Горький иллюстрации к детским произведениям. Художник: Ираклий Вырубов
Завтра, 6 марта Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги редких книг, рукописей, автографов, фотографий, исторических бумаг, открыток и плакатов- 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
- 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
- 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
- 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
- 16.11.2018 26 ноября пройдут Christie’s Important Russian Art, 27 ноября - Sotheby’s Russian Pictures, а 28 ноября - Bonhams. Еще будут торги по ДПИ и распродажа части коллекции Ростроповича-Вишневской 28 ноября 2018. Но мы только о «живописных» торгах
- 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова
- 06.03.2019 24 февраля в Новом музее Аслана Чехоева (СПб) завершилась большая выставка «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Бóльшую часть экспозиции теперь можно увидеть в Москве
- 05.03.2019 Впервые в выставочном пространстве удалось собрать более 50 работ 1960–80-х годов из частной коллекции
- 28.02.2019 В филиале ГРМ в испанской Малаге открылись три выставки: «Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве», «Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда» и «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской»
- 28.02.2019 Выставка в Государственном Историческом музее представляет 120 живописных портретов кисти Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Серова и других
Л.Толстой: “Счастливая, счастливая,
невозвратимая пора детства! Как не
любить, не лелеять воспоминания о
ней? Воспоминания эти освежают,
возвышают мою душу и служат для
меня источником лучших наслаждений”.
Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего
выше, и сильнее, и здоровее, и
полезнее впредь для жизни, как
хорошее какое-нибудь воспоминание,
вынесенное из детства, из
родительского дома”.
«Детство»
«Детство»
Главная тема повести говорит отом, что в недрах старого,
отмирающего мира зарождается
новое, светлое,
жизнеутверждающее начало, и это
новое прекрасно.1-я глава (первые впечатления Алеши от знакомства с
семьей Кашириных: бабушка, дед, вся семья, дом
деда).
2-я глава (жизнь в доме деда; будни семьи
Кашириных). Впечатления Алеши от «неумного
племени».
3-я глава (развлечения, праздники). Впечатления
Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича.
4, 5, 7, 13-я главы. Трудное время в семье Кашириных
(пожар, разорение, нищета). Знакомство Алеши с
«улицей»…
8-я глава. Дружба Алеши с Хорошим Делом.Иллюстрация “Дед порет
Алёшу”
В центре – на скамейке
распластанная, почти
безжизненная фигурка
мальчика, а над ним
неумолимо занесённая рука
деда с розгой, удар розги
неотвратим, слева –
окаменевшая от ужаса и
страха мать Алёши. И
никаких деталей. Светлый
рисунок обнажает страшную
действительность дома
Кашириных.«Детство» Максима Горького –
автобиографическая повесть. В ней
описываются быт и жестокие нравы
мещанской среды, в которой вынужден расти
мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша
сталкивается со многими людьми, и
хорошими, и плохими. Но есть среди них
человек, которому принадлежит особая роль.
Это бабушка Акулина Ивановна. Бабушка
всегда остается в центре его внимания,
являясь посредником между мальчиком и
большим миром, от нее Алеша получает
самые ценные жизненные уроки.Бабушка – «круглая, большеголовая, с
огромными глазами и смешным рыхлым
носом…». В ее облике Алешу особенно
притягивают глаза и улыбка. Через глаза
бабушка «светилась изнутри… неугасимым,
веселым и теплым светом». А когда она
улыбалась, этот свет становился невыразимо
приятным. От других людей бабушку
отличала и манера разговаривать. «Она
говорила ласково, весело, складно… как-то
особенно выпевая слова».Алешина бабушка – необычный, одаренный
человек. Большое влияние на формирование
характера мальчика оказали ее сказки и
истории из жизни, «тоже подобные сказке».
«Сказки она сказывает тихо,
таинственно…слушать ее невыразимо
приятно…, а про деловую жизнь семьи…она
говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то
издали». Эти рассказы помогают Алеше не
привыкнуть к серой будничной жизни, которая
его окружает, и пробуждают в нем
уверенность, что можно жить по-другому.Яркий характер бабушки проявляется и в том,
как она танцует. «Бабушка не плясала, а
словно рассказывала что-то». Для нее танец
не просто движение тела, а наполненное
внутренним смыслом действие. Этот танец
интересен всем.
Еще Акулина Ивановна искусная
кружевница. Плести кружева она научилась в
детстве, чтобы помочь матери зарабатывать
на жизнь. Слава о ней пошла по всему городу,
и к Акулине стали обращаться все, кому
требовалась «хорошая работа». Это искусство
пригодилось бабушке в дальнейшем, когда
дед отказался ее «кормить».Бабушка – самый добрый человек среди
Кашириных. Ее отличает бескорыстная
любовь к миру, жалость к людям,
чуткость к чужой обиде и боли. Она всем
старается помочь, поддержать,
ухаживает за больными, лечит детей,
разбирает семейные споры и ссоры.
Точную характеристику ей дает мастер
Григорий: «Она вроде святой, хоть и
вино пьет, табак нюхает. Блаженная как
бы».
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Дата проведения: 28.02.2014.
Тема урока: Алексей Максимович Пешков. Автобиографическая повесть «Детство». Тип урока: урок изучения нового материала. Класс: 7
Цели:
Образовательные – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающие – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.
Воспитательные – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Методические приемы : рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, работа с иллюстрациями.
Оборудование урока : фотографии Горького, иллюстрации к повести «Детство», презентация урока.
Литература:
М. Горький «Детство» Волго-Вятское книжное издательство 1968
Художник Б.А.Дехтерев. Иллюстрации к повести М. Горького «Детство»
Словарь литературоведческих терминов
Учебник литературы. 7 класс
«Литература в школе»
План урока:
Организационный момент
Слово учителя
Теория литературы
Анализ текста
Домашнее задание
Выставление и комментирование оценок.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, все ли учебные принадлежности у вас лежат на партах: дневник, учебник, тетрадь, ручки. Я рада видеть вас на уроке русской литературы. Здравствуйте, присаживайтесь.
Слово учителя.
Учитель: Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст – семиклассников – можно назвать: уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.
Как вы уже успели увидеть, эпиграфом нашего урока являются слова известного зарубежного писателя Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») « Все мы родом из детства».
Ребята, скажите, как вы понимаете эти слова?
Ученик: Каждый из нас проходит этот период.
Ученик: Мы не рождаемся взрослыми. Сперва мы все маленькие дети, а потом каждый взрослеет, но кто-то раньше, а кто-то позже.
Учитель: Послушайте, как известные люди говорили о том, что такое детство.
Например, известный актёр Роберт Дауни говорил в одном из интервью: Детство – это когда ты можешь совершать непростительные ошибки и надеяться, что будешь прощен.
А русский поэт и драматург начала 20 века, века Серебряного, Анатолий Мариенгоф написал: Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце.
Для многих людей детство – это такое время, когда жёлтый цвет кажется ярко-жёлтым, когда конфеты вкуснее, а сладкая вата имеет привкус блаженства. Но все ли имеют такие тёплые воспоминания… Об этом мы с вами обязательно поговорим.
А сейчас скажите, пожалуйста, многие ли писатели обращались к теме детства?
Ученик: Многие писатели обращались к теме детства. Совсем недавно мы читали произведение Л.Н.Толстого «Детство».
Учитель: Хорошо, спасибо. Может быть вы вспомните ещё несколько произведений?
Ученик: И.А.Бунин «Цифры», В.Распутин «Уроки французского».
Ученик: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино озеро»
Ученик: «Великие путешественники» М.Зощенко.
Учитель: Совершенно верно. Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели?
Ученик: Какие личностные качества необходимо сформировать в детские годы, чтобы подготовить подростков к преодолению жизненных трудностей.
Ученик: Проблема взаимоотношений взрослых и детей решается на страницах произведений.
Ученик: Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания.
Учитель: Вы правы, ребята. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
Но на этом ряд известных и талантливых писателей, затрагивающих тему детства, конечно же, не заканчивается.
16 марта в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем. Этого мальчика звали Алексей Максимович Пешков. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка. Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.
Подростком Алексей Максимович полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество. Нужно отметить, что он обладал феноменальной памятью, хранившей в себе тысячи лиц, картин и событий, а так же удивительным даром рассказчика.
24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом, который отныне известен всем и каждому, «М.Горький».
Именно произведение этого автора, посвящённое теме детства, мы будем изучать несколько уроков подряд. Сейчас мы открываем тетради, записываем число. Сегодня двадцать восьмое февраля. И тема нашего урока: М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство».
И сразу же напрашивается вопрос: а что же такое псевдоним?
Ученик: Это вымышленное имя, фамилия или же прозвище, которым автор подписывает своё произведение.
Учитель: Вы правы. Псевдони́м (греч. ψευδής - «ложный» и греч. όνομα - «имя») - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Выбор своего псевдонима Максим Горький объяснял так: «Не писать же мне в литературе - Пешков…» Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.
Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял.
На этом мы пока остановимся и запишем некоторые факты о писателе.
Алексей Максимович Пешков - 16 марта 1868, Нижний Новгород,- 18 июня 1936, Горки, Московская область) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
24 сентября в 1892 году в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом «М.Горький».
М.Горький – писатель горькой участи обездоленных (Босяков).
Учитель: Продолжим наш разговор. Как я уже сказала, своим литературным именем Максим Горький сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. О родителях, близких людях писателя, о том, как он жил, как его воспитывали, мы узнаём из автобиографической повести, которая называется «Детство».
Теория литературы
Но прежде чем мы перейдём к сюжету и героям, я хочу узнать, что значит «автобиографическая повесть»?
Ученик: Я думаю, что это художественное произведение, в котором автор описывает свою биографию, то есть реальные случаи из своей жизни.
Учитель: Совершенно верно. Это один из жанров литературы. Произведение, в котором освещается ряд событий жизни главного героя, написанное от первого лица.
Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.
Повесть «Детство» входит в трилогию (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты»). Трило́гия - совокупность трёх произведений, объединенных преемственностью сюжета либо общей идеей.
Анализ текста
Учитель: Сейчас мы обратимся к сюжету. Прочитаем первый абзац. Что же мы видим?
Ученик: Из этого абзаца мы узнаём, от главного героя, что его отец умер, а мать оплакивает его у гроба (доказать с помощью текста).
Учитель: Кто находится рядом с главным героем?
Ученик: Рядом с нашим героем рядом бабушка. Нельзя называть мать, ведь она полностью отдала своё внимание умершему отцу.
Учитель: Понимает ли мальчик, что его отец умер, и он его больше никогда не увидит?
Ученик: Алёша совсем не понимает, что происходят, зачем его спрашивают, хочет ли он плакать, жаль ли ему отца. Он ещё мал для понимания и осознавания таких событий.
Учитель: Что ещё случается во время смерти отца?
Ученик: Мать Алёши преждевременно рожает ребёнка.
Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста, Варвара Васильевна не любила своего сына, считая его причиной смерти Максима Савватеевича, и, выйдя второй раз замуж, оставила сына у деда и бабушки.
Давайте запишем имена главных героев:
Варвара Васильевна Пешкова – мать.
Максим Савватеевич Пешков – отец.
Акулина Ивановна Каширина – бабушка.
Василий Васильевич Каширин – дедушка.
Вопросы в книге по тексту. Вывод.
Учитель: Ребята, как мы знаем, многие считают детство счастливым периодом жизни, беззаботным и приятным. Именно таким же Горький изображает детство в своём произведении, иначе беззаботным ли было детство Алёши Пешкова?
Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.
Мы с вами будем следить за продолжением истории Алёши, узнаем ещё больше о его новой семье, как будут развиваться взаимоотношения с родственниками, как он будет расти.
- 1892-1900 – раннее творчество;
- 1900-1905 – драматургия;
- 1905-1917 – соцреализм, романтизм, реализм;
- 1917-1936 – литературные портреты, романы, статьи.
- Революционно-романтические произведения («Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике»).
- Особенности раннего реализма («Коновалов», «Челкаш»).
- Что такое рамка обрамления?
- Каковы особенности композиции рассказа?
- Прокомментируйте иллюстрации к произведению с точки зрения сюжета (какой эпизод изображен) и композиции (антитеза как один из основных приемов композиции).
- Какой бы Вы изобразили старухи Изергиль?
- Легенда
- Рассказ в рассказе
- Песня
- Система рассказчиков
- Сюжет
- Композиция
- Романтизм
- Двоемирие
- «Пусть сильнее грянет буря».
- «Красивые всегда смелые».
- «Безумству храбрых поем мы славу».
- «В жизни всегда есть место подвигу».
- «Какое ему дело до греков, когда он поляк».
- «Рожденный ползать летать не может».
- Общая характеристика произведения и афиша («Своя игра»).
- Фотографии, иллюстрации, репродукции (сканирование //журнал «Литература в школе»)
- Скробот С.В. Рабочая тетрадь по литературе. 11 класс.2005.
Выставление и комментирование оценок.
Максим Горький
Скробот С.В.
МОУ-СОШ № 184 «Новая школа»
Горький Алексей Максимович 1868 - 1936
С момента утверждения писательской славы Горького… его любили или ненавидели. Равнодушного отношения к нему не было. Л.Н.Сейфуллина. Человек . 1969.
Основные события жизни
«Детство»
Смерть отца, семья Кашириных, Цыганок, смерть матери
«В людях»
«Мои университеты»
Творчество
Этапы творчества
Назовите произведения, соответствующие данным этапам творчества:
«Макар Чудра»
1. Какова система рассказчиков в произведении? Почему автор обращается к этому приему?
2. Прокомментируйте иллюстрации с точки зрения сюжета (какой эпизод изображен).
3. Как соотносится финал произведения с идеей рассказа?
«Челкаш»
1. Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?
2. Что общего на обоих изображениях и почему?
3. Как Вы объясните понятие «босяк»?
Детство. 1868, 16 (28) марта - A. M. Горький (Пешков) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти "в люди«, работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.
Картинка 3 из презентации «Жизнь Максима Горького» к урокам литературы на тему «Горький»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Жизнь Максима Горького.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1116 КБ.
Скачать презентациюГорький
«Повесть Детство Горький» - Разорение и нищета. С помощью каких литературных приёмов так живо описал Горький портрет бабушки? Повесть «Детство». Как восприняли ба- бушка и дед разоре- ние и нищету? Праздничный вечер в доме Кашириных. М.Горький. Танец бабушки-рас-сказ о себе,о радос-ти и горести,о любви к людям,стойкости и оптимизме.
«Жизнь Горького» - Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. «Как же мы потом жить будем? Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса.
«Горький» - В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех.
«Урок Легенда о Данко» - Нужны подвиги, подвиги! Легенда о Данко. (по рассказу «Старуха Изергиль» 1894 г.). «Мечтать – не значит жить! Легенда о Данко. (По рассказу «Старуха Изергиль».). Герои живут среди нас. «Песня о Соколе». 1895 год. Урок внеклассного чтения. А. Матросов. Средства художественной выразительности: М. Горький.
«Легенда о Данко» - Охарактеризуйте внешность старухи Изергиль. Ответы на вопросы. Вступление завязка кульминация развязка заключение. Композиция легенды. Угадай произведение и героев по отрывкам из текстов. Художественные средства языка. В жизни всегда есть место подвигам. Выразительное чтение начала текста. Обобщение урока.
«Максим Горький биография» - В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке". А- в Петербурге; В своем творчестве Горький отражал героическую борьбу русского рабочего класса. Где родился М. Горький? В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени.
Всего в теме 42 презентации