Скачать презентацию на тему людвиг ван бетховен. Раздел презентации на тему людвиг ван бетховен

ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА
Великий немецкий
композитор
Людвиг
ван
Бетховен
Урок музыки в 4 классе.
Выполнила: Кудрешова Елена Васильевна,
учитель музыки
МБОУ «СОШ с. Никольское» МО, «Енотаевский район»
Астраханской области.

Цель урока:
1.Познакомить детей с характерными чертами творчества
Л. Бетховена.
2. Уметь определять и анализировать произведение
великого композитора.
3.Познакомить детей с некоторыми фактами биографии
Л. Бетховена через его творчество.
4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и
жизненной позиции на примере жизни и творчества
Л. Бетховена.

Людвиг Бетховен 1770- 1827

Людвиг
Бетховен
17701827

Рассмотрите портретЛ. Бетховена,
попытайтесь определить, человеком какого
характера был выдающийся
Композитор?
- Какой цвет на картине усиливает
восприятие основных черт характера
Бетховена?
- Какими отличительными чертами будут
наделены произведения
Л. Бетховена?
- С чем это связано?
---

Бетховен
родился
в небольшом
немецком
городке Бонн,
в небогатой
семье
музыкантов.

Его дед, Людвиг ван Бетховен, был капельместером.

Именно от него Бетховен унаследовал многие черты своего
характера: сильную волю, гордый, независимый нрав,
настойчивость и работоспособность.

Мария Магдалена,

мать Людвига, была домохозяйкой.

Иоган ван Бетховен,

отец Людвига, служил певцом- тенором в капелле Бетховена
старшего.

Во многом что Бетховен
стал выдающимся
музыкантом
есть заслуга его отца.
Музыкальные способности
Людвига проявились очень
рано, и отец решил сделать
из него «второго Моцарта»,
чтобы обеспечить свою
жизнь(отец Бетховена
страдал алкоголизмом).

Приходя ночью после встречи с
друзьями, отец поднимал
маленького мальчика с постели и,
крича, заставлял играть на
клавесине.
Другой бы возненавидел музыку,
но в мальчике рождалась лишь
неприязнь к отцу.
В 11 лет Бетховен пошел работать,
чтобы содержать семью, он
замещал органиста в церкви.
В 14 лет стал давать уроки музыки
в богатых семьях.

Суровое детство повлияло на
характер музыканта.
Он был сосредоточенным,
замкнутым, стремился к
уединению.
Бетховен мог часами бродить
по окрестностям Бонна,
размышляя о жизни.
Природа затрагивала в нем
самые сокровенные струны
души.
Став взрослым, в момент
острых внутренних кризисов,
именно в любви к природе,
в общении с ней находил
Бетховен силы, чтобы
восстанавливать душевные
силы.

В 1787 году, накопив немного денег, Бетховен взял свои сочинения и отправился в далекий путь в Вену к Моцарту.

Моцарт с неохотой
согласился прослушать
игру молодого музыканта.
Бетховен играл
великолепному Моцарту
свои сочинения, потом
встал, опустив голову, стал
ждать приговора.
«Ты никогда не будешь
вторым Моцартом,
Ты будешь первым
Бетховеном!»- эти слова
навсегда изменили жизнь
начинающего композитора.

Но учиться у
Моцарта Людвигу
было не сужденозаболела мама.
Бетховен помчался
в Бонн, Мария
умерла от
туберкулеза у сына
на руках.
Вся забота о семье
легла на его плечи,
так как отец к тому
времени
окончательно
спился.

Лишь в1792 году Бетховену удалось
переехать в Вену. Вена была крупнейшим
музыкальным центром того времени.
Музыка в Вене звучала повсюду.

Но даже в салонах
аристократов
Бетховен не
изменял своей
гордой
независимости.
Он умел заставить
уважать себя даже
тех людей,
которые
воспринимали
артиста как лакея.

Впервые в мире была создана мужественная,
героическая музыка. Она звала к борьбе за
счастье всех людей.
Одна из первых сонат Л. Бетховена
«Патетическая», то есть волнующая, полная
большого чувства. Когда молодой композитор
исполнял это произведение на концерте,
слушатели были потрясены. Они привыкли к
нежной и певучей, ласкающей звук музыке. А эта
музыка гремела и призывала к борьбе.
Фортепиано звучало как целый оркестр. После
могучих аккордов жалобный голос будто
спрашивал: “Как быть? Что делать?” Но жалобу
обрывали гневные возгласы. Гудели басы, звенела
мелодия: “Только мужество и воля помогут
преодолеть все невзгоды, принесут радость и
победу!”
Какие бурные споры разгорелись вокруг этой
сонаты! Старых музыкантов возмущало
произведение непривычное для их слуха. Они
даже запрещали своим ученикам знакомиться с
сочинениями Л. Бетховена. Но молодые музыканты
тайком добывали их и находили их в новой музыке
радость, какую не мог дать ни один композитор.

Почему его музыка была такой бунтарской?
Людвигу было 18 , когда пришла весть:
народ Парижа восстал, ворвался в
Бастилию – мрачную крепость королей,
перебил стражу, выпустил на волю
заключенных… Началась Великая не
разделять этих чувств?
Все французская революция!
Мог ли гордый и самолюбивый юноша
передовые люди Германии
приветствовали революцию. Людвига
вдохновила мысль о борьбе за свободу
за счастье людей, за равенство и
братство. Он не обучен стрелять из
пушек? Не беда! За то в его власти
могучее оружие – музыка! “Музыка
должна высекать огонь из груди
человека!- восклицал композитор.- Она
поведет за собой народы!”

Между тем вокруг Франции сгущаются
тучи. Короли и императоры европейских
стран посылают свои войска, чтобы
разгромить революционный народ.
Но народ Франции яростно защищает
свою свободу, и во главе революционных
войск становится талантливый
полководец Наполеон Бонапарт. И вот
уже французы разбивают прусскую
армию, австрийскую армию…
Бетховена захватила мысль создать
музыку во славу человека – героя и
народа-героя. В самом начале музыка
должна обрисовать образ смелого
человека, готового принять бой.
А потом герой погибает в борьбе, но
смерть его не будет напрасной. Она
приблизит свободу. Слышны
воинственные возгласы: “Верьте,
боритесь! Счастье не приходит само, его
надо завоевывать!”

Бетховен неделями сидел, запершись,
работая над симфонией. Вот наконец
огромный труд окончен. Бетховен
посвятил его герою. И надписал на
заглавном листе: “Бонапарт”.
Но вошел молодой друг Бетховена,
увидел надпись и удивился: “Бонапарт?
Но разве маэстро еще ничего не знает?
Наполеон принял титул императора. Он
задушил революцию”.
Бетховена охватила ярость. Он
задыхался от гнева. Он кричал: “Так
значит, и этот не что иное, как
обыкновенный человек! Теперь он будет
попирать все человеческие права….
станет тираном!” И Бетховен разорвал
лист с именем, которое стало ему
ненавистным. Симфония отныне будет
называться Героической!

Музыка Людвига ван
Бетховена всегда будет
призывать к человечности,
мужеству и борьбе за
счастье всех людей.
Значит Л.Бетховен для
всех нас живой.

«Через борьбу- к победе!»

Всеволод Рождественский.
“Посвящение Бетховену”
«Через борьбук победе!»
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты!
Соединенье нежности и муки
Ложащиеся в нотные листы!
Касаясь верных клавиш
лапой львиной
И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты не единой,
Глухою ночью, в комнате пустой.
Текли часы и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе…
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!
И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок
Есть некий свет, рожденный не
напрасно
А музыка - бессмертия залог.
Большого сада шорохи и скрипы
Вели свой разговор сквозь полусон
И слышали в окне раскрытом липы
Все то, чего не слышал он.

Вывод:
1.Какими чертами характера обладал композитор?
2.Как характер повлиял на судьбу Бетховена?
3. Какие исторические события повлияли на
его творчество?
4. Назовите имя императора, которому
начально была посвящена 3-я симфония?
5. Есть ли у этой симфонии название?

Используемый материал:
http://musical blog.livejournal.com/10348.html
http://www.hrono.ru/img/kartiny/
http://hiero.ru/2167078
http://www.muzykadetyam.ru/bethoven3.htm
http://nad shamaev.ya.ru/replies.xml?item_no=101
http://www.katiagreen.ru/magazines/36
1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М., 1961г.
2) Синявер Л. Жизнь Бетховена // Школьная библиотека. - М., 1961г.
3) Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизни и творчества. - М., 1970г.
4) Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1985г., стр. 108.
5) 4) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества. - М., 1966г.
6) Бетховен: человек, композитор и революционер.Алан Вудс
7) Внеклассное мероприятие по музыке. Утреник,
посвященный творчеству Людвига ван Бетховена
Скляр Марина Геннадьевна

учитель МБОУ гимназии г.Сафонова Смоленской области

Слайд 2

Людвиг ван Бетховен(1770 – 1827)

  • великий немецкий композитор, дирижёр и пианист,
  • Самый яркий представитель Венской классической композиторской школы
  • Музыка, высекающая огонь
  • из людских сердец…
  • Слайд 3

    Дом-музей в Бонне

    Бетховен родился в Бонне в декабре 1770 года.

    Слайд 4

    Детство

    После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. В двенадцать лет он уже работал помощником придворного органиста. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомери Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.

    Слайд 5

    Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».

    Слайд 6

    Молодые годы провёл в Вене

    • Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.
    • Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. Уже в Бетховен в 30 лет
  • Слайд 7

    Бетховен сочиняет Шестую («Пасторальную») симфонию

  • Слайд 8

    Лю́двиг ван Бетхо́вен

    • автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка.
    • В их числе фортепьянные сонаты
    • № 8 («Патетическая»),
    • 14 («Лунная»),
    • соната №21 («Аврора»).
  • Слайд 9

    Расцвет творчества

    Джульетте Гвиччарде композитор посвятил свою «Лунную сонату»

    Слайд 10

    Поздние годы

    • Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.
    • Звучит симфония № 9
    • «Ода к радости»
  • Слайд 11

    Единственная опера «Фиделио»

    В поздние годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». 20 ноября 1805 года была представлена опера Бетховена "Фиделио«. Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена в Вене, в Праге, в Берлине.

    Слайд 12

    Бетховен умер 26 марта 1827 года

    Торжественные похороны Бетховена в Вене. Свыше 20 тысяч человек шли за за его гробом

    Слайд 13

    Людвиг ван Бетховен

    был художник,
    но также и человек,
    человек в высшем смысле этого слова…
    он совершил великое,
    в нём не было ничего дурного.

    Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770 – 1827)

    Лю́двиг ван Бетхо́вен Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков ». Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в семье музыкантов. Предположительно датой рождения считается 16 декабря 1770 г. Дом, в котором родился Бетховен

    Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Традиционно считается, что он был весьма суров по отношению к маленькому Людвигу, который "за инструментом частенько бывал в слезах ". Настоящим учителем Бетховена стал Кристиан Готлоб Нефе. Он познакомил Людвига с творчеством Баха и Генделя. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте

    Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». В 17 лет Людвиг посетил Вену, чтоб учиться у Моцарта. Но занятия не состоялись, т.к. у него заболела мать. После смерти матери семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.

    В 1892 году снова Бетховен едет в Вену. Здесь его наставником становится Антонио Сальери. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность, как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Портрет Бетховена, предположительно 1800 год

    Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом. Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. Бетховен сочиняет Шестую симфонию

    Болезнь Прогрессирующая глухота (первые признаки которой появляются с 1797) заставила Бетховен со временем сократить концертную деятельность, а в последние годы жизни совсем отказаться от публичных выступлений. Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения Бетховен за работой дома

    Творчество 9 симфоний: № 1 (1799-1800), № 2 (1803), № 3 «Героическая» (1803-1804), № 4 (1806), № 5 (1804-1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8 (1812), № 9 (1824). 11 симфонических увертюр, среди которых «Кориолан», «Эгмонт», « Леонора » № 3. 5 концертов для фортепиано с оркестром. 6 юношеских сонат для фортепиано. 32 сонаты для фортепиано, 32 вариации и около 60 пьес для фортепиано. 10 сонат для скрипки и фортепиано. концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром («тройной концерт »).

    5 сонат для виолончели и фортепиано. 16 струнных квартетов. 6 трио. Балет «Творения Прометея». Опера « Фиделио ». Торжественная месса. Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен

    Смерть Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия

    Спасибо за внимание! Помните классиков!

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа

    Проект на тему:

    « Людвиг ван Бетховен»

    6 класс

    Руководитель: Маськова Ю.Н.,

    учитель истории

    Телефон школы: 88424177555

    2015 год

      Введение.

    II .Основной ресурс

      .

    III .Выводы.

    IV .Заключение.

    V .Список используемой литературы.

    Введение.

    Тема Людвиг ван Бетховен.

    Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. Бетховен, Людвиг ванн, немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.

    Цель: изучить страницы биографии Людвига ван Бетховена.

    З адачи :

        Просмотреть ресурсы по данной теме.

    Гипотеза: открытия и изобретения древних людей имеют огромную значимость в истории человечества

    Предмет работы - изобретения и открытия первобытных людей.

    Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

    Методы исследования :

      Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

    Этапы проведения проекта:

      Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

      Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

      Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией - оформление проекта - предзащита проекта 4.Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта. 5.Заключительный: защита проекта.

    Глава 1. Бетховен Людвиг ван (1770-1827), немецкий композитор.

    Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец, чей вспыльчивый и грубый характер почти полностью отвратил мальчика от занятий.

    Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе.

    В 1785 г. Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. В 1792 Г. по распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у И. Шенка и Й. Гайдна, а после отъезда Гайдна в Англию в 1794 г. - у А. Сальери и И. Г. Альбрехтсбергера.

    Наиболее значительные сочинения, созданные Бетховеном к середине 80-х гг. XVIII в.: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 («Лунная»; название дано уже после смерти автора), оратория «Христос на Елеонской горе» (1802- 1803 гг.), «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано (1803 г.), Третья («Героическая») симфония (1804 г.; сначала автор хотел посвятить это произведение Наполеону I, но, когда тот провозгласил себя императором, снял посвящение), опера «Фиделио» (1805 г., поставлена в Вене).

    В 1809 г. эрцгерцог Рудольф, князь Лобковиц и граф Кинский предложили Бетховену остаться работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно жил в этом городе. Его выступления проходили с неизменным успехом; в 1814 г. композитор достиг пика своей славы. Но жизнь его омрачалась прогрессирующей глухотой, впервые давшей о себе знать ещё в 1797 г. Болезнь заставила полностью отказаться от концертной деятельности.

    Однако, даже полностью потеряв слух, Бетховен продолжал писать музыку. В последние годы жизни он создал пять фортепианных сонат (всего их 32), пять струнных квартетов и др.

    Своеобразным синтезом и вершиной всего творчества Бетховена явилась Девятая симфония (1823 г.) с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К радости». Это произведение он писал, уже будучи тяжело больным, мучимый одиночеством и разочарованием в людях.

    Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.

    Глава 2. Знаменитые произведения Бетховена .

    Но вернемся к композитору Бетховену. Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Активная деятельность, страсть, жажда покоя и смирение – эти противоположные чувства гармонично соприкасаются в произведениях, написанных в этот сложный для Бетховена период.

    Не могу утверждать, что страдания человека способствуют его творческому раскрепощению, но судите сами: Третий фортепианный концерт c-moll, ор. 37 (1800); соната As-dur, ор. 26 с похоронным маршем и “Соната вроде фантазии” (“Лунная соната”, кстати, посвящена она была Джульетте Гвиччарди) (1802);эмоционально-импульсивная соната d-moll с речитативом, ор. 31 (1802); “Крейцерова” соната для скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений. Они великолепны!

    Сейчас, спустя года, оценивая и анализируя всю жизнь великого композитора, мы можем утверждать, что спастись, сохранить свою жизнь и здравый рассудок, ему удалось благодаря все той же музыке. Умирать Бетховену было просто некогда. Жизнь для него всегда была борьбой, со своими победами и поражениями, ион продолжал бороться, иначе он не мог.

    Огромное количество идей и проектов заполнило сознание Людвига, их так много, что приходится работать над несколькими произведениями одновременно. Создается Третья симфония (Героическая симфония), в этот же период появляются наброски Пятой симфонии и “Аппассионаты”. Близится окончание работы над героической симфонией и сонатой “Аврора”, а Бетховен уже берется за работу над оперой “Фиделио”, дорабатывает “Аппассионату”. После оперы опять возобновляется работа над Пятой симфонией, но не надолго, так как пишет Четвертую. В период между 1806-1808 годами выходят: Четвертая, Пятая и Шестая(“Пасторальная”) симфонии, увертюра “Криолан”, Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Безумная работоспособность! И каждое последующее произведение абсолютно не похоже на предыдущее, они все лежат в разных плоскостях и каждое из них гениально! "На заглавном листе Героической симфонии, в честь которой и был назван этот период жизни композитора, рукой Бетховена было написано “Буонапарте”, а чуть ниже “Луиджи ван Бетховен”. Тогда, весной 1804 года, Наполеон был кумиром многих людей, ожидавших перемен в мировой идеологии, мировом устройстве, людей, жаждущих сбросить со своих плеч груз старых предрассудков. Бонапарте был олицетворением республиканских идеалов, героем, который был достоин Героической симфонии. Но еще одна иллюзия была развеяна, когда Наполеон провозгласил себя императором.

    Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном! – заглавный лист был разорван автором в клочья. “Eroica” - новое заглавие симфонии.

    После Третьей симфонии в свет выходит опера “Фиделио”, единственная опера, написанная Бетховеном, и одно из самых любимых им самим произведений, он говорил: “Из всех моих детей, она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - поэтому-то она мне дороже других”.

    После этого периода, столь насыщенного симфониями, сонатами и другими сочинениями, Бетховен и не думал отдыхать. Он создает Пятый фортепианный концерт, седьмую и Восьмую симфонии (1812). Людвиг задумывает написать музыку к трагедии Гете “Эгмонт”, он очень любил поэзию своего кумира, она легко ложилась на музыку. Два великих современника некоторое время переписывались, свидетельством их сотрудничества стала музыка к “Эгмонту”. Однажды они даже встретились, но об этом чуть позже...

    Но чем же живет сам Бетховен, как устроилась его жизнь в Вене? Несмотря на довольно большую популярность, он время от времени имеет определенные проблемы в финансовом плане. Во многом из-за своей пресловутой независимости, но, как мне кажется, благодаря этому он и сохранил свой собственный стиль, который и сейчас выделяет его среди других великих композиторов во всем мире. Изменения коснулись и личной жизни. Еще в 1799 году Людвиг начал преподавать у двух милых сестер Терезе и Жозефине Брунсвик. До недавнего времени считалось, что влюблен он был именно в Терезу, но уже в двадцатом веке были найдены письма Бетховена, относящиеся к тому периоду, и адресованы они были к Жозефине. Вот так официальные отношения переросли в крепкую и сердечную дружбу, а дружба в любовь.

    Одновременно он предлагает свои услуги композитора, написав письмо в дирекцию королевско-императорских придворных театров, они же в свою очередь даже не удосужились ответить. Почему же профессионал с именем известным на всю старушку Европу обязан выпрашивать себе работу? В очередной раз убеждаешься, что история всегда идет по спирали… В прочем он сам объяснил свое положение все в том же письме: “путеводной нитью для нижеподписавшегося (Бетховена.? авт.) искони являлось не столько добывание хлеба насущного, сколько – в гораздо большей степени – служение искусству, облагораживание вкуса и устремления музыкального гения к высоким идеалам и к совершенству… он был вынужден бороться со всевозможными трудностями и до сих пор ему не выпало счастья создать себе здесь положение, сообразное сего желанием посвятить свою жизнь исключительно искусству…”. Это вам не попса!.. Ответ так и не пришел, асам Бетховен охарактеризовал “почтенную” дирекцию очень просто и лаконично – княжеская сволочь.

    Под гнетом всех этих неудач, гонимый обстоятельствами, Людвиг принимает решение покинуть Вену. Вот тут то наши “дорогие” меценаты и поняли что теряют. Эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц в1809 году обязуются выплачивать композитору ежегодную пенсию, взамен же он обещает не покидать Австрию. Позже об этой пресловутой пенсии, обязательство по которой выполнял лишь эрцгерцог Рудольф, скажут, что Бетховену она принесла больше неприятностей, чем помощи. “Чувствовать себя способным к великому делу и не выполнить его, рассчитывать на обеспеченную жизнь и быть лишенным ее вследствие ужасных обстоятельств, которые не уничтожают во мне потребности в семейной жизни, а лишь мешают устроить ее. О, боже, боже, сжалься над несчастным Б.!”. Нужда и одиночество сопровождают его жизнь.

    Все сейчас знакомы со знаменитой Пятой симфонией, именно так судьба стучится в двери. Она постучалась ив дверь Бетховена. Бесконечные наполеоновские войны, вторичная оккупация Вены, массовый отъезд из столицы Австрии – на фоне этих событий и приходится работать Людвигу. Но еще одно обстоятельство повлияло на столь стремительный взлет популярности Бетховена, да и на развитие музыки в целом –изобретение метронома. Имя известного механика-изобретателя Мельцеля навсегда вошло в историю благодаря метроному. “Битва при Виттории”– сочинение на очень популярную военную тему – была написана по предложению того же Мельцеля для сконструированного им прибора. Произведение было очень эффектным, игралось оно симфоническим оркестром, усиленным двумя военными оркестрами, различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу. Огромный успех у публики превознес Бетховена на вершину его прижизненной славы. Императорский театр вдруг вспоминает о бетховенской опере “Фиделио”, но глухота сильно мешает автору дирижировать, за его спиной капельмейстер Умлауф осторожно исправляет ошибки…Мода, именно мода, на Бетховена растет. Его приглашают на презентации, простите, на светские приемы, тогда это были еще приемы. К чести великого композитора он все еще предпочитает круг близких друзей в скромном ресторанчике. Там, в кругу друзей, он давал волю своим эмоциям, он говорил все что думает, не боясь ни шпионов и доносчиков. Доставалось всем, и австрийскому правительству, и католической религии, и императору. Слух был практически уже утерян, поэтому Людвиг пользовался специальными “Разговорными тетрадями”, в который записывались вопросы и ответы. До нас дошло около 400 таких тетрадей, записи в них более, чем смелые: “Правящая знать ничему не научилась!”, “Наше время нуждается в могучих умах, чтобы хлестать эти подлые человеческие душонки!”, “Через пятьдесят лет повсюду будут республики... ”. Бетховен все-таки остался самим собой. А в это время, в этом же ресторанчике, за дальним столиком сидит молодой человек, который восторженно наблюдает за своим кумиром, имя этого человека – Франц Шуберт.

    С 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет довольно мало и медленно, но даже написанные в состоянии депрессии его произведения великолепны. Соната для фортепиано ор. 90, e-moll, две виолончельные сонаты, выходят его обработки народных песен. Не много, но в этот период можно заметить изменение манеры, стиля написания, в наше время он получил название “позднего стиля” Бетховена. Следует выделить цикл песен “К далекой возлюбленной”, абсолютно оригинальный, от него повеяло новизной. Именно это произведение оказало не малое влияние на романтические вокальные циклы Шуберта и Шумана. В период с 1816 по 1822 год появляются пять последних фортепианных сонат, их композиция довольно сложна, как, впрочем, и композиция поздних квартетов (1824-1826). Он отступает от классических форм сонат, в очередной раз разрушает все рамки, скорее всего, это связано с его философско-созерцательным настроением.

    Словно самый крупный драгоценный камень в королевской короне, Девятая симфония заняла свое, господствующее, место среди произведений великого Бетховена. Спустя почти 170 лет что-то подобное еще будет, хотя конечно в других масштабах, уже в наши девяностые годы двадцатого столетия такое же место в дискографии Фредди Меркьюри займет его великая, и ставшая уже нарицательной, “The Show Must Go On”. Кто знает, может быть, еще через пару веков, уже наша современная музыка последних тридцати лет будет значить для наших потомков то, что для нас значит классическая музыка сейчас.

    Задумывалась Девятая симфония еще в годы кризиса, но реализовываться эта идея стала только в 1822 году, параллельно с Торжественной мессой (Missa solemnis). В 1823 году Бетховен заканчивает мессу, а через год и симфонию. В финальную часть своего бессмертного творения автор ввел хор и певцов-солистов, поручая им слова из оды Шиллера “К радости”: Люди - братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!

    Для столь грандиозных идей было найдено и столь же грандиозное воплощение в музыке. Девятая симфония является развитием темы знаменитых “Героической” и Пятой, “Пасторальной” и Седьмой симфоний, оперы “Фиделио”. Но она все-таки наиболее значимая во всем творчестве Бетховена, наиболее совершенная во всех отношениях.

    Вскоре скоротечная слава прошла, и о Людвиге опять все забыли, многие друзья уже давно покинули Вену, некоторые умерли.… Где же сам Бетховен? Давайте попробуем найти композитора в суетливой столице Австрии с помощью одного из его современников.

    Кажется, г-н Бетховен живет здесь рядом, я часто видел, как он сюда входил… - Продавец селедок указал на соседский дом.

    Дом выглядит очень жалким, опровергнув все наши ожидания. Каменные ступеньки, от которых веет холодом и сыростью, ведут на третий этаж, прямо в комнату мастера. Маленького роста, плотный, с зачесанными назад волосами с сильной проседью человек обязательно выйдет вам навстречу:

    Я имею несчастье быть покинутым всеми своими друзьями и торчу один в этой безобразной Вене, - скажет он, затем он попросит говорить громко, так как теперь слышит очень плохо. Он немного смущен, отчего говорит очень много и громко. Говорит, что часто нездоровится, мало сочиняет.… Всем недоволен, особенно проклинает Австрию и Вену.

    Меня приковывают здесь обстоятельства, - скажет он, ударив кулаком по роялю, - но здесь все мерзко и грязно. Все сверху до низу – мерзавцы. Никому нельзя доверять. Музыка тут в совершенном упадке. Император ничего не делает для искусства, и остальная публика довольствуется тем, что есть… - Когда он молчит его лоб морщится, и композитор выглядит особенно мрачным, иногда это даже пугает.

    Много сил Бетховен тратит на помощь своему племяннику, после смерти брата он смог отдать всю неутоленную потребность в любви. Но и тут Людвигу опять пришлось бороться, оставив много сил и здоровья в зале заседаний суда, где проходили слушанья по вопросу опеки над Карлом. Оппонентом композитора стала мать мальчика, корыстная и неблаговидная стерва. Сам племянник не оценил по достоинству всего того, что сделал для него дядя, который тратил со столь большим трудом добываемые средства на то, чтобы замять многочисленные скандальные истории, связанные с Карлом. Ценой неимоверных усилий близких друзей Бетховена, 7 мая 1824 года была исполнена Девятая симфония. Это событие примечательно еще и тем, что в это время наибольшую популярность приобрели эффектные сочинения, исполненные виртуозами, когда Бетховен, особенно его произведения позднего периода, отличаются своей глубиной и величием. Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор же стоял у рампы, давал темпы для каждой части, хотя к тому времени он совершенно потерял слух. Публика была в восторге, гром аплодисментов! Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и лишь один человек стоял по прежнему, не реагируя на восторженные возгласы, он просто их не слышал.… В его голове все еще играла симфония. Молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и повернула лицом к публике. Только в этот момент он смог убедится в успехе своего произведения. Второе исполнение Девятой симфонии проходило полупустом зале, что еще раз подтвердило вкусы, а вернее их отсутствие, у тогдашней публики.

    Заключение.

    Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну. Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того, чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой. Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было потрачено, после нескольких месяце тяжелой болезни Людвиг ван Бетховен умер. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты. Послесловие В 1812 году на известном в то время чешском курорте Теплице встретились два великих творца своего времени, имена которых были записаны золотыми буквами в истории искусства Бетховен и Гете. На одной из аллей поэт и композитор повстречались с группой австрийской знати, окружавшей императрицу. Гете, сняв шляпу, посторонившись к краю дороги, приветствовал “высоких” гостей почтительными поклонами. Бетховен, напротив, низко надвинул на глаза шляпу и, заложив руки за спину, быстро прошел сквозь гущу великосветской толпы. Лицо его было сурово, голова высоко поднята. Он лишь слегка прикоснулся к полям своей шляпы.

    Миновав гуляющих, Бетховен обратился к Гете:

    Я подождал Вас, потому что уважаю и почитаю Вас, как Вы этого заслуживаете, но Вы оказали этим господам слишком уж много чести. Непреклонный в отстаивании своих убеждений как художественных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошел свой жизненный путь великий композитор Людвиг ван Бетховен.

    Список используемой литературы.

      Кенигсберг А., Людвиг Ван Бетховен. Л.: Музыка, 1970.

      Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена: Исслед.–Л.: Музыка, 1979.–176 с., ил.

      Хентова С. М. «Лунная соната» Бетховена. М., «Музыка», 1975.–40 с.

      http://www.refcentr.ru/

      http://www.piplz.ru/page.php?id=18

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Происхождение Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия. Его отец, Иоганн Бетховен (1740-1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед, Людвиг Бетховен (1712-1773), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, а затем - капельмейстером.

    Cлайд 3

    Ранние годы Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.

    Cлайд 4

    Ранние годы В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

    Cлайд 5

    Cлайд 6

    Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену: «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта - это всегда он сам.» Бетховен в 30 лет.