Чем различаются кукольные театры в разных странах. Кукольный театр как синтетический жанр

Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие - в их устройстве.

Бибабо

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень - гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла - самая распространенная в кукольном театре.

Марионетки

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера - вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде - театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

Механические куклы

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Мимирующие куклы

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это - мимирующие куклы.

Теневые куклы

Теневая кукла - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Вертепные куклы

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Что дает ребенку кукольный театр?

В сложившихся условиях развития общества применение искусства театра в образовательных целях позволяет включить человека в процесс познания. Театрально игровая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, является универсальным средством развития личностных способностей человека. Поэтому включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс- действительная потребность развития современной системы образования и одно из условий реализации новых стандартов. Это обеспечивает переход от эпизодического присутствия театра в жизни детей к системному моделированию его функций, как интеграции основного и дополнительного образования.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении- одна из самых важных человеческих потребностей. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом. Для развития коммуникативных умений и навыков эффективно можно использовать театральную деятельность. Однако, определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельности (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками, в партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводит к обеднению коммуникативных способностей ребенка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налажывают дружеские и игровые отношения с ними, вынуждены играть в одиночестве.

У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют свои возможные качества лидера и тянутся за лидером. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка является актуальной проблемой современной педагогики, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Очень часто первым театром ребенка становится театр кукол – искусство понятное и близкое детской психологии. Театр, где игрушки и куклы оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, дает ребенку реальное, ощутимое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они могли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого «оживления», которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно! Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям чудом. Чудо оживления куклы отличает искусство кукольного театра от любого другого зрелища. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Речь идет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпочной мягкой кукле, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Ребенок уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно выражается на лице ребенка. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во –первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будем играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть

специально для него придуманный сценарий. В процессе представления в том или ином виде

воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает

свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и

негативных эмоций. Во- вторых, кукла- перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт – или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол- перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым?

В игре он больше не малыш, он взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор. Не теряться выступать перед аудиторией, уметь управлять своим голосом – очень важный элемент в процессе общения ребенка с окружающим миром. Игры с перчаточными куклами помогают ребенку приобрести уверенность в своих силах и возможностях.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развивать память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов («жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «бил-бил, не разбил»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

С особым удовольствием дети участвуют в музыкальных сказках, где ограничено, сочетаются слово, песня, музыка, танец. Движение под музыку, пение приносит детям ни с чем несравнимое удовольствие и радость. Такие спектакли юные артисты показывают детям, тем самым, даря радость другим.Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. По силе эмоционального воздействия театр кукол занимает особое место в ряду других искусств. Ребенок и не подозревает, какую сложную работу души приходится совершать в театре. В театре маленькому зрителю доверяют учиться жизни самостоятельно. Дети сами должны сделать выбор: за кого- то из героев порадоваться, за кого огорчиться. Разумеется, самостоятельность здесь далеко не полная, и мысли, и чувства зрителя, и возможность нравственного выбора направляет театр.

Практические занятия по изготовлению куклы и ее костюма дают возможность познакомиться с различными материалами и технологиями их обработки, получить определенные умения и навыки в работе с ними. Работая над изготовлением куклы, ребенок создает свой неповторимый художественный образ, где развивается его фантазия и воображение. На практических занятиях по вождению куклы, сценической речи, созданию спектакля ребята овладевают навыками актерского мастерства, учатся раскрепощаться, чувствовать себя свободно, познают особенности поведения словесного и физического действия. На занятиях по сценической речи ребенок приобретает навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией; творческое отношение к слову; навыки самостоятельного образного мышления, творческой инициативы; освобождается от психофизических зажимов; вырабатывает свободное словесное общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады).

Данные занятия развивают образное мышление, дают возможность овладеть необходимыми умениями и навыками.

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей. Театр способен формировать характер юного зрителя, его отношение к действительности. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – первейшее значение театра для детей, его главнейшая миссия, как духовного наставника, воспитателя. Театр способен пробудить в человеке способность размышлять о мире и себе, об ответственности и свои поступки.

Очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью способен помочь ребенку в постижении реальности мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя (разумеется, на первых порах с помощью педагога).

Кукольный театр - один из древнейших видов театра. В Египте женщины во время ритуалов носили куклу Осириса, царя загробного мира. И это можно считать первым явлением кукольного театра как искусства. В Древней Греции и Древнем Риме также существовали кукольные , но пришли они из далекой Древней Индии и Китая вместе со странствующими кукольниками. В 1636 году появился кукольный театр в России. Немного позже русский кукольный театр стал гастролировать на Украине и в Поволжье. В середине 18 века (1733 г) четыре театра кукол из итальянских комедиантов приехали в Россию по приглашению царицы Анны Ивановны и начали свои гастроли в Москве и Санкт-Петербурге.

Обрядово-ритуальный кукольный театр

Древнейшая форма кукольного театра, подразумевающая действо, происходящее с оттенком национальных традиций. Наиболее известны в этом отношении кукольные театры Востока: японский дзёрури, индонезийский ваянг, индийский и китайский кукольные театры. Крупнейший в Японии кукольный театр называется “Бунраку”. В нем показываются сценки в жанре дзёрури (драматическое речитативное пение). У нас и на европейских просторах известны обрядово-ритуальные театры:

  • “Эль Пасторес” (Каталония);
  • “Вертеп” (Украина, Россия);
  • “Батлейка” (Беларусь);
  • “Маланка” (Молдавия);
  • “Шопка” (Польша).

Самым уникальным кукольным театром является “Bread and Puppet” основанный в 1962 году в Нью-Йорке и действующий под руководством Питера Шумана. Театр расположен на большой ферме в Вермонте, где огромные куклы из папье-маше и картона разыгрывают спектакли с политическими комментариями, замаскированными персонажами, импровизированными танцами и в сопровождении духового оркестра. Название театра переводится как “Хлеб и Кукла”. Дело в том, что в начале каждого представления кукольники угощают своего зрителя свежеиспеченным хлебом с аиоли (соус из чеснока, оливкового масла, лимонного сока и яичных желтков) в целях создания духа единства зрителя и актеров. Угощение свежим хлебом является символом того, что искусство должно быть настолько приближено к жизни, насколько приближен к жизни хлеб.

Народные кукольные театры сатиры

Такие театры созданы бродячими актерами, в них высмеиваются злободневные ситуации, также для них характерно минимальное наличие декораций. Отличаются народный кукольный театр обязательным присутствием типизированного комического персонажа, именуемого в разных странах по-разному, но имеющего сходные черты: большая голова, крючкообразный нос, возможно с двумя или одним горбом спереди и сзади. В Германии его называют Гансвурст, во Франции - Полишинель, в России - это всем известный Петрушка.

Детский кукольный театр

Такой театр показывает в основном сказочные сюжеты, воспитывая и развлекая подрастающее поколение. Иногда сказочные спектакли адресованы взрослому зрителю (иносказательно-символистский театр), они вовлекают зрителя в игру с куклами (театр массовых праздников) или действуют в целях развития мелкой моторики у детей (лечебный театр).

Виды кукол

Кукольные театры можно классифицировать также по видам кукол и способам их управления. Самая главная классификация кукол сводится к трем видам: верховые (к ним относятся перчаточные, пальчиковые и тростевые), куклы-автоматы и напольные куклы (марионетки, куклы-великаны и планшетные).

Перчаточную куклу актер надевает на руку и управляет ей. Пальчиковые куклы тоже надеваются на руку (на пальцы) и в основном участвуют в камерных спектаклях. Тростевые куклы крепятся на трости к “плечам “ и управляются с помощью тростей. Плоские тростевые куклы изначально использовались в кукольных театрах Азии и Востока. Потом они получили широкое распространение в мире. Тростевые плоские куклы плотно прижимаются к полупрозрачному экрану, могут отбрасывать черно-белые и цветные тени в зависимости от окраса куклы. Марионетки управляются с помощью нитей, за которые актер дергает сверху. Название получили от фр. Marionette (маленькие фигурки, изображавшие деву Марию). Планшетные куклы - это большие куклы, которые “ходят” по полу вместе с актером. Куклы-великаны можно часто встретить на праздниках. Это не столько кукла, сколько сказочный цельный костюм с большой головой для актера. Кукла-автомат “оживает” с помощью механизма (рычагов, пружин, пара).

Приобщиться к прекрасному и таинственному в театре кукол можно в любой стране мира. Вот наиболее известные кукольные театры: “Либелуа” в Испании, “Бунраку” или “Авадзи” в Японии, “Вертеп” в Украине, также достаточно известны кукольные театры Англии, Чехии и Польши.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

Истоки кукольного театра уходят очень глубоко в прошлое, в первобытные времена, когда человек жил в сообществе своего племени и обитал в укромных пещерах. Почти каждое первобытное племя обладало своим тотемом, то есть, священным животным, которому они поклонялись и которого они восхваляли. По верованию человека тех времен, тотем был наделен магической силой. К нему относились с большим уважением, почтением, ему молились и приносили пожертвования, иногда даже человеческие жизни. В большинстве племен было заведено изготавливать своеобразное символическое отображение тотема. С подобным олицетворением божества проводились разнообразные ритуалы, что должно было способствовать удаче.

На Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств исполнять роль божества. Постепенно, с развитием культуры общества, эти обереги стали просто детскими игрушками. Они помогали инсценировать жизненные ситуации и воплощать в игре придуманные забавные истории.

Первые театральные куклы

Появление первых театральных кукол обязано древнегреческим традициям устраивать домашние спектакли. Члены семьи шили кукол, наряды для них, создавали декорации, а затем организовывали представления. Знатные состоятельные люди могли позволить себе мастерить кукол из настоящего серебра или даже золота. В этот же период стали появляться первые куклы, которые могли двигаться при помощи приводных ремней и пара. Такие экземпляры приводили публику просто в восторг. Немного позже куклы были помещены в специальный ящик с предусмотренными отверстиями, из которых они торчали во время представлений. С такими «волшебными» коробочками кукольники странствовали по городам и показывали небольшие спектакли.

В период Средневековья подобные представления устраивались непосредственно на ярмарках и площадях. Популярность такого вида театрального искусства повлекла за собой появление не только кукол-артистов, но и артистов-кукольников. Для проведения своих представлений в их распоряжении был лишь обрез ткани, натянутый на веревке. Кукольники в своих спектаклях рассказывали о любви и ненависти, о добре и зле. В средине девятнадцатого столетия для подобных представлений стали отводить отдельные помещения. Новые усовершенствованные куклы умели шутить, плакать и выражать публике свои чувства. Они восхваляли добро и высмеивали человеческие недостатки. В этот период разнообразие кукол просто поражало - маленькие, большие, куклы-перчатки, -тарелочки, -ложечки, тростевые, марионетки, механические, теневые и другие.

История кукольных театров

Кукольный театр уходит своей историей в далекие от нас времена. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам, люди начали делать их изображения. Это были куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, носили их на носилках, возили на спинах слонов и колесницах. Впоследствии, за счет различных приспособлений, заставляли кукол, изображавших предмет поклонения, поднимать руки или лапы, открывать и закрывать глаза, кивать головами и скалить зубы. Постепенно данные зрелища становились похожими на современные театральные представления. С помощью кукол разыгрывались легенды, проигрывали народные сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира.

На Руси не было государственных кукольных театров. Бродячие кукольники давали маленькие представления на ярмарках, в городских дворах, на бульварах. Под громкие звуки шарманки кукольник показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про Петрушку. Жизнь народных кукольников была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

Куклы, похожие на русского Петрушку были и в других странах. Все они изображали длинноносого, крикливого забияку. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции это был Полишинель, Пульчинелла в Италии, два героя в Германии - это Кашперле и Гансвурст, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии - Кашпарек.

Виды кукол

В современном мире кукольные театры есть почти во всех странах. В них используют для представлений три вида кукол:

  • куклы, приводящиеся в движение нитками;
  • куклы, надевающиеся на руку;
  • куклы на тростях.

При использовании кукол на нитках актер-кукловод располагается на возвышении позади сцены и держит в руках вагу.

Определение 1

Вага - специальное устройство, состоящее из двух-трех перекрещивающихся палочек с прикрепленными к ним нитями.

При этом нижние концы ниток соединены с куклой в районе головы и спины, привязаны к ее рукам, плечам, коленкам и ступням ног. У куклы обычно бывает $10-20$ нитей, но иногда их количество доходит до $40$ ниток. При раскачивании палочки, от которой нити идут к коленям куклы, она начинает двигать ногами, ходить и даже танцевать. При натяжении нитки, прикрепленной к спине, кукла выполняет поклон. Куклы такой системы еще называются марионетками, что не совсем верно, потому что так принято называть любую театральную куклу во многих странах. Правильнее этих кукол называть - куклы на нитках.

Еще одна система кукол – это куклы, которые надеваются на руку, как перчатки. При этом голова куклы надевается на указательный палец, одна рука - на средний, а другая рука - на большой палец. Таких кукол часто называют в нашей стране петрушками, что также не совсем верно, так как куклы этой системы есть в разных странах. Правильное их название –перчаточные куклы или куклы на пальцах.

Куклами на тростях актер-кукловод играет из-за ширмы. Такую куклу держат за центральную палку, проходящую через всю куклу. К палке крепятся голова и плечи куклы. Актер управляет руками куклы при помощи тонких палочек-тростей, которые крепятся к локтям или кистям куклы. Палочки невидимы зрителям, они скрыты в одежде игрушки.

Куклы на нитках и перчаточные куклы на пальцах много сотен лет существуют практически во всех странах. Куклы на тростях до начала $20 века$ существовали только на Востоке, преимущественно в Китае и Индонезии. В России куклы на трости появились впервые у кукольников-художников Ефимовых.

Современные кукольные театры

Замечание 1

Государственные кукольные театры в России были созданы только после революции $1917 года.$

В кукольных театрах ставят народные сказки, а также пьесы, написанные драматургами. Большинство кукольных театров играют для детей, но в некоторых ставятся представления для взрослых, которые любят кукольный театр не меньше детей.

Кукольные театры – первая ступень в приобщении детей к театральному искусству. Они не просто дарят радость, учат понимать искусство театра, формируют художественный вкус, учат восприятию окружающего мира.