История квиллинга. История техники "квиллинг"

Квиллинг. История происхождения.

Квиллинг стал очень распространенным видом рукоделия в наше время. Сейчас делают из бумаги открытки, картины, шкатулки и много других интересных вещей. В этом разделе мы ознакомим Вас с ними и научим создавать все эти прекрасные штучки своими руками. А для начала мы расскажем Вам о самой истории происхождения квиллинга...

1. Несколько слов о бумаге.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. «Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком». Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

2. Что такое квиллинг?

Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции. Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него.

У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, «грелки» на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах.

Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы,как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой.Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни
в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями.
По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая - в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

Квиллинг, или бумагокручение – это техника создания плоскостных и объемных изображений из скрученных полосок бумаги.

Бумажная мозаика не требует особых затрат, талантов и много времени на освоение техники. Из элементов создают панно, открытки, обложки для альбомов, декор для шкатулок и много других интересных украшений и поделок. Обязательно включите это бюджетное рукоделие в свой список хобби. Оно подходит и для взрослых, и для детского творчества.

Откуда пришла техника квиллинг

Бумагопластика появилась в Европе еще в XV–XVI веках. Тогда бумагокручение считалось высоким искусством. К XIX веку квиллинг стал занятием, достойным благородных дам. В России увлечение приобрело популярность только лишь к концу XX столетия.

Самые уточненные работы в технике квиллинг принадлежат корейским мастерам. Они не используют стрежни для скручивания бумаги, а делают это вручную. Сначала рукодельницы создают мелкие элементы, из которых создают объемные изделия или плоский декор. Получаются очень изящные поделки, напоминающие ювелирные изделия и кружево.

Из скрученных полосок бумаги можно создать живописное панно для пустующей стены или оформить потрясающую открытку для близкого человека. В любом случае вы получите массу приятных эмоций от сотворения новой красивой вещи. Это хобби подойдет романтичным творческим натурам, которые любят окружать себя красивыми вещами.

Квиллинг (англ. quilling -- от слова quill "птичье перо")-- искусство изготовления композиций из скрученных в спиральки узких и длинных полосок бумаги.

Скрученным спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, их называют модулями. Уже они и являются «строительным» материалом (кирпичиками) в создании работ - открыток, альбомов, картин, рамок для фотографий, украшений, предметов декора и т.д.

История бумагокручения уходит корнями в Древний Египет, когда из папируса стали изготавливать различные элементы украшений. Также в древние времена этот вид искусства был известен на Востоке.

Широкое распространение искусство бумагокручения получило в конце XIV - начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали средневековые монахи. Они обрезали позолоченные края книг, затем накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill - в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в небогатых церквях).

Старинные работы мастеров бумагокручения не дошли до наших дней, в связи с нестойкостью материала. Но иконы XVII века, оформленные в этом стиле можно увидеть во многих европейских музеях.

Квиллинг имел большую популярность в знатных домах Германии и Англии. В те времена даже выпускались специализированные журналы с описание техник и пошаговыми инструкциями по изготовлению различных бытовых мелочей - от коробочек для чая и «грелок» на чайники до шкатулок и корзин. Это был своего рода прообраз современных мастер-классов.

В XV--XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке -- дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам).

Ценительницами этого искусства считаются и коронованные особы, например, дочь Георга III Элизабет (принцесса Елизавета), которая, говорят, подарила своему врачу ширму, сделанную в технике квиллинга. Многие её творения до сих пор хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Другие почитатели бумагокручения - королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также писатели Джейн Остен и сестры Бронте.

На Востоке квиллинг также полюбился местным мастерам. Корейская школа бумагокручения немного отличается от европейской, как, в принципе, и отличаются эти культуры. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера в своем стиле создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Известные своим почтением к мелочам и кропотливостью, японцы и китайцы создают изящные произведения искусства, используя технику скручивания тончайшей бумаги.

Большую часть XX века квиллинг был забыт, и только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство, завоевывая новых поклонников по всему земному шару. Бумага различных цветов и фактур стала доступна многим слоям населения, и рукодельницы вновь открыли для себя это ажурное искусство.

Квиллинг любят во всем мире, а в Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, где можно было полюбоваться не только современными творениями, но и старинными изделиями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая -- в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры. Сейчас мастера квиллинга активно выставляют свои творения на выставках по рукоделию и прикладному творчеству по всему миру.

В Южной Корее тоже существует Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества, в том числе и бумагокручения.

В России данное искусство также стало популярным только лишь к концу XX века, сейчас же набирает обороты и становится все популярнее, тем более что наши мастера умело сочетают в своих работах точность и аккуратность европейской техники с хитросплетениями восточной.

Ежегодно проводятся выставки и мастер-классы, где можно научиться разным секретам у знаменитых мастеров.

Квиллинг (англ. quilling - от слова quill "птичье перо")- искусство изготовления композиций (плоских или объёмных) из скрученных в спиральки узких и длинных полосок бумаги.

Скрученным спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, их называют модулями. Уже они и являются «строительным» материалом (кирпичиками) в создании работ – открыток, альбомов, картин, рамок для фотографий, украшений, предметов декора и т.д. Бумага для квиллинга может быть одного цвета с двух сторон, либо каждая сторона окрашена в свой цвет.

Данная техника очень удобна, т.к. не требует значительных материальных затрат. Однако и простой ее не назовёшь, потому что для достижения хорошего результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей, ведь от качества скручивания элементов зависит общая красота работы.

История бумагокручения уходит корнями в Древний Египет, когда из прародителя современной бумаги - папируса стали изготавливать различные элементы украшений. Также в древние времена этот вид искусства был известен на Востоке.

Широкое распространение искусство бумагокручения получило в конце XIV - начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали средневековые монахи. Они обрезали позолоченные края книг, затем накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill - в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в небогатых церквях).

Хотя представители духовенства отрицают такое варварское отношение к святым книгам, предполагая, что для украшения использовать обрезки, оставшиеся после нарезки листов.

Старинные работы мастеров бумагокручения не дошли до наших дней, в связи с нестойкостью материала. Но иконы XVII века, оформленные в этом стиле можно увидеть во многих европейских музеях.

Квиллинг имел большую популярность в знатных домах Германии и Англии. В те времена даже выпускались специализированные журналы с описание техник и пошаговыми инструкциями по изготовлению различных бытовых мелочей – от коробочек для чая и «грелок» на чайники до шкатулок и корзин. Это был своего рода прообраз современных мастер-классов.

В XV-XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке - дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам).

Средневекова шкатулка с элементами квиллинга

Ценительницами этого искусства считаются и коронованные особы, например, дочь Георга III Элизабет (принцесса Елизавета), которая, говорят, подарила своему врачу ширму, сделанную в технике квиллинга. Многие её творения до сих пор хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Другие почитатели бумагокручения - королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также писатели Джейн Остен и сестры Бронте.

На Востоке квиллинг также полюбился местным мастерам. Корейская школа бумагокручения немного отличается от европейской, как, в принципе, и отличаются эти культуры. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера в своем стиле создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Известные своим почтением к мелочам и кропотливостью, японцы и китайцы создают изящные произведения искусства, используя технику скручивания тончайшей бумаги.

Большую часть XX века квиллинг был забыт, и только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство, завоевывая новых поклонников по всему земному шару. Бумага различных цветов и фактур стала доступна многим слоям населения, и рукодельницы вновь открыли для себя это ажурное искусство.

Квиллинг любят во всем мире, а в Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, где можно было полюбоваться не только современными творениями, но и старинными изделиями.

По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая - в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры. Сейчас мастера квиллинга активно выставляют свои творения на выставках по рукоделию и прикладному творчеству по всему миру.

В Южной Корее тоже существует Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества, в том числе и бумагокручения.

В России данное искусство также стало популярным только лишь к концу XX века, сейчас же набирает обороты и становится все популярнее, тем более что наши мастера умело сочетают в своих работах точность и аккуратность европейской техники с хитросплетениями восточной.

Jungle Bird, Юлия Бродская, Лондон

Квиллинг не теряет своей популярности, а в сегодняшнее время получил второе дыхание. Кратко об этапах происхождения и создания этого вида искусства описывается в древних летописях, это является прямым доказательством многовековых техник и традиций.

История возникновения квиллинга приходит из Древнего Египта, а в переводе с английского языка, означает – перья птиц, ведь все элементы будущих творений напоминают небольшое перо, вместе создающие гармоничное изделие.

Работая с бумагой, не только ребенок, но и взрослый человек расслабляется и получает релаксационное удовольствие.

Получив в результате шедевр – загорается еще больший интерес, и увлечение перерастает в настоящий творческий процесс.

Об этом искусстве упоминается:

  • В древних рукописях;
  • Рассказах предков;
  • Исторических очерках.

Из-за своей недолговечности и хрупкости, до сегодняшних дней сохранилось очень мало старинных изделий, поэтому в музеях очень дорожат этими древними экспонатами.

Интересная история квиллинга: коротко о первых изделиях

Первыми работами, созданными умельцами, являлись небольшие позолоченные кулоны, изготовленные из бумаги и перьев, мастерски скрученных между собой.

Даже рассмотрение вблизи вызывало восхищение.

Не удивительно, что подобная техника сохранилась и до наших дней.

Отличительными особенностями квиллинга разных времен являются:

  1. В древнем Египте это были небольшие иллюстрации, техникой создания которых коротко владели монахи и небольшое количество приближенных к ним людей.
  2. Европа отличилась в создании открыток, картин и имела в своих изделиях небольшую численность деталей.
  3. Азиатские страны превзошли своих предков, и довели технику квиллинга до полного совершенства. Они создавали разнообразные изделия, не ограничиваясь книгами или украшениями, добавляли большое количество мелких и крупных деталей, научились делать объемные предметы из бумаги.

Квиллинг получил восхищение и признание лучшими мастерами своего дела.

Незамысловатая история появления квиллинга в Англии

Дойдя до Европы, это искусство немного утратило популярность, ведь там, в качестве украшений преобладали драгоценные металлы и камни.

Благодаря принцессе Елизавете, которая всерьез увлеклась этим видом мастерства, произошло его повторное возрождение. Много ее работ сохранилось и до наших дней, в музеях в качестве эксклюзивных экспонатов.

После появления и стремительного возрождения квиллинга, стали проводиться не только выставки, но и фестивали, организовывались также и сообщества, на которых можно было не только показать себя в качестве мастера, но и научиться этому интересному виду рукоделия. Наиболее масштабными были 2 выставки – в Лондоне и Нью-Йорке. Они собрали вокруг себя огромное количество людей, и показали миру, как можно овладеть небольшими полосочками бумаги, превращая ее в произведения искусства.

Но наибольшего совершенства квиллинг достиг в странах восходящего солнца:

  • Японии;
  • Китае;
  • Корее.

Люди этих стран обладают большим терпением, усидчивостью, имеют совершенно отличительное от европейского типа мышление, и привносят частичку своей культуры в этот вид искусства. Именно в этих далеких странах стали превращать бумажную технику в совершенные изделия, значительно большей сложности и невероятной красоты.

Изделия из истории квиллинга

На сегодняшний день в подобной технике можно легко создать разнообразные изделия любой сложности.

А именно:

  • Открытки;
  • Шкатулки;
  • Картины.

Чтобы сделать подобные вещи, не потребуется много инструментов и времени, необходимо только запастись разноцветными полосками бумаги, также понадобится металлический или пластмассовый стержень с небольшой прорезью на его конце.

Новичкам можно попробовать самостоятельно изготовить подобный инструмент из шариковой ручки, чтобы понять, нравится ли им заниматься подобным видом рукоделия.

На Востоке предпочитают пользоваться тонким металлическим шилом, делая ровные и одинаковые закручивания.

Мастера более высокого уровня приобретают специальные линейки, позволяющие точно определить размер будущей детали, вставляя бумагу в требуемое отверстие. Также всем понадобится густой клей, находящийся в тюбике с длинным кончиком, ножницы небольшого размера и пинцет, для точного расположения всех необходимых деталей.

Бумага должна быть окрашенной с двух сторон и иметь правильную плотность. На сегодняшнее время любителям этого вида искусства так облегчили работу, что полоски любого размера, длины и ширины можно приобрести в магазинах для творчества или канцелярии.

Также специалисты прибегают к различным хитростям – разрезают полоски для получения более мелких деталей, склеивают между собой стандартные – получая крупные объекты. А если сделать постепенное соединение разных цветов, склеивая их между собой, можно достичь плавного перехода и эффекта амбре.

Существую наиболее простые и базовые элементы, выполнить которые может и ребенок:

  • Ролл – для его создания, конец бумаги просто вставляется в инструмент и накручивается, а свободный закрепляют впоследствии клеем;
  • Капля – делается таким же способом, только после фиксации клеем, ее конец сжимается пальцами;
  • Если сжать подобный элемент с двух сторон, можно получить лепесток или глаз, а прижав посредине – небольшое сердце.

Комбинируя между собой эти элементы и экспериментируя, можно достичь ошеломительных результатов в мастерстве. Если первое время трудно сложить в воображении готовый образ, то можно сделать небольшие наброски элементов на бумаге.

Всегда актуальными будут цветочные композиции, выполненные в подобной технике, они подарят радость любой маме или подруге в любой праздник. Потратив немного усилий и времени, можно сделать очень оригинальный и запоминающийся подарок, получив в результате массу комплиментов.

Подобный вид рукоделия очень положительно влияет на детский организм, он развивает усидчивость, прививает вкус, улучшает мелкую моторику пальцев. Специалисты рекомендуют занимать детей разными видами творчества с малых лет, прививая им эстетический вкус и отвлекая от компьютера и телевизора. В Восточных странах этот вид искусства получил широкое распространение и даже стал немного отличаться от европейского.

Увлекательная история квиллинга (видео)

Так как изделия ручной работы достаточно дорого ценятся на сегодняшнее время, то можно превратить подобное любимое увлечение в хороший заработок. Даже в школьную программу внедрили различные виды рукоделия, не ограничиваясь шитьем, рисованием и вязанием.