Гоголь ночь перед рождеством описание природы. "Картины народной жизни и природы в повести Н

Существенную часть в творчестве Гоголя составляют описания природы. Обыкновенно Гоголь идеализирует природу Малороссии. Этого не следует понимать в том смысле, что он изображает ее чертами, в действительности ей не свойственными. Природа Малороссии на самом деле такова, какой ее изображает Гоголь, но только он рисует по преимуществу одни положительные, светлые черты, старательно затушевывая отрицательные, хотя они тоже заключаются в украинской природе.

Первый рассказ «Вечеров», «Сорочинская ярмарка», начинается великолепным описанием летнего дня в Малороссии. «Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы когда полдень блещет в тишине и голубой, неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих.

На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи.

Лениво и бездушно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото.

Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стоги сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река, в зеленых, гордо поднятых рамах … как полно сладострастия и неги малороссийское лето».

В приведенном описании бросается в глаза явная идеализация украинской при роды. Автор своим восклицанием как бы хотел выразить, что в летнем дне Украины ничего другого нет, кроме упоения и роскоши. Однако он упустил из виду то множество мух, комаров и оводов, которое так характерно для летнего дня всей России и Малороссии.

Эти насекомые, как известно, носятся целыми стаями, жалят не только животных, но и людей, так что летний день теряет значительно в своей упоительности и роскоши. Человек избегает показываться наружу днем и ждет с нетерпением вечерней прохлады. Гоголь, правда, упоминает о насекомых, но он переносит их только на огороды и при этом опять-таки идеализирует, говоря, что «изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами … ».

Совершенно упустил Гоголь В этом же описании и убийственный зной малороссийского летнего дня, который так расслабляет человека, ту страшную жажду, которую он вызывает у живых существ и вследствие чего впечатление получается не столь упоительное.

Далее автор в описании упускает из виду такую характерную сторону летнего дня, как пыль, которая тучами носится в воздухе, засыпает глаза, рот и уши и не дает ни человеку, ни животному свободно дышать и двигаться. Одного этого достаточно бы было, чтобы летний день потерял в описании добрую половину своей роскоши.

Автор, упоминая о пыли, значительно смягчил ужас представления о ней своим добродушным юмором. «Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин.

Ленивою рукою обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице, и к уроду, и насильно пудрит несколько тысяч уже лет весь род человеческий».

Шутливым сравнением пыли с пудрой Гоголь невольно достигает того, что представление об ужасной пыли несколько сглаживается.

Эти патетические пассажи еще раз подчеркивают общую светлую тональность, свойственную повестям «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Конечно, можно найти в них и трагические ситуации, и образы мрачной природы. Но даже в страшных повестях («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть») обнаруживается больше поэзии красоты, чем трагизма.

Белинский считал одним из главных достоинств повестей Гоголя их лиризм: «Описывает ли он юную красоту — сколько упоения, восторга в его описании! Описывает ли он красоту своей родной, своей возлюбленной Малороссии — это сын, ласкающийся к обожаемой матери! Помните ли вы его описание безбрежных степей днепровских? Какая широкая размашистая кисть! Какой разгул чувства! Какая роскошь и простота в этом описании! Черт вас возьми, степи, как вы хороши у Гоголя!»- восклицает великий критик.

В «Вечерах» картины природы и веселой народной жизни, за которой пока не видно трудов и лишений, поражают своим красноречием.

Например, как нежно и страстно описывает автор украинскую ночь. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц; необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее; горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий.

Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и спокойны эти пруды; холод и мрак вод их, угрюмо заключён в темно-зеленые стены садов.

Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник, ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А на душе и необъятно и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья; и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба. Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие стены их. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин».

В описании вечных красот природы Гоголь является сыном юга, с любовью наслаждающимся ими.

В первой части «Вечеров» талант Гоголя, как живописателя природы, проявлялся с особенным блеском в «Майской ночи», во второй – в «Ночи перед Рождеством».

В «Майской ночи» невыразимое обаяние чувствуется в двух-трех предложениях, рисующих негу весеннего вечера. «Было то время, когда, утомленные дневными трудами и заботами, парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с унынием. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль». Здесь описание природы находится в прекрасной гармонии с внутренним миром человека.

Особенного совершенства достигает Гоголь в «Ночи перед Рождеством», где перед глазами ночь, дышится здоровым морозным воздухом и чувствуется во всех жилах веселье и бодрость.

«Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки, на шалости сам лукавый подталкивает сзади». Все это действительно как будто «живет и движется перед нами».
При изображении картин природы в «Вечерах» особенно ярко проявляется лирическое настроение Гоголя. Его знаменитые описания украинской ночи («Майская ночь») или Днепра («Страшная месть»), эти чудные картины, невольно поднимаются над землею подобно неуловимому идеалу.

Вот летний день. Неизмеримый голубой океан, который сладострастно сжимает в своих объятиях влюбленную землю; а на земле недвижно стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают на них целые живописные массы листьев: куда достигнут они, там прыщет золото; куда не проникнут, там лежит темная как ночь тень … Какие краски и какие контрасты!

А вот летняя ночь. Необъятный небесный свод, он горит и дышит; в этом необъятном своде движется океан благоуханий; под ним лежит земля, вся в серебряном свете, а на этом громадном море серебряного света лежит огромная тень полных мрака лесов … Какие могучие штрихи!

Или вот величественный Днепр. Днем это голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реющая по зеленому миру; никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в середину этого необъятного зеркала. Ночью это бесконечное темное лоно, в котором отдались разом все звезды, осыпавшиеся с Божьей ризы. В бурю это — водяные холмы, ударяющиеся о прибрежные горы, над которыми, горами же по нему ходят черные тучи …

А вот, наконец, гоголевская степь. Это опять зелено-золотой океан, по нем брызнули миллионы разных цветов, а над ним — тысячи птичьих голосов.

Читая эти описания, не столько видишь самые картины, сколько переживаешь какое-то чудное настроение. И невольно хочется воскликнуть, как восклицает Гоголь в одном из этих описаний («Майская ночь»): «А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно встают в ее глубине» …

Но картины природы у Гоголя не только величественны: они еще и живы. Все его громадные силуэты живут самой полной жизнью. Необъятный небесный свод горит и дышит, земля нежится в его объятиях, леса толпятся к зеркалу Днепра и любуются своим светлым зраком; даже необъятный простор Руси глядит на поэта полными ожидания очами!

Иногда эти живые силуэты принимают самый фантастический вид. «Любо глянуть с середины Днепра», говорил Гоголь («Страшная месть»), «на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса!

Горы те — не горы: подошвы у них нет; внизу их, как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо.

Те луга — не луга: то зеленый пояс, перепоясавший по середине круглое небо; и в верхней половине прогуливается месяц». Сколько тут величественной, мифологической фантазии!

Подобные описания показывают: Гоголь любил свою родную природу и созерцал ее с благоговейным восторгом и настоящим энтузиазмом влюбленного, для которого нет в любимом предмете ни контуров, ни деталей, а есть только один полный обаяния и отторгнутый от земли образ. Восторженное настроение поэта создавало идеальный образ, а романтизм давал этому образу соответствующую форму.

Природа в творчестве Гоголя

4.3 (86.67%) 9 votes

Рассмотрено: Рассмотрено: Рассмотрено:

директор школы завуч УЧ руководитель МО

_______________ ___________ ___________________
_________________ ___________ ________________

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Открытый урок литературы

Тема: «Картины народной жизни и природы в повести»

Учитель русского языка и литературы Коргун Л. П.

КГУ «Журавлевская средняя школа»

Тема: Картины народной жизни и природы в повести.

Теория литературы: Юмор в повести.

Цели: 1. Обобщить изученное о повести; календарные обряды и их роль в жизни народа; определение роли пейзажа в повести.

2. Развитие речи учащихся, умение выделять главное.

3. Воспитывать уважение и интерес к обычаям и традициям народов.

Тип урока: урок-обобщение.

План.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего здания.

3. Рождество. Календарные обряды.

4. Анализ текста повести.

5. Понятие о юморе и способах юмористического повествования.

6. Творчество учащихся. Рисунки к уроку.

7. Из истории праздника.

8. Итог урока.

9. Оценивание ответов.

10. Домашнее задание.

Вот настоящая веселость, искренняя,

Непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей теперешней литературе,

что я доселе не образумился.

А. С. Пушкин.

О сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Оборудование: Сборники повестей, портрет писателя, рисунки учащихся, учебники, тетради.

Ход урока.

1. Организационный момент: Сегодня мы проводим открытый урок литературы, завершающий изучение творчества Николая Васильевича Гоголя и его повести «Ночь перед Рождеством». На уроке мы обобщим изученное по повести, поговорим о роли календарных обрядов в жизни народа, определим цели пейзажа, использованного автором в повести, а также об обычаях и традициях украинского и русского народа.

2. Проверка домашнего задания. Начнем наш урок с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по группам. Каждая группа учащихся готовила рассказ об одном из героев повести.

Казак Корний Чуб

Чуб был вдов и довольно богат: 8 скирд хлеба стояло перед его хатою, две пары волов, козел, индейки; в сундуках у Чуба водилось много полотна, нарядной одежды; огород поражал своим изобилием: капуста, подсолнечник, мак, табак. Сам он был довольно ленив, всегда шел наперекор и не желал ни с кем соглашаться.

Дочка Чуба – красавица Оксана.

Оксане не было еще и семнадцати лет. Она была очень красива, но капризна, как и любая красавица, парубки гонялись за нею толпами, но теряли терпение и обращали свое внимание на других девушек. Один Вакула был упрям и не оставлял своих ухаживаний. Но Оксана любила только себя и мучила кузнеца. Она любила вертеться у зеркала и принаряжаться.

Вопрос: Какую героиню из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина напоминает Оксана, любующаяся перед зеркалом?

Мать кузнеца Вакулы – Солоха.

Солоха была матерью кузнеца Вакулы. Ей было не больше сорока лет, она была ни хороша, ни дурна собою. Умела причаровывать степенных казаков и так обходиться с ними, что и на ум не приходило, что у них есть соперники. Но приветливее всего Солоха была с Чубом, так как мечтала присоединить к своему хозяйству все, что имел Чуб. Поэтому он ссорила Вакулу с Чубом.

Вопрос: Соседки считали Солоху ведьмой. Так она ведьмой считалась или была на самом деле?

Пузатый Пацюк.

Пузатый Пацюк был когда-то запорожец. И вот уже 10-15 лет жил в Диканьке. Сначала жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру. Он был небольшого роста, но очень толстый. За это его и прозвали Пузатым. В Диканьке его считали знахарем: он мог лечить заговором, мог искусно ударить подавившегося по спине, не причинив ему никакого вреда. Но последнее время он почти не выходил из дома: может быть лень, а может и то, что в дверь с каждым годом ему становилось труднее пролезать.

Вопрос: Как называется литературный прием, используемый Гоголем при описании Пацюка? (гипербола)

3. Работа по теме урока.

Словарная работа:

Жеманство – поведение, лишенное простоты, естественности, манерность.

Чопорность – чрезмерная строгость, щепетильность в поведении, в соблюдении приличий.

Скоромная (пища) – мясо, молоко (животного происхождения), не соблюдающий поста.

Колядовать – петь песни, которые называются колядками.

Сарказм – язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку.

Как связан интерес Н. В. гоголя к народным поверьям, легендам и его сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

(В русском обществе растет интерес ко всему украинскому: народному творчеству, быту, образу жизни, поэтому его повести имели такой успех)

О каком празднике идет речь в повести? (О Рождестве)

А что это за праздник? (Рождество Христово – великий праздник христиан)

С древних времен народные праздники были связаны с хозяйственной деятельностью человека и приурочены к определенному времени года.

С 22 декабря – это самый короткий день в году начиналось нарастание силы солнца, световой день постепенно прибывает, увеличивается. Праздник «воскрешения» солнца назвали колядой и праздновали в конце декабря – начале января. Новый год во все времена и для всех народов означал обновление мира (в связи с обновлением, возрождением солнца):

Новый год пришел,

Старый угнал, себя показал,

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять.

В эти дни, когда солнце начинало свой годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, естественно было задуматься о том, каким будет новый год, что он принесет и природе, и человеку. В предугадывании будущего, погоды, урожая, судьбы и т.п. проходила коляда или Святки (Рождественские вечера. Праздник продолжался от Рождества Христова (7 января по новому стилю) до Богоявления (19 января по новому стилю). Центральными магическими действиями, проводимыми в этот период, были колядование и гадание.

В народной среде праздник рождества Христова почитался как один из самых великих. С этим днем связано много обычаев и традиций. Одна из них – это молитва хозяина с его домочадцами после первой звезды. После молитвы старший в семье вносил в избу охапку сена и расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на него ставились необмолоченный сноп пшеницы или ржи и кутья – каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Сено и сноп всегда были неотъемлемой частью обряда. После вечерни начиналось колядование. Коляда – это древнее языческое название праздника.

А что такое язычество? (многобожие), бывшего примерно в это время года до принятия христианства. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь, парни, девушки, подростки собирались в группы, рядились в костюмы, маски, ходили по домам. У каждого двора «кликали» Коляду и Овсеня, мифических существ, которые должны были принести обильный урожай и счастье в дом. Под окнами дома или в избах они пели колядки, а хозяева в награду давали угощения и деньги. Если хозяева угощали щедро, то, по примете, в следующем году у них должен быть богатый урожай.

Пришла коляда Пришла коляда

Накануне Рождества, Накануне Рождества,

Сею, вею, посеваю, Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю! С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье Вы нас будете дарить,

Уродись, пшеничка, Мы вас будем хвалить.

Горох, чечевичка! А не будете дарить,

На поле – копнами, Мы вас будем корить!

На столе – пирогами! Коляда, коляда,

С Новым годом, Подавай пирога!

С новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

А какие забавы накануне Рождества описывает Гоголь в повести?

Итак, «Ночь перед Рождеством»

4. Работа с текстом.

Что представляет собой это описание? (пейзаж)

Пейзаж (фр. «местность») - это описание природы в литературе.

Какую роль он играет в дальнейшем развитии повести? (Это фон, на котором происходят события)

Ночь эта особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя более активно, смело, стараются выместить свое зло на добрых людях. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и «немец спереди, сзади губернский стряпчий в мундире» - на самом деле просто черт.

2. Зачем черт украл месяц с неба?

3. Почему он так зол на кузнеца?

4. Каким человеком был Вакула? (богобоязливым, верующим человеком)

5. Что вы можете сказать о любви Вакулы к Оксане? (Он готов на все: даже продать свою душу черту, совершить самоубийство, а это очень страшный грех)

6. Зачем Вакула пошел к Пузатому Пацюку?

7. Какие чудеса он увидел в его доме?

8. Почему так радуется черт, поняв, что кузнец хочет отдать ему свою душу? (Вакула – самый набожный человек в селе и черт потом сможет хвастаться перед всеми)

9. Как Вакула победил черта?

10. Почему Вакула оказался в Петербурге?

11. Каким он увидел город? (Боже мой! Стук, гром, блеск. Вакула поражен, изумлен)

12. Чьими глазами увиден дворец? (Глазами мастера: великолепные сени, лестница – жаль ногами топтать, перила – одного железа рублей на 50; картины, а особенно медная ручка и замок)

13. Выполнил ли Вакула желание Оксаны?

14. Как ведет себя Оксана в начале повести? А в конце?

15. Нужны ли ей черевички? (Нет, потому что она любит Вакулу)

5. Способы юмористического повествования.

А теперь перейдем к другим эпизодам повести.

1. Что произошло с ухажерами Солохи?

2. Как им удалось выбраться из мешков?

3. Почему Чуб и Голова, когда вылезли из мешков, стали говорить о погоде? (им досадно, что Солоха обманывала их, а они ни о чем не догадывались)

4. На чем строится эта смешная ситуация в повести? (на неожиданности, это юмор)

Юмор (анг. «нрав, настроение») – изображение героев в смешном виде. Юмор – это смех веселый, доброжелательный.

Какое настроение вызывает у вас чтение «Ночи перед Рождеством»? (Светлое, радостное, веселое)

Способом юмористического повествования много:

а) Неожиданность. Неожиданными могут быть мысли и поступки героев, развитие сюжета. Так черт захотел завладел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью.

б) Несоответствие. Слово «мужественно» не очень-то соответствует облику героев и вызывает улыбку, когда мы читаем: «Ткач и кум мужественно отстояли мешок»

в) Гипербола, то есть преувеличение. «Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру»

Какие еще смешные эпизоды встретились в повести?

Почему мы взяли эпиграфом урока слова А. Пушкина?

6. Творческая работа учащихся.

Рисунки к каким эпизодам повести вы нарисовали? Рассказы учащихся.

7. Из истории праздника.

Из древних времен до наших дней дошел обычай наряжать елку на Рождество. А обычай пришел из древней Германии. Древние германцы были язычниками. Они верили, что в ели живут добрые духи. Древние германцы наряжали елку в лесу, чтобы задобрить духов, чтобы они были благосклонны к ним.

А сколько прекрасных стихотворений написано о Рождестве.

(Учащиеся читают стихотворения С. Черного, Б. Пастернака)

Рождественское

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц вынырнул из тени,

Гладил лен его волос…

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша,

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой,

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя у бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Саша Черный

Рождественская звезда

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было

младенцу в вертепе (пещера)

На склоне холма.

Его согревало дыхание вола

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

Б. Пастернак

8. Итог урока.

Что запомнили из сегодняшнего урока?

Что для вас было новым?

9. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: Написать эссе «Кузнец Вакула и добрый герой из сказки. В чем их сходство и различие?»

Прочёл "Вечера близ Диканьки", они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужден-ная, без жеманства, без чопорности.
А местами такая поэзия! Какая чувственность!
А.С.Пушкин.

Цели: дать учащимся представление о страницах жизни Н.В.Гоголя, о неповторимом национальном колорите повести "Ночь перед Рождеством", развивать речь учащихся, воображение; воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

  • мультимедиаппаратура,
  • интерактивная доска,
  • видеофильм,
  • учебник литературы для 6 класса "Год после детства" и рабочая тетрадь под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
  • СD-диск с оперой Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством".

Ход урока

I. Чтение эпиграфа.

Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки" неведомого в Санкт-Петурбурге "пасичника Рудого Панько". Под этим именем скрывался молодой писатель Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу.

II. Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.

Детство писателя.

Годы учебы в гимназии.

Петербург.

Выход в свет "Вечеров:"

III. Беседа.

В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Первое апреля - день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.

Где родился писатель?

На Украине, которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь.

Выразительное чтение отрывка из повести "Сорочинская ярмарка" со слов "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!" до слов "Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!"

Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Познакомимся с историей создания повести "Ночь перед Рождеством" (задание I.1 стр11 в рабочей тетради).

Как вы поняли выражение "порядочно обработать"?

Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. "Картины народной жизни и родной природы в повести "Ночь перед Рождеством" - тема нашего урока.

IV. Анализ текста.

1. Проверка домашнего задания.

Вы прочитали повесть "Ночь перед Рождеством".

Понравилась вам повесть?

Какие эпизоды вам запомнились и почему?

Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).

Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).

(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).

2. Словарная работа.

Какие слова вы не сразу поняли? Давайте вместе выясним их значение и заполним кроссворд.

По горизонтали:

  1. Праздничный обряд накануне Рождества.
  2. Каша с изюмом, подаваемая накануне Рождества.
  3. Шапка с ушами.
  4. Вид женской обуви.

По вертикали:

  1. Клецки.
  2. Трубка.
  3. Парень.
  4. Девушка.

3. Чтение и анализ эпизодов.

Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит "колядовать"? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)

А теперь послушайте фрагмент оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". Как вы думаете, сумел ли композитор передать национальный колорит праздника?

Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?

Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы - достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запиши ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради. (На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.)

Посмотрите фрагмент фильма о встрече Вакулы с запорожцами.

Сумел ли Гоголь придать героям какие-либо национальные черты?

Какова манера их речи?

Как автор относится к своим героям? (Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры парубков, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад).

Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж становится средством выражения настроения автора, его состояния души.

Прочитайте вслух описание ночи перед Рождеством

Какой цвет в пейзаже доминирует? Какую обстановку создаёт этот цвет?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Гоголь для описания ночи? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

(Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - Рождения Иисуса Христа. В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло.)

V. Домашнее задание.

Выполните задание III.1 из рабочей тетради.

Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?

Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.

VI. Подведение итогов урока.

Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: "Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их".

найдите описание природы в повести. Какие литературные приемы делают их краше и таинственнее? Ночь перед рождеством

Ответы:

Гоголь написал повесть Ночь перед Рождеством,где описывается прекрасные пейзажи. Писатель то и дело что перескакивает с главных героев на описание природы. Ведь это так важно чтобы читатель знал, где происходит действие и в какое время, и создать настроение таинственности и загадочности. вот слова из повести: «… ночь - чудо! Светло, снег блещет при месяце. Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь - и вот, хоть глаз выколи! » «Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам» . «… и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие» . «Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» . «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега» . Эти строчки делают природные явления загадочными:и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу.од плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» . «месяц… заглядывал»Ведьма собирает звёзды в рукав; черт, обжигаясь, хватает месяц, перекидывает его «из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки»