Художник иллюстратор леонид владимирский. Владимирский, Леонид Викторович: биография

Леонид Викторович Владимирский родился в Москве 21 сентября 1920 года. Семья жила сначала на улице Палихе (д. № 8), затем - на Арбате.

С началом войны в 1941 был призван в армию, в инженерные войска, успев окончить три курса Московского инженерно-строительного института (МИСИ).

После войны с отличием окончил художественный факультет института кинематографистов (ВГИК) на отделении мультипликации. Его дипломной работой стал первый в истории ВГИК диафильм, создание которого дало Владимирскому «путевку в жизнь»: его пригласили работать главным художником на студию «Диафильм», где им были созданы серии иллюстраций для 10 лент.

В 1953 для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке - образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. После выхода книги «Приключения Буратино» в издательстве «Искусство» в 1956 Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей. Следующей широкоизвестной работой художника стали иллюстрации к шести сказочным повестям А. Волкова, первая из которых - «Волшебник Изумрудного города» - вышла в свет в 1959 (истории создания сказки посвящена передача «Отчего и почему»).

Среди работ художника - иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», к повести Юрия Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. А. Фадеевой и А. И. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари, сборнику «Русские сказки» и сборнику «Умная Марсела».

Суммарный тираж книг, изданных с иллюстрациями Леонида Владимирского, превышает 20 млн.

«И что нам ждать еще от Бога, когда он подарил нам жизнь»

Озорной Буратино в красно-белом колпачке, Страшила и Железный Дровосек из «Изумрудного Города». При упоминании этих персонажей в нашей памяти возникают образы, который создал детский художник Леонид Владимирский. Его работы стали классикой изобразительного искусства для детей. О возрасте души, умении радоваться и чудесах мы беседуем с художником Леонидом Владимирским

- Леонид Викторович, вы когда-нибудь интересовались происхождением вашей фамилии?
- В нашей семье есть легенда, что кто-то из пращуров был священником. Однажды он попал в беду и поехал в Москву в Успенский собор, чтобы помолиться иконе Владимирской Божией Матери, попросить заступничества. Его молитвы были услышаны. С этого момента мой пращур поменял свою фамилию и стал Владимирским.

Интересно, что я родился 21 сентября в день рождения Божией Матери. Я долгое время был человеком некрещеным. Жена моя Светлана тоже была некрещеная. Мы люди своего времени. Не так давно, уже на пороге двадцать первого века, проводили лето в деревне. Зашли в сельскую церковь. Все же мы верующие. И в тот день жена мне предложила: «Давай креститься». Я согласился. В той же церквушке священник нас крестил и после совершения таинства говорит: «А теперь поставьте свечку Владимирской иконе Божией Матери». «Почему?» «Потому что сегодня день Владимирской иконы Божией Матери». Мы даже не предполагали об этом. Произошло такое совпадение, которое заставляет задуматься.

Я считаю, что меня опекает Богоматерь. В моей жизни много удивительного. То, что я остался жив в войну. То, что Бог дал возможность, здоровье, время работать. То, что мне почти девяносто лет, и я живу. То, что встретился со своей женой. У меня умерла первая жена. У нее умер муж. Мы оба художники. Встретились и более 26 лет живем дружно.

- Как вы нашли свое призвание?
- Мои родители никакого отношения к искусству не имели. Мать врач. Отец конторский служащий. В юности я увлекся стихами и рисованием. Раздумывал, куда поступать - в литературный или художественный. Отец сказал, что и то, и другое ненадежно, надо иметь профессию, а стихами и рисованием заниматься в свободное время. Послушался отца и поступил в МИСИ. Три года проучился, а на четвертый наступила война. Мы комсомольцы-добровольцы пошли на курсы в военно-инженерную академию, а потом на фронт. Служил в инженерных войсках. Подвигов не совершил. Строил дороги, мосты. После войны поступил во ВГИК на мультипликаторское отделение.

Детским художником я стал, потому, что мне интересно то, что интересно детям третьего класса. Мне интересны сказки. Взрослые обычно сказками не очень интересуются. Даже есть такое выражение: «Что вы мне сказки рассказываете». Взрослым надо уцелеть, у них жизнь такая трудная.

Считаю, что возраст моей души девять лет. Есть замечательный иллюстратор Игорь Ильинский. Он иллюстрировал Майн Рида. Я ему как-то сказал: «Твой возраст души наверное лет пятнадцать». Он ответил «Да, знаю».

- Когда вы впервые задумались о возрасте души?
- Однажды я приехал в дом отдыха. Там у меня был сосед. Я ему говорю: «Здравствуй, Петя! Какая у нас здесь культурная программа?» А сосед мне отвечает: «А вам что это интересно? Ну, танцы сегодня». Я говорю: «Танцы! Пойдем на танцы». А он мне: «А что там интересного?» «Музыка. Знакомства. Новые впечатления». «А мне это давно не интересно». И остался сидеть в комнате. Мне было лет сорок. А соседу лет двадцать пять. Но оказалось, что он молодой старичок.

- То, что ваша душа так молода, заслуга ваших родителей?
- Может от родителей - они воспитывали меня в доброте. А может сверху - от Бога.

- У вас есть стихи с такими строчками: И что нам ждать еще от Бога, когда он подарил нам жизнь. Это о смирении?
- Да, об этом. Живешь - радуйся. Своей жизнью, своим примером радуй других. Поймите, я не розовый, гламурный старичок. У меня трудная жизнь, с болями, с потерями. Но надо жить, смиряться, терпеть. Радоваться при всех обстоятельствах. Это и есть смирение.

Ваши сказочные герои очень человечные. На их лицах переживания, раздумья. Даже Страшила, у которого солома в голове - личность с характером.
- Если ты можешь сопереживать, то ты сможешь передать чувства своим героям. Когда рисую Страшилу, представляю, а что он чувствует. Для детей надо работать по-доброму. Кто может нести доброту, тот может быть детским художником или писателем. И чтобы был юмор, выразительность.

Самое высокой радостью для меня было, когда я сам одновременно стал писать и рисовать. Написал и проиллюстрировал две сказки «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе». Мне помогала жена - мой критик и советчик. И наш песик Тяпа помогал, он хвостиком вилял.

Во второй книжке Буратино отравила Лиса Алиса, и он превратился в деревяшку. Папе Карло пришлось его спасать, а для этого он отправился в волшебную страну за волшебным порошком. Он прошел все испытания. И вот перед ним последняя запертая дверь. Тут папа Карло заплакал… и я вместе с ним заплакал. Как писал Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». А в моей сказке все кончилось хорошо. Папа Карло неожиданно обнаружил Золотой ключик, а вторая тайна Золотого ключика, как известно, в том, что он открывает любые двери.

- Когда смотришь на картинки, созданные вами, возникает ощущение легкости.
- Когда работаю для детей, я счастлив. Однажды на мастер-классе меня спросили: «Вы на кого ориентируетесь - на профессионалов или на читателей». Ни на кого не надо ориентироваться. Как ваша душа хочет, так и надо работать. Главное - радостно, искренне. Если работать для кого-то, то получается халтура. Настоящая музыка, поэзия - это общение с Богом. Душа поет или болит, и человек творит. Если поет - получается произведение для тех, кому хорошо. Если болит - для тех, кому плохо.

Вы, уже будучи известным художником, учили детей рисовать в изостудии при детской республиканской библиотеке. Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь интересный эпизод.
- Однажды пришла девочка Маша пяти лет. А я принимал детей с шести лет. Мама очень просила меня принять Машу. Я девочку спросил: «Ты, Маша, хочешь рисовать?». Она ответила: «Да. Хочу». Думаю, есть у ребенка желание. Надо принять. Чем младше ребенок, тем интереснее у него работы. А рисовать научится.

Я занимался с детьми так. Читал им фрагмент сказки. Потом они делали эскизики, рисовали. Готовые работы мы выкладывали на полу. И каждый ребенок по очереди говорил, какая картинка из работ товарищей ему нравится и почему. Дошла очередь до Машеньки, а она говорит: «Мне нравится моя картинка». Все засмеялись. Сейчас Маша заканчивает художественный институт. Отличница. Говорит всем, что ее первый учитель Владимирский.

- Какой совет вы можете дать родителям, которые хотят научить рисовать своих детей?
- Пораньше дайте ребенку бумагу, карандаш, мелки, гуашь. Недавно по радио было интервью с Виктором Чижиковым. Это один из лучших иллюстраторов. Он сказал, что начал рисовать с десяти месяцев. Сначала на обоях. Родители разрешали ему разрисовывать стены. Не надо говорить: «Рисуем человечек-огуречик». Пусть это будут каракули, но свои. Повесьте детскую картинку на стену. Скажите: «Это мой Вася нарисовал». Чтобы был стимул. Детям обязательно нужно доброе слово.

- Чему вы радуетесь сегодня?
- Тому, что рядом со мной моя супруга. Нам дарована любовь, понимание. Любовь надо беречь. На вопрос: «Как живете?» Я отвечаю: «Стараемся». Во множественном числе. Я помогаю ей. Она -мне. Я был профессиональным художником, но глаза устали. И сейчас я пишу стихи. Недавно решил написать стихотворение к моему грядущему юбилею - девяностолетию. Получилось шестнадцать четверостиший. Жена говорит: «Если в два раза короче, будет в два раза лучше». Сократил с болью в сердце. А она опять: «Если еще в два раза короче, еще лучше буде. Послушался. Доверию ей. Есть у меня стихи о том, как маленькая девочка подарила мне за мои картинки сушку. Случай с сушкой действительно был. Это случилось после моего выступления в семейном детском доме. А большинство своих стихов посвящаю своей жене, моей Берегине, моей музе.

18 апреля скончался художник-иллюстратор Леонид Владимирский, автор рисунков для книг про Буратино и многих других, сообщается на сайте Illustrators.ru. Ему было 94 года.

Иллюстрации Леонида Владимирского к книгам "Приключения Буратино" А. Толстого и "Волшебник Изумрудного города" А. Волкова считаются классическими. Образ Буратино в полосатом колпачке был сделан им для диафильма в 1953 году, с тех пор Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей. Среди работ художника – рисунки к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Три толстяка" Ю. Олеши, "Приключениям Петрушки" М.А. Фадеевой и многим другим.

Суммарный тираж книг, изданных с иллюстрациями Леонида Владимирского, превышает 20 миллионов.

Сообщается, что прощание с Владимирским состоится 22 апреля в храме при больнице имени Боткина в Москве.

Леонид Владимирский родился в 1920 году в Москве. В 1941 году был призван в армию. После войны с отличием окончил художественный факультет института кинематографистов на отделении мультипликации.

Его дипломной работой стал первый в истории ВГИК диафильм.

АВТОБИОГРАФИЯ

Я родился очень давно – в 1920 году в Москве на Арбате. Мои родители были далеки от искусства. Мама была врачом, а отец – счетоводом. Это тогда была такая профессия. Над моей детской кроватью висела большая карта мира. Наверно, поэтому я мечтал стать путешественником. В мои 11 лет к отцу на работу стали приходить письма со всего света. На меня большое впечатление произвели марки. Я стал не только их собирать, но и рисовать. К увлечению рисованием позднее добавилась любовь к стихам. Это мой юношеский манифест:

Узнать все краски,
Понять их звоны,
Стихов и сказок
Открыть законы.
Не будет скуки
И многоточий:
Работать – сутки,
Любить – так очень.
Дорогу чуду:
Судьбе-удаче.
Счастливым буду,
И не иначе!

Когда я закончил школу, отец сказал: «Нужно получить надёжную профессию, а там занимайся чем хочешь – рисуй картины или пиши стихи». И я поступил в инженерно-строительный институт, где до начала войны успелЭто изображение с некоторых пор стоит на каждой книге иллюстрированной Владимирским. окончить три курса. МИСИ эвакуировали на Урал, но мы, комсомольцы-добровольцы, пошли в армию. Я служил в инженерных войсках. После войны нужно было оканчивать строительный институт.

Но, повзрослев, я решил круто изменить свою судьбу и пошёл снова учиться на первый курс, но теперь уже художественного факультета ВГИКа. Его я окончил в 1951 году с отличием и был направлен на студию «Диафильм». Там я нарисовал 10 плёнок, в том числе диафильм «Приключения Буратино» по сказке Алексея Толстого. Я создал свой образ деревянного мальчишки в полосатом колпачке и красной курточке. В 1956 году в издательстве «Искусство» вышла книжка под тем же названием. В ней было 128 картинок про Буратино. Эта книжка с тех пор всё время переиздаётся.

Рисовать детские книжки мне понравилось, и я стал называть себя художником-иллюстратором. Следующей моей работой стала сказочная повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (1959 год). С замечательным человеком и писателем Александром Мелентьевичем Волковым мы дружно проработали 20 лет. За это время он написал, а я проиллюстрировал ещё 5 книжек об Изумрудном городе.

Расставаться со своими любимыми героями мне не хотелось, и впоследствии я сам написал две сказочные повести про их приключения: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе».

В списке моих работ – «Руслан и Людмила» А. Пушкина, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Путешествия Голубой стрелы» Д. Родари, русские сказки, «Приключения Петрушки» и другие книги.

Сбылась и моя детская мечта. Как только мог, я старался путешествовать по Советскому Союзу и за рубежом. Из поездок привозил зарисовки и записки и публиковал их в журналах. Удалось издать путевой альбом «Австралия».

С возрастом глаза устали, рисовать стало трудно. Я начал писать статьи по искус-ству - вроде «Тайны Чёрного квадрата» - и рассказы для детей и взрослых. Вспомнил и о юношеском увлечении и стал писать стихи. Я посвящаю их моей берегине и музе – жене Светлане Ковальской. Кстати, она тоже художница, но живописец. Это её заботам я обязан тому, что уже дожил до 90 лет и продолжаю заниматься творчеством.

По большому счёту должен сказать, что моя судьба-удача сбылась.

Биография

Старейший художник-иллюстратор детской книги Леонид Владимирский хорошо известен в нашей стране. Не одно поколение юных читателей выросло на его иллюстрациях к книгам «Приключения Буратино» А.Толстого, «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова и многих других.

Яркие, выразительные и добрые иллюстрации Л.Владимирского привлекают уже несколько поколений маленьких читателей и остаются незабываемыми для взрослых.

1. НАЧАЛО И СТАНОВЛЕНИЕ

Владимирский Леонид Викторович родился в Москве 21 сентября 1920 г. Вырос на Арбате, его мать была врачом, а отец - экономистом. После окончания школы поступил в инженерно-строительный институт (МИСИ), где до войны успел окончить три курса. В августе 1941 г. добровольцем пошел в армию и был направлен на курсы военно-инженерной академии им. Куйбышева, потом в инженерные части.

Cтроил мосты и фортификационные сооружения. Судьба не однократно берегла будущего художника от смерти, когда под бомбежками гибли суда и обозы, в которых он должен был находиться.

Окончил войну в звании старшего лейтенанта. Имеет медаль "За победу над Германией”.

В 1945 году, после демобилизации, поступил на первый курс художественного факультета института кинематографистов (ВГИК) на отдел мультипликации, которое окончил с отличием в 1951 г.

В качестве – главного художника был направлен на студию "Диафильм”, где нарисовал 10 детских диафильмов, в том числе "Приключения Буратино” (1953 г.) по сказке А.Толстого. В нем художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке, который теперь общеизвестен. Завоевав любовь детей, и пройдя проверку временем, образ Буратино Л.Владимирского стал классическим. Его используют в кино и театре, по нему делают куклы, его рисуют на этикетках различной продукции и т.д.

В процессе поиска «своего стиля», художник проиллюстрировал, нехарактерные для него впоследствии, книги – О.Обручева «Земля Санникова» и Б.Ляпунова «Борьба за скорость».

На этом этапе художник тесно сотрудничает с периодическими изданиями. Журналы, в которых можно увидеть великолепные образцы его графики, трудно полностью перечесть – «Огонек», «Работница», «Знание и сила», «Затейник», «Вокруг света», «Здоровье», «Наука и жизнь», «Крестьянка», «Пионер», «Мурзилка» и огромное множество других.

То же самое касается и газет – «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Известтия», «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Советская Культура»…

В 1954 году Министерством Культуры СССР молодому художнику был выдан патент на изобретение «Способ получения изображений стереопары с рисованного цветного изображения».

2. ДЕТСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

В 1956 году в издательстве "Искусство” вышла книга про Буратино.

Уникальность в том, что вопреки тексту А.Толстого, где дважды указанно, что колпачок у Буратино был белым, Владимирский нарисовал его полосатым. Именно полосатый колпачок и стал классическим и неотъемлемым в любом изображении Буратино.

С этого времени Владимирский стал заниматься только иллюстрированием книг для детей. Художник иллюстрировал: поэму "Руслан и Людмила” А.С.Пушкина, сказки "Путешествие Голубой стрелы” Дж.Родари, "Три толстяка” Ю.Олеши, "Приключения Петрушки” М.Фадеевой и А.Смирнова, "Приключения Кьодино-винтика” Г.Парка и М.Арджилли и множество других книг.

Вторая известная работа художника, принесшая ему всенародное признание – иллюстрации к шести сказочным повестям Александра Волкова.

Первая книга "Волшебник Изумрудного города” с рисунками Леонида Владимирского вышла в свет 1959 году. А потом пачками пошли письма детей с просьбой написать продолжение. Популярность книги была огромна! Все тиражи просто «сметали» с прилавков. Ее даже перепечатывали и перерисовывали вручную. По данным Книжной палаты, с тех пор с рисунками Л. Владимирского она переиздавалась более 100 раз.

Иногда даже случалось так, что художник просил Волкова переделать текст под свои рисунки. Например, когда уже была готова рукопись "Двенадцать подземных королей” Владимирский предложил сделать не двенадцать королей, а семь, по цветам радуги. Убрать пять королей - переделывать всю книжку!.. Волков «покряхтел, поворчал, но сел – и все переделал».

Общий тираж книг А.Волкова с рисунками Л.Владимирсого сейчас трудно определить, но ясен его порядок - это десятки миллионов экземпляров (до100 млн.).

Образы героев «Волшебника…» стали настолько любимы, что им устанавливают по всей стране, даже подобия памятников (Санкт-Петербург, Анапа, Подмосковье).

Буратино и Волшебник Леонида Владимирского стали популярыми не только благодаря книгам, но еще и тому, что были изданы открытки общим тиражом в 63 миллиона экземпляров.

В последующие годы были выпущены комплекты и к другим сказкам, оформленные художником: «Три толстяка», «Приключения Кьодино», «Незнайка», «Приключения Петрушки», «Руслан и Людмила». На некоторых открытках изображения повторяют книжные иллюстрации, но в большинстве они оригинальные.

Так же, Леонид Викторович оформлял поздравительные открытки. А самая первая его открытка - «Адмирал Нахимов» (1952г.).

3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1961 г. Л.Владимирский был принят в творческий союз художников. Так же, он является членом союза журналистов. Из многочисленных поездок по стране и за рубежом художник-журналист привозил изо-очерки, которые публиковались в центральной печати.

В 1967 году вышла книжка "Австралия. Путевой альбом”. А в 1968 - книга Г.Фиша «Мои друзья Скандинавы» в его оформлении. С карандашом и кистью в руках художник объехал практически весь Советский Союз. Являясь «Послом мира», он принимал участие в составе творческих делегаций во многих странах Земного шара.

Еще в 1961 году молодому художнику удалось пообщаться с Великим Чарли Чаплином. Мэтр даже успел на своем примере научить «русского художника» - как правильно раздавать автографы.

В 1979 году за заслуги в области изобразительного искусства ему присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР». А в 1996 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса детских читательских симпатий. На счету художника большое количество персональных выставок, как в России, так и за рубежом. Выставки художника проходили в Федеральном собрании Российской Федерации. Экспозиции его работ и сейчас проходят в Центральном Доме Художника (ЦДХ), Московском Доме Национальностей, Российской Государственной Детской Библиотеке (РГДБ) и других выставочных центрах.

О новых приключениях своего любимого героя Л.Владимирский написал и нарисовал две сказочные повести - "Буратино ищет клад” (1995 г.) и "Буратино в Изумрудном городе” (1996 г.).

Л.Владимирский был активным общественным деятелем. С целью изучения, сохранения, развития и популяризации российской художественной культуры и искусства, Леонид Викторович принимал активное участие в подготовке творческих кадров. Шесть лет он руководил изо-студией в Российской Государственной Детской Библиотеке (РГДБ), участвовал в работе жюри конкурсов детского рисунка, выступал в школах и библиотеках, являлся председателем правления продюсерского центра "Друзья Изумрудного города”. Его научные статьи можно увидеть в журналах – «Студенческий меридиан», «Библиотека в школе» и др.

4. НОВОЕ ВРЕМЯ И НОВЫЕ ПУТИ

В 2006 году Леонид Викторович стал идейным вдохновителем создания музыкального театра-студии «Волшебник». А также, соавтором песен к мюзиклу по сказке «Волшебник Изумрудного города». Все эти годы, с неизменным успехом в детских центрах и на открытых площадках Москвы, театр демонстрирует интерактивные музыкальные спектакли - «Изумрудная сказка» и другие программы, ведет благотворительную деятельность в детских приютах и домах-интернатах.

В 2008 году в кукольном театре «Золотой ключик» (г.Железногорск) состоялась премьера музыкального спектакля «Гудвин – Волшебник Изумрудного города» по пьесе Леонида Викторовича. Песни из «Волшебника» исполняют юные актеры детского театра «Звуки музыки» (г.Ступин).

В одном из театров Германии поставлены спектакли «Волшебник Изумрудного города» и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» с костюмами и декорациями на основе замечательных рисунков художника.

В 2009 году Санкт-Петербургская Кондитерская фабрика "Ландрин" выпустила набор шоколадных яиц «Киндер-сюрприз» с изумительными по качеству фигурками героев Л.В.Владимирского к сказкам «Волшебник…» и «Урфин Джюс…».

Интерес к творчеству Леонида Владимирского не ослабевает уже более 60-ти лет, и он не отстает от времени!

Классическими рисунками художника оформлены обложки аудио-книг на СД-дисках, игры для ПК и других цифровых носителей. В сети Интернет на страничках Леонида Владимирского можно больше узнать о нем, просмотреть фотографии, иллюстрации, прочитать его стихи, рассказы и очерки.

В мае 2014 года Леониду Владимирскому присвоено звание «Почетный член Академии Художеств».


Леонид Викторович Владимирский (21 сентября 1920 года, Москва 18 апреля 2015 года) советский и российский график и иллюстратор, писатель. Получил широкую известность рисунками для разных изданий книг про Буратино А. Н. Толстого и Изумрудный город А. М. Волкова.


Родился в Москве. Семья жила сначала на улице Палихе (д. 8), затем на Арбате. Был единственным ребёнком в семье. Родители отношения к искусству не имели. Мать была врачом, отец экономистом, сотрудничал с организацией, которая занималась перепиской с зарубежными странами, часто приносил домой разные экзотические марки, которые, по словам Леонида, сыграли большую роль в его судьбе.


Леонид подолгу рассматривал марки, потом изучал страны, из которых они были присланы, расширял кругозор и пытался их самостоятельно нарисовать. Леонид уже в школе активно увлекался рисованием, принимал участие в выпуске стенной газеты. В десятом классе отец посоветовал серьёзно подойти к выбору профессии и поступать в инженерно-строительный институт, что Леонид и сделал.


С началом Великой Отечественной войны Владимирский был принят в военно- инженерную академию, успев окончить три курса Московского инженерно-строительного института (МИСИ). Там он отучился год и в звании лейтенанта был послан на фронт в инженерные войска. По собственному признанию, никаких подвигов не совершал, занимался строительством и восстановлением мостов и дорог для прохождения частей. Демобилизовался в 1945 году в звании старшего лейтенанта.


После войны поступил на художественный факультет института кинематографии (ВГИК), отделение мультипликации. Подрабатывал, разрисовывая клеёнки по заказу деревенских жителей. В отличие от многих сокурсников, не имел художественной подготовки, что не помешало ему с отличием окончить институт.


Дипломной работой стал первый в истории ВГИК диафильм «Руслан и Людмила». Для него Владимирский сделал 80 цветных рисунков и снял их на плёнку. Его заметили и пригласили работать главным художником на студию «Диафильм», где им в течение трёх лёт были созданы серии из 400 иллюстраций для 10 лент.


В 1953 году для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. По словам Леонида Викторовича, Толстой сам мечтал о диафильме по своей книге, специально подготовил для него текст, но так и не дожил до премьеры.


После выхода книги «Приключения Буратино» в издательстве «Искусство» в году Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей. Следующей широко известной работой художника стали иллюстрации к шести сказочным повестям А. Волкова, первая из которых «Волшебник Изумрудного города» вышла в свет в 1959.


Среди работ художника иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», к повести Юрия Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. А. Фадеевой и А. И. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари, сборнику «Русские сказки» и сборнику «Умная Марсела».

Владимирский Леонид Викторович (21 сентября 1920 года, Москва - 18 апреля 2015 года). Вырос на Арбате, его мать была врачом, а отец — экономистом. После окончания школы поступил в инженерно-строительный институт (МИСИ), где до войны успел окончить три курса. В августе 1941 г. добровольцем пошел в армию и был направлен на курсы военно-инженерной академии им. Куйбышева, потом в инженерные части.
Cтроил мосты и фортификационные сооружения. Окончил войну в звании старшего лейтенанта.
В 1945 году, после демобилизации, поступил на первый курс художественного факультета института кинематографистов (ВГИК) на отдел мультипликации, которое окончил с отличием в 1951 г.

В качестве главного художника был направлен на студию «Диафильм”, где нарисовал 10 детских диафильмов, в том числе «Приключения Буратино” (1953 г.) по сказке А.Толстого. В нем художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке, который теперь общеизвестен. Кстати, вопреки тексту А.Толстого, где дважды указано, что колпачок у Буратино был белым, Владимирский нарисовал его полосатым. Именно полосатый колпачок и стал классическим и неотъемлемым в любом изображении Буратино.

А Папу Карло он рисовал со своего деда.

Завоевав любовь детей, и пройдя проверку временем, образ Буратино Л.Владимирского стал классическим. Его используют в кино и театре, по нему делают куклы, его рисуют на этикетках различной продукции и т.д.

В процессе поиска «своего стиля», художник проиллюстрировал, нехарактерные для него впоследствии, книги – О.Обручева «Земля Санникова» и Б.Ляпунова «Борьба за скорость».
На этом этапе художник тесно сотрудничает с периодическими изданиями. Журналы, в которых можно увидеть великолепные образцы его графики, трудно полностью перечесть – «Огонек», «Работница», «Знание и сила», «Затейник», «Вокруг света», «Здоровье», «Наука и жизнь», «Крестьянка», «Пионер», «Мурзилка» и огромное множество других.

Художник иллюстрировал: поэму «Руслан и Людмила” А.С.Пушкина, сказки «Путешествие Голубой стрелы” Дж.Родари, «Три толстяка” Ю.Олеши, «Приключения Петрушки” М.Фадеевой и А.Смирнова, «Приключения Кьодино-винтика” Г.Парка и М.Арджилли.

Вторая известная работа художника, принесшая ему всенародное признание – иллюстрации к шести сказочным повестям Александра Волкова.

Первая книга «Волшебник Изумрудного города” с рисунками Леонида Владимирского вышла в свет 1959 году. А потом пачками пошли письма детей с просьбой написать продолжение. Популярность книги была огромна! Все тиражи просто «сметали» с прилавков. Ее даже перепечатывали и перерисовывали вручную. По данным Книжной палаты, с тех пор с рисунками Л. Владимирского она переиздавалась более 100 раз.
Иногда даже случалось так, что художник просил Волкова переделать текст под свои рисунки. Например, когда уже была готова рукопись «Двенадцать подземных королей” Владимирский предложил сделать не двенадцать королей, а семь, по цветам радуги. Убрать пять королей — переделывать всю книжку!.. Волков «покряхтел, поворчал, но сел – и все переделал».

В 1979 году за заслуги в области изобразительного искусства ему присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР». А в 1996 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса детских читательских симпатий. На счету художника большое количество персональных выставок, как в России, так и за рубежом. Выставки художника проходили в Федеральном собрании Российской Федерации. Экспозиции его работ и сейчас проходят в Центральном Доме Художника (ЦДХ), Московском Доме Национальностей, Российской Государственной Детской Библиотеке (РГДБ) и других выставочных центрах.

PS. А то все политика, роботы… Жомини да Жомини, а о водке ни полслова…


Леонид Викторович

АВТОБИОГРАФИЯ

Я родился очень давно – в 1920 году в Москве на Арбате. Мои родители были далеки от искусства. Мама была врачом, а отец – счетоводом. Это тогда была такая профессия. Над моей детской кроватью висела большая карта мира. Наверно, поэтому я мечтал стать путешественником. В мои 11 лет к отцу на работу стали приходить письма со всего света. На меня большое впечатление произвели марки. Я стал не только их собирать, но и рисовать. К увлечению рисованием позднее добавилась любовь к стихам. Это мой юношеский манифест:

Узнать все краски,
Понять их звоны,
Стихов и сказок
Открыть законы.
Не будет скуки
И многоточий:
Работать – сутки,
Любить – так очень.
Дорогу чуду:
Судьбе-удаче.
Счастливым буду,
И не иначе!

Когда я закончил школу, отец сказал: «Нужно получить надёжную профессию, а там занимайся чем хочешь – рисуй картины или пиши стихи». И я поступил в инженерно-строительный институт, где до начала войны успел окончить три курса. МИСИ эвакуировали на Урал, но мы, комсомольцы-добровольцы, пошли в армию. Я служил в инженерных войсках. После войны нужно было оканчивать строительный институт. Но, повзрослев, я решил круто изменить свою судьбу и пошёл снова учиться на первый курс, но теперь уже художественного факультета ВГИКа. Его я окончил в 1951 году с отличием и был направлен на студию «Диафильм». Там я нарисовал 10 плёнок, в том числе диафильм «Приключения Буратино» по сказке Алексея Толстого. Я создал свой образ деревянного мальчишки в полосатом колпачке и красной курточке. В 1956 году в издательстве «Искусство» вышла книжка под тем же названием. В ней было 128 картинок про Буратино. Эта книжка с тех пор всё время переиздаётся.
Рисовать детские книжки мне понравилось, и я стал называть себя художником-иллюстратором. Следующей моей работой стала сказочная повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (1959 год). С замечательным человеком и писателем Александром Мелентьевичем Волковым мы дружно проработали 20 лет. За это время он написал, а я проиллюстрировал ещё 5 книжек об Изумрудном городе.
Расставаться со своими любимыми героями мне не хотелось, и впоследствии я сам написал две сказочные повести про их приключения: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе».
В списке моих работ – «Руслан и Людмила» А. Пушкина, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Путешествия Голубой стрелы» Д. Родари, русские сказки, «Приключения Петрушки» и другие книги.
Сбылась и моя детская мечта. Как только мог, я старался путешествовать по Советскому Союзу и за рубежом. Из поездок привозил зарисовки и записки и публиковал их в журналах. Удалось издать путевой альбом «Австралия».
С возрастом глаза устали, рисовать стало трудно. Я начал писать статьи по искус-ству - вроде «Тайны Чёрного квадрата» - и рассказы для детей и взрослых. Вспомнил и о юношеском увлечении и стал писать стихи. Я посвящаю их моей берегине и музе – жене Светлане Ковальской. Кстати, она тоже художница, но живописец. Это её заботам я обязан тому, что уже дожил до 90 лет и продолжаю заниматься творчеством.
По большому счёту должен сказать, что моя судьба-удача сбылась.