Цитаты ван гога о живописи. Цитаты ван гога

Нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись 20 века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты, оливковые деревья, кипарисы, поля пшеницы и подсолнухи. Большинство критиков не замечало Ван Гога до его самоубийства в возрасте 37 лет, которому предшествовали годы тревог, нищеты и расстройств рассудка.

Мы собрали для вас 14 цитат великого художника Винсента Ван Гога:

1. Нормальность - это асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветына ней не растут.

2. Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.

3. Жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием.

4. Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным.

5. Признаюсь, не знаю почему, но глядя на звезды мне всегда хочется мечтать.

6. Ищи же света и свободы и не погрязай слишком глубоко в болоте жизни.

7. Нужно любить – любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо.

8. Повторяю, если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь…

9. И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.

10. Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.

11. Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.

12. Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.

13. Публика всегда одинакова – она любит лишь то, что гладко и слащаво. Тому же, у кого более суровый талант, нечего рассчитывать на плоды трудов своих: большинство тех, кто достаточно умен, чтобы понять и полюбить работы импрессионистов, слишком бедны, чтобы покупать их.

«Публика всегда одинакова - она любит лишь то, что гладко и слащаво. Тому же, у кого более суровый талант, нечего рассчитывать на плоды трудов своих: большинство тех, кто достаточно умен, чтобы понять и полюбить работы импрессионистов, слишком бедны, чтобы покупать их.»

«Повторяю, если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь…»

«Физической красотой обладают и звери, может быть, даже в большей степени, чем люди, но души, живущей в людях, <...> звери не имеют, а разве жизнь дана нам не затем, чтобы мы обладали богатой душой, даже если при этом страдает наша внешность?»

«Мне очень нравится поговорка: «Как станет хуже некуда, так и на лад пойдет». По временам я спрашиваю себя, не стало ли нам действительно «хуже некуда», потому что мне очень уж желательно, чтобы все наконец «пошло на лад».

«И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним -- отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.»

«На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат -- не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.»

«Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.»

«Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.»

«Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит все, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по-настоящему одинок.»

«Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.»

«Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.»

«Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным.»

«Грусть и разочарование ещё больше, чем распущенность, вредят нам, счастливым обладателям надорванных сердец.»

Литература

1. Анри Перрюшо "Жизнь Ван Гога"

2. Ирвинг Стоун "Жажда жизни"

3. Н.Смирнов о Ван Гоге

4. Роберт Уоллэйс "Мир Ван Гога"




Винсент Ван Гог. Пара башмаков. 1887

В жизни он был невыносим. Дружить с ним - это было то еще испытание. Вспыльчивый, депрессивный, странный. В поисках истины он не мылся месяцами, а вместо рукопожатия мог отвесить пощечину. Безопаснее всего общаться с ним было на расстоянии. И интереснее всего.

Винсент Ван Гог
Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Январь 1889

В письмах Ван Гога к брату Тео и друзьям-художникам мудрость соседствует с озадаченностью, а максимализм с ранимостью. Эти письма читаются как хорошая литература - и позволяют каждому из нас вообразить себя другом гения. Представьте, что это с вами Винсент делится своими мыслями о высоком и низком, о творчестве и деньгах, о Боге и о любви… Что бы вы ему ответили?

Винсент Ван Гог
Натюрморт с соломенной шляпой и трубкой. Декабрь 1881

Винсент Виллем Ван Гог (30.03.1853 - 29.07.1890) - нидерландский художник-постимпрессионист, не получивший почти никакого специального образования, но за недолгие 10 лет своей творческой карьеры написавший огромное количество полотен, многие из которых стали признанными мировыми шедеврами живописи.

Винсент Ван Гог. Бордель. Октябрь 1888

Мог ли архетипический «бедный художник» Винсент Ван Гог догадываться, что спустя столетие после его смерти - для многих он станет синонимом слова «живопись»? Что его подсолнухи, причудливые завихрения ночного неба и тонконогие столики маленького французского кафе одними из первых будут всплывать в памяти при слове «картина»? Мог ли он хотя бы подозревать, что города, где он жил и работал, превратятся в места паломничества ценителей изобразительного искусства, а то самое ничем не примечательное кафе в Арле станет туристической Меккой?

Винсент Ван Гог. На пороге вечности. Май 1890

Скажи кто-нибудь об этом Винсенту при его жизни, он бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска, в ужасе схватился за голову и, возможно, даже отказался бы от творчества в пользу занятия, которое наверняка не сделает его знаменитым.

Винсент Ван Гог. Сеятель. Октябрь 1889

Ван Гог утверждал, что люди равнодушны к живописи, и считал, что художникам нужно писать в первую очередь для того, чтобы быть ближе к народу, чтобы нести искусство в каждый дом.