Флобер жизнь. Гюстав флобер - биография, информация, личная жизнь

Французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 год Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л. Буйе (1822-1869), который на всю жизнь стал его верным другом.

В 1840 году Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М. Дю Каном (1822-1894), который стал его спутником в путешествиях. В 1843 году у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни.
После смерти отца в 1846 году он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа. Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И. Тэном, Э. Золя, Г. Мопассаном и И. С. Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной темой были литературные проблемы.

Флобер был воспитан на творениях Ф. Шатобриана и В. Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов - "Госпожа Бовари" (1857).

Великое творение литературы, "Госпожа Бовари" обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого "правильного слова". Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре "Госпожи Бовари", оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов - Г. Джеймса, Дж. Конрада, Дж. Джойса, М. Пруста и многих других.

В 1862 году появился исторический роман Флобера "Саламбо", в 1869 году - роман нравов "Воспитание чувств", в 1874 году - "Искушение Святого Антония", в 1877 - "Три повести"; затем Флобер стал усиленно работать над давно задуманным любимым своим произведением, романом "Бувар и Пекуше", но не успел закончить его; из предполагаемых двух томов Флобер написал только один, и тот не имеет завершенности других произведений Флобера. Конец жизни Флобера был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом, Максимом Дюканом; мать его умерла, материальное положение его ухудшилось, так как значительную часть своего состояния он уступил бедным родственникам. Полного одиночества Флобер не испытал в старости, благодаря нежным заботам своей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Санд; большое утешение доставлял ему также Ги де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Флобера; он умер от апоплексического удара. В 1890 году ему поставлен в Руане памятник, работы известного скульптора Шапю.

Гюстав Флобер. Роман "Госпожа Бовари", впервые опубликован в 1856 г.

Не сочтите за еретический поступок – пост о скандально известном романе, когда-то считавшийся откровенно-бесстыдным. О времена, о нравы, знаете ли. Но Госпожа Бовари сама решает куда и когда ей приходить. Если она решила наведаться в Сочельник – пусть будет так.

Как всегда, я отвечаю на вопрос читателя – зачем читать эту книгу? Может быть, оттого, что эта книга включена в программу вашего образовательного учреждения? Не самая плохая причина для чтения.
Но лучше прочитать Госпожу Бовари, если вы – мечтатели и фантазёры. Если вам всегда казалось, что вы – чужой в своей семье. Хотелось убежать из родных опостылевших мест туда, куда глаза глядят. Грезилась большая и чистая любовь, а самое большее, что могли предложить вам – это прийти вечером на сеновал…
Если бы вы не хотели быть запутанным в сети кредитов, долговых обязательств, то лучше узнайте на примере бедняжки Эммы, как попадаются в ловушки ростовщиков.

А если когда-нибудь захотите покончить с этой жизнью, не выбирайте, прошу, в качестве яда, именно мышьяк. Чудовищные страдания неизбежны. Мадам Бовари уже принесла себя в жертву, ради нашего знания. Повтор излишен.

Наконец, если вас интересует безупречная красота слога, оригинальность и затейливость сюжета одного из шедевров мировой литературы – читайте роман «Госпожа Бовари».

P.S. Разумеется, такое совершенство просто так не даётся. Флобер писал роман медленно, мучительно, буквально проживая вместе с героиней ее нелёгкую жизнь. Поэтому не вызывает удивления его знаменитая фраза: «Госпожа Бовари –это я, господа».

Читать полностью

В поисках себя

Очень циничный роман. В этой книги нет положительных героев. А автор своего отношения к действующим лицам не высказывает. По крайней мере я их не нашла. О чем эта книга? О любви, конечно. Есть в ней и чистая любовь (любовь Жульена) и любовь плотская у Родольфа. Эмма искала любви на протяжении романа. У меня она оставила ощущение пустышки, тщущей красивую жизнь. И муж у нее под стать – недалекий. Все же спустя время она разочаровывается в браке, она начинает скучать в обществе мужа и мечтать о принце. Ее мечты начинают ее терзать все больше и больше. Любовь приводит Эмму к пропасти. Она деятельна, не просто мечтательна. И не может сидеть без дела. Роман наталкивает на размышление о жизни, о о любви.
Роман весьма многоплановый, многие образы из романа встречаются и в нашей жизни.

Читать полностью

В поисках настоящей любви. На пути к саморарушению.

«Госпожа Бовари» Гюстава Флобера считается шедевром мировой литературы. Большинство отзывов о книге положительные. Моя рецензия не будет исключением. Однако…
Мои знакомые, рекомендуя книгу к прочтению в один голос твердили: «Книга о сильной женщине!».
Да простят меня друзья-товарищи, но, на мой взгляд, главная героиня не настолько сильная, насколько хотела таковой казаться. Вдохновившись романами о любви, Эмма Бовари начинает жить в грёзах, тяготиться семейной жизнью. Даже рождение ребёнка не приносит ей радости. Сцена, где Эмма толкает свою дочку, поразила эмоциональной сухостью героини, что идет вразрез с ее общим эмоциональным настроем к жизни. В том, что Эмма смогла сделать то, что посчитала правильным и шла на поступки, невзирая на законы чести, духовности и здравого смысла не говорит о силе ее характера, а напротив – подчеркивает слабость.
Казалось бы, всё как и должно быть: преданный любящий муж, дом, семья… Чего ей не хватало? Почему душа требовала страстей, внебрачных греховных связей? Или искушение было слишком сильным?
Не понятно: зачем Эмма выбрала такой путь: в бесконечном поиске острых ощущений и собственной распущенности погубила свою семью? Усталость от провинциальной жизни? Реальность, приземленность и неромантичность быта? Возможно. Однако, все это не давало повода «падать в бездну» безысходности и саморазрушения.
Сложилось впечатление, что героиня не терзается особыми муками совести, а эгоистично делает то, что вздумалось. При этом, ее не хочется осудить или как-то комментировать ее поступки. Ее просто жаль. Вся жизнь прошла в поисках чего-то настоящего: настоящих чувств, настоящих отношений, настоящей любви. Но была ли она сама во всём этом настоящей? В то время как рядом с ней проходила жизнь ее мужа, ее дочери. Какой смысл имели эти поиски настоящего?
Сюжет произведения предельно прост и предсказуем. При этом автор очень точно подбирает правильные слова в каждом предложении, в описании каждой детали, для того, чтобы наиболее полно описать происходящее в жизни героев. Для своего времени произведение, конечно, провокационно и скандально. Да и впрочем, в некоторой степени, актуально и для настоящего.
Главные эмоции, которые возникли после прочтения книги – сожаление. Сожаление не от потраченного за чтением времени, а от событий, описанных в произведении, от того, что ничего не изменить, и время героев не обернуть вспять.
Но есть в этом романе что-то особенное, от чего хочется дочитать его до конца.

Читать полностью

Сильная женщина

Великолепное произведение классика Гюстава Флобера, которое заставляется задуматься.
Молодая Эмма Бовари, хочет любить и летать, но заботы не дают ей возможности: отец ломает ногу, учеба в церковной школе. Но судьба дает ей шанс: знакомство с врачом Шарлем, чувства и свадьба. Девушка мечтает быть счастливой и любимой в браке, представляет себе семейную жизнь, но в реальности все совсем не- так, как в мечтах: мать Шарля постоянно упрекает невестку, муж не способен заработать на достойное существование, а Эмма все время сидит дома и читает женские романы. Она хотела, чтобы в муже было что- то сильное и героическое начало, но муж слаб.
Позже Эмма с мужем переезжают в маленький городок, т.к женщина была беременна. Рождается дочь, но девочка не спасет брак: конфликтов становится все больше и больше: свекровь обвиняет невестку в расточительности, муж все чаще раздражает Эмму и становится ясно, что брак- это ошибка.Женщина знакомится в городке с юношой, моложе себя, но отношения не сложились: возможно, главной героине не хватило любви, сочувствия, вот и искала их на стороне.Леон уезжает учиться, а чтобы заглушать боль, то начинается время покупок у лавочника: под залог, под ипотеку и т.д. Лере был ловким, льстивым и и хитрым человеком. Он давно угадал страсть Эммы к красивым вещам и, постоянно, присылал то отрезы, то кружева, то ковры, то шарфы. Постепенно Эмма оказалась у лавочника в изрядном долгу, о чем муж не подозревал.
Вторая любовь Эммы,закончилась еще трагичней - болезнью и горем. Родольф, с которым она встречалась не был приспособлен к жизни: он требовал решений от нее, а она решила, брала в долг, дарила подарки и жила от встречи к встречи.Женщина мечтала любить и быть любимой, жить с Родольфом и уйти от мужа. Но чем больше привязывалась Эмма, тем более остывал к ней Родольф. Когда- то он пропустил три свидания подряд, и, даже. не извинился. В тот момент, самолюбие влюбленной женщины было задето, даже, возникают мысли полюбить мужа, но Шарль не понял ее чувства.
Вскоре готов план побега с Рудольфом и все готово к побегу, но любовник отказывается в последний момент и присылает корзину с абрикосами. С отчаянием приходит и воспаление мозга. В то время, когда жена болеет-муж берет у лавочника в долг. Вскоре, болезнь отступает и в театре ее ждет встреча с первым возлюбленным- Леоном, на которого приходится сильно тратиться, чтобы обманывать мужа.Она оплачивает гостиницу и дарит ему подарки,но хитрец Лере принялся настойчиво напоминать о долгах. По подписанным векселям накопилась огромная сумма и ей грозит опись имущества. Не выдержав испытаний, она выпивает мышьяк и умирает.
Что привело к страшной трагедии: во- первых, слабость мужа, который не способен был решить проблемы, который брал в долг, когда Эмма болела, а ей говорил, что обо всем договорился; а получается, что за все она платила сама: во- вторых., молодые любовники, которые жили за ее счет и не могли решить проблем. Приходилось ей быть все время сильной, вот душа и не выдержала, что привело к самоубийству.

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 в семье знаменитого врача-хирурга, все детство и юность провел при госпитале, где располагалась квартира отца. Сам Флобер с малолетства думал, что ему уготовано иное поприще, хотя писать начал уже в подростком возрасте. Интерес к жизни, но более смерти, во многом определивший смысловое ядро будущих произведений, зародился здесь же, в стенах руанской больницы, когда совсем мальчишкой, тайком от родителей, Гюстав пробирался в зал для вскрытия и наблюдал за обезображенными смертью телами.

Получив первоначальное образование в Королевском колледже Руана, в 1840 году Флобер отправляется в Париж, чтобы изучать право. Решение это не было продиктовано сердцем: юриспруденция нисколько не занимала юношу. В самой романтической столице мира он живет более чем уединенно, у него практически нет товарищей.

Проучившись три года в Сорбонне, Флобер не сумел сдать переводной экзамен. В этом же году у него диагностируют заболевание, по симптомам напоминающее эпилепсию. Врачи настоятельно рекомедуют Гюставу вести малоподвижный образ жизни, а постоянные припадки, спасение от которых он видел только в приеме горячих ванн, изводят его. Чтобы найти спасение от болезни, будущий писатель отправляется в Италию.

1845 год кардинально меняет его жизненный вектор: умирает отец, а потом и горячо любимая сестра, Каролина. Флобер берет на попечение дочь сестры и ее мужа, а также принимает решение вернуться домой, к матери, чтобы вместе с ней преодолеть боль потери. Вместе с ней они селятся небольшом, живописном имении в Круассе, близ Руана. С этой минуты вся жизнь Флобера будет связана с этим местом, которое надолго он покидал всего два раза.

Полученное наследство позволило Флоберу не знать материальных забот, не имея официальной службы, он ежедневно и кропотливо работал над своими произведениями.

В русле господствующего тогда в литературе романтизма были написаны его первые повести: «Мемуары безумца» (1838) и «Ноябрь» (1842). А вот в не увидевшем свет романе «Воспитание чувств», работа над которым длилась с 1843 по 1845, четко прослеживаются ноты реализма.

К 1846 году относится начало его отношений с Луизой Коле, достаточно известной в те времена писательницей, знакомство с которой он свел еще в Париже. Этот роман, длиною в восемь лет, был самой продолжительной привязанностью в жизни Флобера. Из-за того, что писатель очень боялся передать свой недуг по наследству, он, не желая продолжить свой род, никому не делал предложения руки и сердца, хотя популярностью у женщин неизменно пользовался.

Слава обрушилась на Флобера, когда в 1856 году в журнале «Ревю де Пари» увидел свет его первый роман «Госпожа Бовари» , который является визитной карточкой писателя. Кропотливо, день за днем, в течение пяти лет, обдумывая каждое написанное слово, Флобер писал книгу о том, как иллюзия способна уничтожить реальность. Сюжет прост: ничем не примечательная, более чем заурядная мещанка, чтобы придать красок своей жизни, заводит две интрижки, не замечая того, что любящий человек всегда был рядом.

Роман, завершившийся самоубийством героини, наделал много шуму. Автор и редакторы журнала были привлечены к суду за безнравственность. Нашумевший судебный процесс закончился оправдательным вердиктом. Но в 1864 году Ватикан внес «Госпожу Бовари» в «Индекс запрещенных книг».

Тончайшая психология в раскрытии образа главной героини стала настоящим открытием в литературе и во многом определила путь развития всего европейского романа.

В 1858 году Флобер совершает путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой роман «Саламбо» , действие которого переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.

Третий роман писателя «Воспитание чувств» посвящен теме «потерянного поколения».

Сын врача, который хотел стать юристом, а стал одним из главных писателей Франции XIX века. Гюстав Флобер был скандальным автором, хотя сам к этому никогда не стремился, просто его романы поднимали со дна французского общества слишком много того, о чём преимущественно молчали.

Семья и детство

Гюстав Флобер родился в семье мелкого буржуа. Его отец работал в клинике Руана хирургом, а мать была дочерью врача. У Флобера также были старший брат и младшая сестра. Но, несмотря на это, Гюстав рос в одиночестве, чаще всего проводя время в запертой квартире, либо в больнице возле отца.

Поскольку отец кроме профессии врача была также и богатым землевладельцем, то одиннадцатилетнего Гюстава послали учиться сперва в Королевский колледж, а затем и в лицей Руана. В лицее он познакомился с Эрнестом Шевалье, вместе в которым они решили создать в стенах учебного заведения собственный журнал «Искусство и прогресс». Так 13-летный Гюстав стал одним из редакторов рукописного издания, а через некоторое время начал писать туда свои тексты.

Учёба и болезнь

В 15 лет он познакомился с Элизой Шезлингер, привязанность к которой он со временем перенёс на страницы романа «Воспитание чувств», о своей первой любви он помнил до последних дней жизни.

И хотя писать Гюставу нравилось, он всё же решил связать свою жизнь с юриспруденцией, поэтому в 1840 году поступает на юридический факультет в университете Парижа. Но окончить курс не сумел - в 1843 году у него случился припадок эпилепсии. На то время болезнь считалась опасной, врачи приписали ему горячие ванны, которые, разумеется, невозможно было принимать часто, связав свою судьбу с правом. Поэтому Флобер отказался от учёбы.

Жизнь в богемном Париже ему немного наскучила, и он переехал в городок вблизи Руана, где и поселился в домике на берегу Сены. Практически ни с кем не общаясь, он много времени проводит в раздумьях, пишет «Воспитание чувств», хотя сам роман опубликуют и нескоро - лишь спустя 25 лет.

Через год он отправляется в путешествие, по советам врачей и по собственному желанию сменить обстановку. Так, в 1845 году ездит городками Италии, через год возвращается в Руан из-за смерти отца. Еще через год умирает его сестра. Поскольку отец оставил ему довольно приличное наследство, Гюстав взял на себя заботы о дочери сестры и, как это ни странно, о муже умершей.

Путешествия и первый роман

В 1848 Флобер вернулся в Париж только для того, чтобы принять участие в Революции. Следующие четыре года он провёл в путешествиях: посетил Египет и Италию, Иерусалим и Османскую империю. Впечатление об увиденном стали частью его будущих романов.

Начиная с 1851 и следующие пять лет он работает над книгой «Госпожа Бовари». Нищета Египта и несколько несчастливых любовных историй, пережитых во время путешествия, помогли ему написать роман, о котором он сам говорил: «Господа Бовари - это я». Как и автор, его главная героиня больше мечтает, чем живёт реальной жизнью.

Роман стал прорывом. Критики заговорили о новом авторе, который приговорил романтизм как стиль в литературе. На Флобера и редактора журнала, где впервые опубликовали роман, подали в суд за «оскорбление общественной морали» — ведь в книге речь идёт об измене и самоубийстве, кроме того, роман признали первым вестником натурализма в литературе. К счастью, Флобера оправдали.

Но судебное дело негативно сказалось на его физическом и психическом здоровье. Гюстав запирается в своём доме и не хочет никого видеть. Единственным человеком, который в то время был с ним - его мать, она поселилась с сыном после смерти мужа. Она же и ухаживала за ним во время эпилептических припадков.

Несмотря на то, что Флобер очень нравился женщинам, он не решился жениться и заводить детей из-за своей болезни. Хотя многие биографы утверждают, что именно благодаря припадкам эпилепсии Флобер написал столько замечательных и важных книг. Он понимал, что припадок может случиться в любой момент и никто не знает, какой из них станет последним, поэтому работал не жалея сил.

Вскоре он совершает путешествие в Тунис, после возвращение из которого садиться за написание нового романа — «Саламбо». В 1962 году книгу публикуют.

Признание и скандалы

В 1864 Ватикан официально запрещает «Госпожу Бовари», как произведение, которое развращает сердце, через несколько лет такая же судьба ждёт и «Саламбо». Хотя во Франции обе книги от этого не становятся менее популярными.

Роман и критики, и читатели приняли благосклонно, но затворнический образ жизни Флобера это не изменило. Следующая книга - написанный давным-давно роман «Воспитание чувств» — выходит в 1869 году. Хотя книгу и признавали сильной, но некоторые критики довольно резко высказались о ней. Одни говорили, что Флобер попытался совместить хладный ум и пылающее сердце, и лучше было бы написать просто две отдельные книги, другие же не понимали, почему сентиментальный от природы писатель, порицает саму сентиментальность в своей книге.

В том же году умирает близкий друг писателя - Луи Булле, ещё через три года - его мать.

Между этими двумя личными трагедиями он успел отслужить в армии в период франко-прусской войны, за что его наградили орденом Почётного легиона.


Последние годы жизни

В 1972 Флобера признают банкротом. Огромную часть своего состояния он истратил, пытаясь оплатить долги мужа умершей сестры, но с годами они не уменьшались. Чтобы хоть как-то выкрутиться, Флобер продаёт имущество в Париже и Руане. Проблемы с деньгами сразу же отозвались обострением эпилепсии.

В 1877 году выходит его повесть «Простая душа» и ещё несколько сочинений.

В том же году появляются первые переводы рассказов Флобера на русский язык - этим занимался его друг писатель Иван Тургенев. Именно Тургенева он всегда был рад увидеть в своём доме в Круассе, Российский писатель же в знак дружбы посвятил Флоберу один из своих рассказов «Песнь торжествующей любви».

Следующие три года Гюстав тратит на редакцию своего последнего романа — «Бувар и Пекюше”. Но до его издания писатель не дожил.

В 1880 году в возрасте 58 лет он умер от инсульта. «Бувар и Пекюше» издали лишь через год после смерти автора.

  • Именно Флоберу принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом одинокой жизни художника. Жизни целиком посвященной творчеству без надежды на понимание со стороны публики и критики.
  • Флобер вывел в свет другого известного французского прозаика - Ги де Мопассана.
  • Несмотря на «аморальные» взгляды и полное неприятие буржуазного строя в своей стране Флобер исполняет свой гражданский долг во время франко-прусской войны в 1848 году и вступает в ряды национальной гвардии в чине лейтенанта.
  • Некоторые известные писатели прямо подражали Флоберу. О. Уайльд, например, списывал у Флобера фрагменты «Искушения святого Антония».

Титулы и награды

  • Орден Почётного легиона