Сочинение описание по картине К. Савицкого "ремонтные работы на железной дороге "

Главной темой своего творчества поэт сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

Это очень серьёзное и «взрослое» произведение посвящено детям. Почему?

С.Я. Маршак так писал о стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»: «…Не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все - и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»…

Обратимся к стихотворению.

Сегодняшний урок посвящён анализу стихотворения Николая Алексеевича Некрасова (рис. 1) «Железная дорога».

Рис. 1. Н.А. Некрасов, русский поэт, писатель и публицист ()

Первого ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения на Петербурго-московской железной дороге (впоследствии ее стали называть Николаевской), именно о строительстве этой дороги и рассказывается в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Строили её долгих восемь лет, начиная с 1843 года.

Обратим внимание на эпиграф:

Ваня (в кучерском армячке):

Папаша! Кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке)

Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!

(разговор в вагоне).

ЭПИГРАФ - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Как правило, в качестве эпиграфа используются цитаты или пословицы, здесь же приведен отрывок из разговора отца с сыном в вагоне, который построен как сцена из пьесы: есть обозначенные действующие лица, реплики предваряются ремарками. По ремаркам мы можем судить об участниках разговора: Ваня - в кучерском армячке. Армяк - это народная одежда. Но мальчик - сын генерала, так как папаша «в пальто на красной подкладке», то есть в генеральской шинели. Таким образом, кучерский армячок - это лишь маскарад, подделка под народность. Строителем железной дороги называется граф Петр Андреевич Клейнмихель, известный своей жестокостью начальник строительства.

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Само стихотворение словно ответ на вопрос о том, кого нужно называть истинным строителем железной дороги: действительно ли Клейнмихеля? Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

Правда показана через сказочный и фантастический образ царя-голода. Некрасов называет голод царем, так как именно голод заставляет людей выполнять трудную, иногда непосильную работу, «водит он армии; в море судами правит; в артели сгоняет людей, ходит за плугом, стоит за плечами каменотесцев, ткачей». Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей.

Подчас голод убивает людей, но именно голод заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое:

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

В этих строках Некрасов выражает мысль о том, какой тяжелый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания. Людям необходимо отдавать свои жизни, для того чтобы вдохнуть жизнь в эти «бесплодные дебри».

Интонации русской народной песни слышны в следующей строфе:

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Правда, рассказанная при лунном сиянии, обретает фантастическое обличие. Впечатлительному мальчику и лирическому герою представляются страшные картины и видения:

Тень набежала на стекла морозные...

Что там? Толпа мертвецов!

Призраки окружают героев диким пением, пугают мальчика, то, что он слышит из их уст - это реальные, страшные картины подневольного труда простых людей, которым теперь в земле «истлевать суждено».

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Звучит риторический вопрос:

Все ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно?...

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.

Забыли, конечно! А строителем дороги объявлен граф Клейнмихель. Об истинных, настоящих строителях, «мирных детях труда» никто и не вспоминает (рис. 2).

Рис. 2. Репродукция картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» ()

Слова «божие ратники», «мирные дети труда» означают: Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудиться.

В толпе призраков мужиков выделяется образ белоруса:

Язвы на тощих руках,

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Из дня в день налегала весь век...

Ты приглядись к нему, Вася, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокости начальства о том, что много людей погибло, прежде чем другие могли ездить на поездах, то есть «плоды пожинать».

Это песня мертвецов вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью: страдания людей могли быть намного меньше, если бы начальство относилось к рабочим как к братьям, с уважением к их труду.

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого -

Это все братья твои - мужики!

В этой строфе важно утверждение, что нет людей особенных, что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских семьях, - это сословный предрассудок. Все люди на Земле братья: и генеральские дети, и ребенок, родившийся в семье крепостного крестьянина. Благородна одна лишь привычка к труду, и жизнь за чужой счет - это нарушение высшей справедливости.

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Идеал лирического героя - это труд, «привычка к труду благородная». Герой прямо призывает к труду тех, кто беззастенчиво пользуется плодами народного труда. Привычка к труду, народное терпение, выносливость - это те качества, которые позволяют Некрасову верить в лучшее будущее народа.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Некрасов говорит о будущем с надеждой и сожалением от того, что ему, наверное, не придется жить в эту прекрасную пору.

В описании видений лунной ночи являются черты баллады.

БАЛЛАДА - стихотворное произведение на историческую или легендарную тему, в котором реальное сочетается с фантастическим.

Тема строительства железной дороги, унесшая жизни, - это историческая основа.

В описании призраков выступают реальные и фантастические черты. Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так и в стихотворении Некрасова видения пропадают при свистке паровоза.

Ваня - внимательный и впечатлительный мальчик - будто видел картины, которые рисовал ему попутчик, но его богатое воображение довершало страшные впечатления:

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!

«Видел, папаша, я сон удивительный, -

Ваня сказал, - тысяч пять мужиков,

Русских племён и пород представители

Вдруг появились - и он мне сказал:

«Вот они - нашей дороги строители!..

Генерал в ответ на рассказ Вани об удивительном сне захохотал: для него всё, что говорит лирический герой - чепуха, он спорит с ним о роли народа в истории. С точки зрения генерала народ - это варвары, дикое скопище пьяниц, которые «не создавать, разрушать мастера».

Заканчивается третья часть словами генерала:

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону…

Генерал возмущен той страшной картиной, которую герой нарисовал мальчику, и призывает показать «светлую сторону» жизни, которую и показывает лирический герой в четвёртой части.

Так называемая «светлая сторона» - это описание окончания строительства железной дороги:

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены - немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках…

Фраза «немец уж рельсы кладет» означает, что закончилась самая трудная, не требующая высокой квалификации, часть работы. Её, как правило, выполняли русские. Немцы же (а так называли всех иностранцев) выполняли высококвалифицированную работу.

Рис. 3. Иллюстрация И. Глазунова к поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога» ()

…рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку -

Брал ли на баню, лежал ли больной:

«Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

Рабочие после окончания строительства, остались должны подрядчику (рис. 3).

Как это могло произойти?

Всё дело в действующей в то время системе штрафов. Например, человек, не вышедший на работу из-за болезни, мог быть оштрафован. Своих денег у рабочих не было, поэтому на какие-то нужды им нужно было брать деньги в долг у подрядчика, всё это впоследствии вычитывалось из заработной платы.

На строительстве железных дорог в основном работали крестьяне, которые практически все были неграмотными, они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой» понимая, что их обманывают, но поделать с этим ничего нельзя.

Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, они отчаялись найти правду.

Следующая сцена - появление почтенного лабазника, то есть купца, торговца. Уже само описание этого персонажа противопоставляется рабочему народу.

Сравним с описание белоруса:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах…

и описание лабазника:

В синем кафтане - почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь…

Особого внимания заслуживает фраза:

Пот отирает купчина с лица…

Рабочие вытирают пот от напряженного труда. Какой же пот вытирает купчина? Нетрудно догадаться…

Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:

Бочку рабочим вина выставляю

И - недоимку дарю!..

Казалось, это заявление подрядчика должно было вызвать возмущение среди рабочих, но они кричат «ура» и впрягаются вместо лошадей в повозку купчины.

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

В этих строках звучит горькая ирония, именно та ирония, которая, по определению Аристотеля, есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто действительно так думает».

ИРО́НИЯ (от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство») - троп, в котором истинный смысл скрыт или противопоставляется смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Самая светлая картина в произведении оказалась самой безобразной.

Несмотря на свою мрачность, стихотворение посвящено детям, потому что именно они имеют возможность исправить то, что есть несправедливого в этом мире.

Список литературы

  1. Lib.Ru/Классика: Некрасов Николай Алексеевич: Собрание сочинений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (Источник).
  2. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Некрасов Николай Алексеевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Николай Алексеевич Некрасов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

Выучите наизусть и подготовьте выразительное чтение первой части стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Прочитайте отрывок.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Ответьте на вопросы и выполните задания.

  1. Что представляет собой первая часть стихотворения.

    ПЕЙЗАЖ - композиционное средство: изображение в произведении картин природы.

  2. Каким настроением наполнено повествование? С помощью каких языковых средств создаётся это настроение?

    Лексика

    • Найдите и выпишите эпитеты:
    • Найдите и выпишите метафоры :
    • Найдите и выпишите олицетворения :
    • Найдите и выпишите сравнения :
    • Найдите и выпишите повтор :
    • Найдите и выпишите инверсию :
    • Найдите и выпишите восклицания :

    Стихотворный размер

    Каким размером написано стихотворение? Что позволяет передать этот стихотворный размер?

    Лирический герой

    Каким предстаёт перед читателем лирический герой стихотворения? (Выпишите не менее двух характеристик).

    Интонация
  3. Как меняется настроение в последней строфе первой части? Как изменится интонация?

    Что означает выражение «думу думать»? Почему автор стихотворения использует именно это выражение?

    Какую роль играет первая часть для понимания основного смысла стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

    Иллюстрирование

    Если вам необходимо зрительное представление изображённой Н.А. Некрасовым картины природы, проиллюстрируйте первую часть стихотворения (устное словесное рисование или обычный рисунок - на выбор).

Картина "Ремонтные работы на железной дороге" написана в тот же год, что и "Бурлаки" И.Е.Репина: обе картины близки по идейной направленности. Рассмотрим внимательно картину К.А.Савицкого, чтобы понять замысел художника.

Значительную часть картины занимает огромная впадина, в которой движется в разных направлениях большая группа рабочих. Они на тачках везут песок. Большая часть их движется снизу на зрителя, что позволяет видеть предельное напряжение рабочих. На переднем плане это подчеркивает груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести груза. В центре переднего плана картины – богатырски сложенный рабочий в сильном рывке выкатывает вперед свою тачку. Справа и слева от него даны фигуры, показывающие, что силы землекопов иссякают: пожилой рабочий, впрягшийся в лямку, не может вытянуть тачку, хотя ее подталкивает за ручки его товарищ. За грудой сломанных тачек то же предельное напряжение видим у юноши, с каким-то отчаянием везущего тачку; рядом худой, изможденный рабочий бессильно повис в лямке. С обеих сторон возвышаются насыпи железнодорожного полотна, как бы закрывающие выход рабочим из этого ада.
Палящее солнце и буро-желтый песок всюду, где трудятся люди. Хорошо только вдали, в центре верхней части картины: там виднеется перелесок, зеленая трава и голубеет небо. Но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.
Несмотря на то, что десятник дан некрупным планом, его фигура выделяется: поза неподвижна и спокойна. Подчеркнуто прямо стоит он, безучастно взирая на согнутые спины рабочих. Его одежда (красная рубаха, кафтан, сапоги, надвинутый картуз) опрятна, что контрастирует с одеждой рабочих, кое-как одетых в лохмотья.
Колорит картины вызывает у зрителя то же впечатление, что и общая композиция, и усиливает идейную направленность картины
Несомненно, что эта картина заставляет вспомнить известное стихотворение Н.А.Некрасова "Железная дорога", написанное на целое десятилетие раньше:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...

Но чем же отличается главная мысль стихотворения от идеи картины? Непоэтические на первый взгляд картины природы ("кочи, и моховые болота, и пни") становятся прекрасными под волшебным "лунным сиянием", это части огромного "родимой Руси". В природе есть многое, что кажется некрасивым, но это наша Родина. И только от самого человека зависит, как он будет видеть свою родину: глазами любящего сына или критическим взором ценителя прекрасного. В жизни народа тоже есть много ужасного и уродливого, но, по мысли Некрасова, это не должно заслонять главного: созидательной роли простого труженика. Рассказчик именно после страшных картин подневольного труда предлагает Ване присмотреться внимательно к строителям железной дороги и учиться "мужика уважать".
Поэт говорит о том, что этот труд совсем не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но такой труд достоин уважения, так как он необходим. Осознание созидательной силы труда дает Некрасову веру в будущее.

Описание картины художника К.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге". Самостоятельная работа в 8 классе по теме: Обособление второстепенных членов предложения. Может быть использована для подготовки к экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картина художника К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

(Задание: вставить обособленные члены предложения, подходящие по смыслу, используя слова для справок.)

На картине изображен жаркий летний день. Трава ……….. Вдаль уходят высокие телеграфные столбы………

У железной насыпи идет напряженная работа. Справа …… землекопы подымают лопатами пласты земли ……… нагружают их в тачки и везут по деревянному настилу……..

Лица и руки загорелые…………, рубахи…………, - всё говорит о том, что люди трудятся от зари до зари. Тачки………. Свидетельствуют, что с их хозяевами произошло несчастье.

Дети, старики, молодые…… с трудом сдвигают с места тачки………

Болят согнутые спины, напряжены мускулы рук, пот заливает лицо, а распрямиться нельзя: вдали……. , стоит рыжебородый десятник …………

Образы крестьян жизненны и правдивы. На переднем плане – могучий богатырь ……………..

…………., он везет свою тачку………… А вот старик, лицо его ………….. угрюмо, сосредоточенно. Рядом…. Мальчик с лицом……… , взором……….

Картина Савицкого и стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога», произведения ……….

Вызывают чувство негодования против угнетателей народа.

Слова для справок: определения(огромные, тяжелые; загорелые, почерневшие от пыли и солнца; груженные землёй; бледным, исхудалым; молчаливый, углубленный в свои мысли; поблекшая от зноя и пыли; вылинявшие, залатанные, давно не стиранные; держащий в руке палку; прикрытое волосами; изображающие каторжный труд строителей железной дороги; усталым, измученным; перевёрнутые вверх дном); обстоятельства(; изнемогая от жары; ни на кого не глядя; слева; напрягаясь изо всех сил, стараясь сохранить равновесие; на горе; на пригорке;); приложения(обладатель огромной физической силы)

Ответ:

На картине изображен жаркий летний день. Трава, поблекшая от зноя и пыли. Вдаль уходят высокие телеграфные столбы, исчезая в туманной дымке.

У железной насыпи идет напряженная работа. Справа,на горе, землекопы подымают лопатами пласты земли, огромные, тяжелые, нагружают их в тачки и везут по деревянному настилу, напрягаясь изо всех сил, стараясь сохранить равновесие.

Лица и руки загорелые, загорелые, почерневшие от пыли и солнца, рубахи, вылинявшие, залатанные, давно не стиранные, - всё говорит о том, что люди трудятся от зари до зари. Тачки, перевёрнутые вверх дном, свидетельствуют, что с их хозяевами произошло несчастье.

Дети, старики, молодые, изнемогая от жары, с трудом сдвигают с места тачки, груженные землёй. Болят согнутые спины, напряжены мускулы рук, пот заливает лицо, а распрямиться нельзя: вдали, на пригорке, стоит рыжебородый десятник, держащий в руке палку.

Образы крестьян жизненны и правдивы. На переднем плане – могучий богатырь, обладатель огромной физической силы, он, молчаливый, углубленный в свои мысли, везет свою тачку, ни на кого не глядя. А вот старик, лицо его, прикрытое волосами угрюмо, сосредоточенно. Рядом, слева, мальчик с лицом, бледным, исхудалым, взором, усталым, измученным

Картина Савицкого и стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога», произведения, изображающие каторжный труд строителей железной дороги, вызывают чувство негодования против угнетателей народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,Помочь уч...

Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока:познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...