Дубова М., Чернова Л. Учимся анализировать обособленные определения

Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича, о которой сказали мы еще только несколько слов, есть героиня нашей повести. В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими, которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность и которую принужден он был наконец выслать тихонько в другое поместие, когда следствия его дружества оказались слишком явными. Мамзель Мими оставила по себе память довольно приятную. Она была добрая девушка и никогда во зло не употребляла влияния, которое, видимо, имела над Кирилом Петровичем, в чем отличалась она от других наперсниц, поминутно им сменяемых. Сам Кирила Петрович, казалось, любил ее более прочих, и черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими, воспитывался при нем и признан был его сыном, несмотря на то, что множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми. Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами теперь описываемых. Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением. Он представил Кирилу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которого четыре года жил он гувернером. Кирила Петрович все это пересмотрел и был недоволен одною молодостью своего француза — не потому, что полагал бы сей любезный недостаток несовместным с терпением и опытностию, столь нужными в несчастном звании учителя, но у него были свои сомнения, которые тотчас и решился ему объяснить. Для сего велел он позвать к себе Машу (Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком). — Подойди сюда, Маша; скажи ты этому мусье, что так и быть — принимаю его; только с тем, чтоб он у меня за моими девушками не осмелился волочиться, не то я его, собачьего сына... переведи это ему, Маша. Маша покраснела и, обратясь к учителю, сказала ему по-французски, что отец ее надеется на его скромность и порядочное поведение. Француз ей поклонился и отвечал, что он надеется заслужить уважение, даже если откажут ему в благосклонности. Маша слово в слово перевела его ответ. — Хорошо, хорошо, — сказал Кирила Петрович, — не нужно для него ни благосклонности, ни уважения. Дело его ходить за Сашей и учить грамматике да географии, переведи это ему. Марья Кириловна смягчила в своем переводе грубые выражения отца, и Кирила Петрович отпустил своего француза во флигель, где назначена была ему комната. Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на m-r Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостоивая большей внимательности. Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие. На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную, где Кирила Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. Изредка выводили пред окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями; медведь обнюхивал ее, потом тихонько до нее дотрогивался, колол себе лапы, осердясь толкал ее сильнее, и сильнее становилась боль. Он входил в совершенное бешенство, с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю божию. Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина! Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него... Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Всё сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца. — Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения. Маша смотрела на него с изумлением и перевела слова его Кирилу Петровичу. Кирила Петрович ничего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать. Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее. Между ими основались некоторые сношения. Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности, Дефорж вызвался давать ей уроки. После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь.

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

На страницах «Дубровского» мы знакомимся со многими людьми дворянского сословия. Одни из них обрисованы полно и всесторонне (Троекуров, Дубровские), другие - фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Надо сказать, что помещики отличались друг от друга как количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним.
Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками - Ки-рилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским, но невольно вовлеченными в него оказываются и другие дворяне. Все, по сути, разделились на два лагеря. В одном - Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир, другой значительно многочисленнее - Троекуров и все остальные помещики, завсегдатаи его дома.
Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина», то уже первые страницы произведения дают нам понять, какой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань... В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Детей у Троекурова было двое: Маша - семнадцатилетняя дочь, и сын - «черноглазый мальчик, шалун лет девяти». Саша был также сыном и мамзель Мими, воспитательницы Маши, которую «Кирила Петрович, казалось, любил... более прочих». Дочь свою Кирила Петрович любил, «но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности».
Кирила Петрович только тем и занимался, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с проказами. Охота занимала едва ли не основное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке».
Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубровским, которого одного Кирила Петрович уважал, «несмотря на смиренное его состояние», и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Дубровскому возникло еще в молодости; «Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Андрея Гавриловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недюжего состояния и унизительного быта. Причем Дубровского не так оскорбило само замечание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужина обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсудить у друга имение, что и сделал.
Этот поступок показывает духовную испорченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов продать. Правда, автор подчеркивает, что в некоторые моменты совесть помещика просыпается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордости и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения.
Близок к Троекурову и князь Верейский. И хоть он не так полно обрисован в повести, но одно то, что князь с удовольствием посещает дом Кирилы Петровича, что, несмотря на слезы и мольбы Маши, добивается все же ее руки, ставит его в один ряд с Троекуровым.
Сатирическими красками в романе обрисованы гости Троекурова - мелкие помещики-подхалимы, которые, боясь гнева властного хозяина, не смели сказать ему и слова против. Однако у себя в имении они едва ли были робкими...
Троекуров, князь Верейский и им подобные - далекая от реформаторских идей, прочно стоящая на ногах часть поместного дворянства, яростно защищающая крепостничество.
В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский - помещик либеральный. Праздность и разврат - не его образ жизни. Имея семьдесят человек крестьян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвечают ему уважением и любовью, поэтому и готовы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права-наверняка не напугала бы Андрея Гавриловича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской.
Образ молодого Дубровского дан в развитии: вначале честолюбивый и беспечный мот, потом - защитник угнетенных, благородный мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойника, Пушкин делает предводителем крестьян. Но тут же дает понять, что Владимир - не во всем их единомышленник, что он сотрудничает с крестьянами и ради личных интересов. Потому-то, когда Маша выходит замуж за князя, Дубровский покидает своих товарищей, заявляя им; «Вы все мошенники». Владимир Дубровский не против дворянства как класса вообще, он только против жес-токостей,- чинимых дворянами, такими, как Троекуров.
Однако в ту пору и это было прогрессивным шагом на пути к освобождению крестьян, потому и главного героя повести мы воспринимаем как передового дворянина, возможно предшественника декабристов.

Марина Дубова , доктор филологических наук,

профессор кафедры русского языка

Московского областного социально-гуманитарного университета

Любовь Чернова , доктор филологических наук,

профессор кафедры русского языка

Московского областного социально-гуманитарного университета

Учимся анализировать обособленные определения

Как известно, обособлением называется смысловое, интонационное и пунктуационное выделение одиночного или распространённого второстепенного члена предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Например: Ошеломлённая, мать неотрывно смотрела на Рыбина (М. Горький); На дворе, обведённом оградой из булыжника, стояла избочасъ другая лачужка, менее и древнее первой (М. Лермонтов).

На письме обособление обозначается запятыми, в редких случаях используется тире. Например: В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть её (Н. Гоголь); Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом - известным художником (К. Паустовский).

Обособляются только второстепенные члены предложения: определения (На картинах, написанных масляными красками, в золотых рамах, были виды Крыма... А. Чехов); приложения (Иногда по вечерам приходил к ней полковой ветеринарный врач Смирнин, молодой человек, квартировавший у неё во флигеле. А. Чехов); дополнения (Все принимали участие в общем разговоре, кроме Кати и Левина. Л. Толстой); обстоятельства (Григорий, прислушиваясь к вспышкам орудийного гула, тревожно поглядывал на часы... М. Шолохов).

Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения, благодаря чему они, по сравнению с необособленными членами, приобретают больший смысловой и синтаксический вес, а также стилистическую выразительность в предложении. Сравним, например, пары предложений: Над Волгой занималось мглистое и туманное утро. - Над Волгой занималось утро, мглистое и туманное (В. Короленко). В первом предложении необособленное определение служит только для характеристики предмета. Во втором предложении согласованное определение выполняет имеет характер добавочного сообщения, приближается по смысловой нагрузке к сказуемому, а само осложненное предложение к сложноподчиненному: Над Волгой занималось утро, которое было мглистым и туманным.

Интонационное оформление обособленного члена предложения выражается повышением голоса, паузой, фразовым ударением.

Способность второстепенного члена выражать добавочное значение является главным семантическим условием обособления. Например: Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский). Сравним: Запах белой гвоздики, которая была нагрета солнцем, наполнял вагоны. На сборных пунктах сходились москвичи, ещё в пиджаках, ещё в штатских кепках и шляпах, но уже солдаты по духу (К. Симонов). Сравним: На сборных пунктах сходились москвичи, которые были ещё в пиджаках, ещё в штатских кепках и шляпах, но уже солдаты по духу.

При этом обособленный» член предложения в основном должен выражаться оборотом, состоящим из нескольких знаменательных частей речи или из знаменательной части речи и служебной. Это может быть причастный оборот, прилагательное с зависимыми словами, однородный сочинительный ряд прилагательных, деепричастный оборот, существительное с зависимыми словами, существительное с предлогом. Например: В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады (М. Шолохов); Сильный в слабости своей, Василий Максимович не нуждался в утешении (В. Ажаев); Настала ночь, лунная, ясная (И. Тургенев); Чувствуя близкий конец скитаний, Алексей пополз, не жалея сил, не отдыхая (Б. Полевой); Этот человек, с его обликом и манерами коренного волжанина, сразу напомнил Кате ветлужских плотовщиков (А. Рыбаков); Стремясь из последних сил к жилью, он не замечал, что, кроме этой изгороди и мёрзлой колеи, всё отчётливее и отчётливее проступавшей из-под талого снега, ничего не говорит о близости жилья (Б. Полевой); Несмотря на усталость, Анатолий был радостно возбуждён (А. Фадеев).

В качестве поясняемых (опорных) слов для обособленных членов предложения служат имена существительные, личные местоимения, глаголы, сочетания глагола-связки со знаменательной частью речи.

При синтаксическом анализе обособленных членов предложения важно учитывать следующие их параметры (признаки):
1. Способ морфологического выражения обособленного члена.
2. Степень его распространённости.
3. Позицию по отношению к опорному слову.
4. Наличие добавочного значения у обособленного члена.
5. Способ морфологического выражения поясняемого (опорного) слова.

Образец анализа.
Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков... (И. Тургенев).
Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый - обособленное согласованное определение, выражено однородным рядом одиночных прилагательных, обозначает признак предмета («цвет»), стоит после опорного слова (существительного), имеет характер добавочного сообщения (Цвет небосклона, который был лёгким, бледно-лиловым, не изменяется во весь день и кругом одинаков); равносильно сказуемому к существительному «цвет», выделяется запятыми.

Существуют также грамматические условия обособления, которые называются главными, или общими:
1. нетипичное расположение второстепенного члена предложения по отношению к поясняемому члену, например, расположение согласованного определения после определяемого существительного (Маленькое грозовое облако превратилось в зловещую тучу, похожую на наковальню. К. Паустовский); несогласованного определения - перед определяемым существительным (За кормою, вся в белой пене, быстро мчится река. М. Горький); приложения - после определяемого существительного (Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка. А. Чехов); обстоятельственного оборота с предлогом - перед сказуемым (Несмотря на болезнь, Чехов любил всякие шутки, пустячки, приятельские прозвища. Н. Телешов);
2. расширенный состав второстепенного члена (Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. В. Короленко).

При отсутствии главных условий обособления действуют дополнительные условия, разные для различных членов. Например, определение с обстоятельственным значением обособляется перед определяемым существительным: Довольный произведённым впечатлением, Жиров пустился в подробности (А. Толстой). В этом примере обособленное определение имеет обстоятельственное значение причины.

Рассмотрим виды обособленных определений, условия их обособления и постановки знаков препинания.
Обособленное согласованное определение - это выделяемые запятыми причастный оборот или одиночное причастие, а также оборот с прилагательным и зависимым словом или одиночное прилагательное. Оно отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Согласованные определения обособляются в следующих условиях:
- после определяемого существительного (Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный... И. Тургенев);
- перед определяемым существительным в случае обозначения определением обстоятельственного оттенка значения (Крайне огорчённый преждевременным отъездом из хутора, Прохор ехал молча. М. Шолохов; Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. А. Пушкин);
- в составе однородного сочинительного ряда одиночных определений (В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. М. Горький);
- при личном местоимении в любой позиции (А он, мятежный, просит бури... М. Лермонтов).
Обособленное несогласованное определение - это выделяемое запятыми существительное с предлогом - е зависимыми словами или без них, а также сравнительная степень имени прилагательного.
Несогласованные определения обособляются в следующих условиях:
- перед определяемым словом при отделении от него другими словоформами (За кормою, вся в белой пене, быстро мчится река. М. Горький);
- после определяемого существительного, если перед ним есть согласованное определение (Эта комната, окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома. И. Бунин);
- после определяемого существительного, если после несогласованного определения следует обособленное согласованное определение (Матрёна, в тёмном шёлковом платье, испуганная и раскрасневшаяся, вела его под руку... К. Паустовский).

Обособленное приложение - это выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя существительное с зависимыми словами, которое стоит в том же падеже, что и опорное слово, отвечает на вопросы «кто именно такой? что именно такое?» и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение.

Приложение обособляется в следующих условиях:
- если представляет собой словосочетание и находится после определяемого слова (Лёгкий туман, предвестник осени, стлался над озером. Э. Казакевич);
- при личных местоимениях в любом положении (Женщина смелая, самостоятельная, она хорошо разбиралась в людях. А. Фадеев);
- если присоединяется при помощи союза «как», находится перед определяемым существительным, при этом имеет обстоятельственный оттенок причины (Как истинный художник, Пушкин не нуждался в наборе поэтических предметов для своих произведений. В. Белинский).

Вопросы для повторения:
1. Что такое обособление?
2. Какими знаками на письме обозначается обособление?
3. Какие члены предложения обособляются?
4. Чем обособленные члены предложения отличаются от необособленных?
5. Как оформляется обособление в устной речи?
6. Чем в основном выражаются обособленные члены предложения?
7. Чем выражаются опорные слова при обособленных членах предложения?
8. Какие грамматические условия влияют на обособление?
9. Какие условия обособления действуют при отсутствии главных (общих) условий?

10. Что такое обособленное согласованное определение?
11. В каких условиях согласованные определения обособляются?
12. Что такое обособленное несогласованное определение?
13. В каких условиях несогласованные определения обособляются?
14. Что такое обособленное приложение?
15. В каких условиях приложение обособляется?
16. В чем разница между приложением и несогласованным определением?
17. Какие определения и приложения не обособляются?
18. Какие другие члены предложения, сходные по форме с определениями, не обособляются?

Практические задания
Задание № 1. В примерах, извлечённых из повести А.И. Куприна «Гамбринус», дайте характеристику выделенных обособленных определений: по способу морфологического выражения, по структуре, по степени распространённости, по позиции по отношению к опорному слову, по способу морфологического выражения опорного слова.
1. Являлась, например, закутившая компания воров после хорошего дела, каждый с возлюбленной, каждый в фуражке, лихо заломленной набок, в лакированных сапогах с изысканными трактирными манерами, с пренебрежительным видом. 2. Плясать они (воры) считали ниже своего достоинства, но их подруги, все недурные собой, молоденькие, иные почти девочки, танцевали «Чабана» с визгом и щёлканьем каблуков. 3. Они туда вламывались огромные, осипшие, с красными лицами, обожжёнными свирепым зимним норд-остом, в непромокаемых куртках, в кожаных штанах и в воловьих сапогах... 4. Сашка играл им ихние рыбацкие песни, протяжные, простые и грозные, как шум моря... 5. Сашка действовал на них, как Орфей, усмиряющий волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса, бородатый, весь обветренный, звероподобный мужчи-нище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни: Ах, бедный, бедный, я, мальчишечка, / Что родился рыбаком... 6. Должно быть, сознание того, что они (моряки) находятся в стране, отягощенной вечным рабством, придавало особенно гордую торжественность этому гимну английской свободы. 7. Коренастый боцман с серьгой в ухе и с бородой, растущей, точно бахрома, из шеи, подходил к Сашке с двумя кружками пива, широко улыбался, хлопал его дружелюбно по спине и просил сыграть джигу. 8. Старые посетители любили рассказывать о легендарном побоище между русскими военными матросами, уволенными в запас с какого-то крейсера, и английскими моряками. 9. Может быть, на простые дикие нравы влияла эта кроткая и смешная доброта (Сашки), весело лучившаяся из его глаз, спрятанных под покатым черепом?

Задание № 2. Чем выражены выделенные определения, с какой целью они используются автором повести «Гамбринус»? Найдите обособленные определения, которые характеризуют Сашку, Гамбринус и его посетителей. Как изображаются посетители? Что их объединяет?
1. Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая цветами национальных мелодий. 2. Лицо Сашки с напруженным подбородком и низко опущенным лбом, с глазами, сурово глядевшими вверх из-за отяжелевших бровей, совсем не бывало похоже в этот сумеречный час на знакомое всем гостям Гамбринуса оскаленное, подмигивающее, пляшущее лицо Сашки. 3. Но вот мало-помалу набиралась публика, приходил аккомпаниатор, покончивший какое-нибудь стороннее занятие у портного или часовщика, на буфете выставлялись сосиски в горячей воде и бутерброды с сыром, и, наконец, зажигались все остальные газовые рожки. 4. К десяти - одиннадцати часам Гамбринус, вмещавший в свои залы до двухсот и более человек, оказывался битком набитым. 5. И только неутомимая скрипка Сашки, сидевшего на своём возвышении, торжествовала над духотой, над жарой, над запахом табака, газа, пива и над оранием бесцеремонной публики. 6. Женщины, склонные, как и все женщины, восхищаться людьми эстрады, кокетничать, отличаться и раболепствовать перед ними, звали его воркующим голосом с игривым, капризным смешком. 7. С потолка лило, некоторые из гостей уже плакали, ударяя себя в грудь, другие с кровавыми глазами ссорились из-за женщин и из-за прежних обид и лезли друг на друга, удерживаемые более трезвыми соседями, чаще всего прихлебателями. 8. Лакеи чудом протискивались между бочками, бочонками, ногами и туловищами, высоко держа над головами сидящих свои руки, унизанные пивными кружками. 9. Мадам Иванова, ещё более бескровная, невозмутимая и молчаливая, чем всегда, распоряжалась из-за буфетной стойки действиями прислуги, подобно капитану судна во время бури. 10. Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно. 11. А рядом другая компания, стараясь перекричать первую, очевидно враждебную, голосила уже совсем вразброд... 12. Они тоже заказывали Сашке свои восточные песни, состоящие из унылого, гнусавого однообразного воя на двух - трёх нотах, и с мрачными лицами, с горящими глазами готовы были петь их по целым часам.

Задание № 3. Найдите обособленные определения. Какие добавочные значения выражаются ими в следующих примерах? Трансформируйте обособленную конструкцию в придаточную часть сложного предложения.
1. Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей.., сразу обрушила на них ворох городских новостей (А. Фадеев). 2. Мать, всегда такая аккуратная, почему-то сидит на разобранной ко сну постели в платье и причёске... (А. Фадеев). 3. Внутренне взволнованная и растревоженная, Родионовна держалась строго и спокойно (В. Ажаев). 4. Но он не краснел, уличённый в чудовищных своих измышлениях, и врать не переставал (М. Шолохов). 5. В коричневом байковом костюме и красной вязаной шапке, с вещевым мешком и свёрнутой телогрейкой за спиной, она походила на участника многокилометрового лыжного перехода (В. Ажаев). 6. Надя, уже в шляпе и пальто, пошла наверх, чтобы ещё раз взглянуть на мать, на всё своё (А Чехов). 7. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступить не могу (А. Пушкин).

Задание № 4. Почему не выделяются знаками препинания отмеченные конструкции? Какими членами предложения они являются?
1. Я встал с постели весь разбитый, едва держась на ногах (А Куприн). 2. Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня тоска в стороне глухой и отдалённой (А Пушкин). 3. Мальчишки и все бывшие во дворе проводили его глазами молча (И. Тургенев). 4. В марте зерно лежало ссыпанное в закрома (М. Салтыков-Щедрин). 5. Однажды он пришёл домой непривычно шумный и разгорячённый (Г. Николаева). 6. Попытки писать просто приводили к результатам печальным и смешным (М. Горький). 7. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость (А Пушкин).

Задание № 5.
Текст 1. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Три встречи».
Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой её середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами... С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, бледно-ярким светом; с другой - они стояли все чёрные и непрозрачные; странный, сдержанный шорох возникал по временам в их сплошной листве; они как будто звали на пропадавшие под ними дорожки...
Объясните причины обособления согласованных определений в одних случаях и причины отсутствия обособления в других случаях в тексте 1.

Текст 2. Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Поэзия садов».
Деревья в России перестали стричь очень рано, и если в конце XVIII и начале XIX в. еще стригли кусты, то только вблизи дома.
«Темные аллеи» русских усадеб - это результат художественного освоения переставших поддерживаться регулярных садов. В XIX в. «темные аллеи» уже сажались для имитации регулярного сада, переросшего свою стрижку. В этом была имитация истории: намек на то, что старый сад родился еще в недрах другой эпохи - в середине XVIII в. Прямые и узкие аллеи углублялись от дома на значительное расстояние и составляли обычно его самую характерную особенность: прямые, но не стриженные и с такой тесной посадкой лип, к какой обычно в Западной Европе не прибегали. Делалось это в русских усадебных парках, чтобы дать спокойный приют птицам. Ястреб не мог камнем упасть на певчую птицу, спрятавшуюся от него среди тесных рядов лип. Аллеи лип бывали действительно темные и прохладные. Кроме аллей устраивались и «зеленые гостиные»: липы тесными рядами садились вокруг площадки, где можно было поставить стол и скамейки-сиделки.
Побывавший во всех знаменитых парках Европы И.С. Тургенев писал в письме к П.В. Анненкову: «Я ничего не знаю прелестнее наших орловских старых садов - и нигде на свете нет такого запаха и такой зелено-золотой серости...»
Найдите в тексте 2 определения, выраженные причастиями. Объясните, почему одни из них обособляются, а другие нет.
Сравните тексты 1 и 2 по тематике и по стилю. Определите пространственно-временную позицию автора - где автор находится в том же пространстве, которое изображает, а где - снаружи; где время наблюдения и речи совпадают, а где нет наблюдения, изображаемое время и пространство предшествуют времени речи. Объясните роль определений в каждом из текстов.
В текстах 1 и 2 найдите сложные прилагательные. Как вы понимаете их значения, кто их автор?
Почему выражение «темные аллеи» взято в кавычки в тексте 2? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, у какого писателя есть цикл рассказов «Темные аллеи». Откуда родом автор? Сравните с И.С. Тургеневым. Прочитайте стихотворение Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть», в котором присутствуют строки:

Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Чему посвящено это стихотворение и цикл рассказов «Темные аллеи» ?

Обратите внимание, как начинаются и чем кончаются рассказанные в этих произведениях истории.
Каково прямое значение выражения «темные аллеи» и какая метафора
связана с ним?
Прочитайте рассказ И.С. Тургенева «Три встречи». Чему он посвящен?

Задание № 6. Напишите мини-реферат по одной из предложенных тем:
1. Обособленные и необособленные согласованные определения: сопоставительный анализ.
2. Обособленные и необособленные несогласованные определения: сопоставительный анализ.
3. Обособленные и необособленные приложения.

При написании мини-реферата используйте следующий план:
1. Дайте определение анализируемой синтаксической конструкции.
2. Опишите способы выражения анализируемого члена и опорного слова.
3. Охарактеризуйте условия употребления анализируемого члена.
4. Объясните наличие - отсутствие знаков препинания.
5. Подберите примеры из художественных текстов.

"Русский язык и литература для школьников" . 2014 . - № 5 . - С. 30-38.

Василиса и Лукерья сказали, что Дубровского и Архипа-кузнеца видели они за несколько минут перед пожаром. Кузнец Архип, по всеобщему показанию, был жив и вероятно главный, если не единственный, виновник пожара. На Дубровском лежали сильные подозрения. Кирила Петрович послал губернатору подробное описание всему происшествию, и новое дело завязалось.

Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам. В ** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в села, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а не кто другой, предводительствовал отважными злодеями. Удивлялись одному: поместия Троекурова были пощажены; разбойники не ограбили у него ни единого сарая, не остановили ни одного воза. С обыкновенной своей надменностию Троекуров приписывал сие исключение страху, который умел он внушить всей губернии, также и отменно хорошей полиции, им заведенной в его деревнях. Сначала соседи смеялись между собою над высокомерием Троекурова и каждый день ожидали, чтоб незваные гости посетили Покровское, где было им чем поживиться, но наконец принуждены были с ним согласиться и сознаться, что и разбойники оказывали ему непонятное уважение… Троекуров торжествовал и при каждой вести о новом грабительстве Дубровского рассыпался в насмешках насчет губернатора, исправников и ротных командиров, от коих Дубровский уходил всегда невредимо.

Между тем наступило 1-е октября - день храмового праздника в селе Троекурова. Но прежде чем приступим к описанию сего торжества и дальнейших происшествий, мы должны познакомить читателя с лицами для него новыми, или о коих мы слегка только упомянули в начале нашей повести.

Глава VIII

Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича, о которой сказали мы еще только несколько слов, есть героиня нашей повести. В эпоху, нами описываемую, ей было 17 лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими, которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность и которую принужден он был