Инструментальный концерт антонио вивальди времена года сообщение. Жанр концерта в творчестве антонио вивальди

Антонио Вивальди – выдающийся скрипач и композитор, один из ярчайших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. В отличие от Корелли, с его редкостной сосредоточенностью на немногих жанрах, композитор-скрипач Вивальди, написавший более 500 концертов для разных составов и 73 сонаты для различных инструментов, создал 46 опер, 3 оратории, 56 кантат, десятки культовых произведений. Но излюбленным жанром в его творчестве, несомненно, был инструментальный концерт. Причём concerti grossi составляют лишь немного более десятой доли его концертов: он всегда предпочитал сольные произведения. Более 344 из них написаны для одного инструмента (с сопровождением) и 81 для двух или трёх инструментов. Среди сольных концертов – 220 скрипичных. Обладая острым чувством звукового колорита, Вивальди создавал концерты для самых различных составов.

Жанр концерта особенно привлекал композитора широтой своего воздействия, доступностью для большой аудитории, динамизмом трёхчастного цикла с преобладанием быстрых темпов, рельефными контрастами tutti и soli, блеском виртуозного изложения. Виртуозный инструментальный стиль способствовал общей яркости впечатлений от образного строя произведения. Именно в этой творческой интерпретации концерт в ту пору был самым масштабным и самым доступным из инструментальных жанров и оставался таким до утверждения симфонии в концертной жизни .

В творчестве Вивальди концерт впервые обрел законченную форму, реализовавшую скрытые возможности жанра. Это особенно заметно в трактовке сольного начала. Если в Concerto grosso Корелли краткие, по несколько тактов сольные эпизоды имеют замкнутый характер, то у Вивальди, рожденные неограниченным полетом фантазии, они построены по – другому: в свободном, приближенном к импровизационному, изложении их партий раскрывается виртуозная

природа инструментов. Соответственно возрастают масштабы оркестровых ритурнелей, и вся форма приобретает совершенно новый динамичный характер, с подчеркнутой функциональной четкостью гармоний и резко акцентированной ритмикой.

Как уже говорилось, Вивальди принадлежит огромное количество концертов для различных инструментов, в первую очередь для скрипки. При жизни композитора из концертов были опубликованы сравнительно немногие – 9 опусов, из которых 5 опусов охватывают по 12 концертов и 4 по 6. Все они, за исключением 6 концертов ор. 10 для флейты с оркестром, предназначены для одной или нескольких скрипок с сопровождением. Таким образом, было опубликовано менее 1/5 общего числа концертов Вивальди, что объясняется не только недостаточно развитым в то время нотоиздательским делом. Возможно, Вивальди сознательно не допускал публикации своих наиболее сложных и выигрышных в техническом отношении концертов, стремясь сохранить в тайне секреты исполнительского мастерства. (Позднее аналогичным образом поступал Н. Паганини.) Показательно, что подавляющее большинство опубликованных самим Вивальди опусов (4, 6, 7, 9, 11, 12) состоит из наиболее легких в исполнительском отношении скрипичных концертов. Исключение составляют знаменитые опусы 3 и 8: ор. 3 включает первые опубликованные и потому особенно значительные концерты Вивальди, распространением которых он стремился утвердить свою репутацию композитора; из 12 концертов ор. 8–7 имеют программные названия и занимают совершенно особое место в творчестве композитора.

Двенадцать концертов из ор. 3, названного композитором «Гармоническое вдохновение» («L"Estro Armonico»), несомненно, были широко известны задолго до своей публикации в Амстердаме (1712). Это подтверждают рукописные копии отдельных концертов, находящиеся во многих городах Европы. Черты стиля и своеобразное «двухорное» разделение партий оркестра позволяют отнести возникновение замысла цикла к началу 1700-х годов, когда Вивальди играл в соборе св. Марка. Оркестровые партии каждого из концертов выдержаны в 8-голосном изложении – 4 скрипки, 2 альта, виолончель и контрабас с чембало (или органом); благодаря этому оркестровая звучность разделяется in due cori (на два хора), что впоследствии встречается у Вивальди крайне редко. Создавая в данном случае «двухорные» композиции, Вивальди следовал давней традиции, в то время уже полностью себя исчерпавшей.

Ор. 3 отражает переходный этап в развитии инструментального концерта, когда традиционные приёмы ещё соседствуют с новыми веяниями. Весь опус разделяется на 3 группы из 4 концертов каждая по числу используемых скрипок соло. В первой группе их 4, во второй – 2 и в третьей – одна. Концерты для 4-х скрипок, за единственным исключением, впоследствии больше не создавались. Эта группа концертов, с ее малой расчлененностью сольных разделов и tutti, в наибольшей степени близка Concerto grosso Koрелли. Концерты для двух скрипок с более развитыми ритурнелями в трактовке сольного начала также во многом еще напоминают Корелли. И только в концертах для одной скрипки сольные эпизоды получают достаточно полное развитие.

Лучшие из концертов данного опуса принадлежат к наиболее часто исполняемым. Таковы концерты си минор для 4-х скрипок, ля минор для 2-х и ми мажор для одной. Их музыка должна была поражать современников новизной жизнеощущения, выраженного в необычайно ярких образах. Уже в наши дни один из исследователей писал о предпоследнем сольном эпизоде из III части двойного концерта ля минор: «Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку: возглас гражданина мира» .

Публикация ор. 3 положила начало прочному контакту Вивальди с амстердамскими издателями, и на протяжении менее двух десятилетий, до конца 1720-х годов, в Амстердаме выходят все остальные прижизненные издания концертов композитора. Некоторые из этих опусов также имеют названия, хотя и не программные в строгом смысле слова, но помогающие понять музыкальный замысел автора. Видимо, они отражают характерное для того периода увлечение композиторов образными ассоциациями. Так 12 концертов для одной скрипки с сопровождением ор. 4 названы «La Stravaganza», что можно перевести как «чудачество, странность». Это название, возможно, должно было подчеркнуть необычайную смелость музыкального мышления, присущую данному опусу. 12 концертов для одной и двух скрипок с сопровождением из ор. 9 имеют заглавие «Лира» («La Cetra»), которая, очевидно, символизирует здесь музыкальное искусство. Наконец, уже упомянутый ор. 8 с его 7-ю программными концертами назван «Опытом гармонии и фантазии» («II Cimento dell’Armonia e dell"Inventione»), словно автор хотел предуведомить слушателей, что это всего лишь скромная попытка, пробный поиск в дотоле неведомой области музыкальной выразительности .

Издание концертов совпало с периодом расцвета деятельности Вивальди в качестве скрипача-виртуоза и руководителя оркестра «Ospedale». В зрелые годы своей жизни он принадлежал к числу наиболее знаменитых скрипачей Европы того времени. Опубликованные при жизни музыканта партитуры не дают полного представления о его поразительном исполнительском мастерстве, сыгравшем огромную роль в развитии скрипичной техники. Известно, что в ту эпоху еще был распространен тип скрипки с короткой шейкой и небольшим грифом, не позволявшим использовать высокие позиции. Судя по свидетельствам современников, Вивальди обладал скрипкой, со специально удлиненным грифом, благодаря которому он свободно достигал 12-й позиции (в одной из каденций его концертов высшей нотой является фа-диез 4-й октавы – для сравнения отметим, что Корелли ограничивался использованием 4-й и 5-й позиций).

Вот как описывает один из современников ошеломляющее впечатление от игры Вивальди в театре Сант-Анджело 4 февраля 1715 года: «...аккомпанируя певице в конце представления, Вивальди превосходно исполнил соло, перешедшее затем в Фантазию, которая привела меня в подлинный ужас, ибо подобное еще никто никогда не мог и не сможет сыграть; с невероятной быстротой исполняя на всех 4-х струнах нечто, напоминающее фугу, он поднялся пальцами левой руки так высоко по грифу, что их отделяло от подставки расстояние, не большее толщины соломинки, и смычку не оставалось места для игры на струнах...» .

Несмотря на возможные преувеличения, это описание кажется в целом правдоподобным, что подтверждается сохранившимися каденциями Вивальди (всего известно 9 рукописей его каденций). В них с наибольшей полнотой раскрывается поразительная техническая одаренность Вивальди, позволившая ему значительно расширить выразительные возможности не только скрипки, но и других инструментов. В его музыке для смычковых изобретательно используются новые технические приемы, получившие распространение в то время: игра аккордами с различными вариантами арпеджирования, применение высоких позиций, смычковые эффекты staccatо, резких бросков, бариолажа и др. Его концерты показывают, что он был скрипачом с высокоразвитой смычковой техникой, включавшей не только простое и летучее staccatо, но и утонченные приемы арпеджирования с необычной в то время штриховкой. Фантазия Вивальди в изобретении различных вариантов игры арпеджио кажется неисчерпаемой. Достаточно сослаться на 21-тактное Larghetto из II части концерта си минор ор. 3, на протяжении которого одновременно используются три типа арпеджио, попеременно выступающие на первый план.

И все же наиболее сильной стороной Вивальди-скрипача была, по-видимому, необычайная подвижность левой руки, не знавшей ограничений в использовании любых позиций на грифе.

Особенности исполнительской манеры Вивальди придали печать неповторимого своеобразия игре оркестра «Ospedale», которым он руководил на протяжении многих лет. Вивальди достигал необычайной тонкости динамических градаций, оставляющей далеко позади всё известное в этой области у его современников. Немаловажно и то обстоятельство, что выступления оркестра «Ospedale» проходили в церкви, где царила строжайшая тишина, позволявшая различать малейшие нюансы звучности. (В XVIII веке оркестровая музыка обычно сопровождала шумные трапезы, где не могло быть и речи о внимании к деталям исполнения.) Рукописи Вивальди показывают обилие тончайших переходов оттенков звучности, которые композитор обычно не переносил в печатные партитуры, так как в то время подобные нюансы считались неисполнимыми. Исследователи творчества Вивальди установили, что полная динамическая шкала его произведений охватывает 13 (!) градаций звучности: от pianissimo до fortissimo. Последовательное применение таких оттенков фактически приводило к эффектам crescendo или diminuendo – тогда еще совершенно не известным. (В 1-й половине XVIII века смена звучности у струнных носила «террасообразный» характер по типу многомануального чембало или органа.)

После скрипки наибольшее внимание Вивальди среди струнных привлекала виолончель. В его наследии сохранилось 27 концертов для этого инструмента с сопровождением. Количество поразительное, так как в то время виолончель еще крайне редко использовалась в качестве сольного инструмента. В XVII веке она была известна главным образом как инструмент continuo и лишь в начале следующего века выдвинулась в группу солистов. Первые концерты для виолончели появились на севере Италии, в Болонье и, несомненно, были знакомы Вивальди. Его многочисленные концерты свидетельствуют о глубоко органичном понимании природы инструмента и его новаторской трактовке. Вивальди рельефно выделяет низкие тоны виолончели, напоминающие звучание фагота, иногда ограничивая для усиления эффекта сопровождение одним continuo. Сольные партии его концертов содержат значительные технические трудности, требуя от исполнителя большой подвижности левой руки.

Постепенно Вивальди вводит в партии виолончели новые приемы скрипичной игры: расширение числа позиций, staccatо, броски смычком, использование несмежных струн в быстром движении и т. д. Высокий художественный уровень виолончельных концертов Вивальди позволяет причислить их к наиболее выдающимся образцам данного жанра. Творчество композитора приходится на два 10-летия, особенно значительные для становления нового инструмента, 10-летия, предшествующего появлению сюит Баха для виолончели-соло (1720).

Увлеченный новыми разновидностями струнных, Вивальди почти не уделял внимания семейству виол. Исключение представляет лишь viola d’amore (букв. – виола любви), для которой он написал шесть концертов. Вивальди привлекло, несомненно, нежное серебристое звучание этого инструмента, создаваемое призвуками резонансных (аликвотных) металлических струн, протянутых под подставкой. Viola d’amore многократно используется как непременный сольный инструмент в его вокальных произведениях (в частности, в одной из лучших арий оратории «Иудифь». Вивальди также принадлежит один концерт для viola d’amore и лютни.

Особенно большой интерес представляют концерты Вивальди для духовых инструментов – деревянных и медных. Здесь он одним из первых обратился к новым разновидностям инструментов, закладывая основы их современного репертуара. Создавая музыку для инструментов, находившихся вне сферы его собственной исполнительской практики, Вивальди обнаружил неистощимую изобретательность в трактовке их выразительных возможностей. Его концерты для духовых и сегодня предъявляют исполнителям серьезные технические требования.

Разнообразно используется в творчестве Вивальди флейта. В начале XVIII века существовали две ее разновидности – продольная и поперечная. Вивальди писал для обоих типов инструмента. Особенно значителен его вклад в создание репертуара для поперечной флейты в качестве сольного концертного инструмента. Заметим, что концертных сочинений для неё практически не было. Флейтисты часто исполняли произведения, предназначенные для скрипки или гобоя. Вивальди одним из первых создал концерты для поперечной флейты, раскрывшие новые экспрессивно-динамические возможности ее звучания.

Помимо двух основных разновидностей инструмента Вивальди писал также для flautino – флейты, очевидно, аналогичной современной флейте-пикколо. Большое внимание Вивальди уделял гобою, занимавшему почетное место еще в оперных оркестрах XVII века. Особенно часто использовался гобой в «музыке под открытым небом». Сохранилось 11 концертов Вивальди для гобоя с оркестром и 3 концерта для двух гобоев. Многие из них были изданы еще при жизни композитора.

В 3-х концертах для различных инструментов («con molti Istromenti») Вивальди применил кларнет, находившийся тогда еще в экспериментальной фазе своего развития. Кларнет также включен в партитуру оратории «Иудифь».

Поразительно много писал Вивальди для фагота – 37 сольных концертов с сопровождением. Помимо этого фагот используется почти во всех камерных концертах, в которых он обычно соединяется с тембром виолончели. Для трактовки фагота в концертах Вивальди характерно частое применение низких густых регистров и стремительного staccatо, требующего от исполнителя высоко развитой техники.

Значительно реже, чем к деревянным духовым, обращался Вивальди к медным инструментам, что объясняется трудностью их использования в то время в сольном концерте. В XVIII веке звукоряд медных был еще ограничен натуральными тонами. Поэтому в сольных концертах партии медных обычно не выходили за пределы до и ре мажора, а необходимые тональные контрасты поручались струнным. Концерт Вивальди для двух труб и два концерта для двух валторн с оркестром показывают замечательное умение композитора компенсировать ограниченность натурального звукоряда с помощью частых имитаций, повторений звуков, динамических контрастов и тому подобных приемов.

В декабре 1736 года возникли два концерта Вивальди для одной и двух мандолин с оркестром. Благодаря прозрачной оркестровке с частыми pizzicatо в них достигнуто органичное единство с тембром солирующих инструментов, полное чарующей прелести звучания. Мандолина привлекала внимание Вивальди своей колоритной тембровой краской и в качестве инструмента сопровождения. В одной из арий оратории «Иудифь» мандолина использовалась в качестве обязательного инструмента. Партии двух мандолин включены в партитуру концерта, исполнявшегося в «Ospedale» в 1740 году.

Из других щипковых Вивальди применял лютню, используя ее в двух своих концертах. (В настоящее время партия лютни обычно исполняется на гитаре.)

Будучи скрипачом по призванию, Вивальди-композитор в сущности всегда следовал образцам скрипичной кантилены. Не удивительно, что он почти не применял клавишные как сольные инструменты, хотя неизменно сохранял за ними функцию continue. Исключение представляет концерт до мажор для нескольких инструментов с двумя солирующими чембало. С большим интересом относился Вивальди к другому клавишному инструменту – органу, с его богатой звукокрасочной палитрой. Известно шесть концертов Вивальди с солирующим органом.

Увлеченный многообразными возможностями новой формы сольного концерта, Вивальди стремился использовать ее и в сочинениях для ансамблей самого различного состава. Особенно много писал он для двух или нескольких инструментов с сопровождением оркестра – всего известно 76 его концертов такого рода. В отличие от Concerto grosso, с обычной для него группой из трёх солистов – двух скрипок и basso continuo, эти сочинения представляют совершенно новый тип ансамблевого концерта. В их сольных разделах используются самые различные по составу и количеству группы инструментов, включающие до десяти участников; в развитии выступают на первый план отдельные солисты или господствует форма инструментального диалога.

Вивальди также многократно обращался к типу оркестрового концерта, в котором преобладает звучность tutti, лишь перемежаемая выступлениями отдельных солистов. Известно 47 сочинений такого рода, замыслы которых далеко опередили свое время. Он давал различные названия своим оркестровым концертам, обозначая их как «Sinfonia», «Concerto», «Concerto a quattro» (вчетвером) или «Concerto ripieno» (tutti).

Большое количество оркестровых концертов Вивальди говорит о его постоянном интересе к данной разновидности жанра. Видимо, работа в «Ospedale» заставляла его часто использовать подобные формы музицирования, не требовавшие первоклассных солистов.

Наконец, особую группу составляют камерные концерты Вивальди для нескольких солистов без сопровождения оркестра. В них особенно изобретательно использованы возможности сочетания различных по своей природе инструментов. В число 15 произведений такого рода входят и уже упомянутые 4 концерта из ор.10 в первой редакции.

Развитие сольного концерта (прежде всего скрипичного) – заслуга А. Вивальди, главной областью творчества которого была инструментальная музыка. Среди его многочисленных концертов центральное место занимают концерты для одной или двух скрипок с оркестром.

Важные приобретения совершены Вивальди в области тематического развития и композиционной формы. Для первых частей своих концертов он окончательно выработал и установил форму, близкую рондо, впоследствии воспринятую И.С. Бахом, а также композиторами-классиками.

Вивальди способствовал развитию виртуозной скрипичной техники, утвердив новую, драматическую манеру исполнения. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность оркестрового письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством.

Список литературы

  1. Арнонкур Н . Программная музыка – концерты Вивальди ор. 8 [Текст] / Н. Арнокур // Советская музыка. – 1991. – № 11. – С. 92-94.
  2. Белецкий И.В . Антонио Вивальди [Текст]: краткий очерк жизни и творчества / И. В. Белецкий. – Л.: Музыка, 1975. – 87 с.
  3. Зейфас Н . Старик с поразительной неистощимой страстью к композиции [Текст] / Н. Зейфас // Советская музыка. – 1991. – № 11. – С. 90-91.
  4. Зейфас Н . Concerto grosso в творчестве Генделя [Текст] / Н. Зейфас. – М.: Музыка, 1980. – 80 с.
  5. Ливанова Т . История Западноевропейской музыки до 1789 года [Текст]. В 2 т. Учебник. Т. 1. По 18 век / Т. Ливанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983. – 696 с.
  6. Лобанова М . Западноевропейское барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М. Лобанова. – М.: Музыка, 1994. – 317 c.
  7. Раабен Л . Музыка барокко [Текст] / Л. Раабен // Вопросы музыкального стиля / Ленинградский гос. ин – т театра, музыки и кинематографии. – Ленинград, 1978. – С. 4-10.
  8. Розеншильд К . История зарубежной музыки [Текст]: учебник для исполн. фак. консерваторий. Вып.1. До середины 18 века / К. Розеншильд. – М.: Музыка, 1969. – 535 с.
  9. Соловцов А.А . Концерт [Текст]: научно-популярная литература / А. А. Соловцов. – 3-е изд., доп. – М.: Музгиз, 1963. – 60 с.

Антонио Вивальди - выдающийся скрипач и композитор, один из ярчайших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. Излюбленным жанром в его творчестве, несомненно, был инструментальный концерт. Более 344 из них написаны для одного инструмента (с сопровождением) и 81 для двух или трёх инструментов.Обладая острым чувством звукового колорита, Вивальди создавал концерты для самых различных составов.


Жанр концерта особенно привлекал композитора широтой своего воздействия, доступностью для большой аудитории, блеском виртуозного изложения. Виртуозный инструментальный стиль способствовал общей яркости впечатлений. Именно в этой творческой интерпретации концерт в ту пору был самым масштабным и самым доступным из инструментальных жанров и оставался таким до утверждения симфонии в концертной жизни. Как уже говорилось, Вивальди принадлежит огромное количество концертов для различных инструментов, в первую очередь для скрипки. При жизни композитора из концертов были опубликованы сравнительно немногие. Возможно, Вивальди сознательно не допускал публикации своих наиболее сложных и выигрышных в техническом отношении концертов, стремясь сохранить в тайне секреты исполнительского мастерства. Показательно, что подавляющее большинство опубликованных самим Вивальди опусов состоит из наиболее легких в исполнительском отношении скрипичных концертов. Исключение составляют знаменитые опусы 3 и 8: ор. 3 включает первые опубликованные и потому особенно значительные концерты Вивальди, распространением которых он стремился утвердить свою репутацию композитора. Двенадцать концертов из ор. 3, названного композитором «Гармоническое вдохновение» несомненно, были широко известны задолго до своей публикации в Амстердаме. Это подтверждают рукописные копии отдельных концертов, находящиеся во многих городах Европы. Лучшие из концертов принадлежат к наиболее часто исполняемым. Их музыка должна была поражать современников новизной жизнеощущения, выраженного в необычайно ярких образах. Уже в наши дни один из исследователей писал о предпоследнем сольном эпизоде из III части двойного концерта ля минор: "Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа". Издание концертов совпало с периодом расцвета деятельности Вивальди в качестве скрипача-виртуоза и руководителя оркестра «Ospedale». В зрелые годы своей жизни он принадлежал к числу наиболее знаменитых скрипачей Европы того времени. Опубликованные при жизни музыканта партитуры не дают полного представления о его поразительном исполнительском мастерстве, сыгравшем огромную роль в развитии скрипичной техники.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« ВРЕМЕНА ГОДА» А. ВИВАЛЬДИ «ВЕСНА» «Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как бы мне азы науки Такой постичь!» Г. Гессе

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия, Она повсюду разлита… Она везде, где красота… И. А.Бунин.

Анто́нио Лю́чио Вива́льди (1678-1741) Ещё при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, он первым стал использовать многие колористические эффекты, значительно развил технику игры на скрипке. Но после своей смерти был забыт почти на 200 лет… В 20-х годах XX в. итальянский музыковед А. Джентили случайно обнаружил уникальное собрание сочинений композитора (рукописи), которое состояло из 300 концертов, 19 опер, духовных и светских вокальных сочинений. С этого времени и началось возрождение былой славы Антонио Вивальди.

Антонио Лючио Вивальди итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII в. Один из крупнейших музыкантов эпохи барокко. Широкое признание в Европе получил ещё при жизни. Будущий композитор родился в Венеции 4 марта 1678 г. в семье скрипача, который позже стал главным скрипачом в капелле собора святого Марка. О детстве Вивальди мало сведений, известно лишь, что он был старшим из 6 детей и что обучался игре на скрипке и клавесине. Скорее всего, именно отец и был первым музыкальным учителем Антонио. С 10 лет Антонио уже замещал отца в капелле собора святого Марка, играя на скрипке. В дальнейшем он принял решение стать священником и в 1693 г. был пострижен в монахи, а в 1703 г. рукоположен в сан священника. Он был слаб здоровьем, поэтому через некоторое время перестал служить мессу, а затем был отрешён из сана священника.

В 1703 г. Вивальди поступил на службу преподавателем по классу скрипки в консерваторию церковного приюта « Пиета », одну из лучших музыкальных школ для девочек, а позже стал дирижёром оркестра и руководителем концертов, в его обязанности входило сочинение музыки для светских и духовных концертов. В 1713 г. Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу « Оттон на вилле» на сюжет римской истории, а всего композитору приписывают более 90 опер. Его произведения имели успех, он получал многочисленные заказы, но педагогическую работу также не оставлял. И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа. В 1740 г., незадолго до смерти, Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Неясны причины его внезапного отъезда. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он скончался в Вене 28 июля 1741 г. от воспаления, вызванного простудой. Похоронен на кладбище для бедняков. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. Вскоре после смерти имя выдающегося композитора было забыто.

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов " Four Seasons " является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. Весна это первый концерт из цикла "Времена года".

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части. Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Сандро Боттичелли «Весна» 1482г.

Сонет: Весна грядёт! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грёз. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пёс. Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.

В первой части знаменитого цикла концертов Вивальди «Времена года» при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы. Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией - Allegro , каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, Вторая часть – Largo – снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!

«Весна, весна! как воздух чист!..» Е.Баратынский Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!


Кроме всем известных «Времен года» итальянский скрипач и композитор Антонио Вивальди (Vivaldi, Antonio) (1678–1741) написал еще ни много, ни мало 465 концертов для самых разнообразных составов. И в каждом своем опусе композитор оставался верен самому себе. Его музыкальный почерк, несмотря на свою простоту и доступность узнаваем буквально с трех нот, а инструментальные приемы переходят из произведения в произведение как нескончаемое продолжение одного и того же концерта в нескольких частях. Но это как раз вовсе не утомляет, и не делает прослушивание его музыки скучным. Напротив, в бесконечном потоке чередующихся по темпу частей начинает казаться, что в этом звуковом потоке отражается единство жизни, и то, чего так не хватает современному человеку – легкость бытия. Именно поэтому, наверное, музыка Вивальди так популярна в наш век. Как известно из биографических фактов композитора, маэстро Вивальди был большим весельчаком, и несмотря на сан священника в раннем возрасте частенько любил и согрешить, предаваясь всем удовольствиям жизни. По свидетельству современников, он мог покинуть церковную службу, которую сам же и проводил только потому, что ему в голову пришла мелодия, достойная воплотиться в новое сочинение. Его яркость натуры, (и в прямом смысле тоже – он был ярко рыжим, за что получил прозвище «рыжеволосый Дьявол») высокая жизнедеятельность и страстная любовь к музыке помогли ему прославиться в кратчайший срок. Вивальди был известен не только как композитор, но и виртуозный скрипач, виолончелист. Знали его и как дирижера оркестра и хора «дела Пьета» (написать по итальянски), он так же был авторитетным педагогом в одной из лучших музыкальных школ для девочек в Венеции. Но так же знали его и как отважного нарушителя городского порядка. Под конец жизни, несмотря на то, что большую часть жизни композитор прожил в Венеции, ему пришлось переместиться в Вену, где он скончался в одиночестве, нищете и безвестности.
Долгое время о Вивальди знали и помнили только потому, что великий И.С.Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника. Однако музыковедческие исследования творчества Вивальди позволили оценить его как крупного мастера, лучшие произведения которого оказывают благоприятное воздействие на слушателя. Только в ХХ веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. В его «портфолио» не только инструментальные концерты; он так же писал и оперы (27), оратории (3), светские кантаты (56), серенады для 1-4 голосов, культовую музыку (около 55 произведений), в том числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и другое. Его камерные инструментальные произведения - это множество сонат для скрипки или двух скрипок, для виолончели, или скрипки и виолончели и многое другое. Подобные дуэты всегда очень любимы, ведь играть вдвоем – это повод пообщаться, поговорить нестандартным языком – языком струн и смычка. Но о чем бы ни говорил Вивальди в своей музыке, она всегда остается гармоничной, легкой для восприятия и жизнеутверждающей.

Выдающийся скрипач и композитор Антонио Вивальди (1678-1741) - один из ярчайших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. Его значение, особенно в создании сольного скрипичного концерта, выходит далеко за пределы Италии.

А. Вивальди родился в Венеции, в семье отличного скрипача и педагога, члена капеллы собора Сан-Марко Джованни Баттисты Вивальди. С раннего детства отец учил его игре на скрипке, брал на репетиции. С 10 лет мальчик стал заменять отца, работавшего также в одной из консерваторий города.

Руководитель капеллы Дж. Легренци заинтересовался юным скрипачом и занимался с ним игрой на органе и композицией. Вивальди бывал на домашних концертах у Легренци, где прослушивались новые сочинения самого хозяина, его учеников - Антонио Лотти, виолончелиста Антонио Кальдары, органиста Карло Поларолли и других. К сожалению, в 1790 году Легренци умер и занятия прекратились.

К этому времени Вивальди начал уже сочинять музыку. Его первым дошедшим до нас сочинением является духовное произведение, датируемое 1791 годом. Отец счел наилучшим дать сыну духовное образование, так как сан и обет безбрачия давали Вивальди право преподавать в женской консерватории. Так началось духовное обучение в семинарии. В 1693 году он был посвящен в сан аббата. Это обеспечило ему доступ в наиболее авторитетную консерваторию «Ospedale della Pieta». Однако священный сан оказался в дальнейшем помехой развертыванию огромного таланта Вивальди. После аббата Вивальди продвигался по ступеням духовных чинов и наконец в 1703 году был посвящен в последний нижний чин - священника, что давало ему право служить самостоятельную службу - мессу.

Отец вполне подготовил Вивальди к преподаванию, сам занимаясь тем же в Консерватории «нищих». Музыка в консерватории была главным предметом. Девушек учили петь, играть на разных инструментах, дирижировать. Консерватория обладала одним из лучших в то время в Италии оркестров, в нем участвовало 140 воспитанниц. Об этом оркестре восторженно отзывались Б. Мартини, Ч. Бёрни, К. Диттерсдорф. Вместе с Вивальди здесь преподавал ученик Корелли и Лотти Франческо Гаспарини, опытный скрипач и композитор, чьи оперы шли в Венеции.

В консерватории Вивальди обучал игре на скрипке и «английской виоле». Консерваторский оркестр стал для него своего рода лабораторией, где могли осуществляться его замыслы. Уже в 1705 году выходит из печати его первый опус трио-сонат (камерных), в которых ощущается еще влияние Корелли. Характерно, однако, что в них не заметно никакого признака ученичества. Это зрелые художественные сочинения, привлекающие свежестью и изобразительностью музыки.

Как бы подчеркивая дань гению Корелли, он завершает сонату № 12 теми же вариациями на тему Фолии. Уже в следующем году выходит и второй опус - concerti grossi «Гармоническое вдохновение», появившиеся на три года раньше концертов Торелли. Именно среди этих концертов находится знаменитый а-moll"ный.

В консерватории служба шла успешно. Вивальди поручают руководство оркестром, затем и хором. В 1713 году в связи с уходом Гаспарини Вивальди становится главным композитором с обязательством сочинять по два концерта в месяц. В консерватории он работал почти до конца жизни. Оркестр консерватории он довел до высшего совершенства.

Слава о Вивальди - композиторе быстро распространяется не только в Италии. Его сочинения выходят в Амстердаме. В Венеции он встречается с Генделем, А. Скарлатти, его сыном Доменико, который учится у Гаспарини. Вивальди получает известность и как скрипач-виртуоз, для которого не существовало неисполнимых трудностей. Его мастерство проявлялось в импровизированных каденциях.

Об одном таком случае присутствовавший на постановке в театре «Сан Анджело» оперы Вивальди об его игре вспоминал: «Почти в конце, аккомпанируя великолепно соло певице, напоследок Вивальди исполнил фантазию, которая меня по правде испугала, потому что это было что-то невероятное, подобно которому никто не играл и не может сыграть, ибо своими пальцами он забрался так высоко вверх, что для смычка уже не оставалось никакого места, и это на всех четырех струнах исполняя с невероятной скоростью фугу». Записи нескольких таких каденций остались в рукописях.

Вивальди сочинял стремительно. Из печати выходят его сольные сонаты, концерты. Для консерватории он создает свою первую ораторию «Моисей, бог Фараона», готовит первую оперу - «Оттон в Вилле», прошедшую с успехом в 1713 году в Виченце. В последующие три года он создает еще три оперы. Затем наступает перерыв. Вивальди писал так легко, что даже сам иногда отмечал это, как на рукописи оперы «Тито Манлио» (1719) - «сработано за пять дней».

В 1716 году Вивальди создает для консерватории одну из лучших своих ораторий: «Юдифь торжествующая, побеждающая Олоферна варваров». Музыка привлекает энергией и размахом и в то же время удивительной красочностью, поэтичностью. В том же году во время музыкальных торжеств в честь приезда герцога Саксонского в Венецию были приглашены для выступлений два молодых скрипача - Джузеппе Тартини и Франческо Верачини. Встреча с Вивальди оказала на их творчество глубокое воздействие, особенно на концерты и сонаты Тартини. Тартини говорил, что Вивальди - сочинитель концертов, а думает, что он по призванию - оперный композитор. Тартини оказался прав. Оперы Вивальди ныне забыты.

Педагогическая деятельность Вивальди в консерватории постепенно приносила успех. У него занимались также и другие скрипачи: Дж. Б. Сомис, Луиджи Мадонис и Джованни Верокаи, служившие в Петербурге, Карло Тессарини, Даниель Готлоб Трой - капельмейстер в Праге. Воспитанница консерватории - Санта Таска стала концертирующей скрипачкой, затем придворным музыкантом в Вене; выступала и Хиаретта, у которой занимался видный итальянский скрипач Дж. Федели.

Кроме этого Вивальди оказался и хорошим вокальным педагогом. Его воспитанница Фаустина Бордони за красоту голоса (контральто) получила прозвище «Новая Сирена». Наиболее известным учеником Вивальди стал Иоганн Георг Пизендель - концертмейстер Дрезденской капеллы.

В 1718 году Вивальди неожиданно принимает приглашение работать руководителем капеллы ландграфа в Мантуе. Здесь он ставит свои оперы, создает многочисленные концерты для капеллы, посвящает графу кантату. В Мантуе он встретил свою бывшую воспитанницу, певицу Анну Жиро. Он взялся развивать ее вокальные способности, преуспел в этом, но серьезно ею увлекся. Жиро стала известной певицей и пела во всех вивальдиевских операх.

В 1722 году Вивальди возвратился в Венецию. В консерватории он должен теперь сочинять по два инструментальных концерта в месяц и проводить по 3-4 репетиции с ученицами для их разучивания. В случае отъезда он должен был присылать концерты с курьером.

В этом же году он создает Двенадцать концертов, составивших ор. 8 - «Опыт гармонии и фантазии», куда входят знаменитые «Времена года» и некоторые другие программные концерты. Он был издан в Амстердаме в 1725 году. Концерты быстро распространились в Европе, а «Времена года» приобрели огромную популярность.

В эти годы интенсивность творчества Вивальди была исключительной. Только для сезона 1726/27 года он создает восемь новых опер, десятки концертов, сонат. С 1735 года развертывается плодотворное сотрудничество Вивальди с Карло Гольдони, на либретто которого он создает оперы «Гризельда», «Аристид» и многие другие. Это сказалось и на музыке композитора, в творчестве которого ярче проявляются черты оперы-буффа, народные элементы.

О Вивальди - исполнителе известно немногое. Он выступал как скрипач очень редко - лишь в Консерватории, где он иногда играл свои концерты, и иногда в опере, где имелись скрипичное соло или каденции. Судя по сохранившимся записям некоторых его каденций, его сочинениям, а также дошедшим до нас отрывочным свидетельствам современников о его игре, это был выдающийся скрипач, виртуозно владевший своим инструментом.

Он и как композитор мыслил по-скрипичному. Инструментальный стиль просвечивает и в его оперном творчестве, ораториальных сочинениях. О том, что это был выдающийся скрипач, свидетельствует и тот факт, что у него стремились заниматься многие скрипачи Европы. Черты его исполнительского стиля, безусловно, отражены и в его сочинениях.

Творческое наследие Вивальди огромно. Уже издано свыше 530 его сочинений. Им написано около 450 различных концертов, 80 сонат, около 100 симфоний, более 50 опер, свыше 60 духовных сочинений. Многие из них до сих пор остаются в рукописи. Издательство Рикорди выпустило 221 концерт для солирующей скрипки, 26 концертов для 2-4 скрипок, 6 концертов для виоль д"амур, 11 концертов для виолончели, 30 сонат для скрипки, 19 трио-сонат, 9 сонат для виолончели и другие сочинения, в том числе и для духовых инструментов.

В любом жанре, к которому прикасался гений Вивальди, открывались новые неизведанные возможности. Это проявилось уже в его первом сочинении.

Двенадцать трио-сонат Вивальди впервые были изданы, как ор. 1, в Венеции в 1705 году, но сочинены были задолго до того; вероятно, в этот опус вошли избранные произведения данного жанра. По стилю они близки к Корелли, хотя обнаруживают и некоторые индивидуальные черты. Интересно, что, подобно тому, как это имеет место в ор. 5 Корелли, заканчивается сборник Вивальди девятнадцатью вариациями на популярную в те времена тему испанской фолии. Обращает на себя внимание неодинаковое (мелодическое и ритмическое) изложение темы у Корелли и у Вивальди (у последнего более строгое). В отличие от Корелли, обычно разграничивавшего камерный и церковный стили, Вивальди уже в первом опусе дает образцы их переплетения и взаимопроникновения.

По жанру это все же скорее камерные сонаты. В каждой из них партия первой скрипки выделена, ей придан виртуозный, более свободный характер. Сонаты открываются пышными прелюдиями медленного, торжественного характера, за исключением Десятой сонаты, начинающейся быстрым танцем. Остальные части почти все жанровые. Здесь - восемь аллеманд, пять жиг, шесть курант, которые инструментально переосмыслены. Торжественный придворный гавот, к примеру, он использует пять раз как быстрый финал в темпе Allegro и Presto.

Форма сонат достаточно свободна. Первая часть дает психологический настрой целому, подобно тому, как это делал Корелли. Однако Вивальди отказывается далее от фугированной части, полифонии и разработочности, стремится к динамическому танцевальному движению. Порой все остальные части идут практически в одном темпе, тем самым нарушая старинный принцип контрастности темпов.

Уже в этих сонатах ощущается богатейшая фантазия Вивальди: никаких повторений традиционных формул, неистощимая мелодичность, стремление к выпуклости, характерности интонаций, которые найдут затем развитие и у самого Вивальди, и у других авторов. Так, начало Grave второй сонаты затем проявится во «Временах года». Мелодия прелюдии одиннадцатой сонаты скажется в основной теме Концерта Баха для двух скрипок. Характерными чертами становятся и широкие движения фигурации, повторность интонаций, как бы закрепляющих в сознании слушателя основной материал, последовательное проведение принципа секвентного развития.

Особенно ярко проявилась сила и изобретательность творческого духа Вивальди в концертном жанре. Именно в данном жанре написана большая часть его произведений. При этом в концертном наследии итальянского мастера свободно сочетаются произведения, написанные в форме concerto grosso и в форме сольного концерта. Но даже и в тех его концертах, которые тяготеют к жанру concerto grosso, явственно ощущается индивидуализация концертирующих партий: они нередко приобретают концертный характер, и тогда бывает нелегко провести грань между concerto grosso и сольным концертом.

скрипичный композитор вивальди