Урок по Урокам гражданственности на тему "Историческая память поколений " (6класс). Россия и донбасс: наша общая беда

Лыкова Татьяна Викторовна

Учитель истории

Специалист высшей категории

Учитель- методист

Сидоренко Татьяна Юрьевна

Специалист первой категории

Рыжикова Елена Анатольевна

Специалист

I - III ступеней №18

11 класс

Тема: Макросфера 1 «Донбасс и русский мир»

Тема урока: Гениальный предок гениального поэта (А.П.Ганнибал в благодарной памяти потомков). Урок 1

Цель: рассказать о влиянии А.С.Пушкина на творчество русских писателей и поэтов, о его вкладе в развитие культуры, заинтересовать учащихся личностью поэта;

Развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование;

Воспитывать чувство сопричастности к историческому прошлому.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний

Оборудование: репродукции картин И.Репина и И.К.Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря» (1887 год), П. Соколова «Портрет А. С. Пушкина» (1836 год), И.Н.Крамского и др., листы с кроссвордами, компьютерная техника, презентация.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

II .Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

III . Повторение и обобщение знаний

1. Разгадывание кроссворда. (Работа в парах) . «Мозговой штурм»

Учитель: Обратите внимание, если вы правильно разгадали кроссворд, то в выделенных клеточках сможете прочитать фамилию.

(Учащимся на отдельных листах дается кроссворд)

(Учащиеся зачитывают ключевое слово: Пушкин)

2. Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Еще в 1832 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника, думая о «символическом Пушкине». Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Он давно уже вышел за пределы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Эту особенность национального гения видели критики В.Г.Белинский и А.А.Григорьев, писатели Ф.М.Достоевский и И.С.Тургенев, философы В.С.Соловьев и Д.С.Мережковский. По словам А. Григорьева, «Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенно после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Фраза проницательного Аполлона Григорьева стала уже хрестоматийной. Годы общения с произведениями поэта, погружение в его внутренний духовный мир расширяют наши возможности сопереживания, устанавливают трудно передаваемое словами сердечное влечение к Пушкину. Появляется ощущение, которое Марина Цветаева называла: «Мой Пушкин».

3. Беседа

Что значит быть гением для своего народа во все времена?

Почему актуальность наследия А.С. Пушкина не угасает со временем?

Каким образом современное искусство использует произведения А.С. Пушкина?

В творчестве каких писателей, поэтов, художников, композиторов встречается образ А.С. Пушкина?

(Просмотр презентации «Пушкин и поэты Серебряного века»)

4. Самостоятельная работа

1.Сопоставительная работа

Задание: сравните два портрета А.С. Пушкина и скажите, какие черты поэта передал каждый из портретистов? Какой из них вам нравится больше? Аргументируйте свой ответ.

2.Составление психологического портрета поэта

5. Работа в группах
Составление визитной карточки поэта

Происхождение

Черты характера

Увлечения

Излюбленный жанр

Самые известные произведения

Проверка


6. Проведение игры «Дуэлянты»

Комментарий: наличие двух дуэлянтов, аргументирующих разные точки зрения, секундантов (по 2 с каждой стороны), имеющих право задавать вопросы участнику «дуэли» с противоположной стороны, и по 2 эксперта, комментирующих саму «дуэль»: аргументы, приводимые участниками, их выдержку, эмоциональную «температуру» и т.д. – и выставляющих соответствующие баллы.

IV . Подведение итогов

Пушкин: вчера и сегодня (сравнение восприятия поэта родителями, родственниками и современным поколением)?

Почему А.С. Пушкина можно назвать профессиональным историком?

Как А.С. Пушкин повлиял на историю, культуру, самосознание русского человека?

Как Пушкин воспринимается старшим поколением и детьми (подростками)?

Что особенного в творчестве Александра Сергеевича?

V . Оценивание учащихся

VI . Домашнее задание.

1.Составить 5 – 7 тестовых заданий по биографии и творчеству А.С.Пушкина;

2. Подобрать афоризмы, характеризующие творчество поэта.

Лыкова Татьяна Викторовна

Учитель истории

Специалист высшей категории

Учитель- методист

Сидоренко Татьяна Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Специалист первой категории

Рыжикова Елена Анатольевна

Учитель украинского языка и литературы

Специалист

Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней №18

11 класс

Макросфера 1 «Донбасс и русский мир»

Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»

Тема урока: Гениальный предок гениального поэта (А.П.Ганнибал в благодарной памяти потомков). Урок 2

Цель: познакомить учащихся с уникальной личностью А.П.Ганнибала, его ролью в истории России, с фактами биографии гениального русского поэта А.С. Пушкина;

Развивать умения сопоставлять и сравнивать исторические факты с художественным вымыслом;

Воспитывать уважение к культурному наследию нашей родины.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, А.П.Ганнибала, роман А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», фильм А.Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», сборники стихотворений А.С.Пушкина, компьютерная техника, толковые словари.

ХОД УРОКА

Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С.Пушкин

    Организационный момент

    Объявление темы и цели урока

II . Изучение нового материала

1.Вступительное слово учителя:

Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы через 500 лет. Так силен ее свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды. Жизнь человека, о котором мы будем сегодня говорить, трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.

2.Беседа:

Какое имя сразу всплывает в памяти, когда мы слышим словосочетание «русский мир»?

Какая связь может быть между Пушкиным и Донбассом?

Учитель : В 1820 г. А. С. Пушкин, уже известный поэт, в возрасте 21 года был выслан из Петербурга. С помощью друзей, ссылка в Сибирь была заменена на южную, и А. С. Пушкин отправился под покровительство генерала И. Н. Инзова, наместника Бессарабии. А.С. Пушкину было предписано отправиться в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) по глухим местам Белорусского тракта до Киева, где предстояла встреча с другом отца, героем Отечественной войны 1812 г. - генералом Раевским.

К середине мая 1820г. поэт приехал в Екатеринослав и представился Инзову. Его подорожная сообщала, что он «переводится по службе и прибыл как курьер». Это было первое знакомство А.С. Пушкина с Малороссией. В конце мая А.С. Пушкин поехал Подднепровскими землями: побывал у знаменитого казацкого дуба в Запорожье на Хортице, переправился через Днепр у Кичкаса, поколесил дорогами Дикого поля и побережья Азовского моря – Лукоморья.

Пребывание А. С. Пушкина в Диком Поле и Лукоморье Приазовья получило свое продолжение в его сказках и в поэме «Руслан и Людмила».

Можете ли вы назвать места, которые носят имя Пушкина?

1. Рассказ учителя:

Предки Пушкина неоднократно упоминались на страницах «Истории Государства Российского», как принимавшие активное участие в исторической жизни и судьбах России. Отсюда и особый характер ощущения Пушкиным русского исторического прошлого. История России была для него в какой-то степени и семейной хроникой.

Народная мудрость гласит: каждый человек должен так прожить жизнь, чтобы после себя оставить что-то на земле. От некоторых ведь остается только тире между датами рождения и смерти.

Жизнь Абрама Петровича Ганнибала – “гениального предка гениального поэта” – яркий и убедительный пример очень достойно прожитой жизни.

Сегодня уроке мы будем размышлять о том, почему “гениальный правнук” назвал жизнь своего “гениального предка” “странной”, а также осмыслить главные “следы” её и сформулировать уроки, данные этой “странной жизнью” последующим поколениям людей, в том числе и поколению сегодняшнему.

Самый яркий, важный оставленный на земле Ганнибалом “след” – это, конечно же, его “гениальный правнук”. Это великий и неоценимый подарок Ганнибала России и мировой культуре!

А.С. Пушкин с большим уважением относился к своему роду, предкам, о чём свидетельствуют его известные слова: “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”.

Примечательно, что А.С. Пушкин отводил Ганнибалу – своему прадеду по материнской линии – особое место в своей судьбе и своем творчестве. С его имени он начал свою автобиографию, собирался написать полную биографию Ганнибала, сделал его литературным персонажем многих своих произведений (“Начало автобиографии”, “Моя родословная”, “Как жениться задумал царский арап”) и даже главным героем своего первого исторического романа – “Арап Петра Великого”.

2. Выступление творческой группы учащихся «Биографы», получившей опережающее задание «Родословная семьи А.С. Пушкина»

(рассказ о родословной семьи А.С.Пушкиных). Приложение 1.

3 . Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Моя родословная».

4.Выступление творческой группы учащихся «Актеры», получившей опережающее задание

(инсценировка фрагментов из романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого»).

Ученик в образе Ибрагима читает отрывок:

“Я едва мог опомниться. Я находился в Петербурге, я видел вновь великого человека, близ которого провёл младенчество. Я увидел, что новый образ жизни, ожидающий меня, деятельность и постоянные занятия могут оживить душу, утомлённую страстями, праздностию и тайным унынием. Мысль быть сподвижником великого человека и совокупно с ним действовать на судьбу великого народа возбудила во мне в первый раз благородное чувство честолюбия.

Я проводил дни однообразные, но деятельные – следственно, не знал скуки. День ото дня я более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

Россия представлялась мне огромной мастеровою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчинённый заведённому порядку, занят своим делом”.

Учитель: Мы прослушали отрывок из романа А.С.Пушкина “Арап Петра Великого”, который в некоторой степени послужил основой фильма Александра Митты “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”, где Ганнибала замечательно сыграл Владимир Высоцкий.

Демонстрация фрагмента фильма А. Митты “Сказ о том, как царь Петр арапа женил”

Учитель: В примечании к I главе “Евгения Онегина” А.С. Пушкин пишет: “В России, где память замечательных людей скоро исчезает по причине недостатка исторических записок, странная жизнь Ганнибала известна только по семейным преданиям. Мы со временем надеемся издать полную его биографию”.

Обратим внимание на то, что А.С. Пушкин называет жизнь Ганнибала “странной”. Почему? Воспользуемся помощью лексикографов, которые работали со словарём языка А.С.Пушкина (демонстрация словаря).

6. Выступление творческой группы «Лексикографы»:

Согласно “Словарю языка Пушкина”, поэт 126 раз употребил слово “странный” в своем творчестве в двух значениях:

1.Необыкновенный, непонятный, вызывающий недоумение.

2.Необычный, своеобразный, оригинальный.

Таким образом, жизнь Ганнибала, по мнению его “гениального правнука”, была необычной, своеобразной, оригинальной.

И это действительно так. “Даже на фоне богатого колоритными фигурами XVIII века российский Ганнибал – явление слишком неординарное, захватывающее своей яркостью и экстравагантностью”.

Сообщение учащихся: Абрам Петрович Ганнибал был личностью поистине легендарной!

Он “связал” разные века и континенты: сын века XVII, рожденный в Африке, вошедший в историю другого, XVIII века, и другого континента – Европы!

В его биографии “слились” многие страны: африканец, ставший русским, проведший некоторое время в Турции, получивший прекрасное образование во Франции (имел диплом военного инженера, подписанный королем Франции Людовиком XV), проживший почти полвека с женой-шведкой!

Во многом – первый! Первый дворянин-африканец в российской истории, причем дворянин II класса – “вслед за государем”!

Знававший чуть ли не десять царствующих особ: к концу жизни переживший восемь (!) царствований. (“Царей, цариц любимый раб и их забытый однодомец”). Ганнибал был особенно близким Петру I , великому царю-реформатору, его крестником, воспитанником, сподвижником, верным и преданным “птенцом гнезда Петрова”.

Знания и энергию своего крестника и воспитанника Петр I использовал везде: в царском кабинете, где Абрам- арап выполнял роль технического секретаря, хранителя бумаг, чертежей и библиотеки государя, в преподавании, составлении карт, переводах иностранных книг, проектировании и строительстве новых фортификационных и гидротехнических сооружений.

На протяжении всего царствования великого преобразователя России не было, наверное, человека, жизнь и судьба которого были бы так переплетены с жизнью государя!

А.П. Ганнибал оправдал любовь, надежды и провиденье своего крестного отца, и заслуженно был награжден орденами Святой Анны и Святого Александра Невского...

Учитель: проведем сравнительный анализ литературного и кинематографического образа Ганнибала.

IV . Закрепление нового материала

Словарная работа: наследство, наследие, наследственность

(работа в парах с толковыми словарями)

Чем отличаются эти понятия?

Эти понятия касаются каждого из нас или только избранных?

(ответы учащихся)

V . Подведение итогов

VI . Оценивание учащихся

VII . Домашнее задание

Составить портретный очерк «Гениальный предок гениального поэта».

Пояснительная записка

Тема. Историческая память поколений

Цель: продолжить знакомить со связью Донбасс и Русского мира на основе исторических памятников города Донецка Задачи: воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, любовь и уважение к своей Родине, своему городу, гуманное отношение к историческим местам родного края. Формировать знания о людях, событиях, оставивших след в истории нашего города и увековеченных в разного вида сооружений. Развивать познавательный интерес, творческую активность, обогащать духовный мир.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА

Программа образовательно-воспитательного курса 5-11 классы

Донецк 2017

Донецкой Народной Республики (приказ № 825 от 14.08.2017г.)

Утверждено решением научно-методического совета

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 5 от 19.06.2017г.)

Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»

Микросфера «Дыхание времен»

6 класс

Дата Урок № 25 Класс 6

Памятник воинам-афганцам Петровского района (Донецк)

Вид памятника: Мемориал
Населенный пункт: город Донецк, Донецкая область, Украина
Найден:

Посвящен

10.

3. Памятник борцам за установление советской власти в Донецке

Памятник-монумент в Петровском районе г Донецка был создан в 60-х годах ХХв в честь 50-ти летия установления советской власти.
Скульптор- Наум Абрамович Гинзбург, архитектор С. Томилло.

Установлен на площади Свободы. Является одним из нескольких памятников Донецка, посвященных борцам за советскую власть

4. Памятник Г.И. Петровскому

Григорий Иванович Петровский вошел в историю как революционер и советский государственный деятель. Среди его заслуг стоит отметить участие в подписании Брестского мира и разработке первой Конституции СССР. Петровский занимал высокие должности в УССР. Однако он был выведен из состава Политбюро и ЦК ВКП (б). Петровский долгое время не занимался общественной деятельностью, работая в Музее революции. Он стал единственным опальным представителем политической элиты, который остался в живых. После 1953 года Петровский вновь занялся общественной деятельностью. Григорий Иванович был похоронен у Кремлевской стены.

В честь Петровского были названы города, улицы, площади. В некоторых городах, включая Донецк, были установлены памятники. Скульптура Петровского была возведена в 1968 году. В Донецке установлен не только памятник Петровскому. В честь него названы район и площадь, где и располагается монумент.

Памятник изображает Петровского в полный рост в плаще с тростью в руке. Автором является скульптор Сергей Алексеевич Гонтарь.

Донецк, Киевский р-н, парк им. Ленинского комсомола.Лесопарковая зона на берегу реки Кальмиус откуда открывается вид на левый берег реки, ныне занятый Калининским р-ном города и Червоногвардейским р-ном Макеевки.
Оттуда, с востока, и наносили удар воинские части, освобождавшие Донбасс и г.Сталино(Донецк). Поэтому, памятник является, в некотором роде, главным памятником военной истории города и области.
Установлен в 1984г. Дополнен новыми стеллами в 1995-2000 гг. Авторский коллектив: скульпторы Ю.И. Балдин, А.Н. Порожнюк, архитекторы В.П.Кишкань и М.Я. Ксеневич, инженер-конструктор Е.М. Райгородецкий.
Посвящен памяти всех частей и соединений, освобождавших Донбасс.

Установлен на территории Донецкого медуниверситета между 1 и 2-м учебными корпусами.
Скульптор- Н.В.Ясиненко.
Установлен 8 мая 1970г., в 25-ю годовщину Победы на средства, собранные переподавателями, сотрудниками и студентами института.На лицевой стороне постамента была надпись: "1941-1945", у подножия скульптуры была расположена бронзовая плита с надписью:" Здесь заложена земля, обагренная кровью советских воинов при защите городов-героев и высоты Саур-Могила".
Плита и цифры их надписи были похищены охотниками за цветными металлом и не восстанавливались.

О на стала уникальным символом единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств.

Ц ентром монумента является гранитная колонна, над которой возвышается золотая фигура Ангела, ступающего по полусфере, олицетворяющей Землю. В руках Ангела голубь - символ Мира и Надежды.

О снование гранитного памятника выполнено в виде многогранника. На одной из сторон основания золотыми буквами выбито: «Ахметов Ринат Леонидович, Президент ФК «Шахтер», президент благотворительного фонда «Развитие Украины», почетный гражданин города Донецка».

8.

Памятник жертвам чернобыльской катастрофы

Район: Ворошиловский

Доп. информация: скульптор Балдин, Юрий Иванович, архитектор Бучек, Владимир Степанович

ФИЗМИНУТКА (Приложение 2)

V. Закрепление нового материала.

Блиц-опрос

1. Назовите имена деятелей, увековеченных в памятниках нашего города?

2. Каким историческим событиям посвящены памятники Донецка?

3. Как вы считаете, какое значение имеют памятники?

4. Какие памятники находятся в вашем районе (улице, поселке)?

Практическая работа «Ассоциации»

Обучающиеся, какое ключевое слово было на нашем уроке? (ответы детей) Правильно, памятник. А теперь давайте подберем к каждой букве этого слова существительное, прилагательное или глагол, связанное с темой нашего урока и с тем, что вы сегодня узнали: (примерные ответы Приложение 3)

VI. Подведение итогов урока.

Путь в культурное будущее идет через преодоление культурного беспамятства, через возрождение и освоение духовных богатств нашей культурной истории. На этом уроке вы узнали, что такое памятник, ознакомились с иторией созданий памятников в нашем городе, в ДНР и что их возводят в честь великих людей и великих событий, которые внесли огромный вклад в развитие нашего региона, меняли ход исторических событий, которые освобождали, строили, формировали нашу молодую Республику, а наша задача – беречь и помнить это наследие.

1. Рефлексия. Метод «Микрофон»

На этом уроке я узнал…

На этом уроке для меня было интересным…

На этом уроке было сложным…

2. Анализ и оценивание работы на уроке

VII. Домашнее задание.

Составить синквейн к слову «событие» или написать рассказ «История одного памятника»

Приложение 1

1.

5. Монумент "Освободителям Донбасса"

6. Памятник медработникам, преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Сталинского Мединститута, погибшим в ВОВ

7. В 2008 году ко Дню города в Центральном городском парке им. Щербакова в Донецке установили скульптуру «Доброго ангела мира»

8. Памятник жертвам чернобыльской катастрофы

Приложение 2

ФИЗМИНУТКА

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч

Приложение 3

ПАМЯТНИК

Патриотизм

Активность

Мир

Ясность

Территория

Не забывать

История

Красота

Тема голода в Украине и, в частности, на Донбассе, как раз одна из тех, о которой нынче модно поговорить на всех уровнях, раз в год возложить цветочки, обязательно под фотокамеры, непременно сделав, при этом скорбное лицо, будто это тебя на самом деле за что-то там тронуло. Увы, на этом весь интерес к проблематике тает.

После рассекречивания в 1989 году фондов, госархивом Донецкой области, была сделана выставка о масштабах голода, постигшего Донбасс в 1932-1933 годах.

По сводкам райкомов КП(б)У установлено, что за период с 27 февраля по 9 марта по 21 району области зарегистрировано более 4 тысяч голодающих. Только в колхозах Белокуракинской МТС около 2,5 тыс. человек остро нуждались в продовольствии. Особо голодали Марковский, Рубежанский, Ново-Псковский, Старобельский, Ново-Айдарский, Верхне-Теплянский, Старо-Каранский р-ны области.

Приводятся факты массового опухания людей от голода и многочисленных случаях голодной смерти. Только за 10 дней февраля-марта по 12 районам области умерло 267 человек, при этом учитывались далеко не все умершие, реальное их число было значительно выше. В Старобельском колхозе за 2 месяца умерло 150 человек, а в Бело-куракинском за 3 месяца - 578 человек, в Марковском районе - 679.

Поселок Еремовка Шапарского сельсовета лежит поголовно опухший. В селе Лизино 63 смертельных случая. В докладных записках повсеместно отмечается "бездушное отношение населения и даже отдельных руководителей как к голодающим, так и к умершим. Умершие лежали по 3-4 дня и более: "Угрожающе стоит вопрос об элементарной санитарии, в связи с тем, что трупы хоронятся с задержкой, часто в клунях, сараях и сенях квартир".

Повсеместно в пищу употребляли собак, кошек и павшего скота. В с.Куз.Михайловке Старо-Каранского района отмечены случаи употребления в пищу зараженных сапом лошадей. В с.Лызино Ново-Псковского района колхозник Кондратенко около месяца жил и кормил семью падалью со скотского кладбища, собак и кошек и сам замерз на этом кладбище, откапывая конскую ногу.

О крайне бедственном положении людей в этот период свидетельствуют многочисленные факты каннибализма. Колхозник их района Криконенко Мефодий зарезал своего сына 6 лет и вместе с женой в течении 4 дней ели.

В селе Росоховатом Марковского района Руденко Федор имел семью из 5 человек, из них трое детей. Его жена Марина, под принуждением мужа, зарезала двух детей, которые были ими съедены.

Имели место факты трупоедства. В 1933 г. в с.Бончуковке Ново-Псковского района колхозник Веселый Федор со своей женой Евдокией и 14-летним сыном вырыли на кладбище 3 трупа и употребили их в пищу, после чего сразу все умерли. В этом же селе в погребе колхозницы Киященковой была обнаружена половина трупа умершего брата.

А теперь главное!

Все эти опустошенные села нужно было кем-то заполнять. Западная и центральная Украина, также изрядно пострадавшая от голода, не могла предложить людской материал, поэтому на Донбасс, как приграничные районы и хлынула массово российская нищета.

Кроме этого, Донбасс, это все же промышленный, а не сельскохозяйственный регион. Село, как мы увидели выше, было фактически очищено от "украинского элемента" для русских переселенцев, а города, большинство из которых либо строились с нуля, либо значительно расширялись именно во время советской власти, так же массово заселялись "чисто русскими" и, в этом тогда никто ничего плохого не видел.

В те временна, когда, среди советских людей активно гуляли мифы, насаженные российской пропагандой о пятнадцати республиках - пятнадцати равных сестрах, о трех братских славянских народах и еще Бог знает о чем, "лишь бы не было войны" и в голову никому не приходило, что не за горами то страшное время, когда пятнадцать республик распадутся, а брат придет с оружием убивать брата исключительно по национальному признаку.

Хочу передать впечатление русской журналистки из Краматорска, приехавшей сегодня из Димитрова, которая рассказала:
"В 80-е годы в шахтерском Димитрове запустили новую шахту или скорее лаву. Труд шахтера тогда был в почете, хорошо платили. Но рабочих не хватало. Условия были шикарные. Тогда построили целый микрорайон, назвали Даманский. Тому, кто приходил работать на шахту, вручали ключи от квартиры, как только человек напишет заявление. К тому же выдавали 1000 рублей на обустройство. Насколько я помню, холодильник тогда стоил 300, цветной ТВ 400-500. Обратились за подмогой к коллегам с Западной Украины, шахтерам из Львовской области. Те отказались. Пригласили жителей Перми. Их тогда приехало очень много. Заселили целый микрорайон. Говорят сейчас они только и ждут, когда придет россия".

Вот она причина, массовых ожиданий "русского мира". Заходи в этот район и не важно, что он только один такой на весь этот самый Дмитров, а в остальных могут люто ненавидеть упомянутый "русский мир". Важно, что он есть, поэтому, заезжай туда, снимай, как целый район, а в эфир говори - целый город Донбасса, просится в россию, на свою, так сказать, "историческую родину", потому, что здесь "всегда жили русские" и не важно, что это "всегда" проистекает корнями аж в каких-то 30-40 лет. Важно, что это все, реально русские люди не только по духу и крови, а банально, по национальности и паспорту советскому, что для них одно и то же и, что им абсолютно природно хотеть в россию, так же, как и украинцам природно требовать от этих переселенцев оставить в покое их исконно украинские земли, на которых они жили не 30-40 лет, а веками.

Проблема в том, что россия, имея с гулькин нос оснований для обоснований своего вторжения в Украину, использует их по полной на все сто, а Украина, до сих пор, так ничего и не сделала, что сломало бы эту тупую и лживую версию "русского мира" и развеяло бы сомнения, у кого они еще остались, что ни Донецк, ни Луганск никогда не были и не будут российскими только потому, что россия, в свое время, заселила их этничными россиянами.

Анатолий Кравчук, сайт obozrevatel.com

Соблюдение краеведческого аспекта на уроках гражданственности

Мелодии Донбасса

МОУ “Школа №58 г.Донецка”

Учитель начальных классов ЯРЧЕНКО НАТАЛИЯ ПЕТРОВНА


  • Формировать у подрастающего поколения патриотическое самосознание;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной Донецкий край и его многонациональный народ;
  • воспитывать чувство уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям Донбасса;
  • развивать гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.

Прочитайте стихотворение выразительно

  • Музыка всюду живёт

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.


Тихие слёзы свои ива роняет у брода…!

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей –

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада! ,

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Вадим Семернин

- Что значит для тебя музыка? - Какие твои любимые музыкальные произведения?


СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

  • Где песня льётся, там птица без крыльев.
  • Мир без музыки, что счастливо живут.
  • Где песни поют, там легче живётся.

- Как ты понимаешь смысл этих пословиц, объясни.


ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

  • 1 .Сон и отдых позабыты :

Песню пишет…

(Композитор )

  • 2. Струны гитары, терпенье, талант плюс вдохновенье равно …

(Музыкант)


3. Перед хором я стою

Все молчат, а я пою.,

Кто же я? Что за артист?

Ну, конечно же, …

(Солист )

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент. …

(Дирижёр )


Донбасс – шахтёрский край, по э тому значимое место в нашей жизни занимают песни о шахтёрах и для шахтёров.

  • Знакомы тебе такие искусственные горы? Как они называются?
  • Послушай песню «Спят курганы тёмные»

в исполнении Йосифа Кобзона.


СЛОВАРЬ

  • КУРГАН – насыпь над древней могилой.
  • ТЕРРИКОН - конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли при шахте, руднике.
  • ЗАБОЙ - поверхность отбитой горной массы (полезных ископаемых

или горной породы).


  • Какие чувства овладевают тобою, когда ты видишь краевиды Донбасса? Слышишь ли ты какие-то звуки, мелодии, музыку?

Донбасс - это не только шахты и заводы. На самом деле у нас есть потрясающе красивые места


Послушай песни: «Земля родная – Донбасс»,

«В светлом небе донецком».


  • ТЕНОР - высокий мужской голос, певец с таким голосом.

Прослушай песни в исполнениии А.Соловьяненко

«Ніч яка місячна», «Дивлюсь я на небо», «Степь да степь кругом», «Ах,ты степь широкая», «Вижу чудное приволье».


«Донбасс Опера» - Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Соловьяненко


  • БАРИТОН - Мужской голос, средний между тенором и басом, а также певец с таким голосом.

Пять песен, прославивших Иосифа Кобзона:

«А у нас во дворе», «День Победы», «Баллада о красках», «Где-то далеко», «Офицеры».

Прослушай песню в исполнении И.Кобзона

«Пусть всегда будет солнце».


Донецкая филармония

  • Знакома ли тебе камерная музыка?
  • Был ли ты когда-нибудь в филармонии?

ФИЛАРМОНИЯ- Музыкальное общество, учреждение, ставящее себе задачей организацию концертов и пропаганду музыкального искусства.


Знаменитым для филармонии в Донецке стал 1991 год – присвоено имя нашего земляка, выдающегося композитора

Сергея Сергеевича Прокофьева


ОРГАН

  • В 1957 году в Концертном зале филармонии был установлен уникальный орган , на котором во время учебы в Петербуржской консерватории играл П.И. Чайковский.

ОРГАН – клавишно - духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов


Свое исполнительское мастерство в разных классах классической музыки конкурса "Родные просторы» показывают юные музыканты Донецкой Народной Республики

Послушай песню «Подари улыбку миру»

в исполнении Детской группы «Непоседы» (Донецк)


РЕФЛЕКСИЯ

- Чьё имя носит Донецкая филармония?

- Кто из космонавтов взял в полёт диск с песнями А.Соловьяненко?

- Чьё имя носит открытая малая планета?

  • Где и почему написано «Анатолий Соловьяненко – шахтёрский герцог»?
  • Какие песни прославили Йосифа Кобзона?

ОТГАДАЙ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ

  • Слово книжное «вокал»

Как бы проще ты назвал?

  • Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом поётся?

  • Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - …


16.11.2015 18:55

Существует ли «русский мир» как единая система ценностей - наподобие мира евреев или армян? Относится ли к русскому миру воюющий Донбасс? С чем сталкиваются беженцы с Донбасса в приютившей их России? Об этом размышляет севастополец Александр Рогов, чьи зарисовки под общим названием «Сага о Новороссии» мы продолжаем публиковать в «Примечаниях».


Лагерь беженцев

Беженцы с Донбасса жили от меня неподалеку. На одном из пустырей Радиогорки был разбит палаточный лагерь. Высокий бетонный забор. Прожектора. Колючка. Охрана. Внутри — армейские палатки. В палатках — печки-буржуйки и железные кровати в ряд. Умывальники тоже в ряд, но на улице.

Не подумайте, что в таких условиях жили все беженцы из Донбасса. Сюда, в лагерь, попали самые обездоленные, низший социальный слой, поселковая беднота. Те, кто хоть немного с деньгами, сняли квартиры.

Мой друг-бизнесмен, решивший оказать беженцам какую-то помощь, подошел к проходной и спросил, что им привезти — может, какие продукты или товары первой необходимости, ну, там бритвы, мочалки. Ответ был таков: «Не надо мочалок. Заберите нас отсюда хоть куда-нибудь». Люди умоляли взять их на дачи, причем на самых плохих условиях — без воды, света, газа. Лишь бы не в лагере.

То общее впечатление, которое давало о беженцах российское телевидение, соответствовало действительности лишь отчасти.

В лагерях беженцев показывали счастливые лица чудесного спасения вперемежку с восторгом благодарности и слезами радости на глазах. Я не отрицаю, что такая эмоция у некоторых людей была. Но если оценивать эмоцию общей массы беженцев нашего лагеря на Северной, то она была совершенно иная. Среднестатистический лагерный беженец из Донбасса был вял, разочарован, подавлен и интровертивен. И ему все очень сильно не нравилось.

Я, кстати, так и не понял, зачем эти вышки с колючкой для беженцев? Севастополь на 98% за Россию. Бандеровцев у нас и в помине не было. Единственное объяснение, которое я для себя нашел, было такое: лагерь должен быть максимально некомфортным для проживания, чтобы люди в нем не задерживались и побыстрее переезжали подальше на Восток. Лишите человека денег, друзей, дома, перспектив к жизни — и вы получите Стеньку Разина. А зачем Российской Федерации Стенька Разин? Да еще и в проблемном Крыму?

Ольга из Стаханова

В Севастополе я неоднократно встречал людей, воевавших на Донбассе со стороны ополчения. От разговоров о войне они уходили, и у меня в целом не было ясной картины происходящего. Пока я не приехал в Москву. Как это ни странно звучит, но встреча с воюющей Новороссией у меня произошла именно в Москве. Именно там мои знакомые свели меня с женщиной из Стаханова, учительницей лет пятидесяти по имени Ольга, бежавшей от войны к племяннику в столицу.

У племянника она по какой-то причине не прижилась, хотя очень его любила и считала своим сыном. Причину ухода от племянника сама объясняла так:

«Там новая семья. Его мама второй раз замуж вышла. Не хочу им мешать», — говорила и опускала глаза, стыдясь этой ситуации.

А ситуация действительно постыдная. Жить не у родственников, скитаться как изгой по чужим людям… У нас, на юге, это позор. В Москве — норма.

Уйдя от племянника, она несколько месяцев жила на квартире, которую для нее снимал какой-то бизнесмен, целенаправленно помогавший беженцам. Потом он ей отказал без объяснения причин, и Ольга оказалась на улице. Стояла и плакала возле магазина с игрушками. Там мои знакомые ее и подобрали.

Вообще, люди с Донбасса кажутся россиянам какими-то странными. Мне очень многие так и говорили: «Странные они какие-то». Спрашиваю, а в чем их странность? Отвечают: «Ну вот, например, та же Ольга. Постелили ей в маленькой комнате, говорит: «Постель жесткая, мне неудобно». Спрашиваю у своих знакомых, а в чем, собственно, странность? Ну, жестко человеку. Женщина немолодая, может, болит что. «Она должна довольствоваться тем, что ей предлагают». А почему, собственно? «Потому что она и так все бесплатно получает».

Меня эти слова резанули. Отношение как к бездомной собаке или как к человеку второго сорта — хотя приютившие ее люди добросердечны и не жадны; они сами когда-то бежали из своей республики от войны.

Я всегда захожу в тупик, когда слышу подобные ответы. Мое глубокое убеждение состоит в том, что если ты человека принимаешь из милости, то ты должен принять его как равного, не ущемляя ни в чем. В противном случае, ты над ним глумишься, даже если ты ему при этом помогаешь.

С такой позицией «северян», и особенно москвичей, я сталкивался многократно. Помню, как одна столичная дамочка возмущалась поведением бездомной собаки: «Представляете? И она ведь не все ест, что ей дают! Я ей кусок хлеба кинула, а она не берет!». Так и подмывало спросить: «Ну, а сами-то вы все едите?»

Мне было очень интересно поговорить с этой женщиной из Стаханова, и я остался у знакомых на чай. Мои друзья-москвичи предупредительно оставили нас на кухне вдвоем.

Ольга сначала ощущала себя напряженно, но потом, почувствовав, что я интересуюсь «для себя», разговорилась.

Не обидно ли вам, спрашиваю, что все так получилось? События в Крыму и заявления Москвы подстегнули Донбасс, а потом, когда Донбасс восстал и попросился в Россию, ему отказали.

Ольга долго не отвечает, смотрит в сторону:

«Для нас это запретная тема. Стараемся об этом не говорить. Думали, как у вас будет. А теперь выхода не видно».

У Ольги на Донбассе воюет младший брат. На войну он попал так: брата бросила жена, забрала с собой их единственного сына-подростка и уехала в Москву искать лучшей доли. Брат потерял смысл жизни, стал пить, не работал — и тут случилась война. Записался в добровольцы. И поскольку терять в жизни было нечего, стал рваться на передовую. Его отметили. Сначала старшим по группе поставили, потом полевым командиром. Он воспрял духом, с девушкой познакомился. Теперь ждет, когда война закончится, чтобы по-нормальному в ЗАГСе расписаться.

Донбасс и русский мир

Вопрос, собственно, вот в чем: а русский мир есть? Как единый мир-система он существует?

«Единый» я понимаю так: справедливый для всех в каких-то базовых принципах бытия, которые связывают всех узами большой семьи — как это происходит у тех же евреев или армян. Справедливый не в смысле уравниловки, а в смысле общей судьбы. В такой семье старший брат может быть удачливым бизнесменом и иметь шикарный джип, а младший — нищим дурачком и ездить на старом велосипеде. Но единый мир-семья предполагает, что если этого младшего кто-то обидит, то этот «кто-то» будет непременно найден и наказан. По-другому в семьях и не бывает. А иначе это и не семья.

Или в мире все устроено по-другому? И какой-то части русских уготовано чудесное будущее, а какой-то — проклятое настоящее?

Как ощущают себя те люди, которым выпал билет в счастливые миры? О чем они думают? Их совесть не мучает за то, что в их градах нет войны, разрухи и голода? Или они настолько морально затвердели, что им эти вопросы безразличны? Там, под бомбами, другие такие же люди, с такой же широкой душой, общинной психологией, чувством локтя, а главное, с неугасающим ощущением социальной справедливости, остались погибать в изгойском настоящем. Дети, старики, женщины…

Я понимаю, что мой вопрос нелогичен, пафосен и крайне эмоционален, но я, тем не менее, его задам.

Скажите, россияне центральной полосы, Сибири, Дальнего Востока, да и вы, россияне Крыма и Севастополя: люди, погибающие на Донбассе под бомбами — ваши или не ваши?

Только не молчите. Скажите правду. Скажите, что это не ваши люди. Тогда эти люди перестанут вас ждать. Они перестанут на вас надеяться. Они будут надеяться только на себя. И им станет легче.

Из разговора с Ольгой я понял две очень важные вещи.

Вещь первая. Любовь между Донбассом и Россией ассиметрична: Россия Донбассу нужна, а Донбасс России нет.

И вещь вторая: нет никакого единого русского мира в том смысле, в котором существует мир курдов, армян или евреев. А если он и есть, то совсем с иными реалиями.

Трагедия этой асимметрии состоит вот в чем. Русский Донбасс думает, что мы (Россия) и есть их семья. Он считает, что мы самые близкие и самые родные. Просто мы их по каким-то причинам предали. Ведь близкий человек тоже может предать по слабости или глупости. Предать может не просто близкий, а даже самый-самый близкий. И кроме этого близкого никого больше нет в этом мире. И вы продолжаете его любить, неся эту боль в себе. Глубоко ее запрятав. Стараясь никому ее не открывать. И стараясь о ней не думать.

Мне постоянно вспоминается один случай, свидетелем которого я стал в Ленинграде, в начале семидесятых, в глубоком детстве.

Ленинград город особенный, и одна из его особенностей — это пьющие женщины. Пьющая ленинградка — вещь страшная. Она может иметь благородный вид, знать несколько языков, быть хорошо одетой, и носить дворянскую фамилию. И при этом бухать вместе с «синяками» в самых отвратительных пивных и лежать пьяной в самых грязных подворотнях.

Я жил с родителями на проспекте Тухачевского (это за Охтой, в сторону аэропорта). Мне было тогда лет шесть. Выбегаю на улицу. С другой стороны дома — винный отдел. Метрах в тридцати лежит на боку мертвецки пьяная женщина с очень красивой прической, а из-под нее вытекает лужица мочи. Рядом стоит мальчик и тянет ее за руку:

«Мама, вставай. Домой надо, — говорит он тихо».

Но мама не шелохнется. Мальчик снова и снова тянет женщину за руку.

«Мама, пойдем. Прошу тебя. Пожалуйста».

Ватная рука беспомощно падает. Струйка мочи останавливается. Мальчик беспомощно садиться возле мамы и задумчиво смотрит в небо.

Знаете, что меня в этой истории мучило все эти годы?

Меня мучил вопрос: почему тот мальчик не бросил опозорившую его маму?

Прошло уже более сорока лет. И только теперь я начинаю понимать, почему тот мальчик не пнул маму ногой, не плюнул в нее, не обложил матом и не ушел играть с ребятами.

Он не мог от мамы внутренне отречься.

Чтобы бросить человека в таком состоянии, надо внутренне от него отречься. А этот паренек не смог.

Я не знаю, чем закончилась эта история. Возможно, маму лишили родительских прав, а сына отдали в приют. Может, кто-то помог ей подняться. А может, она очнулась сама.

Через пару лет я сам попал в схожую историю и смог в полной мере ощутить безвыходность подобной ситуации.

Я играл возле дома с ребятами и увидел своего отца, который шел домой и постоянно спотыкался и падал, потому что был в дребедень пьян. Он был весь в грязи, а рот и щеки были в крови. Ребята мне сказали:

Вон твой отец идет.

Я зачем-то ответил:

Он не пьяный. Ему с сердцем плохо.

Из игры я вышел, отошел в сторону и больше в этот вечер ни с кем не играл. А потом пошел на каток и зачем-то стал лизать лед. А когда меня спросили взрослые, зачем я лижу лед, я ответил, что шайбу ищу. Я просто не хотел ни с кем общаться. Я мучительно переживал случившееся.

Я надеюсь, что вы, москвичи, и жители других благополучных регионов, теперь наглядно представляете, что переживает современный Донбасс в отношении России — которая Донбассу одновременно и мать, и сестра, и родина. Он переживает глубочайшую внутреннюю трагедию, которую вам со стороны не понять, как не понять мальчику из хорошей семьи, зачем нужна такая мама, которая предаст, забудет, напьется, упадет и опозорит вас на весь мир.