Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!".

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ("Сказка о попе", "О медведихе", "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке", "О мертвой царевне" и "О золотом петушке"


Пушкин А.С. - У Лукоморья Исполняет Boris Vetrov

Жил старик со своею старухой у самого синего моря; Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод... Год выпуска: 1950

А.С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу. Читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта, воплощенные в бессмертно прекрасных словах, звуках, образах, воссозданных силой воображения, силой искусства.

О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках.

В сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), золотой петушок, золотая рыбка, черт и бесенок. Все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добры, гуманны, благородны.

Писатели XVIII и начала XIX в. с детства были окружены этой стихией народной поэзии. Она, естественно, проникала и в их собственное творчество. Подражания народным песням или сказкам писали почти все поэты, независимо от их социальных и политических взглядов: и Сумароков, и Державин, и Радищев, и Карамзин, и Дельвиг, и Жуковский, и Катенин, и многие другие.


Рисованный советский мультипликационный фильм, музыкальное представление по мотивам одноимённой сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сказка о жадном попе, который решил сэкономить и нанял Балду в работники за три щелчка по лбу в год.


Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха (песенного, поговорочного, раешного), языка и стиля.

Советский мультфильм для детей по мотивам одноименной сказки А.С. Пушкина. Царь Дадон, владения которого периодически подвергаются неожиданным набегам недругов, за обещание исполнить любое желание, получает от мудреца-звездочёта золотого петушка, который затем исправно сообщает о приближении неприятеля. Поскольку старец долго не напоминал о себе и ничего не требовал взамен, Дадон успокоился и уже было забыл о данной клятве. Однако, когда царь собрался жениться, встретив неземной красоты девицу, «Шамаханскую царицу», появился мудрец и потребовал её себе в качестве уплаты...

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл "Пушкинский венок".

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.


Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Аркадьевна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

5 класс" href="/text/category/5_klass/" rel="bookmark">5 классов по сказкам)

Цель: пробуждать интерес к сказкам и его творчеству в целом.

Задачи:

Познакомить со сказками;

Развивать коммуникацию уч-ся.

Ход программы:

Звучит музыка. Дети садятся за столы.

Ведущий: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей смертельных орудий? И рядом с ними – это лёгкое имя Пушкин…» - так писал о Пушкине другой замечательный поэт А. Блок.

А сам писал в письме: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу «Записки», обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Разнообразно творчество Пушкина. Когда вы станете старше, познакомитесь с его поэмами, повестями. А сегодня мы будем говорить только о сказках.

А вот и наше дерево сказок. Наш сказочный дуб.

Помните строки Пушкина: «У лукоморья дуб зелёный…»? но на нашем дубе нет ни одного листочка, жёлудя? К концу нашей встречи на нём появятся и листочки и жёлуди, как доказательство того, что вы любите и понимаете сказки Пушкина.

А это наша хранительница сказок. Она будет внимательно следить за тем, хорошо ли вы знаете ту или иную сказку.

Итак, мы начинаем!

Звучит музыка.

Сейчас на ваших столиках появятся таблички с названиями сказок Пушкина. Каждый из вас возьмёт с подноса карточку с именем героя из сказки и сядет за тот стол, из какой сказки этот герой.

У нас получилось 3 команды. Каждая команда выберет себе капитана.

(капитаны получают кепочки с названиями команд)

Ведущий: посмотрите на наш сказочный дуб. На нём три ветки. У нас получилось три команды, у каждой будет своя ветка. (на дуб вешаются таблички с названиями команд)

Хранительница сказок: А на этих ветках будут появляться листочки и жёлуди. Если команда выполнила задание, но не победила, то она получает листочек; если команда выиграла, то получает жёлудь.

Команда, на которой наберётся большее количество желудей, победит в нашей игре. А первое задание вы уже выполнили, поэтому на ваших ветках появляются первые листочки.

Помощники ведущего разыгрывают отрывок из сказки Пушкина «О царе Салтане»:

1. Уж диковина, ну право,

Город у моря стоит.

2. Знайте, вот что не безделка,

Ель в лесу, под елью – белка.

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

3. А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд!

4. Вот, что чудом-то зовут!

Ведущий: Вы узнали, из какой сказки этот отрывок? Значит, вы хорошо знаете сказки. Сейчас мы это проверим:

Начнём с необычной истории.

Мы пошли в библиотеку, чтобы взять сказки Пушкина. Как сказала библиотекарь, книжки в ней такие старые и странички такие ветхие, что ветер, однажды ворвавшись в окно библиотеки, перепутал все странички. Что было делать? Библиотекарь напечатала нам отрывки из сказок Пушкина, но есть у нас подозрения, что не всё здесь – строки Пушкина. Мы просим вас помочь нам разобраться.

Сейчас мы прочитаем, что получилось, а потом каждая команда получит экземпляр текста, ножницы и обложку. Вам нужно вырезать те строки, которые принадлежат перу Пушкина. А те строчки, которые, как вам кажутся, принадлежат другим поэтам, оставьте на столе. Итак, слушайте внимательно.

Жил – был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-кагого товару.

Пошла муха на базар

И купила свамовар.

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик.

И в руке его горит

Маленький фонарик.

А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тётке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке».

Но вот перед ним море –

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошёл как сон пустой,

Царь женился на другой.

Вправду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Что такое?

Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

И девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Ведущий: А пока наша Хранительница сказок проверяет правильность выполнения задания, мы с вами поиграем в домино. Наше домино не простое, а сказочное. Каждая карточка делится на две части: на правой половинке – название сказки, на левой – герой сказки. Вам нужно будет подставить героя к своей сказке, составляя одну линию из карточек домино.

Сказка о мёртвой царевне

Сказка о попе и работнике его Балде

Золотая рыбка

Сказка о рыбаке и рыбке

Царь Додон

Сказка о золотом петушке

Сватья баба Бабариха

Сказка о царе Салтане

Подведение итогов.

Ведущий: «У лукоморья дуб зелёный…». Я утверждаю, что именно так начинается «Сказка о попе и работнике его Балде»

Дети: Нет!!!

В этом-то и заключается следующий конкурс. Я буду задавать вопросы, а поверите вы мне или нет, это будет зависеть от знания сказок Пушкина.

(командам вручаются по две таблички «Верю» и «Не верю»

Ведущий: за каждый правильный ответ команды получают по дубовому листочку. Победит та команда, которая наберёт большее количество листочков. Эта команда получит жёлудь.

1. Верите ли вы, что лукоморье – это место на берегу моря, где в старину выращивали лук? (не верю, это морской залив)

2. Верите ли вы, что Калымага – это старинная разукрашенная карета, в которой ездили знатные люди? (да)

3. Верите ли вы, что строки Пушкина»Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…» были обращены к его жене Наталье Николаевне Пушкиной, урождённой Гончаровой? (нет, это о его няне)

4. Верите ли вы, что Балда – это человек, который на балах на все вопросы отвечал только «да»? (нет, это имя работника, значение имени «молот, колотушка, кулак»)

5. Верите ли вы, что старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» хотела стать владелицей моря? (да, она хотела стать владычицей морскою)

6. Верите ли вы, что все сказки Пушкина заканчиваются словами «Я там был, мёд, пиво пил да усы лишь обмочил»? (нет, так заканчиваются только две сказки)

Подведение итогов.

Ведущий: А теперь мы немного поиграем. Я утверждаю, что в каждой сказке Пушкина говорится о море! Кто мне поверил – молодцы. А кто не поверил, пусть перечитает сказки Пушкина и проверит, права я или нет! А сейчас мы поиграем в игру «Море волнуется…»

Сначала дети превращаются в бесёнка;

В золотого петушка;

В коршуна.

Помощники ведущего читают отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде»:

1. Поп не ест, не пьёт, не спит:

Лоб у него заранее трещит.

Вот он Попадье признаётся:

«Так и так, что делать остаётся?»

2. Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь,

И Балду-то без расплаты оставишь»

Ведущий: Вы, конечно же, догадались, из какой сказки этот отрывок?

А кто из вас обратил внимание, что в нём очень много глаголов?

А что такое глагол? На какие вопросы отвечают глаголы?

в своих произведениях использует большое количество глаголов, потому что именно они позволяют нам словно своими глазами увидеть, что делает тот или иной герой. Наш следующий конкурс для капитанов.

Перед вами отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде», в котором пропущены некоторые глаголы. Вам предстоит их вписать. Задание сложное, поэтому капитаны могут пользоваться помощью своих команд.

Живёт Балда в поповском доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До света всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт, да сам и облупит.

Хранительница сказок: Всё же мне хочется узнать, кто из капитанов наиболее силён в знании сказок. сейчас капитанам предстоит пройти ещё одно испытание, за победу в котором один из них получит жёлудь, но не простой, а золотой, стоит он, как два простых жёлудя.

Ведущий: В этом конкурсе команды не могут помогать своим капитанам. Все вы знаете игру «Угадай мелодию», но там участники отгадывают мелодию с семи нот, а мы с вами будем отгадывать сказку, начиная с семи слов.

1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря… («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Царь с царицею простился

В путь-дорогу снарядился…. («Сказка о мёртвой царевне…»)

4. Жил-был поп

Толоконный лоб

Пошёл поп… («Сказка о попе и работнике его Балде»)

5. Суперигра:

Негде в тридевятом царстве

Тридесятом государстве… («Сказка о золотом петушке»)

Ведущий: А теперь каждая команда превратится в театральную труппу, чтобы разыграть в жанре пантомимы самый узнаваемый отрывок из сказки.

Сами выберите сказку: капитаны вытаскивают карточку с названием сказки.

(звучит музыка)

А теперь мы превратимся в коллектив иллюстраторов , т. е. художников, которые рисуют картинки в книжках. Каждая команда попробует сделать иллюстрацию к выбранной сказке методом аппликации . (команды получают листы бумаги, клей, картон, веточки и т. д.)

Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Как мы и рассчитывали, на нашем дубе появились и листочки и жёлуди. Давайте посмотрим, какая команда лучше знает сказки Пушкина. Мы предоставим слово Хранительнице сказок. (награждение победителей)

Ведущий: на этом мы прощаемся. Любите сказки, и, каждый раз читая их, старайтесь находить в них что-то новое, неизведанное. До свидания!

(звучит музыка)

Приложение:

1. «Сказка о мёртвой царевне…»

· пёс Соколко

· яблочко

· чернавка

· 7 богатырей

· Месяц ясный

· Королевич Елисей

2. «Сказка о царе Салтане»

· дядька Черномор

· белочка

· повариха

3. «Сказка о рыбаке и рыбке»

· землянка

· владычица морская

· простофиля

· синее море

· столбовая дворянка

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.
Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается на­ша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том...
Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак рас­стилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В «Сказке о царе Салтане» поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...
В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:
Ветер, ветер! Ты могуч,
ты гоняешь стаи туч...
Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В «Сказке о золотом петушке» стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы...
Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" – в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.
Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых геро­ев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стари­ком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.
Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:
Град на остове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом...
Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глу­пость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой вели­кий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказ­ки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку...
Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.
Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!
Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

Данные об авторе

1) Стефанова Лариса Михайловна, 2) Панина Елена Валерьевна

Место работы, должность:

1) Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение "Республиканский центр образования" (Республика Коми, г. Сыктывкар), учитель русского языка и литературы;

2) МОУ СОШ № 1, г. Котовск (Тамбовская область), учитель русского языка и литературы.

Республика Коми

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

В ходе внеклассного мероприятия учащиеся обобщают и закрепляют знания о сказках А. С. Пушкина.

“Что за прелесть эти сказки!”

Внеклассное мероприятие по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 5 классов.


Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;

развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг и рисунков учащихся, презентация учебного материала.

Время реализации внеклассного мероприятия: 45 мин.

Предварительная работа: у чащиеся делятся на 3 команды, придумывают название команды.

1. Вступительное слово.

Он идёт среди прохожих

Улицей многоэтажною,

Удивительно похожий,

Хорошо знакомый каждому.

Ясноглазый,

Смуглолицый,

Будто в мир явился заново.

На высокий лоб ложится

Завиток волос каштановых.

Снова к нам летит литое,

И живое, и весомое:

Здравствуй, племя младое,

Незнакомое!

Эти слова Марка Лисянского говорят о том, что Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Действительно, о сказках Пушкина мы слышим с детства. Герои пушкинских сказок живут с нами и позже, в школьные годы. В сказках Пушкина есть всё, что нужно и для взрослого человека, а главное, есть гармоничность, исходящая из самого Пушкина и являющаяся его главным чудом. Читая Пушкина, каждый человек одной или несколькими своими гранями соприкасается с этой гармонией и становится лучше, чище, добрее.

Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А. С. Пушкина.

2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.

Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна. Демонстрируется портрет няни. Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.

Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».

Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:

Я плоды своих скитаний,

И гармонических статей

Читаю только старой няне -

Подруге юности моей...

Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта.

В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки - необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт …

Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»

А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну… »

Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

3. Конкурсная программа для учащихся.

Конкурс 1. Восстановите знаменитые пушкинские строки.

Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)

В. А. Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одним поколением детей и взрослых.

Демонстрируется портрет В. А. Жуковского.

Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.

1) «Сказка о царе Салтане»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»


2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Берендее»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.

Конкурс № 3. «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.

Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку.

История иллюстрирования сказок А. С. Пушкина насчитывает около полутора веков. Каждый художник ищет в творчестве Пушкина со-звучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта.

Давайте познакомимся с художниками-иллюстраторами пушкинских сказок, полюбуемся их работами.

Демонстрация презентации.


Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка - Балде.

Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

Балда, с попом понапрасну не споря.

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Мешок - мудрецу.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»).

Зеркало, яблоко - злой царице.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала. -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит …

Кушай яблочко, мой свет.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Невод - старику.

Пряжа - старухе.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Орешки - белке.

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт ….

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

(«Сказка о царе Салтане…»).

Задание: внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи к ним. Кому из пушкинских героев на самом деле принадлежат слова?

Конкурс № 6. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на создание этих музыкальных произведений.

1 команда - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”);

“Полет шмеля” - музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.

2 команда - М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”

Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер.

3 команда - Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)

Демонстрируется репродукция картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.