Дресс-код для «каменных гостей». Скульптура — мост из прошлого в будущее

Опубликовано: Октябрь 12, 2010

Связь скульптуры с архитектурой и окружающей средой

Станковая скульптура экспонируется обычно в му­зеях. Ее смотрят вне зависимости от других произведе­ний и интерьера. Ее можно переставить из зала в зал, перевезти в другой город, она сравнительно легка и подвижна. Монументальная и монументально-декора­тивная скульптура прочно связана с определенным местом. И хотя известны примеры перестановки памят­ников (в Москве был передвинут памятник А. С. Пуш­кину), но случаи эти крайне редки. Монументальная скульптура очень тяжела, вес ее измеряется тоннами и десятками тонн, и перестановки ее сложны и трудоем­ки. Кроме того, такие передвижения редко имеют смысл: монументальная скульптура воздвигается под открытым небом - на площадях и улицах, - и окруже­ние ее заранее учитывается художниками и архитекто­рами. Монументально-декоративная скульптура легче по весу, но еще крепче, «корнями», связана с окружающи­ми: с зеленью аллеи, в которой она стоит, с нишей, в которую прячется, со зданием, которое поддерживает или венчает.

Включение скульптуры в архитектурный и природ­ный фон обеспечивает ей наибольшую выразительность. Монументальная скульптура, воздвигнутая на площади, становится ее смысловым и композиционным центром: уходящая вверх вертикаль или чередование объемов монумента создают вокруг себя ритмически организо­ванное пространство, которое, сочетаясь или контрасти­руя с ритмами обступающих площадь домов и вливаю­щихся в нее улиц, придает ей завершенность.

Нередко скульптура определяет «звучание» площади, окрашивает ее романтически, делает торжественной, ра­достной или суровой. Так, угрюмая мощь конной статуи Бартоломео Коллеони, вознесенная на очень высокий и несоразмерно узкий постамент, создает вокруг себя та­кую суровую, напряженно-замкнутую среду, которая не свойственна ни одной другой площади Венеции.

Монументальная скульптура значительно сильнее воздействует на зрителя, чем станковая, и дело здесь не столько в ее размерах, сколько в сопричастности к теку­щей жизни. Окруженная воздушным пространством, кра­сиво и четко вырисовывающаяся на фоне неба, она взаи­модействует с белизной снега и зеленью деревьев, вы­светляется под лучами солнца, тускнеет вечерами, таинственно мерцает лунными ночами. Станковые про­изведения в музеях и на выставках нередко поставлены так, что их трудно, а то и совсем невозможно обойти.

Сегодняшние городские ансамбли немыслимы без торжественной монументальной скульптуры. Но не ме­нее важна и скульптура монументально-декоративная (часто ее называют просто декоративной), делающая ансамбль нарядным и радостным. Монументальные па» мятники устанавливаются обособленно. Один монумен­тальный памятник организует площадь; два - сразу вступают в спор. Декоративные скульптуры не мешают друг другу и только выигрывают от соседства с анало­гичными произведениями. Двадцать памятников на на­бережной или проспекте, любила повторять Мухина, убьют любую идею; двадцать декоративных скульптур составят праздничный хоровод.

К декоративной скульптуре относятся статуи и рель­ефы, не лишенные самостоятельного значения, но яв­ляющиеся частью архитектурных ансамблей или пред­назначенные для украшения городских площадей и улиц, интерьеров зданий, парков. К ней относится также всевозможная скульптурная орнаментация на здани­ях - лепные, литые и чеканные украшения, надвратные гербы, маскароны, т. е. рельефы в виде фантастических масок людей и животных, и статуи, несущие функции вспомогательных архитектурных элементов. Таковы атланты и кариатиды - мужские и женские фигуры, ис­полняющие в архитектуре роль колонн или пилястров.

Оба этих слова - «атланты» и «кариатиды» - при­шли к нам из Древней Греции: «кариатида» происходит от слова «кора», т. е. девушка, Атлантом в мифах звали гиганта, поддерживающего земной свод. Античная Гре­ция оставила нам и один из наилучших образцов исполь­зования этих полустатуй-полуколонн. Один из портиков афинского храма Эрехтейон (421-460 до н. э.) поддер­живают скульптурные изображения девушек в длинных одеждах - ниспадающие вниз складки напоминают ребра колонн. Спокойно и величаво стоят эти высокие, сильные фигуры; ни в их позах, ни в горделиво подня­тых головах, ни в безмятежной умиротворенности их лиц не ощущается тяжести, которую они держат. В изображении атлантов скульпторы, напротив, чаще все­го подчеркивают, какая огромная тяжесть лежит на их плечах; в образах атлантов прославляется мужская си­ла и выносливость.

Декоративной скульптурой принято венчать мосты (вспомним хотя бы уже знакомые нам группы «Укроти­телей коней» на Аничковом мосту в Ленинграде), про­леты парадных, неторопливо поднимающихся кверху лестниц. Ее можно увидеть у порталов и входов, на крышах дворцов, арок, театров: на здании Театра дра­мы им. А. С. Пушкина в Ленинграде - четверка коней, управляемая Аполлоном, богом поэзии; на здании опер­ного театра во Львове - аллегорические фигуры Побе­ды, Славы и Любви. Расположение фигур на крышах требует особой продуманности. Поднятая на высоту фи­гура зрительно меняет пропорции - кажется шире и приземистее, чем она есть на самом деле. Поэтому на большую высоту можно поднять не всякую, но только специально исполненную для этой цели статую. Кроме того, следует учитывать и возможности человеческого зрения: если скульптурный силуэт потеряет четкость, «расплывется», то это будет одинаково плачевно и для скульптуры, и для здания, которое она призвана укра­шать.

Иногда скульптуру устанавливают в нишах перед зданием. Таким образом она как бы входит в стену и вместе с тем получает только ей отведенное простран­ство, в котором играют свет и тень. Такая скульптура смотрится только с лицевой стороны, и тем не менее ее положение достаточно удобно и выгодно: появление тени в нише дает более четкое ощущение объемов, световые блики создают впечатление рождающегося в ней экспрессивного движения.

Главная роль в градостроительстве принадлежит ар­хитектуре, но скульптура как монументальная, так и декоративная во многом дополняет облик города. В Париже, Флоренции, Ленинграде, Дрездене, Кракове су­ществуют архитектурно-скульптурные ансамбли, изве­стные всему миру. Их тщательно берегут, они сами по себе являются памятниками искусства. Старинная пло­щадь Рынок во Львове уже больше века сохраняется без малейших изменений. Четыре большие декоратив­ные скульптуры, установленные правильным квадратом на равном расстоянии друг от друга, подчеркивают ее безукоризненную четырехугольную форму; их празднич­ная нарядность особенно выявляется в контрасте с су­ровой внушительностью находящейся в центре площади ратуши, с торжественностью стерегущих ее вход гераль­дических львов. Площадь тесно окружают дома XVI- XVII вв., щедро украшенные статуями античных богов, королей и рыцарей, крылатыми львами, смеющимися маскаронами, орнаментальными рельефами с играющи­ми дельфинами, детскими головками и цветочными гир­ляндами. Суровая, несколько угрюмая архитектура площади дышит затаенной энергией и силой; скульптура смягчает ее суровость, придает ей мажорное звучание. Идти по площади Рынок надо неторопливо, вниматель­но вглядываясь в каждый карниз, в каждую статую - каждый шаг приносит новое впечатление, учит пони­мать, как велики и разнообразны возможности сочета­ния архитектуры и скульптуры.

Подлинный синтез искусств, сочетание двух или не­скольких видов искусства, взаимосвязь всех их частей и видов в новом, гармоническом единстве и в стилевом обобщении достигается в тех случаях, когда элементы различных видов искусств объединены общностью идей­ного и стилистического замысла и составляют органи­ческое целое. Такого результата можно добиться во взаимодействии монументальной скульптуры с город­ским ансамблем, декоративной скульптуры с архитек­турным окружением. Именно синтезом обусловливается художественная выразительность таких ленинградских ансамблей, как площадь Декабристов с доминирующим над ней «Медным всадником», таких строений, как Главный штаб, Биржа или Адмиралтейство.



От: Бирюкова Ирина,  
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт-Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт преставлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

Я не проверял у каких именно))) высоковато, так что подтвердить или опровергнуть не могу)))

Во время блокады Ленинграда мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста)))

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет)))

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

(С) моя голова, Википедия и другие места интернета.

Скульптура как вид искусства

Понятие скульптуры

Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю) - ваяние, пластика - вид искусства, произведения которого отража­ют окружающую действительность в объемных, физически трех­мерных изображениях с помощью различных пластических мате­риалов.

Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались си­нонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульпту­ра - более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой - художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Поскольку оба вида ис­кусства имеют дело с объемом и пространством, подчиняются за­конам тектоники 1 , они материальны по своей природе и часто взаимодополняют друг друга. Однако есть существенное отличие. Архитектура имеет функциональное назначение, она организует определенным образом пространство для жизнедеятельности чело­века, чего нельзя сказать о скульптуре. Реальная, а не изобразитель­ная трехмерность, телесность представляет собой главную особен­ность этого искусства.

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность - необходимый компонент пластического творче­ства, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствовать­ся в формообразование, его образность, так как скульптура - это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном мате­риале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала - его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.

1. Тектоника (от греч. tektonik6s - относящийся к строительству).

Прохладность и нежность фарфора не могут в полной мере передать мужествен­ность, стремительность, решимость, отвагу, так же как тепло и про­стота дерева не подойдут для создания образа величественного, важною, царственного и амбициозного. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок» . Именно эта особенность позволяет материалу стать материальным носителем образа и делает скульптуру лаконичным искусством. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В этом со­стоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкре­тизированы формы, с другой - сложна, так как обобщенность обусловлена символизмом, и это усложняет ее понимание. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочайшую мысль, и наоборот, декоративные излишества подчеркивают пусто­ту, бессодержательность.

Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в на­стоящем искусстве, очень много недосказанности и это способству­ет развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотвор­честву. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразитель­ных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). В этой связи представляется важным рас­смотреть ряд вопросов, которые помогут разобраться в специфике скульптуры.

Виды скульптуры

Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, являющиеся частью скульптуры. Например, брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это гово­рит о многообразии скульптуры и одновременно о ее целост­ности.

Выразительные средства и материалы, используемые в работе, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается мно­жество различных по виду и по жанру скульптурных произведе­ний

По признаку трехмерного объема:

- круглая скульптура , произведения которой свободно распола­гаются в пространстве, т. е. предполагают круговой обзор, игру объ­ема и пространства. Круглая скульптура имеет несколько разно­видностей :

статуя (фигура располагается в полный рост);

скульптурная группа (две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое);

статуэтка (скульптурная фигурка небольших размеров, гораз­до меньше своих реальных величин);

торс (скульптурное изображение туловища человека);

бюст (погрудное изображение человека);

голова (скульптурный портрет человека, ограниченный изобра­жением головы).

Появилась еще одна разновидность круглой скульптуры -кине­стетическая, которая не требует обхода, она сама себя демонстри­рует благодаря совершаемым движениям;

- рельеф (изображение располагается на плоскости, которая слу­жит фоном, переводится как «приподнятый», «выпуклый»). Основ­ное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколькоразновидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архи­тектурной плоскости (фронтальная композиция, фриз, плафон, плитки, фрагментарно располагающиеся).

Месторасположение рельефа влияет на его высоту:

барельеф - рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в барельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и па­раллельной ему передней плоскостью;

горельеф - рельеф, обладающий большой высотой, он выступа­ет от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горелье­фа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Го­рельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;

контррельеф - углубленный рельеф, не выступающий на по­верхности, а вынимающий объем из поверхности;

смешанный рельеф имеет элементы нескольких видов релье­фа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изоб­ражение, контур которого выполняется с помощью углубленных желобков.

-монументально-декоративную, непосредственно связанную с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключа­ется в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например, рельефные фронтоны, фризы, статуи на фронтонах, балюстрадах, порталах, в нишах, колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты);

- декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой созда­ет определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. В декора­тивной скульптуре можно вычленить такиевиды:

садово-парковая - размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);

городская - располагается на улицах города, делает порой без­ликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными.

В городской скульптуре можно выделить несколько направле­ний:

памятники , посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;

пластические произведения , связанные с биографией того или иного деятеля (например, скульптура, расположенная возле Москов­ского цирка имени Ю. В. Никулина; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин», находящаяся на Арбате в Москве);

аллегоричная скульптура , передающая отвлеченную идею по­средством образа. Аллегоричными могут быть произведения скуль­птуры, посвященные сказочным персонажам, историческим собы­тиям (например, скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества «Пермяк - соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);

скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например, памятник собаке, жестоко убитой в метро, скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре, скульптура К. Бранкаузи «Поцелуй»; скульптура «Домуш­ник», прикрепленная к окну жилого дома);

- станковую, имеющую самостоятельное значение и более ин­тимный характер, не связанную напрямую с архитектурой, ландшаф­том. Она не предназначена для какого-то определенного места, на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается.

Название произошло от слова «станок» - вращающаяся подстав­ка, на которую мастер помещает скульптуру во время работы. Поэто­му станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках, которые являются ее привычной средой;

- скульптуру малой формы, многогранную по своей сути и вклю­чающую широкий круг произведений различных по характеру, функ­циям и жанрам. Скульптурой малой формы принято называть не­большие по размеру произведения жанровой тематики, предназна­ченные для жилых интерьеров, культовых помещений;

- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Самым древним видом мелкой пластики считается искус­ство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углуб­ления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изо­бражения называлисьинталиями , которые в разные культурно-исторические периоды были различной формы. Другая разновидность мелкой пластики- резьба по кости (слоновой, моржовой), произ­ведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северо­холмогорских мастеров и японские миниатюры - нэцкэ.

Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним мож­но отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изобра­жением , выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амуле­тов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жиз­недеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой - несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль - рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображе­нием распятого Христа.

По степени приближения скульптуры к реальным объектам окружающей действительности выделяют следующие виды:

- реалистичная - через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;

- аллегоричная - напоминает несложный изобразительный ре­бус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяю­щих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.

Разновидность аллегории -персонификация, обозначающая во­площение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. На­пример, Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, характеризующая свободу.

В рамках персонифицированных произведений скульптуры очень часто выступают географические персонификации, в которых созда­ется образ рек, гор, городов и даже стран. Чтобы при восприятии была понятна суть этих произведений, к ним обязательно прилага­ется пояснительная записка, объясняющая суть символики;

- абстрактная - заключается в создании собирательного пла­стического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изо­бражаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом не важно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко; «Ле­жащая фигура» Г. Мура; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К. Бранкузи).

По признаку формы выделяются следующие виды скуль­птуры:

- памятник - самая распространенная форма скульптуры, основная задача - сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каж­дом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;

- монумент очень близок памятнику. Он также призван напоми­нать людям о каких-то значимых событиях. На первый взгляд про­вести границу между памятником и монументом очень сложно. Од­нако у каждого из них есть своя специфика. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда вели­чественен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.).

Есть еще одно отличие памятника от монумента: его располо­жение всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя. Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы пере­носит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и пре­вращая в опознавательный признак выделения из обыденной реаль­ности.

Понятие «пьедестал» тоже означает некую опору, вернее «подно­жье». Однако постамент ассоциируется с монументом, а памятник - с пьедесталом. Пьедестал хотя и устанавливает дистанцию между памятником и зрителем, но она не столь выражена, как в монумен­те. Пьедестал памятника имеет свой изобразительный язык в виде статуй, рельефов, раскрывающих содержание всего образа.

Постамент монумента, пьедестал памятника, подставка под стан­ковую скульптуру, цоколь бюста обладают одним общим свойством; они обозначают границу между художественным образом и зрителем, между миром реальности и миром искусства;

- надгробие - очень близкий по функции к памятнику и мону­менту вид скульптуры также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;

- жанровая скульптура отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жиз­ненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может быть реалистичной, аллегоричной и даже абстрактной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе, с использованием различных жанров искусства.

Жанры скульптуры

Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрыва­ют через пластику образ животного.

Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже существо­вало несколько направлений.

Первое направление связано с сохранением натурализма в изо­бражениях животных, второе характеризуется произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различна - от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.

Портрет - создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульпту­ра ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования.

Одни скульпторы стремятся к натурализму (человек изобража­ется таким, какой он есть); другие идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окру­жающих).

Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя народа, сословия, эпохи), что обусловило выделение в портрете нескольких разновидностей:

- камерный портрет отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется нефор­мальное отношение автора к модели;

- парадный портрет выглядит более торжественно и вместе с тем отстраненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декоративных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты и т.д.);

- портрет-жанр - не просто портрет какой-либо личности, а реализация определенной идеи портрета на основе синтеза с другим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра: портрет и исторический жанр, статуя Аполлона - портрет и мифологический жанр.

Менее распространены в скульптуре бытовой, мифологический и исторический жанры.

Бытовой жанр предполагает раскрытие в скульптуре тем повсед­невной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторо­на произведений бытового жанра затрагивает темы очень глубокие, имеющие философские корни, побуждающие зрителя задуматься над сложными жизненными вопросами.

Исторический и мифологический жанры имеют более длитель­ную историю развития. Темы истории, мифологии и религии очень давно волновали скульпторов, ведь каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или ре­лигиозных сюжетов.

Натюрморт и пейзаж . Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для про­изведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир, как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скуль­птурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.

Жанр фрагмента . В нем самостоятельно существуют отдельные элементы человеческого тела, фрагменты объектов природы и пред­меты.

Художественным стимулом к развитию этого жанра были облом­ки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались выразительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали пред­метом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели не­зависимость в скульптуре.

Яркими представителями этого жанра справедливо считают О. Родена, который обратил внимание окружающих на удивительное пластически художественное звучание частей человеческого тела, и У. Боччони, футуристично взглянувшего на вещи, рассмотрев их из­нутри.

Скульптуры не только радуют глаз, но и воспитывают, создают атмосферу пространства и в какой-то степени определяют будущее людей. Так считает Татьяна Холуёва, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, автор многих монументов, установленных в Нижнем Новгороде и области.

Красота и гармония

Альбина Макарова, «АиФ-НН»: Татьяна Георгиевна, в том, что скульптуры влияют на окружающее их пространство, сомнений нет. Но как памятник может воспитывать?

Татьяна Холуёва

Скульптор, профессор, заслужен­ный художник РСФСР, заслужен­ный деятель искусств РФ, член Союза художников России. Автор памятника Ростиславу Алексееву в Сормове, бюста Пушкина у Академического театра оперы и балета, скульптуры Георгия Победоносца в Нижегородском кремле, мемориала Тани Савичевой в Шатках и др. Дважды лауреат Премии Нижнего Новгорода.

Татьяна Холуёва: Ещё когда мы учились в Ленинградской художественно-промышленной академии им. Штиглица, нам, будущим скульпторам, говорили, что у нас в руках мощное оружие, сродни хирургическому скальпелю, которым можно сделать сложную операцию и спасти жизнь, а можно зарезать и жизни лишить. 95% информации об этом мире человек получает глазами. Поэтому на каждом мастере, создающем скульптуры, лежит ответственность.

К примеру, в Италии много прекрасных памятников, посмотреть на них едут люди со всего мира. Не одно поколение итальянцев живёт в этой гармонии и красоте. Возможно, поэтому здесь так много известных дизайнеров и модельеров…

У каждой скульптуры должно быть три начала: нравственное, эстетическое, эмоциональное. Психологи говорят, что самое мощное воздействие на человека оказывает звук, музыка, затем идёт цвет. У скульптур нет такой мощной активности, но они живут долго и воздействуют постоянно, их нельзя «выключить». Люди даже не замечают этого воздействия. В какой-то степени любое искусство - оружие, оно может быть добрым, может вызывать негативные последствия.

- А как действуют на людей скульптуры Нижнего Новгорода? Все ли наши памятники «правильные»?

Когда-то после диплома меня отправили в Горький по распределению. Мне очень понравился город, он так же, как и мой родной Торжок, расположен на двух берегах реки, такой же старинный, с богатой историей. Но меня опечалило, что в городе мало пластики. Когда в пространстве недостаточно скульптур, глаз горожанина не «воспитывается», не приучается к прекрасному. Я прожила здесь всю жизнь, Нижний теперь мне родной, и вдвойне обидно, что скульптур здесь по-прежнему недостаточно.

На мой взгляд, самый гармоничный и сильный по воздействию памятник - это обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижегородском кремле, работа Ивана Мартоса и архитектора Авраама Мельникова. Он прекрасно вписывается в пространство высокого берега над широкой Волгой. Прекрасен и памятник Максиму Горькому на одноимённой площади - работа скульптора Веры Мухиной, архитекторов Виктора Лебедева и Павла Штеллера.

Памятник Горькому в Нижнем Новгороде. Фото: АиФ-Нижний Новгород

Люди в большинстве своём тянутся к прекрасному, к красивому, они прощают мастеру многие ошибки. И это доверие вдвойне повышает ответственность скульптора за то, что он привнесёт в город.

Вот 17-метровый памятник Ленину на площади имени вождя вызвал у горожан отторжение ещё в день его открытия в 1970 году. И дело тут не в идеологии - горьковчане выходили на субботники и деньги перечисляли на создание этой скульптуры. Я хорошо помню день открытия, всё Канавино было запружено колоннами людей, так ходили только на демонстрацию. Памятник был под покрывалом. Мы его видели до этого и как профессионалы понимали, что выполнен он на бегу, по принципу «а им в провинции и так сойдёт».

Рядом с нами шла колонна рабочих и инженеров какого-то завода. Когда покрывало сняли, многие заводчане не сдержали бранных слов. А один громко сказал: «Давайте проведём ещё один субботник, заработаем на экскаватор, пригоним его сюда, привяжем это уродство за ногу, сдёрнем и выбросим в реку».

Я не хочу уходить в политический аспект и переворачивать факты, говоря, что люди хотели снести памятник Ленину. Нет, горожане хотели, чтобы здесь стоял памятник Ильичу, но они желали увидеть настоящее произведение искусства. А мастер поторопился. Возможно, у него были работы ещё в других городах - в 1970-е был настоящий бум открытия памятников вождю революции.

Дресс-код для «каменных гостей»

Сейчас почти каждый год появляются новые скульптуры на главной улице Нижнего Новгорода. Но они постоянно подвергаются хулиганским нападениям. У «Скрипача» много раз воровали смычок. Недавно «увели» колесо от велосипеда у «Почтальона», у «Дворянской четы» в одну из ночей отпилили руки. Недавно облили зелёной краской «Весёлую козу». Как защитить скульптуры?

Это вандализм, глумление, уничтожение, это хулиганство. Горожан надо воспитывать - и маленьких, и взрослых. Это сложный процесс, зависящий от многих факторов.

Печально, но «пополнение» семьи скульптур на Большой Покровской воспитанию горожан не способствует. У меня к этим работам неоднозначное отношение. Рядом с ними фотографируются люди, туристы увозят эти снимки в другие города. Но разве эти скульптуры оригинальны?! Такие почти в каждом городе, а мы заставили ими всю центральную улицу.

Мы до сих пор вспоминаем покойного главного архитектора нашего города Александра Харитонова. Он говорил, что Большая Покровка - реликтовая, заповедная зона города, с ней надо обращаться бережно, он «не пропускал» такие скульптуры на главную улицу.

Я не говорю, что такие работы не имеют права на жизнь, - это парковая скульптура. А в настоящих памятниках, кроме внешнего, должно быть внутреннее наполнение. Ручки, ножки, черты лица - это немаловажно. Но если мастер не передал характера человека, то это дешёвая кукла, а не памятник!

У «Скрипача» много раз воровали смычок. Фото: АиФ-Нижний Новгород

Работая над бюстом Пушкина (а я очень люблю этого поэта), я не столько пересматривала его прижизненные портреты, сколько читала отсканированные рукописи поэта. Представьте страницу. Она исписана, половина текста вычеркнута и написана заново, и так несколько раз. Я пыталась представить, как это происходило, как он писал всякий раз, как набело, и возвращался к началу. Я читала и воспоминания современников. Одни писали, что Пушкин «страшный, обезьяна», другие - что он очарователен и обаятелен. Только пропустив всё это через себя, художник может воссоздать образ человека.

Из всех скульптур, которые сейчас размещены на главной улице, на мой взгляд, наиболее органичен в этом пространстве «Городовой».

- А зачем вообще ставят скульптуры?

А вот на вопрос «Зачем?» надо отвечать всякий раз, когда решили что-то добавить в городское пространство. Когда-то здесь происходило событие или жил человек, этот момент уже прошёл, но он оставил след. Люди хотят, чтобы эта эмоциональная, эстетическая и историческая составляющая летописи города вернулась, и ставят памятник.

Художник всегда выражает своё время. То есть памятники даже одному и тому же человеку, созданные в разное время, будут разными. Но выражая своё время, скульптор должен помнить, что век памятника длинный, поэтому работу надо создавать на самой высокой планке своего века.