Декоративно-прикладное искусство башкир. В башкирии умирают народные промыслы

Бортничество. У человека неискушенного это слово обыкновенно ассоциируется с историей Древней Руси, и как многие занятия давно минувших дней, сам древний промысел, кажется, бесследно исчезнувшим. Однако это отнюдь не так.
Справка: Бортничество - первоначальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчёл в дуплах деревьев для получения мёда.

В самом сердце России, на территории современного Башкортостана, сохранился уголок, где и сегодня добывают мед старинным способом: с помощью борти. Борть представляет собой улей простейшего устройства: дупло или выдолбленный чурбан.

Заповедник Шульган-Таш на территории Бурзянского района республики создан специально для сохранения уникальной формы пчеловодства, которая известна в этих краях с семнадцатого века. Если обратиться к истории, то успехами в пчеловодстве Башкирия славилась изначально. «Едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах», - писал в восемнадцатом веке о достижениях местного населения в бортничестве известный географ и чиновник Петр Рычков. В XVIII-XIX веках практически у каждой башкирской семьи имелись свои борти и дуплянки. И чтобы не было путаницы, хозяева пчелиных семей отмечали свои стволы и колоды с помощью особого именного знака – тамги. Борти в те времена ценились у башкир не хуже, чем сегодня ценится недвижимость. При отдаче в оброк своей вотчины они оговаривали стоимость бортей отдельно: "…за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю, а за снятую вершину и тамженое дерево по 5-ти коп., а за самосатку по 6-ти руб.". "Дельное дерево" означало новую борть, "жилая пчела" – так называлась борть с пчелами, "где пчела сидела" – борть, ранее уже заселявшая пчелами, "снятая вершина и тамженое дерево" – дерево, подготовленное к тому, чтобы делать в нем борть. Уникальный промысел едва не исчез в этих краях в середине XX века. Однако преимущества старинного способа добычи меда вовремя оценили и сохранили условия для его процветания.

Дар диких пчел: бортевой мед.

Для развития бортевого промысла необходимо редкое в природе сочетание: гектары липового леса в сочетании с высокоствольной сосной. Именно такие уникальные лесные массивы удалось сохранить в Бурзянском районе Башкирии.

Еще одним условием восстановления необычной формы пчеловодства стало сохранение популяции дикой медоносной пчелы, которая уже стала обитательницей Красной книги Республики Башкортостан. Дикая медоносная пчела, которую в этих краях зовут «kыр kорто» - особая популяция пчел среднерусской породы, сформировавшаяся в климатических условиях Южного Урала.

В настоящее время эта популяция существует только в Бурзянском районе республики Башкортостан, за что этих пчел нередко называют «бурзянками». Дикие пчелы живут в дуплах колониями (семьями) численностью до 80-100 тысяч особей. Крупная, раза в полтора больше обычных пчелиных особей, дикая башкирская пчела отличается темно-серым окрасом с отсутствием какой-либо привычной для пчел желтизны. Именно эта разновидность пчел генетически приспособлена к жизни в «диких» условиях: они не избалованы помощью человека и способны самостоятельно переживать пятидесятиградусные морозы, отличаются крепким иммунитетом, завидной работоспособностью и очень злобливым нравом. Обитательницы дупляного улья способны за две недели – тот короткий срок, что цветет липа – заготовить от 5 до 15 килограммов меда! В период медосбора дикая пчела работает с завидным трудолюбием: летает с раннего утра до самого позднего вечера, и даже плохая погода не воспринимается ей как уважительная причина отдохнуть. Сохранить бортевой промысел оказалось не просто прежде всего потому, что нелегко было сберечь популяцию дикой медоносной пчелы. Нельзя было допускать полного разорения бортей: в случае забора всего запасенного меда пчелиная семья была обречена на голодную смерть зимой. Кроме того, особенности размножения «бурзянки» превращали необходимость сохранения ее племенной чистоты в нетривиальную задачу. Дикие пчелы удаляются для спаривания на 17 километров от гнезда - при такой особенности почти невозможно избежать процесса метизации, поскольку совсем рядом с заповедником кочуют пасеки с домашними пчелами. Однако ученым удалось не только сохранить «бурзянку», но и вывести на территории заповедника даже несколько дочерних популяций башкирской пчелы. Работа на племенных пасеках и в лабораториях по селекции продолжается.

Возрождением бортевого пчеловодства занимаются как специалисты заповедника, так и местное население. Работа современного бортевика-пчеловода практически не отличается от труда его «исторических» коллег.

Для устройства борти, которая по-башкирски зовется «солоk», выбирается высокая и толстоствольная сосна: диаметром около метра. Надев мягкую обувь и привязавшись специальным плетеным ремнем к дереву, бортевик взбирается по сделанным насечкам на 12-15-метровую высоту с помощью специальных приспособлений. Да, дикие пчелы любят высоту! Возможно, это исторически обусловлено: чем выше устроится пчелиная семья, тем больше шансов избежать разорения – «браконьерство» медведя или куницы могло закончиться для неутомимых тружениц голодной зимовкой.

Достигнув уровня, на котором решено делать дупло, пчеловод привязывает к дереву специальную подставку-«лянге», опершись на нее, он может устойчиво работать на высоте. Выдалбливаемое в стволе дупло сообщается с внешней средой двумя отверстиями: небольшим летком – входом/выходом для пчел и должеей - щелью, которую закрывают заслонкой и через которую пчеловод сможет осматривать борть и отбирать мед. Искусственное дупло, диаметр которого может достигать 60-80 сантиметров, тщательно выскабливается, убирается изнутри сухой древесиной и оставляется на хорошую просушку на год-два. Примерно через это время в чистое и сухое помещение с отличными термоизоляционными свойствами заселится новая пчелиная семья. Требовательным новоселам необходимо, чтобы леток выходил на юг, поблизости была чистая вода и богатая кормовая база. Кроме того, у бортевиков есть и свои давние, проверенные временем, способы заманивания жужжащих жильцов в дупла: натирание их душистыми травами, приклеивание кусочков сот и т.д. Хорошо сделанная борть может служить более полутора веков!
Осенью, когда нужно достать мед, бортевик действует тем же способом: поднимается на дерево с помощью ремня и насечек, (пчелы, как ни удивительно, не беспокоятся) и, закрепившись на нужной высоте с помощью подставки, работает как обычный пчеловод: окуривает обитателей борти, достает соты и т.д.
Наряду с бортями-дуплами специалисты по разведению диких пчел широко используют борти-колоды. Дупло выдалбливается в куске ствола старого дерева по всем правилам устройства борти, а затем эта колода-улей привязывается к растущему дереву на любимой дикими пчелами высоте: 6-15 метров. Такой способ бортевого пчеловодства позволяет увеличить число бортей на пригодной для этого промысла территории и при этом не травмировать здоровые деревья.

В настоящее время на территории башкирского заповедника порядка 800 семей бурзянской пчелы обитают в условиях бортевого пчеловодства и в естественных дуплах деревьев. Интерес к возрождению бортевого промысла не случаен: бортевой мед оценили как самый экологически чистый продукт с ярко выраженными целебными свойствами. Он отличается от меда из рамочных ульев – и по цвету, и по вкусу. Традиционно дикий мед получается темно-коричневого цвета, поскольку насыщен воском и пергой. Перга – это пыльца цветов, обработанная выделениями пчелиных желез и предназначенная для кормления расплода. Особенно ценят бортевой мед за его зрелость: поскольку бортевые пчелы тревожатся человеком только раз в год, ближе к осени, мед успевает как следует созреть. Наличие большого количества микроэлементов, отсутствие вредных примесей и особо терпкий вкус и тонкий аромат делают такой мед дорогим, но высокоценным лакомством. Промысел, который еще вчера казалось атавизмом, постепенно становится рентабельным бизнесом. Дикий мед признан одним из «Семи чудес Башкортостана». Сегодня заповедник «Шульган-Таш», расположенный на территории Башкирии, считается единственным местом в мире, где сохранилось бортничество, а значит и единственным регионом, где можно отведать настоящий дикий мед.

Бортничество. У человека неискушенного это слово обыкновенно ассоциируется с историей Древней Руси, и как многие занятия давно минувших дней, сам древний промысел, кажется, бесследно исчезнувшим. Однако это отнюдь не так.
Справка: Бортничество - первоначальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчёл в дуплах деревьев для получения мёда.

В самом сердце России, на территории современного Башкортостана, сохранился уголок, где и сегодня добывают мед старинным способом: с помощью борти. Борть представляет собой улей простейшего устройства: дупло или выдолбленный чурбан.

Заповедник Шульган-Таш на территории Бурзянского района республики создан специально для сохранения уникальной формы пчеловодства, которая известна в этих краях с семнадцатого века. Если обратиться к истории, то успехами в пчеловодстве Башкирия славилась изначально. «Едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах», - писал в восемнадцатом веке о достижениях местного населения в бортничестве известный географ и чиновник Петр Рычков. В XVIII-XIX веках практически у каждой башкирской семьи имелись свои борти и дуплянки. И чтобы не было путаницы, хозяева пчелиных семей отмечали свои стволы и колоды с помощью особого именного знака – тамги. Борти в те времена ценились у башкир не хуже, чем сегодня ценится недвижимость. При отдаче в оброк своей вотчины они оговаривали стоимость бортей отдельно: "…за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю, а за снятую вершину и тамженое дерево по 5-ти коп., а за самосатку по 6-ти руб.". "Дельное дерево" означало новую борть, "жилая пчела" – так называлась борть с пчелами, "где пчела сидела" – борть, ранее уже заселявшая пчелами, "снятая вершина и тамженое дерево" – дерево, подготовленное к тому, чтобы делать в нем борть. Уникальный промысел едва не исчез в этих краях в середине XX века. Однако преимущества старинного способа добычи меда вовремя оценили и сохранили условия для его процветания.

Дар диких пчел: бортевой мед.

Для развития бортевого промысла необходимо редкое в природе сочетание: гектары липового леса в сочетании с высокоствольной сосной. Именно такие уникальные лесные массивы удалось сохранить в Бурзянском районе Башкирии.

Еще одним условием восстановления необычной формы пчеловодства стало сохранение популяции дикой медоносной пчелы, которая уже стала обитательницей Красной книги Республики Башкортостан. Дикая медоносная пчела, которую в этих краях зовут «kыр kорто» - особая популяция пчел среднерусской породы, сформировавшаяся в климатических условиях Южного Урала.

В настоящее время эта популяция существует только в Бурзянском районе республики Башкортостан, за что этих пчел нередко называют «бурзянками». Дикие пчелы живут в дуплах колониями (семьями) численностью до 80-100 тысяч особей. Крупная, раза в полтора больше обычных пчелиных особей, дикая башкирская пчела отличается темно-серым окрасом с отсутствием какой-либо привычной для пчел желтизны. Именно эта разновидность пчел генетически приспособлена к жизни в «диких» условиях: они не избалованы помощью человека и способны самостоятельно переживать пятидесятиградусные морозы, отличаются крепким иммунитетом, завидной работоспособностью и очень злобливым нравом. Обитательницы дупляного улья способны за две недели – тот короткий срок, что цветет липа – заготовить от 5 до 15 килограммов меда! В период медосбора дикая пчела работает с завидным трудолюбием: летает с раннего утра до самого позднего вечера, и даже плохая погода не воспринимается ей как уважительная причина отдохнуть. Сохранить бортевой промысел оказалось не просто прежде всего потому, что нелегко было сберечь популяцию дикой медоносной пчелы. Нельзя было допускать полного разорения бортей: в случае забора всего запасенного меда пчелиная семья была обречена на голодную смерть зимой. Кроме того, особенности размножения «бурзянки» превращали необходимость сохранения ее племенной чистоты в нетривиальную задачу. Дикие пчелы удаляются для спаривания на 17 километров от гнезда - при такой особенности почти невозможно избежать процесса метизации, поскольку совсем рядом с заповедником кочуют пасеки с домашними пчелами. Однако ученым удалось не только сохранить «бурзянку», но и вывести на территории заповедника даже несколько дочерних популяций башкирской пчелы. Работа на племенных пасеках и в лабораториях по селекции продолжается.

Возрождением бортевого пчеловодства занимаются как специалисты заповедника, так и местное население. Работа современного бортевика-пчеловода практически не отличается от труда его «исторических» коллег.

Для устройства борти, которая по-башкирски зовется «солоk», выбирается высокая и толстоствольная сосна: диаметром около метра. Надев мягкую обувь и привязавшись специальным плетеным ремнем к дереву, бортевик взбирается по сделанным насечкам на 12-15-метровую высоту с помощью специальных приспособлений. Да, дикие пчелы любят высоту! Возможно, это исторически обусловлено: чем выше устроится пчелиная семья, тем больше шансов избежать разорения – «браконьерство» медведя или куницы могло закончиться для неутомимых тружениц голодной зимовкой.

Достигнув уровня, на котором решено делать дупло, пчеловод привязывает к дереву специальную подставку-«лянге», опершись на нее, он может устойчиво работать на высоте. Выдалбливаемое в стволе дупло сообщается с внешней средой двумя отверстиями: небольшим летком – входом/выходом для пчел и должеей - щелью, которую закрывают заслонкой и через которую пчеловод сможет осматривать борть и отбирать мед. Искусственное дупло, диаметр которого может достигать 60-80 сантиметров, тщательно выскабливается, убирается изнутри сухой древесиной и оставляется на хорошую просушку на год-два. Примерно через это время в чистое и сухое помещение с отличными термоизоляционными свойствами заселится новая пчелиная семья. Требовательным новоселам необходимо, чтобы леток выходил на юг, поблизости была чистая вода и богатая кормовая база. Кроме того, у бортевиков есть и свои давние, проверенные временем, способы заманивания жужжащих жильцов в дупла: натирание их душистыми травами, приклеивание кусочков сот и т.д. Хорошо сделанная борть может служить более полутора веков!
Осенью, когда нужно достать мед, бортевик действует тем же способом: поднимается на дерево с помощью ремня и насечек, (пчелы, как ни удивительно, не беспокоятся) и, закрепившись на нужной высоте с помощью подставки, работает как обычный пчеловод: окуривает обитателей борти, достает соты и т.д.
Наряду с бортями-дуплами специалисты по разведению диких пчел широко используют борти-колоды. Дупло выдалбливается в куске ствола старого дерева по всем правилам устройства борти, а затем эта колода-улей привязывается к растущему дереву на любимой дикими пчелами высоте: 6-15 метров. Такой способ бортевого пчеловодства позволяет увеличить число бортей на пригодной для этого промысла территории и при этом не травмировать здоровые деревья.

В настоящее время на территории башкирского заповедника порядка 800 семей бурзянской пчелы обитают в условиях бортевого пчеловодства и в естественных дуплах деревьев. Интерес к возрождению бортевого промысла не случаен: бортевой мед оценили как самый экологически чистый продукт с ярко выраженными целебными свойствами. Он отличается от меда из рамочных ульев – и по цвету, и по вкусу. Традиционно дикий мед получается темно-коричневого цвета, поскольку насыщен воском и пергой. Перга – это пыльца цветов, обработанная выделениями пчелиных желез и предназначенная для кормления расплода. Особенно ценят бортевой мед за его зрелость: поскольку бортевые пчелы тревожатся человеком только раз в год, ближе к осени, мед успевает как следует созреть. Наличие большого количества микроэлементов, отсутствие вредных примесей и особо терпкий вкус и тонкий аромат делают такой мед дорогим, но высокоценным лакомством. Промысел, который еще вчера казалось атавизмом, постепенно становится рентабельным бизнесом. Дикий мед признан одним из «Семи чудес Башкортостана». Сегодня заповедник «Шульган-Таш», расположенный на территории Башкирии, считается единственным местом в мире, где сохранилось бортничество, а значит и единственным регионом, где можно отведать настоящий дикий мед.

Значительное развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей. Вместе с тем возникли элементы разделения труда, связанные с развитием ремесла. Это особенно заметно было в металлообработке.

С. И. Руденко, основательно исследовавший материальную культуру башкирского народа, писал, что задолго до вхождения в Россию башкиры сами выделывали себе железные наконечники стрел и копий, ножи и прочее, а впоследствии и ружья.

Помимо простых изделий башкир, можно было встретить не¬мало ценных предметов оружия и конской сбруи. Бляхи, покрытые сложными узорами, мы находим на большинстве старинных кожаных колчанов и налучий. Ременные части конской сбруи, иногда и деревянные седельные луки покрывались чеканным железом.

Башкиры имели своих мастеров по металлу – кузнецов и ювелиров. Их было немного, так как обработка металла требовала специальных знаний и навыков. Тем не менее нужды башкир в металлических изделиях в основном удовлетворялись за счет продукции своих мастеров.

Большое значение металла в хозяйстве и военном деле породило почтительное отношение к нему, переросшее в религиозный культ. По представлениям башкир, железо, особенно острое, способно отгонять, отпугивать болезни и болезнетворных злых духов, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались, иные свойства. К примеру, женщинам при доении кобылиц и коров полагалось надевать серебряные браслеты, это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Вообще белый металл пользовался особым почитанием у башкир и других родственных с ними тюркских кочевников. Серебряной чешуёй, подвесками и бляшками обильно украшали женские нагрудники, головные уборы.

Культ металла получил отражение в системе личных имен у башкир. Тимер «железо, железный», алтын «золото, золотой», встречаются как в мужских, так и женских именах (Тимер-бай, Тимербика, Байтимер, Биктимер, Алтынбай, Алтынбика). Имена, в основе которых лежит слово «булат», давались только мужчинам – Булат, Тимербулат, Байбулат, Бикбулат.

Из дерева башкиры изготовляли орудия труда, деревянные части оружия, транспортные средства, различного рода сосуды и предметы бытового обихода.

Со степными скотоводческими традициями были связаны ремёсла по обработке животного сырья. Башкиры выделывали кожу, меха, войлок. Меха и кожа шли на изготовление одежды, обуви, воинского и охотничьего снаряжения, сбруи. Колчаны, налучья, различные футляры и сумы украшались тиснёным орнаментом, металлическими накладками. Войлок украшался вышивкой, аппликацией с узорами в технике вдавливания.

Получило распространение и ткачество. Пряжу получали, обрабатывая коноплю, крапиву, лён и шерсть. Ткали холст, грубое сукно, паласы. Холст из конопли был самым распространённым. Льняной же холст встречался очень редко.

Небольшое распространение имело ворсовое ковроделие. Хозяйство башкир в основном было натуральным. Тем не менее они поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Ближним Востоком. В обмен на скот, пушнину, мёд приобретали хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения, восточные сладости, а также цветные камни, кораллы, жемчуг, раковины, применявшиеся при изготовлении у себя женских украшений. Разумеется, дорогие восточные товары были доступны лишь зажиточной верхушке родоплеменной знати.

По Р. Кузееву, Н. Бикбулатову, С. Шитовой.

Мавлютова З.А.

Жизнь и развитие народов России опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.

Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Вместе с тем историческое развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. Под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.

Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. С принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.

Принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогало вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. Пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

Традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. Каждая из них определённым образом декорировалась.

Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

Декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX – начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики, посредством которой передавались уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения башкирского народа. Однако народное искусство взаимно обогащалось. Так у русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов.

Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере это – результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера – резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа.

В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно — или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.

Солярный орнамент – одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскрашивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет.

size-medium wp-image-1959" src="http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2014/12/htmlimage-300x224.jpg" alt="«Башкирочки», разделочная доска (дерево, роспись, лак), 2002 г., г.Уфа

Основной областью производства художественной посуды являлись горно–лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов – главного сырья для выделки посуды – было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки.

Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающее тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения р. Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.

У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.

Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других – волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения.

Деревянные изделия, выполненные в традиционной технике несомненно составили особый пласт духовной культуры и прикладного искусства башкирского народа.

В этой связи важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель».

В ее состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышивальный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве по-прежнему опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.

К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель».

В 1974 – 1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративно-прикладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но на выставке в Москве «Агидель-76» Башкирское художественное объединение обрело свой почерк и официальное признание.

В 1974-1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной ещё в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси.

Башкирские мастера, опираясь на уже разработанные технологические приемы, сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Достаточно разнообразен и ассортимент изделий – это различные комплекты посуды для кумыса, меда, бишбармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.

Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов, которые передают красоту и гармонию народного искусства через утилитарные предметы и сувениры.

Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными, но к сожалению сложными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.

Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены навыки тиснения по коже и художественная обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей – шаршау, не изготовляют бранных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.

В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традициями декоративного искусства дало интересный художественный результат.

Итак, важнейшая задача современных художников прикладников – не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники – мастера, работающие сегодня в ГУП «Агидель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.

Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт – деревянных конструкций – каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.

Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за её пределами (Алма–Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья–2006» «Агидель» удостоено Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенных художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель».

Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Власов И.В. Русские: народная культура (история и современность). Т.5. Духовная культура. Народные знания. М., 2002. С.376.

2. Соловьева Н.М. Русский сувенир. Пасхальные яйца. М., 1997. С.7.

3. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа. 1969. С.69.

Ведение натурального хозяйства башкирами потребовало развития домашнего производства. Немало различных приспособлений требовало занятие скотоводством. Скажем, для управления лошадью требуется различная сбруя. Нужно изготавливать уздечки, недоуздки, повод недоуздка, шлею, вожжи, хомут, дугу и многое другое. Все это изготавливалось вручную в домашних условиях из подручных материалов. В каждом башкирском ауле были мастера по изготовлению седел. Седла состояли из деревянного каркаса, обычно покрытого кожей. Этот каркас особой конфигурации мог быть цельным, а мог состоять из четырех частей, закрепленных ремнями: из передней и задней луки, а также двух дощечек-ленчиков. Ленчик сам по себе мог быть цельным, полуцилиндрическим. Каждый мастер стремился придать различную конфигурацию передней луке седла (скажем, форму головы птицы). Применялась орнаментовка передней луки врезными узорами из спиралей и розеток.

Мужские, женские и детские седла несколько отличались друг от друга. Из толстой кошмы делали потник, чаще всего используя козью шерсть. Войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом накладывался на потник, на чепраке устанавливалось седло. Чепраки несли и эстетическую нагрузку, было принято разукрашивать их цветной аппликацией или вышивкой. К седельным принадлежностям относятся стремена, преимущественно железные или латунные, кованые или латунные. Из березы, березового корня, черемухи изготавливали деревянные стремена (гнутые, цельные, вырезанные). Нередко деревянные стремена орнаментировали с использованием выемчатых линий, пунктирных точек и т. п.

У башкир было широко распространено изготовление кожаной посуды из шкур лошадей, быков, коров и телят, овец и коз, а также верблюдов. Со снятой шкуры тщательно удаляли остатки жира и мяса, затем подсушивали и удаляли шерсть. Из растянутой кожи выкраивались детали сосуда. Для шитья сосуда применяли коровьи сухожилия или конский волос. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Внешняя сторона шкурок становилась внутренней стороной сосуда. Далее сосуд следовало закаливать в дыму (коптить) в продолжение 2-3-х недель, затем смазывать его конским жиром. Тогда сосуд становился полностью водонепроницаемым.

Самым объемистым кожаным сосудом, вмещающим 6-12 ведер жидкости, является haбa (саба), который изготавливался из кожи туловища лошади. Этот сосуд представлял собой четырехгранную пирамиду с прямоугольным основанием, его широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой. Специфическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Саба использовалась для приготовления и содержания кумыса. В сабе кобылье молоко периодически сбивали большой деревянной лутовкой (бешкек) с тяжелым грибовидным основанием. Это способствовало лучшему, более равномерному скисанию молока.

Саба занимала исключительное место в жизни башкирской семьи. Она располагалась на особом постоянном месте в жилище. Известен обычай прощания молодой невесты перед отъездом из родительского дома в дом будущего мужа: она подходит к сабе, обнимает ее и благодарит за то, что саба кормила ее. В качестве подарка девушка вешает на сабу кусочек холста или ниточки.

Для перевозки кумыса служила другая разновидность кожаного сосуда - турһык (турсык, турсук). Отправляясь в дорогу, башкиры брали с собой турсык с кумысом. Для изготовления турсыка использовали шкуры с верхней части ноги молодых животных, чаще всего - лошади. Сосуд сшивался из двух кусков со швами по бокам. Горло сосуда слегка сужалось, к плечевым выступам прикреплялись ременные петли. Встречались турсыки со вшитыми боковыми треугольными клиньями. Турсык вмещал обычно 2-3 ведра кумыса.

Из лошадиной или коровьей шкуры изготавливался иной вид сосуда - дорожная плоская фляга с узким дном - муртай. Этот сосуд имеет сплющенную грушевидную форму, у горловины пришиваются ушки для прикрепления ремней. Задняя и передняя стенки фляги полуовальные, между ними вставляется клиновидная полоска кожи. Муртай мог быть различных размеров, обычно его изготавливали высотой 30-35 сантиметров. Сосуд средней величины бурһыҡ (бурсык, бурдюк) шили из целой шкуры овцы, козы или теленка.

В быту башкирской семьи была широко распространена деревянная утварь, которая к началу ХХ-столетия вытеснила кожаную посуду почти полностью. Башкирские мастера изготавливали многочисленные и разнообразные виды утвари долблением цельного куска дерева. Цельнодробленная столовая посуда и кухонная утварь изготавливались из ствола липы, из корня березы и лиственницы, из нароста ветлы и березы.

Самодельные деревянные чаши для еды были разнообразными. К примеру, круглая чаша с ручкой - выступом (ашлау) имеет покатые стенки изнутри. Менее покатые внешние стенки переходят в основание. Ручка имеет форму полукруга или вертикально расположенного уголка, нередко ручку вырезают в форме змеи или головки птицы. Ашлау часто использовали и как обрядовую чашу. Большие праздничные ашлау могли достигать даже одного метра в диаметре.

Обычная повседневная посуда (табак) имеет форму тарелки с устойчивым дном и широким отогнутым краем. Круглое блюдо с пологими низкими стенками и отогнутым широким краем называлось коштабак. В нем подавали на стол вареное мясо и птицу, а также лапшу, политую жиром. Для подачи супа служила чаша средней величины на тяжелом массивном основании с утолщенными отвесными стенками (алтыр). Мастера изготавливали также деревянную глубокую чашу с двумя ручками.

Изготавливались чаши для подачи напитков. В глубоких больших чашах вместимостью в 4-5 литров было принято выносить напитки к месту трапезы. Напиток наливали специальным деревянным ковшом для каждого гостя в мелкие чаши (тустак, тагаяк, тустаган). Эти ковшики и черпаки могли быть резными, вместительными, с короткой или удлиненной ручкой и т. д.

Небольшие деревянные пиалы служили для кормления детей. Из такой посуды пили молоко и медовуху, в них подавали на стол мед, масло, сладости. Специфическую форму имели вазочки для меда. Некоторые вазочки вырезали в виде глубоких пиал с крышкой. Другие представляли собой пологие чаши на узорной подставке.

Изготавливалась разнообразная кухонная утварь из дерева. Для проветривания зерна, просеивания муки, замеса теста применялись специальные лотки (йулпыс, юлпыч). Их изготавливали из половины толстого ствола дерева долблением. Длинные (до 80 сантиметров) они сохраняют округлую форму дерева. Боковые их стенки покатые, узкие края постепенно переходят в выступы - ручки на обоих концах лотка. Подобное же изделие - долбленое корыто (ялгаш) использовалось для хранения продуктов или стирки белья, или же для кормления скота и птицы.

Для обдирки проса, дробления высушенных зерен пшеницы и ячменя, измельчения соли служили деревянные ступы (киле). Они имеют удлиненную верхнюю часть, которая постепенно сужается книзу и опирается на толстое нижнее основание. По высоте киле достигает 75 сантиметров, но ее рабочая часть весьма небольшая. Киле вырубали из удлиненного обрубка дерева. Из жерди изготавливали двусторонний пест с выемкой посредине для руки.

В числе элементов деревянной кухонной утвари, изготавливаемой башкирскими умельцами, можно назвать поварские ложки, совки и лопатки. Ложки имели разное предназначение. Например, поварешки на длинной ручке служили для помешивания пищи в процессе ее приготовления. Такая поварешка изготавливалась с выступом - крюком на ручке для того, чтобы можно было подвесить ее на краю котла. Специальные деревянные ложки с отверстиями на дне предназначались для того, чтобы выбирать клецки из бульона. Изготавливались деревянные совки на короткой ручке, с их помощью набирали зерно и муку. Лепешки и хлеб сажали в печь при помощи лопатки на длинной ручке, а небольшие деревянные лопаточки были предназначены для замеса теста.

Разнообразны были деревянные кадки: от больших кадок для хранения муки и других продуктов до небольших кадочек для переноски продуктов. Долблением изготавливали разные ведра (подойники, ведра для воды, маленькие ведерки). Подойники вместимостью до шести литров выглядели широкими, устойчивыми. К отверстиям в стенке ведра прикреплялась ручка из плетеной бечевы. Ведра для воды вмещали до 10 литров жидкости. Маленькие ведерки служили для сбора ягод, переноски кумыса, айрана. Высотой они были как подойники, но узкими, вытянутыми и вмещали 3-4 литра жидкости.

Деревянным сосудам для сбора и перевозки меда придавали удлиненную форму. Эти сосуды имели плотную крышку, с помощью специальной ручки их можно было носить за спиной или повесить на плечо. В зимнее время мед и масло хранили в этих же сосудах. Для хранения масла и меда изготавливали также специальные низкие кадки с прямыми стенками. Подобные же сосуды (тапан) служили для подачи гостям кумыса и медовухи. Эти сосуды имели слегка выпуклые стенки, украшенные резным орнаментом. Для соли, масла, сметаны использовались также специальные деревянные баночки.

Для изготовления кумыса и сбивания масла служили узкие долбленые сосуды. Изготавливались также большие кумысные сосуды вместимостью до 7 ведер молока; аналогичные сосуды, но более низкие, изготавливались как специальные маслобойки. В этих цилиндрических сосудах готовили масло и айран. Такие сосуды имели круглую крышку с отверстием для мутовки, это позволяло избегать разбрызгивания жидкости из сосуда при сбивании масла.

Большие долбленые кадки служили для хранения зерна, муки, сбора кислого молока или засолки мяса. Они могли вмещать до 10 ведер жидкости или 60-80 килограммов зерна.

Долбленые сосуды имели единообразную технологию изготовления. Дерево очищалось от коры и сучьев, распиливалось на заготовки необходимой длины и просушивалось. Наружную поверхность обрабатывали специальным стругом. Древесину внутри ствола вырубали долотом, а в толстых стволах плотную сердцевину выжигали. Внутренние стенки выскабливали. Если дно было вставным, то вырезали специальные пазы. Круглое дно изготавливалось из дуба или клена и вставлялось на место, предварительно распаренное.

Изготовление деревянных сосудов из дощечек-клепок появилось среди башкир сравнительно недавно, в конце XIX века. Для таких сосудов использовали дубовые или осиновые клепки, металлические или черемуховые обручи. В числе подобных клепаных сосудов башкир можно указать ведра, кадочки для масла, сметаны, кислого молока, для засолки мяса. Клепаные маслобойки и узкие кадки для приготовления кумыса также могли быть клепаными. По форме и размерам клепаные сосуды соответствовали своим долбленым аналогам.

Башкиры лесных районов издавна занимались изготовлением утвари из бересты и коры разных деревьев, из луба и лыка. Впрочем, такая домашняя утварь находила своих хозяев и в иных районах расселения башкир, попадая к ним в основном в результате торговых операций.

Прямоугольные кузовки и короба получали, сшивая цельные куски бересты конским волосом. В больших коробах вместимостью 20-30 литров жидкости отстаивали молоко. В виде низкого ящичка изготавливали прямоугольные лотки из цельной берестяной заготовки. Край ящичка делался отвернутым, все углы прошивались нитками из крученого конского волоса. В таком лотке (тузаяк) хранили хлеб и муку для повседневного потребления, сушеные ягоды и т. п. Для сбора ягод использовались небольшие круглые или прямоугольные туески с веревочной ручкой. Берестяная утварь могла иметь также и деревянное дно.

Влагонепроницаемость таких сосудов обеспечивали плотные стенки, состоящие из двух-трех слоев бересты. Стенки прошивали в несколько рядов или же плотно сплетали края, предварительно вырезав их стреловидными зубцами. Такие сосуды могли быть небольшими, рассчитанными на 2-3 литра жидкости, или большими, емкостью до 20 литров жидкости.

Башкирские ремесленники-мастера изготавливали короба, кузова, торбы, кадки, решета из липового или березового луба, а также из коры вяза. Такую утварь делали из цельной заготовки, используя черемуховые обручи для укрепления. Прямоугольный короб из липовой коры и луба мог быть длинным, продолговатым, иметь форму ящика, или корыта. Такой короб использовался для отстаивания молока, сбора кислого молока, для процеживания творожной массы. Короб большого размера мог вмещать до трех центнеров зерна и использовался для хранения зерна и муки. Для хранения курта изготавливали высокий короб из луба, а также лубяной кузов с широким прямоугольным основанием и треугольными боковыми стенками, сужающимися кверху. Другой вид высокого кузова имел едва намеченное дно и расширяющиеся кверху стенки. Лубковые кадки были предназначены для хранения муки.

Из коры или луба изготавливали заплечную торбу, предназначенную для сбора ягод. Прямоугольное дно торбы делалось узким, вертикальные стены могли быть высотой до одного метра, верх укреплялся обручем, на задней стенке предусматривались лямки. Из луба изготавливали также гнезда для гусей, а также совки и решета для просеивания зерна. Боковину решета делали из лыкового луба, сетку - из мочала или волоса.

Башкирские мастера занимались также изготовлением утвари из лыка. Из липового, березового или вязового лыка делали короба, сумки, корзины, кузова, котомки. Твердые лыковые короба имели прямоугольную форму и были приспособлены для ношения через плечо. Лыковые корзины и кузова изготавливали не высокими, круглыми или овалообразными. Изготавливали также высокие лыковые сумки для бутылей. Круглые в сечении, сужающиеся кверху, они повторяли форму бутылей.

Как указывалось выше, башкиры были знакомы с изготовлением металлических орудий труда и холодного оружия из металла. К слову, оружие для участников восстаний против властей изготавливалось в немалой степени руками собственных умельцев. Работа с металлом пришла в упадок после царского запрета 1736-года содержать кузницы.

Башкирские мастера были знакомы с чеканкой. Для изготовления украшений использовали чеканку серебром по железу, применяли орнаментовку.

Чеканкой же покрывали оружие и предметы конской сбруи. Кожаные колчаны для стрел, ременные части сбруи украшали специально изготовленными бляхами, образуя своеобразные узоры.

В домашних ремеслах башкир заметное место занимает войлочное производство. Войлок валяли вручную по следующему способу: "Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на простыне или рогоже, впрыскивают горячею водою, потом катают вместе с рогожею или простынею и опять впрыскивают, катают и топчут из всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко свяжется" (И. Г. Георги). Существовал и иной способ валяния войлока: сбитая шерсть раскладывалась на большой камышовой циновке, которую вместе с шерстью наматывали на специальный вал. Впряженная в вал лошадь возила его по степи, в результате чего получался качественный войлок. В прежние времена изготавливали много войлока, ведь он использовался для покрытия полов, нар, да и кибиток. Из войлока башкиры шили шляпы, чулки, изготавливали самодельную обувь и т. д.

Нитки, скрученные из овечьей или козьей шерсти, башкиры использовали в домашнем ковроткачестве на специальных станках. Тонкое сукно для домотканой одежды также изготавливалось руками башкирских мастериц. Ткали холст из конопли или льна, а еще раньшеи - из крапивы. Однако уже в конце ХVIII века ткани из крапивы исчезли из жизни башкир почти полностью, т. к. "искусство их научило, что конопляный холст добротою своею много превосходит крапивной, какой их предки употребляли" (И. И. Лепехин).

Таким образом, башкиры занимались разнообразными домашними промыслами, что позволяло им почти полностью обеспечивать потребности собственного хозяйствования. В настоящее время эти промыслы полностью исчезли из башкирского быта. Изменение хозяйственного уклада, появление новых, качественных материалов, предметов домашнего обихода, изготовленных в специальных производственных условиях, привели к тому, что не стало мастеров, занимающихся домашними промыслами. Однако эта деятельность представляет интерес и для современного человека, как специфический элемент материальной культуры башкирского народа.