Бурлаки тянут баржу. Кто такие «Бурлаки на Волге

Топик слетел, восстанавливаю из кэша

Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI- конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива - Расшива - Википедия.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Библиотека А. Соснина: Возникновение и упадок судового промысла

К концу XVII - началу XVIII вв. процесс общественного разделения труда, развития товарно-денежных отношений и зарождения единого всероссийского рынка внес существенные изменения в организацию судоходства на внутренних водных путях // library.riverships.ru
...Бурлачество было своеобразным явлением в экономике крепостнической России. Работа бурлаков была сезонной, которая в лучшем случае продолжалась в течение навигации, а чаще всего ограничивалась одним рейсом, или, как тогда говорили, путиной , и не могла, следовательно, служить постоянным объектом приложения труда и источником существования. Часть бурлаков и в зимний период находила себе кое-какую работу в судовом промысле (постройка и ремонт судов, заготовка судового инвентаря, оснастки и др.) или иное занятие, однако основное большинство их уходило домой, в деревню, с которой они не могли порвать связь.

Крестьянство было главной базой, откуда шли бурлаки на все водные пути. Но в целом состав бурлачества был довольно пестрым. Несмотря на разношерстность бурлацкой массы, она четко делилась на профессионалов и случайных людей. Первые, бурлачившие всю свою жизнь, отлично знавшие реку, всегда нанимались в “коренные” и были самым надежным элементом бурлацкой среды.

В случайные бурлаки по крайней нужде шла крестьянская беднота, городская и посадская голытьба или же “лишние руки”, которые не могли найти применения своего труда в деревне. Значительную часть случайных бурлаков составляли (до отмены крепостного права в 1861 г.) помещичьи крестьяне, сдаваемые внаем за недоимки или в виде наказания , а также беглый беспаспортный люд, который можно было нанять за гроши или просто “за харчи”. Неотразимой приманкой служил задаток, который можно было получить, нанявшись в бурлаки, как раз в то время года, когда крестьянин испытывал наиболее острую нужду.

Наем бурлаков проводился обычно зимой в период между праздниками масленицы и пасхи (с конца февраля до начала апреля). В традиционно определенные пункты собирались бурлаки на “бурлацкие” базары. Большой базар на Волге ежегодно проходил в Пучеже. Крупными пунктами найма бурлаков были также Кострома, Кинешма, Юрьевец, Городец, Балахна, Нижний Новгород, Самара, Саратов, а на Каме - Пермь, Чистополь, Лаишев.

Бурлацкие базары представляли собой весьма живописную картину.

Рано утром в базарный день на торговой площади бурлаки собирались в артели и выбирали из своей среды подрядчика, который и вел переговоры с судовщиками на виду у всей артели. Артель обычно назначала предельную цену, на которую подрядчик мог в крайнем случае соглашаться. Иногда недобросовестные подрядчики за хорошую мзду заранее сообщали судовщикам предельную цену найма артели, но если бурлаки каким-то образом узнавали об этом, они жестоко расправлялись с подрядчиком.

Наем бурлаков оформлялся договором, в котором оговаривались обязанности сторон и особенно подробно обязанности бурлаков. Так, в договоре, заключенном 24 апреля 1847 г. в Нижнегородском отделении Рыбинской судоходной расправы артелью судорабочих с балахнинским купцом Нестеровым, первые брали на себя следующие обязательства: по прибытии на расшиву ее “убрать как следует к плаву, сплавить вниз рекою Волгою до колонии Баронского к показанным амбарам, из коих по уделании нами мостков нагрузить пшеницей, как хозяину угодно будет, по нагрузке же и по настоящему убравшись, взвести оную расшиву вверх, рекою Волгою до Ниж. Новгорода с поспешностью, не просыпая утренних и вечерних зорь, в работе определить нас на каждую тысячу пудов груза по три с половиною человека, кроме лоцмана, во время же пути следования всемерно нам стараться, чтобы судно не подвергалось ни малейшей задержке. Равно нам всем находиться у хозяина и его посланного и лоцмана во всяком послушании и повиновении... Если же встретиться мелководие, то перегрузить кладь в паузки, за которыми нам ходить вверх и вниз по 30 верст без платы. Если же с судном последует несчастье и не будет возможности спасти оное, то обязаны мы немедленно оное подвести к берегу, воду из оного отлить, кладь выгрузить на берег, подмоченное пересушить и обратно в то или другое судно погрузить и следовать по прежнему. При этом обязаны мы иметь на судне крайнюю осторожность от огня и для того табаку на судах отнюдь не курить, от нападения воров защищаться и до грабежа не допускать, судно и хозяина днем и ночью оберегать. По приходе в гор. Нижний судно поставить, припасы пересушить, убрать, куда приказано будет, потом, получа паспорта и учинив расчет, быть свободным. Если же при расчете окажется за нами излишний перебор денег, то таковые обязаны мы сполна заплатить беспрекословно. Ряда каждому за путину по 16 рублей серебром. Задатку каждому по 10 р. 29 к. серебром”.

За помещичьих крестьян рядились обычно бургомистры и приказчики. Нередко судовщик, желая подешевле нанять артель бурлаков, приезжал к сельскому старосте или старшине. Те вызывали крестьян-недоимщиков и принуждали их пойти в бурлаки. Задаток в этих случаях обычно отбирался старостой “за недоимки”, а бурлаки после завершения путины зачастую практически не получали ни копейки: все оставшиеся деньги оказывались израсходованными “на харчи”. Нанятые бурлаки приходили в места постройки или зимовки судов за две недели до ледохода, готовили суда к плаванию, заводили в безопасные от ледохода места и загружали. Отправлялись суда в рейс обычно сразу после ледохода.

Группа бурлаков, тянувших бечеву, называлась “ссада”. Во главе ее стоял и шел первой лямкой самый опытный и здоровый бурлак, которого называли “шишка” или “дядька”, выбиравший путь и задававший ритм в общей работе, требовавшей четкой согласованности. За “шишкой” ставили наиболее ленивых или кабальных бурлаков, которые, уже растратив свой заработок, служили за одни харчи и не были заинтересованы в работе. За ними шли добросовестные работники, при необходимости подгонявшие ленивых. Позади всех шел “косной”, следивший за бечевой к “ссаривавший”, т. е. снимавший ее, если она за что-нибудь задевала.

Ход бурлаков с бечевой был настолько тяжел, что обычная ходьба, даже мелким и медленным шагом была невозможна, поэтому выставляли вперед сначала правую ногу, упирались ею в почву и медленно подтягивали к ней левую, либо делали левой ногой очень небольшой шаг. Шаг был ровный и обязательно одновременный, поэтому “ссада” все время плавно слегка раскачивалась в стороны.

Почти все бурлацкие работы, в том числе и ход бечевой, сопровождались пением песен, которые не только задавали требуемый ритм, но и в какой-то мере настраивали бурлаков на выполнение тяжелой работы. Песни эти были творчеством самих бурлаков, примитивные по форме и содержанию, они отражали условия тяжелого труда и безрадостного существования.

Каторжный труд практически без отдыха, антисанитария, отсутствие медицинской помощи делали свое дело и бурлаки после нескольких лет работы превращались в обессиленных инвалидов, в первую очередь гибнувших при частых тогда эпидемиях.

Тяжелым бурлацким трудом занимались сотни тысяч людей. По подсчетам Ф. Н. Родина, в последней четверти XVIII в. в бассейне Волги и на Вышневолоцкой системе было занято не менее 340 тыс. судорабочих. В начале 30-х годов XIX в. на Волге и Оке бурлачило 412 тыс. чел., на Каме 50 тыс. чел. А в годы расцвета судового промысла, в 1854 г., на реках и каналах только европейской России трудилось 704,8 тыс. бурлаков. Социальный состав их был чрезвычайно разнороден. Среди бурлаков в 1854 г. было (в тыс. чел.):

Крестьян (государственных, помещичьих, удельных) – 580,8
Вольноотпущенных и свободных хлебопашцев – 4,4
Солдат (отставных, пахотных, бессрочно отпущенных) и казаков – 14,1
Мещан, купцов, однодворцев – 85,9
Дворян – 2,8

По прибытии в условленный пункт назначения бурлаки получали расчет за работу. Чтобы не платить за простой, с расчетом не задерживались и старались вообще побыстрее отправить бурлаков по домам, считая нежелательным скопление большой массы этого неспокойного люда.

При расчетах большие недоразумения возникали в оплате за простойные дни. По существовавшему в те времена положению простойные не по вине судорабочих дни оплачивались только начиная с четвертого дня простоя по 15 коп. на день. За первые три дня бурлаки, а также коноводы ничего не получали. Чтобы не платить простойных денег, судовладельцы часто прибегали к хитрости: отстояв на одном месте три дня, они заставляли судорабочих продвинуть судно вперед на 400-600 м, и таким образом получали очередные льготные три дня. Многочисленные жалобы и возмущения судорабочих вынудили Сенат 27 августа 1817 г. издать указ, которым было установлено, что день не будет считаться простойным в том случае, если дневной переход вниз по течению превысит 16 верст, а вверх - 6 верст. Кроме того, лимит на льготные три дня, когда судовладелец мог не платить рабочим простойных денег, распространялся на всю навигацию, а не на разовую стоянку. Следует, однако, отметить, что и этот указ не устранил произвола хозяев. За вычетом задатка и расходов на питание бурлакам в окончательный расчет причиталось немного, а иногда и вовсе ничего.

Кое-где (напр., на каналах Мариинской системы) бурлачество сохранилось и до 1900-х гг.

Эпиграф:

"Какой, однако, это ужас, - говорю я уж прямо. - Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?"

«Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин


Памятник "Бурлаки на Волге". Самара

Кто такие бурлаки, думаю, знают все. По крайней мере, картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге" видели многие. Их быт и труд описан достаточно подробно. Меня же, как человека занимающегося историей Российской империи, заинтересовал вот какой момент. Если верить Википедии и прочим, тиражирующим это утверждение сайтам: "Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов ". Сказано это как-то не определенно, подумал я, хотелось бы, конкретнее о том, когда же в Российской империи бурлачество, как явление, перестало существовать окончательно?


Для начала: "Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом". Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. "Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.". "В 40-х годах XIX в. появляются пароходы и на реках Сибири" ().

Очень хорошо, подумал я. А к какому периоду относится картина Репина? Задумана в 1869 году, закончена в 1873, т.е. по прошествии 50 (!) с лишним лет после появления пароходов в Волжском бассейне. И за все это время бурлачество не исчезло?

В этой связи читаю:

"Картина Репина «Бурлаки на Волге», законченная в 1873 году, изображала уходящую натуру (как и строки Некрасова «Выдь на Волгу: чей стон раздается / Над великою русской рекой? / Этот стон у нас песней зовется — / То бурлаки идут бечевой!»), ибо золотой век волжского бурлачества был к тому времени далеко позади. Если в начале XIX века бурлаков в России насчитывалось до 600 000 человек, то уже к середине столетия их оставалось менее 150 000. Причем первыми вытеснять их начали не паровые двигатели, а лошади. Коноводные суда были первой попыткой заменить человека в качестве тягловой силы". ()

"Как известно, после написания картины "Бурлаки" И.Е. Репин подвергся критике одного из министров:

"- Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Hy кaк нe cтыднo - pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy."

Говоря современным языком: "фальсифицируете Вы, Илья Ефимович, историю. Нет у нас таких пережитков, потому как докладывают, у нас - сплошная модернизация, паровозы и пароходы".

Это было в начале 1870-х. А в начале 1880-х Н.Боголюбов в “Истории корабля” посвящает бурлачеству целую статью, где указывает:

"Теперь, когда живую силу заменил пар, оно значительно ослабло, но нельзя сказать, чтобы совершенно исчезло. И теперь можно встретить бурлаков запряженных в лямки и тащащих за бечеву судно, сопровождая тягу заунывной песней больше для такта, по тем рекам, где не ходят пароходы, и на речках, удобных для сплава только при разливах, да и на больших реках оно еще не вывелось " ()

О как, "не вывелись"! И это при том, что конкуренцию со стороны пароходов, к тому времени, бурлакам составляла и железная дорога, темпами строительства которой так любях хвастать господа французскобулочники. А они, "не вывелись"!

Так когда же они "вывелись"?

На некоторых фото, которые я привел в этом посте есть вполне точная датировка. Посмотрите и сделайте выводы сами...


Репин. "Бурлаки на Волге". Фрагмент


Бурлак на Волге, 1904г.


Бурлаки на Ладожском канале, 1900 гг.


Отдыхающие бурлаки

"... вот наступает 20—й век, век прогресса и технических революций, а бурлачество все существует. На фотографии 1910- года в лямку впряжены уже женщины.



Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. 1910г. Фотография начала XX в. фотографа З.З.Виноградова. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.



К фото выше

В чем же дело?

Патриотически настроенный современник уверенно объясняет: выгодно это было мужику (ну и бабе - тем более), заработки, мол, были большие: “Пройдя с баржой от Царицына до Нижнего бурлак зарабатывал столько, что мог купить дом в деревне.”

То, что заработок бурлака был большим для мужика - правда. Тут и Репина в качестве свидетеля можно использовать. Вспоминает он, как его поразила фраза одного из мужиков, признался, что 20-ти рублей ему бы хватило на всю жизнь.

“Heвoльнo дyмaлocь: "Kaкoв бюджeт y этиx бoбылeй. Двaдцaть pyблeй - тaк этo кaпитaл eмy нa вcю жизнь, дa и тoт oн зapыл бы в зeмлю, дa тaк и yмep бы, никoмy нe oткpыв cвoeгo клaдa". И.Е.Репин “Далекое близкое”

А вот какой резон был платить хозяину такие суммы, если содержание лошадей обходилось намного меньше, чем цена домиков в деревне? Вот с этим явная нестыковка.

Хотя, на мой взгляд, ответ - на поверхности - человеческий труд был намного дешевле, чем лошадиный, а бабий труд - еще дешевле.

“Доля бурлака, как видит читатель, не завидная,— труд зачастую не по силам, труд бессмысленный, притупляющий умственные способности, всякого рода лишения и в будущем та же нужда, какая была и при начале”- свидетельствует Боголюбов в конце своей статьи.

Почему же не заработать было мужикам-босякам на домик в деревне? Да потому, что цена рабочей силы зависела от предложения, а желающих заработать на таких работах по всей России было в избытке. Вот и женщины уже стали составлять конкуренцию, сбивая цены солидным артельным мужикам. Женщины, как правило, оплачивались (и соглашались на такую оплату) еще меньше, чем мужчины." ()


Сибирская женская каторга. Бурлачки за работой 1903 г.

Неземледельческие промыслы были для заволжских крестьян делом обычным и вынужденным. П.И. Мельников-Печерский, сам выросший в этих краях, писал: «В лесном Заволжье земля холодна, неродима, своего хлеба мужику разве до масляной недели хватает, и то в урожайный год. Как ни бейся на надельной полосе, сколько страды на ней не принимай, - круглый год трудовым хлебом себя не прокормишь».

Крестьяне Чистопольской волости, куда входила деревня Попово, тоже не могли прокормиться одним сельским трудом. По данным РГИА, в 1811 году они собрали всего 9393 четверти ржи, а потребность, по самым скромным подсчетам, была 13164 четверти.

Если уж мужики с наделами не могли обойтись без промысла, то у безземельного Петра Егорова другого выхода просто не было. Какое дело выбрать? Промыслы были местные и отхожие. Конечно, предпочтительнее и для властей, и для самих крестьян были промыслы местные. Традиционным заволжским ремеслом было валено-сапожное и шляпное дело. С наступлением первого зимнего пути крестьяне целыми семьями отъезжали в разные губернии для продажи заготовленных в течение лета шапок. Петр, работая на своего хозяина в Попове, освоил это мастерство досконально, но своей мастерской у него не было. А туг еще кризис заволжского шляпного производства наступил. Теснили княгининские конкуренты. Тот же Павел Иванович Мельников отразил этот процесс в своем романе «В лесах»: «Совсем подошла теперь шляпа заволжская. Хоть брось совсем, спрос малый, сбыту вовсе почти не стало... Больше всего бед наделал картуз... Угораздило крещеных у немца картуз перенять. Дешевый картуз вытеснил более ценную стародавнюю шляпу».

И пришлось Петру Егоровичу идти в промысел отхожий. Это тоже было непросто, ибо на «отход» требовался «пашпорт», за получение которого нужно было заплатить немалые деньги государству, да еще взятку чиновнику. Исполняющий обязанности генерал-губернатора Нижегородской и Пензенской губернии князь Вяземский еще в XVIII веке доносил по начальству, что «крестьянам для прокормления работою паспорта даются с превосходною против положенной в казну цены платою», т.е. за взятку. Тем более трудно было добиться выправления такого документа старообрядцам, с которых и без того любой налог взимали в двойном размере. Но деваться было некуда, поднатужился Петр, выправил «пашпорт» и, оставив молодую жену на попечение тещи, пошел на Волгу. В бурлаки.

Бурлацкий промысел, по тем временам, был крайним прибежищем бедноты. Отношение к этому занятию в обществе было пренебрежительным. К бурлакам относились как к изгоям. Профессор истории Н. Я. Аристов в исследовании «Об историческом значении разбойничьих песен», например, брезгливо называет их отребьем общества, которое выбрасывало их как лентяев, воров, пьяниц, в общем, никуда не годных людей, заклейменных кличкой «ярыги». Академик словесности Д. И. Языков, поясняя в своем «Энциклопедическом лексиконе» слово «бурлак», писал, что «эти работники состоят из сволочи грубой, пьяной».

И все-таки попасть в бурлаки было не просто, бездомных бедолаг, подобных нашему герою Петру Егорову, была тогда, как говорится, тьма-тьмущая. По исчислениям исследователя бурлачества в России Ф. Н. Родина, в 30-х годах XIX века Волгу с притоками обслуживало не менее 600 тысяч бурлаков, и почти половина из них происходила из Нижегородской губернии.

Крупнейший на Волге «бурлацкий базар» был в Рыбинске. В Нижнем Новгороде ряда (наем) бурлаков проходила дважды в году. Первый раз на Скобе, на Ивановской площади под кремлем ранней весной, когда «рушился путь», т. е. перед ледоходом. Второй раз - летом во время ярмарки у плашкоутного моста. Рядились артелями. Существовала законная норма найма бурлаков: на каждую тысячу пудов груза полагалось «восемь ног», т. е. четыре бурлака. Основных путин (бурлацких рейсов) было две: большая - от Астрахани до Нижнего. И малая - от Нижнего до Рыбинска. Нижегородцы работали, в основном, на путине малой, протяженность ее была 454 версты.

По описанию знатока волжского судоходства И.А. Шубина, на «бурлацких базарах» «народа собиралось видимо-невидимо, а улицы и площади, где проходила сама ряда, были забиты так, что по ним не только проехать, но и пройти бывало крайне трудно. Бурлаки стояли сплошной массой, но по артелям. Каждая из них выбирала подрядчика, который вел переговоры с судохозяевами».

Вот на такой базар и являлся в Нижний много лет подряд Петр Егоров сын, основатель знаменитого впоследствии купеческого рода Бугровых. По воспоминаниям знавших его, был он ладно скроен, обладал недюжинной физической силой и общительным характером. Потому быстро вошел в бурлацкую среду, снискал уважение и собратьев-бурлаков, и хозяев-судовладельцев. Об этом писал известный бытописатель и глава Нижегородской удельной конторы В.И. Даль: «Петруху-балалаечника помнили купцы-старики и приказчики их как бойкого, но трезвого и смирного бурлака, который являлся на пристани еще до прилета жаворонков, как только лед на Волге начинал синеть... Кроме ложки и лямки в мешке за плечами у него была балалайка, судовщики приятельски привечали приземистого, кряжистого голыша».

Как выглядел бурлак? У каждого лямка - широкий ремень, одевавшийся через плечо. На конце лямки веревка-хвост с шишкой для прочного захлеста за бичеву, основной канат, крепившийся за мачту судна. Внешняя примета бурлака - особая войлочная шляпа «шпилек», за лентой которого, как рыцарское перо, торчала деревянная ложка.

Как распределялись обязанности внутри бурлацкой артели (ватаги)? Главою был лоцман, на память знавший фарватер реки. Бурлаки звали его «дядей». За ним следовал «водолив», оберегавший судно и груз от потопления, ему же доверялся и артельный общаг на харчи. Среди рядовых главным был «шишка», наиболее сильный, идущий впереди, хорошо знавший прибрежный путь (сакму или бичевник). «Шишка» умело выбирал тропинки между камнями и кустами, обходя заливы, пробираясь через овраги, и надежно вел ватагу, подбадривая ее и запевая бурлацкие песни. В хвосте артели шли один-два косных, в обязанности которых входило «ссаривать» бичеву (сбрасывать ее, если она цеплялась за кусты и деревья). Младшим в артели был кашевар, обычно мальчик лет 11-12 из бедной семьи, нанимавшийся за одни харчи. По наблюдениям И.А. Шубина, «вся бурлацкая масса довольно резко делилась на два разряда. Первый составляли бурлаки-профессионалы, почти все с коренной Волги, в значительной мере нижегородские». Вторую - все остальные. Можно смело полагать, что Петр Егорович, при его физической силе, общительности и врожденной смекалке, быстро вошел в состав бурлацкой элиты.

Каковы были условия договора бурлаков с купцами? Как правило, они были кабальными. Вот некоторые пункты «Условий артели бурлаков с купцом И.М. Вологдиным, заключенных 18 сентября 1817 года на проводку баржи с солью от Нижнего Новгорода до Рыбинска»: «Следуя в пути, праздно нигде не стоять и при том не пьянствовать. Соль всячески стараться сохранять, ногами не топтать, в пищу себе не брать и не продавать. Если где-либо в продолжение пути от чего-либо баржа станет тонуть и соль гибнуть, в таком случае обязаны мы, рабочие, общими силами баржу от потопа спасать и целостность соли сохранять. Если окажется, что судно потоплено и соль погибла по власти Божьей, то с рабочих ничего за нее не взыскивать и полученных ими в задаток денег не требовать. Если же откроется, что судно потоплено и соль погибла от небрежения нашего лоцмана, водолива или кашевара, в таком случае обязуемся мы все вообще ответствовать и за ту погибшую соль платить по существующей на вольную продажу цене деньги». Так что бурлацкий труд отличался не только изнурительной тяжестью своей, но и огромной материальной ответственностью.

Что касается физических тягот, то только люди с очень крепким здоровьем выдерживали их. Многие растягивали жилы на ногах. От постоянного давления лямки на грудь у многих развивалась чахотка. На бурлаках буквально «горела» одежда и обувь. За три месяца движения по большой «сакме» от Астрахани до Нижнего бурлак изнашивал до 20 пар лаптей, лямку, холщевые порты, рубаху. По воспоминаниям бывшего бурлака Д.Е. Фролова, буквально весь берег реки был устлан изношенными лаптями бурлаков. Шли бурлаки медленно, не более пяти верст в сутки, да и то, если погода позволяла. И.А. Шубин так описал бурлацкое движение: «Они ступали вперед только одной правой ногой и затем подтягивали к ней левую. Шагать одинаково обеими ногами тяжесть лямки не позволяла». У всех в памяти хрестоматийные строки Н.А. Некрасова о песне-стоне бурлаков. Бурлаки, действительно, пели-стонали. Не от веселья, а чтобы не кряхтеть от натуги. Песня помогала им следовать ритму движения, бодрила.

Кстати, бодрили себя бурлаки не только протяжными песнями, но и весьма «солеными» прибаутками. На нижегородском отрезке пути в ходу были такие, например, припевки:

Вот Слопинец да Татинец –

Всем мошенникам кормилец!

Рядом тут село Работки –

Покупай хозяин водки!

А за ним село Безводно,

Живут девушки зазорно!

Вот село Великий Враг.

В каждом доме там кабак!

А вот Кстово-то христово

Развеселое село...

Вот Кунавино село,

В три дуги меня свело...

А вот село Козино,

Много девок свезено!

Город черна Балахна

Стоит полы распахня...

В Городце-то на горе

По три девки во дворе!

Каков же был заработок у бурлаков? Он оговаривался еще во время ряды, и по тем временам был, действительно, неплохим. В среднем, 35 рублей серебром за малую путину. По условиям ряды бурлаки сразу получали задаток в половину подряда. Хотя большую часть этого задатка у них часто тут же отбирали сельские старосты и помещичьи бурмистры в уплату оброка и других повинностей. На оставшиеся гроши бурлаки «харчились» в пути. Многие бурлаки втягивались за путину в пьянство, чему потакали подрядчики. Попойка начиналась уже при найме, сделка «спрыскивалась могарычем». Сначала за счет хозяев, каждый из которых покупал своей артели вина по норме: одна четверть водки на 20 бурлаков. Хозяйское угощение разжигало аппетит, и бурлацкая ватага шла в кабак «мочить лямки». К вечеру вся ватага была пьяна.

Но это было лишь начало бурлацкого пьянства. Предприимчивые кабатчики строили свои заведения возле всех речных перекатов, где скапливались бурлаки для перегрузки кладей на малые суда, чтобы провести свои суда через мели. Так у Телячьего брода (Телячий Брод-Телячий перекат) - перекат на р. Волге, расположенный в 9 вер. ниже г. Нижнего Новгорода. Еще недавно Т. Брод был едва ли не самым мелководным перекатом на р. Волге, в плесе от Нижнего Новгорода до Астрахани. В навигации (очень мелководные) 1885 и 1890 гг. глуб. не более 1 арш. 8 верш. В последнее время благодаря значительным гидротехническим сооружениям Т. Брод сделался гораздо удобнее для судоходства) под Нижним Новгородом скапливалось обычно до 150 тяжелогруженых судов. Чтобы ускорить работу, хозяева обильно угощали бурлаков. И хозяйские гостинцы нередко перерастали здесь в повальную пьянку за бурлацкий счет. В результате большинство бурлаков возвращались из путины без гроша в кармане. И полученный жалкий расчет тоже с горя пропивали. На вопрос, много ли заработал, бурлак обычно отвечал: «Нешто как всегда, вшей много заработал».

Мы неслучайно так подробно остановились на перипетиях бурлацкой жизни, чтобы показать, через какие испытания прошел наш герой. В народе тогда говорили, что лучше Христовым подаянием кормиться, чем в бурлаки идти. Но молодой Петр Егоров не сгинул в бурлацкой пучине. Конечно, он рисковал, пускаясь в этот нелегкий промысел. Но риск это был, похоже, не отчаянный, а вполне осознанный. Он был не только физически крепок и трудолюбив, но и, что в бурлацком промысле большая редкость, абсолютно трезв, как все старообрядцы. Именно трезвость вместе с рассудительностью и бойким нравом обеспечивали Петру ведущее положение в любой ватаге и помогали добиваться выгодных подрядов.

Этому способствовала и попечительская практика удельного ведомства, рекомендовавшая своим чиновникам на местах «отпускать в бурлаки группами по 10 человек с назначением одного из трезвых ответственным». Разумеется, удельные власти преследовали этим свои фискальные цели, чтобы гарантировать своевременную уплату оброка удельными крестьянами. Но и Петра Егорова такой порядок вполне устраивал, потому что именно он как человек трезвый обычно и становился этим «ответственным» и главою бурлацкой артели, получая повышенную плату. Так что уже здесь, на бурлацкой каторге, бережливый Петр Егоров сын мог положить начало своему «первоначальному накоплению». Старая вера придавала ему сил в борьбе с бурлацкими невзгодами.

По книге А. В. Седова " Кержаки. История трех поколений купцов Бугровых".

Бурлаками называли наемных рабочих, которые с помощью бечевы тянули речные суда против течения. Труд был тяжелым, но давал возможность в сезон заработать огромному числу людей. Столицей бурлачества называли город Рыбинск. Неудивительно, что именно здесь в 1977 году установили первый в нашей стране памятник бурлаку. Долгое время он был еще и единственным. В 2014 году в Самаре появилась скульптурная композиция «Бурлаки на Волге».

Самого опытного и сильного человека в артели бурлаков называли «шишка». Именно он следил за порядком, задавал темп движения. Отсюда и пошло выражение «большая шишка» - то есть, знатный, уважаемый человек.

Бурлаков называли еще «сволочью», причем, ничего обидного в этом не было. Слово «сволочь» происходит от «волочить». Достаточно вспомнить, что в России есть старинные города - Вышний Волочек и Волок-на-Ламе (Волоколамск). Во время летнего мелководья суда не могли пройти по здешним рекам, товар приходилось несколько верст переправлять «волоком». Для этого нанимались артели бурлаков.

А вот оскорбительным это слово могло стать из-за того, что наниматься на «волок» шли люди, не владевшие каким-либо другим ремеслом. Зато они славились огромной физической силой и часто устраивали погромы в питейных заведениях. Поэтому, и отношение местного населения было соответствующим.

О силе некоторых бурлаков легенды ходили по всей России. Особенно славился Никитушка Ломов, уроженец Пензенской губернии. Однажды на Волге он увидел ватагу мужиков, которые пытались выдернуть из прибрежного песка 25-пудовый якорь. Их нанял местный купец, пообещав за работу 3 рубля. То, что не удавалось целой компании, легко сделал Никитушка - раскачал якорь и выворотил его из песка. Но, купец заявил, что Ломова он не нанимал, и заплатил за работу только рубль. Силач решил проучить скрягу: отнес якорь к дому купца и повесил на ворота. Чтобы вернуть якорь на пристань, купец снова нанял артель. Только заплатить пришлось уже намного больше.

Одной из самых популярных песен среди бурлаков была знаменитая: «Эх, дубинушка, ухнем». Причем, пели ее бурлаки не для развлечения, она помогала артели выдерживать темп движения.

Над своей знаменитой картиной «Бурлаки на Волге» Илья Репин работал три года - с 1870 по 1873. Причем, впервые Репин увидел бурлаков не на Волге, а на Неве.

Заинтересовавшись этой темой, художник отправился в деревню Ширяево на Волгу, где познакомился с бурлаками лично. Правда, картина не у всех почитателей таланта Репина вызвала восторг. Например, министр путей сообщения Зеленой упрекнул живописца в том, что он изобразил допотопный способ транспортировки судов, который почти полностью исчез.

А вот знаменитому русскому писателю и журналисту Владимиру Гиляровскому довелось лично потянуть бурлацкую лямку. В молодости с одной из артелей он прошел путь от Костромы до Рыбинска. Он был человеком физически очень сильным, но, однажды и с ним произошел конфуз: Гиляровский навестил своего пожилого отца, и, решив похвастаться силой, согнул дугой железную кочергу. Отец, которому было уже за 70 лет, отругал сына за то, что тот портит вещи в доме и разогнул кочергу обратно.

В 1929 году Народный комиссариат путей сообщения СССР официально запретил бурлацкий труд. Но, к тому времени бурлаков практически не осталось, с появлением пароходов эта профессия ушла в прошлое.

С XVI века до эпохи паровых двигателей - движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.

На Севере бурлаков еще называли ярыгами. Или ярыжками. Слово это образовано из двух: «ярило» - «солнце», и «га» - «движение», «дорога».
Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек, в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу.

У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти - высокие крутые берега - назывались "Жареными буграми". С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.

«В бурлаки чаще всего шел отчаянный народ, потерявший свое хозяйство, интерес к жизни, любители путешествий и вольного воздуха…»

При прохождении судна мимо "Жареного бугра" у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Новички выстраивались у подножья бугра. За их спиной вставал лоцман с лямкой в руке. По команде и под крики бывалых бурлаков: "Жарь его!" - новичок бежал по откосу к вершине, а лоцман бил его лямкой по спине. Кто быстрее взбежит на вершину, тот получит меньше ударов. Добежав до вершины, бурлак-новичок мог считать себя получившим крещение и на равных правах входил в артель.

Иерархия

Вел бурлаков старший, авторитетный бурлак, он же водолив, отвечающий за подряды и договора, а также берущий на себя ответственность за сохранность грузов. Он же должен был следить за техническим состоянием судна, вовремя ликвидировать течи, чтобы не затопить баржу и не испортить товар.

Следующий в артельной иерархии за водоливом шел лоцман, он же «дядя», он же «булатник». Его задача состояла в том, чтобы не посадить барку на мель, провести без приключений товар через все опасные места.

Передовой бурлак, тянущий лямку, назывался «шишкою», он отвечал за слаженную работу тягловых бурлаков. Замыкали шествие два бурлака, называемые «косными». Они в случае необходимости залезали на мачты судна, управлялись с парусной оснасткой его, обзирали с высоты дорогу.

Были бурлаки коренные, которых нанимали на весь сезон, были добавочные, взятые на помощь, когда это требуется.Часто лямку тянули лошади.

"Смертельный" труд

Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Лишь попутный ветер облегчал работу (поднимался парус) и увеличивал скорость передвижения. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Пожалуй, самая известная из них «Эх, дубинушка, ухнем». Обычно ее пели для координации сил артели в самые тяжелые моменты.

На коротких остановках бурлаки штопали сносившиеся рубахи и переобувались в новые лапти.

Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. Бурлак становился подневольным до конца маршрута. По договору он обязан:

"Быть у хозяина во всяком послушании... Должен идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления... На работу - чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни".

В бурлаки шли не только мужчины. "Нужда гнала на Волгу-кормилицу и женщин, сломанных беспросветной женской долей".

С распространением пароходов бурлацкий труд исчез полностью.