хозяйками большой и дружной семьей. Кто бы сомневался, что новенькие, пройдя суровые испытания и забавные приключения, найдут в новой семье свое место, а по дороге будут обыграны все штампы из жанра «слуг и господ» со ссылками на множество других аниме и даже на японскую историю?

В мире Наруто незаметно пролетели два года. Бывшие новички пополнили ряды опытных синоби в ранге тюнин и дзёнин. Главные герои не сидели на месте – каждый стал учеником одного из легендарных Саннин – трех великих ниндзя Конохи. Парень в оранжевом продолжил обучение у мудрого, но эксцентричного Дзирайи, постепенно восходя на новую ступень боевого мастерства. Сакура выдвинулась в помощницы и доверенные лица целительницы Цунадэ – нового вождя Деревни Листвы. Ну а Саскэ, чья гордыня привела к изгнанию из Конохи, вступил во временный союз со зловещим Оротимару, причем каждый считает, что лишь использует другого до поры до времени.

Краткая передышка закончилась, и события в очередной раз понеслись с ураганной быстротой. В Конохе вновь прорастают семена старых раздоров, посеянные первыми Хокагэ. Таинственный лидер Акацуки привел в действие план обретения мирового господства. Неспокойно в Деревне Песка и соседних странах, везде всплывают старые тайны, и ясно, что когда-то придется платить по счетам. Долгожданное продолжение манги вдохнуло новую жизнь в сериал и новую надежду в сердца бесчисленных фанатов!

© Hollow, World Art

  • (52066)

    Мечник Тацуми, простой парнишка из сельской местности отправляется в Столицу чтобы заработать денег для своей голодающей деревни.
    А добравшись туда вскоре узнает, что великая и красивая Столица это лишь видимость. Город погряз в коррупции, жестокости и беззаконии которые идут от премьер министра, что правит страной из-за кулис.
    Но как всем известно - "Один в поле не воин" и ничего тут не поделаешь, особенно когда твой враг глава государства или точнее тот, кто им прикрывается.
    Найдет ли Тацуми себе единомышленников и сможет-ли что-то изменить? Смотрите и узнаете сами.

  • (52067)

    Фейри Тейл - знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами - взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (46688)

    18-летний Сора и 11-летняя Сиро – сводные брат и сестра, законченные затворники и игроманы. Когда встретились два одиночества, родился несокрушимый союз «Пустое место», наводящий ужас на всех восточных геймеров. Хотя на публике ребят трясет и корежит не по-детски, в Сети малышка Сиро – гений логики, а Сора – монстр психологии, которого нельзя провести. Увы, достойные противники вскоре кончились, потому Сиро так обрадовалась шахматной партии, где с первых ходов был виден почерк мастера. Выиграв на пределе сил, герои получили интересное предложение – переехать в иной мир, где их таланты поймут и оценят!

    А почему бы и нет? В нашем мире Сору и Сиро ничто не держит, а веселым миром Дисборд правят Десять заповедей, суть которых сводится к одному: никакого насилия и жестокости, все разногласия решаются в честной игре. В игровом мире живут 16 рас, из которых человеческая считается самой слабой и бесталантной. Но ведь чудо-ребята уже здесь, в их руках корона Элькии – единственной страны людей, и мы верим, что этим успехи Соры и Сиро не ограничатся. Посланцам Земли надо всего-то объединить все расы Дисборда – и тогда они смогут бросить вызов богу Тету – своему, кстати, старому знакомому. Только, если подумать, стоит ли это делать?

    © Hollow, World Art

  • (46444)

    Фейри Тейл – знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами – взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (62904)

    Студент университета Канеки Кен в результате несчастного случая попадает в больницу, где ему по ошибке пересаживают органы одного из гулей - чудовищ, питающихся человеческой плотью. Теперь он сам становится одним из них, а для людей превращается в изгоя, подлежащего уничтожению. Но сможет ли он стать своим для других гулей? Или теперь в мире для него больше нет места? Это аниме расскажет о судьбе Канеки и том, какое влияние он окажет на будущее Токио, где идет непрерывная война между двумя видами.

  • (35359)

    Континент что лежит в центре океана Игнола, это большой центральный и еще четыре - Южный, Северный, Восточный и Западный и сами боги приглядывают за ним, а зовется он Энтэ Исла.
    И есть имя, что ввергает в Ужас любого на Энтэ Исла - Владыка Тьмы Мао.
    Он хозяин потустороннего мира где живут все темные создания.
    Он есть воплощение страха и ужаса.
    Владыка Тьмы Мао объявил войну роду людскому и сеял смерть и разрушения по всему континенту Энтэ Исла.
    Владыке Тьмы служили 4 могущественных генерала.
    Адрамелех, Люцифер, Альсиэль и Малакода.
    Четверо Генералов демонов возглавили атаку на 4 части континента. Однако, явился герой что выступил против армии преисподней. Герой и его товарищи одолели войска Владыки тьмы на западе, далее Адрамелеха на севере и Малакоду на Юге. Герой возглавил объединенную армию рода людского и пошел приступом на центральный континент где стоял замок Владыки Тьмы...

  • (33759)

    Ято – бродячий японский бог в образе худощавого синеглазого юноши в спортивном костюме. В синтоизме сила божества определяется числом верующих, а у нашего героя - ни храма, ни жрецов, все пожертвования умещаются в бутылке из-под сакэ. Парень в шейном платке подрабатывает мастером на все руки, малюя объявления на стенах, но дела идут совсем худо. Даже языкастая Маю, много лет работающая синки – Священным оружием Ято – покинула хозяина. А без оружия младший бог не сильнее обычного смертного мага, приходится (вот позор!) от злых духов прятаться. И кому вообще такой небожитель нужен?

    Однажды симпатичная старшеклассница Хиёри Ики бросилась под грузовик, чтобы спасти какого-то парня в черном. Кончилось это плохо – девушка не погибла, но обрела способность «выходить» из тела и гулять на «той стороне». Встретив там Ято и узнав виновника своих бед, Хиёри убедила бездомного бога исцелить ее, ибо тот сам признал, что долго жить между мирами никто не может. Вот только, познакомившись поближе, Ики поняла, что у нынешнего Ято не хватает сил, чтобы решить ее проблему. Что ж, надо брать дело в свои руки и лично направить бродягу на путь истинный: сначала подыскать непутевому оружие, потом помочь заработать, а там, глядишь, что и получится. Не зря говорят: чего хочет женщина – хочет Бог!

    © Hollow, World Art

  • (33708)

    В старшей школе искусств университета Суймэй есть множество общежитий, а есть доходный дом «Сакура». Если в общежитиях действуют строгие правила, то в «Сакуре» можно все, недаром ее местное прозвище – «сумасшедший дом». Так как в искусстве гений и сумасшествие всегда где-то рядом, то обитатели «вишневого сада» - талантливые и интересные ребята, слишком уж выбивающиеся из «болота». Взять хотя бы шумную Мисаки, что продает мейджор-студиям собственное аниме, ее друга и сценариста плейбоя Дзина или программиста-затворника Рюносукэ, что общается с миром лишь по Сети и телефону. По сравнению с ними главный герой Сората Канда – простак, попавший в «психушку» всего лишь за… любовь к кошкам!

    Поэтому Тихиро-сэнсэй, глава общежития, поручила Сорате, как единственному вменяемому постояльцу, встретить свою двоюродную сестру Масиро, что переводится в их школу из далекой Британии. Хрупкая блондинка показалась Канде настоящим светлым ангелом. Правда, на вечеринке с новыми соседями гостья держалась скованно и говорила мало, но свежеиспеченный поклонник списал все на понятный стресс и усталость с дороги. Только настоящий стресс ждал Сорату утром, когда он пошел будить Масиро. Герой с ужасом понял, что его новая знакомая – великий художник абсолютно не от мира сего, то есть, самостоятельно даже одеться не способна! А коварная Тихиро тут как тут - отныне Канда будет вечно ухаживать за ее сестрой, ведь на кошках парень уже потренировался!

    © Hollow, World Art

  • (33964)

    в XXI мировому сообществу наконец удалось систематизировать искусство магии и поднять его на новый уровень. Способных использовать магию после окончания девяти классов в Японии ныне ждут в школах магии - но только если абитуриенты сдадут экзамен. Квота на поступление в Первую школу (Хатиодзи, Токио) - 200 учеников, сотню лучших зачисляют на первое отделение, остальных - в резерв, на второе, причём учителя положены только первой сотне, "Цветкам". Остальные же, "Сорняки", учатся самостоятельно. При этом в школе постоянно витает атмосфера дискриминации, ведь даже формы у обоих отделений разные.
    Сиба Тацуя и Миюки родились с разницей в 11 месяцев, что позволило им учиться на одном году. При поступлении в Первую школу сестра оказывается среди Цветков, а брат - среди Сорняков: несмотря на превосходные теоретические познания, практическая часть даётся ему нелегко.
    В общем, нас ждёт учёба посредственного брата и примерной сестры, а также их новых друзей - Тибы Эрики, Сайдзё Леонхарта (можно просто Лео) и Сибаты Мидзуки - в школе магии, квантовая физика, Турнир Девяти Школ и многое другое...

    © Sa4ko aka Kiyoso

  • (29973)

    "Семь Смертных Грехов", некогда великие воины, почитаемые Британцами. Но однажды, их обвиняют в попытке свергнуть монархов и убийстве воина из Святых Рыцарей. В дальнейшем Святые Рыцари устраивают государственный переворот, и захватывают власть в свои руки. А "Семь Смертных Грехов", теперь изгои, разбрелись по всему королевству, кто куда. Принцесса Элизабет, смогла сбежать из замка. Она решает отправиться на поиски Мелиодаса, предводителя семерки Грехов. Теперь вся семерка должна объединиться снова, что бы доказать свою невиновность и отомстить за изгнание.

  • (28733)

    2021 год. На землю попал неизвестный вирус "Гастрея" который за считанные дни уничтожил почти все человечество. Но это не просто вирус как какая-то Эбола или Чума. Он не убивает человека. Гастрея - разумная зараза, которая перестраивает ДНК превращая носителя в страшного монстра.
    Началась война и в итоге прошло 10 лет. Люди нашли способ отгородиться от заразы. Единственное, что не переносит Гастрея, это особый металл - Вараниум. Именно из него люди выстроили огромные монолиты и огородили ими Токио. Казалось, теперь немногие выжившие могут жить за монолитами в мире, но увы, угроза никуда не делась. Гастрея все еще ждет удобного момента чтобы проникнуть в Токио и уничтожить немногочисленные остатки человечества. Надежды нет. Истребление людей лишь вопрос времени. Но у страшного вируса оказался и другой эффект. Есть те, кто уже рождается с этим вирусом в крови. Эти дети, "Проклятые дети" (Исключительно девушки) обладают сверхчеловеческой силой и регенерацией. В их телах распространение вируса идет во много крат медленнее чем в теле обычного человека. Только они могут противостоять порождениям "Гастреи" и больше человечеству рассчитывать не на что. Смогут ли наши герои спасти остатки живых людей и найти лекарство от ужасающего вируса? Смотрите и узнаете сами.

  • (27794)

    История в «Steins,Gate» разворачивается спустя год после событий «Chaos,Head».
    Напряженный сюжет игры частью проходит в реалистично воссозданном районе Акахибара, в знаменитом месте шопинга отаку в Токио. Завязка сюжета такова: группа друзей монтируeт в Акихибаре некое устройство для посылки текстовых сообщений в прошлое. Экспериментами героев игры заинтересовывается таинственная организация под именем СЕРН, которая так же занимается собственными исследованиями в области путешествия по времени. И теперь друзьям приходится приложить гигантские усилия для того чтобы не быть захваченными СЕРН.

    © Hollow, World Art


    Добавлена серия 23β, которая является альтернативной концовкой и подведению к продолжению в SG0.
  • (27081)

    Тридцать тысяч игроков из Японии и куда больше со всего мира внезапно оказались заперты в многопользовательской ролевой онлайновой игре «Легенда Древних». С одной стороны, геймеры перенеслись в новый мир физически, иллюзия реальности оказалась почти безупречной. С другой стороны, «попаданцы» сохранили прежние аватары и обретенные навыки, пользовательский интерфейс и систему прокачки, да и смерть в игре вела всего лишь к воскрешению в соборе ближайшего крупного города. Поняв, что великой цели нет, и цену за выход никто не называл, игроки стали сбиваться вместе – одни, чтобы жить и править по закону джунглей, другие – чтобы противостоять беспределу.

    Сироэ и Наоцугу, в миру студент и клерк, в игре - хитроумный маг и могучий воин, давно знали друг друга еще по легендарной гильдии «Безумное чаепитие». Увы, те времена ушли навсегда, но и в новой реальности можно встретить старых знакомых и просто хороших ребят, с которыми не будет скучно. А главное – в мире «Легенды» появилось коренное население, считающее пришельцев великими и бессмертными героями. Поневоле захочется стать этаким рыцарем Круглого Стола, побивающим драконов и спасающим девушек. Что ж, девушек кругом хватает, монстров и разбойников тоже, а для отдыха есть города вроде гостеприимной Акибы. Главное – умирать в игре все же не стоит, гораздо правильней жить по-человечески!

    © Hollow, World Art

  • (27208)

    В мире Hunter x Hunter существует класс людей называемых Охотниками, которые, используя психические силы и обученные всевозможным видам борьбы, исследуют дикие уголки в основном цивилизованного мира. Главный герой, юноша по имени Гон (Гун), сын самого великого Охотника. Его отец таинственно исчез много лет назад, и теперь, повзрослев, Гон (Гун) решает пойти по его стопам. По пути он находит несколько компаньонов: Леорио, честолюбивый доктор медицинских наук, чья цель - обогащение. Курапика - единственный выживший из своего клана, чья цель - месть. Киллуа - наследник семьи наемных убийц, чья цель - тренировка. Вместе они добиваются цели и становятся Охотниками, но это только первая ступенька на их долгом пути… А впереди история Киллуа и его семьи, история мести Курапики и конечно же обучение, новые задания и приключения! Сериал был остановлен на мести Курапики…Что же ждет нас дальше спустя столько лет?

  • (28020)

    Раса гулей существует с незапамятных времен. Ее представители вовсе не против людей, они их даже любят – преимущественно в сыром виде. Любители человечины внешне неотличимы от нас, сильны, быстры и живучи – но их мало, потому гули выработали строгие правила охоты и маскировки, а нарушителей наказывают сами или по-тихому сдают борцам с нечистью. В век науки люди знают про гулей, но как говорится, привыкли. Власти не считают людоедов угрозой, более того, рассматривают их как идеальную основу для создания суперсолдат. Эксперименты идут уже давно…

    Главному герою Кэн Канэки предстоит мучительный поиск нового пути, ибо он понял, что люди и гули похожи: просто одни друг друга жрут в прямом смысле, другие – в переносном. Правда жизни жестока, переделать ее нельзя, и силен тот, кто не отворачивается. А дальше уж как-нибудь!

  • (26730)

    Действие происходит в альтернативной реальности, где давно признано существование демонов; в тихом океане есть даже остров - «Итогамидзима», где демоны являются полноценными гражданами и обладают равными с людьми правами. Однако существуют и люди-маги, которые ведут охоту на них, в частности, на вампиров. Обыкновенный японский школьник по имени Акацуки Кодзё по непонятной причине превратился в «чистокровного вампира», четвёртого по числу. За ним начинает следовать молодая девушка Химэраки Юкина, или «шаман клинка», которая должна следить за Акацуки и убить его в случае, если он выйдет из под контроля.

  • (25439)

    История повествует о юноше по имени Саитама, который живет в мире, иронично похожем на наш. Ему 25, он лыс и прекрасен, к тому же, силен настолько, что с одного удара аннигилирует все опасности для человечества. Он ищет себя на нелегком жизненном пути, попутно раздавая подзатыльники монстрам и злодеям.

  • (23142)

    Сейчас вам предстоит сыграть в игру. Что это будет за игра - решит рулетка. Ставкой в игре будет ваша жизнь. После смерти, люди, погибшие одновременно, попадают в Квин Деким, где им предстоит сыграть в игру. Но на самом деле, то, что с ними здесь происходит, это Суд Небесный.