Физическая культура. Спортивная культура Студенческие спортивные организации и соревнования
Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
Чебоксары, Россия
В философской литературе культура определяется как общественно выработанный способ человеческой деятельности, направленной на преобразование природы, человека, социума и закреплённый в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах .
Отечественные ученые придерживаются деятельностного подхода к рассмотрению феномена культуры, определяя ее как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности. Понятие «культура» характеризуется ими, с одной стороны, как процесс , с другой, как результаты деятельности социального субъекта по созданию и сохранению тех социальных явлений, которые оцениваются как наиболее важные, значимые ценности .
В реализации деятельностного подхода к пониманию культуры наблюдается множество вариантов, различающихся главным образом акцентами на процессуальной и результативной стороне деятельности, на ее духовной и материальной составляющих . Поэтому первая задача «культура ».
С одной стороны, культура определяется преимущественно как продукт человеческой деятельности, ее результат в виде совокупности «материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень развития общества» .
С другой стороны, акцентируется внимание на процессуальной стороне культуры, на том, что она представляет собой творческую созидательную деятельность, в ходе которой опредмечиваются ранее созданные ценности и создаются новые. Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая предшествующую культуру .
Рассматривая культуру с позиции аксиологического подхода, в ней выделяют материальные и духовные ценности, которые создаются в процессе материальной и духовной деятельности.
Материальные ценности культуры охватывают всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия и средства труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи).
Духовные ценности культуры охватывают сферу сознания, духовного производства, выступают как социальные идеалы, смыслы, нормы, образцы поведения, которые определяют характер и направленность различных форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности (познание, нравственность, воспитание, просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию) .
В зависимости от того, кто выступает социальным субъектом культуры как деятельности, создающей социально значимые ценности, различают культуру личности, культуру социальной группы и культуру общества. Эти формы культуры функционируют и развиваются в процессе взаимодействия человека, группы и общества.
В соответствии с деятельностной трактовкой понятия «культура» различение ее видов осуществляется с учетом качественного своеобразия отдельных видов человеческой деятельности.
Одним из специфических видов деятельности является физическая культура. Поэтому вторая задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «физическая культура».
Согласно ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ» физическая культура рассматривается как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности .
Обобщая результаты теоретического исследования можно заключить, что отечественные ученые рассматривают понятие «физическая культура» как:
· вид общей культуры, качественная сторона творческой деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей в социально значимых результатах, связанных с выполнением им обязанностей в обществе ;
· жизненно важные способы и результаты использования людьми своих собственных двигательных возможностей для преобразования своих качеств, способностей, полученных от природы ;
· культура двигательной деятельности, целью и результатом которой является достижение физического совершенства через физическое (телесное и духовное) преобразование человека, расширение его двигательного потенциала и двигательного диапазона ;
· универсальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности, как отдельного человека, так и человечества в целом ;
· совокупность материальных и духовных ценностей, используемых обществом для физического развития и физического совершенствования человека ;
· специфическая деятельность, направленная на формирование двигательных умений и навыков, повышение физической кондиции человека, сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности ;
· деятельность, направленную на «социальное преобразование» тела человека, развитие его физических и духовных сил ;
· специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей ;
· специфическая сфера преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций .
Сравнивая вышеприведенные подходы к определению понятия «физическая культура», как специфического вида человеческой деятельности, можно заметить, что все исследователи связывают ее с двигательной активностью. По мнению В. К. Бальсевича, двигательная активность представляет собой целенаправленное осуществление человеком двигательных действий, направленных на совершенствование различных показателей его физического потенциала и освоение двигательных ценностей физической и спортивной культуры .
При определении специфичности физической культуры как одного из видов двигательной активности мы ориентируемся на утверждение отечественного психолога А. Н. Леонтьева о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов . Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» . Поэтому специфичность физической культуры как вида деятельности обусловлена качественным своеобразием ее потребностей и мотивов .
Любая активность человека, в том числе и в виде физкультурной деятельности, приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как ее субъекте. К. Маркс писал, – «…Воздействуя на внешнюю природу и суммируя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу .
«Изменение собственной природы» может выступать в качестве мотивов поведения и деятельности человека. Поэтому в качестве существенного признака физической культуры, как специфического вида двигательной активности, авторами вышеприведенных работ выделяется ее направленность на:
¨ телесное («самореализация физических способностей», «повышение физической кондиции», «преобразование способностей, полученных от природы», «телесное преобразование человека», «социальное преобразование тела», «развитие физических сил», «сохранение и укрепление физического здоровья», «формирования все более совершенного организма»);
¨ духовное («самореализация духовных способностей», «развитие духовных сил», «способы использования людьми своих собственных двигательных возможностей», «формирование двигательных умений и навыков», «гармоничное развитие личности», «преобразование самого человека», «формирование сознания и воли», «развитие человека как субъекта этой активности»).
Результатами физической культуры как специфического вида двигательной активности человека являются позитивные изменения показателей телесного и духовного развития («физическое совершенствование», «расширение двигательного потенциала и двигательного диапазона»), которые выступают как материальные и духовные ценности и в своей совокупности характеризуют физическую культуру личности.
Близким по смыслу к пониманию физической культуры как двигательной активности направленной на телесное и духовное развитие человека, как ее субъекта, является понятие «физическая активность», которое определяется В. К. Бальсевичем как целенаправленная двигательная деятельность человека, выступающая как природно и социально детерминированная необходимость и потребность организма и личности в поддержании гомеостазиса, обеспечении морфологических, функциональных, биохимических и психологических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе и преодоления факторов, ему препятствующих. По мнению В. К. Бальсевича, понятие «физическая активность» включает в себя не только двигательную деятельность саму по себе, но и категорию цели этой деятельности в самом широком смысле .
Б. Г. Ананьев отмечает, что человека можно рассматривать как индивида (природное существо), субъекта определенной деятельности, личность и индивидуальность. Поэтому изменения, возникающие у человека в результате физической активности, можно систематизировать в соответствии с этими представлениями:
· на уровне индивида – физическое развитие, здоровье (уровень адаптационных возможностей отдельных функциональных систем и организма в целом), двигательные способности;
· на уровне субъекта деятельности – знания, умения и навыки владения способами деятельности;
· на уровне личности – значимые для деятельности психические свойства личности;
· на уровне индивидуальности – свойства человека как индивида, субъекта и личности, связанные с физической активностью, которые являются уникальными, неповторимыми и обусловливают повышение его социального статуса.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить, что физическая культура представляет специфический вид сознательной социально обусловленной двигательной активности человека, отличающейся направленностью на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья, развитие двигательных способностей и психических свойств личности, овладение знаниями и способами ее организации.
Результаты физической активности выступают как присвоенные человеком материальные и духовные ценностифизической культуры общества, и обусловливают в совокупности уникальность человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.
В последние годы в научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная культура» . Поэтому третья задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «спортивная культура».
Исходным для определения сущности и содержания понятия «спортивная культура» является понятие спорта.
Согласно ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», спорт определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям .
Существенным признаком спорта выступает соревновательная деятельность , включающая соревновательные действия и связанные с ними отношения соперничества и сотрудничества спортсменов, специфические отношения с другими участниками: тренером, судьями, организаторами, болельщиками. Соревновательную деятельность отличает унификация входящих в ее содержание действий, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами соревнований, регламентация поведения спортсменов с принципами неантагонистических отношений между ними . Благодаря соревновательной деятельности спорт выступает как средство и форма выявления и социального признания физических, психических, духовных способностей в процессе соперничества, состязательности, борьбы между спортсменами.
Целью спорта является достижение спортивного мастерства и высокого спортивного результата в спортивных соревнованиях на основеорганизации тренировочного процесса.
Подготовка к соревнованиям не относится к существенным признакам спортивной деятельности – спорт в момент его зарождения существовал и без тренировочного процесса. Современный спорт высших достижений (игровые виды спорта) состоит преимущественно из серии соревнований при уменьшении количества тренировочных занятий. В этих условиях приоритетное значение отводится методу интегральной подготовки через участие в соревнованиях.
С одной стороны, тренировочная деятельность не может существовать без соревнований, т.к. соревновательная деятельность выступает системообразующим фактором, определяющим цель, задачи, содержание и процесс спортивной тренировки. С другой, тренировочная деятельность оказывает существенное влияние на соревновательный результат. Поэтому современный спорт в широком понимании включает в себя не только собственно-соревновательную деятельность, но и специальную подготовку к ней.
В. К. Бальсевич считает, что спорт как феномен общечеловеческой культуры является самодостаточной сферой человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, выполняя эвристические, эстетические, эталонные, оздоровительно-рекреативные, экономические и зрелищные функции .
Л. И. Лубышева отмечает, что наиболее значимыми для спортивной деятельности выступают потребности в самоорганизации спортивного стиля жизни, успехе и достижении высокого соревновательного результата .
Мы также полагаем, что специфичность спорта как вида деятельности обусловлена, в первую очередь, потребностями и внутренними мотивами , непосредственно побуждающими и направляющими к участию в соревнованиях . Спортивная деятельность привлекательна и значима для спортсмена тем, что она дает возможность реализовать себя и раскрыть свои возможности в соревновательной борьбе среди соперников, достичь победы, выигрыша.
Соревновательные мотивы, стремление к достижению успеха и самореализации в области избранного вида спорта обусловливают особенности спортивной деятельности, поведения и общения спортсмена с другими участниками спортивной деятельности, такие, как высокие физические и психические нагрузки, соблюдение режимных требований, отношения соперничества и сотрудничества.
Встраиванием спорта в систему культуры, актуализацией ценностного отношения к спорту через мотивационную сферу в процессе спортивной деятельности, создаются предпосылки развития его культурологических свойств, что позволяет говорить о культуре спортивной.
Трансформация ценностей спорта из категории общественно значимых в категорию личностно значимых позволяет говорить о наличии у спортсмена спортивной культуры личности.
Основу спортивной культуры личности, по мнению В. И. Столярова, С. Ю. Баринова, составляет позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованные индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира .
Спортивная культура личности, по мнению Л. И. Лубышевой, содержит специфический результат спортивной деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность .
Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое признание в мире, подразделяются Л. П. Матвеевым с учетом особенностей предмета состязаний и характера двигательной деятельности на пять групп .
Своеобразие видов спорта определяет качественное своеобразия содержания спортивной культуры. Большинство видов спорта относятся к группе, для которой характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. Мы при анализе содержания понятия «спортивная культура» будем рассматривать виды спорта, относящиеся к данной группе.
В. И. Столяров, С. Ю. Баринов к основным ценностям спортивной культуры относят возможность на основе спортивных тренировок и соревнований совершенствовать свои физические кондиции, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех .
Л. И. Лубышева выделяет общекультурные, социально-психологические и специфические ценности спорта как части общей культуры. К специфическим ценностям автор относит способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда .
В процессе занятий спортом активно осваиваются, усваиваются и присваиваются интеллектуальные, интенционные, нравственные, достиженческие, валеологические, мобилизационные ценности двигательного характера, ценности здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки .
В. М. Выдрин отмечает, что ценности спорта могут проявляться непосредственно в виде здоровья, физического совершенствования, конкретных соревновательных достижений (занятое место, рекорд) .
Н. И. Пономарев к ценностям спорта относит: здоровье, физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки, функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание .
В. И. Столяров к ценностям спорта относит социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность .
Обобщая вышеприведенные подходы к выделению ценностей, присваиваемых личностью в процессе спортивной деятельности, можно их классифицировать по биологическому, психологическому, педагогическому и социальному эффектам.
Биологический эффект спортивной деятельности выражается в «формировании здоровья», в присвоении «валеологических ценностей», в «физической подготовленности и физическом развитии», в «возможности совершенствовать свои физические кондиции», «удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании».
Психологический эффект проявляется в «умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех», в «способности к систематической работе по самосовершенствованию», в присвоении мобилизационных ценностей двигательного характера», в «самореализации», в «общении, волевых и моральных качествах».
Педагогический эффект заключается в присвоении интеллектуальных ценностей и ценностей здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки», в «спортивно-технических результатах», в «научных и методических основах спортивной тренировки», в способности к «самовоспитанию».
Социальный эффект состоит в «повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда», в «социальном признании, авторитете, чувстве личного достоинства и чувстве долга», в «социализации», в присвоении «нравственных и достиженческих ценностей», в «конкретных соревновательных достижениях», в «социальных идеалах, смыслах, символах, нормах, образцах поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта».
В психологической литературе выделяются три черты спортивного характера, которые можно отнести к духовным ценностям спортивной культуры и рассматривать как результаты спортивной деятельности:
1. Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению;
2. Уверенность в себе , как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надежность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных, изменяющихся условиях и сложных состояниях спортсмена, способствуя полной реализации достигнутого уровня подготовленности;
3. Боевой дух , как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе к победе, к достижению соревновательной цели, до самого последнего финального усилия, выражается в наивысшей собранности, предельной мобилизации и полной отдаче всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена и позволяет достигнуть неожиданно высокого результата.
Единство и взаимосвязь трех черт спортивного характера обусловливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности .
Лица со спортивным характером отличаются эмоциональной устойчивостью, что проявляется в стабильности соревновательных результатов, повышении эффективности соревновательной деятельности в экстремальных условиях ее выполнения и умении достойно проигрывать в честной борьбе.
Соревновательная деятельность в экстремальных условиях соперничества и сотрудничества содействует присвоению норм спортивной этики, как внутренних регуляторов взаимоотношений со всеми участниками соревнований.
Четвертая задача нашего теоретического исследования заключалась в определении соотношения физической и спортивной культуры (табл. 1).
При решении этой задачи мы отталкивались от тезиса А. Н. Леонтьева, о том, что различие между видами деятельности обусловлено различиями в мотивах, побуждающих и направляющих человека к их осуществлению .
Общими для физической и спортивной культуры являются такие мотивы, как потребность в двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие, общение, внешнее самоутверждение и формирование личности. Эти мотивы во взаимодействии между собой побуждают человека к физической активности для телесного и духовного развития.
Формирование спортивной культуры осуществляется на основе физической культуры и обусловлено возникновением и доминированием в мотивационной структуре личности соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации в области избранного вида спорта.
Данные мотивы существенно изменяют содержание физической активности, которая дифференцируется на две взаимосвязанные части – тренировочную и соревновательную деятельность. Двигательные действия в виде физических и соревновательных упражнений под действием этих мотивов выполняются с предельным проявлением физических и психических усилий.
Вызванные спортивными мотивами изменения в содержании деятельности обусловливают присвоение человеком новых материальных (высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта) и духовных ценностей.
Знания в области физической культуры обогащаются знаниями в области избранного вида спорта, человек овладевает способами организации занятий этим видом спорта.
Таблица. – Психологическая структура физической и спортивной культуры как видов двигательной деятельности
Самос благородное соревнование - соревнование в человечности.
Публилий Сир
Большинство отечественных ученых рассматривают спорт и его виды, требующие проявления двигательной деятельности, как неотъемлемую часть физической культуры, которая, в свою очередь, занимает свое достойное место в общечеловеческой культуре.
Общечеловеческую культуру в широком смысле слова определяют как творческую созидательную деятельность, основанную на творческом освоении мирового культурного наследия. Причем здесь важны не только результаты такой деятельности, но и сам ее характер, то, в какой мере она способствует духовному развитию человека и всех его связей с жизнью: теоретических, экономических, политических, эстетических, нравственных.
Спорт как компонент физической культуры производит ценности спортивной культуры и олимпийской культуры. Чтобы понять, что собой представляет спортивная этика как наука, следует разобраться в дефинициях этих социокультурных явлений.
Спортивная культура и олимпийская культура
Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и гот, кто господствует над своими страстями.
Демокрит
Спорт уже давно стал социально значимым явлением, поскольку его ценностный потенциал способствует прогрессу развития и общества, и личности. Соответственно различают спортивную культуру на уровне общества и на уровне отдельной личности.
Спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся ив поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или установления рекорда посредством физического и духовного совершенствования.
Спортивная культура на уровне общества содержит три важнейших ценностных компонента:
- 1. Общекультурный ценностный компонент спортивной культуры включает социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.
- 2. Социально-психологический ценностный компонент спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта (тренер - спортсмен, спортсмен - спортивный коллектив и т. д.).
- 3. Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания личности.
Спортивная культура личности понимается как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий. Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации (усваивания) личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее л и ч ностн ы м см ыслом.
По Л. И. Лубышевой, спортивная культура личности содержит в себе пять компонентов:
- 1. Когнитивный компонент включает в себя знания в области физической культуры и спорта, а также убеждения в необходимости физкультурно-спортивной деятельности.
- 2. Рефлексивно-деятельностный компонент подразумевает рефлективное отношение личности к ценностям спорта и физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, а также к себе как субъекту этой деятельности.
- 3. Социально-коммуникативный компонент свидетельствует о высоком уровне коммуникации с соперниками, товарищами, тренерами, болельщиками, который формируется в процессе спортивной деятельности на основе уважения, взаимопонимания и взаимодействия.
- 4. Эмоционально-волевой компонент предполагает способность личности к преодолению препятствий и трудностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
- 5. Аксиологический компонент представляет собой ценности физической культуры и спорта, ценностные ориентации, мотивы, смыслы, цели и средства их достижения .
Олимпийская культура является определенной разновидностью спортивной культуры. Она возникает и развивается на основе того, что значимым, ценным для социального субъекта становится олимпийское движение и все, что связано с ним:
- - олимпизм как идеология этого движения, которая определяет его социальные идеалы, цели и задачи;
- - Олимпийские игры как вершина олимпийского движения (по определению Олимпийской хартии);
- - подготовка к этим Играм и т. д.
Таким образом, в основе олимпийской культуры лежит ценностное отношение к спорту, которое соответствует олимпийским идеалам.
Олимпийская культура - это прежде всего специфическая философия жизни, включающая в себя духовные ценности спорта.
Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. Уже сейчас олимпийская культура, сложившаяся на основе идеалов Олимпийской хартии, наполняет физическую культуру и спорт духовным, гуманистическим смыслом, преодолевая практику утилитарного отношения к этим видам деятельности.
Олимпийская культура, как и культура вообще, это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек, социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно об олимпийской культуре отдельной личности, социальной группы или общества в целом.
Олимпийская культура личности содержит следующие компоненты, связанные с основными ценностями олимпийской культуры:
- 1) знания (информационный блок);
- 2) интересы, потребности, ценностные ориентации и т. п. (мотивационный блок);
- 3) способности, умения и навыки (операционный блок);
- 4) типы, образцы, модели поведения, стиль (образ) жизни человека, систему его взаимоотношений с другими людьми (блок реального поведения).
Олимпийская культура определенной социальной группы и общества в целом включает в себя социальные институты, обеспечивающие производство, потребление, сохранение, тиражирование и развитие тех социальных явлений, которые в рамках данной культуры рассматриваются как ценности.
Важно учитывать, что олимпийская культура, как и спортивная культура, а также культура в целом, носит конкретно-исторический характер. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях она может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы. Так, например, культура, возникшая на базе Олимпийских игр античности, и олимпийская культура, связанная с современным олимпийским движением, существенно отличаются друг от друга.
- См.: Лубышева Л. И. Структура и содержание спортивной культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2013. № 3. С. 10.
3.2. Спорт – явление культурной жизни
Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически он сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития.
Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов. В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности.
Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности – бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19 - 20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры - игры: спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта – на базе развития техники: авто, мото, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др. (Паначев В. Д., 2007).
Безусловно, спорт - явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
3.3. Компоненты физической культуры
Рис . 12 . Компоненты физической культуры.
Принято выделять следующие разделы (компоненты) физической культуры:
3.3.1. Физическое воспитание - это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений. Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.
Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей (Ильинич В. И., 2001).
Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях: система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей, «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.)
Систему физического воспитания характеризуют ее общая упорядоченность, и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной формации. Общими принципами, на которых основывается современная система физического воспитания, являются: - принцип всестороннего гармонического развития личности; - принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой; - принцип оздоровительной направленности (Виноградов П. А. и др., 1996).
3.3.2. Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) - это специально направленное избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы.
Целями ППФК являются:
Ускорение профессионального обучения;
Достижение высокопроизводительного труда в избранной профессии;
Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечение профессионального долголетия;
Использование средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время.
Конкретные задачи ППФК:
Формировать необходимые прикладные знания;
Осваивать прикладные умения и навыки;
Воспитывать прикладные психофизические качества;
Воспитывать прикладные специальные качества.
3.3.3. Спорт - специфическая форма физической культуры, деятельность которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция (Николаев Ю. М., 2000).
Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений .
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие (соревнования в учебных заведениях, спартакиады в трудовых коллективах, спортивные фестивали, общероссийские спортивные мероприятия «Кросс нации», «Лыжня России» и т.д.).
Спорт высших достижений - это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях (городские, областные, общероссийские, международные соревнования по видам спорта, Чемпионаты и первенства мира, Олимпийские игры).
3.3.4. Оздоровительная физическая культура (физическая рекреация) подразумевает с помощью активного отдыха и физических упражнений поддержание и восстановления физических и духовных сил, профилактику умственного и физического утомления. Занятия физическими упражнениями в свободное время удовлетворяют биологическую потребность в двигательной деятельности, формируют здоровый стиль и образ жизни. Основные формы оздоровительной физической культуры:
Утренняя гимнастика;
Специально направленные физические упражнения;
Краткие занятия физическими упражнениями в течение рабочего дня;
Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха (группы здоровья, занятия в спортивных секциях, клубах, самостоятельные тренировочные занятия).
3.3.5. Адаптивная физическая культура (физическая реабилитация) - деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций средствами физической культуры. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура (Давиденко Д. И., 2001).
Общий подход к взаимосвязи спорта и культуры
Одним из важнейших элементов, который может иметь дисфункциональное значение для культуры в целом и спорта в частности, является культ успеха, достижения высокого результата: "Успех занимает столь высокое место в иерархической системе ценностей спорта, что статус данного спортсмена определяется исключительно уровнем его нынешних достижений. В сражениях на спортивных полях и аренах значение имеет лишь статус достигнутых результатов. Трудно найти другую социальную подсистему, кроме военно-армейской, где бы успех, достижение ценились так высоко. Если бы эта ценностная ориентация стала центральной для всей культуры в целом, то общество, вероятно, оказалось в перманентной конфликтной ситуации.
На основе этого общего подхода к взаимосвязи спорта и культуры позитивная оценка спорта в этом отношении часто принимается без критической оценки, как нечто само собой разумеющееся. Особенно важно учитывать, что спорт, испытывает на себе значительное влияние той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие
Поэтому для правильной оценки спорта как социокультурного феномена нужно четко различать его культурный гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются и те ценности, на которые действительно ориентируются люди в своем поведении, реальные ценности.
Физическая культура как часть общей культуры общества
На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт.
Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность. Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общества понятие «культура» наполнялось новым содержанием.
Сегодня, в общечеловеческом понимании, это слово означает и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и т.п.). В научном смысле слово «культура» это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности. В содержание «культура» в широком смысле слова входят, например, и философия и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.
Таким образом «культура» - это творческая созидательная деятельность человека. Основу и содержание культурно-психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества. Физическая культура имеет четыре основные формы:
физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);
восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;
занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;
высшее достижение в области спорта.
Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура здесь занимают важное место, ибо физическая культура - это здоровье.
За рубежом физкультура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.
Таким образом, во всем мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая проявляется:
в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
в продлении активного творческого долголетия людей;в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
в использовании физкультуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
в вовлечении в занятия физической культурой трудоспособного населения;
в использовании физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;
в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Сам термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время -- журнал «Теория и практика физической культуры». И как мы видим, уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре.
В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества, существенно нарастает. Поэтому забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Здоровый образ жизни в целом, физическая культура в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.
Сформировавшись на ранних этапах развития человеческого общества, совершенствование физической культуры продолжается и по настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии. Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются малозатратные поведенческие программы, такие как «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь - будь в ней» и другие, которые направлены на формирования моральной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни.
Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.
В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическая культура -- это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения -- Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.
Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры.
Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Как видим, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека. Показателями состояния физической культуры в обществе являются:
массовость ее развития;
степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей;
уровень спортивных достижений;
наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
пропаганда физической культуры и спорта;
степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.
Таким образом, все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.
1. Спорт – явление культурной жизни
Актуальность вопроса «Спорт - явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящее время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом - состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.
Безусловно, спорт - явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации). Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления нечестности. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 года были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.
1.1 Компоненты физической культуры
Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура
Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
2. Социальные функции спорта
2.1 Специфические функции спорта
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция . Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.
Эвристически-достиженческая функция . Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
2.2 Общие функции спорта
К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Экономическая функция . Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.
Заключение
Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения. Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести. Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу. Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.
Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто резкое - сложившихся организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.
Список литературы
1. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.
2. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.
3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
4. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
5. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
6. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
7. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.
8. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.