Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку

Нынешние украинские власти нарочито выпячивают образ Тараса Шевченко как национального поэта. Между тем, большая часть того, что написано Шевченко, - написано по-русски. Из 47 лет жизни 25 он провел в России. Дневник и проза – тоже русскоязычные. Есть, о чем задуматься, не правда ли?!

Биография и деятельность Тараса Шевченко

У мальчика из степного украинского села – Тараса Шевченко – возможности посвятить всего себя любимому занятию – рисованию – возможности не было. Семья была бедной и многодетной. Рано умерла мать Тараса, появилась мачеха, которая почему-то сразу крепко его невзлюбила. Потом умер отец. Тарас пас овец и коз. Словом, всё было против того, чтобы украинский хлопец стал выдающимся художником. Главным же препятствием была крепостная зависимость от помещика Энгельгардта.

В какой-то момент Тараса сделали дворовым человеком и еще более привязали к месту. Однажды вместе с барином юноша попадает в Петербург. Утрами, когда еще не было гуляющей публики, Шевченко приходил в Летний сад, садился на ведро из-под краски и срисовывал статуи. Однажды за этим занятием его застал ученик Академии Художеств Иван Сошенко. Они оказались земляками. Сошенко привел Тараса в Академию. Так Шевченко стал посещать классы. Правда, во внеурочное время. Поступить туда он, будучи крепостным, разумеется, не мог.

В марте 1837 года у прославленного художника Карла Брюллова собралась компания знакомых. Художник Мокрицкий заговорил о Шевченко. К делу решили привлечь и поэта В.А.Жуковского. Хозяин Шевченко заломил за того баснословную сумму – 2500 тысяч рублей, стоимость небольшого поместья в то время. Проблему решили очень изобретательно – Брюллов написал портрет Жуковского, который затем разыграли в лотерею среди членов императорской фамилии. Нужная сумма была собрана. Шевченко был свободен. Жуковскому Шевченко в знак благодарности посвятил поэму «Катерина».

40-е годы становятся расцветом таланта Шевченко. Он много пишет и рисует, становится профессиональным художником, заканчивает Академию, получает признание как поэт. Выходит обессмертивший его имя сборник «Кобзарь», название которого спустя годы прочно приклеится к личности самого автора. В Киеве Шевченко становится членом тайной организации – Кирилло-Мефодиевского братства. Третье жандармское отделение оперативно среагировало. Уже через месяц полиция знала об обществе всё, равно как и об особой роли в нем Шевченко. Последовали аресты.

Шевченко арестовали прямо на берегу Днепра, у парома. Полтора месяца длилось следствие. Ситуацию усугубили сатирические выпады Шевченко против членов императорской фамилии в поэме «Сон». Личным указом императора Шевченко был сослан солдатом в оренбургские степи с запрещением писать и рисовать. В этом унылом захолустье прошло еще десять лет. Шевченко срывался, пристрастился к алкоголю. Завел т.н. «захалявные» книжки, куда заносил строки новых стихов. В этот же период он пробует свои силы в прозе, пишет ряд повестей.

За него хлопотал вице-президент Академии художеств Ф.П.Толстой. Только после смерти Николая I освобождение стало возможным. Так Шевченко второй раз обрел свободу. Он поселился при Академии. Комната служила ему и мастерской, и гостиной, и спальней. Он совершенствуется в области гравюры, становится академиком. Тщетно пытается устроить личную жизнь. Он не ведет затворнический образ жизни. В нем видят героя, борца с деспотизмом.

Его приглашают всюду, на званые обеды, на вечера, литературные чтения. Принимают так, что он, будучи человеком простым и сердечным, часто смущался. Шевченко посещает родные места. Он с нетерпением ждет отмены крепостного права и умирает в феврале 1861 года, не дожив до царского манифеста всего нескольких недель.

  • Современный литератор Олесь Бузина несколько лет назад издал скандальную книгу с не менее вызывающим названием «Вурдалак Тарас Шевченко». В ней «кобзарь» украинского народа низвергнут с пьедестала, показан мелким, жалким, скупым и охочим до зеленого змия. Что ж, «переоценка ценностей», похоже, продолжается…

Кохайтеся, чорнобриві,

Та не з москалями,

Потому что москали - чужие люди,

Делают беда с вами.

Москаль любит, шутя,

Шутя бросит;

Пойдет в свою Московщину,

А девушка погибает...

Катерина влюбляется в москаля и выходит к нему вечером в садик, не слушая родителей. Так она свою судьбу "погубила", ночуя с москалем, пока селом не пошли поговори.

Пришла недобрая весть, что москали должны отправляться в поход. Любимый обещает Екатерине, что вернется. Влюбленная девушка не обращает внимания на людские пересуды, ведь москаль с ней женится. Она слышит под сердцем новую жизнь, поэтому выходит из дому только ночью, ходит садом, вспоминает своего возлюбленного. Девушка грустит, но не теряет надежды.

Через некоторое время Екатерина рожает ребенка. Она все еще выглядит своего возлюбленного. Люди же в селе смеются над ней насмехаются.

Родители Екатерины обиженные тем стыдом, который нанесла им дочь. Ведь родить ребенка без мужа - большой грех, тем более на селе.

Мать и отец решают избавиться от извечного стыда, изгнав пропащую дочь из дома. Они говорят, чтобы Катерина шла в Московщину, искала своего мужа, свекровь.

Сказав дочери последнее слово, мать без сознания упала на пол, а отец даже не стал слушать, когда дочь стала его умолять.

Еле живая, Екатерина пошла в садик, набрала земли, чтобы нацепить на крест. Теперь она никогда не вернется домой, так и умрет на чужой земле, а сын будет страдать из-за нее, искупить ее грех.

Село еще много говорило о Катерине, но ее родители уже этого не слышали.

Приходит ночь. Екатерина идет вперед, ищет своего москалика. Спрашивает она у чумаков пути на Московщину, просит милостыню и идет себе дальше.

Женщине приходится пережить много страданий. Уже и зима началась, свищет метель, а она плохо одета.

Вдруг Катерина видит, что едут москали. Она бросается к ним, начинает расспрашивать, не видели ли они ее Ивана. Те только смеются, потому что многих обманул их брат.

Заплакала Екатерина и с грустью осмотрелась вокруг себя. С страданием обратилась к сыну:

Сын мой Иван!

Где же ты будешь ночевать,

Как меня не станет?

С собаками, мой сыночек,

Люби улице!

Собаки злые - покусают,

И не заговорят,

Не расскажут сміючися...

Никто в мире не пожалеет ребенка-незаконнорожденного ребенка, ее ждет страшная сиротская бесправная судьба.

И вот однажды среди москалей, что ехали мимо нее, Катерина вдруг увидела своего Ивана, что был за старшего. Бросилась она к любимому с радостью, но тот только ответил:

"Дура, отвяжися!

Возьмите прочь безумную!"

В безтямі Екатерина просит бывшего возлюбленного не бросать ее, взять хотя бы за служанку, предлагает показать ему сына. И вернувшись, видит, что москаля уже нет.

Отчаявшаяся женщина отдает ребенка товарищам Ивана, чтобы они передали старшему, и бросается в лес. Не видя никакого выхода из положения, в котором оказалась, Екатерина утонула.

Чернобровая Екатерина Нашла, что искала. Дунул ветер более прудом И следа не стало.

В Киев идет слепой кобзарь, возле которого ютится мальчик-поводырь. Кобзарь начинает петь, прохожие дают ему деньги.

Вдруг на пути появляется карета и останавливается у старцев. Зовут мальчика к себе, госпожа удивляется его красе.

А господин отвернулся, потому что узнал в мальчике Екатерину.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Образ Катерины центральный в поэме. Изображается ее внешняя красота, доверчивая душа, истинная удача. Она переживает страшный душевный излом, который приводит к гибели девушки. Родители отрекаются збезчещеної дочери, любимый не принимает ее, чужим людям она не нужна, односельчане только клевещут Екатерину и смеются. Она понимает, что ее ребенка ждет безрадостное будущее, потому что сын всю жизнь будет искупить его грехи.

Большую роль в поэме играют лирические отступления. Сопровождая эпическую, часто драматическое повествование, отступы проявляют оценку автора, его личное отношение к изображаемых событий.

По жанру "Екатерина" - лиро-эпическая социально-бытовая поэма из народной жизни.

июля 02 2011

Отче наш, Тарас всемогущий, Что создал нас гением своим На моей земле, как правда, сущий, Бьющий в неправду, как будто гром. (Д. «Молитва»)

Отцом, Гением, Пророком, Предтечей, называют его. А мне ближе всего народное - Кобзарь. Разве можно найти более соответствующее «звание», которое выражало бы глубокий почет людей того, кого считали певцом народным. Каким-то непостижимым феноменом является тот факт, что , который появился в мире свыше двух сотен лет тому назад, воспринимается как наш духовный сообщник и современник настоящего - и будет восприниматься так еще целые века. Его является искусством такого глубокого философского содержания, что мы открываем его для себя снова и снова, каждый раз находя новое, неизведанное в его наработке.

июля 02 2011

Автор сознается: «Я не могу разминуться с человеком. Я не могу быть одиноким». Иногда именно это раздражает, утомляет, потому что человеку необходимо время от времени уединиться: «Меня утомили люди. Мне наскучило быть заездом, где вечно толкуются те создания, кричат, суетятся и мусорят. Распахните окна! Проветрите жилище!.. Пусть войдут в дом чистота и покой». Это стремление покоя и одиночества иногда бывает таким сильным, что готов согласиться на любой способ достижения желанного: «Смерть? Сон?» Следовательно, приходит желание хотя бы на время отдохнуть, послушать не «ревучие потоки человеческой жизни», а желанную тишину.

июня 30 2011

Я просто списываю - слово в слово - то, что сегодня напечатано в Государственной Газете:
“Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное , наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово.
От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:
Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства.
Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ.
Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!”
Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Да:

июня 30 2011

Просмотрел все написанное вчера - и вижу: я писал недостаточно ясно. То есть все это совершенно ясно для любого из нас. Но как знать: быть может, вы, неведомые, кому Интеграл принесет мои записки, может быть, вы великую книгу цивилизации дочитали лишь до той страницы, что и наши предки лет 900 назад Быть может, вы не знаете даже таких азов, как Часовая Скрижаль, Личные Часы, Материнская Норма, Зеленая Стена, Благодетель. Мне смешно и в то же время очень трудно говорить обо всем этом. Это все равно как если бы писателю какого-нибудь, скажем, 20-го века в своем романе пришлось объяснять, что такое “пиджак”, “квартира”, “жена”. А впрочем, если его переведен для дикарей, разве мыслимо обойтись без примечаний насчет “пиджака”?
Я уверен, дикарь глядел на “пиджак” и думал:
“Ну к чему это? Только обуза”. Мне кажется, точь-в-точь так же будете глядеть и вы, когда я скажу вам, что никто из нас со времен Двухсотлетней не был за Зеленой Стеною.

июня 30 2011

Опять не то. Опять с вами, неведомый мой читатель, я говорю так, как будто вы… Ну, скажем, старый мой товарищ, R-13, негрогубый, - ну да все его знают. А между тем вы - на Луне, на Венере, на Марсе, на Меркурии - кто вас знает, где вы и кто.
Вот что: представьте себе - квадрат, живой, прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете, квадрату меньше всего пришло бы в голову говорить о том, что у него все четыре угла равны: он этого уже просто не видит - настолько это для него привычно, ежедневно. Вот и я все время в этом квадратном положении. Ну, хоть бы розовые талоны и все с ними связанное: для меня это - равенство четырех углов, но для вас это, может быть, почище, чем бином Ньютона.

«ВЕСЕЛКА»


Художественное оформление

ВЛАДИМИРА ЮРЧИШИНА

Предисловие члена-корреспондента

АН УССР Е. П. КИРИЛЮКА

Составление и примечания

доктора филологических наук

С. М. ШАХОВСКОГО

Сканирование, распознавание, вычитка и конвертация в FB2 - Alien

(корректура неполная)


©Издательство «Веселка», 1984,

предисловие, составление, примечания, иллюстрации, художественное оформление.

РУССКАЯ ПРОЗА ШЕВЧЕНКО

Человеческий гений проявляет себя во многих областях. Шевченко был крупнейшим поэтом современности и в то же время замечательным художником, удостоенным звания академика. После ареста за участие в тайном революционном обществе он был сослан в солдаты в далекий пограничный корпус с запрещением писать и рисовать. Но и здесь он продолжал тайно писать свои революционные стихи. Спустя три года последовал второй арест. Несмотря на то, что поэт успел передать миниатюрную книжечку со стихами верным друзьям, его все же ждала вторичная ссылка в далекий прикаспийский гарнизон.

Хотя и здесь поэт нашел благородных друзей, он решил не испытывать больше судьбу и в свободные от караульной службы часы в течение семи лет украдкой писал только повести на русском языке. К сожалению, не все они дошли до нас. Так нам известно название одной из них - «Повесть о безродном Петрусе», ученые догадываются о ее содержании, но сам текст произведения утерян.

Поскольку произведения Шевченко было строжайше запрещено печатать, он попытался передать свои повести через друзей в Петербург для публикации под псевдонимом «Кобзарь Дармограй». Однако осуществить этот замысел не удалось. И дело не только в цензуре. Замечательный русский писатель Сергей Аксаков был искренним другом поэта, но он полагал, что повести Шевченко уступают его украинским стихам. Когда Шевченко возвратился из ссылки, Аксаков не посоветовал ему печатать повести, и хотя Кобзарь и мог бы предложить издателям свои прозаические произведения, он прислушался к мнению друга.

Только спустя два десятилетия после смерти Шевченко друзья поэта напечатали его повести. Об этом речь впереди.

Мы предлагаем вниманию юных читателей лишь четыре повести Шевченко. Первой написана «Наймичка».

В этом произведении автор использовал фабульные ситуации одноименной поэмы, но сюжет несколько видоизменил. Героиню повести он назвал Лукией, ввел новые эпизоды, показал встречу с офицером-соблазнителем. В образе Лукии мы видим новые черты - ее высокую моральную стойкость. Соблазнитель предлагает ей руку, но Лукия отвергает предложение: «Не хочу я быть офицершей. Я мать офицерского сына, с меня довольно!» Автор раскрывает силу простой девушки: «Каких усилий, какого тяжкого труда ей стоило переломить себя. И только одна благородная, возвышенная любовь матери спасла тебя от разверзавшейся в другой раз перед тобою пропасти».

В повести шире, чем в поэме, раскрыта высота народной морали. Яким и Марта, безусловно, догадываются о судьбе Лукии, но принимают ее у себя с маленьким сыном: «О роду и племени ее они как бы боялися с нею речь заводить, инстинктивно понимая, что у несчастного не должно спрашивать о его прежнем счастии».

В тексте повести встречаются важные моменты, о которых, конечно, не было и упоминания в поэме. Шевченко прекрасно понимал всю тяжесть жизни подневольного крестьянства и как выдающийся мыслитель мечтал об облегчении крестьянского труда: «О агрономы-филантропы! Выдумайте вы вместо серпа какую-нибудь другую машину. Вы этим окажете величайшую услугу обреченному на тяжкий труд человечеству», - писал он в повести «Наймичка». Как известно, лишь после победы социализма в нашей стране была осуществлена мечта великого писателя.

Иногда Шевченко прибегает к историческим экскурсам, четко выделяя при этом свои собственные взгляды. Так, упомянув о кургане «Королева могила», он добавляет: «Последние, быть может, окопы Карла XII, потому что он в этих местах когда-то шлялся со своими синекафтанными шведами». В другом месте, уточняя название «Ромоданов шлях», он сначала писал, что делает это «по долгу списателя народного быта». Затем автор снимает два последних слова, подчеркивая этим, что он ставит перед собой более широкие задачи, а не только воспроизведение быта. Шевченко раскрывал типические образы в типических обстоятельствах, не раз упоминая своего предшественника в прозе Гоголя. (Так, он сравнивает старого Якима с Афанасием Ивановичем после смерти Пульхерии Ивановны).

В повести «Наймичка» мы видим широчайшую палитру художника: «Солнце близилося к горизонту и золотило своим желто-багровым светом и без того золотые, уставленные копнами поля благодатного села. Широкая долина покрывалася прозрачным светло-фиолетовым туманом и спрятала прекрасную линию своего горизонта в тумане. Сула зарделася матовым румянцем, как загоревшая на солнце молодая жница при встрече с милым косарем своим. По желтому пурпурному мату извилистой Сулы кое-где тянутся за рыбачьим челноком светлые блестящие струйки. Тянутся - и пропадают в темно-зеленом очерете».

Вслед за «Наймичкой» по фабуле одноименной поэмы была написана повесть «Варнак», а немного позже - повесть «Княгиня» по фабуле поэмы «Княжна». В конце 1854 и начале 1855 г. Шевченко пишет повесть «Музыкант» по оригинальному сюжету. Произведение посвящено крепостной интеллигенции. В русской литературе 30-40-х годов тема эта уже разрабатывалась В. Белинским («Дмитрий Калинин»), А. Тимофеевым («Художник»), Н. Павловой («Именины») и др. Образ талантливой крепостной артистки особенно сближает произведение Шевченко с повестью Герцена «Сорока-Воровка» (1848), в основу которой положен эпизод, рассказанный М. Щепкиным. К сожалению, мы не знаем, была ли известна Шевченко повесть Герцена, опубликованная в журнале «Современник». Действительность того времени давала много подобного материала. Не случайно Шевченко называет конкретные села, в которых про- исходят*события: Дигтяри, Сокиринцы, Качановка, называет почти собственными именами помещиков-крепостников. Ведь каждый читатель в образе Арновского легко мог узнать весьма популярного мецената Г. Тарновского, владельца Качановки.

В свое время к середине 30-х годов мне пришлось работать в Харькове в Институте Тараса Шевченко Нарком- проса УССР и готовить академическое издание его сочинений. Мне поручили подготовить текст повести «Музыкант».

Известно было, что эта повесть впервые была опубликована после смерти автора в киевской газете «Труд» за 1882 г., а немного позже вторично напечатана в журнале «Киевская старина» за 1887 г.

Комплект газеты «Труд» я не мог достать в Харькове и сверял текст автографа с журнальной публикацией. И что же оказалось? Буржуазные фальсификаторы пытались скрыть от читателей название сел, в которых происходило действие, а также фамилии помещиков-крепостников. Впоследствии во время командировки в Киев я сверил текст и по газете «Труд». Оказалось, что отклонений от оригинала в журнале было не меньше, чем в газете. В газете текст публикации подготовил известный в свое время критик В. П. Горленко. Он старательно затушевывал от читателей, где именно происходит действие. Вместо «Прилуки» - ставил букву «П», вместо «Дигтяри» - «Д», а вместо «Качановка» - писал «Кленовка». Шевченко в автографе дал почти подлинную фамилию помещика-крепостника: «Арновский», а публикатор везде заменил ее «Кленовский». Только в академическом издании 1948 г. текст повести напечатан по подлинной рукописи Шевченко.

Факт этот весьма показателен: помещики реакционного толка пытались скрыть от читателей названия сел, где происходили эти мерзостные истории, а также имена их владельцев.

Главная идея повестей и Герцена, и Шевченко общая: показать, что страдания талантливых крепостных - не единичное явление, а закономерность крепостнической действительности. Композиционно повесть «Музыкант» имеет форму путевых заметок автора, который по поручению Киевской археографической комиссии описывает в селах исторические памятники. Часть повествования имеет характер писем крепостного музыканта Тараса Федоровича и воспоминаний другого персонажа произведения Ивана Максимовича. Нам кажется, что Шевченко не случайно назвал своего героя Тарасом. Сирота-крепостной оказался музыкантом-виртуозом, скрипачом и виолончелистом. С большим мастерством он исполняет сложные классические произведения Мендельсона, Шопена, Вебера, Беллини. В повести говорится, что его исполнение высоко оценил великий Глинка. И в то же время герой повести Тарас вынужден, как и раньше, выполнять за столом обязанности лакея.

Трагической судьбы украинской женщины. В центре произведения - женщина из богатого рода Анна, которая, родив ребенка, безотцовщина, подбросила ее одиноких Трофиму и Насти, а уже через год, сменив имя, попросилась к ним в батраки. Материнское сердце щемило от боли за своего ребенка. Женщина становится наймичкой только для того, чтобы видеть своего сына. Автор глубоко раскрывает суть душевной драмы матери через психологическую раздвоенность героини. Самый яркий образ раскрывается в бытовом плане.

Краткий пересказ произведения

В воскресенье на рассвете в поле на могиле, словно тополь, похилилась женщина. Прижимая что-то к себе, она горько оплакивала свою судьбу: «Ой тумане, в тумане - мой латаный талане! Почему меня не спрячешь тут среди поля?». Есть у нее и родители, и брат, сама она богатого рода. И пришлось покинуть родной дом, потому что опозорила себя, родив сына, безотцовщина. Бедная підвелась и, рыдая, пошла полем, напевая грустную песню о вдове, что утопила своих сыновей в Дунае.

На богатом хуторе, в роще над прудом, жило старое супругов. Жили они в согласии и достатке, с Детства вдвоем пасли овец, выросли - поженились. Приобрели и хутор, и мельница, и добрую пасеку, но не имели детей и очень сокрушались.

Сидя в воскресенье на завалинке, Трофим разговаривал с Настей именно о том, что им болело: «А кто нас, Настя, похоронит, как умрем?» «Сама не знаю! Я все это обдумывала, и аж грустно стало...

Вдруг старые услышали плач ребенка. Они побежали к перелазу и увидели пеленали и покрыто новенькой свитиною младенец. Супруги очень обрадовался ребенку, как негаданому подарка судьбы. Трофим бросился за кумовьями, нашел их на радостях аж три пары, и вечером того же дня окрестили ребенка, назвав Марком.

Прошел год. Старые ухаживали мальчика как родного сына. Вот на хутор пришла молодая, белолицая и чернобровая женщина проситься к ним в батраки. Настя с Трофимом, посоветовавшись между собой, приняли служанку, потому что им самим уже трудно было хлопотать по хозяйству, да еще и воспитывать малого Марка.

Женщина обрадовалась, что ее берут, так, «будто с господином повенчалась». Успевала все: и в доме, и на улице, и круг скота. И больше внимания уделяла ребенку, упадала возле нее, как будто была ее Мать. Старые удивлялись этому и благодарили за нее Богу. А Анна щовечір тайком плакала и проклинала свою судьбу. Утром же утешалась, потому что малый Марко протягивал к ней руки и звал мамой.

Прошло немало лет. Похоронили бабу Настю, тяжело пережил эту потерю дед Трофим. Но «прогуло проклятое беда, да и заснул». Марко вырос, стал чумакувати. Старик решил женить сына и посоветовался с наймичкой. А Анна сказала, что надо спросить самого Марка.

Расспросили, заслали сватов. Старосты вернулись с полотенцами. «Панночку в кафтане, такую красотку висватали, что хоть за гетмана, то не стыдно. Вот такое-то чудо схватили!»,

Зашла речь о том, когда и где венчать, как справлять свадьбу. И Трофим спросил, кто будет за мать, потому что не дожила до этого времени Настя, Старик залился слезами, а служанка схватилась за дверной косяк и чуть не лишилась чувств, тихо шепча: «Мать... Мать... мать!.

За неделю готовились к свадьбе. Несмотря на мольбы старого и слезы Марка, Анна отказалась сидеть как мать за свадебным столом и пошла на прошу до Киева: Она так объяснила Марку свое решение: «Нет, Марку, никаких мне матерью сидеть: то богатые люди, а я служанка... еще и с тебя смеяться будут».

Справили пышную свадьбу. А у Анны, как пришла в Киев , не хватило денег на моле-бен святой Варваре, и она нанялась носить воду в мещанки. На заработанные деньги купила Марку в пещерах святую шапочку, чтобы не болела голова, а невестке перстень от Варвары.

Помолившись святым в лавре, служанка вернулась на хутор, где ее радостно встретили. Усадили за стол, накормили, расспросили про Киев и положили отдохнуть. Тронута теплым приемом, Анна заплакала.

Трижды ходила служанка в Киев на богомолье. Провожая ее в четвертый раз, Екатерина просила не медлить, «ибо без нее в доме как-то грустно, будто мать покинула дом».

После Успения Трофим сидел на завалинке и забавлялся с внуками мальчиком Карпом и девочкой Яринкой. Вдруг во двор зашла служанка. Старик с детьми побежали ее встречать. А Анна сразу спросила, не вернулся с чумаками Марко. Услышав в ответ «в дороге еще и до сих пор», она сказала, что болен и боится не дождаться его.

Из сумки вытащила гостинцы: крестики, дукачики, ожерелье, образок Яринке, кузнечиков и соловья Карпу, Екатерине уже четвертый перстень святой Варвары, деду - три освященные свечи. А себе и Марку ничего, потому что не стало денег, а заработать уже была не в силах. Даже півбубличка, что остались, она отдала детям.

Екатерина приняла Анну как родную мать: помыла ей ноги, усадила полдничать, но служанка не пила и не ела, просила только заказать в церкви молебен за Марка, чтобы не заболел и скорее возвращался домой.

Больную причащали, пытались всячески облегчить ее состояние, и ничего не помогало. Трофим очень боялся за ней, а Екатерина не отходила от наймички ни днем, ни ночью. Анне становилось все хуже, и она ежечасно спрашивала про Марка.

А Марко, не спеша, ехал домой. Виз всем дорогие подарки, не забыл и служанку. Лочувши, что Марко уже во дворе, Анна приказала Екатерине быстрее вести его в дом, а сама стала тихо-тихо читать молитву, благодаря Бога за то, что дождалась.

Екатерина привела Марка к Анне и на просьбу больного оставила ее вдвоем с ним. Лишь перед смертью Анна решилась открыть ему свою тайну: «Прости менеї Я терпела весь век в чужом доме... Прости меня, мой сыночек! Я... я твоя мать».

Услышав это признание, Марко потерял сознание, а когда пришел в себя, мать уже была мертва.

Сохрани - » Краткий пересказ произведения «Наймичка» (1845) . Появился готов произведение.