Классный час «Нам мир завещано беречь. Классный час "Нам этот мир завещано беречь" (2 класс)

Подробности Создано 14.11.2015

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
С. Щипачёв

Золотое перо Белой Руси

Морозова Влада Владимировна, Шпаковская Ольга Владимировна.

Номинация «Моя Родина — Беларусь».

Каждый день мы с Олей слышим по многу раз «в войне», «о войне», «на войне». Нам стало странно: пропуская мимо ушей эти слова, не вздрагиваем, даже не останавливаемся! Почему? Потому что некогда... Или потому, что, всё зная о войне, мы не знаем только одного — что это такое?

И вдруг холод осознания коснулся наших сердец: ведь война — это прежде всего смерть! Услышьте нас, люди! Не вообще смерть, а смерть конкретного человека. Мы с Олей останавливаемся, глядим друг на друга огромными от смятения глазами. Умирает такой же человек, как Оля Шпаковская, как Влада Морозова... Умирает... Перестаёт биться сердце, становятся неподвижными подёрнутые от пеплом боли глаза, холодеют руки... А мы всё спешим... Нам некогда! Ритм жизни таков, что забываешь о многих важных вещах: о нравственности, доброй и светлой памяти, о Боге...

И вот оно пришло, осознание! Нам стало стыдно за суету и спешку, за вечную торопливость движений, за грустное наречие «мимо». Нам стало крайне важно увидеть следы погибших...

Мы собрали букет полевых цветов и, держа его в руках, пришли к Вечному огню. Для нас в трепете огня — признание живых мёртвым. Имена павших озарены светом скорби людской...

Миллионы жизней унесла война. Не было дома, которого бы не коснулось горе!

Весело щебечут птицы, шелестит молодая листва, а память возвращает нас к горечи от невозвратимости потерь. Гибель каждого человека словно «оборванная маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества...». Война — это горе и боль, «... и глаза, седые от слёз... И от пепла седые лица на холмике у седых берёз...».

Как к незаживающей ране, прикасаемся к памяти, и вспоминается повесть Константина Воробьёва «Убиты под Москвой». Трагическая дрожь земли, рота истреблена, фонтаны взрывов, смятые каски, поломанные винтовки, автоматные очереди — это кромешный ад войны, в центре которого курсанты... Разве такое можно забыть? Эти мальчики были чуть старше нас с Олей, а мы так долго бежали по кругу, не всматриваясь, не вслушиваясь, не думая.

Кровью сердца написана повесть Константина Воробьёва «Это мы, Господи». Открыта ещё одна кошмарная и бесчеловечная страница войны. Нам больно! Боль не отпускает! А Оля в самом заглавии услышала голос-стон измученных пленных: «... Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятыми Тобой, Господи. Мы прошли все круги ада...».

Безмерные страдания людей, человеческая жизнь которых превратилась в лагерную пыль.

Нельзя забывать непарадную сторону войны. Нельзя не ощущать щемящую тоску, которую мы чувствуем, когда звучит гимн Великой Отечественной: «Вставай, страна огромная...». Нельзя не увидеть пожелтевший уголок военной фотокарточки, где, обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие совсем недавно...

Нас с Олей мучает вопрос: «Где граница, которая разделяет наш суетливый, многообразный и динамичный мир от мира, в котором тысячи остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных кремационных печей... Везде... Нам важно, чтобы живые помнили... Помнили имена погибших, помнили Победу, добытую кровью. Нам кажется, что в память о тех, кто не вернулся, мы должны быть чище, светлее, духовнее...

Мы должны научиться любить Родину так, как любили её те, чьи образы и души не только в граните... Они, погибшие в бою, на истлевших страницах легенд, в окровавленных строчках романов и повестей, в простреленных пулями строках стихов...

Мы с Олей любим творчество Константина Симонова, и нам близки его слова: «...Как бы ни были высоки наши устремления, война всё равно остается для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня...». Стоя перед вечным огнём, мы плачем, мы плачем, даже не замечая слёз, потому что это к нам обращается Роберт Рождественский, и не только к нам с Олей, а ко всему человечеству:

Помните!
Через века, через года,-
помните!

Мы будем помнить... Мы никогда не забудем тех, кто «В списках не значился», тех, кто больше не сможет удивляться тому, что «А зори здесь тихие».

Мы думаем, что человеческая память хранит в себе и опыт поколений, и опыт каждого. Прекрасно сказал академик Д. С. Лихачёв: «... Память противостоит уничтожающей силе времени...».

Пусть же эта память и опыт учат нас Добру, Миролюбию, Человечности! И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье! Мы должны помнить о каждом солдате, не вернувшемся с войны, ибо цена его победы — его жизнь, а мы в долгу перед мечтами солдата, его любовью, его несбывшимися надеждами... Как велика цена...

Цена сохранения для нас с Олей и миллионов других языка, культуры, обычаев, любви, надежды и веры в жизнь. В жизнь, которую «...прожить — не поле перейти...»

Тема: «Нам мир завещано беречь!»

Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства гордости за миролюбивую политику нашего государства - Республики Беларусь.

Задачи:

​ расширить представление учащихся о мире как абсолютной ценности;

​ формировать образ мира как образ жизни на Земле;

​ содействовать формированию социально активной личности с гражданско-гумманистическим мировоззрением;

​ включить учащихся в миротворческую деятельность, направленную на милосердие;

​ воспитывать человека-гражданина, патриота Беларуси.

Эпиграф:
Моя Отчизна - реки, нивы,
Над Неманом зеленый гай,
Красивый Брест
И Минск шумливый -
Вся Беларусь из края в край.
Петрусь Бровка

Ход урока

1.​ Организационный момент

Не жарким солнышком согреты

Леса, еще листвой одеты,

У всех детей в руках букеты,

День хоть и грустный, но веселый,

Грустишь ты: «До свиданья, лето!»

И радуешься: «Здравствуй, школа!»

(Валентин Берестов)

Сегодня у нас праздник - День знаний, посвящённый началу нового учебного года. С волнением и радостью пришли вы сегодня в школу. Пришли за новыми знаниями, за новыми друзьями, за яркими и весёлыми эмоциями.

2.​ Введение в урок. Беседа

​ Прочтите эпиграф к нашему уроку.

​ О чем мы будем говорить на уроке? (О Беларуси)

(Показываем детям карту Беларуси)

​ Подберите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Отечество)

​ Беларусь - наша Родина, Отечество, Отчизна.

На земном шаре много разных стран, но одна из них самая родная, любимая-это наша родина - Беларусь.

-​ Что для вас означает слово «Родина»? (ответы детей)

-​ Какая птица является символом Беларуси?

-​ А как появились аисты?

Послушайте одну легенду.

…Было это давно. Не было тогда ни гадюк, ни жаб, ни ящериц. Однажды Бог дал одному человеку завязанный горшочек: «На, отнеси его и брось в море; только смотри, не развязывай!»

Пришел человек домой, стал собираться в дорогу. А его любопытная жена уговорила его подождать до утра. Муж уснул, а жена развязала горшок и оттуда выскочили всякие гадюки, жабы и ящерицы. Испугалась жена, закричала. Вскочил человек, да босой, в белой сорочке, только накинув на плечи черную свитку, давай собирать эту нечисть. Собирал - не может все собрать. Тогда Бог и говорит: «Вы выпустили гадов, вам их и собирать». Тогда превратил он этих людей в аистов. Ходят они с той поры по болоту босые, с красными ногами, в белых сорочках, черных свитках и собирают всякую нечисть. Они и жить стараются среди людей.

​ Как вы думаете, почему именно аист является символом Беларуси? (ответы детей)

​ Развернув свои большие крылья-паруса летают аисты над полями и лугами, озерами и реками, над крышами домов нашей Родины. У белорусов есть поверье: тот, у кого на крыше поселился аист, - будет счастлив.

​ Мы с вами - граждане Республики Беларусь.

​ Кто такой гражданин? (Гражданин - это человек, который постоянно живет в данном государстве, пользуется его защитой и наделён совокупностью прав и обязанностей).

​ Каждый гражданин Беларуси должен знать символы своего государства. Назовите их. (Это герб, флаг и гимн).

​ Еще раз внимательно посмотрите на эти государственные символы и запомните их.

​ Послушайте стихотворение Эди Огнецвет «Земля с лазурными очами»
Земля с лазурными очами,
Раздолье речек и лугов.
Тут называют Васильками
Светлоголовых пареньков.
Звенят криницы, как цимбалы,
Тропинки светятся в лесах,
Поля, пригорки, перевалы -
Просторный шлях, далекий шлях!

​ Наша Беларусь страна голубых рек и озер, просторных, бесконечных полей, цветущих лугов, густых лесов, чистых и зеленых городов. Наши белорусские люди восхваляют нашу Родину, любуются и наслаждаются красотой нашей природы.

​ Назовите известные имена наших земляков, тех людей, которые славили и славят нашу Беларусь в мире. (ответы детей)

​ Это Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович и многие другие.

3.​ Определение значения слово МИР

​ Посмотрите на тему нашего урока и скажите: какое слово в ней основное? (Мир)

​ Что такое мир? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

У слова «мир» много значений:

1.Мир в широком смысле — всё, что существует, Вселенная.

2.Мир в более узком смысле — планета Земля.

3.Мир - название любой планеты. Используется как синоним слова планета.

4.Мир — спокойствие, отсутствие войны, покой.

​ Для чего нужен мир?

4. Беседа о мире и войне

Мир - это утро, полное света и надежд.
Мир - это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир - это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!
К сожалению, наш народ слишком хорошо знает цену мирной жизни.
Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна. Имя самому тяжелому испытанию - «война».

​ Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «война»?

​ А что такое война?

Чтение стихотворения «Война» Д. Гомбожаева.

Война - это гибель всего родного:
кров без людей,
люди без крова.
Война - это чёрное, гнусное дело:
тело без ног,
ноги без тела.
Война - это тысяч разлук причина:
сын без отца,
отец без сына.
Война - это слёзы, зола и стужа:
муж без жены,
жена без мужа.
Война - это тучи пепла и смрада:
стада без лугов,
луга без стада.
Война - это кровь, эпидемия горя,
пороха дым,
селенья в огне…
Но вновь разгореться мы ей не дадим - войне.

Прошло 76 лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. 22 июня 1941 года - роковая дата, начало Великой Отечественной войны.

​ 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

​ 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

​ Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

​ 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров - это значит 15 человек на каждые 2 метра земли!

​ 20 миллионов за 1418 дней - это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

​ Казалось бы, эти страшные цифры должны заставить задуматься человечество. Но война продолжается и по сей день.

Радио, телевидение, газеты приносят нам страшные новости о военных действиях, которые продолжаются и сегодня.

​ Назовите те точки, где война оставила свой след.(отмечаются на карте)

Ирак, Иран, Афганистан, Чечня - эти названия говорят о многом.

Вам, конечно, трудно представить, что и сейчас в разных уголках Земли, и даже совсем недалеко от нас, мирное небо затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожают дома мирных жителей. На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников. А как приходится переживать их родителям!

Всё это происходит и в дружеской нам стране - Украине. Многие жители вынуждены покидать свои родные дома, уезжать из своей страны, прячась от бомб и снарядов.

​ Отчего же это происходит? В мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне.

​ А можно ли избежать военных действий?

​ Как? Как сделать так, чтобы не было насилия, слёз, боли, отчаяния?

(Надо ответственно относиться к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)

​ Скажите, а как нам живётся в нашей милой Беларуси?

​ Можем ли мы быть уверенны в завтрашнем дне, строить планы на будущее?

​ А кого мы должны благодарить за то, что над нашими головами голубое небо, что мы не слышим звуков снарядов, что рядом с нами наши родные и близкие люди?

5. Закрепление полученных знаний

Заменим антонимами

Синонимами войны являются слова: зло, вражда, ненависть, жестокость, бесчеловечность. Мы должны всегда помнить об этом, не ссориться, не злиться, не ругаться, а быть добрыми, иметь много друзей.

Давайте заменим эти «тёмные» слова «светлыми».

Зло - доброта

Вражда - дружелюбие

Ненависть - любовь

Жестокость- милосердие

Бесчеловечность - великодушие

Безразличие - отзывчивость

Эти прекрасные человеческие качества не даются человеку от рождения. Они развиваются, когда человек учится быть лучше, делать добрые дела. Если бы все люди имели эти прекрасные качества, тогда над нашими головами всегда было мирное небо.

Работа в парах. «Собери пословицы о мире и Родине»

Поработаем в группах (раздаются карточки с пословицами). Вспомним и составим пословицы о мире и Родине.

1.​ Мир строит, а война разрушает.

2.​ Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3.​ Мир на планете счастливы дети.

4.​ Одна у человека мать одна и Родина.

5.​ Дружно за мир стоять войне не бывать.

6.​ Худой мир лучше доброй ссоры.

​ Какие ещё пословицы о мире и Родине вы знаете?

В мире жить — с миром жить.

Мир - дело великое.

Всякому мила родная сторона.
Нет земли краше, чем Родина наша.

Человек без родины - соловей без песни.

С родной земли - умри, не сходи.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Кто за Родину горой - истинный герой

Чтение стихов

Мы с вами говорили, что в мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне. Давайте мы сегодня обратимся к взрослым людям с посланием-просьбой.

1. Мамы, папы,
все взрослые люди!
Слушайте голос своих детей:
Ядерных взрывов вовек пусть не будет,
Путь войне преградите скорей!

2. Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

3. Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

4.Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.

5. Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.

6. Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовется.
Пусть будет мирным небо над Землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется!

7.Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо
Он нарисует колосья хлеба,
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный…
Мы зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

1.​ Коллективная работа

А сейчас предлагаю внести свой вклад в дело мира.

​ Скажите, какая птица является символом мира? (голубь с оливковой веточкой в клюве)

​ Чтобы планета Земля была красивее, давайте украсим её фигурками голубей, сделанными нами, и своими ладошками, вырезанными из цветной бумаги, с пожеланиями мира. (Ребята изготавливают голубей и на ладошках пишут пожелания о мире)

тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на

землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так

происходит? Что мешает людям мирно жить?

7.​ Подведение итогов:

Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться. Нам, новым поколениям, дорого будущее планеты, будущее нашей родной Беларуси. Наша задача — беречь мир, стремиться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь.
Небо должно быть голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.

8. Рефлексия

Ученица читает стихотворение: «А мне сейчас 11лет»:

А мне сейчас 11 лет.
Я кто, ребёнок или нет?
Ещё учусь, ещё играю,
Я много думаю и знаю.
И много сделать что смогу,
Я перед взрослыми в долгу.
Я географию учу,
Полезной людям быть хочу.
А кто-то, где-то может быть,
Давно решил меня убить.
Он кнопку чёрную нажмёт,
Запустит бомбу и уйдёт.
И снова будет пить и есть,
А у него ведь дети есть.
А если кто-то их убьёт?
Как он их смерть переживёт?
У бомбы нет ушей и глаз.
Она убьёт и вас и нас.
Я географию учу.
А вот возьму и закричу:
«Родятся люди, чтобы жить,
Не позволяйте МИР убить!»

Заключительное слово учителя

Наш разговор подошел к концу. Я хочу обобщить все сказанное.

Каждый гражданин РБ, каждый белорус должен любить свою Родину, уважать свой народ, людей, с которыми мы встречаемся, общаемся, делать все возможное для развития и процветания нашей Беларуси.

А ваша задача в стенах школы старательно учиться, упорно трудиться, чтобы ваш второй дом был уютным, красивым и цветущим.

«Никто не создан для войны». Как хорошо жить под мирным небом, играть, радоваться, иметь друзей. Давайте все вместе будем беречь этот мир! Беречь нашу любимую Беларусь!

Успехов вам, старания и терпения в новом учебном году.

ФИО: Иванова Светлана Анатольевна

Полное название ОУ, в котором работает

Название должности полностью: учитель начальных классов

Урок мира

Девиз: Мир детям мира.

Цель: 1. Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира;

показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов.

2. Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле.

3. Развивать речь, логическое мышление, внимание, память.

/ На фоне музыки/

Учитель:

Не жарким солнышком согреты.

Леса еще листвой одеты,

У всех детей в руках букеты,

День хоть и грустный, но веселый,

Грустишь ты:

До свидания, лето!

И радуешься:

Здравствуй, школа!

Сегодня праздник – День знаний посвящен началу нового учебного года. И мы отправляемся в очередное плавание по океану Знаний. Много трудностей встретится у нас на пути, но мы ведь опытные открыватели, а значит, со всем справимся. И начнем это прямо сейчас.

Наш классный час посвящен еще одному празднику, который отмечается 1 сентября. Ваша задача – отгадать ключевое слово.

/ Ребус/

, 3

1 3 2

М И Р

Что такое мир?

Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь:

1. МИР – Вселенная,

планета,

земной шар, а также население, люди земного шара.

2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;

тишина, покой;

соглашение о прекращении войны.

Наш классный час проходит под девизом: «Мир детям мира». Объясните смысл этого выражения.

А какие пословицы сочинил наш народ, вы узнаете, работая в группах и выполняя задание: собери пословицу.

Пословицы: Мир строит, война разрушает.

Мир на планете – счастливы дети.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Худой мир лучше любой ссоры.

Прочитайте и объясните смысл пословицы.

Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. /Война/.

Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить?

После Великой Отечественной войны прошло 65 лет. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн.

Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные).

А можно ли избежать военных действий? Как? (Надо ответственно относится к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)

Часто войны возникают из-за непонимания разных сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой страны, что совершенно недопустимо.

Посмотрите на картины о войне и о мирной жизни.

Какие краски использовал художник, чтобы передать ужас и страдание, которые испытывают люди во время войны? (Мрачные, темные).

А для изображения мирной жизни? (Светлые, яркие, сочные)

Почему? (Эти краски выражают добрые чувства, хорошее настроение. Ведь без мира в масштабном понимании нет мира и в душе.)

Не всегда краски используют для передачи чувств и настроения. Иногда цвет что-то символизирует, т. е. является символом чего-то.

Что такое СИМВОЛ? /Условный знак/.

В прошлом году мы говорили о символах нашего государства . Назовите их.(Флаг, Герб, Гимн).

Как выглядит наш Флаг?

Эти цвета появились не случайно.

БЕЛЫЙ цвет означает мир, чистоту совести,

СИНИЙ цвет – небо, верность и правду,

КРАСНЫЙ цвет – храбрость, символ жизни.

А что является символом мира?

Загадка:

Это птичка-невеличка,

В городах живет.

Крошек ей насыплешь-

Воркует и клюет. (Голубь)

И не просто голубь, а белый голубь. Почему?

Предлагаю вам изготовить из бумаги таких голубей.

/Работа по группам: дети по трафаретам вырезают голубей /

Давайте запустим наших символических голубей в наше мирное небо.

(Дети прикрепляют на магнитную доску голубей)

Мир во всем мире – мечта моя,

Пусть люди живут, как одна семья.

Пусть больше не будет войн и орудий,

Пусть двери откроют в домах повсюду.

Любовь и доверье – это по мне,

И мир бесконечный – всей Земле!

Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.

Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир»

Как вы понимаете эти слова?

Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть.

Дети читают стихи.

1. Мамы, папы,

Ядерных взрывов вовек пусть не будет,

Путь войне преградите скорей!

2. Нам нужен мир на голубой планете,

Его хотят и взрослые, и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

3. Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

4.Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

5. Завещано беречь нам этот мир-

Такой неповторимый на рассвете,

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

6. Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовется.

Пусть будет мирным небо над Землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!

/Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце»/

, Внеклассная работа

Класс: 1

Цель: систематизировать знания детей о родной стране, о форме планеты Земля, познакомить со значением слов Мир, Война, познакомить с символами мира, воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, ответственное отношение к сохранению мира на Земле, воспитывать коллективизм, развивать интерес к учёбе, новым знаниям, чувство дружбы, товарищества, развивать монологическую речь, внимание, память, учить слушать друг друга и понимать.

Ход проведения

1. Организация.

2. Сообщение темы.

Сегодня у нас с вами на занятии не сказка, а быль. А что такое “быль”?

Верно. Это реальность. Давайте представим, что мы находимся не в классе, а на поляне, в лесу, около моря. Что вы увидели? (Я загораю на даче, я купаюсь в море...)

Это всё наша Родина! А как называется наша Родина? Какая она?

Льётся солнышко весёлое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами,
Над полями и лугами.

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

Что означает для вас слово “Родина”?

3. Коллективная работа. Игра “Собери пословицы”.

Как вы это понимаете?

4. Беседа о нашей планете.

Наша страна большая. На свете есть и другие страны, где живут люди, со своими обычаями, говорят на разных языках. И у всех у нас есть большой дом.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом - большущий шар.
(Земля)

Что вы знаете о нашей планете? (Она имеет форму шара)

Как называется наша планета? Земля.

Как называется модель Земли? Глобус.

Какими цветами раскрашена наша планета? Что обозначает синий цвет? Коричневый или жёлтый? Зелёный?

“Я обнял глобус” В.Орлов.

Я обнял глобус-шар земной.
Один - над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: “Береги”.

В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: “Будь с нами добр.
Не растопчи нас, и не жги,
Зимой и летом береги”.

И птиц, и рыб я слышу всех:
“Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги”

Я обнял глобус - шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: “Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу”.

5. Символ мира.

(Раздаётся стук)

Кто стучится? Кто к нам прилетел?

Это птичка-невеличка,
В городах живёт
Крошек ей насыплешь-
Воркует и клюёт.

Это голубка.

(Прилетела голубка - девочка исполняет роль голубки. Она облетела весь класс, остановилась перед ребятами, взмахивая руками.)

6. Рассказ Голубки

Расскажи о себе “Голубка”.

Я голубка. Я – символ мира.

А что такое символ? (Ответы ребят)

Мир во всём мире - мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверье - это по мне,
И мир бесконечный - всей Земле!

7. Беседа о мире и войне

Ребята, а как вы понимаете слово “мир”? (Ответы детей)

Мир - дружеское согласие между людьми.
Мир - тишина, покой, спокойствие.

Что такое война? Как вы понимаете это слово?

Война - вооружённая борьба между государствами или народами.
Война - это разрывы снарядов, слёзы детей, потеря близких.

Что вы, дети, хотите сказать всем взрослым?

Мамы, папы,
Все взрослые люди!
Слушайте голос своих детей:
Ядерных взрывов вовек пусть не будет,
Путь войне преградите скорей!

Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.

Мы не дадим стать пеплом и золой.
Тому, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над Землёй.
Пусть вечно детство звонкое смеётся.

8. Песня “Пусть всегда будет солнце”

(дети поют песню)

Слова: Лев Ошанин
Музыка: Аркадий Островский

9. Символ “Катюша”

Есть ещё символ мира – это Катюша. (Одеваем куклу)

Катюша.

Лети, красный лепесток,
И на Запад, на Восток,
И на Север, теплый Юг,
Расскажи, кто лучший друг.

Вот зеленый лепесток -
Из Австралии платок.
Я Катюшу наряжу,
Всем ребятам покажу.

А вот синий чистый свет,
Всем знакомый с малых лет.
А вот желтый солнца луч,
Он приветлив и могуч.

Наконец, вот черный цвет -
Не хочу войны я. Нет!
Пусть Катюша-талисман
Всех зовет на праздник к нам.

Я хочу, чтоб шар земной
Был немножко озорной,
Чтоб смеялся, не тужил
Разноцветным лугом был!
(Л. Дударчик)

(появляются олимпийские кольца)

Как называются эти кольца?

Это символ чего?

Да, соревнуются люди-спортсмены 5 континентов. Олимпийские игры -символ мира.

10. Украшаем шар земной

(Родители нарисовали нашу планету.)

Возьмите белые листы, на которых вы нарисуете

голубей, цветы, бабочек, облака,..., которыми украсите модель Земли.

11. Творческая работа

(По окончании ребята приклеивают свои работы по рисунку “Планеты Земля”.)

12. Подведение итогов.

Я хочу, чтобы люди спокойно
Ложились, вставали,
Чтобы песни о счастье
С утра не смолкали,
Чтобы люди все жили
В любви и согласье...
Я голосую за мир
И за светлое счастье.
(Нина Матюшонок)

13. Дети встают в хоровод. Звучит песня “Так давайте устроим большой хоровод” cлова Жигалкина Е., музыка Хайт А.

Классный час «Нам мир завещано беречь»

Цели:

    Расширять знания детей о мире как абсолютной ценности;

    Способствовать воспитанию патриотизма, сотрудничества, ответственного отношения к миру на Земле ;

    Способствовать воспитанию чувства гордости за свою страну;

Оборудование: компьют ер, модель планеты из голубой бумаги, трафареты голубей.

План работы:

1.Орг. момент. Определение темы и целей.

2.Опрделение значения слова МИР

3. Беседа о мире

4. «Заменим антонимами»

6.Чтение стихов

8. Итог.

1.Орг момент. Определение темы и целей.

Вот и перевернуло лето свою последнюю страничку, а вместе с ней закончились и весёлые каникулы с играми, путешествиями и интересными встречами. Но вас это не должно огорчать, потому что перед вами опять открывает свои двери Страна Знаний - Страна, в которой не придется скучать, в которой вы станете взрослее и умнее. Поздравляю вас с Днем знаний!

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о том, что волнует каждого человека, потому что без этого жить очень трудно, страшно и порой даже невозможно.

О чём же пойдёт речь?

2.Беседа по теме

Давайте о тгада ем загадки и и прочита ем ключевое слово в кроссворде :

1. На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)

Что такое гимн? (Это один из символов государства, его главная песня). Каждый гражданин должен знать гимн своей страны. Гимн это песня, которую нужно слушать стоя. Мужчины при этом должны снимать головной убор.

2. Примета такая вам пригодится:
Счастье тому, у кого он селится.
Гнёзда он
вьёт на дому иль столбе,
В клюве он носит детишек семье.
(Аист)

Эта птица неофициально является символом нашей родной Беларуси.

Послушайте ещё загадку

3.Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У Беларуси он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

(Наш герб похож на мирный солнечный день. Поднимающееся солнце и его лучи как бы поддерживают землю. Нашу землю окружает венок из колосьев. Чтоб колоски не рассыпались, они стянуты лентой, которая напоминает наш флаг.

Флаг – это тоже один из символов государства.

Орнамент-трудолюбие

Красный-мужество

Зеленый - красота и богатство природы

г

и

м

н

а

и

с

т

г

е

р

б

Какое слово получилось? (Мир)

3 .Опрделение значения слова МИР

Правильно, мы будем говорить о мире.

Что такое мир?

У слова мир много значений:

1.Мир в широком смысле - всё, что существует, Вселенная

2.Мир в более узком смысле - планета Земля

3 .Мир - спокойствие , дружеские отношения, отсутствие войны, покой.

Для чего нужен мир?

3. Беседа о мире

Ребята, мы живём с вами в стране, в которой царит мир. Наша стран а большая и прекрасная .

А как же называется страна в которой мы живём? (Беларусь)

Если проехать по всей Беларуси, можно увидеть много красивого, интересного и удивительного.

На территории Беларуси находятся крупнейшие нетронутые лесные массивы. Например, знаменитая , это самый большой в Европе древний лес, в нём около 2 000 деревьев, и некоторые имеют возраст до 500 лет. (наглядность)

Наша страна богата голубыми озёрами с прозрачной чистой водой, их около десяти тысяч, чистейшие родники. Один из них Синий колодец, он находится в Могилёвской области и считается самым большим роднико м в Беларуси. (наглядность)

На фоне этого природного великолепия красиво смотрятся стариные замки и усадьбы . Н апример, Мирский замок близ города Несвижа. (наглядность)

расположен один из крупнейших Европы площадью около 153 га. (наглядность)

Также достоянием Беларуси является Национальна библиотека. которая сделана в форме алмаза (наглядность)

В Беларуси в городе Жодино на автомобильном заводе построен крупнейший в мире самосвал БелАЗ-75710 грузоподъёмностью 450 тонн.(наглядность
В Беларуси хорошие условия для санаторного лечения, встречается очень много минерализованных источников .

Но главное богатство страны - это её гостеприимные и прекрасные люди .

А ещё, ребята, главное богатство наше страны в том, что мы с вами живём под мирным небом.

А сейчас, ребята, предлагаю вам посмотреть видео ролик о нашей прекрасной стране, о нашей Беларуси. (видеоролик)

Как я уже сказала, главное богатство в том, что мы с вами живём под мирным небом.

Но не всегда оно было безоблачным и мирным…

В прошлом 2015 году наша страна празднова ла великую дату - 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Она продолжалась четыре с лишним года. Воевали и мужчины, и женщины и даже дети! Эта страшная война унесла за собой жизни более 20 миллионов человек .

Предлагаю вашему вниманию ещё один видеоролик. Посмотрите его внимательно. (видеоролик).

- Как вы думаете, легко ли было воевать и жить в военное время? (Конечно нет.)

Вот т акой ценой завоёвано мирное небо. И в этом огромная заслуга наших дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили нашу землю от фашистов. Победа в Великой Отечественной войне - это подвиг многих народов, которые объединились против фашизма.(Лит ва, Латви я , Белоруссия, Молдави я , Эстони я) М ы должны помнить об этом и во все времена стараться поддерживать мир на нашей земле.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне.

А можно ли избежать военных действий?

Как? Как сделать так, чтобы не было насилия, слёз, боли, отчаяния?

(Надо ответственно относиться к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)

4.Заменим антонимами

Ребята , какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово « война»?

Синонимами войны являются слова: зло, вражда, ненависть, жестокость, бесчеловечность. Мы должны всегда помнить об этом, не ссориться, не злиться, не ругаться, а быть добрыми, иметь много друзей. Давайте заменим эти «тёмные» слова другими «светлыми, хорошими» словами (на доске- соединяем стрелкой)

Зло - доброта

Вражда- дружелюбие

Ненависть- любовь

Жестокость- милосердие

Бесчеловечность- великодушие

Безразличие – отзывчивость

Эти прекрасные человеческие качества не даются человеку от рождения. Они развиваются, когда человек учится быть лучше, делать добрые дела. Если бы все люди имели эти прекрасные качества, тогда над нашими головами всегда было бы мирное небо.

5. Работа в группах «Собери пословицы о мире и Родине»

А сейчас, ребята, давайте в спомним пословицы о мире и Родине. А для этого п оработаем в группах и каждая группа попытается собрать пословицу (раздаются карточки с пословицами)

Мир строит, а война разрушает.
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-Мир на планете счастливы дети

Одна у человека мать одна и Родина

Дружно за мир стоять войне не бывать.

Худой мир лучше доброй ссоры.

- Цветам нужно солнце, а людям - мир.

- Народам нужен мир, а не военный мундир.

Мир - счастье для народа

6.Чтение стихов

1. Мамы, папы,
все взрослые люди!
Слушайте голос своих детей:
Ядерных взрывов вовек пусть не будет,
Путь войне преградите скорей!

2. Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

3. Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

4 . Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо
Он нарисует колосья хлеба,
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный…
Мы зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны .

7.Коллективная работа. Плакат о мире.

А сейчас предлагаю выполнить коллективную работу - плакат о мире.

- Ребята, посмотрите, что это за птичка у меня в руках? (Голубь)

Правильно! Голубь - птица, которая является символом мира.

Чтобы планета Земля была красивее, давайте украсим её голуб ками.

(Плакат выполняется на подготовленном заранее круглом голубом шаблоне планеты Земля, голуби вырезаются по шаблону на белой бумаге .)

Звучит аудиозапись песни « Нам этот мир завещано беречь »

8. Итог.

Как хорошо жить под мирным небом, играть, радоваться, иметь друзей. Давайте все вместе будем беречь этот мир!