Горький иллюстрации к детским произведениям. Художник: Ираклий Вырубов

Завтра, 6 марта Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги редких книг, рукописей, автографов, фотографий, исторических бумаг, открыток и плакатов
  • 05.03.2019 14 марта 2019 состоится 134-й аукцион «Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотографии, каталоги выставок, редкие книги по искусству». Начало торгов в 19:00
  • 04.03.2019 Традиционные двадцать лотов - это одиннадцать живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики и одна работа в смешанной технике
  • 01.03.2019 Доля уходов - 60 %. Лоты разошлись в Москву, Питер, Сергиев Посад, Краснодар, Екатеринбург
  • 26.02.2019 28 февраля в аукционном доме «Литфонд» состоятся торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 284 лота, в том числе произведения, созданные самыми выдающимися мастерами отечественного искусства
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 16.11.2018 26 ноября пройдут Christie’s Important Russian Art, 27 ноября - Sotheby’s Russian Pictures, а 28 ноября - Bonhams. Еще будут торги по ДПИ и распродажа части коллекции Ростроповича-Вишневской 28 ноября 2018. Но мы только о «живописных» торгах
    • 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова
    • 06.03.2019 24 февраля в Новом музее Аслана Чехоева (СПб) завершилась большая выставка «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Бóльшую часть экспозиции теперь можно увидеть в Москве
    • 05.03.2019 Впервые в выставочном пространстве удалось собрать более 50 работ 1960–80-х годов из частной коллекции
    • 28.02.2019 В филиале ГРМ в испанской Малаге открылись три выставки: «Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве», «Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда» и «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской»
    • 28.02.2019 Выставка в Государственном Историческом музее представляет 120 живописных портретов кисти Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Серова и других

    Л.Толстой: “Счастливая, счастливая,
    невозвратимая пора детства! Как не
    любить, не лелеять воспоминания о
    ней? Воспоминания эти освежают,
    возвышают мою душу и служат для
    меня источником лучших наслаждений”.
    Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего
    выше, и сильнее, и здоровее, и
    полезнее впредь для жизни, как
    хорошее какое-нибудь воспоминание,
    вынесенное из детства, из
    родительского дома”.

    «Детство»

    «Детство»

    Главная тема повести говорит о
    том, что в недрах старого,
    отмирающего мира зарождается
    новое, светлое,
    жизнеутверждающее начало, и это
    новое прекрасно.

    1-я глава (первые впечатления Алеши от знакомства с
    семьей Кашириных: бабушка, дед, вся семья, дом
    деда).
    2-я глава (жизнь в доме деда; будни семьи
    Кашириных). Впечатления Алеши от «неумного
    племени».
    3-я глава (развлечения, праздники). Впечатления
    Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича.
    4, 5, 7, 13-я главы. Трудное время в семье Кашириных
    (пожар, разорение, нищета). Знакомство Алеши с
    «улицей»…
    8-я глава. Дружба Алеши с Хорошим Делом.

    Иллюстрация “Дед порет
    Алёшу”
    В центре – на скамейке
    распластанная, почти
    безжизненная фигурка
    мальчика, а над ним
    неумолимо занесённая рука
    деда с розгой, удар розги
    неотвратим, слева –
    окаменевшая от ужаса и
    страха мать Алёши. И
    никаких деталей. Светлый
    рисунок обнажает страшную
    действительность дома
    Кашириных.

    «Детство» Максима Горького –
    автобиографическая повесть. В ней
    описываются быт и жестокие нравы
    мещанской среды, в которой вынужден расти
    мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша
    сталкивается со многими людьми, и
    хорошими, и плохими. Но есть среди них
    человек, которому принадлежит особая роль.
    Это бабушка Акулина Ивановна. Бабушка
    всегда остается в центре его внимания,
    являясь посредником между мальчиком и
    большим миром, от нее Алеша получает
    самые ценные жизненные уроки.

    Бабушка – «круглая, большеголовая, с
    огромными глазами и смешным рыхлым
    носом…». В ее облике Алешу особенно
    притягивают глаза и улыбка. Через глаза
    бабушка «светилась изнутри… неугасимым,
    веселым и теплым светом». А когда она
    улыбалась, этот свет становился невыразимо
    приятным. От других людей бабушку
    отличала и манера разговаривать. «Она
    говорила ласково, весело, складно… как-то
    особенно выпевая слова».

    Алешина бабушка – необычный, одаренный
    человек. Большое влияние на формирование
    характера мальчика оказали ее сказки и
    истории из жизни, «тоже подобные сказке».
    «Сказки она сказывает тихо,
    таинственно…слушать ее невыразимо
    приятно…, а про деловую жизнь семьи…она
    говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то
    издали». Эти рассказы помогают Алеше не
    привыкнуть к серой будничной жизни, которая
    его окружает, и пробуждают в нем
    уверенность, что можно жить по-другому.

    Яркий характер бабушки проявляется и в том,
    как она танцует. «Бабушка не плясала, а
    словно рассказывала что-то». Для нее танец
    не просто движение тела, а наполненное
    внутренним смыслом действие. Этот танец
    интересен всем.
    Еще Акулина Ивановна искусная
    кружевница. Плести кружева она научилась в
    детстве, чтобы помочь матери зарабатывать
    на жизнь. Слава о ней пошла по всему городу,
    и к Акулине стали обращаться все, кому
    требовалась «хорошая работа». Это искусство
    пригодилось бабушке в дальнейшем, когда
    дед отказался ее «кормить».

    Бабушка – самый добрый человек среди
    Кашириных. Ее отличает бескорыстная
    любовь к миру, жалость к людям,
    чуткость к чужой обиде и боли. Она всем
    старается помочь, поддержать,
    ухаживает за больными, лечит детей,
    разбирает семейные споры и ссоры.
    Точную характеристику ей дает мастер
    Григорий: «Она вроде святой, хоть и
    вино пьет, табак нюхает. Блаженная как
    бы».

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА

    ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    Дата проведения: 28.02.2014.

    Тема урока: Алексей Максимович Пешков. Автобиографическая повесть «Детство». Тип урока: урок изучения нового материала. Класс: 7

    Цели:

    Образовательные – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

    Развивающие – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

    Воспитательные – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

    Методические приемы : рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, работа с иллюстрациями.

    Оборудование урока : фотографии Горького, иллюстрации к повести «Детство», презентация урока.

    Литература:

      М. Горький «Детство» Волго-Вятское книжное издательство 1968

      Художник Б.А.Дехтерев. Иллюстрации к повести М. Горького «Детство»

      Словарь литературоведческих терминов

      Учебник литературы. 7 класс

      «Литература в школе»

    План урока:

      Организационный момент

      Слово учителя

      Теория литературы

      Анализ текста

      Домашнее задание

      Выставление и комментирование оценок.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, все ли учебные принадлежности у вас лежат на партах: дневник, учебник, тетрадь, ручки. Я рада видеть вас на уроке русской литературы. Здравствуйте, присаживайтесь.

      Слово учителя.

    Учитель: Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст – семиклассников – можно назвать: уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.

    Как вы уже успели увидеть, эпиграфом нашего урока являются слова известного зарубежного писателя Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») « Все мы родом из детства».

    Ребята, скажите, как вы понимаете эти слова?

    Ученик: Каждый из нас проходит этот период.

    Ученик: Мы не рождаемся взрослыми. Сперва мы все маленькие дети, а потом каждый взрослеет, но кто-то раньше, а кто-то позже.

    Учитель: Послушайте, как известные люди говорили о том, что такое детство.

    Например, известный актёр Роберт Дауни говорил в одном из интервью: Детство – это когда ты можешь совершать непростительные ошибки и надеяться, что будешь прощен.

    А русский поэт и драматург начала 20 века, века Серебряного, Анатолий Мариенгоф написал: Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце.

    Для многих людей детство – это такое время, когда жёлтый цвет кажется ярко-жёлтым, когда конфеты вкуснее, а сладкая вата имеет привкус блаженства. Но все ли имеют такие тёплые воспоминания… Об этом мы с вами обязательно поговорим.

    А сейчас скажите, пожалуйста, многие ли писатели обращались к теме детства?

    Ученик: Многие писатели обращались к теме детства. Совсем недавно мы читали произведение Л.Н.Толстого «Детство».

    Учитель: Хорошо, спасибо. Может быть вы вспомните ещё несколько произведений?

    Ученик: И.А.Бунин «Цифры», В.Распутин «Уроки французского».

    Ученик: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино озеро»

    Ученик: «Великие путешественники» М.Зощенко.

    Учитель: Совершенно верно. Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели?

    Ученик: Какие личностные качества необходимо сформировать в детские годы, чтобы подготовить подростков к преодолению жизненных трудностей.

    Ученик: Проблема взаимоотношений взрослых и детей решается на страницах произведений.

    Ученик: Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания.

    Учитель: Вы правы, ребята. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

    Но на этом ряд известных и талантливых писателей, затрагивающих тему детства, конечно же, не заканчивается.

    16 марта в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем. Этого мальчика звали Алексей Максимович Пешков. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка. Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

    Подростком Алексей Максимович полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество. Нужно отметить, что он обладал феноменальной памятью, хранившей в себе тысячи лиц, картин и событий, а так же удивительным даром рассказчика.

    24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом, который отныне известен всем и каждому, «М.Горький».

    Именно произведение этого автора, посвящённое теме детства, мы будем изучать несколько уроков подряд. Сейчас мы открываем тетради, записываем число. Сегодня двадцать восьмое февраля. И тема нашего урока: М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство».

    И сразу же напрашивается вопрос: а что же такое псевдоним?

    Ученик: Это вымышленное имя, фамилия или же прозвище, которым автор подписывает своё произведение.

    Учитель: Вы правы. Псевдони́м (греч. ψευδής - «ложный» и греч. όνομα - «имя») - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

    Выбор своего псевдонима Максим Горький объяснял так: «Не писать же мне в литературе - Пешков…» Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

    Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял.

    На этом мы пока остановимся и запишем некоторые факты о писателе.

    Алексей Максимович Пешков - 16 марта 1868, Нижний Новгород,- 18 июня 1936, Горки, Московская область) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

    24 сентября в 1892 году в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом «М.Горький».

    М.Горький – писатель горькой участи обездоленных (Босяков).

    Учитель: Продолжим наш разговор. Как я уже сказала, своим литературным именем Максим Горький сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. О родителях, близких людях писателя, о том, как он жил, как его воспитывали, мы узнаём из автобиографической повести, которая называется «Детство».

      Теория литературы

    Но прежде чем мы перейдём к сюжету и героям, я хочу узнать, что значит «автобиографическая повесть»?

    Ученик: Я думаю, что это художественное произведение, в котором автор описывает свою биографию, то есть реальные случаи из своей жизни.

    Учитель: Совершенно верно. Это один из жанров литературы. Произведение, в котором освещается ряд событий жизни главного героя, написанное от первого лица.

    Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

    Повесть «Детство» входит в трилогию (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты»). Трило́гия - совокупность трёх произведений, объединенных преемственностью сюжета либо общей идеей.

      Анализ текста

    Учитель: Сейчас мы обратимся к сюжету. Прочитаем первый абзац. Что же мы видим?

    Ученик: Из этого абзаца мы узнаём, от главного героя, что его отец умер, а мать оплакивает его у гроба (доказать с помощью текста).

    Учитель: Кто находится рядом с главным героем?

    Ученик: Рядом с нашим героем рядом бабушка. Нельзя называть мать, ведь она полностью отдала своё внимание умершему отцу.

    Учитель: Понимает ли мальчик, что его отец умер, и он его больше никогда не увидит?

    Ученик: Алёша совсем не понимает, что происходят, зачем его спрашивают, хочет ли он плакать, жаль ли ему отца. Он ещё мал для понимания и осознавания таких событий.

    Учитель: Что ещё случается во время смерти отца?

    Ученик: Мать Алёши преждевременно рожает ребёнка.

    Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста, Варвара Васильевна не любила своего сына, считая его причиной смерти Максима Савватеевича, и, выйдя второй раз замуж, оставила сына у деда и бабушки.

    Давайте запишем имена главных героев:

    Варвара Васильевна Пешкова – мать.

    Максим Савватеевич Пешков – отец.

    Акулина Ивановна Каширина – бабушка.

    Василий Васильевич Каширин – дедушка.

    Вопросы в книге по тексту. Вывод.

    Учитель: Ребята, как мы знаем, многие считают детство счастливым периодом жизни, беззаботным и приятным. Именно таким же Горький изображает детство в своём произведении, иначе беззаботным ли было детство Алёши Пешкова?

    Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.

    Мы с вами будем следить за продолжением истории Алёши, узнаем ещё больше о его новой семье, как будут развиваться взаимоотношения с родственниками, как он будет расти.

        Выставление и комментирование оценок.

      Максим Горький

      Скробот С.В.

      МОУ-СОШ № 184 «Новая школа»


      Горький Алексей Максимович 1868 - 1936

      С момента утверждения писательской славы Горького… его любили или ненавидели. Равнодушного отношения к нему не было. Л.Н.Сейфуллина. Человек . 1969.












      Основные события жизни

      «Детство»

      Смерть отца, семья Кашириных, Цыганок, смерть матери

      «В людях»

      «Мои университеты»

      Творчество


      Этапы творчества

      Назовите произведения, соответствующие данным этапам творчества:

      • 1892-1900 – раннее творчество;
      • 1900-1905 – драматургия;
      • 1905-1917 – соцреализм, романтизм, реализм;
      • 1917-1936 литературные портреты, романы, статьи.

      • Революционно-романтические произведения («Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике»).
      • Особенности раннего реализма («Коновалов», «Челкаш»).

      «Макар Чудра»

      1. Какова система рассказчиков в произведении? Почему автор обращается к этому приему?

      2. Прокомментируйте иллюстрации с точки зрения сюжета (какой эпизод изображен).

      3. Как соотносится финал произведения с идеей рассказа?


      • Что такое рамка обрамления?
      • Каковы особенности композиции рассказа?
      • Прокомментируйте иллюстрации к произведению с точки зрения сюжета (какой эпизод изображен) и композиции (антитеза как один из основных приемов композиции).
      • Какой бы Вы изобразили старухи Изергиль?

      • Легенда
      • Рассказ в рассказе
      • Песня
      • Система рассказчиков
      • Сюжет
      • Композиция
      • Романтизм
      • Двоемирие

      • «Пусть сильнее грянет буря».
      • «Красивые всегда смелые».
      • «Безумству храбрых поем мы славу».
      • «В жизни всегда есть место подвигу».
      • «Какое ему дело до греков, когда он поляк».
      • «Рожденный ползать летать не может».

      «Челкаш»

      1. Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?

      2. Что общего на обоих изображениях и почему?

      3. Как Вы объясните понятие «босяк»?



      • Фотографии, иллюстрации, репродукции (сканирование //журнал «Литература в школе»)
      • Скробот С.В. Рабочая тетрадь по литературе. 11 класс.2005.

      Детство. 1868, 16 (28) марта - A. M. Горький (Пешков) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти "в люди«, работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.

      Картинка 3 из презентации «Жизнь Максима Горького» к урокам литературы на тему «Горький»

      Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Жизнь Максима Горького.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1116 КБ.

      Скачать презентацию

      Горький

      «Повесть Детство Горький» - Разорение и нищета. С помощью каких литературных приёмов так живо описал Горький портрет бабушки? Повесть «Детство». Как восприняли ба- бушка и дед разоре- ние и нищету? Праздничный вечер в доме Кашириных. М.Горький. Танец бабушки-рас-сказ о себе,о радос-ти и горести,о любви к людям,стойкости и оптимизме.

      «Жизнь Горького» - Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. «Как же мы потом жить будем? Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса.

      «Горький» - В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех.

      «Урок Легенда о Данко» - Нужны подвиги, подвиги! Легенда о Данко. (по рассказу «Старуха Изергиль» 1894 г.). «Мечтать – не значит жить! Легенда о Данко. (По рассказу «Старуха Изергиль».). Герои живут среди нас. «Песня о Соколе». 1895 год. Урок внеклассного чтения. А. Матросов. Средства художественной выразительности: М. Горький.

      «Легенда о Данко» - Охарактеризуйте внешность старухи Изергиль. Ответы на вопросы. Вступление завязка кульминация развязка заключение. Композиция легенды. Угадай произведение и героев по отрывкам из текстов. Художественные средства языка. В жизни всегда есть место подвигам. Выразительное чтение начала текста. Обобщение урока.

      «Максим Горький биография» - В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке". А- в Петербурге; В своем творчестве Горький отражал героическую борьбу русского рабочего класса. Где родился М. Горький? В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени.

      Всего в теме 42 презентации