Что такое гуманизм в произведениях. Понятие гуманизма

Великий и могучий русский язык для большинства из тех, кто читает эту статью - родной. Поэтому мы с трудом представляем себе страдания тех иностранцев, которые пытаются выучить его и разговаривать на нем. Но примеры многих людей, например, студентов Российского Университета Дружбы Народов, вдохновляют как молодых, так и не очень людей заняться изучением именно русского языка.

А многие ли из нас знают все правила и пишут без ошибок? Ставят правильно ударения и разговаривают без стилистических ошибок? Что же говорить о тех, кто не слышал русский язык с самого рождения – это целая наука.

Для иностранцев выучить русский – это что-то равносильное свободному владению китайским.

Падежи, окончания, бесконечные исключения из правил. А оттенки речи – эпитеты, которые употребляются так умело некоторыми мастерами слова, что не сразу и сообразишь, как то или иное предложение было образовано!

Что дает знание русского языка иностранцу.

Иностранец, который решил , может ставить перед собой совершенно различные цели – это и общение с русскими деловыми партнерами, учеба в России – российская система образования известна во всем мире, для общения с русскими туристами, например, в родной стране изучающего русский. Жители многих стран знают русский – выучив его, вы сможете объясняться с украинцами, белорусами, латвийцами и литовцами – особенно, старшего поколения, а также выходцами из Эстонии, Казахстана, многих республик бывшего СССР.

Более того, некоторые шедевры кинематографа и литературы очень сложно перевести так, чтобы сохранился оригинальный смысл и все оттенки речи автора.

В последнее время все чаще иностранцы учат русский, чтобы контактировать с нашими соотечественниками, находящимися за рубежом – в качестве туристов, к примеру.

Почему русский язык можно назвать легким?

В нем нет артиклей. Все слова употребляются без специальных частиц перед ними. Это будет непривычно для тех, чьим родным языком является, скажем, английский или греческий.

А еще русские буквы относительно легко воспринимаются, в отличие от иероглифов, поэтому читать можно научиться сравнительно быстро. С разговорной речью несколько сложнее, ведь в оборотах и произношении русского языка очень сложно разобраться, как бы нам ни казалось это странным.

Русский язык очень красивый – и поэтому он неплохо воспринимается на слух. В сравнении с так похожим на него болгарским, к примеру, он звучит как настоящая песня!

В русском языке, конечно, есть диалекты, но в целом языковые различия невелики – жители Владивостока прекрасно понимают омичей и москвичей. Исключение составляют небольшие населенные пункты Крайнего Севера и отдаленных регионов – тайги, например.

Почему русский язык можно назвать сложным?

В нем не ставятся ударения. В некоторых языках есть такая традиция – ставить ударения, когда вы читаете книгу, скажем, вы всегда знаете, какой слог (или слоги) нужно выделять интонационно. В других языках есть даже правила, регламентирующие, какие слоги ударные. Бывают, конечно, исключения, но все же правила есть. В русском языке вам придется действовать исключительно по памяти – никаких правил для расстановки ударений в нем не существует.

В нем много исключений. Как и правил. Как мы уже говорили, многие их тех, кто 10 лет учится в школе, 5 лет в университете, и к тому же проживает в России и постоянно говорит на русском языке, не знают многих правил. Что уж говорить об исключениях из правил!

В нем целых 6 падежей.

Как говорят некоторые преподаватели, которые занимаются русским языком с иностранцами, падежи – камень преткновения для студентов. Если им удается одолеть падежи, изучение русского идет куда интенсивнее. Но большинство, что называется, спотыкается именно об эту грамматическую ступень.

В нем сложно сориентироваться, когда та или иная согласная мягкая, а когда – твердая. Действительно, вы когда-нибудь задумывались о том, почему в каких-то случаях мы говорим, смягчая согласные, а в некоторых – нет. Речь не только о тех ситуациях, когда стоят мягкий и твердый знаки, а про обычные слова: мост, мама, молоко, миля, мёд и тп. Нас так научили в школе и мы не задумываемся. Есть, конечно, правило, что мягкость и твердость определяются по той гласной, которая идет за согласной, но и тут все относительно. Да и для того, чтобы успешно применять эти правила на практике, могут уйти (и обычно уходят) годы. В нашем языке нет правил закрытых и открытых слогов, чтобы хоть как-то сориентироваться в произношении. Отчасти поэтому у иностранцев, даже хорошо разбирающихся в грамматических тонкостях языка, практически всегда присутствует акцент. Говорить по-русски без акцента не удается практически никому.

В русском алфавите есть буквы, которые вовсе и не буквы – ь,ъ, а есть такие, которые не имеют аналогов в других распространенных языках – щ, ы, например. Это сбивает с толку иностранцев, которые пытаются соотнести новый алфавит со своим родным. А что делать, если аналогов нет?

И, наконец, порядок слов в предложении – он может быть каким угодно в зависимости от того, что вы хотите сказать. Необходимо помимо нужной расстановки слов выделять их интонационно – мы делаем это автоматически, подсознательно, но для иностранцев это является проблемой.

Диссертация

Шульгин, Николай Иванович

Ученая cтепень:

Кандидат философских наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Теория и история культуры

Количество cтраниц:

Глава 1. Основные философско-культурологические проблемы гуманистической мысли.

§1. Истоки и различные смыслы понятия «гуманизм ».

§ 2. Тенденции развития светского гуманизма в философской и культурологической мысли XIX - XX веков.

§3. Религиозно-идеалистический гуманизм в русской и западноевропейской мысли XIX-XX столетий.

Глава 2. Отражение проблем гуманизма в литературе второй половины XIX столетия.

§ 1. Художественная литература в социально-историческом и общекультурном контексте XIX века.

§2. Кризис гуманизма в художественной литературе

Западной Европы и США.

§ 3. Русская литература: синтез христианского и ренессансного гуманизма.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Гуманизм в европейской и русской культуре второй половины XIX века:на материале художественной литературы"

Актуальность исследования

Проблемы гуманизма привлекают растущее внимание не только специалистов, но общественных и культурных деятелей в разных странах. Это связано с тем общим интересом к проблеме человека, который характеризует все двадцатое столетие; с бурным развитием дисциплин, изучающих человека в его различных аспектах -философской антропологии, культурологии, социологии, психологии. В то же время многие авторы отмечают, что, наряду с углублением конкретных знаний, целостное представление о том, что такое человек, не только не сложилось, но, напротив, все более распадается на множество различных теорий и концепций. И если в теоретическом плане такое многообразие подходов можно считать оправданным, то в практическом отношении оно влечет за собой многие проблемы. С «размыванием » образа человека «размываются » и представления о его месте в мире, об отношении с природой, обществом, с другими людьми, о критериях оценки тех или иных поведенческих практик и социальных тенденций, образовательных и психотерапевтических методик и т.д., а в связи с этим все более неопределенным становится понимание гуманизма. И можно предположить, что дальнейшие исследования в этой сфере будут, одновременно с ростом многообразия взглядов, подходов, точек зрения, все же стремиться в пределе к выработке целостной системы представлений о человеке. Таким образом, актуальность выбранной темы представляется несомненной.

Интерес к данной проблеме вызван еще и тем, что в двадцатом веке стали яснее те различия, которые существуют между русским и западным типами гуманизма: между гуманизмом, имеющим в своей основе представления о единстве и реальности высших духовных ценностей (разработанные в религиозно-философских, философско-идеалистических направлениях), и светским, секуляризованным гуманизмом. Социальная практика последних веков дала множество примеров конкретного воплощения и развития идей как того, так и другого представлений о гуманизме, и, таким образом, сейчас исследователи имеют богатый эмпирический материал для верификации различных концепций. В частности, на наш взгляд, выявились те тупики секуляризованного гуманизма, о которых писали русские философы: утрата представления о реальности высших ценностей и идеалов привела не только к размыванию моральных норм, росту негативных социальных тенденций, но и к процессам распада личности, более того, к оправданию этих тенденций, например, в постмодернистской парадигме. Данная ситуация также требует специального осмысления.

В то же время можно отметить, что исследования проблемы гуманизма являются более плодотворными, когда опираются не только на материал социологии, психологии, культурологии или других научных дисциплин, но и на материал искусства и особенно художественной литературы, поскольку художественная литература имеет своей центральной темой именно человека и самым непосредственным образом влияет на развитие гуманитарного знания. Выдающиеся писатели в своих произведениях выступают в роли не только психологов и социологов, зачастую глубже проникающих в проблему, чем ученые, но и в роли мыслителей, нередко намного опережающих научную мысль и более того, дающих ей новые идеи. Не случайно философские и научные тексты, имеющие своей темой человека, постоянно отсылают читателя к литературным примерам. Поэтому проследить развитие идей гуманизма на материале художественной литературы представляется не только актуальным, но и закономерным.

Период развития художественной литературы, анализируемый в данной работе, практически единодушно отмечается критиками-литературоведами как наиболее целостный и завершенный, с одной стороны, и разнообразный по направлениям - с другой. Более того, именно во второй половине XIX века сформировались и отразились в литературно-художественных и литературно-критических произведениях те тенденции, которые стали главенствующими в следующем столетии. В это же время определились сходство и различие идейных и художественных подходов русской и западной литературы. Выбор для исследования конкретных стран и произведений из всего массива западной литературы обусловлен, во-первых, их наибольшей репрезентативностью, во-вторых, рамками работы.

Степень разработанности проблемы

Исследования в русле выбранной темы распадаются на два блока: с одной стороны, это философские и культурологические работы, посвященные проблемам человека и проблемам гуманизма как таковым, с другой стороны - литературно-критические труды, относящиеся к выбранному периоду. Поскольку само появление и утверждение термина «гуманизм » традиционно связывают с эпохой Возрождения, то диссертационное исследование опиралось на работы, написанные, начиная с этого периода.

К ним относятся, во-первых, труды самих мыслителей эпохи Возрождения, среди которых можно назвать Ш. де Бовеля, Дж. Боккаччо, JI. Бруни, П. Браццолини, JI. Валла, Дж. Манетти, Пико дела Мирандолу, Ф. Петрарку, М. Фичино, К. Салютати, Б. Фацио, позднее М. Монтеня, Н. Кузанского, и других. Дальнейшее развитие идей гуманизма происходит в Новом времени и эпохе Просвещения в творчестве таких авторов, как Ф.-М. Вольтер, А. К. Гельвеций , Т. Гоббс,

П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Т. Старки и др. В XIX в. развивается социальная проблематика в работах Ф. Баадера, J1.

Фейербаха, МЛ. Бакунина, А. Бебеля, В.Г. Белинского , А.А. Богданова,

И. Вейдемейера, А.И. Герцена, И. Дицгена, Н.А. Добролюбова , Э. Каабе, К. Каутского, П.А. Кропоткина , Н.В. Станкевича, Н.Г. Чернышевского, а также К. Маркса, Ф. Энгельса и позднее В.И. Ленина. Одновременно философско-антропологические и культурологические исследования развивались в классической европейской философии в работах Г.Гегеля, И.-Г. Гердера, Г.Э. Лессинга , И.Канта и т.д.; в немецкой классической литературе в трудах И.В. Гете , Ф. Шиллера; историко-культурологический ракурс исследований отражен в работах А. Бастиана, Ф. Гребнера, Дж. Мак-Леннана, Г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрезера, Ф. Фробениуса, К. Леви-Стросса, отечественных авторов, таких, как С.С. Аверинцев и др. В XX столетии развивается аксиологическая и антропологическая проблематика в трудах множества авторов - А. Бергсона, Н. Гартмана, А. Гелена, Э. Кассирера, Г. Марселя, X. Плесснера, М. Шелера, П. Тейяра де Шардена, М. Хайдеггера и др. Кроме этого, особую роль приобрели исследования, касающиеся проблем подавления личности через тотальную манипуляцию сознанием; вопросов взаимодействия человека и техники, моделей нового этапа общественного развития и т.д. Эти темы разрабатывались множеством авторов, таких, как Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Силеге, затем Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев , X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм; Г. М. Маклюэн , Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Г. Маркузе, К. Поппер, Ф. Фукуяма, Ж. Аттали и др.

И Собственно теме гуманизма, анализу этого понятия также посвящено множество работ. Ее поднимали многие из вышеназванных авторов, а в двадцатом веке она стала предметом специального исследования в работах П. Куртца, С. Ниринга, Л. Харрисона, М.

Циммермана, Т. Эрайзер, в России - JT.E. Балашова , JT.M. Баткина, Н.К. Батовой, И.М. Борзенко , Г.В. Гилишвили, М.И. Дробжева, Г. К. Косикова, А.А. Кудишиной , О.Ф. Кудрявцева, С.С. Слободенюка, Е.В.

Финогентовой, Ю.М. Михаленко , Т.М. Руяткиной, В. А. Кувакина и многих других. Можно резюмировать, что, таким образом, подавляющее большинство представителей гуманитарной мысли так или иначе внесли свой вклад в разработку проблемы гуманизма.

Анализ западной и русской литературы второй половины XIX века представлен как в статьях самих писателей, часто выступавших в роли литературных критиков, так и в трудах западных и российских литературоведов и искусствоведов XIX и XX вв. - М. Арнольда, Э. Ауэрбаха, JT. Батлера, Г. Брандеса, С.Т, Вильямса, Дж. Гиссинга, Дж. Рескина, И. Тэна, Э. Старки, Т.С. Элиота ; Н.Н. Страхова, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского , Д.И. Писарева; А.А. Аникста, М. М. Бахтина , Н.В. Богословского, Л.Я. Гинзбург, Я.Э. Голосовкера , Ю.И. Данилина, А.С. Дмитриева, В.Д. Днепрова , Е.М. Евниной, Я.Н. Засурского, Д.В. Затонского , М.С. Кагана, В.В. Лашова, J1.M. Лотмана, В.Ф. Переверзева , А. Пузикова, Н.Я. Эйдельмана, Б.Я. Эйхенбаума и множества других. Таким образом, можно отметить очень большой объем работ, посвященных различным аспектам выбранной темы, но в то же время специального сравнительного анализа гуманизма в русской и в западной литературе не проводилось, что и обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования: основные тенденции развития художественной литературы России и западных стран второй половины I XIX века.

Предмет исследования: интерпретация гуманизма в русской и западной художественной литературе второй половины XIX века.

Цель исследования: провести сравнительный анализ воплощения западного и русского типа гуманизма в художественной литературе второй половины XIX века.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ развития понятия гуманизма в философско-культурологической мысли и определить его различные смыслы и интерпретации.

2. Систематизировать основные отличия между светским и религиозным гуманизмом; выявить проблемы, связанные с утверждением секуляризованного гуманизма.

3. Дать сравнительно-исторический обзор основных тенденций развития художественной литературы второй половины XIX века в США , европейских странах и в России; проследить связь основных литературных направлений с той или иной интерпретацией гуманизма.

4. Показать внутреннее единство различных направлений русской художественной литературы.

5. Обосновать особый, синтетический характер русского типа гуманизма на материале наиболее выдающихся произведений художественной литературы Росси второй половины XIX века.

Методологическая основа диссертационного исследования

В философско-культурологическом аспекте методологическую базу исследования составили принципы диалектической методологии (принцип всесторонности рассмотрения предмета, принцип единства исторического и логического, принцип развития, принцип единства и борьбы противоположностей), метод сравнительно-исторического анализа, элементы герменевтической методологии, а также общенаучные методы: индуктивный, дедуктивный и сравнительноисторический. При исследовании художественной литературы выбранного периода теоретически и методологически значимыми для # автора стали методы литературного анализа, используемые российскими и западными исследователями.

Научная новизна исследования

1. Выявлены основные аспекты развития гуманистической мысли: социально-политический, историко-культурологический, философско-антропологический, этико-социологический.

2. Выделены три основных типа гуманизма: религиозно-идеалистический гуманизм; классический светский (ренессансный) гуманизм; превращенный светский гуманизм; обоснован переход от второго к третьему типу гуманизма; раскрыто понятие и показан тупиковый характер превращенного светского гуманизма. щ

3. Показана взаимосвязь между идейно-художественным кризисом в западной литературе второй половины XIX в. и разочарованием в идеалах классического светского гуманизма.

4. Проанализировано формирование основных литературных течений второй половины XIX века с позиции секуляризации классического светского гуманизма и трансформации его в превращенный светский гуманизм.

5. Выявлен синтетический тип гуманизма, свойственный русской культуре и выделены его основные черты: утверждение идеалов человека и общества; призыв к воплощению этих идеалов в жизни; гуманизм в аспекте сострадания и жертвенности; психологизм,

У направленный на выявление и утверждение Человека в любой личности.

В проведенном исследовании получен ряд новых результатов, которые обобщены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В гуманистической мысли в процессе ее развития выделились несколько основных аспектов/проблем: социально-политический аспект как проблема реализации идеала личного и общественного бытия в реальных исторических условиях; историко-культурологический аспект: проблемы сущности культуры, критериев прогресса; философско-антропологический аспект: вопросы о потребностях, целях, ценностях личности; этико-социологический аспект: проблемы отношений личности и общества, природы морали и пр. Различные ответы на эти вопросы сформировали разные интерпретации гуманизма.

2. Одной из центральных проблем гуманистической мысли стала проблема идеала человека и общества. На этой основе можно выделить три основных типа гуманизма: религиозно-идеалистический гуманизм; классический светский (ренессансный) гуманизм; превращенный светский гуманизм. Первый основан на идее существования высшего духовного начала мироздания, определяющего личностный и общественный идеалы. В классическом светском гуманизме сохраняются данные идеалы, но их мировоззренческое обоснование теряет цельность и постепенно «размывается ». Превращенный светский гуманизм характеризуется разрушением идеалов, оправданием «наличного » бытия и культом материальных потребностей, тенденцией к моральному релятивизму. На этом пути гуманистическая мысль фактически зашла в тупик, что на практике выразилось в росте социальных и психологических проблем.

3. Вторая половина XIX века, по мнению специалистов, отмечена социальным и идейным кризисом, что отразилось в развитии художественной литературы Европы и США. В произведениях ведущих западных писателей подверглись сомнению возможность справедливого устройства мира, способность человека отстоять свою свободу и независимость во враждебной среде, преобладание добра над злом в человеческой душе. Таким образом, кризис был связан с разочарованием в идеалах классического светского гуманизма.

4. Поиск выхода из кризиса в западной художественной литературе выразился в двух основных тенденциях: отказ от идеалов, представлявшихся несбыточными, утверждение «естественного » человека и правомерности любых его желаний и страстей (течение натурализма); и осуществление своеобразного бегства от окружающей действительности (неоромантизм, уход в «чистое искусство », течение декаданса). Обе тенденции связаны с постепенным разрушением ценностного ядра, сохранявшегося в классическом светском гуманизме, с его дальнейшей секуляризацией и утверждением превращенного светского гуманизма.

5. В русской культуре религиозно-христианские идеи были творчески переосмыслены на основе лучших достижений светской западной культуры. Это породило особый синтетический тип гуманизма, сближавший ведущих российских мыслителей-атеистов с их оппонентами, стоящими на религиозно-идеалистической платформе, и в то же время заметно отличающийся от западноевропейского гуманизма.

6. Синтетический тип гуманизма, отразившийся в русской художественной литературе, характеризовался следующими основными чертами: утверждение реальности и действенности идеалов человека и общества, к которым каждая личность должна стремиться; призыв к воплощению этих идеалов в жизни; гуманизм в аспекте добра, сострадания, жертвенности как центральная идея большинства литературных произведений; глубокий психологизм, направленный не на натуралистическое «анатомическое расчленение » человеческой души, а на выявление и утверждение Человека в любой, даже «падшей » личности, окрашенный любовью, пониманием, утверждением братского единства всех людей.

Апробация диссертационного исследования

Апробация научного материала и полученных выводов осуществлена при участии (в выступлениях) на:

Международных конференциях: «Формирование единого образовательного пространства в регионе Большого Алтая: проблемы и перспективы» (Рубцовск, 2005);

Всероссийских конференциях, симпозиумах и совещаниях: научно-практическая конференция «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе » (Барнаул, 2000); научном симпозиуме «Человек культуры » (Бийск, 2000); семинаре-совещании «Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе госстандартов второго поколения» (Барнаул, 2002); научно-практическая конференция «» (Рубцовск, 2005);

Многих региональных, межрегиональных, городских и внутривузовских конференциях: региональная научно-практическая конференция «Духовные истоки русской культуры » (Рубцовск, 20012004 гг.); межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая подготовка специалистов» (Москва, 2001); межрегиональная научно-практическая конференция «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы » (Барнаул, 2002); городская научно-практическая конференция «Наука - городу и краю» (Рубцовск, 2003, 2004); внутривузовская научно-практическая конференция «Человек в контексте современной социокультурной ситуации » (Рубцовск, 2004, 2005).

Заключение диссертации по теме "Теория и история культуры", Шульгин, Николай Иванович

Заключение

Гуманизм является одним из самых популярных и часто употребляемых терминов. Он используется в самых различных дисциплинах - в философии, социологии, психологии, культурологии; а также в обыденном языке, в литературе, в средствах массовой информации. В то же время гуманизм - одно из наиболее произвольно трактуемых понятий. При этом разность трактовок, как совершенно справедливо отмечал в свое время М. Хайдеггер, связана прежде всего с общемировоззренческой платформой автора, который этот термин употребляет, а она, в свою очередь, - с той или иной культурой, менталитетом нации, с конкретной социальной средой. Поэтому даже сама систематизация значений и смыслов данного понятия, выявление истоков его различных трактовок актуальны с теоретической точки зрения.

Возможно, еще более актуальным является исследование гуманизма с позиции социально-практической, так как он является краеугольным понятием тех сфер общественной жизни, тенденций и процессов, которые напрямую касаются человека, - образования и воспитания, построения гражданского общества, утверждения и защиты прав человека; базовых основ большинства социальных реформ. При этом, как правило, инициаторы и авторы социальных программ и проектов не фиксируют тот факт, что в них зачастую встречаются прямые противоречия между заявленными «гуманистическими » целями и конкретными практиками и методами, которые сплошь и рядом оказываются противоречащими реальным интересам личности, то есть именно антигуманными. Таким образом, прояснение понятия гуманизма может способствовать более квалифицированному и детальному анализу данных программ, выработке обоснованных рекомендаций.

Исследование истории развития данного понятия, причин возникновения его различных смыслов требует привлечения теоретического и эмпирического материала из многих областей знания, прежде всего - философско-культурологической мысли. Но не менее важным и перспективным, на наш взгляд, является применение полученных результатов к анализу тех сфер, где гуманизм явился центральным понятием. К их числу, безусловно, относится художественная литература. Человек, его проблемы, его место в мире, взаимоотношения с другими людьми, с природой и обществом всегда были основной темой художественной литературы. И без преувеличения можно сказать, что в ее рамках развилась своеобразная литературная антропология, которая не только пересеклась с антропологией философской, но во многом существенно ее опередила, предоставив в ее распоряжение богатейший эмпирический материал, разработав множество частных и даже общих интересных идей, которые впоследствии были востребованы философами, культурологами, психологами, социологами и всеми, кто так или иначе сталкивается с проблемой человека.

При исследовании процессов и тенденций развития художественной литературы второй половины девятнадцатого столетия, как наиболее показательного и во многих отношениях определяющего периода, бросается в глаза тот факт, что отмечаемый литературоведами идейно-художественный кризис, охвативший большинство европейских стран и американскую литературу в указанный период, неразрывно связан с кризисом гуманизма как такового. Гуманизм этого времени представлял собой находящийся в процессе трансформации классический ренессансно-просветительский гуманизм, с его верой во всесилие человеческого разума, способность преобразовать мир на рациональных началах и в соответствии с принципами справедливости; с убеждением в торжестве принципов свободы, равенства и братства, с верой в линейный прогресс цивилизации. Реальная действительность отмеченного исторического периода практически развеяла эти иллюзии. Это привело к тому, что старые идеалы начали отбрасываться и гуманизм стал переходить в свою превращенную форму. Если раньше под человеком, которого утверждало гуманистическое мировоззрение, понимался человек-идеал, наделенный вполне конкретными качествами, к которому каждая личность должна стремиться, то теперь на сцену вышел человек «наличный », и «гуманность » начала видеться в том, чтобы оправдать всякое бытие, любые проявления личности, в том числе и те, которые ранее отвергались как недостойные человека. Иными словами, произошло отрицание уже не тех или иных конкретных идеалов, а идеала как такового. Эти тенденции, как известно, подкреплялись философией позитивизма, приобретшей в указанный период особую популярность и существенно повлиявшей на искусство второй половины девятнадцатого века. В нем господствовала безоценочность, хладнокровно-«научное» отношение к изображаемому, к злу и патологиям, к «подполью » человеческой души, которые в дальнейшем совершенно закономерно перешли в апологию этого подполья. Как уже было сказано, данные процессы имели и имеют серьезное социальное преломление, поэтому особенно важно проследить их истоки и корни, выявить причины, приведшие к подобной трансформации понятия гуманизма.

В то же время, как известно, в русской художественной литературе данные процессы протекали существенно иначе. Как уже было сказано, в ее становлении особую роль играло религиозно-христианское мировоззрение. Его взаимодействие со светской культурой, с бурно развивающейся социально-общественной мыслью, научным мировоззрением является одной из постоянно обсуждаемых тем. Но практически все авторы сходятся на том, что православно-христианские идеи в России были творчески переосмыслены на основе лучших достижений светской западной и отечественной культуры и породили особый тип мировоззрения, далекого и от церковно-догматического православия, и от популярного в Европе позитивизма. В итоге развитие философской мысли, искусства, культуры в целом в нашей стране протекало существенно иначе.

Это во многом объясняет феномен необычайной популярности русской художественной литературы на Западе, глубокий и непрекращающийся интерес к ней, который, начиная с конца девятнадцатого столетия, продолжался многие годы. И сейчас, как известно, целый ряд русских писателей не просто входят в золотой фонд мировой литературы, но занимают в ней ведущие места. Прежде всего это связано с истинно гуманистическим потенциалом русской литературы, с ее глубоким интересом к личности, принципиально отличающимся от позитивистски-научного, бесстрастного исследования, «скальпирования » человеческой души. В то же время она была далека и от оправдания «дна», противостояла нравственному релятивизму или индивидуалистическому замыканию в «башне из слоновой кости ». Свою сверхзадачу русские писатели видели не в том, чтобы порицать «падших » но и не в том, чтобы их оправдывать, а в том, чтобы видеть «божью искру » в каждом человеке и способствовать его нравственному пробуждению.

Таким образом, в основе русского, синтетического типа гуманизма лежит именно утверждение идеалов личности и общества, к которым каждая личность должна стремиться; призыв к утверждению этих идеалов в жизни; убеждение в реальности и действенности высших ценностей; гуманизм в аспекте добра, сострадания, жертвенности как центральная идея большинства литературных произведений. Разумеется, это не означает, что в русской литературе не было тенденций, подобных западному декадансу или натурализму, но они были выявлены гораздо слабее и, главное, отражали те же самые кризисные явления, что породили данные тенденции на Западе.

Конечно, в рамках одного исследования не было возможности охватить весь спектр аспектов поднятой проблемы и различных подходов к ее решению. В то же время хочется надеяться, что работа внесет свой вклад в понимание важности анализа понятия гуманизма, его проявлений в культуре, искусстве и, в частности, в русской художественной литературе; заинтересует других специалистов, работающих над близкими проблемами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шульгин, Николай Иванович, 2006 год

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Литература и библиотековедение

Вопросы гуманизма - уважения к человеку - интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «_________________________________________________»

(название кафедры)

«Проблема гуманизма в литературе»

на примере произведений А. Писемского, В. Быкова, С. Цвейга.

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

д оцент студент гр.Д-112

Быстрова А.Н ___________ Ходченко С.Д

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

2011 год

Введение…………………………………………………………

Понятие гуманизма………………………………………………

Гуманизм Писемского (на примере романа «Богатый жених»

Проблема гуманизма в произведениях В. Быкова (на примере повести «Обелиск»…………………………………………….

Проблема гуманизма в романе С. Цвейга «Нетерпение сердца»…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………..

Список литературы…………………………………………….

Введение

Вопросы гуманизма — уважения к человеку — интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения. В литературе времени проблема выявления приоритетов, выбора между собственной жизнью и жизнью других решается неоднозначно разными авторами, и в реферате автор попытается рассмотреть, к каким же выводам приходят некоторые из них.

Тема реферата – «Проблема гуманизма в литературе».

Тема гуманизма является вечной в литературе. Художники слова всех времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступок. Вопросы, поднимаемые автором, разнообразны и сложны. На них нельзя ответить просто, односложно. Они требуют постоянного размышления и поиска ответа.

В качестве гипотезы принято положение о том, что решение проблемы гуманизма в литературе определяется исторической эпохой (временем создания произведения) и мировоззрением автора.

Цель работы: выявление особенностей проблемы гуманизма в отечественной и зарубежной литературе.

В соответствии с поставленной целью, автором решались следующие задачи:

1) рассмотреть определение понятия «гуманизм» в справочной литературе;

2) выявить особенности решения проблемы гуманизма в литературе на примере произведений А. Писемского, В. Быкова, С. Цвейга.

1. Понятие гуманизма

Человек, занимающийся наукой, встречается с терминами, которые считаются общепонятными и общеупотребительными для всех областей знания и для всех языков, К их числу относится и понятие «гуманизм». По точному замечанию А.Ф.Лосева, «у этого термина оказалась весьма плачевная судьба, какая была, впрочем, и у всех других слишком популярных терминов, а именно судьба огромной неопределенности, многозначности и часто даже банального верхоглядства». Этимологическая природа термина «гуманизм» двойственна, то есть восходит к двум латинским словам: humus - почва, земля; humanitas -человечность. Иными словами, даже происхождение термина неоднозначно и несет в себе заряд двух стихий: земной, материальной стихии и стихии человеческих взаимоотношений.

Чтобы двигаться дальше в исследовании проблемы гуманизма, обратимся к словарям. Вот как трактует значение этого слова толковый «Словарь русского языка» С.И.Ожегова: «1.Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного застоя феодализма и католицизма». 2 А вот как определяет значение слова «гуманизм» Большой словарь иностранных слов: «Гуманизм – мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, 14-16вв.) – общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в ее борьбе против феодализма и его идеологии (католицизма, схоластики), против феодального закрепощения личности и стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности». 3

В «Советском энциклопедическом словаре» под редакцией А. М. Прохорова дано следующее толкование термина гуманизм: «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений». 4 Иными словами, составители этого словаря признают существенными качествами гуманизма следующие: ценность человека, утверждение его прав на свободу, на обладание материальными благами.

«Философский энциклопедический словарь» Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблевой, В.А.Лутченко называет гуманизмом «рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам, или использует его для недостойных человека целей». 5

Обратившись к словарям, нельзя не заметить, что каждый из них дает новое определение гуманизма, расширяя его многозначность.

2. Гуманизм Писемского (на примере романа «Богатый жених»)

Роман «Богатый жених» имел огромный успех. Это произведение из жизни дворянско-чиновничьей провинции. Герой произведения Шамилов, – претендующий на высшее философское образование, вечно возящийся с книгами, которых не в состоянии одолеть, со статьями, которые только начинает, с тщетными надеждами сдать когда-либо кандидатский экзамен, –губит своей дрянной бесхарактерностью девушку, затем как ни в чем не бывало женившийся по расчету на богатой вдовушке и кончает жалкой ролью мужа, живущего на содержании и под башмаком злой и капризной бабы. Люди этого типа совершенно не виноваты в том, что они не действуют в жизни, не виноваты в том, что они — люди бесполезные; но они вредны тем, что увлекают своими фразами те неопытные создания, которые прельщаются их внешнею эффектностью; увлекши их, они не удовлетворяют их требованиям; усилив их чувствительность, способность страдать, — они ничем не облегчают их страдания; словом, это — болотные огоньки, заводящие их в трущобы и погасающие тогда, когда несчастному путнику необходим свет, чтобы разглядеть свое затруднительное положение. На словах эти люди способны на подвиги, на жертвы, на героизм; так по крайней мере подумает каждый обыкновенный смертный, слушая их разглагольствования о человеке, о гражданине и других тому подобных отвлеченных и высоких предметах. На деле эти дряблые существа, постоянно испаряющиеся в фразы, не способны ни на решительный шаг, ни на усидчивый труд.

Юный Добролюбов записывает в 1853 году в свой дневник: чтение «Богатого жениха» «пробудило и определило для меня давно спавшую во мне и смутно понимаемую мною мысль о необходимости труда, и показало всё безобразие, пустоту и несчастие Шамиловых. Я от души поблагодарил Писемского». 6

Рассмотрим более подробно образ Шамилова. Он пробыл три года в университете, болтался, слушал по разным предметам лекции так же бессвязно и бесцельно, как ребенок слушает сказки старой няни, вышел из университета, уехал восвояси, в провинцию, и рассказал там, что «намерен держать экзамен на ученую степень и приехал в провинцию, чтобы удобнее заняться науками». Вместо того чтобы читать серьезно и последовательно, он пробавлялся журнальными статьями и тотчас по прочтении какой-нибудь статьи пускался в самостоятельное творчество; то вздумает писать статью о Гамлете, то составит план драмы из греческой жизни; напишет строк десять и бросит; зато говорит о своих работах всякому, кто только соглашается его слушать. Россказни его заинтересовывают молодую девушку, которая по своему развитию стоит выше уездного общества; находя в этой девушке усердную слушательницу, Шамилов сближается с нею и, от нечего делать, воображает себя до безумия влюбленным; что же касается до девушки, — та, как чистая душа, влюбляется в него самым добросовестным образом и, действуя смело, из любви к нему преодолевает сопротивление своих родственников; происходит помолвка с тем условием, чтобы Шамилов до свадьбы получил степень кандидата и определился на службу. Является, стало быть, необходимость поработать, но герой не осиливает ни одной книги и начинает говорить: «Не хочу учиться, хочу жениться» 6 . К сожалению, он говорит эту фразу не так просто. Он начинает обвинять свою любящую невесту в холодности, называет ее северною женщиною, жалуется на свою судьбу; прикидывается страстным и пламенным, приходит к невесте в нетрезвом виде и, с пьяных глаз, совершенно некстати и очень неграциозно обнимает ее. Все эти штуки проделываются отчасти от скуки, отчасти потому, что Шамилову ужасно не хочется готовиться к экзамену; чтобы обойти это условие, он готов поступить на хлеба к дяде своей невесты и даже выпросить через невесту обеспеченный кусок хлеба у одного старого вельможи, бывшего друга ее покойного отца. Все эти гадости прикрываются мантиею страстной любви, которая будто бы омрачает рассудок Шамилова; осуществлению этих гадостей мешают обстоятельства и твердая воля честной девушки. Шамилов устраивает и сцены, требует, чтобы невеста отдалась ему до брака, но она настолько умна, что видит его ребячество и держит его в почтительном отдалении. Видя серьезный отпор, герой жалуется на свою невесту одной молодой вдове и, вероятно, чтобы утешиться, начинает объясняться ей в любви. Между тем отношения с невестою поддерживаются; Шамилова отправляют в Москву держать экзамен на кандидата;

6 А.Ф. Писемский «Богатый жених»,текст по изд. Художественная литература, Москва 1955г,с 95

Шамилов экзамена не держит; к невесте не пишет и, наконец, успевает уверить себя без большого труда в том, что его невеста его не понимает, не любит и не стоит. Невеста от разных потрясений умирает в чахотке, а Шамилов избирает благую часть, т. е. женится на утешавшей его молодой вдове; это оказывается весьма удобным, потому что у этой вдовы — обеспеченное состояние. Молодые Шамиловы приезжают в тот город, в котором происходило все действие рассказа; Шамилову отдают письмо, написанное к нему его покойною невестою за день до смерти, и по поводу этого письма происходит между нашим героем и его женою следующая сцена, достойным образом завершающая его беглую характеристику:

— Покажите мне письмо, которое отдал вам ваш друг, — начала она.

— Какое письмо? — спросил с притворным удивлением Шамилов, садясь у окна.

— Не запирайтесь: я все слышала… Понимаете ли вы, что делаете?

— Что такое я делаю?

— Ничего: вы только принимаете от того человека, который сам прежде интересовался мною, письма от ваших прежних приятельниц и потом еще говорите ему, что вы теперь наказаны — кем? позвольте вас спросить. Мною, вероятно? Как это благородно и как умно! Еще вас считают умным человеком; но где же ваш ум? в чем он состоит, скажите мне, пожалуйста?.. Покажите письмо!

— Оно писано ко мне, а не к вам; я вашими переписками не интересуюсь.

— У меня не было и нет ни с кем переписки… Я играть вам собою, Петр Александрыч, не позволю… Мы ошиблись, мы не поняли друг друга.

Шамилов молчал.

— Отдайте мне письмо, или сейчас же поезжайте куда хотите, — повторила Катерина Петровна.

— Возьмите. Неужели вы думаете, что я привязываю к нему какой-нибудь особый интерес? — сказал с насмешкою Шамилов. И, бросив письмо на стол, ушел. Катерина Петровна начала читать его с замечаниями. «Я пишу это письмо к вам последнее в жизни…»

— Печальное начало!

«Я не сержусь на вас; вы забыли ваши клятвы, забыли те отношения, которые я, безумная, считала неразрывными».

— Скажите, какая неопытная невинность! «Передо мною теперь…»

— Скучно!.. Аннушка!..

Явилась горничная.

— Поди, отдай барину это письмо и скажи, что я советую ему сделать для него медальон и хранить его на груди своей.

Горничная ушла и, воротившись, доложила барыне:

— Петр Александрыч приказали сказать, что они без вашего совета будут беречь его.

Вечером Шамилов поехал к Карелину, просидел у него до полуночи и, возвратись домой, прочитал несколько раз письмо Веры, вздохнул и разорвал его. На другой день он целое утро просил у жены прощения 7 .

Как мы видим, проблема гуманизма рассматривается здесь с позиции отношений между людьми, ответственности каждого за свои поступки. И герой – человек своего времени, своей эпохи. И он таков, каким его сделало общество. И эта точка зрения перекликается с позицией С. Цвейга в романе «Нетерпение сердца».

7 А.Ф. Писемский «Богатый жених»,текст по изд. Художественная литература, Москва 1955г,с 203

3. Проблема гуманизма в романе С. Цвейга «Нетерпение сердца»

На органическую связь мировоззрения Цвейга с идеологией буржуазного либерализма очень верно указал в статье "Смерть Стефана Цвейга" известный австрийский романист Франц Верфель, точно обрисовавший социальную среду, из которой вышел Цвейг - человек и художник. "Это был мир либерального оптимизма, который с суеверной наивностью верил в самодовлеющую ценность человека, а по существу - в самодовлеющую ценность крохотного образованного слоя буржуазии, в его священные права, вечность его существования, в его прямолинейный прогресс. Установившийся порядок вещей казался ему защищенным и огражденным системой тысячи предосторожностей. Этот гуманистический оптимизм был религией Стефана Цвейга, а иллюзии безопасности он унаследовал от предков. Он был человеком, с детским самозабвением преданным религии гуманности, под сенью которой он вырос. Ему были ведомы и бездны жизни, он приближался к ним как художник и психолог. Но над ним сияло безоблачное небо его юности, которому он поклонялся, - небо литературы, искусства, единственное небо, какое ценил и знал либеральный оптимизм. Очевидно, помрачнение этого духовного неба было для Цвейга ударом, который он не смог перенести..."

Гуманизм Цвейга уже в начале творческого пути художника приобрел черты созерцательности, а критика буржуазной действительности приняла условную, абстрагированную форму, так как Цвейг выступал не против конкретных и вполне зримых язв и болезней капиталистического общества, а против "извечного" Зла во имя "извечной" Справедливости.

Тридцатые годы для Цвейга - годы жестокого духовного кризиса, внутренней смятенности и возрастающего одиночества. Однако напор жизни толкал писателя на поиски разрешения идейного кризиса и заставлял пересматривать идеи, лежавшие в основе его гуманистических принципов.

Написанный в 1939 году его первый и единственный роман "Нетерпение сердца" также не разрешал терзавших писателя сомнений, хотя и содержал попытку Цвейга по-новому осмыслить вопрос о жизненном долге человека.

Действие романа разыгрывается в небольшом провинциальном городке бывшей Австро-Венгрии накануне первой мировой войны. Герой его, молодой лейтенант Гофмиллер, знакомится с дочерью местного богача Кекешфальвы, которая влюбляется в него. Эдит Кекешфальва больна: у нее парализованы ноги. Гофмиллер - честный человек, он относится к ней с дружеским участием и только из сострадания делает вид, что разделяет ее чувство. Не найдя в себе мужества прямо сказать Эдит о том, что не любит ее, Гофмиллер постепенно запутывается, дает согласие жениться на ней, но после решительного объяснения бежит из города. Брошенная им, Эдит кончает самоубийством, и Гофмиллер, вовсе не желая того, по существу становится ее убийцей. Таков сюжет романа. Философский его смысл раскрывается в рассуждении Цвейга о двух типах сострадания. Одно - трусливое, основанное на простой жалости к несчастьям ближнего, Цвейг называет "нетерпением сердца". Оно скрывает инстинктивное желание человека защитить свой покой и благополучие и отмахнуться от настоящей помощи страждущему и страждущим. Другое - мужественное, открытое сострадание, не боящееся правды жизни, какой бы она ни была, и ставящее своей целью оказание реальной помощи человеку. Цвейг, отрицая своим романом бесплодность сентиментального "нетерпения сердца", пытается преодолеть созерцательность своего гуманизма и придать ему действенный характер. Но беда писателя была в том, что он не пересматривал принципиальных основ своего мировоззрения и обращался к отдельному человеку, не желая или не умея понять, что истинный гуманизм требует не только нравственного перевоспитания человека, но коренного изменения условий его существования, которое явится результатом коллективного деяния и творчества народных масс.

Несмотря на то, что главный сюжет романа «Нетерпение сердца» строится на личной, частной драме, как бы вынутой из сферы общезначимых и важных общественных конфликтов, она избрана писателем для того, чтобы определить, каково должно быть общественное поведение человека 7 8.

Смысл совершившийся трагедии истолковал доктор Кондор, который объяснил Гофмиллеру характер его поведения по отношению к Эдит: «Есть два рода сострадания. Одно малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах, и даже свыше их» 8 9. А сам герой успокаивает себя: «Какое значение имело одно убийство, одна личная вина в сравнении с тысячами убийств, с мировой войной, с массовым разрушением и уничтожением человеческих жизней, самым чудовищным из всех, какие знала история?» 9 10

Прочитав роман, можно сделать вывод, что нормой личного и общественного поведения человека должно стать действенное сострадание, требующее от человека практических поступков. Вывод очень важный, приближающий Цвейга к горьковскому пониманию гуманизма. Истинный гуманизм требует не только нравственной активности человека, но и коренного изменения условий его существования, которое возможно в результате социальной активности людей, их участия в историческом творчестве.

4. Проблема гуманизма в произведениях В. Быкова (на примере повести «Обелиск»)

Повести Василия Быкова можно определить как героико-психологические. Во всех произведениях он изображает войну как страшную народную трагедию. Но война в повестях Быкова – это не только трагедия, но и проверка духовных качеств человека, ибо в самые напряженные периоды войны раскрывались все глубинные тайники души человеческой. Герои В. Быкова полны сознания моральной ответственности перед народом за свои поступки. И часто проблема героизма решается в повестях Быкова как морально-этическая. Героизм и гуманизм рассматриваются как нечто целое. Рассмотрим это на примере повести «Обелиск».

Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.

Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.

На первый взгляд, учитель Алесь Иванович Мороз не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» 10 11 - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, - ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей.

И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать» 11 12.

В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный.

Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы, скорее всего, устраниться.

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты. Характеризуя общие закономерности характеров, созданных В. Быковым, Л. Иванова пишет, что герой его повестей «…даже в безвыходных обстоятельствах …остается человеком, для которого самое святое – не пойти против своей совести, диктующей нравственный максимализм поступков, которые он совершает» 12 13.

Заключение

Поступком своего Мороза В. Быков о том, что закон совести всегда в силе. У этого закона есть свои строгие притязания и свой круг обязанностей. И если человек, оказавшийся перед выбором, добровольно стремится выполнить то, что сам считает внутренним долгом, ему нет дела до общепринятых представлений. И последние слова романа С. Цвейга звучат как приговор: «…никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть». 13 14 Именно эта позиция, на мой взгляд, объединяет произведения А. Писемского, В. Быкова и С. Цвейга, написанные в разных социальных условиях, о совершенно разных в социальном и нравственном плане людях.

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять суть героизма, самоотверженности, истинной доброты, а значит, и истинного гуманизма. Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.

Список литературы

  1. Большой словарь иностранных слов: - М.: -ЮНВЕС, 1999.
  2. Быков, В. В. Обелиск. Сотников; Повести/Предисловие И. Дедкова. – М.: Дет. лит., 1988.
  3. Затонский, Д. Художественные ориентиры XX века. – М.: Советский писатель, 1988
  4. Иванова, Л. В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., 1979.
  5. Лазарев, Л. И. Василь Быков: Очерк творчества. – М.: Худож. лит., 1979
  6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. М. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.
  7. Плеханов, С. Н. Писемский. – М.: Мол. Гвардия, 1987. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 4 (666)).
  8. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
  9. Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблевой, В.А.Лутченко. –М.: ИНФРА-М, 2000.
  10. Цвейг, Стефан. Нетерпение сердца: Романы; Новеллы. Пер. с нем. Кемеровское кН. изд-во, 1992
  11. Цвейг, Стефан. Собрание сочинений в 7 томах. Том 1, Предисловие Б. Сучкова, - М.: Изд. «Правда», 1963.
  12. Шагалов, А. А. Василь Быков. Повести о войне. – М.: Худож. лит., 1989.
  13. Литература А.Ф. Писемский «Богатый Жених»/текст печатается по издании художественной литературы,Москава,1955 г.

2 Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. М. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – с. 146

3 Большой словарь иностранных слов: - М.: -ЮНВЕС, 1999. – с. 186

4 Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – с. 353

5 Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблевой, В.А.Лутченко. –М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 119

6 Плеханов, С. Н. Писемский. – М.: Мол. Гвардия, 1987. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 4. 0с. 117

7 8 Стефан Цвейг. Собрание сочинений в 7 томах. Том 1, Предисловие Б. Сучкова, - М.: Изд. «Правда», 1963. – с. 49

8 9 Цвейг Стефан. Нетерпение сердца: Романы; Новеллы. Пер. с нем. Кемеровское кН. изд-во, 1992. – с.3165

9 10 Там же, с.314

10 11 Быков В. В. Обелиск. Сотников; Повести/Предисловие И. Дедкова. – М.: Дет. Лит., 1988. – с.48.

11 12 Там же, с.53

12 13 Иванова Л. В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., 1979, с.33.

13 14 Цвейг Стефан. Нетерпение сердца: Романы; Новеллы. Пер. с нем. Кемеровское кН. изд-во, 1992. - с 316


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77287. О СОЗДАНИИ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ НАУЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 33 KB
При визуализации той или иной сущности специфическими являются выбор конкретного двух или трехмерного геометрического представления абстрактного объекта и разработка алгоритма построения этого представления на основе данных производимых вычислительной программой. Можно выделить три класса систем визуализации. Наконец к третьему классу относятся специализированные системы визуализации созданные специально для данного исследовательского проекта или даже конкретного пользователя.
77289. ON DEVELOPING ENVIRONMENT FOR CONTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 29 KB
One cn distinguish three clsses of visuliztion systems. The first one consists of universl systems which include set of lgorithms for constructing wide rnge of typl representtions. For exmple wellknown systems PrView nd VS belong re of this kind.
77290. ENVIRONMENT FOR CONSTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 32 KB
Ekterinburg The tlk dels with scientific visulistion system which is elborted by the uthors. One of the problems of trditionl visuliztion systems is tht some set of trnsformtion lgorithms is strictly prescribed nd cnnot be chnged. yer go the uthors presented this system lredy.
77291. Развитие программных средств научной визуализации 72.5 KB
В связи с этим в арсенале визуализации создано множество программных средств. Но что делать если исследуемое явление настолько новое что нет готовых программ визуализирующих его Можно все же попытаться выразить визуальные сущности в терминах готовых систем визуализации. Можно создать программу для визуализации с нуля.
77292. Human-aware content elements as a base for website backend interfaces 24.5 KB
This is especilly importnt for hosted CMS services becuse there is no personl trining provided for the user. For exmple to dd vcncy on site user often should perform the following steps: crete pge crete nd formt vcncy description dd links to tht pge from min menu nd dd nnounce to compnys news. So user wstes his time nd even my leve the service. t the beginning of site cretion process user is sked for his compny type: rel estte cr rentl DVD store etc.
77293. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТРАССЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 32.5 KB
В литературе можно найти самые разные подходы к визуализации трасс выполнения параллельных программ. В докладе мы приведем как обзор существующих решений так и предложения по новым подходам к разработке средств визуализации трасс. Поэтому приемы хорошо помогавшие при визуализации данных лет двадцать назад например использование Visul Informtion Seeking Mntr ldquo;Overview first zoom nd filter then detilsondemndrdquo; не срабатывают. Активно используются методы визуализации трассы выполнения на базе разнообразных метафор...
77294. ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАСПАРАЛЛЕЛИВАНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО КОДА 26.5 KB
Представляется что создание вспомогательных визуальных сред поддержки распараллеливания программ сможет облегчить работу специалистов и увеличить эффективность и надежность распараллеливания. Нами разработан макет средств визуальной поддержки распараллеливания в двух вариантах параллелизма на основе общей памяти и параллелизма на основе передачи сообщений с использованием библиотек OpenMP и MPI соответственно. Предполагается что пользователь по ходу анализа и обработки текста вносит изменения в текст последовательной программы для ее...
77295. Конструктор специализированных систем визуализации 1.13 MB
Статья посвящена разрабатываемой авторами системы научной визуализации. Схема процесса визуализации Средства научной визуализации разделяются на три класса: Универсальные системы которые включают широкий набор алгоритмов построения различных типовых представлений. Например это известные системы PrView и VS. Универсальноспециализированные системы ориентированные на визуализацию объектов определенного типа.