Какие бывают жанры произведений. Виды литературных жанров по форме

Жанр в литературе - это такой подбор текстов, которые обладают схожей структурой, близки по содержанию. Их достаточно много, но существует разделение по родам, по форме и содержанию.

Классификация жанров в литературе.

Деление по родам

При такой классификации следует рассматривать отношение самого автора к интересующему читателя тексту. Первым попробовал разделить литературные произведения на четыре жанра, у каждого имеются свои внутренние деления:

  • эпические (романы, повести, эпопеи, новеллы, рассказы, сказки, былины),
  • лирические (оды, элегии, послания, эпиграммы),
  • драматические (драмы, комедии, трагедии),
  • лиро-эпические (баллады, поэмы).

Деление по содержанию

По этому принципу разделения появились три группы:

  • Комедии,
  • Трагедии,
  • Драмы.

Две последние группы говорят о трагической судьбе, о конфликте в произведении. А комедии следует разделить на более мелкие подгруппы: пародия, фарс, водевиль, комедия положений, интермедия.

Разделение по форме

Группа разнообразна и многочисленна. Жанров в этой группе насчитывается тринадцать штук:

  • эпопею,
  • эпос,
  • роман,
  • повесть,
  • новеллу,
  • рассказ,
  • скетч,
  • пьесу,
  • очерк,
  • эссе,
  • опус,
  • видения.

В прозе такого чёткого разделения нет

Непросто сразу определить, какого жанра то или иное произведение. Как воздействует на читателя прочитанное произведение? Какие чувства вызывает? Присутствует ли автор, знакомит ли со своими личными переживаниями, ведётся ли простое повествование без добавления анализа описанных событий. Все эти вопросы требуют конкретных ответов для вынесения окончательного вердикта о принадлежности текста к определённому виду литературного жанра.

Жанры рассказывают о себе

Чтобы начать разбираться в жанровом многообразии литературы, следует знать характеристику каждого из них.

  1. Группы по форме, пожалуй, самые интересные. Пьеса - произведение, написанное специально для сцены. Рассказ - прозаическое повествовательное небольшое по объёму произведение. Роман отличает его масштабность. Повесть - промежуточный, стоящий между рассказом и романом, жанр, в котором рассказывается о судьбе одного героя.
  2. Группы по содержанию малочисленны, поэтому запомнить их очень легко. Комедия имеет юмористический и сатирический характер. Трагедия всегда заканчивается ожидаемо неприятно. Драма основана на конфликте между человеческой жизнью и обществом.
  3. Типология жанров по роду содержит только три структуры:
    1. Эпос рассказывает о прошлом, не выражая своего личностного мнения о происходящем.
    2. Лирика всегда содержит чувства и переживания лирического героя, то есть, самого автора.
    3. Драма раскрывает свой сюжет через общение героев между собой.
  • по содержанию
  • Ссылки

    • Сысоева О. А. Жанровый подход к изучению литературы в рамках дополнительного образования (на примере романа Саши Соколова «Школа для дураков»)
    • Теоретическая поэтика: понятия и определения.Хрестоматия для студентов филологических факультетов. Автор-составитель Н. Д. Тамарченко

    Литература

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Литературный жанр" в других словарях:

      РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь

      Элегия (έλεγεία) лирическое стихотворение грустного, задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь в слово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна: его производят от предполагаемого припева έ λέγε … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      В настоящее время, самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем разнообразием волнующих ее вопросов. Чтобы достигнуть такого универсального значения, роману нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Плач один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии … Википедия

      - (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману, шутовской комедии … Литературная энциклопедия

      Жанр - ЖАНР (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману,… … Словарь литературных терминов

      - (ист. и спец. применяется в кинематографе) законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы… … Википедия

      ЖАНР - литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь

      А; м. [франц. genre] 1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры.… … Энциклопедический словарь

    Основные жанры литературы - это группы произведений, идентичных формально и по стилю изложения. Еще во времена Аристотеля произошло разделение литературы на жанры, свидетельство этому - "Поэтика" греческого философа, трактат о литературной эволюции, написанный за триста лет до Рождества Христова.

    в литературе?

    Литература берет свое начало с библейских времен, люди писали и читали всегда. содержащие хоть какой-то текст, - это уже литература, ибо написанное есть мысли человека, отображение его желаний и чаяний. Докладные, челобитные, церковные тексты писались во множестве, и таким образом появился первый литературный жанр - берестяной. С развитием письменности возник жанр летописи. Чаще всего написанное носило уже некоторые литературные признаки, изящные обороты речи, образные аллегории.

    Следующим жанром литературы стали былины, эпические сказания о богатырях и других героях исторических сюжетов. Отдельным можно считать религиозную литературу, описание библейских событий, жития высшего духовенства.

    Появление книгопечатания в 16 веке положило начало бурному развитию литературы. На протяжении всего 17 века формировались стили и жанры.

    Литература 18 века

    На вопрос о том, что такое жанры в можно ответить однозначно, что литература того времени условно делится на три основных направления: драму, повествование и поэтические вирши. Драматические произведения нередко принимали форму трагедии, когда герои сюжета погибали, а борьба между добром и злом становилась все более смертельной. Увы, конъюнктура литературного рынка диктовала свои условия уже тогда. Жанр спокойного повествования тоже находил своего читателя. Романы, повести и рассказы считались "средним звеном", тогда как трагедии, поэмы и оды относились к "высокому" жанру литературы, а сатирические произведения, басни и комедии - к "низкому".

    Вирши - это примитивная форма поэзии, которая была в ходу на балах, светских раутах и других мероприятиях высшей столичной знати. Стихи в жанре виршей имели признаки силлогистики, стих делился на ритмические отрезки. Механический слог, убийственый для настоящей поэзии, долгое время диктовал моду.

    Литература19-20 веков

    Литература 19 века и первой половины 20-го отличается несколькими жанрами, наиболее востребованными в золотой пушкинско-гоголевский век, а затем - в серебряный век Александра Блока и Сергея Есенина. Драма, эпос и лирика - вот что такое жанры в литературе прошлого и позапрошлого столетий.

    Лирика обязательно должна была иметь эмоциональную окраску, быть осмысленной и целеустремленной. Ее категориями были ода и элегия, причем ода - с восторженным удивлением, воспеванием и возведением в ранг героев.

    Лирическая элегия строилась по принципу печальной тональности стиха, грусти, как результата переживаний героя, независимо от того, что явилось причиной - или дисгармония мироздания.

    Что такое жанры в литературе современной?

    Жанров в современной литературе достаточно много, среди них можно выделить наиболее популярные, востребованные широкой читательской аудиторией:

    • Трагедия - разновидность литературного жанра драмы, отличающаяся крайним эмоциональным напряжением, с обязательной гибелью героев.
    • Комедия - еще одна разновидность жанра драмы, противоположная трагедии, с веселым сюжетом и счастливым концом.
    • Жанр сказки - литературное направление для детей, их творческого развития. В жанре много литературных шедевров.
    • Эпопея - литературный жанр исторического толка, описывает отдельные события прошлых времен в стиле героизма, отличается большим количеством персонажей.
    • Жанр роман - это обширное повествование, с несколькими сюжетными линиями, подробно описывающее жизнь каждого персонажа в отдельности и всех вместе, отличается склонностью к анализу происходящих событий.
    • Повесть - жанр средней формы, пишется по одной схеме с романом, но в более сжатом контексте. В повести обычно выделяется один персонаж как главный, остальные описываются в "привязке" к нему.
    • Рассказ - жанр повествования малой формы, краткое изложение одного события. Сюжет его не может иметь продолжения, представляет квинтэссенцию мысли автора, всегда имеет законченную форму.
    • Новелла - жанр, аналогичный рассказу, отличие только в остроте сюжета. Новелла отличается неожиданным, непредсказуемым финалом. Этот жанр хорошо подходит триллерам.
    • Жанр очерка - тот же рассказ, но в нехудожественной манере изложения. В очерке не бывает цветистых оборотов речи, высокопарных фраз и патетики.
    • Сатира как литературный жанр встречается нечасто, ее обличительная направленность не способствует популярности, хотя сатирические пьесы в театральной постановке принимаются хорошо.
    • Жанр детектива - самое востребованное литературное направление последнего времени. Миллионы книг в мягких обложках популярных авторов, таких как Александра Маринина, Дарья Донцова, Полина Дашкова и еще десятков других, стали настольными для многих российских читателей.

    Заключение

    Многообразны, каждый содержит потенциал дальнейшего творческого развития, который обязательно будет использован современными писателями и поэтами.

    Литературный жанр – это образец, по которому строится текст какого-либо литературного произведения. Жанр представляет собой совокупность определённых признаков, позволяющих отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы.

    Основные виды литературных жанров

    Литературные жанры делятся на: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры: сказка, эпопея, былина, роман-эпопея, повесть, роман, очерк, рассказ, анекдот. Лирические жанры: ода, баллада, элегия, эпиграмма, послание, мадригал. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия, мелодрама, фарс и водевиль.

    Жанры в литературе имеют ряд определённых признаков, делящихся на: жанрообразующие и дополнительные. Жанрообразующие признаки служат для определения специфики того или иного жанра. К примеру, жанрообразующий признак сказки – установка на вымысел. События, происходящие в сказке, слушатель воспринимает как волшебные, вымышленные, не имеющие прямого отношения к реальной действительности. Жанрообразующий признак романа – его связь с объективной реальностью, охват событий, происходивших в реальности или тех, которые могли бы произойти, большое количество действующих персонажей, отведение особого внимания внутреннему миру героев.

    Развитие литературных жанров

    Литературным жанрам не свойственно стоять на месте. Они всё время развиваются и не перестают изменяться. При формировании или изменении литературных жанров внимание уделяется реальной исторической действительности, в ореоле которой и происходит создание литературных произведений.

    Для чего нужен литературный жанр?

    С тем, что такое жанр в литературе, мы разобрались, но не лишним будет рассмотреть и то, зачем нужен литературный жанр – какую функцию он выполняет?

    Жанр способен дать читателю достаточно целостное представление о произведении. То есть, если в названии произведения присутствует слово «роман», то читатель сразу начинает настраиваться на значительный объём текста, в отличие, к примеру, от небольшого «рассказа», вызывающего соответствующую ассоциацию с примерным количеством страниц в книге.

    Также жанр может дать читателю представление о содержании произведения. Например, если оно определено как «драма», то мы можем заранее себе представить, что человек в произведении будет показан в драматических отношениях с обществом и, вероятнее всего, в финале книги мы будем наблюдать трагические события.

    Вместе со статьёй «Что такое жанр в литературе?» читают:

    Понятие жанра. Принципы жанровой классификации

    Литературные жанры (фр. genre – род, вид) – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Очевидно, проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Основные трудности классификации связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией жанров.

    Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) –величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о Жанах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обязательны многие признаки классицистической трагедии. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму.

    Большинство жанров возникло еще в глубокой древности. Эволюционируя в лит. процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. Сами жанровые обозначения часто входящие в текст произведения, в его название («Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками лит. традиции; они вызывают в читателе определенное жанровое ожидание.

    При изучении жанров следует разграничивать их наиболее устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделяется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что лит. процессе жанр всегда предстает элементом жанровой системы, принципы которой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Так, в древних литературах развитие авторского самосознания было медленными, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. Поэтому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового времени.

    Подлинное освобождение от жестокого жанрового регламента стало возможным лишь с развитием реализма, оно было связано с преодолением субъективной односторонности в самом творчестве. А реалистической литературе, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанровой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

    Основные принципы жанровой классификации литературных произведений. Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторимый характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведений. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения – басня, баллада, поэма и т. д. –стихийно возникавшие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций.

    Важнейшим жанровым признаком произведений является его принадлежностью к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды– устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами. Они дифференцируются в зависимости от организации речи в произведении – стихотворной или прозаической, от объема текста. Кроме того, основание для выделения родовых форм в эпосе могут быть принципы сюжетосложения, в стихотворной лирике – твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме- то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театре) и т. п.

    Эпические жанры. Вследствие широты и многогранности изображения характеров в эпических произведениях, по сравнению с драмой и лирикой, особенно отчетливо и ярко выступает их жанровая проблематика. Она раскрывается в самых разных родовых формах. Так, национально-историческими по своей проблематике могут быть и песня, и сказка, и рассказ.

    В классификации родовых форм важны различия в объеме текстов произведений. Наряду с малой (рассказ) и средней (повесть) прозаическими формами выделяют большую эпическую форму, которую часто называют романов. Объем текста произведения в эпосе определяется полнотой воссоздания характеров и отношений, а отсюда масштабами сюжета. В отличие от повести, рассказу не свойственны развернутая система персонажей, нет сложной эволюции характеров и подробной индивидуализации.

    Героическая народная песня.

    Повести, рассказы (новеллы, очерки)

    Сатирические, бытовые сказки, басни

    Драматические жанры. С характерной для них краткостью времени исполнения на сцене и вытекающими отсюда единством и концентрированностью конфликта создают благоприятную почву для выражения на определенных разновидностей пафоса в действиях и переживаниях персонажей. Поэтому деление драмы на жанры связано с пафосом пьесы. Но пафос вытекает из конфликта.

    Дополнительным содержательными критерием деления в драме являются особенности жанровой проблематики.

    1)Трагедия –конфликт между личными стремлениями и сверхличными «законами» жизни происходит в сознании главного героя (героев) и весь сюжет пьесы создается для развития и разрешения этого конфликта. Герой трагедии находится в состоянии конфликта не только с другими персонажами, он борется прежде всего с самим собой. Трагедия заканчивается обычного гибелью героя, хотя, как писал Белинский, «Сущность трагического не в кровавой развязке».

    А)нравоописательные – в трагедиях Эсхила и Софокла персонажи выступают как носители определенных нравственно-гражданских норм, отражают столкновения старых и новых, более человечных, норм морали.

    Б)национально-исторические(«Персы» Эсхила, «Борис Годунов» Пушкина)

    2)Драма –самый разнообразный по тематике, отличающейся большой широтой изображаемых жизненных конфликтов. Пафос драматизма порождают столкновения персонажей с такими силами жизни, которые противостоят им извне. Однако конфликт в драме может быть также очень серьезным и острым и может приводить к страданиям, а иногда и к гибели героя.

    А)национально-исторический конфликт («Воевода» Островского, «Враги» Горького)

    Б)социально бытовым (романическим) («Венецианский купец» Шекспира, «Васса Железнова» Горького).

    3) Комедия –пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Такой пафос порожден комическими противоречиями воссоздаваемых характеров. Комизм характеров раскрывается с помощью сюжетных конфликтов, часто основанных на случайности. При этом сами характеры комедийных персонажей не меняются в связи с ходом событий. В комедии нет развития характеров. Изображение внутренней несостоятельности, нелепости, неполноценности комических характеров, их сатирическое или юмористическое отрицание- такова основная идейная направленность комедии.

    Лирические жанры. Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигается на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира, но и в описательной, повествовательной лирике, здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний. Но переживание в лирике может быть предметов типологии в другом отношении. Как в эпосе и драме, в лирике могут быть прослежены различия в жанровой проблематике –национально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого переживания лирического героя.

    Жанры литературной лирики сформировались на основе народной лирической песни, в ее различных разновидностях.

    1) Ода –стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет. В оде поэт приобщается прежде всего к чувствам коллективным – патриотическим, гражданским. Жанровая проблематика в оде может быть национально-исторической или нравоописательной.

    2) Сатира –стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике, поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием.

    3) Элегия –стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью. Грусть может быть вызвана какой-то причиной («Скорбные элегии» Овидия). Но возможна элегия, в которой воссоздаваемое переживание не имеет конкретной мотивировки(«Я пережил свои желанья…» Пушкина).

    4)Эпиграмма, эпитафия, мадригал – малые формы лирик. В истории литературы известны широкое (древнегреческое) и узкое (позднейшее) значения эпиграммы. Древнегреческая эпиграмма (дословно «надпись») ведет свое начало от надписей на предметах культа. Видом эпиграммы была эпитафия – надпись на надгробии. Содержание, эмоциональный тон древнегреческих эпиграмм были разными. Оригинальность мысли и лаконизм ее выражения – вот что всегда ценилось в эпиграмме. Второе, узкое значение эпиграммы, закрепившееся за ней с 1 века н.э.– короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо. Антиподом эпиграммы (вузком значении слова) является мадригал – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).

    Лиро-эпические жанры. Сочетание лирической медитации и эпического повествования нередко встречается в произведениях разных жанров (например, в романтической поэме). Но есть жанры, природа которых всегда лиро-эпична.

    1)Басня – нравоописательный жанры, заключающей в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающие из него поучение («мораль»). Если даже поучение не «Формулируется» в тексте басни, оно подразумевается; взаимосвязь поучения с сюжетом басни и составляет ее лиро-эпическую основу.

    2)Баллада – небольшое стихотворное сюжетное произведение, в котором само повествование пронизано лиризмом. В отличие от басни, где можно выделить лирическую («мораль») и эпическую (сюжет) частями, баллада представляет нерасторжимое слияние лирического и эпического начала. Жанровая проблематика в балладе может быть национально-исторической и романической.