Музыкальная культура России XIX века. Русская музыка XIX века

Характеристика русской музыкальной культуры
19 века.
Русская музыка 19 в. – это яркая и блистательная эпоха
в развитии музыкальной культуры. Она связана с
формированием национальной композиторской и
исполнительской школы, имеющей мировое значение.
Приобщение к лучшим музыкальным достижения Западной
Европы благотворно сказалось на общем характере её
развития, а самобытность и оригинальность во многом
определяло следование народным традициям.
В 19 в. сложились новые жанры вокальной и
симфонической музыки. Большие успехи были достигнуты
в оперном искусстве. Творчество таких замечательных русских
композиторов, как М.И.Глинка, М.П. Мусоргский,
А.П. Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский,
вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Михаил Иванович Глинка – основоположник русской музыкальной классики

заложил основы русского
симфонизма;
положил начало двум
направлениям русской
оперы – народномузыкальной драме и
опере-сказке, оперебылине.
М. И. Глинка за сочинением
оперы «Руслан и Людмила»
И. Е. Репин

Камерно-вокальная музыка. Романсы
«Не искушай»;
«Сомнение»;
«Не пой, красавица, при мне»;
«Я помню чудное мгновенье».
Симфоническая музыка
«Камаринская»;
«Арагонская хота»;
«Ночь в Мадриде»;
Русская национальная опера
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Опера-сказка
«Руслан и Людмила».

«Могучая кучка» 1850г
М.А. Балакирев (1836 – 1910);
Ц.А. Кюи (1835 – 1918);
А.П. Бородин (1833 – 1887);
М.П. Мусорский (1839 – 18810;
Н.А. Римский- Корсаков (1844 -1908).

Организатором и идейным
вдохновителем этого
дружного союза, созданного в
конце 1850 годов, стал
Милий Алексеевич
Балакирев (1836- 1910) –
замечательный пианист и
композитор, сумевший
объединить вокруг себя не
только любителей музыки, но
и талантливых исполнителей
и композиторов.

музыка к трагедии «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара» на стихи М.Ю. Лермонтова, «Русь» и «В Чехии», «Испанская увертюра», «Увертюра н

музыка к трагедии «Король Лир», симфонические
поэмы «Тамара» на стихи М.Ю. Лермонтова,
«Русь» и «В Чехии», «Испанская увертюра»,
«Увертюра на темы трех русских песен». Для
фортепиано, своего любимого музыкального
инструмента, он создал восточную фантазию
«Исламей», навеянную впечатлениями от
путешествия по Кавказу. Сорок романсов, сонаты,
мазурки, ноктюрны и вальсы, сборники русских
песен являются лучшим достижениями
композитора.

Алексей Порфирьевич Бородин
(1833-1887), будучи крупным ученым
– химиком, отдавал все свое время
научным исследованиям. По его
собственному признанию, сочинять
музыку ему приходилось лишь в
период болезни. Музыкальное
творческое наследие композитора
невелико, но существенен вклад в
развитие русской музыкальной
культуры.
Портрет композитора и
ученого-химика
А.П. Бородина.
Репин И.Е.
Три симфонии 1867, 1876, 1887г;
15 романсов на стихи русских
поэтов;
Единственная опера «Князь
Игорь»

Единственная опера «Князь Игорь», над которой Бородин работал 18 лет, стала одним из самых ярких достижений русского оперного искусства. Ос

Единственная опера «Князь Игорь», над которой Бородин
работал 18 лет, стала одним из самых ярких достижений
русского оперного искусства. Основой для ее создания
послужил выдающийся памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве».

Портрет композитора
М.П.Мусоргского. И. Е. Репин.
Необозримо и уникально
творческое наследие Модеста
Петровича Мусоргского (18391881). Его недолгая жизнь была
отмечена яркими
произведениями в области
симфонической и оперной
музыки. Окончив школу
гвардейских прапорщиков, он
отказался от блестящей военной
карьеры и в 1858 г. вышел в
отставку с единственной мыслью
– всецело посвятить себя
музыке.

Симфония «Ночь на Лысой горе»;
Сюита «Картинки с выставки»;
Песни «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Блоха»;
Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская
ярмарка»

Яркая страница русской
музыкальной культуры 19 века.
Связана с творчеством Николая
Андреевича Римского –
Корсакова (1844-1908). Начало
его музыкальной карьеры было
блистательным. В 1867 г. он
пишет симфоническую картину
«Садко» по мотивам известной
новгородской былины. Через год
композитор пишет
Портрет композитора
Н.А.Римского- Корсакова.
симфоническую картину
Серов Валентин
«Антар» на сюжет арабских
народных сказок.
Позднее, в 1888г., Римский – Корсаков вновь обратился к
восточным мотивам в сюите «Шехеразада» по
средневековым арабским сказкам из известного сборника
«Тысяча и одна ночь»

Оперы «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии»,
«Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой
петушок», «Кащей Бессмертный», «Майская ночь»,
«Ночь пред Рождеством», «Моцарт и Сальери»;
Около 80 романсов («Ненастный день потух», «Не ветер,
вея с высоты».

Музыкальная исповедь души.
Петр Ильич Чайковский.
Н. Д. Кузнецов
Всего 53 года вместила жизнь
выдающегося русского композитора
Петра Ильича Чайковского (1840 –
1893), а в обширном списке
созданных им произведений десять
опер, три балета, девять
программных симфонических
произведений, концерты, квартеты,
музыка к драматическим
спектаклям, более ста романсов и
множество других сочинений.
Чайковскому принадлежат слова:
«Вдохновение – это гостья, которая
не любит посещать ленивых; она
является к тем, которые признают
ее».

Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особе место в истории мировой музыкальной культуры. В о

Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный
стиль, определивший его особе место в истории мировой
музыкальной культуры.
В области симфонической музыки он разработал жанр
программной симфонической поэмы («фантазии», или
«увертюры – фантазии»). Программами для симфонических
«фантазий» служили литературные произведения Данте
«Франческа да Римини», Шекспира «Ромео и Джульетта»,;
«Буря»,; «Гамлет», и Байрона «Манфред».
Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы.
Лучшие оперные произведения композитора – «Евгений Онегин»
и «Пиковая дама».
Цикл пьес «Времена года» свидетельствует об удивительном
музыкально-живописном таланте композитора, сумевшего
создать картины родной русской природы.

Сказочно – романтическим светом озарена
балетная музыка П.И. Чайковского, в которой он выступает не
только как блестящий реформатор, но и как
первооткрыватель.Музыкальный критик Г.А. Ларош писал:«По
музыке «Лебединое озеро» – лучший балет, который я когда –
нибудь слышал….» В 1889 г. Чайковский создаёт музыку к балету
«Спящая красавица» по мотивам сказки французского писателя
Ш. Перро. Спустя несколько лет он пишет музыку к двухактному
балету-феерии «Щелкунчик» .
Большую художественную ценность представляют
романсы Чайковского. «День ли царит...» на слова А. Н. Апухтина,
«То было раннею весной...», «Благословляю вас, леса...» и
«Средь шумного бала...» на слова А. К. Толстого. Хорошо
известны и вариации русских народных песен «Кабы знала я,
кабы ведала...», « Я ли в поле да не травушка была...» Традиции
П. И. Чайковского в музыке в дальнейшем успешно развивали А.
К. Глазунов С. И. Танеев, Н. Г. Рубинштейн и С. В. Рахманинов

Вокальная музыка- когда главенствует голос.
Симфоническая музыка - музыка, предназначенная для
исполнения симфоническим оркестром.
Опера- музыкальное произведение, в котором соединены
слово, сценическое действие и музыка.
Симфонизм – творчество в области сочинения музыки.
Симфония- Большое музыкальное произведение для оркестра.
Камерно-вокальная музыка - музыка, исполняемая небольшим
коллективом музыкантов-инструменталистов и/или
вокалистов.
Увертюра инструментальное вступление к театральному
спектаклю.
Фантазия - импровизационное начало, свободное
развёртывание музыкальной мысли.
Сюита - музыкальное произведение из нескольких
разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.
Пьеса - законченное музыкальное произведение небольшого
размера

1. Как изначально называлась опера
М.Глинки, известная сейчас как «Иван
Сусанин»?
a) «Жизнь за царя»
b) «Умри, но не сдавайся»
c) «Смерть за Отечество».

2. Какой композитор был автором оперы
«Хованщина»?
a) А. Доргамыжский
b) М. Мусорский
c) С. Рахманинов.

3. Как называется творческое содружество
русских композиторов?
a) «Могучая кучка»
b) «Могучее сообщество»
c) «Русские сезоны».

4. Как называется произведение
древнерусской литературы, лежащее в
основе сюжета оперы Бородина «Князь
Игорь»?
а) «Задонщина»
б) «Повесть временных лет»
в) «Слово о полку Игорева»

5. Кто из композиторов является
основоположником русской музыкальной
классики?
а) М. Глинка
б) А. Бородин
в) М. Мусоргский

Ответы теста.

1. Жизнь за царя.
2. М. Мусорский.
3. Могучая кучка.
4. «Слово о полку Игореве».
5. М. Глинка.

Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному творчеству: составляются сборники музыкального фольклора, А.П. Гурилевым и другими композиторами создают­ся вариации на темы народных песен.

Распространенным музыкальным жанром в эти годы становится лирический и бытовой романс (А.Е. Варламов, А.А. Алябьев). Наряду с ним возник новый вид вокального искусства – романтическая баллада. Развитие русской оперы связано с именами А.Н. Верстовского и К.А. Кавоса. Сцену прочно завоевали сказочные оперы и оперы-водевили.

Отечественная война 1812 г. принесла на русскую сцену народно-героическую тематику. Основоположником нового классического жанра в развитии музыкального искусства явился М.И. Глинка . Своим творчеством он утверждал народность, национальную самостоятельность русского классического искусства.

Его опера «Жизнь за царя» (современное название – «Иван Сусанин») была сухо встречена светом, который шокировала «кучерская музыка», но в числе поклонников оперы были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский. Помимо этого М.И. Глинкой были созданы опера «Руслан и Людмила», романсы, увертюры, ряд фортепьянных и вокальных произведений. Вслед за Глинкой основоположником русской классической музыки следует назвать А.С. Даргомыжского («Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость», вокальные ансамбли, хоры, романсы).

На вторую половину XIX в. приходится расцвет русской музыкальной культуры: высокого уровня достигло исполнитель­ское мастерство, активизировалась концертная деятельность. Особую роль в истории русской музыки сыграла деятельность кружка «Могучая кучка» . В этом творческом содружестве объединились М.А. Балакирев, П.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский. А.П. Бородин пишет известную оперу «Князь Игорь», основанную на древнерусском эпосе.

Сочинение музыки не являлось основным занятием А.П. Бородина (как, впрочем, и для других членов содружества). Он был медиком и профессором химии, основал бесплатную музыкальную школу. В своих симфонических поэмах А.П. Бородин стремился к воссозданию национального колорита. Фантастический и завораживающий оркестр – одна из самых характерных черт творчества Н.А. Римского-Корсакова, автора классического учебника по инструментовке (симфоническая поэма «Шехерезада», оперы «Снегурочка», «Царская невеста»). Живые, колоритные образы были созданы М.П. Мусоргским, он показал личность во всем её многообразии и сложности, создал такие произведения, как «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», оперы «Борис Годунов», «Хованщина».

Гениальным последователем «Могучей кучки» был П.И. Чайковский . Его произведения отличают блестящая оркестровая палитра, яркие, выразительные чувства и эмоции. Чайковский – автор шести симфоний, трех концертов, девяти опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), трех балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), более 100 романсов и песен.

Неоценимую роль в истории музыкальной культуры сыграли братья Рубинштейны. Антон – знаменитый пианист, композитор, дирижер. Николай – замечательный музыкант, дирижер. По инициативе А. Рубинштейна было организовано Русское музыкальное общество, а в 1862 г. – первая в России консерватория. Последние десятилетия России XIX в. ознаменованы творчеством ряда новых композиторов: А.К. Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова и др.

Народность, гуманизм и правдивость русского музыкального искусства обеспечивали ему все более сильное влияние на судьбы отечественной культуры.

Русская музыкальная культура 60-70х годов 19 века

Данный период имеет исключительную важность для русской музыки. Если первая половина XIX в. – период формирования русской классической школы, то 60 – 70-е гг. – время, когда русская школа становится одной из ведущих на мировой музыкальной арене . Об этом свидетельствуют следующие факты:

· Появление плеяды композиторов мирового уровня: Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский.

· Появление сочинений мирового уровня: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Е. Онегин», «Лебединое озеро», 1 4 симфонии Чайковского, 1 2 симфонии Бородина.

· Кардинально изменяется бытование музыки и условия её исполнения. Появляются крупные концертные организации (РМО). Плеяда известных исполнителей: А. и Г. Рубинштейн, Л. Ауэр, Винявский, Вержбилович, Мельников, Хохлов, Направник.

· Данный период – «золотой век» русской фольклористики.

· Идёт активное развитие русской музыкальной критики (Стасов, Серов, Ларош, Кюи, Бородин).

Все эти процессы в немалой степени были обусловлены историческими сдвигами (Крымская война 18531856 гг., отмена крепостного права в1861 г). На авансцену политической борьбы выдвигается новый социальный слой – разночинцы. Идёт формирование интеллигенции среднего сословия – разночинской.

Умами молодёжи владели такие критики, философы, демократы, как Добролюбов, Чернышевский, Белинский, Герцен. Чернышевский пишет диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности», главный тезис которой состоит в следующем: показ жизни во всей её реальности, истинности, неприкрашенности. Важной чертой искусства этого времени становится критика, оценочное суждение – формируется принцип критического реализма .

Особенностью прогрессивной мысли становится историзм , подразумевающий показ народа в реальной исторической ситуации, показ современности сквозь призму прошлых событий.

Самым влиятельным общественным движением и течением общественной мысли стало народничество . «Хождение в народ» (М.А. Бакунин) означало и просвещение, и агитацию, и бунтарство. В 70-е гг. вера в народ и его миссию стала сочетаться с верой в интеллигенцию, в возможности отдельной «критически мыслящей личности».

Идея национального самосознания , идея возможности особого исторического развития России также захватила широчайшие круги русского общества. Перед композиторами также во весь рост встала проблема национального. Претворение в музыкальном творчестве русского народного явилось базовой идеей в деятельности «Могучей кучки».

Иерархия жанров

· Опера – ведущий жанр. Требования, предъявляемые к жанру:

· Сценичность . Опера должны быть музыкальным спектаклем действия, драмой. Развитие основного сюжета не должно загружаться второстепенными деталями.

· Тенденция к интонационному единству произведения.

· Большая роль речитатива .

· Большое внимание к роли хора .

В опере появляются новые жанры: историческая, историческая опера-драма, лирическая (бытовая, лирико-комедийная, лирико-психологическая опера-драма и т.д.)

II. Симфонический жанр . Развивался в двух направлениях – симфония и симфоническая поэма.

· Симфоническая поэма . Наиболее характерный жанр для русских композиторов и наиболее ярко воплощающий программно-симфоническую музыку. Композиторы редко пользовались собственно названием «симфоническая поэма». Обычно – фантазия, увертюра, картина, сюита. Развивали традиции Бетховена, Листа и Глинки. Данный жанр существовал в двух разновидностях: а) поэма как картинно-красочное повествование; б) поэма как психологическая драма.

· Симфония . Первую полноценную симфонию написал Бородин. Он развивал в своём творчестве эпический симфонизм. Чайковский – драматический .

III. Камерно-вокальный жанр . На протяжении всего XIX в. романс был излюбленной формой музицирования. В 60 – 70-е гг. расширяются тематические рамки.и жанровые разновидности романса, появляется романсово-песенный цикл. Вместе с тем, романс продолжает играть роль «творческой лаборатории», в которой оттачиваются стилистические приёмы, служащие основой для оперного творчества.

IV. Новые жанры . Данный период – начало классического балета («Лебединое озеро»);инструментального концерта (Первый фортепианный и Первый скрипичный концерты Чайковского); струнного квартета (первый квартет Чайковского); фортепианного цикла («Картинки с выставки» Мусоргского, «Времена года» Чайковского).

12. Творчество композиторов «могучей кучки». Русский балет, инструментальный концерт и квартет 60-70-х гг 19 века.

«Могучая кучка» (или балакиревский кружок , ещё одно название – «Новая русская музыкальная школа» )- это союз композиторов России. Название кружку дал художественный критик В.В.Стасов, отмечая большую роль произведений композиторов в жизни страны.

« Могучая кучка» сложилась в конце 1850-х – начале 1860-х годов. Это было неспокойное время в России. Народные волнения, подъём общественного движения, вызванный подготовкой и отменой крепостного права в 1861 году, были одной из причин, побудивших многих известных и талантливых композиторов обратиться к народной теме в своём творчестве. Они изучали фольклор, церковное пение, пытались постичь идеи, особенности народной мелодии и воплотить их в своих произведениях.

Наиболее распространённым в то время стал крупный жанр в музыке- опера, в которой часто имелись национальные, фольклорные элементы.

Просуществовала « Могучая кучка» до конца 1870-х годов, став заметным явлением в музыкальной жизни страны. И сегодня произведения, созданные в то время, являются золотым фондом музыкального искусства нашей страны.

Состав «Могучей кучки»:

М.А.Балакирев (организатор и руководитель)

А.П.Бородин

М.П.Мусоргский

Н.А.Римский – Корсаков

Особенности творчества композиторов « Могучей кучки»:

Отражение идей времени, приближение музыки к проблемам и запросам современности

· Поиск новых форм и способов воплощения данных идей, главной из которых является прославление патриотизма, героизма народа России

· Отражение ярких страниц истории России

· Критическое отражение социальной действительности

· Отражение народного быта, наличие фольклорных и сказочных элементов в произведениях

«Могучая кучка» оказала огромное влияние на развитие музыкального искусства в России, её идеи, принципы, формы методы отражения действительности стали школой для многих композиторов последующих эпох.

Произведения композиторов « Могучей кучки»



Композиторы Произведения
М.А.Балакирев Музыка к трагедии В.Шекспира « Король Лир» Увертюра на тему испанского марша Романсы: « Жаворонок», « Ты пленительной неги полна», «Взошёл на небо месяц» и другие Увертюра « 1000 лет»
А.П.Бородин Оперы: «Князь Игорь» «Царская невеста» «Богатыри»
Ц.А.Кюи Оперы: « Кавказский пленник" (по Пушкину) «Пир во время чумы» (по Пушкину) «Капитанская дочка»(по Пушкину» В поздние периоды писал оперы для детей: « Красная шапочка» «Кот в сапогах» и другие.
М.П.Мусоргский Оперы: Борис Годунов Хованщина
Н.А.Римский-Корсаков Романсы « Увертюра на темы трёх русских песен» «Сербская фантазия» Опера «Псковитянка» В более позднее время создал оперы: «Ночь перед Рождеством» « Садко» «Моцарт и Сальери» « Сказка о царе Салтане» «Золотой петушок»

Русский балет Балеты Чайковского открывают историю русского классического балета. До Чайковского музыка в балете играла вспомогательную роль. В его балетах именно музыка в единстве с танцем стала выразителем содержания. Это подлинно драматические произведения. Музыка каждого танца, оркестровые эпизоды между ними соединены не механически, а определены содержанием. Чайковский в балете не нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все классические формы подчинены раскрытию основной темы. Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению. Принципы симфонизации балета - в этом заключается реформа Чайковского. «Ведь балет - та же симфония» - писал композитор. Драматические принципы оперы и симфонии перенесены в балет - сквозное музыкальное развитие, яркие индивидуальные характеристики, лейтмотивное развитие, единство целого. Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел. Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные. Первый балет «Лебединое озеро» сочинен в 1876 году театральным деятелем Бегичевым и хореографом Гельдером. Второй балет «Спящая красавица» /1889/ - монументальная хореографическая симфония, написанная по сказке Перро. Третий балет Чайковского «Щелкунчик» /1892/ - написан на сюжет сказки Гофмана. Все балеты объединяет основная идея - торжество добра над злом.

Квартет. Основоположники русского классического квартета - А. П. Бородин и П. И. Чайковский. Квартетам Чайковского свойственны могучий размах, страстный темперамент и в то же время задушевность (особенно их медленным частям). Так, в основу широко известной второй части Первого струнного квартета положена русская песня «Сидел Ваня на диване». Оба квартета Бородина отличаются поэтичностью, спокойным, уравновешенным лиризмом, картинностью. Русская квартетная музыка многим обязана С. И. Танееву и А. К. Глазунову. Советские композиторы внесли огромный вклад в квартетное наследие. Среди них - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Б. Н. Лятошинский, М. С. Вайнберг, Б. А. Чайковский, А. Г. Шнитке, В. В. Сильвестров.

Инструментальный концерт . Начало расцвета русского инструментального концерта приходится на последнюю четверть XIX столетия и связано оно с именами П.Чайковского, С. Рахманинова, А. Аренского, А. Скрябина. В русской классической музыке жанр инструментального концерта получил своеобразное и глубоко национальное претворение в фортепианных концертах П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова. Создавая фортепианные концерты, они стремились раскрыть богатейшие возможности этого инструмента и доказать, что рояль - это достойный соперник оркестра.

П.И.Чайковским написано три фортепианных концерта, но наибольшую популярность получил его «Первый концерт для фортепиано с оркестром». Он известен пианистам всего мира. Именно это произведение звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит имя П. И. Чайковского. В XX веке концерт вошёл в репертуар всех ведущих мировых пианистов.

Очень важное место занимает жанр фортепианного концерта в творчестве Сергея Рахманинова. Пожалуй, ни для одного из его современников этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианных концертов Рахманинова (к которым следует добавить и Рапсодию на тему Паганини) обозначает определенную веху на творческом пути композитора. «Второй фортепианный концерт» Рахманинова, принёсший его автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового, как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание «Третьего фортепианного концерта», которому принадлежит такое же центральное место среди его сочинений конца XX столетия. Третий концерт носит на себе печать большей зрелости композитора. Именно с «Третьего концерта» происходит окончательное формирование «титанического рахманиновского стиля».

Русскую музыку 19 века принято делить на два периода: до появления великого композитора , то есть, примерно до 1830-1840 годов, и после.

  • До – эпоха раннего романтизма , или «до – глинкинская»,
  • после в русской музыке наступает классический период .

Русская музыки 19 века — «до – глинкинская» эпоха

В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются , В.Ф. Одоевский, в живописи – В музыкальной культуре России 19 века также слышны отголоски , который по-настоящему захлестнет страну с приходом М.И. Глинки.

Основные жанры и направления

Самыми популярными течениями в русской музыке 19 века были:

  1. «городская» песня. Окончательно сформировывается к 19 веку. Чаще всего такие песни рождались из простой гитарной импровизации безымянных любителей на стихи поэтов (например, «Вечерний звон», «Чем тебя я огорчила»).
  2. запись и обработка народных напевов. В конце 18 века В.Трутовский выпустил сборник русских народных песен. Ими заинтересовались практически все жители столицы, после чего стало появляться множество музыкальных произведений в народном стиле («Вьется ласточка сизокрылая»).
  3. камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора , исполняемая на музыкальных домашних вечерах. Под влиянием романтизма появляется русский романс (особенно популярны были романсы А.А. Алябьева («Соловей») и А.Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метёт»)) и созданный на его основе цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например: «Твои глаза зелёные»).

Также был ещё жив такой музыкальный жанр, как водевиль – легкая пьеса с куплетами. В музыкальной культуре России «до-глинского» периода были особенно популярны водевили:

  • А.А. Шаховского («Любовное зелье», «Беглец от своей невесты»)
  • Ф.В. Булгарина («Разговор в царстве мёртвых», «Похождения Митрофанушки на Луне»),

однако каждый молодой дворянин считал своим долгом сочинить хотя бы раз в своей жизни водевильную пьеску для бенефиса какого-нибудь актера.

В театрах исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы; однако уже было заметно влияние романтизма (А.Н. Верстовский, например, часто использовал в своих произведениях романтические сюжеты – обращение к эпохальному прошлому).

Начало классического периода русской музыки — М.И. Глинка

С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом, ведь М.И. Глинка сам сказал:

«В музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор».

Так, в опере «Жизнь за царя» в образе простого крестьянина Ивана Сусанина М.И. Глинка показал всю силу и мощь русского народа. Самое главное новаторство оперы заключалось в том, что главным героем музыкального произведения стал мужик, крепостной. Неудивительно, что великосветское общество невысоко оценило оперу, однако многие классики литературы (например, ) были её настоящими поклонниками.

В эпической сказке с яркими романтическими мотивами «Руслан и Людмила» Глинка ещё дальше отошел от традиций французских и итальянских опер, поэтому и это музыкальное произведение не было встречено с восторгом. Тем не менее, именно после этих произведения русская музыка была признана во всем мире, а М.И. Глинка по праву признан основоположником музыкальной классики в России.

Русская музыка второй половины 19 века

Во второй половине 19 века музыка становится более доступной для разных слоев населения.

  • Открываются Московское и Петербургское отделения Императорского русского музыкального общества, постоянно проводящие доступные всем музыкальные собрания,
  • В Петербурге создается бесплатная музыкальная школа,
  • Основываются консерватории вначале в столицах (возглавляли их братья Рубинштейны), а концу века и в других городах.

Становятся популярными новые музыкальные жанрысимфонические циклы, симфонии (первая симфония (фа-мажор) была создана А.Г. Рубинштейном в 1859, но она не получила широкой популярности; более известна его симфония номер 2 до-мажор под названием «Океан». Настоящего расцвета в русской музыке этот жанр достиг в творчестве Римского-Корсакова и .

Композиторские школы 19 века в России

Также в стране в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы:

  • Первая – Новая русская школа в Петербурге , позже В.В. Стасов назовет её .
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Транскрипт

1 тр. 1 из:04 Культура здесь и сейчас САЙТ О ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ моим Учителям посвящаю Русская музыка 19 века: периоды, стили, жанры, школы Опубликовано автором admin Русскую музыку 19 века принято делить на два периода: до появления великого композитора М.И. Глинки, то есть, примерно до годов, и после. До эпоха раннего романтизма, или «до глинкинская», после в русской музыке наступает классический период. I период. «До глинкинская» эпоха. В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, в живописи О.А. Кипренский и К.П. Брюллов. В музыкальной культуре России 19 века также слышны отголоски романтизма, который по-настоящему захлестнет страну с приходом М.И. Глинки.

2 тр. 2 из:04 Самыми популярными течениями в русской музыке 19 века были: «городская» песня. Окончательно сформировывается к 19 веку. Чаще всего такие песни рождались из простой гитарной импровизации безымянных любителей на стихи поэтов (например, «Вечерний звон», «Чем тебя я огорчила»). запись и обработка народных напевов. В конце 18 века В.Трутовский выпустил сборник русских народных песен. Ими заинтересовались практически все жители столицы, после чего стало появляться множество музыкальных произведений в народном стиле («Вьется ласточка сизокрылая»). камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора, исполняемая на музыкальных домашних вечерах. Под влиянием романтизма появляется русский романс (особенно популярны были романсы А.А. Алябьева («Соловей») и А.Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метёт»)) и созданный на его основе цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например: «Твои глаза зелёные»). Также был ещё жив такой музыкальный жанр, как водевиль легкая пьеса с куплетами.в музыкальной культуре России 19 века были особенно популярны водевили А.А. Шаховского («Любовное зелье», «Беглец от своей невесты») и Ф.В. Булгарина («Разговор в царстве мёртвых», «Похождения Митрофанушки на Луне»), однако каждый молодой дворянин считал своим долгом сочинить хотя бы раз в своей жизни водевиль для бенефиса какого-нибудь актера.

3 тр. 3 из:04 В театрах исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы; однако уже было заметно влияние романтизма (А.Н. Верстовский, например, часто использовал в своих произведениях романтические сюжеты обращение к эпохальному прошлому). II период. Начало классического периода русской музыки. М.И. Глинка. С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом, ведь М.И. Глинка сам сказал: «В музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор». Так, в опере «Жизнь за царя» в образе простого крестьянина Ивана Сусанина М.И. Глинка показал всю силу и мощь русского народа. Самое главное новаторство оперы заключалось в том, что главным героем музыкального произведения стал мужик, крепостной. Неудивительно, что великосветское общество

4 тр. 4 из:04 невысоко оценило оперу, однако многие классики литературы (например, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин) были её настоящими поклонниками. В эпической сказке с яркими романтическими мотивами «Руслан и Людмила» Глинка ещё дальше отошел от традиций французских и итальянских опер, поэтому и это музыкальное произведение не было встречено с восторгом. Тем не менее, именно после этих произведения русская музыка была признана во всем мире, а М.И. Глинка по праву признан основоположником музыкальной классики в России. III период. Вторая половина 19 века. Во второй половине 19 века музыка становится более доступной для разных слоев населения. Открываются Московское и Петербургское отделения Императорского русского музыкального общества, постоянно проводящие доступные всем музыкальные собрания, в Петербурге создается бесплатная музыкальная школа, основываются консерватории вначале в столицах (возглавляли их братья Рубинштейны), а концу века и в других городах. Становятся популярными новые музыкальные жанры симфонические циклы, симфонии (первая симфония (фа-мажор) была создана А.Г. Рубинштейном в 1859, но она не получила широкой популярности; более известна его симфония номер 2 до-мажор под названием «Океан». Настоящего расцвета в русской музыке этот жанр достиг в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского). Композиторские школы.

5 тр. 5 из:04 Также в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы. Первая Новая русская школа в Петербурге, позже В.В. Стасов назовет её «Могучая Кучка». В нее входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа. Вторая московская школа; возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Танеев, А.Е Варламов и другие. Если петербургская композиторская школа стояла за эпичность в музыке, то московской школе русских композиторов были более свойственны лирические произведения. Например, природа, пейзаж у П.И. Чайковского всегда изображен через призму человеческих чувств, у композиторов «Могучей кучки» природа, скорее, сильный, полноправный герой, не имеющий ничего общего с человеком. Таких различий много, однако, самое главное они относились к разным временным эпохам. Московская школа представляла эпоху уходящую, «век минувший», Петербургская же (или «новая русская», как её называли) заключала в себе все, что было свойственно «веку нынешнему». Антагонизм этих двух школ повлиял на творчество не только их приверженцев, но и тех композиторов, которые не

6 тр. 6 из:04 причисляли себя ни к той, ни к другой школе. Исполнительское искусство. Что касается исполнительского искусства, в России очень многое поменялось в течение 19 века. До этого распространено было лишь любительское домашнее музицирование (об этом уже говорилось выше), к началу же 20 века музыкальные произведения стали исполняться в огромных залах оперных театров, стали формироваться отечественные школы игры и пения и открываться высшие учебные заведения. Музыкальные инструменты. Одно из главных изобретений 19 века механизм вентилей для духовых инструментов, с помощью которого возможности духовых музыкальных инструментов стали гораздо шире; появились новые инструменты например, туба и флейтапикколо. Кроме того, то пианино, на котором мы играем сегодня, было изобретено в то же время в Америке и сразу же приобрело небывалую популярность и в России. Подведем итог. В музыкальной культуре России 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и русских композиторов признал и начал уважать весь мир. Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость -

7 Русская <музыка> <19> <века>: периоды, стили, жанры, школы Стр. 7 из:04 поделитесь!


Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 349 с углублѐнным изучением английского языка Красногвардейского района г.санкт-петербурга Трёхуровневая контрольная работа

Задания для проведения промежуточной аттестации по музыке в 7 классе Билет 1 1. Какой музыкальный инструмент является эмблемой музыкального искусства? 2. Как называется песня в исполнении хора или ансамбля

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные У учащихся будут сформированы: - мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; - чувство уважения к народной песне,

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Однако существует любопытный документ из фондов дирекции императорских театров, выпущенный в 1851 году, но сохранявший свою силу на десятилетия вперёд.

Музыка 2 класс (ч в неделю - 34 ч) Пояснительная записка Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2004 г.), примерной

Митрофаненкова И. А., учитель музыки и МХК первой категории Лошницкой районной гимназии Урок музыки в 5 классе Тема урока:. «Могучая кучка». Цель: формировать знания учащихся о классической музыке; познакомить

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Начальник управления по делам культуры Директор МБУ ДО «Дом мэрии г.череповца детства и юношества «Дом знаний» И.Н.Лобанов Н.Н.Хазова 2016 г. 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ о VII-ом Всероссийском

Развитие музыкального искусства в России В древние времена пение и музыка были включены в исполнение разных ритуалов, сочетались с эпической поэзией и танцами. Уже с 9 в. развивалось многоголосное церковное

6 класс Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) немецкий композитор, представитель эпохи барокко. В творчестве Баха представлены все современные ему жанры, кроме оперы. И.С. Бах непревзойденный мастер полифонии.

«Классика школьникам» Мы предлагаем новые программы концертов для школьников и гимназистов. Основываясь на филармонических традициях XX века, мы отказались от академических штампов наши концерты проходят

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 3 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность: - совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности

МБОУ Супоневская средняя общеобразовательная школа 2 Тестирование по музыке за 1 полугодие 2015-2016 учебного года в 6 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д Критской. Цель работы: выявить уровень усвоения

Музыка Древней Руси Музыка Древней Руси была преимущественно церковной. С XII века в церковный обиход вошло так называемое пение, от слова «знамя», что означает. Эти напевы были и сочинялись. Исполнялись

Раздел «Россия Родина моя!» 1. Послушайте фрагмент. Как называется это произведение и кто его автор: А. А. Вокализ С. Рахманинов Б. Романс Г. Свиридов В. Концерт 3 С. Рахманинов Г. Мертвое поле С. Прокофьев

Календарно-тематическое планирование на 2013 2014 учебный год «Музыка 4 класс», авторы: В. О. Усачева, Л. В. Школяр из расчѐта 1 час в неделю (34 ч.) п/п Тема урока. Страницы учебника. I четверть (9 ч.)

П/п Разделы учебной программы темы уроков и Колво час. По календ дата Факт. Средства обучения Характеристика основных видов деятельности 3 Мелодия. 2 Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. 2.09

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Школа искусств Завитинского района Календарные планы по предмету Музыкальная литература Первый год обучения Первый год

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы "Детская музыкальная школа имени М. М. Ипполитова-Иванова" «Утверждаю» директор О.В.Черезова приказ

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета "МУЗЫКА" для 5-7 классов разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ г. Мурманска «Средняя

2 Дата проведения уро Тема Характеристика основных видов деятельности По плану Фактич. ка 1. 3.09 Мелодия. Различать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные

ТЕСТЫ «Романтизм» 7 кл. 1 1. Романтизм художественное направление в европейской и американской культуре конца А) XII века. Б) XVI века В) XVIII.века 2. В музыке романтизм сформировался в А) 1786 году Б)

41 IV класс (34 ч) Россия Родина моя (3 ч) Мелодия. Ты запой мне ту песню Что не выразишь словами, звуком на душу навей Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛУГАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО Институт культуры и искусств ПРОГРАММА профильного вступительного испытания по специальности «Музыкальное

II класс (34 ч) Россия Родина моя (3 ч) 19 Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 2 Рассмотрено на МО учителей истории и обществознания Протокол 1 от 28.08.2015г. Согласовано на заседании МС Протокол 1 от 28.08.2015г.

Класс: 5 Часов в неделю: Всего часов: 35 I триместр. Всего недель 0,6 всего часов. Тематическое планирование Предмет: Музыка урока Раздел, тема урока Раздел: Музыка как вид искусства «Музыка и литература».

«УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГБОУ ВПО МГУДТ В.С. Белгородский 2016 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

Приложение к рабочей программе по музыке для 7 класса 2014-2015 Промежуточная аттестация в форме тестирования Пояснительная записка к КИМу для проведения промежуточной аттестации учащихся 7 класса по музыке

9 ноя 2013. Презентация к уроку по музыке (8 класс) по теме: Интеллектуальная викторина «От барокко к классицизму». Проверка знаний учащихся биографии знаменитых русских писателей: Ломоносова, Пушкина,.

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе типовой программы по «музыкальной грамоте и слушанию музыки», Благонравовой Н.С. Рабочая программа рассчитана на 1-5 классы. На музыкальную

Утверждаю: и.о. директора государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования края «Краснодарский колледж -Корсакова» февраля 2016 г. 129-П А.Н. Иванова Приемные

«Старинной песни мир» ПЕСНИ ФРАНЦА ШУБЕРТА Подготовила учитель музыки Бахматкова Л.Б. Романтизм это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений: «Музыка: 5-9 классы», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва: Просвещение,

ОГЛАВЛЕНИЕ I. КОМПОЗИТОРЫ В ПЕТЕРБУРГЕ М. И. Глинка 1. Блиц-опрос... 3 2. Вспомните, кто это... 3 3. Жанры музыкальных произведений... 4 А. С. Даргомыжский 4. Блиц-опрос... 4 5. Вспомните, кто это... 5

Раздел «В музыкальном театре» 1. Напишите автора оперы «Руслан и Людмила». А. М. Глинка Б. Н.А. Римский-Корсаков В. П.И. Чайковский Г. Л. Ван Бетховен 2. Назовите литературное произведение легло в основу

Пояснительная записка Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы

П/п Наименование разделов и тем Календарно -Тематическое планирование Музыка 6 класс (34 часа) Характеристика деятельности учащихся. Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/или коррекция)

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе «Программы по музыке 5-7 классов для общеобразовательных учреждений» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр

ТЕСТЫ ПО МУЗЫКЕ (4 класс) Тест 1 1.Что такое «вокализ»? а) хоровое произведение б) песня в) песня без слов 2.Кто написал «Вокализ» а) Мусоргский М.П. б) Рахманинов С.В. в) Чайковский П.И. 3. Какова национальность

ЦЕЛЬ: Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора. ЗАДАЧИ: 1.Изучить влияние путешествий по странам Европы на творчество композитора. 2.Выделить

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 4» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Музыка» для 1-4 классов Пояснительная записка Рабочая программа

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ 9» / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2016 г. Рабочая программа учебного предмета «Музыка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Музыка класс 9 Программу разработал: Маслова Наталья Александровна 2015-2016 учебный год Пояснительная записка Музыка 9 класс Рабочая программа по музыке для основной школы

П/п Тема урока Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5 класс) Колво часов тема I полугодия: Музыка и литература 7 четверть.. Что роднит музыку с литературой... Вокальная музыка. 3. 3. 4. 4. 5. 5.-

30 Продолжение III класс (34 ч) Россия Родина моя (5 ч) Мелодия душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин».

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающего 5 класса, которому рекомендовано обучение по программе специального (коррекционного) класса VII вида составлена на основе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 1» «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Гимназия 1» по УВР Числова Г.А. «29» августа 2016 г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия 1»

Творчество А.С. Пушкина в романсах Хорев С.А. Что такое романс? Романс (от испанского romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "Романс" возник в Испании

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» для VII классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения, программы для общеобразовательных

Д.Г.Башкирова М.И. ГЛИНКА ОСНОВОПОЛОЖНИК НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ, НАРОДНОСТИ В ВОКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ «Счастливый композитор! Если бы он мог знать, что через сто лет после его смерти в сборнике его романсов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Нялинское имени Героя Советского Союза Вячеслава Федоровича Чухарева» ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП

В 2016 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 185 лет комедии А.С. Грибоедова «ГОРЕ ОТ УМА». Нельзя изучать жизнь и творчество ГРИБОЕДОВА, не обращаясь к ПУШКИНУ. В их судьбе и творчестве много поразительных совпадений, порой

Календарно тематическое планирование по предметной линии «Музыка» в рамках УМК «Система Л.В. Занкова» в 4 классе 1 час в неделю - 34 часа в год. Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство

Урока Тема урока Колво часов Характеристика деятельности обучаемого РОССИЯ - РОДИНА МОЯ. (3 часа) Дата проведения урока по факт. плану. Мелодия. Урок-беседа. Урок изучения и первичного 2. Здравствуй, Родина

Вопросы по истории русской литературы (белорусское отделение, заочное) 1. Литературное движение 1800 1815 гг. (Эволюция классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. Литературные общества.) 2.

Аннотация к рабочей программе по музыке 5 класс. Программа по музыке 5 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Она включает

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североонежская средняя школа» Утверждаю Директор школы Е.Р. Катрич 30 августа 2016 год Рабочая программа по предмету «Искусство. Музыка» для 7 а,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 городского округа Лосино-Петровский Утверждено приказом директора МБОУ СОШ 4 от Рабочая программа по музыке базового

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «музыка» 1-4 класс (ФГОС) 1.Планируемые результаты освоения музыки В результате

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования по Федеральному компоненту государственного образовательного

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» (ФГБОУ ВО «ОГИК») ФАКУЛЬТЕТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа 1» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 2-4 классы 2016 год 1 Пояснительная записка Программа