K-POP: Почему это новый тренд в мировой музыке? Юный дорамщик.

Года два назад я через YouTube узнала про корейскую культуру, k-pop и айдолов (так в Корее называют молодых поп-звезд и других медиаперсон. - Прим. ред.). Начала , заинтересовалась едой, одеждой, языком - стала даже ходить в корейские рестораны в Питере и ставить в Instagram какие-то хештеги на корейском (значили они что-то вроде «корейская еда»). Подписалась на корейские Instagram: мне очень нравился их стиль.

Потом я вдруг узнала, что какой-то парень разместил на корейском сайте Naver мои фотографии из Instagram и написал, что на них «русская модель, которой очень нравится Корея» . Фотографии быстро разошлись, многие делали репосты, комментировали, кто-то на меня подписывался. В какой-то момент другой парень написал про меня: «Эта модель хочет выйти замуж за корейца». И тут случился настоящий бум - десять тысяч подписчиков за неделю!

В Корею я приехала 4 июня 2016 года. В аэропорту меня встречали с камерами - что было очень странно и страшно, но при этом захватывающе.

Все было новым: я впервые совсем одна полетела так далеко. Оказалось, меня уже знали, я попала в сказку: встретили, накормили, подарили подарки! Правда, потом оказалось, что затраты вычли из моей зарплаты… но это нормально, это Корея, всякое случается.

В середине лета мне предложили контракт на три года. Я сказала: «Ребят, как? У меня университет! Я вообще-то на лето приехала». Я ведь только окончила второй курс, училась на дизайнера интерьеров. Когда уезжала в Корею, не было времени даже забрать документы или уйти в академ! Но в итоге я все взвесила и подписала контракт.

В корейской культуре есть стандартизированное понятие о людской красоте. Такая тема - тебя могут прямо спросить: «Кто твой идеал, какой твой стайл?» Это значит - мол, какое тебе нравится лицо, какая фигура. Такой вопрос мне кажется странным, конечно. Обычно думаешь: «Какой стиль в человеке мне нравится - э-э-э, в смысле?» Под «идеалом», «стилем» они подразумевают цвет глаз, высоту носа, губы, цвет волос, прическу, рост, даже характер - да что угодно. Обычно отвечаю так: «Для меня классно, когда с человеком есть гармония, общие интересы, музыка, когда от общения получаешь кайф. Вот мой идеал, если уж хотите обозначить». Ну, если человек симпатичный и ухоженный - это, конечно, тоже плюс!

Здесь на первом месте всегда идет внешность. Например, если на работу пробуются два кандидата, один из которых красивый, а другой - не очень, зато с полным набором знаний, возьмут в 80 процентах случаев первого. Страна маленькая, людей много, очень высокая конкуренция. Все стараются хорошо учиться, красиво выглядеть. Именно поэтому так популярны пластические операции.

Кореянка может с ходу определить, как и какую пластику делала девушка, которая, скажем, напротив нее в кафе сидит. Они настоящие эксперты. Кстати, корейцы всегда почему-то хотят себе сделать, как они это называют, «высокий нос» - как у иностранцев. Хотя мне очень нравятся их миниатюрные носики - не знаю, зачем они их пытаются задрать. Странная идея.

В Корее большинство повернуто на макияже, но, конечно, есть девушки, которые вообще не красятся. У меня есть подруга из Пусана, она не пользуется косметикой, носит кепку, кеды и джинсы. Лично я делаю очень естественный макияж. Мои три маст-хэва - кушон, хайлайтер и бронзер или карандаш для бровей.

Корейский макияж очень отличается от иностранного. Например, мне не идет черная подводка. А они все время ее используют. Плюс, они делают контуринг носа у бровей, с которым я получаюсь как сова. Я всегда прошу их этого не делать. Что касается брендов, то Holika Holika, Tony Moly - самые дешевые, кореянки их особо не используют. Ну, так - блеск какой-нибудь купили, да и все. Они любят IOPE и, например, CLIO, Etude House, Banila co, PeriPera.

Сперва, когда я приехала сюда, на встречах ничего не понимала. Оказалось, что по-английски говорят далеко не все. Но чем больше я слушаю музыку, смотрю кино, тем быстрее у меня улучшается корейский. Сейчас понимаю где-то 60-70 процентов того, что слышу. Для года в Корее это, кажется, довольно неплохо. Времени на занятия у меня особо нет, в основном учу язык сама, просто находясь в среде. Слушаю, выхватываю какие-то слова, запоминаю, если что-то не знаю, спрашиваю или смотрю переводчик. Сидеть учить и делать упражнения - такого у меня не было. Разве что раньше по скайпу каждый день 40 минут занималась с корейской преподавательницей, работала над произношением.

Я слышала, что русским девушкам тяжело встречаться с корейскими парнями. У меня есть друзья-корейцы, но каждый из них когда-либо был за границей, они видели другой мир за пределами Кореи, они жили или учились за границей, поэтому у них другой образ мышления. А те, у кого нет возможности выезжать, нет времени, кто много учится или работает (а народ трудолюбивый), очень ревнивые. Я с этим никогда не сталкивалась, я с корейцами не встречалась, но слышала, что и парни, и девушки этим «грешат». Каждый день у них texting - то есть переписка. Глаза открыли, сразу пишут: «А ты проснулась, а ты позавтракала?» Если не отвечаешь пять минут, начинается истерика. Иногда слышу, как в соседней квартире девушка не просто плачет, а кричит: «Не уходи от меня, не бросай, нет!»

Все видели азиатские крейзи-реалити-шоу . Но они скорее популярны в Японии. В Корее шоу в основном крутятся вокруг селебрити, которые приходят и выполняют разные задания.

Недавно я снималась в телешоу, где показывали мой день. Такие шоу обычно непостоянные, их снимают в какой-то период времени. Например, тот, о котором я говорю, «Мой сосед Чарльз», фокусировался на иностранцах, живущих в Корее. Суть - рассказать о том, с чем такие люди сталкиваются, как они тут «выживают». Все эти реалити на самом деле - телевидение, они ненастоящие. Если невесело, неинтересно, продюсеры придумывают какую-нибудь историю, концепт, странные действия. Например, когда я снималась, мне говорили: делай это, не делай то, иди поговори с той женщиной. На самом деле это совсем не реалити. Для меня вообще это самые сложные съемки. Гораздо проще, когда есть план, сценарий. А здесь они говорят тебе - будь собой, но одновременно ты должен быть супервеселым «собой». Или вообще делать то, чего ты, будучи тихим и спокойным человеком, не стал бы делать.

Корейцы - трудолюбивый и креативный народ. У них другой подход к работе, не как в России, не как в Европе. Они делают все очень продуктивно. Их очень много, например, в съемочной группе может быть человек 20. Но каждый четко знает свое дело и четко его выполняет. Здесь очень много творческих людей в моде, музыке, кино, фотографии.

Я постоянно сталкиваюсь с тем, что в Корее люди очень много сравнивают. Например, друг друга. Говорят - а кто красивее? Когда ты пытаешься объяснить, что красота - в индивидуальности, они не всегда понимают. Не у всех есть возможность путешествовать, смотреть на других людей, на мир. Поэтому порой они мыслят уже. Не все, конечно, но большинство. Страна молодая в плане свободного образа мышления, открытости миру. Это для меня поначалу было странным.

Когда я понимаю, что мой менталитет не сходится с корейским, пытаюсь себя перепрограммировать, перенастроить, чтобы понять эту культуру. Ведь если ты хочешь жить в стране, ты должен подчиняться ее устоявшимся законам.

Когда корейцы едят, они почти всегда пьют алкоголь (особенно мужчины). Бизнес-встреча - это, как правило, ресторан, выпивка. Можно пить на улице, никто ничего не скажет, ничего не запрещено. Причем если русские пьют, чтобы напиться и чтобы было весело, то корейцы пьют так, что кажется - они уже не могут это делать, но все равно продолжают. Раз в месяц компании собирают сотрудников в коги-чиб - «мясной дом». Там они едят мясо, пьют соджу (аналог водки на основе сладкого или зерна), веселятся. После все идут в чиммэк за пивом и жареной курицей («мэгчу» по-корейски значит «пиво», первые две буквы здесь от английского chicken, ). Потом все едут в караоке, там опять пьют либо пиво, либо соджу, либо со-мэг: соджу с пивом. Очень часто никто до утра даже не спит - после ночи идут в ресторанчик за лапшой рамэн и выпивают еще стопку соджу, чтобы снять похмелье.

У меня 40-й размер ноги, поэтому на съемки я всегда беру свою обувь. Найти мой размер здесь вообще сложно. Разве что в Mango, H&M можно, если постараться. С одеждой тоже не все просто. Если в корейском магазине покупать джинсы, они мне будут узковаты в бедрах и попе.

У корейцев принято все говорить в лицо. «Ой, ты похудела», «Ой, ты потолстела», «Ой, что-то у тебя лицо уставшее». Еще у них есть такая тема - монолог. Кореец идет по улице и может внезапно начать говорить что-то типа: «О, а куда я иду? Так, что мне сегодня надо сделать?» Или: «О-о-о, я голодная», «Ах, я устала». Это так странно, особенно для русского человека! Моя директор, когда мы куда-то едем, тоже может начать говорить с собой вслух. Сразу появляется вопрос: «Давайте остановимся перекусить? Или вы отдохнуть хотите?» Поначалу не знала, как на подобное реагировать.

Я живу одна, у меня небольшая комната в районе Каннам. Даже моя комната в Питере была побольше, но этот район - очень дорогой. Дома я почти не остаюсь, мне там не очень уютно. Тесно, клаустрофобия начинается.

Какая у меня работа сейчас? Снимаюсь в телешоу, занимаюсь имиджевой и модельной съемкой. Обычно обо всех предложениях мне сообщает мой директор. С ней все общаются. В Корее иначе не делается: если ты работаешь в компании, как я, с тобой не могут напрямую связываться, не могут, там, твой телефон дать. Такой этикет. Жаль, что ты не можешь при этом ничего контролировать: может, есть работа, которую хочется сделать, но ты не узнаешь о ней, например, потому что у тебя есть компания, которая что-то отсеивает.

Обычно у меня в день одна большая съемка с утра до вечера. Бывает, меняю по десять образов. Волосы накручивают, выпрямляют, делают хвостики и так далее. В выходные иногда тоже бывают съемки. А иногда, наоборот, съемок на неделе мало - тогда могу увидеться с друзьями, что-то еще поделать.

Когда меня спрашивают, что у меня за работа, я никогда не называю себя моделью. Во-первых, люди сразу представляют подиумы, fashion, Yves Saint Laurent, Prada… Они смотрят на тебя и оценивают: «М-м-м, ну да, у тебя что-то бедра широковаты…» Здорово, что сейчас во всем мире меняется стереотип о «высокой худой модели», но в Корее это пока не так. Во-вторых, я не хочу вешать ярлыки, тем самым загоняя себя в рамки. Я говорю, что я либо entertainer («развлекатель»), либо артист, либо free soul («свободная душа»). Недавно я даже сделала татуировку с этой фразой - кстати, уже будучи в Корее.

Корейцы относятся очень серьезно ко всей сфере развлечений, и особенно к айдолам. Я вообще никогда не понимала, зачем называть живого человека айдолом («идолом», «идеалом») - это же огромная ответственность для него и стресс. При любом проявлении «признаков человека» айдол подвергается нападкам со стороны общества. А по мне гораздо приятнее смотреть на живых людей и верить, что они - такие же, как ты. Люди, которые любят и наслаждаются жизнью, при этом даря другим улыбки. Это то, что стараюсь делать я.

Когда у меня есть свободное время, я снимаю видео для YouTube-канала. У меня дома стоит камера на штативе, микрофон, чтобы записывать песни, каверы на укулеле, делать музыку. Иногда, когда к тому лежит душа, я делаю в Instagram трансляции, на которых играю.

Во время загрузки произошла ошибка.

На самом деле я хочу заниматься музыкой и быть артистом. Люди знают, что я играю на укулеле, но, мне кажется, пока не воспринимают это всерьез, только как хобби. Хотя недавно мы записали мою первую песню. Ребята, два продюсера, которые делают хаус-музыку, связались с одной русской компанией, а потом мне предложили стать их вокалом. Большинство моих друзей связаны с музыкой, у многих есть свои студии, куда они меня зовут писать песни, моя самая близкая подруга - певица и продюсер.

Семинарии - место воспитания послушных, зависимых от системы священников

Нет, нет, это не то, о чем вы могли подумать. Не тема «голубого лобби» в РПЦ, так активно и часто поднимаемая в блоге протодьякона Андрея Кураева.

Просто есть в обществе расхожее представление о стандартном пути в священство, который якобы проходят все будущие батюшки: растет мальчик в верующей семье (особенно - в священнической), с детства при храме, помогает в алтаре, после школы сразу же по благословению духовника и папеньки с маменькой поступает в семинарию, там пять лет сидит за партой, в конце учебы находит себе жену из регентш или иконописиц, обучающихся тут же, по соседству. Затем его рукополагают и отправляют на приход, где он служит до конца дней своих.

Да, примерно такой усредненный путь и есть, со своими вариациями. Но есть и другой вариант - когда священниками становятся взрослые люди, нередко с высшим образованием, пришедшие из «ниоткуда». Как здесь выглядит процесс и чем подобный священник будет отличаться от выросшего из мальчика-семинариста?

Как известно, в советское время власти жестко препятствовали тому, чтобы священником мог стать человек с высшим образованием - такому практически всегда отказывали при поступлении в семинарию. Зато охотно брали малограмотных юношей из западноукраинских деревень. До сих пор в России служат еще те попы, рукоположенные в середине - конце семидесятых, которые стали маститыми митрофорными (то есть достигшими высших священнических наград) протоиереями. И не просто сами служат, но служат целыми кланами. Можно ради интереса полистать списки клира какой-нибудь российской провинциальной епархии, найдете много одинаковых фамилий: братьев, отцов и детей, племянников, прочей родни. Надо ли уточнять, что в делах проповеди и научения христианской вере многие из этих священников не на высоте, сами бывают полны деревенских суеверий. Зато в вопросах деловой хватки: стройки, нахождения спонсоров, укрепления своего личного благосостояния - с ними мало кто сравнится.

Человек же с высшим образованием в советское время мог пробиться в священство только через отказ от своего статуса: он уходил в кочегары, дворники, в церковные сторожа, а через какое-то время его тихонько рукополагали, порой без семинарии совсем, или он учился заочно, уже будучи священником.

В начале девяностых ситуация изменилась, стали в большом количестве открываться храмы, потребовалось и большое количество новых священников. Тогда рукополагали всех подряд: достаточно было чьей-то рекомендации, человек выучивал 50-й псалом, брал в руки кадило, служебник, требник - и вперед, затыкать духовные дыры. Люди приходили разные: как малообразованные бывшие сантехники, милиционеры, водители, колхозники, так и интеллигенция, порой с научными степенями. Возникло разнообразие среди священства: кто-то недалек умом, но склонен к строительству, кто-то наоборот - не слишком деловой, зато хороший миссионер, проповедник, церковный ученый. И у прихожан появилась возможность, особенно в городе, выбрать батюшку по душе и по уму.

В конце девяностых - начале двухтысячных духовные дыры более-менее были заткнуты, все хлебные места заняты. В это время архиереи стали более разборчивы: уже не рукополагали первого попавшегося с улицы, ставленник (кандидат в священство) должен был иметь хорошую рекомендацию от настоятеля прихода или благочинного (начальника над группой приходов), он должен был тренироваться на приходе: алтарничать, учиться читать на церковнославянском, а также его посылали заочно учиться хотя бы в духовное училище или в семинарию. Но человека с высшим образованием в это время уважали - значит, умный, будет полезен. Таких священников нередко назначали руководить образовательными проектами епархии, миссионерскими, социальными отделами, всегда можно было щегольнуть в прессе, что такой-то батюшка у нас - кандидат таких-то наук.

Но постепенно (и ради этого мы и ведем рассказ) епископат РПЦ понял, что есть существенное отличие между «стандартным» батюшкой семинарской выучки и священником, имеющим в прошлом светское образование и какую-то профессию, навыки самостоятельного выживания. Представители второй группы священства в целом более самостоятельны, склонны иметь свое мнение, порой дерзают возражать начальству и даже в случае чего способны хлопнуть дверью, уйдя на светскую работу.

Когда наступило время патриаршества Кирилла (Гундяева), то выстраиваемая им вертикаль власти не предполагала ничьей самостоятельности, никакой дерзости, возражений или чего-либо подобного. Сначала поголовно всем священникам велели в обязательном порядке получить духовное образование. Уже даже духовное училище (двухгодичное заочное, типа церковного ПТУ) перестало считаться достаточным - всех отправили учиться пять лет в семинарии (церковном колледже). Мне известен анекдотичный случай, когда за парту посадили… декана богословского факультета провинциального православного университета - доктора исторических наук. Знания, ум и умения перестали считаться достаточными - теперь все решали массовость, стандарт и корочка.

А для кандидатов в священники, даже с высшим гуманитарным образованием, халява закончилась: теперь путь к рукоположению лежал только через очную учебу в семинарии, заочка осталась в основном только для тех, кто уже в сане, и для монахов. И многим возрастным людям пришлось бросить работу и семью и сесть за парту, как школярам.

В современной РПЦ, как и во времена власти КГБ, вновь стало очевидно: светски образованные священники не нужны - они опасны, склонны критиковать, могут зарабатывать на стороне, тем самым выходя из-под полного контроля архиерея данной епархии. А вот тому батюшке, который в 18 лет сел за парту в семинарии, а в 22–23 уже стал священником, нарожал кучу детишек и по уши погрузился в приходские заботы, деваться впоследствии от власти епископа некуда. И чем старше священник становится, тем меньше у него возможностей, сил и смелости выступать в чем-либо против абсолютной власти церковного начальства: у него не остается запасных путей, нет навыков, образования, ничего, кроме умения виртуозно махать кадилом, крестить, венчать и совершать прочие благодатные действия, которые кормят его на своем месте, но абсолютно не востребованы в светском равнодушном мире бизнеса и борьбы за существование.

Поэтому сейчас в РПЦ ситуация такова: те из образованных и самостоятельных священников, кто возмущается политикой РПЦ - ее обслуживанием интересов власти, а не народа, порой уходят из служения, «хлопнув дверью». Те же, кому некуда деваться в силу разных причин, продолжают служить, но находят некоторую отдушину, в частности, в соцсетях, анонимно высказывая наболевшее, критикуя сложившуюся ситуацию в РПЦ.

Но выстраиваемая вертикаль власти и тенденция к тотальному подавлению священства со стороны патриархии имеет и обратное действие: в последние годы в семинарии идет все меньше юношей, искренне желающих служить Богу и Церкви. Те же, кто продолжает поступать в семинарии, часто делают это или в силу семейной традиции, или полагая, что у попа всегда будет кусок хлеба. А тех, кто имеет высшее светское образование и профессию, с каждым годом среди священства будет все меньше. Ясно, что это путь к усугубляющейся потере доверия и уважения со стороны общества к РПЦ. Но, как видим, пока патриархию это совершенно не волнует.

Долго ли такое продлится - неизвестно. Всем же искренним верующим юношам, стремящимся послужить Богу в алтаре православного храма, можно пожелать только одно: получите сначала высшее образование и приобретите хорошую профессию. Пригодится в жизни.

Какой мир к-попа? Волнующий, быстро развивающийся, полон интриг и скандалов, вызывает привыкание у каждого, кто хоть чутка проявит интерес к нему. Именно поэтому с каждым годов к-поперов все больше и больше. Но что же должен знать обычный обыватель прежде чем его полностью поглотит волна Халлю?

Новые слова

В мире к-поперов используется особая терминология для обозначения разных явлений и вещей.
Макнэ (самый младший участник группы), хён (обращение мужчин к мужчинам более старшего возраста; «старший брат»), нуна (обращение мужчин к женщине, которая старше его; «старшая сестра»), эгьё (милый жест), камбэк, биас, и ещё куча всяких выражений.

http://giphy.com/gifs/l0ExfYsxo7niocoiA

Думаете что никогда не сможете все это запомнить? После просмотра тысячи эгьё, это слово само будет приходить в голову.

Запаситесь терпением

http://giphy.com/gifs/l0Ex25Ao1YJvjjG5G

VIPы всегда в ожидании нового альбома …
(это ожидание усилится также тем, что участники уходят в армию).


Вы потратите много, очень много денег

http://giphy.com/gifs/l0Ex352kGbqzPozTi

Внутренний казначей будет в бешенстве. Ведь быть к-попером значит разрываться между желанием накопить билет в Сеул и отдать накопленные деньги за альбом, постеры, подушки, кружки, рюкзаки, постеры, носочки…(список без конца, да).

Необычные шоу больше не раздражают

Ну и как много из нас съеживались, смотря на то, что айдолы вытворяют на многочисленных развлекательных шоу?

http://giphy.com/gifs/26gsqojMxdvjtdbY4

http://giphy.com/gifs/l0Ex8QbAiplK2HS1y

«Мы хотим извиниться перед нашими родителями»


Вы будете видеть к-поп буквально повсюду

http://giphy.com/gifs/26gscLEaIJuLj50Aw

«Привет всем, я единорог группы »

Стал к-попером — станешь и дорамщиком (в другой последовательности также работает).

Некоторые запомнят этот день, а кто-то даже не поймет как обосновался в новой сфере.
Биас начинает актерскую деятельность или исполнил главный ост к дораме или фильму — хоп! и ты уже смотришь сотую дораму.

«Я не зависим от дорам … Я могу остановиться, но сначала дай мне посмотреть ещё одну серию.»


Стандарты изменятся

Если бы вокруг было столько талантливых и красивых…

Нет пути назад, но все в порядке

Вам никогда не надоест это, ведь мир к-попа стремительно развивается и меняется. Когда чуете затишье, знайте что это перед бурей. Мы до сих пор не нашли способа избавиться от всего этого. Да и зачем? Ведь мы можем по-настоящему наслаждаться всеми теми преимуществами, которые дает нам это увлечение.

Seoul Economy , корейская публицистика, заглянула за кулисы, чтобы посмотреть, через что пришлось пройти сегодняшним топовым звездам, чтобы оказаться на этом месте.

Айдол-группы становятся все более и более распространенными с новыми компаниями, они быстро появляются и пытаются дебютировать, как следующая хит-группа. Путь к успеху никогда не бывает легким и на этом пути возникает много препятствий и трудностей.

Айдолы работают по контракту


2NE1 и KARA, 2 группы, которые пострадали от «7-летнего проклятия».

Хорошо известно, что участники айдол-групп подписывают контракты с компаниями на длительное время. Проблема с этими длительными контрактами в том, что группы, в конечном итоге, расформировываются через пару лет, прежде чем их контракты истекают. Женские группы , и — все они объявили о своем расформировании, одна за другой, в этом году.

Еще одна проблема этих длительных контрактов — это то, что отдельные участники, в конце концов, покидают группу, в результате чего появляется больше проблем. , и — у всех них были трудности в продолжении своей деятельности из-за ухода участников. Общественность опечалена, что эти группы не могут сломать свои «7-летние проклятия» со своими расформированиями, но для айдолов, конец 7 лет, означает конец их контрактов с агентствами.


Джунсу, Ючон и Джэджун подали в суд за «рабские контракты» SM.

В настоящее время стандартная длина контракта составляет 7 лет, но так было не всегда. Десять лет назад, трое участников ушли из SM Entertainment , где «рабский контракт» айдолов стал большой проблемой. Из-за этого спора, правила по контрактам были пересмотрены. Стандартный договор между агентством и айдолом теперь не может быть длиннее 7 лет, но он может быть продлен по взаимному согласию после истечения срока его действия.

Вопросы оплаты


Концептуальное фото для 3-го мега-хита G-FRIEND “Navillera”

Как правило, айдолы не получают никаких выплат на свои банковские счета, до тех пор, пока группа не возместит расходы компании на их обучение, жилье и запись нового альбома. Идея о получении денег, может быть реально достигнута в течении 3-х лет только с мега-хитом, который может занять годы. смогли получить свои первые выплаты благодаря многочисленным хитам, таким как “Me Gustas Tu ”, “Rough ” и “Navillera ”.

Один участник из айдол-группы “A ”, которая только что дебютировала, отметил:

“Я упорно трудился с тех пор, как стал стажером, и я хочу быть в состоянии принимать любовь, поскольку у нас есть много хороших песен и сильная хореография. Моя цель в том, чтобы мы получили наш первый платеж в течении трех лет” – айдол-участник “A”

Официальный представитель крупной компании также пояснил: «Айдолы могут получить бесконечное количество стимулов через бесконечное количество конкуренции, но если они, в конечном итоге, потеряют конкуренцию, они не будут получать даже базовую зарплату» . В основном, он сказал, что айдолы могут получать много денег, продолжая продвижение, но если они вдруг потерпят неудачу, то расходы перевесят доходы.

24 часа в сутки не хватает


Альбом EXO «Exodus» и переупакованная версия «Love Me Right».

Существуют синглы, мини-альбомы, полные альбомы и переупакованные альбомы. Всё это различные типы альбомов и релизов. В прошлом, группы выпускали только 1 альбом в год и тратили несколько месяцев на продвижение, но музыкальный рынок переходит на цифровые платформы, и группы теперь выпускают по несколько альбомов в год. Явление получило название «расщепление альбома».

Индустрия развлечений в целом меняется, и группы, имеющие большое количество участников означают, что их дележ выручки будет меньше. Сейчас, группы, также, в ожидании появиться на различных шоу-программах, чтобы помочь общественности узнать их лица и сократить время раскрутки.

В связи с ростом популярности K-Pop и корейской культуры, мало времени остается на зарубежные мероприятия. Айдол-участник B , дебютировавший 4 года назад, рассказал, как мало всего остального он успевает:

“После своего дебюта, не было и дня, чтобы я отдохнул с комфортом. Я не хочу поехать заграницу, я хочу побыть дома со своей семьей и не думать ни о чем и отдохнуть хотя бы несколько дней. Я ездил в Таиланд и в Японию на фан-встречи, но потом я сел в самолет и прилетел прямо в Сеул. Я так завидую, когда слышу, что мои друзья, имеющие обычную работу, могут выехать за границу и развлекаться” – айдол-участник “B”

Поют и танцуют не больше, чем ради кадра

Термин актер-айдол часто используется при разговоре об айдолах,ворвавшихся в актерскую индустрию. Бесчисленные айдолы, такие как из Miss A , и из , из , из и из превратились в актеров, в то же время, продвигаясь как певцы.

Средняя продолжительность службы айдола короче, чем актера. Если айдолы способны сделать себе имя и как певец, и как актер, то их срок службы, как артистов резко возрастает.

Быть актером или не быть — это выбор, но это также зависит от необходимости на рынке развлечений, на котором не хватает актеров 20-летнего возраста. Актрисы, которые берут ведущие женские роли, такие как , и , им всем уже по 30. Многие начинающие знаменитости, также, выбирают путь айдолов, вместо актерства.


Су Э, Сон Йе Чжин и Ким Ха Ныль.

Одним из примеров знаменитостей, чьей целью, изначально, было стать айдолом, является . Он даже сам записал своё пение на пленку и предоставил ее различным компаниям. Он начал рассматривать вариант стать актером только тогда, когда на дискуссиях в компании ему сказали, что у него лицо актера и убедили его сменить профессию.

Менеджер доказал эту точку зрения, утверждая, что многие из их певцов также проходят уроки актерского мастерства:

“Сейчас, когда певцы из нашей компании дебютируют, они также проходят уроки актерского мастерства, по нашему настоянию” – менеджер “C”

Айдолы также эмоциональны

По этому вопросу, директор по связям с общественностью в крупной маркетинговой компании сказал, что общественности необходимо относиться с бо льшим пониманием к айдолам:

“Мне хотелось бы видеть, что общественность принимает тот факт, что у знаменитостей тоже есть свои собственные эмоции” – деректор по связям с общественностью

Айдолы постоянно втянуты в какие-то противоречивые отношения и это проблема №1, которая взрывает сайты-порталы, такие как Naver и Nate. Если айдол, появившись на варьете-шоу, покажет высокомерие или незаинтересованное выражение лица, онлайн сообщества взорвутся постами и комментариями нетизенов, которые раздуют эту проблему и создадут негативный имидж для айдола. Даже личные чувства, которые айдолы размещают в своих социальных сетях подвергаются критике.

Если общественное мнение об айдоле становится отрицательным, компания может написать официальное извинение, но если общественность посчитает, что в извинениях нет искренности, они будут атаковать в два раза сильнее. Как знаменитости, вам придется стоять перед публикой и эмоциональные времена неизбежны.

Стать К-Рор звездой — значит, что вам будут завидовать и вы будете популярны во всем мире, но путь, который ведет к успеху, временами, слишком трудный. В следующий раз, когда вы задумаетесь о своих любимых айдолах, оцените трудности, через которые им пришлось пройти, чтобы оказаться там, где они есть сейчас.

Не проходит и дня, чтобы «К-поп язык» не понимали и люди хотят задавать миллион вопросов о К-поп. Это всегда «Почему так? Почему он выглядит так? Почему он одет в это? Как ты можешь слушать музыку на другом языке? «

Представляем перечень наиболее встречающихся вопросов, которые задают фанатам К-поп и ответы на них. Дорогие фанаты К-поп, чувствуйте себя свободно и оставляйте свои ответы в комментариях!

1. Понимаешь ли ты все, что они говорят?

Ну нет… ну да… как бы… это не важно! Музыкальные видео изобретены, чтобы наслаждаться ВИЗУАЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ также, как и самой песней. Плюс подождите, и вы и я знаем, что есть певцы, которые поют на вашем родном языке, но вы все равно их не понимаете^^.

2. Но как же ты слушаешь песни, если ты не понимаешь их смысла?

Музыка цепляет и иногда лучше не понимать слов. Я знаю, потому что я смотрю тексты.

3. А почему на этом парне макияж и узкие брючки!?

Ну, во-первых он одет в стильные обтягивающие джинсы или джеггинсы, и он ОБЯЗАН их одеть, чтобы продемонстрировать свой “мощный танец” и харизму. Макияж придает ему безупречный вид, которому завидуют даже девушки и что, все забыли 80-тые?! Бой Джордж, Prince и Майкл Джексон отрывались на сцене с подводкой для глаз и блеском для губ целыми днями! Просто примите красоту и танцуйте.

4. Почему так много участников в группе?

Это легко! Подумайте об идол-группах как о супер героях; каждый участник вносит вклад своим собственным особым талантом. Есть главный танцор, вокалист, рэпер, самый милый, самый красивый и т.д. Когда они собираются вместе, то получается супер-группа, как например Super Junior !^_^

5. Почему, когда говорят о корейских парнях и их прессе, то упоминают термин «шоколадные кубики»?

«Шоколадные кубики» использовались всегда и НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЦВЕТУ КОЖИ. Этот термин буквально взят из-за формы шоколадной плитки.

6. Что такое эгьё?!

Эгьё показывает вашу милую сторону. Фанаты и фанатки обожают смотреть, как их идолы демонстрируют свою милую сторону. Идолы делают это, чтобы их фанаты были счастливы.

7. SHINee? SHIN-E?

Нееееееет! Это произносится как «ШАЙН-И», и да, это выглядит как «Shin» плюс 2 «E», и просто потому что. Да, “патамушта” — это причина.

8. Кто такой «баес»*?

«Баес» (bias=любимчик) — это парень или девушка, который(ая) нравится вам больше всего в какой-то конкретной группе. Например, в группе NU’EST обычно баес это Рэн, а в SHINee оба Онью и Тхэмин могут быть у кого-то баесами. Да, у вас может быть больше, чем один любимчик в группе, сердце не знает правил.

9. Почему все 500 участников в группе всегда бегают только за ОДНОЙ девушкой в музыкальном видео?

Потому что участники группы сами являются центром вселенной и никто не хочет видеть, как их парни встречаются с толпой девушек. Честно, вы знаете, как могут вести себя фанаты временами (-_-)

10. Почему такие яркие цветы и уникальный гардероб?

K-поп — это веселье и радость, так что одежда и стиль видео отражают это. Плюс, в конечном итоге, и вы переступите черту и купите сексуальные розовые узкие джинсы. Вот увидите.

Какие еще вопросы, связанные с К-поп задают вам?

© dramafever.com

_______________________________________

* bias [‘baɪəs] — звучит как «бАес», но среди фанатов к-поп более распространен неправильный вариант произношения — «биас».